Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста. Формирование половой идентичности Формирование половой идентичности у ребенка

В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность, детерминируя акушерский паспортный пол новорожденного, задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества. Сюда входит система стереотипов маскулинности и фемининности, т.е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.

Отсюда полагают, что личностные и поведенческие различия между мужчинами и женщинами возникают, прежде всего, как социальный феномен, который не отделяется природными факторами в такой же степени, как морфологические и физиологические различия.

Д. Мани сформулирован «принцип Адама», или «мужской дополнительности». Автор пишет, что природа заботится, прежде всего, о создании самки, поэтому первоначально организм развивается по женскому типу; для создания самца нужно что-то добавить. На одной стадии развития - это андрогены, под влиянием которых начинается половая дифференцировка мозга, на другой - гендерные нормы и соответствующее им давление сверстников, побуждающее мальчиков «дефеминизироваться», освобождаться от первоначального материнского влияния и женственных черт характера.

По типам подчинения гендерным нормам Ш. Берн выделяет три типа:

  • - уступчивость;
  • - одобрение;
  • - идентификацию.

Уступчивость - это такой тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.

Одобрение, или интернетизация, - это тип подчинения, когда человек полностью согласен с гендерными нормами.

Идентификация - это повторение действий ролевой модели (мужчины, женщины, отца, матери).

Как отмечают в обзорной статье Я. Л. Коломинский и М. X. Мелтсас, полоролевая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:

  • 1) половая идентичность - понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу;
  • 2) собственно полоролевая идентичность - знание и усвоения ролей мужчины и женщины.

С. Томпсон выделяет в раннем развитии половой роли три этапа:

  • 1) ребенок узнает, что существует два пола;
  • 2) он включает себя в одну из этих категорий;
  • 3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения.

Ш. Берн описывает четыре стадии установления половой идентичности:

  • гендерную идентификацию (отнесение ребенком себя к тому или иному полу);
  • гендерную константность (понимание, что тендер постоянен и изменить его нельзя);
  • дифференциальное подражание (желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой);
  • гендерную саморегуляцию (ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе).

Еще до школы дети проявляют знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, занятиях, мальчики выбирают для игры машинки, игрушечное оружие, маленькие инструменты, конструктор, девочки - куклы, наряды для кукол или игрушки, связанные с домашним хозяйством (например, кухонные принадлежности). Но даже если в процессе игры дети выполняют одну и ту же роль, их поведение все же может отличаться в зависимости от того, с кем - с мальчиком или девочкой - они имеют дело.

Трехлетний ребенок, хотя знает о своей половой принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения пола.

Соотнесение желаемых и ожидаемых родительских ролей различается:

мальчики:

реже девочек допускают и предпочитают возможность выступать в противоположных паспортному полу родительских ролях;

девочки:

имеется расхождение между общеродовыми, с одной стороны, и супружескими и родительскими предпочтениями - с другой: желание быть тетей, но при этом мужем или папой. Представления о возможности изменения пола в 2,5 раза и желательности этого - в 2 раза чаще отмечалось у девочек, чем у мальчиков.

Л. Кольберг считает, что формирование константной половой идентификации у ребенка продолжается в промежутке от 2 до 7 лет. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании.

И. В. Телнюк тоже отмечает, что половая идентификация к концу дошкольного детства сформирована практически у всех детей, однако в ее основе чаще всего лежат внешние половые признаки (имена, одежда, прическа). Более существенные половые признаки (эмоциональные привязанности, присущие полу черты характера, интересы, деятельность, физиологические особенности и др.) в большинстве случаев (70%) дети этого возраста не осознают.

В. Е. Каган установил, что и мальчики, и девочки обнаруживали явное предпочтение маскулинных ролей: мальчики и мужчины смелее, находчивее, они командуют в игре и в семье, у них шире круг возможных форм поведения. Однако от четвертого к седьмому годам жизни резко увеличивается проявление полового субъективизма: мальчики чаще говорят о том, что они защищают девочек, играют в шоферов, солдат, пожарников, а девочки - что мальчики хулиганят и играют в «мужиков» .

После возникновения самоопределения ребенок оценивает позитивно те вещи, действия и формы поведения, которые связаны с его ролью девочки или мальчика. В результате этого типичное для данного пола поведение вызывает у него положительные переживания, что приводит к самоутверждению в этой роли.

Выявлено, что мальчики раньше девочек приходят к осознанию половых ролей. В исследовании Д. Брауна обнаружено, что в возрасте от 5 до 11 лет мальчики оказывают более решительное предпочтение мужской роли, чем девочки - женской.

У взрослых более дифференцированное отношение к различным половым нормам, чем у детей. Например, и мужчины и женщины поддерживают такие «мужские» нормы, как профессиональная успешность, большие заработки и мужественный внешний вид. В то же время наименьшую поддержку получили нормы, не позволяющие мужчинам выражать эмоции и отражающие традиционное разделение работ по дому.

Л. К. Емельянова отмечает, что девочки, которые больше всего ценят в матери трудолюбие, честность, гуманизм, заботу о семье, вырабатывают у себя именно эти качества. Мальчики стараются подражать отцам в деловитости, смекалке, юморе, профессиональном мастерстве.

Идентификация с матерью у девочек имеет ряд особенностей:

  • а) больший возрастной период;
  • б) большая интенсивность процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
  • в) большая значимости для идентификации теплых эмоциональных и доверительных отношений с матерью;
  • г) большая зависимость идентификации от отношений между родителями (конфликты отрицательно сказываются на идентификации);
  • д) меньшее влияние на девочек сестры, чем брата на идентификацию мальчика.

По результатам собственных исследований Ю. Е. Алешина и А. С. Волович предположили, что половая идентификация мальчиков проходит в более трудных условиях, чем таковая девочек. Среди препятствующих идентификации факторов называют большее время контакта матери с ребенком, чем отца, из-за чего отец выступает для ребенка менее привлекательным объектом. Вследствие этого первичной оказыкается идентификация с матерью, т.е. фемининная. Да и само положение ребенка отражает традиционно женские особенности: зависимость, подчиненное положение, пассивность и т.п. Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую. Однако большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, - опять женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Потому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т.п. Взрослые не столько поощряют мужское поведение, сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек полоролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков.

Процесс идентификации приостанавливается в период развития самосознания (с 10 лет у мальчиков и с 9 лет у девочек), что отражает возрастающую личностную автономию - эмансипацию от родительского авторитета.

Немаловажное влияние на процесс половой идентификации оказывают сверстники. Уже на третьем году жизни сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга Мальчики делают это активнее. Сверстники влияют больше на поведение мальчиков, чем девочек. Главный этап, на котором сказывается наибольшее влияние сверстников, обычно начинается в 8-12 лет, когда формируются мальчишеские компании. Этот процесс, получивший название мужского протеста, характеризуется ярким негативизмом но отношению к девочкам и формированием особого «мужского», подчеркнуто грубого и резкого стиля общения. В дальнейшем (к началу подросткового возраста) этот стиль несколько смягчается (М. Джинн, А. Петерсон).

Большую роль в половой идентификации мальчиков-под- ростков играют и девочки-подростки. По данным И. В. Романова, половая идентификация мальчиков зависит от сопоставления себя с женскими образами: мальчик начинает осознавать свою мужественность тогда (и тем сильнее), когда (и чем сильнее) он осознает в окружающих его девочках женщин. В то же время у девочек переживание женственности прямо не связано с интеграцией мужских образов.

На уровне неосознанной оценки себя как представителя женского пола обнаружилась интересная картина. По телефону, к которому был подключен магнитофон, были записаны реакции женщин разного возраста на обращение к ним как к мужчине, результаты были следующими:

  • в возрасте от 7 до 13 лет слышались оживление и смех;
  • в 14-16 лет - уже удивление и легкая обида;
  • в 20-35 лет - удивление, игриво-кокетливая ирония;
  • а в 40-55 лет - обида и даже негодование.

Наряду с рассмотрением вопроса о половой идентичности, стоит упомянуть о нарушениях половой идентичности. Как отмечает В. Е. Каган, в дошкольном возрасте о нарушении половой идентичности свидетельствует несколько регулярно проявляемых в различных сочетаниях признаков: предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола; стремление быть со взрослыми противоположного пола и подражать их поведению; активно высказываемое желание изменить пол и имя; сновидения, в которых ребенок выступает как представитель другого пола; стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола .

Родители гораздо сильнее беспокоятся по поводу мальчиков, играющих в девчоночьи игры, чем по поводу «девочек-сорван- цов». Очевидно, это связано с тем, что мужские роли считаются более ценными, чем женские.

В зависимости от выраженности нарушения половой идентичности, пишет В. Е. Каган, подразделяются на:

  • 1) индивидуальные вариации соотношения маскулинности и фемининности, сопровождающиеся адаптационными реакциями;
  • 2) полоролевой конфликт, разворачивающийся на личностном уровне как переживание реального или мнимого несоответствия полоролевым стандартам с личностными реакциями невротического типа;
  • 3) конфликт половой идентичности как активное, осознаваемое противостояние, переживание себя в качестве представителя противоположного пола и существующих полоролевых стандартов; личностные реакции при этом носят целенаправленный активно-приспособительный характер и устремлены к легализации своего переживания половой принадлежности вопреки своему паспортному полу.

В исследовании И. В. Берно-Белленкур выявлено, что нарушение гендерных стереотипов имеет статистически достоверную связь с различными формами аутоагрессии (суицидальные попытки) и аддитивного поведения (наркотизация, алкоголизм), социальной дезадаптацией. Поэтому для лиц с нарушением полоролевой идентификации необходима психотерапевтическая коррекция.

По данным Д. Мани, если изменение биологического пола происходит на первом году жизни, то необходима только переориентация родителей. Изменение пола в возрасте между одним и полутора годами является более сложным и зависит от того, хорошо ли ребенок понимает речь (предполагается, что проявление половой идентичности, т.е. осознание своей принадлежности к какому-то полу, происходит параллельно с овладением родным языком. В большинстве случаев ребенка нужно приспосабливать к новому полу. Изменение психологического пола в более позднем возрасте может оказаться невозможным.

У гермафродитов половая идентичность и роль формируются соответственно воспитанию, а не генетической программе.

Половая идентичность– единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли

Слово «гендер» было введено в обращение, для того чтобы отделить социальные значения «мужественности» и «женственности» от биологических половых различий. Пол определяется анатомо-физиологическими особенностями, позволяющими делить всех людей на мужчин и женщин и причислять себя к одной из групп. Иногда при хромосомном сбое или в результате отклонений в развитии эмбриона рождается человек, сочетающий в себе половые признаки как мужчины, так и женщины (гермафродит). Но это случается крайне редко.

Один психолог в шутку сказал, что пол – это то, что между ног, а гендер – то, что между ушами. Если пол человека определяется при рождении, то гендерная идентичность формируется в процессе воспитания и социализации. Быть в обществе женщиной или мужчиной означает не просто обладать определенным анатомическим строением, но и иметь внешность, манеры, поведение, привычки, соответствующие ожиданиям.

Можно выделить три уровня явлений, которые объясняют возникновение и трансформацию идентичности женщин и мужчин: биологический, психологический и социальный. Биологический уровень – это индивидуальный ресурс и жизненный потенциал человека, начиная от клеток и кончая системой органов. Это возможности функционирования, обусловленные структурными и функциональными способностями организма. Психологический уровень – эт

В современной социальной психологии отсутствует единая теория гендерной социализации, существуют несколько теорий, каждая из которых имеет как силь-ные, так и слабые стороны.

Сторонники психоаналитической теории идентификации, восходящей к взгля-дам З. Фрейда, полагают, что ребенок бессознательно идентифицируется с обра-зом взрослого человека своего пола, чаще всего отца или матери, и затем копиру-ет его поведение .

Теория половой/гендерной типизации У. Мишеля придает решающее значение процессам обучения и положительного и отрицательного подкрепления: посколь-ку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за феминное пове-дение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать по-лодиморфические образцы поведения, затем - выполнять соответствующие пра-вила и наконец интегрирует этот опыт в своем образе «Я» . Когнитивно-генетическая теория Л. Колберга подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно роль самосознания: ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем категори-зует себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается сообразовывать свое поведение со своими представлениями о своей гендерной роли

Мужские и женские качества проявляются в рисунке поведения, во внешнем виде, в предпочтении тех или иных увлечений, занятий. Есть различия и в ценностях. Считается, что женщины больше ценят человеческие отношения, любовь, семью, а мужчины – социальную успешность, независимость. Однако в реальной жизни окружающие нас люди демонстрируют сочетание и фемининных, и маскулинных личностных черт, значимые для них ценности могут существенно варьироваться. Кроме того, проявляющиеся ярко в одних ситуациях маскулинные или фемининные черты в других могут быть незаметны.

Половая идентичность происходит в результате сложного биосоциального процесса. В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность, детерминируя акушерский (паспортный) пол новорожденного, задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества.

Сюда входит система стереотипов маскулинности и фемининности. Психологическое обретение пола начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола.

Как указывает И.С. Кон, самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я»,– это половая принадлежность. На протяжении младенчества и раннего детства главным фактором формирования Я-концепции ребенка остается его общение со взрослым человеком, в том числе и в отношении осознания своей половой принадлежности. Внешние признаки пола новорожденного обозначают для взрослых «программу» его восприятия и их отношения к ребенку (в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться). С полом у людей (в большей или меньшей мере в зависимости от культурных особенностей) связываются традиционные ассоциации, которые ребенок в течение жизни постепенно усваивает. В последующем эмоционально-когнитивное осознание себя как человека определенного пола уже обусловлено нормами и обычаями соответствующего общества и культуры .

Первичная половая идентичность, т. е. знание своей половой принадлежности формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. С возрастом объем и содержание первичной половой идентичности ребенка меняются. Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К 3 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается различие между ними. В этом возрасте возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы.

Формирование константной половой идентификации у ребенка продолжается в промежутке от 2 до 7 лет. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании. В дошкольном возрасте начинается активное усвоение детьми половых ролей, осознание ими необратимости пола, принятие норм полоролевого поведения. В дальнейшем у ребенка состоится истинная половая идентификация как результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Осознание своего пола является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания ребенка

Говоря мальчику: «Дай сдачи, ты же мальчик» или «Не реви, ты не девочка», родители воспроизводят гендерные стереотипы и невольно, а то и сознательно закладывают основу для будущего агрессивного поведения мальчика и ощущения превосходства над девочками. Когда взрослые или друзья осуждают «телячьи нежности», они тем самым запрещают мальчику, а потом и мужчине проявлять внимание, заботу, ласку. Фразы типа «Не испачкайся, ты же девочка», «Не дерись, дерутся только мальчишки» формируют у девочки чувство собственного превосходства над грязнулями и драчунами, а призыв «Веди себя тише, будь скромнее, ты же девочка» ориентирует играть вторые роли, уступая пальму первенства мужчинам.

До 9–10 лет дети особенно восприимчивы к внешним влияниям. Тесное общение со сверстниками противоположного пола в школе и на других занятиях помогает ребенку усвоить поведенческие гендерные стереотипы, принятые в обществе. Ролевые игры, начавшиеся еще в детском саду, со временем становятся все сложнее. Участие в них очень важно для детей: они имеют возможность выбирать пол персонажа в соответствии со своим, учатся соответствовать своей гендерной роли. Изображая мужчин или женщин, они прежде всего отражают стереотипы гендерного поведения, принятые в семье и в школе, проявляют те качества, которые считаются в их окружении фемининными или маскулинными.

Интересно, как по-разному родители и учителя реагируют на отход от стереотипов. Девочку-сорванца, которая любит играть в «войнушку» с мальчиками, и взрослые, и сверстники, как правило, не порицают. А вот мальчика, который играет в куклы, дразнят, обзывают «девчонкой» или «маменькиным сынком». Очевидно различие объема требований к «подобающему» поведению мальчиков и девочек. Трудно представить себе, что какое-нибудь нехарактерное для девочки занятие (лазерные бои, автогонки, футбол) вызовет столь же сильное осуждение, как, например, любовь к игрушечной посуде, шитью и нарядам у мальчика (это хорошо показано в фильме 2000 года режиссера Стивена Долдри «Билли Эллиот»). Таким образом, в современном обществе практически не осталось чисто мужских занятий и увлечений, но по-прежнему существуют типично женские.

В препубертатном периоде (примерно от 7 до 12 лет) дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы, при этом избегая представителей другого пола. Исследования белорусского психолога Якова Коломинского*** показали, что при необходимости отдать предпочтение трем одноклассникам мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Однако эксперимент, поставленный нами, убедительно доказал, что если дети уверены, что их выбор останется в тайне, то многие из них выбирают лиц противоположного пола****. Это свидетельствует о значимости усвоенных ребенком гендерных стереотипов: он опасается, что дружба или даже общение с представителем другого пола могут заставить окружающих усомниться в правильном усвоении им своей гендерной роли.

Расстройства половой идентичности:

    инверсия пола воспитания, когда ребенок ориентируется на требования соответствующей половой роли, формируя в ходе ее интериоризации половую идентичность. Этот процесс завершается к 5-6 годам. Воспитание ребенка до этого возраста как представителя противоположного пола оказывается необратимым или трудно обратимым.

    особенности семьи: физическое отсутствие отца (развод, пьянство, много времени проводит на работе); побои и издевательство над матерью или ребенком, особенно в возрасте до 6-7 лет, что блокируют идентификацию с отцом;

    женское воспитание - вследствие того, что женщина при этом часто является единственно доступным эталоном для половой идентификации.

Нормальное полоролевое развитие детей требует наличия как женского, так и мужского образцов. Одновременное восприятие обеих ролей предполагает их сравнение, осознание не только противоположности каждой из них, но и необходимости единства.

К признакам нарушений половой идентичности у детей относятся стремление к принятию облика другого пола; влюбленность в людей своего пола; идентификация с персонажами другого пола в восприятии произведений литературы и искусства и т.д. Данные проявления заметны в повседневной жизни, на что необходимо обратить внимание взрослых, чтобы предотвратить нарушения в развитии личности ребенка.

Влияние состава семьи на формирование половой идентификации у детей дошкольного возраста

Введение

Глава 1. название

1 Понятие о половой идентификации.

2 Психические различия мальчиков и девочек.

3 Понятие семья, виды семьи, влияние семьи на психическое развитие.

Глава 2. Изучение влияния состава семьи на половую идентификацию

1 Изучение маскулинных и феминных черт характера у детей-дошкольников.

2 Сравнительный анализ проявлений черт характера, исходя из полноты семьи.

Заключение

Литература

Введение

Проблема формирования половой идентичности - актуальная и достаточно новая в возрастной психологии. В детстве у человека формируется самосознание, усваиваются моральные и социальные нормы. Пол - это первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность. Развитие ребенка как представителя мужского или женского пола может быть полноценным благодаря его взаимоотношениям со взрослыми - родителями и другими людьми. Поэтому половое и социальное развитие ребенка тесно взаимосвязаны между собой. Осознание и принятие ребенком сваей половой принадлежности происходит в соответствии с его собственными определениями мужественности и женственности. Это ведет к формированию половой идентичности. Важным компонентом половой идентичности является усвоение и принятие ребенком своей половой роли. Ролевые ожидания родителей оказывают сильное влияние на развитие полового сознания ребенка. При общении значимых взрослых с мальчиком как девочкой нарушается его половое сознание. И наоборот, когда с мальчиком начинают общаться, как с мужчиной, процесс его половой идентичности будет протекать успешнее. Нормальное полоролевое развитие детей требует наличие как женского, так и мужского образцов. Одновременное восприятие обеих родительских ролей предполагает их сравнение, осознание не только противоположности каждой из них, но и необходимости единства. Понимание фактов формирования половой идентичности в детском возрасте поможет дифференцированному подходу в воспитании мальчиков и девочек, предотвратить нарушения процесса половой идентификации, феминизацию мужчин и маскулинизацию женщин. Актуальными становится задачи исследования динамики формирования половой идентичности и фактов, которые оказывают влияние на ее развитие.

Цель: определить влияние состава семьи на половую идентификацию.

1.изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2.определить выборку детей для изучения.

.разработать диагностику маскулинных и феминных черт характера.

.провести данную диагностику с детьми дошкольниками.

.выявить влияние состава семьи на формирование половой идентификации.

Гипотеза: мы предполагаем, что состав семьи влияет на формирование у детей дошкольников маскулинных и феминных черт характера.

Предмет исследования: половая идентификация.

Объект исследования:

дети из полной семьи: Иванов Павел Анатольевич

Карпович Дмитрий Васильевич

Гринкевич Диана Михайловна

Сушко Светлана Владимировна

Хмара Артем Григорьевич

дети из неполной семьи: Боричевский Андрей Андреевич

Симонович Юлия Николаевна

Глушко Денис Романович

Агеева Ксения Сергеевна

Козлов Станислав Николаевич

Глава 1. Изучение половой идентификации и семьи

1 Понятие о половой идентификации

Половая идентификация (наряду с именем, притязанием на имя, бытие в прошлом, настоящем и будущем) является составной исторически сложившейся структурой самосознания.

В. С. Мухина.

Очевидным основанием для выделения групп людей относится половая принадлежность. Анатомические различия, очевидные уже при рождении, увеличиваются от детства к взрослости. Параллельно с анатомическим развитием формируется «Я - образ», специфический для каждого пола и часто определяемый при помощи понятия «психологический пол».

Психологический пол - совокупность определений сексуальной идентичности, т.е. чувство и осознание своей половой принадлежности.

Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть определено через понятие феминности (набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу) и маскулинных (набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу).

В результате процесса половой идентификации, биологически данный пол в ходе социализации половой принадлежности, формированию половой идентичности и соответствующих данной культуре полоролевых ориентаций и образцов поведения.

Половая идентификация - отождествление себя с представителями определенного пола, переживания себя как мальчика или девочки, проявляющееся в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Таким образом, понятие « половая идентификация » включает:

·отождествление своего «я» чужому, принятому за «образец» или «эталон» (заимствование манеры поведения и рода личностных черт);

·привязанность к объекту, с которым индивид себя идентифицирует, «вживание» его в образ и готовность к эмоциональному сопереживанию;

·сравнительная легкость осуществления идентификации за счет пользования готовых поведенческих и эмоциональных стереотипов;

·необходимость признания принадлежности индивида к данному полу другими личностями.

В норме половая идентификация протекает естественно и не требует активности сознания. Половая идентификация обретает психологический смысл для личности, лишь будучи включенной в ее деятельность, особенно в совместную деятельность с другими. Формирование половых ролей и половой идентичности происходит через идентификацию с родителями.

На начальных этапах полоролевого развития выделяют три процесса половой идентификации:

1.ребенок узнает, что существует два пола;

2.он включает себя в одну из категорий;

.на основе самоопределения руководит своим поведением, выбирая и подчиняя его формы.

Первичная половая идентичность, т.е. знание своей половой принадлежности, складывается обычно уже к 1,5 годам и является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать свой вывод. Он зачастую не способен четко определить пол ребенка на фотографии, изображающей его (ее) самого; такая способность проявляется только к 2,5 годам.

В возрасте 2-х или 3-х лет у детей появляется понимание роли полов, внешних проявлений принадлежности к мужскому и женскому полу как членов собственной семьи, так и других людей. Вначале ребенок ориентируется по отдельным, случайным признакам типа « мама не курит трубку » или « папа не красит губы ». Однако начинающий ходить ребенок понимает больше, чем может выразить словами. Умение различать пол людей развивается в процессе наблюдения за разнообразными формами поведения окружающих.

Половая самоидентификация, т.е. осознания себя существом мужского или женского пола, окончательно формируется примерно к 3-летнему возрасту. Этому, вероятно, способствует приобретение речевых навыков, которые позволяют ребенку идентифицировать себя в новом качестве и проявить свою способность правильно определить половую принадлежность, используя местоимения, как «он » или «она » применительно к другим людям.

К 3-4 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. К этому возрасту, дети отождествляют себя с представителями своего пола: «Я-мальчик», «Я-девочка». Половая принадлежность ассоциируется у них с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемые им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Младшие дошкольники еще предполагают, что, вырастая, могут стать лицами противоположного пола. До 5-6 лет они часто не понимают, что пол нельзя изменить как одежду, прическу или род занятий (некоторые дети думают, что если надеть платье мальчику, то он превратится в девочку). Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был - мальчиком или девочкой, когда был маленьким. В 6-7 лет дети окончательно осознают необратимость половой принадлежности, они достигают ступени, которую можно назвать «константность пола».

Понятие и освоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой в дальнейшем соотносятся полоролевое самосознание и полоролевое самосознание.

Человек относится к определенной социальной группе, где он выполняет свою определенную роль. В действительности каждый человек выполняет не одну, а несколько социальных ролей. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например: быть мужчиной или женщиной), другие приобретаются в течение жизни. Однако сама роль не определяет деятельность и поведение каждого его носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит роль.

Одной из разновидностей ролей является половая роль. Как указывает И.С.Кон, половая роль - это нормативные предписания, связанные принадлежностью к определенному полу, выполнение которых обеспечивает мужской или женский статус.

Существует мнение, что требование быть мужчиной или женщиной определяет только одну половую роль. Половые роли мужчины и женщины различают по характеру деятельности (служба, воспитание детей, домашняя работа, занятия на досуге). Разделение ролей происходит в детстве, которое включает игры, типичные для детей разного пола и другие различия между мальчиками и девочками. Половы роли можно объяснить с трех позиций: биологической, социальной и структурной.

Биологическая позиция предполагает, что роли определяются в процессе созревания человека, и это отражает генетические различия между мальчиками и девочками. Социальная позиция главное значение придает влиянию усваиваемых в детстве взглядов и ценностей, а так же процессам, которые определяют воздействие на ребенка внешних факторов и восприятие им полоспецифической информации. Структурный подход основывается на признании того, что общественные структуры отражаются на взглядах и поведении людей, и поэтому считается, что мужчины и женщины скорее приспосабливаются к воздействию культуры, чем усваивают ее.

В процессе усвоения половых ролей лежат представления о женщине и мужчине, которые сложились в данной культуре. На уровне культуры половые роли существуют в контексте системы половой символики и стереотипов маскулинности и феминности. Понятие и усвоение человеком определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой соотносятся самосознание личности и свойства его поведения. В дошкольном возрасте начинается активное усвоение детьми половых ролей, осознание ими необратимости пола, принятие норм полоролевого поведения.

В целом, основной источник усвоения половых ролей детьми - образ жизни взрослых. Чем отчетливее выделены эти роли, и чем больше они удовлетворены, тем лучше для ребенка. Проявление типов поведения, ролей, характеристик личности, которые составляют культурные определения мужественности и женственности, сложны и многообразны. В этом смысле мальчики находятся в менее благоприятной ситуации, чем девочки. Мать традиционно проводит больше времени с маленьким ребенком, чем отец. В связи с этим, как для девочки, так и для мальчика первичной оказывается идентификация с матерью, то есть феминная. В плане становления половой идентичности мальчикам предстоит решать более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности. Однако решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок в жизненной среде (воспитатели детского сада, врачи, учителя) - женщины. В итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении, свойственном мужской половой роли, чем женской.

Правильная половая идентичность ребенка - важная жизненная проблема овладения им собственным гражданским полом. Для этого в обществе существуют социальные нормы, которые регламентируют занятия представителей того или другого пола. Средствами присвоения половых ролей служат принятые в данном обществе маскулинности и феминности. Это представления о том, чем должны различаться мужчины и женщины по своим физическим и психическим свойствам.

Половые роли и нормативные представления имеют социальное происхождение. Их содержание определяется условиями жизни общества и может различаться в разных культурах. Мальчики и девочки с дошкольного возраста живут в разных культурных мирах. Мальчики менее свободны в пересечении межполовых границ. Многие их взаимодействия с девочками направлены на укрепление этих границ и могут рассматриваться как проявление мужской силы. Половым ролям свойственно два типа противоречий: у девочек между традиционной и современной ролью; у мальчиков - между отроческой ролью, основанной на физическом превосходстве, и более обыденной ролью взрослого мужчины.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у ребенка формируется полоролевое самосознание - это система знаний, личностных смыслов и значений, которые одновременно формируют переживание человеком себя как представителя пола.

Психологические особенности пола дошкольников проявляются:

·в специфике поведения и деятельности детей;

·в общении с взрослыми;

·во влиянии оценок других людей;

·в понимании личности другого человека; интересах девочек и мальчиков и т.д.

1.2 Психические различия мальчиков и девочек

половой идентификация психический семья

В дошкольном детстве полоролевое развитие имеет свою динамику. В младших группах детского сада общение детей преимущественно смешанное. С переходом в старшие группы изменяется тип общения детей, он дифференцируется, становится более « мужским » или « женским». Возникает две структуры в коллективе - структура мальчиков и девочек. Общение девочек избирательное, игровые объединения устойчивее, чем у мальчиков. Их выбор в играх и общении настолько постоянный, что даже не изменяется на протяжении 2-3 лет. Чем младше девочки, тем более многочисленные игровые объединения они создают, но уже к старшей группе формируется женский тип общения (общение парное и эмоционально-интимное по содержанию). Среди девочек чаще возникают конфликты, разногласия их волнуют больше, чем мальчиков. В группе девочки больше, чем мальчики, удовлетворены общением со сверстниками: они получают больше выборов, в том числе и взаимных.

Формы общения мальчиков отличаются следующими особенностями: они отдают предпочтение играм и общению с ровесниками своего пола, создают более многочисленные игровые объединения, но эти объединения менее стабильны. Мальчики и девочки часто не могут играть вместе. Они нередко проявляют, особенно девочки, настороженность к другому полу, волнение при необходимости контактов. Мальчики не всегда удовлетворены отношениями со сверстниками своего пола.

Эмоциональная атмосфера коллектива, созданная вокруг мальчиков и девочек, различная. Для девочек атмосфера более благоприятна. Они получают больше положительных оценок, их чаще хваля, они более активные и аккуратные. Оценки взрослых создают для них более комфортные условия. Комфортность («примерность») девочек по сравнению со своеволием мальчиков часто заключается в том, что при конфликтах между ними педагог чаще становится на сторону девочек. Естественно, что больше шума создают мальчики. Многие нарушения дисциплины связаны с характером их деятельности. Они менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают. Причем не из сознательного стремления что-то нарушить или неуважения к старшим, а из свойственного представителям мужского пола стремления к активной, преобразующей деятельности. В условиях строгой регламентации эти их особенности могут приводить к нарушениям норм поведения. Различия между мальчиками и девочками проявляются и в том, что девочки чаще обращаются к старшим. В идентичных ситуациях девочки чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек.

Во всех возрастных периодах для девочек характерна большая стабильность в понимании ровесников. Преобладание эмпатии у девочек можно объяснить материнским инстинктом, врожденными программами родительского поведения. Мальчики же обладают меньшими способностями понять другого человека, смысл мотивов его поведения.

Круг интересов мальчиков шире, чем девочек. Вследствие этого у мальчиков больший словарный запас. В тоже время девочки склонны к предметно-оценочной речи (существительные, прилагательные, отрицания и подтверждения). У них чаще наблюдается интерес к своей внешности, они более чувствительны. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, играх-соревнованиях, строительных, военизированных играх, в которых можно реализовать свои способности лидера, потребность в двигательной активности.

1.3 Понятие семья, виды семьи, влияние семьи на психическое развитие

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Семья первая ячейка, в которую поступает ребенок с рождения. Период от рождения до шести лет характеризуется сильнейшей зависимостью от родителей. Ребенок, подражая взрослому формирует определенные личностные качества, критерии оценки себя и других. Значительным взрослым для ребенка являются родители. Устанавливается стиль взаимоотношения. Ребенок должен понять свою значимость в семье, т.е. для чего он, приносит ли он радость.

Для психического здоровья ребенку нужно единое требования всех взрослых. Доброжелательное отношение, не следует запугивать, бить, оскорблять и т.д. На формирование психики ребенка влияет полнота семьи и количество членов семьи.

В семье наличие дедушек и бабушек способствует лучшему пониманию детьми того, что родители главные. Также имеет значение количество детей.

3 ребенка- учит взаимоотношениям между людьми, общение на ровных, решение конфликтов.

Старшие дети воспитывают младших. Наибольшее влияние в воспитании оказывают дети, разница у которых в возрасте приблизительно 7 лет.

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий его членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанностей оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построение его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.

Но если в семье только один родитель? Каковы социально-психологические последствия воспитательного влияния такой семьи на формирование личности ребенка? Ответы на эти вопросы лежат не на поверхности, как может показаться на первый взгляд. Однако многое в психическом развитии и личностном становлении ребенка зависит не только от наличия одного либо двух родителей. Принципиально важно как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с семьей.

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успех в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в неполной семье таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

Что такое неполная семья и каковы ее разновидности?

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей - это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим выделяют следующие разновидности неполных семей:

·Осиротевшие;

·Внебрачные;

·Разведенные;

·Распавшиеся.

Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей. Несмотря на то, что в любой неполной семье отсутствуют объективные условия для полноценного развития ребенка, каждая из ее разновидностей отличается своими психологическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на развитие личности воспитывающихся в таких семьях детей.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследователями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

·Нарушение развития интеллектуальной сферы (страдают математические, аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных способностей);

·Недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

·Затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

·Формирования избыточной, патологической привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно не было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей. Взрослые сознательно или бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общественными традициями ориентируют его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Родители мальчикам чаще, чем девочкам, прощают проявление агрессивности и поощряют их активность, инициативность. От девочек ждут душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание, ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция мальчика (девочки) обуславливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.

Ориентация ребенка на ценности своего пола прежде всего происходит в семье. Здесь многое зависит от традиций. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь, ты не девочка. Ты - мужчина». И тот учится удерживать свои слезы. С ним солидаризуется отец, старший брат: «Мы - мужчины». Ребенок учится сдерживать свои слезы, гордится, что он принадлежит к категории мужчин. Девочку наставляют: «Не дерись. Не лазай по деревьям и заборам. Ты - девочка». И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она - девочка.

В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребе6нок.

В полной семье ребенок ориентируется на родителей, причем, как правило, мальчики - на отца, а девочки - на мать. Мальчик свой выбор отца аргументирует тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. При этом он выражает восхищение именно мужскими достоинствами отца. Девочка свой выбор матери аргументирует тем, что она тоже женщина и должна быть похожа на женщин, и выражает восхищение именно женскими достоинствами матери.

Образцы мужского и женского поведения входят в структуру самосознания ребенка, прежде всего через непосредственные проявления старшего поколения мужчин и женщин.

Ребенок подражает всему: как полезным формам поведения, которые представляют человека с лучшей стороны, так и негативному стереотипному поведению взрослых, являющейся вредной привычкой (брань, курение и др.) Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола.

Осознание ребенком своей половой принадлежности имеет определяющее значение для развития его личности. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего пола и стремление поддержать «престиж» своего пола, подчеркивание мужской и женской своей сущности. Это чувство следует поддерживать, так как оно определяет полноценность развития его личности.

Ребенок рано начинает брать на себя роль своего пола. Это сказывается на его отношении с представителями противоположного пола. Интересно в этом плане поведение ребенка с взрослыми. Мальчики стараются вести себя « как мужчины » со своими мамами, тетями, старшими сестрами. Девочки, в свою очередь, с взрослыми мужчинами ведут себя несколько иначе, чем с женщинами: нередко они более застенчивы и кокетливы в присутствии мужчин, которые им нравятся.

В дошкольном возрасте дети окрашивают спецификой половой роли отношения с взрослыми. Реакции взрослого на эти проявления утверждают ребенка в правильности стиля его поведения либо вносят коррекции или пресекают то или иное поведение. В разных культурах традиционно существует свой стиль мужского и женского поведения. Ребенок, принадлежащий к определенной культуре, присваивает стиль своего пола в том возрасте, когда он еще не отдает себе отчета, что же означает его стиль.

В дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия в направленности интересов к общению у мальчиков и девочек, обнаруживается доброжелательная пристрастность к детям своего пола: мальчик чаще выбирает мальчиков, а девочка - девочек. Развивается самосознание и осознание себя как мальчика, мужчины или как девочки, женщины.

Влияние матери на сына в неполной семье:

1.формируется женский тип психологических качеств и интересов, отсутствие интереса к учению;

2.влияет на развитие личности и самосознания;

.труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением;

.возникают трудности в усвоении адекватной половой роли.

Влияние матери на дочь в неполной семье:

1.недоверие ко всему мужскому роду;

2.осложняется формирование навыков межполового общения, что в последствии негативно отразится на личной и семейной жизни.

Материнские способности - едва не самый чувственный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В тоже время, мнение отца относительно знания академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие ребенка и успеваемость не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, росшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определенную роль в развитии черт мужественности у мальчиков и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могу оказаться половой идентификации.

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек этот период более размыт 3-8. Под влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений женщины и мужчины. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитие личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представлении о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком.

Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери и отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Результат издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформацией личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возглавляет мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях - чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении ограничить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда личностные взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощрять его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способности рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психологического здоровья.

Таким образом, усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей. Под их руководством, через подражание, ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Позиция мальчика (девочки) обуславливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.

В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребе6нок. Осознание ребенком своей половой принадлежности имеет определяющее значение для развития его личности.

Глава 2. Изучение влияния состава семьи на половую идентификацию

1 Изучение маскулинных и феминных черт характера у детей-дошкольников

Для подтверждения гипотезы нашего исследования были разработана методика по выявлению маскулинных и феминных черт характера у детей дошкольного возраста.

В ходе изучения литературы, нами выделены маскулинные черты характера:

агрессивность,

активность,

настойчивость,

низкая общительность,

низкая эмоциональность.

Феминные черты характера:

скромность,

пассивность,

уступчивость,

общительность,

высокая эмоциональность.

В средней группе детского сада № 86 г. Минска было проведено исследование 10 детей на наличие данных чет характера, причем 5 детей из полных семей, и 5 - из неполных (воспитываются матерью).

В ходе наблюдения за детьми отмечались преобладающие черты характера, маскулинные - буквой «М», феминные - буквой «Д», далее подсчитывается преобладающее количество одинаковых букв. Данные наблюдения сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Проявление маскулинных и феминных черт характера у детей.

Маскулинные черты характераИванов Павел (полная семья) 3МФеминные черты характераАгрессивностьМСкромностьАктивностьМПассивностьНастойчивостьДУступчивостьНизкая общительностьДОбщительностьНизкая эмоциональностьМВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераКарпович Дима (полная семья) 4МФеминные черты характераАгрессивностьМСкромностьАктивностьДПассивностьНастойчивостьМУступчивостьНизкая общительностьМОбщительностьНизкая эмоциональностьМВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераГринкевич Диана (полная семья) 4ДФеминные черты характераАгрессивностьДСкромностьАктивностьДПассивностьНастойчивостьМУступчивостьНизкая общительностьДОбщительностьНизкая эмоциональностьДВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераСушко Света (полная семья) 3ДФеминные черты характераАгрессивностьДСкромностьАктивностьМПассивностьНастойчивостьМУступчивостьНизкая общительностьДОбщительностьНизкая эмоциональностьДВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераХмара Артем (полная семья) 3МФеминные черты характераАгрессивностьМСкромностьАктивностьДПассивностьНастойчивостьМУступчивостьНизкая общительностьДОбщительностьНизкая эмоциональностьМВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераБоричевский Андрей (неполная семья) 3ДФеминные черты характераАгрессивностьДСкромностьАктивностьМПассивностьНастойчивостьДУступчивостьНизкая общительностьДОбщительностьНизкая эмоциональностьМВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераСимонович Юлия (неполная семья) 4МФеминные черты характераАгрессивностьДСкромностьАктивностьМПассивностьНастойчивостьМУступчивостьНизкая общительностьМОбщительностьНизкая эмоциональностьМВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераГлушко Денис (неполная семья) 4ДФеминные черты характераАгрессивностьМСкромностьАктивностьМПассивностьНастойчивостьДУступчивостьНизкая общительностьДОбщительностьНизкая эмоциональностьДВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераАгеева Ксения (неполная семья)3МФеминные черты характераАгрессивностьДСкромностьАктивностьМПассивностьНастойчивостьМУступчивостьНизкая общительностьМОбщительностьНизкая эмоциональностьДВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераКозлов Стас (неполная семья) 3ДФеминные черты характераАгрессивностьМСкромностьАктивностьМПассивностьНастойчивостьДУступчивостьНизкая общительностьДОбщительностьНизкая эмоциональностьДВысокая эмоциональность

Таким образом, дети из полной семьи характеризуются преимущественно чертами характера, свойственными их полу. 2 мальчиков (40%) набрали по 3 балла маскулинных черт характера; 1 мальчик (20%) набрал 4 балла маскулинных черт характера; 1 девочка (20%) 3 балла феминных черт характера; 1 девочка (20%) 4 балла феминных черт характера.

Дети из неполной семьи характеризуются противоположными чертами характера, свойственными другому полу: 2 мальчика (40%) по 3 балла феминных черт характер; 1 мальчик (20%) 4 балла феминных черт характера; 1 девочка (20%) 4 балла маскулинных черт характара; 1 девочка (20%) 3 балла маскулинных черт характера.

2.2 Сравнительный анализ проявлений черт характера, исходя из полноты семьи

Для решения задач курсовой работы необходимо сравнить показатели черт характера и определить, в какой семье воспитывается ребенок.

В нашем исследовании участвовали дети из полной семьи: Иванов Павел, Карпович Дима, Гринкевич Диана, Сушку Света, Хмара Артем.

А также, дети воспитанные в неполной семье (воспитание осуществляет мать): Боричевский Андрей, Симонович Юля, Глушко Денис, Агеева Ксюша, Козлов Стас.

Данные сведены в таблицу 2.

Таблица 2

ФИОБаллы, полученные в диагностике 1Иванов Павел Анатольевич3МКарпович Дмитрий Васильевич4МГринкевич Диана Михайловна4ДСушко Светлана Владимировна3ДХмара Артем Григорьевич3МБоричевский Андрей Андреевич3ДСимонович Юлия Николаевна4МГлушко Денис Романович4ДАгеева Ксения Сергеева3МКозлов Станислав Николаевич3Д

Жирным шрифтом выделены дети из полных семей.

Эти данные говорят о том, что наличие или отсутствие родителя, которому могли бы подражать дети и ждать оценки о своем поведении, влияет на формирование черт характера ребенка.

Заключение

Целью курсовой работы было определение влияния состава семьи на половую идентификацию ребенка. Изучив психолого-педагогическую литературу по этой проблеме было выявлено, что половая идентификация, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери и отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей. В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребе6нок. Осознание ребенком своей половой принадлежности имеет определяющее значение для развития его личности.

Выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.к. была разработана и проведена диагностика маскулинных и феминных черт характера. В диагностике участвовали дети из полной и неполной семьи. Проводилось наблюдение, все данные записывались в таблицы, из которых было выявлено, что состав семьи влияет на формирование половой идентификации. Так же были выполнены все поставленные задачи курсовой работы..

Литература

1 Антонов А.И., Медков В.М. «Социология семьи»

2 Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки - два разных мира»

Исаев И.С., Каган В.Е. «Половое воспитание детей»

Кон И.С. «Введение в сексологию»

Макаренко С. «Женственность и мужественность: вопросы их формирования у детей и подростков» ж. «Воспитание школьников» 2001г. №9

Пилиповский В.Я. перевод с анг. «Помощь родителям в воспитании детей»

Романов Н. «Половое воспитание, психофизическое развитие дошкольников, роль семьи» ж. «Здаровы лад жыцця» 2002г. №1

Сенько Т.В. «Личностные притязания родителей к детям» ж. «Образование и воспитание» 1997г. №1

Целуйко В.М. «Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье»

Похожие работы на - Влияние состава семьи на формирование половой идентификации у детей дошкольного возраста

Мама, я хочу быть девочкой! – заявил мне сын в три с половиной года.Почему? – поинтересовалась я…

Девочкой быть лучше, – ответил он. Но так и не смог объяснить, почему.

С такой или подобной ситуацией сталкиваются многие родители. Сын хочет носить платьице, красить губы, а дочка играет в машинки, изображает пирата или дерется. Часто такое поведение пугает родителей, кажется ненормальным. Сейчас общество более терпимо относится к гомосексуализму, чем скажем 10-20 лет назад, но все-таки в России это явление пока не считается нормальным, и большинство родителей хотели бы чтобы их ребенок был ориентирован на гетеросексуальные отношения (с противоположным полом).

Поэтому, когда девочка или мальчик проявляют поведение, не свойственное представителям своего пола, родители бывают удивлены и насторожены.Осознание своей принадлежности к тому или другому полу происходит у ребенка в дошкольном возрасте. К полутора годам он интуитивно определяет свой пол, к трем-четырем – осознанно отличает мужчин от женщин, но еще допускает, что со временем пол может измениться. К 6-7 годам ребенок уже окончательно осознает, что половая принадлежность – это навсегда, и начинает активно проявлять и примерять мужской и женский стили поведения, игры, занятия и т.д.

Существуют разные теории половой социализации у детей. Одна из них берет начало в психоанализе. Фрейд выделял три стадии развития индивида: оральная (примерно до 1,5 лет, познание мира и получение удовольствия идет через рот), анальная (приучение к горшку , контроль над своим телом, 2-3 года), и фаллическая (ок. 4 лет). На фаллической стадии у мальчиков проявляется Эдипов комплекс, а у девочек – комплекс Электры. Это влечение к родителю противоположного пола и ревность – к своего. Разрешение Эдипова комплекса происходит через преодоление мальчиком влечения к матери, когда он начинает идентифицировать себя с отцом и перенимает от него доминантную модель поведения. Девочки же, напротив, подавляют в себе активность, идентифицируют себя с матерью.

В процессе половой самоидентификации ребенок получает подкрепление своей половой роли : у мальчиков поощряется мужское поведение, у девочек – женское. В первую очередь это происходит в семье. Поэтому учитесь сами соответствовать своему полу. В социуме есть представления о «правильном» половом поведении:

  • Для мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, рассудочность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности.
  • Женщине же, напротив, свойственно быть пассивной, нерешительной, идущей на компромисс, эмоциональной и социально уравновешенной.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша дочь вышла замуж не за «тюфяка» и «тряпку», то прививайте ей с детства понимание, что она – будущая женщина.

Если вы хотите, чтоб с вашим взрослым сыном рядом была заботливая, мягкая, душевная женщина, а не мужик в юбке – воспитывайте его мужчиной: поощряйте активность, не пытайтесь сделать его тихим и покладистым, пусть у него всегда будет свое мнение.

Еще одно важное замечание:

Иногда бывает, что ребенок рождается не того пола, о котором мечтали родители. И они бывают разочарованы, не принимают ребенка, либо пытаются воспитать его в противоположность природе: стараются из мальчика «сделать» девочку и наоборот.

Если у вас случилось именно так, то, пожалуйста, не пытайтесь переделать природу, иначе ваш ребенок будет на протяжении всей жизни ощущать внутренние противоречия и у него будут дополнительные сложности с поиском своего места в жизни.

Ольга Елагина
Психологические особенности половой идентификации у детей дошкольного возраста

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. Наиболее чувствительным к подобным негативным влияниям является дошкольный период – возраст 4-5 лет , который характеризуется заинтересованностью детей в половых различиях , в формировании устойчивого понимания и принятия собственной половой роли .

Информация о правильном полоролевом поведении передается через детскую литературу, телевидение , разговорный язык, взаимодействие со сверстниками и др. Универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола . Сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. В общении со сверстниками ребенок испытывает себя как представитель определенного пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентированном взрослыми общении, получая опыт на эмоциональном уровне. Важнейшим источником формирования половой идентификации является семья . Половая идентификация , глубоко проникающая в самосознание личности, задает вектор социализации индивида. Для успешной адаптации и интеграции в социум, как полноправного ее члена, ребенок должен воспитываться в семье, где происходит формирование полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения

На формирование половой идентичности ребенка дошкольного возраста оказывают влияние многие факторы, но основными остаются родители как эталон правильного поведения, сверстники и средства массовой информации.

Воспитание мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях с учетом половой дифференциации недостаточно эффективно, так как в основном опирается на устаревшие гендерные стереотипы, не учитывает реалий современной жизни, игнорирует или упрощает их, не реализует направления развития вариативности полоролевого поведения , не формирует у детей навыков овладения мужскими и женскими ролями. Иначе говоря, для успешного протекания процесса половой идентификации необходимо создать специальные условия учитывающие специфику развития ребенка в дошкольном возрасте .

В период дошкольного детства ребенок стремиться к одобрению, завоеванию любви, уважения и доверия к себе. Средством решения этой задачи является освоение социальных норм, помощь взрослым, попытки включиться в те виды деятельности, которыми занимаются взрослые. Так появляются мамины помощницы, маленькие подмастерья. Именно в рамках этих видов деятельности происходит первичная половая идентификация детей . Одни виды их активности соответствующие полу, поощряются и одобряются взрослыми, а другие противоречащие представления о том, что могут и должны делать мальчики или девочки, вызывают насмешки или порицания.

Процесс становления половой идентификации происходит в условиях семьи, именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния. Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье . Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка . Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи. Присутствие в его жизни полноценных папы и мамы. На девочках отсутствие отца сказывается в первую очередь в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации

А. И. Захаровым установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет , а у девочек в возрасте 3-8 лет . Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей , а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи.

В дошкольном возрасте процесс половой идентификации имеет ряд особенностей : проявляется усиление половой дифференциации , проявляются разнополые интересы, возникает собственный стиль полоролевого поведения . Однако не у всех детей процесс половой идентификации проходит успешно . Одним из необходимых условий, способствующих оптимизации процесса половой идентификации , является реализация целенаправленной психологической работы .