Какими качествами должна обладать толерантная личность. Какие качества присущи интолерантной личности. Упражнение «Кто родился в мае»

  • 2.2. Международно-правовые аспекты формирования толерантности
  • Список использованной и рекомендуемой литературы
  • Контрольные вопросы к зачету
  • Глава 3. Политическая толерантность
  • 3.1.Классические концепции политической толерантности.
  • 3.2.Современные концепции политической толерантности.
  • 3.3.Политическая толерантность и современный политический процесс.
  • 3.4.Роль посредничества в переходе на позиции политической толерантности.
  • Темы для докладов и рефератов:
  • Вопросы к экзамену:
  • Глава 4. Этническая толерантность.
  • 4.1. Этническая толерантность как вид толерантности.
  • 4.2. Толерантность в межэтнической коммуникации.
  • Глава 5. Этническая интолерантность и конфликтология межэтнических отношений
  • 5.1. Этническая конфликтология: предметное поле, задачи, методы
  • 5.1.1.Общая и этническая конфликтология: сходство и различия
  • 5.1.2. Классификация этнических конфликтов
  • 5.1.3. Структура этнических конфликтов
  • 5.1.4.Управление конфликтом
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • 5. 2. Империи и народы: история и теории национализма
  • 5.2.1. Империи и «национальный вопрос»
  • 5.2.2. Пробуждение национализма
  • 5.2.3. Виды и формы национализма
  • 5.2.4. Теория мобилизации
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • 5.3. Феноменология и аналитика конфликта: «Case study»
  • 5.3.1. Содержание
  • Ключевые понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • Интернет-ресурсы
  • 5.4. Этническая конфликтология в регионаьном контексте
  • 5.4.1. Конфликтология межэтнических отношений и миграциология
  • «Подходы к анализу миграционных процессов через призму различных дисциплин»
  • 5.4.2. Проблемы диаспор
  • 5.4.3. Противодействие экстремизму
  • 5.4.4. Этноконфликтологический мониторинг
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • Интернет-ресурсы
  • I. Вопросы для предварительного тестирования
  • II.Темы для рефератов и докладов:
  • III. Вопросы для самопроверки
  • Вопросы и задания к разделу 5. 2
  • I. Выберите нужные варианты ответов и обоснуйте их
  • II. Попытайтесь внести изменения и дополнения в таблицу:
  • Вопросы и задания к разделу 5. 3
  • II. Сравнительная таблица «Иудаизм и христианство: общее и особенное»
  • Вопросы к документу
  • V. Структурный анализ конфликта на основании свидетельств очевидцев.
  • VI. Темы рефератов и докладов
  • VII. Просмотр и составление аннотаций документальных фильмов:
  • Вопросы и задания к разделу 5.4
  • III. Проведите исследование оценки ситуации в регионе за определенный промежуток времени местными сми по следующей шкале:
  • Глава 6. Гендерная толерантность
  • 6.2 Проявления гендерной толерантности и интолерантности на уровне социального взаимодействия
  • 6.3. Проявления гендерной толерантности
  • 6.4. Проявления гендерной толерантности и интолерантности на внутриличностном уровне
  • 6.5 Факторы, формирующие гендерную толерантность личности.
  • Литература
  • Методические указания
  • Задания и вопросы для самостоятельной работы:
  • Глава 7. Психология толерантности/интолерантности.
  • 7.2. Толерантная личность
  • 7.3. Психологическая структура и критерии толерантности-интолерантности
  • 7.4. Толерантность-интолерантность как многоуровневый психологический феномен.
  • 7.5. Психологические механизмы и факторы толерантности-интолерантности
  • 7.6. Толерантность и интолерантность сми
  • Язык вражды
  • Политическая корректность
  • Список использованной литературы:
  • Упражнение «Лики толерантности»
  • Упражнение «Скульптура»
  • Задание «Дневник языка вражды» Методические рекомендации по составлению дневника языка вражды
  • Виды Языка Вражды
  • Объекты Языка Вражды (примеры)
  • Примеры высказываний
  • Адреса толерантности в Интернете
  • Задание «Политкорректные сказки»
  • Диагностические задания Методика «Толерантность к неопределенности»
  • Опросник «Черты толерантной личности» (г.Солдатова)
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 8. Религиозная толерантность.
  • 8.1. Религия и толерантность. Специфика религиозной толерантности.
  • 8.3. Государственно-церковные отношения и толерантность (мировой опыт)
  • 8.4. Гсударственно-церковные отношения в России: исторический и современный аспекты.
  • 8.5. Религиозная толерантность в современной России: состояние, проблемы, перспективы.
  • 8.4. Государственно-церковные отношения в России: исторический и современный аспекты
  • 8.5. Религиозная толерантность в современной России: состояние, проблемы, перспективы
  • Методические указания
  • Темы для рефератов
  • Задания
  • Интернет-ресурсы
  • 7.2. Толерантная личность

    Что такое толерантная личность? На этот вопрос нет однозначного ответа, несмотря на то, что попытки объяснить значение данного понятия, безусловно, предпринимались неоднократно. В действительности вопрос «что такое толерантная личность?» состоит из двух частей, где взаимосвязаны два понятия, а именно, «толерантность» и «личность». Причем, обе эти категории не имеют четкой дефиниции, а потому задачи определения толерантной личности и наполнения содержанием данное понятие является сложной.

    Обратимся вначале ко второй части категории – к понятию личность. Личность – это социальная характеристика человека, которая обозначает аспект взаимодействия человека с окружающим миром. Личность чаще всего рассматривают как компонент общности людей. Именно во взаимодействии с другими людьми проявляются личностные качества человека.

    Поэтому когда мы обращаемся к понятию «толерантная личность», прежде всего, мы рассматриваем взаимодействие человека с другими людьми, которое находит свое выражение в качествах личности. На основе сравнения с другими людьми, анализируя деятельность людей (их действия и поступки) можно говорить о тех или иных чертах толерантной личности. Кроме того, на основе сравнения неминуемо возникает и противоположный полюс – интолерантная (нетерпимая) личность, которая в концепциях разных ученых выступала под названиями «предубежденная личность» (Г. Олпорт) и «авторитарная личность» (Т.Адорно).

    Концепция толерантной личности неразрывно связана со структурными теориями личности, обозначенными такими выдающимися психологами как Рэймонд Кеттел, Ганс Айзенк и Гордон Олпорт. Черта в данных концепциях личности рассматривается как «устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях» .

    Одной из наиболее известных концепций толерантной личности является концепция американского ученого Гордона Олпорта в рамках диспозиционального подхода теории личности. Согласно Олпорту, черта личности отражает предрасположенность человека действовать определенным образом в широком диапазоне ситуаций . Таким образом, личностные черты влияют на поведение человека в той или иной ситуации. По мнению американского психолога, толерантная личность в самом общем виде представляет собой человека, который дружелюбно относится к людям вне зависимости от групповой принадлежности каждого из них . Кроме того, толерантная личность обладает рядом отличительных характеристик. Олпорт представил 15 черт, присущих толерантной личности:

      Расположенность к другим.

      Снисходительность.

      Терпение.

      Чувство юмора.

      Чуткость.

    1. Альтруизм

      Терпимость к различиям.

      Умение владеть собой.

      Доброжелательность.

      Умение не осуждать других.

      Гуманизм.

      Умение слушать.

      Любознательность

      Способность к сопереживанию.

    Среди вышеобозначенных черт толерантной личности, выделенных Олпортом, хочется особо отметить такое качество как альтруизм, которое является одним из наиболее спорных в данной концепции. Действительно, толерантность не может быть равнодушной, но в какой степени она должна быть альтруистичной? Некоторые российские ученые предлагают не смешивать понятия альтруизм и толерантность, считая, что толерантность может выражаться в нейтральном отношении к другому, в то время как альтруизм предполагает более активную позицию. Альтруизм и толерантность, понятия, безусловно, близкие, но они не являются словами-синонимами.

    Альтруизм – это готовность прийти на помощь, бескорыстно, а иногда и с риском для собственной жизни. Ярким примером такого понимания альтруизма является концепция альтруистической личности С. Олинер и П. Олинер. В своем исследовании альтруизма американские ученые изучали людей, которые пришли на помощь евреям во время Второй Мировой Войны с риском для собственной жизни и совершенно бескорыстно . На основе многочисленных интервью, С. Олинер и П. Олинер пришли к выводу о том, что на формирование альтруистической личности оказывают значительное влияние особенности воспитания и наличие опыты общения с представителями других социальных групп в детстве. Таким образом, истоки формирования альтруистической личности находятся в детстве.

    Период детства является значимым не только для формирования альтруистической, но и для развития противоположной тенденции. Так, в классической работе Т.Адорно представлена концепция авторитарной личности, согласно которой, основой индивидуальных установок по отношению к социально уязвимым группам являются черты личности. В исследовании Т.Адорно и его коллег такими группами выступали евреи и афроамериканцы, отношение к которым сравнивалось с общей идеологией испытуемых по отношению к другим группам. В ходе работы было выявлено, что антисемитизм, например, не является специфичной установкой, а отражает общую идеологию негативного отношения к аутгруппам. Кроме того, исследование показало взаимосвязь между определенными чертами личности и предрассудками испытуемых. Такими чертами являются ригидность, цинизм, агрессия, приоритет материальных ценностей над духовными. Людей, у которых доминируют данные черты, наряду с негативными установками по отношению к другим группам Т.Адорно назвал авторитарными личностями . Авторитарная личность - это пример нетерпимой (интолерантной) личности.

    Следует отметить, что Г. Олпорт в своей концепции не только выделил основные характеристики, присущие толерантной личности, но и обозначил факторы, влияющие на ее развитие. По мнению ученого, таким ведущим фактором является доброжелательная и принимающая атмосфера в семье, что предполагает отсутствие суровых и непоследовательных наказаний, любовь и безопасность. Кроме влияния воспитания и обучения, Олпорт отметил и влияние врожденных свойств темперамента, которые могут выступать предпосылками толерантных установок. Также толерантных личностей с детства отличает толерантность к неопределенности – черта личности, которую Олпорт называл ментальной гибкостью. Ментальная гибкость предполагает отсутствие дихотомической логики, способность продуктивно действовать в незнакомой обстановке. Для толерантных личностей не обязательна определенная и структурированная ситуация. В школе, к примеру, такие дети не требуют четких инструкций перед выполнением задания. Толерантность к неопределенности выступает неким системообразющим качеством в формировании толерантной личности по мнению Г.Олпорта.

    Другое качество, присущее толерантной личности, по мнению ученых, это когнитивная сложность . Данный термин отсылает нас к когнитивной теории личностных конструктов Дж. Келли. Главный постулат данной теории - любое явление может быть отражено бесконечным разнообразием мыслительных конструкций. В зависимости от личностного опыта, интеллекта и креативности каждый человек обладает разной степенью когнитивной сложности. То есть, одни люди обладают небольшим количеством личностных конструктов, жестко связанных между собой. Таких людей отличает ригидность мышления – в теории Келли их называют лицами с низкой когнитивной сложностью. Когнитивно простой человек не способен прогнозировать поведение других и рассматривает других людей по небольшому числу категорий (как правило, формальных признаков). Люди с высокой степенью когнитивной сложности обладают большим количеством личностных конструктов, рассматривают других по многим категориям, система представлений таких людей очень гибкая. Таким образом, когнитивная сложность представляет собой еще одно системообразующее качество толерантной личности.

    Итак, толерантную личность можно рассматривать с позиции теории личностных черт. В коцепции Г.Олпорта толерантаня личность представлена такими качествами как расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Системообразующим качеством толерантной личности в теории Олпорта является толерантность к неопределенности. В когнитивной теории личности таким качеством выступает когнитивная сложность индивида. В формировании толерантной личности большую роль играет детский опыт, а также воспитание и обучение.

    Новикова Наталья Иосифовна

    учитель истории и обществознания

    Тиксинской средней общеобразовательной школы №1

    Булунский улус (район) Республика Саха (Якутия)

    Черты толерантной личности

    Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеч еских качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответствен­ность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Хотелось бы подчеркнуть важность формирования у чело­века с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жиз­ни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает суще­ствовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

    Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за пом ощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе кото­рых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специаль­ной работы по формированию толерантности в школьной среде.

    Толерантность это уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­ления человеческой индивидуальности.

    Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и о бладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

    Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

    В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные. Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

    Толерантность – интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на мой взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная – к конкретной группе, обществу; национальная – к другой нации; веротерпимость – к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся.

    Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Дети учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

    Вспомним, что же такое толерантность. Обратимся к истории.

    На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

    С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

    При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

    Критерии толерантности (по Солдатовой Г. У

    «):

      равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

      взаимоуважение членов группы или общества, добро­желательность и терпимое отношение к различным груп­пам (инвалидам, беженцам и др.);

      равные возможности для участия в политической жиз­ни всех членов общества;

      сохранение и развитие культурной самобытности и язы­ков национальных меньшинств;

      охват событиями общественного характера, праздника­ми как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

      возможность следовать своим традициям для всех куль­тур, представленных в данном обществе;

      свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

      сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

      позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах ме­жэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

    Проявления нетерпимости (по Солдатовой Г.У

    «Психодиагностика толерантности личности» ):

      оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

      игнорирование (отказ в беседе, в признании);

      негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической груп­пе, как правило, на основе отрицательных характерис­тик);

      этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

      поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополу­чие и социальные проблемы на ту или иную группу);

      преследования, запугивания, угрозы;

      дискриминация по признаку пола, сексуальной ориен­тации и других различий (лишение социальных благ, от­рицание прав человека, изоляция в обществе);

      расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосхо­дят другие);

      ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (не­приязнь к представителям других культур и групп, убеж­дение в том, что «чужаки» вредны для общества, пре­следование «чужаков»);

      национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

      фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массо­вый террор);

      империализм (покорение одних народов другими с це­лью контроля богатств и ресурсов подчиненных наро­дов);

      эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное исполь­зование ресурсов и природных богатств);

      осквернение религиозных или культурных символов;

      религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

      изгнание (официальное или насильственное);

      сегрегация, включая апартеид (принудительное разде­ление людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

      репрессии (насильственное лишение возможности ре­ализации прав человека), уничтожение и геноцид (содер­жание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

    "Отличие толерантной личности от интолерантной личности".
    Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются достаточно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

    1) Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинить окружающих. Психологи выявили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между "я - идеальным" (т.е. представлением о том, каким бы я хотел стать) и "я - реальным" (представлением о том, какой я есть), чем у интолерантного человека (у которого "я - идеальный" и "я - реальный" практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой.

    Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен винить окружающих.

    2) Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить как в согласии с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.

    3) Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то свершается с ним, а не им. (Сегодня получил "2", потому что не мой день, так расположились звезды, это судьба. И вовсе не из-за того, что недостаточно учил материал). Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них.

    4) Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части - черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей - плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они четко делят на "свои" и "чужие" группы людей. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

    5) Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верное суждение о других людях. Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей.

    6) Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

    Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, желанием сильной власти. Другой путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

    Практические занятия . "Как быть толерантным в общении"

    1. Заполнение родителями опросника. (5 мин.).15 характеристик, перечисленных в опросниках, присущи толерантной личности. Сначала в колонке "А" поставьте "+" напротив трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; "-" – напротив трех черт, которые у вас наименее выражены. Затем в колонке "Б" поставьте "+" напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк остается у вас, и о результатах никто не узнает, поэтому прошу вас отвечать предельно честно, ни на кого не оглядываясь.

    2. Заполнение общего бланка с "колонкой Б".

    Поднимите, пожалуйста, руку те, кто отметил в колонке "Б" первое качество (затем второе и т.д.). (Число поднявших руку подсчитывается и заносится в колонку свободной таблицы). Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности с точки зрения вашей группы.
    Теперь сравните свое собственное представление о толерантной личности с общегрупповым представлением. И сравните представление о себе самом ("+" в колонке "А") с портретом толерантной личности, созданным вашей группой.

    Бланк родителей

    Характеристика

    Расположенность к другим

    Снисходительность

    Терпение

    Чувство юмора

    Чуткость

    Доверие

    Альтруизм

    Терпимость к различиям

    Умение владеть собой

    10.

    Доброжелательность

    11.

    Умение не осуждать других

    12.

    Гуманизм

    13.

    Умение слушать

    14.

    Любознательность

    Способность к сопереживанию

    Общий бланк (заполняет учитель вместе с родителями)

    Характеристика

    Расположенность к другим

    Снисходительность

    Терпение

    Чувство юмора

    Чуткость

    Доверие

    Альтруизм

    Терпимость к различиям

    Умение владеть собой

    Доброжелательность

    11.

    Умение не осуждать других

    12.

    Гуманизм

    13.

    Умение слушать

    14.

    Любознательность

    15.

    Способность к сопереживанию

    Рефлексия.
    - Я попрошу каждого из вас назвать хотя бы по одному качеству, которым бы вы хотели обладать, и почему, в каких случаях вам это качество необходимо? (Например, "терпение" - зачем оно вам, в каких случаях вы хотите быть "терпеливым").

    Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций: кто-то обижается, кто-то "дает сдачи", кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного общения, сохранить собственное достоинство и не унизить другого?

    Составление схемы достойного выхода из ситуации.

    Прошу вас вспомнить и рассказать конфликтную ситуацию между вами и вашим ребенком. Давайте ее проанализируем.

    Итак, кто обиженный, обидчик? В чем причина возникновения конфликта? Можно ли было иначе решить проблему, чтобы никто не остался обиженным и проигравшим? Каким образом? Ваши ощущения во время конфликта и после него?
    Ну а теперь давайте попробуем составить схему достойного выхода из этой ситуации для ребенка и недопущения конфликта для вас. (Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду).

    1) Начать разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая вас не устраивает:

    Для сына "Когда ты накричала на меня при ребятах..."

    Для мамы "Я очень устаю на работе и нуждаюсь в твоей помощи дома..."

    2) Выразить чувства, возникшие у вас в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к вам:

    Для сына "...Я почувствовал себя неудобно..."

    Для мамы "...Мне очень больно и обидно видеть твое безразличие к моим просьбам о помощи..."

    3) Сказать человеку, как бы вам хотелось, чтобы он поступил. Предложить ему другой вариант поведения, устраивающий вас:

    Для сына "...поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей..."

    Для мамы "...поэтому я прошу тебя проводить своих друзей и вымыть посуду..."

    4) Сказать, как вы себя поведете в случае, если человек изменит свое поведение:
    Для сына "...тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям".
    Для мамы "...тогда я не буду запрещать тебе приглашать друзей".

    Как вы считаете, подобный выход может привести к развитию конфликта?

    3. Закрепление.

    Прошу вас разделиться на группы по 4 человека и составить письменно выход из различных ситуаций, чтобы не остаться обиженным и не обидеть другого:

    А) Ваш ребенок изрисовал ручкой книгу, которую вы взяли почитать у своего друга (подруги).

    Б) Вы с сыном (дочерью) договорились встретиться на улице возле магазина. Вы прождали его (ее) полчаса, а он (она) так и не пришел (да).

    4. Рефлексия.

    Как вы считаете, какое поведение характерно для вас при разрешении конфликтных ситуаций?

    Каковы преимущества толерантного общения?

    Опросник Бойко В.В., академик, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, профессор, доктор психологических наук
    «Диагностика толерантных и интолерантных установок личности,
    проявляющихся в процессе общения».

    Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

    0 – совсем неверно;

    1 – верно в некоторой степени;

    2 – верно в значительной степени;

    3 – верно в высшей степени.

    Шкала 1.

    Неприятие и непонимание индивидуальности другого человека

    Утверждение

    1

    Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

    2

    Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

    3

    Шумные детские игры я переношу с трудом

    4

    Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно

    5

    Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня

    ВСЕГО:

    Шкала 2.

    Использование себя в качестве эталона

    при оценке поведения и образа мыслей других людей

    6

    Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник

    7

    Меня раздражают любители поговорить

    8

    Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый по его инициативе

    9

    Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуре

    10

    Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня

    ВСЕГО:

    Шкала 3.

    11

    Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды)

    12

    Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством

    13

    Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно мне несимпатичны

    14

    Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу

    15

    Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем

    ВСЕГО:

    Шкала 4.

    Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства

    при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров

    16

    Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

    17

    Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен

    18

    Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем

    19

    Мне неприятны самоуверенные люди

    20

    Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте

    ВСЕГО:

    Шкала 5.

    Стремление передать, перевоспитать партнеров

    21

    Я имею привычку поучать окружающих

    22

    Невоспитанные люди возмущают меня

    23

    Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо

    24

    Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания

    25

    Я люблю командовать близкими

    ВСЕГО:

    Шкала 6.

    Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»

    26

    Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах

    27

    Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка

    28

    Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня

    29

    Я проявляю нетерпение, когда мне возражают

    30

    Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется

    ВСЕГО:

    Шкала 7.

    Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности

    31

    Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам

    32

    Меня часто упрекают в ворчливости

    33

    Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю

    34

    Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки

    35

    Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь

    ВСЕГО:

    Шкала 8.

    Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми

    36

    Я осуждаю людей, которые плачут в чужую жилетку

    37

    Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях

    38

    Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь

    39

    Обычно я без особого внимания выслушиванию исповеди друзей (подруг)

    40

    Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей

    ВСЕГО:

    Шкала 9.

    Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других

    41

    Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам

    42

    Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер

    43

    Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе

    44

    Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми

    45

    Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав

    ВСЕГО:

    Обработка результатов:

    По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентов баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают: врачи – 40, медсестры – 43, социальные работники – 42-43, PR -менеджеры – 40-41.

    Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.

    Вывод: Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

    Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи нав ыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. И поэтому воспитание толерантности нужно начать в первую очередь с семьи, ответственности родителей, привития с детства общепринятых морально-нравственных качеств личности.

    «Толерантная личность»

    Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой - гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

    Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. В своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

    На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.

    Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

    Определение слова « толерантность »:

    В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

    Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

    В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели, должны довести до сознания детей то, что ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

    Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

    Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

    1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

    2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

    3) русские народные подвижные игры;

    4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

    5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

    8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

    9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

    Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.


    Вывод: Таким образом, в своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.


    В работах Солдатовой Г.У., Шайгеровой Л.А. подчеркивается, что толерантность является интегральной характеристикой не только с точки зрения ее качественного и содержательного анализа, но и сточки зрения ее генезиса. Это результат многих сил, действующих в одном направлении (темперамент, атмосфера в семье, воспитание, опыт, социальные и культурные факторы) (Allport, 1954). Один из центральных ракурсов изучения толерантности – устойчивость - может исследоваться как целостная характеристика личности, которая обеспечивает ее стабильность в условиях фрустрируюшего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Синонимы психологической устойчивости - это жизнестойкость (стойкость), стабильность, уравновешенность, конфликтоустойчивость, низкий уровень нейротизма (эмоциональная стабильность), низкий уровень тревожности, резистентность в широком смысле (как, например, сопротивление внешнему воздействию).

    В отечественной науке проблему устойчивой и дезорганизуемой личности поставил и исследовал в 1920-х гг. А.Р.Лурия в книге «Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека», которая и по сей день может служить эталонным образцом эмпирического исследования для нынешнего поколения психологов (Лурия, 2002). Эта проблема изучалась Лурией в процессе проведения экспериментов со студентами, детьми, преступниками и людьми, имеющими психическую патологию. Полученный на основе метода сопряженных моторных реакций, значительный объем эмпирических данных позволил Лурии представить типологический анализ реакций личности на травматическую ситуацию.

    Он выделил реактивно-стабильный (высокая устойчивость к травматическим событиям) и реактивно-лабильный (низкая устойчивость к травматическим событиям, импульсивность, высокая вероятность дезорганизации деятельности) типы личности. Стабильная личность обладает развитой способностью не допускать непосредственного влияния возбуждения на моторику, задерживая его некоторым «функциональным барьером» (например, культурно опосредованными способами регуляции), и, таким образом, подвергая его некоторой предварительной обработке. Описанные свойства личности могут стать основой формирования толерантности как интегральной личностной характеристики.

    Существуют типологии личности, которые имеют непосредственное отношение к проблеме психологической устойчивости. Например, американский психолог С.Кобаса выделил специальный тип личности, устойчивый к воздействию стресса, который обозначил как стойкую личность. В качестве психологической основы стойкости он рассматривал: (а) оптимистическую ориентацию; (б) способность верить в себя и, соответственно, верность себе и своему делу; (в) веру в то, что можно влиять на ход событий (контролировать события); (г) желание испытать свои силы. Стойкость определяет успешность поведения (оптимальный и эффективный репертуар реакций), опосредует стиль атрибуции. Исследования показали, что люди с высоким уровнем стойкости, столкнувшись с негативным событием, объясняли его внешними, нестабильными и специфическими причинами и не считали себя лично виноватыми. Кроме того, они воспринимали стрессовое событие как менее стрессовое. И, напротив, причинами позитивных событий категория «стойких» считала внутренние, стабильные и глобальные факторы и ставила эти события в заслугу лично себе.

    Толерантность как личностная характеристика может быть рассмотрена в рамках парадигмы теории личностных, черт, которая в начале двадцать первого века вновь занимает центральное место в психологии личности. В рамках этой парадигмы проблема толерантности и интолерантности может быть рассмотрена в контексте таких факторов, как «тревожность», «нейротизм» и «психотизм».

    Раймонд Кеттел, стремясь создать полную карту возможных свойств человеческой личности, в итоге выделил 35 первичных основных черт. Из них шесть составили один из основных факторов второго порядка - «тревожность». Ему соответствуют такие качества, как застенчивость, робость, подозрительность, боязливостъ, слабый самоконтроль, напряженность, раздражительность, склонность легко расстраиваться. Их совокупность рисует портрет психологически неустойчивого человека (Cattell, 1965).

    Ганс Айзенк в последней редакции своей четырехуровневой иерархической модели личности выделил три базовых биполярных фактора: «экстраверсию - интроверсии», «нейротизм - стабильность» и «психотизм - сильное супер-эго». Последний фактор появился в работах Айзенка позже, и для него нет пока столь же достоверных подтверждений со стороны других ученых. Первые же два - экстраверсия и нейротизм - встречаются в качестве основы подавляющего большинства типологий личности.

    Фактор «нейротизм - стабильность» нередко обозначается как «тревожность - эмоциональная стабильность». Люди с высоким показателем нейротизма слишком эмоционально реагируют на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние. Люди с высокими показателями по шкале психотизма часто эгоцентричны, эмоционально холодны, любят спорить, агрессивны и жестоки, импульсивны, враждебно настроены к окружающим, подозрительны и антисоциальны. Те, кто показывает низкий уровень психотизма (сильное супер-эго), хорошо социально приспособлены, склонны сопереживать, сотрудничать и заботиться о других.

    В пятифакторной модели личности показатели толерантности мы находим в двух фундаментальных факторах: «эмоциональная стабильность» и «дружелюбие». Согласно Айзенку, между двумя объединенными параметрами пятифакторной модели - «дружелюбием» и «сознательностью» - и обратным полюсом фактора «психотизм» (сильное супер-эго) существует корреляция, равная 0,85 (Айзенк, 1999), что указывает на то, что они вполне могут быть компонентами общего синдрома черт толерантной личности.

    Толерантность как система установок, личностных и групповых ценностей, определяющих позитивное отношение к многообразию мира и к различиям, берет свое начало в исследованиях авторитарной личности классиков психологии - Э.Фромма, Т.Адорно и его коллег, а также Г.Оллпорта. В этом случае речь идет в первую очередь об этнической и социальной толерантности.

    Эрих Фромм, исследуя еще в 1931 г. представителей среднего класса Германии, обнаружил наличие у них установок, определяющих не только готовность к принятию тоталитарного режима, но и потребность в нем. Причем подобные установки могли сочетаться с формально негативным отношением к национал-социализму. Позже в своей знаменитой книге «Бегство от свободы» (1941) Фромм впервые описал авторитарность как «социальный характер». Основу этого характера составляет система бессознательных побуждений, которые в психоаналитической трактовке рассматриваются как садомазохистские. По мнению Фромма, они определяют следующие жизненные ориентации людей с авторитарным характером: любовь к сильным и ненависть к слабым; «особое отношение к власти» - преклонение перед силой, как таковой и презрение к бессильным людям и организациям; ограниченность и скупость во всем (как в экономических, так и эмоциональных отношениях - деньги, чувства), вплоть до аскетизма; узость кругозора; агрессивность, связанная с обшей тревожностью и проявляющаяся как доминирующий способ психологической защиты; подозрительность; ксенофобия (боязнь всего «чужого» и незнакомого, воспринимаемого как источник опасности); «завистливое любопытство по отношению к знакомому»; бессилие и нерешительность; преклонение перед прошлым, связанное с неспособностью чувствовать себя полноценной личностью в настоящем (Фромм, 1990).

    Эмпирически существование авторитарного типа личности, предрасположенной к предрассудкам, было доказано в исследованиях Т.Адорно, Э.Френкель-Брунсвик, Д.Левинсона и Н.Сэнфорда. Среди его основных характеристик следующие: консерватизм, авторитарное подчинение (потребность в сильном лидере), авторитарная агрессия (потребность во внешнем объекте для разрядки), анти-интрацепция (боязнь проявлять собственные чувства и страх утраты самоконтроля), предвзятость и стереотипность, комплекс власти (склонность разделять конвенциональные ценности), деструктивность и цинизм, проективность (проекция подавленной агрессии вовне) (Adorno et ai, 1950).

    По наблюдениям Г.Айзенка, как фашисты, так и левые радикалы отличаются жесткостью мышления и авторитаризмом. В своих исследованиях он получил эмпирическое подтверждение этой гипотезы, обнаружив, что хотя коммунисты являются радикалами, а фашисты - консерваторами, с точки зрения одной из характеристик личности, а именно «жесткости мышления»/терпимости, эти группы подобны друг другу. Обе они показали более высокий уровень авторитаризма, жесткости и нетерпимости к чужому мнению, чем контрольная группа (Айзенк, 1999). Существует множество споров по целому ряду характеристик авторитарной личности. Но такая черта как ненависть «к чужим», «отличающимся», «инородцам», «иноверцам» и поэтому «инакомыслящим» признается, всеми в качестве базовой черты этого типа личности. Ксенофобия - неприязнь к чужакам (другим этническим группам, религиозным меньшинствам, социальным группам, отличающимся по самым разным параметрам - от уровня жизни до сексуальной ориентации), становится одной из самых больных социальных проблем нашего общества. Она порождает такую интегральную личностную характеристику, как интолерантность.

    Трудно не согласиться с тем, что одни люди от природы более терпимы, другие - менее. Достаточно очевидно это качество проявляется в проблемных этноконтактных ситуациях. Этническая нетерпимость (ин-толерантностъ) - реально значимая форма проявления кризисных трансформаций этнической идентичности, которые уже длительное время переживает значительная часть нашего общества. Основой этнической нетерпимости является повышенная чувствительность к липам других национальностей, когда представители чужих этнических групп воспринимаются как «неблагоприятный» фактор. Это определяет соответствующее реагирование на данный фактор. Его диапазон достаточно широк - от легкого дискомфорта и раздражения, никак не реализуемых в поведении, до различных форм дискриминирующего поведения, вплоть до геноцида - умышленного создания условий, направленных на полное или частичное физическое уничтожение отдельных групп по расовому, этническому или религиозному признакам.

    Опираясь на работу Т.Адорно и его коллег «Авторитарная личность», работы других психологов, а также на собственные исследования, Г.Оллпорт впервые проанализировал личность в континууме толерантность - интолерантность. В своей известной книге «Природа предубеждения» он описал толерантную и интолерантную личность по ряду параметров. Перечислим их, рассматривая только полюс толерантности. Итак, для толерантного человека характерно: знание самого себя (хорошая осведомленность о своих достоинствах и недостатках); защищенность (ощущение безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться); ответственность (ответственность не перекладывается на других); меньшая потребность в определенности (мир не делится на черное и белое, признается многообразие, характерен меньший дискомфорт в состоянии неопределенности); отсутствие склонности обвинять во всех бедах окружающих; ориентация на себя (больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам); меньшая приверженность к порядку (менее ориентирован на порядок вообще, в том числе и на социальный порядок, но также менее характерны такие качества как педантичность, вежливость, чистоплотность); способность к эмпатии (социально чувствителен и способен давать более адекватные суждения о людях); чувство юмора (способен посмеяться не только над другими, но и над собой); предпочитает не авторитаризм, а свободу, демократию (общественная иерархия не имеет большого значения) (Allport, 1954).

    Конечно, деление людей на толерантных и интолерантных является в некоторой степени условным. Крайние позиции встречаются редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить такого рода различия.

    Введение…………………………………………… 3

    Основная часть……………………………………. 6

    Заключение………………………………………..16

    Приложение А……………………………………. 17

    Введение

    В ООО «Педагогические технологии- НН»

    Цели и задачи педагогической практики

    Закрепление теоретических знаний и получения навыков их практического применение;

    Освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперировать с коллегами по работе;

    Знакомство со спецификой деятельности преподавателя психологии;

    Формирование профессиональной позиции лидера детского общественного объединения, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.

    Задачами педагогической практики являются:

    1 Закрепление у студентов теоретических знаний:

    Об основных принципах и методах организации педагогического процесса по направлению «Психология»;

    О научных основах педагогического взаимодействия педагога и лидера молодежного объединения в процессе обучения, воспитания и развития;

    О психолого-педагогических механизмах формирования личности обучаемого;

    О психологических особенностях учащихся как субъектов обучения и их влиянии на результате педагогической деятельности;

    О принципах контроля и оценки знаний обучаемых;

    О требованиях, предъявляемых к практическому психологу в современных условиях.

    2 формирование умений и навыков:

    Использование изученного опыта организации педагогического процесса по направление «Психология» в самостоятельной педагогической деятельности;

    Анализа возникающих в педагогической деятельности затруднений;

    Формулирования педагогических задач по разрешению проблемных ситуаций;

    Выступление перед аудиторией;

    Создание творческой атмосферы в процессе занятий;

    Самоконтроля и саморегуляции;

    Осуществления методической работы по обеспечению учебного процесса.

    Перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики:

    1.Тестирование участников семинара (входящая и исходящая диагностика)

    2. Работа с практическими психологами по проведению тренингов с лидерской командой по методике «Толерантность как образ жизни»

    3. Проведение в начале каждого занятия упражнения – разминки, направленного на снятие напряженности и способствующего физическому раскрепощению участников занятий

    4.Проведения самостоятельно занятий с лидерами детских общественных объединений по теме «Проявление толерантности к себе»

    Дневник прохождения практики

    Дата Виды работ
    11 апреля 2011г. 1.Знакомство с группой психологов, проводящих семинар 2. Знакомство с программой «Толерантность как образ жизни»
    12 апреля 2011г. 1.Разработка совместно с руководителем семинара анкеты для входящей и исходящей диагностики 2.Адаптация программы для лидеров Нижегородской области 3. Подготовка дидактического материала для участников семинара
    13 апреля 2011г. 1.Заезд участников семинара (помощь в регистрации) 2.Проведение анкеты по входящей диагностики. 3.Анализ входящей диагностики 4.Открытие семинара 5.Создание групп, способных творчески мыслить, творчески решать проблемы молодежных организаций
    14 – 23 апреля. 2011 г. 1. Принятие участия в проведении семинара
    19-20 апреля 2011г. 1. Проведение занятий по теме «Проявление толерантности к себе»
    22 апреля 2011г. 1. Заключительная часть семинара. 2. Мониторинг 3. Исходящая диагностика
    23 апреля 2011г. 1. Оформление отчета по практике

    Основная часть

    Образовательная деятельность ООО «Педагогическая технологии» заключается в проведении семинаров для педагогов, социальных работников, организаторов летнего отдыха, лидеров детских общественных объединений, практических психологов Нижегородской области и других регионов.

    Семинар для лидеров детских объединений Нижегородской области и других регионов России «Толерантность как образ жизни»

    Все большее распространение в детской, особенно в подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Сегодня мы все понимаем, что жить в современном обществе – нелегкое дело. Имея потребности, надо признавать и учитывать потребности других, имея права – признавать и учитывать права других, видя существенные отличия образа жизни других людей, признавать их. Здесь требуется и понимать язык другого и уметь приходить к согласию, и кооперироваться для достижения общих целей.

    Программа «Толерантность как образ жизни» посвящена организации и проведению тренингов, направленных на развитие толерантного сознания среди подростков среднего школьного возраста, развитие навыков коммуникативного общения, профилактику нетерпимого поведения.

    Основные идеи и принципы образовательной стратегии формирования толерантности. Главный метод работы – это социально-педагогический тренинг, который направлен на внедрение в школьную практику интерактивного обучения как максимального использования учебных ситуаций в создании «поля общения» для подростков.

    Интерактивные методы обучения – это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. На тренинге обсуждаются многие вопросы, относящиеся к процессу воспитания толерантности, основными из которых являются: работа в малых группах, принципы «мозгового штурма», исполнение роли, дискуссия, алгоритм проведения презентации, выступления и др.

    Подобранные занятия позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями; создают потенциально большую

    возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную; позволяют «сжимать» время, являются психологически привлекательными и комфортными для учащихся, позволяют обучать подростков культуре поведения, приобретать опыт конструктивного взаимодействия и сотрудничества в многонациональном обществе, осознавать собственные установки в восприятии людей с другой культурой, обычаями, языком.

    Одно из основных достоинств данного тренинга в том, что во время занятий, подросток чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется доверием группы и не боится доверять свои мысли и чувства, переживания и сомнения другим.

    Основная задача тренера – показать подросткам ценность толерантных установок, как для себя, так и для общества. Данный семинар готовит тренеров работать по этой программе. В этих целях существенное внимание уделяется проработке таких понятий как:

    · толерантность, интолерантность;

    · толерантная, интолерантная личность;

    · эмоции, чувства, эмоциональная ответственность;

    · толерантное отношение к себе и другим;

    · понимание многообразия и индивидуальности человека;

    · определение национальных качеств и национализма;

    · определение стереотипов и предрассудков;

    · укрепление установки на «другого» как ценность;

    · понимание, анализ и пути разрешение конфликта;

    · выработка правил поведения толерантной личности;

    · понимание ненасилия как общечеловеческой ценности;

    · понимание прав и ответственности;

    понимание ценности толерантности для развития общества.

    Тематическое планирование

    Программа «Толерантность как образ жизни» состоит из 3 частей, включающих 9 занятий, объединенных общей трактовкой, направленных на формирование толерантных отношений среди подростков. Занятия включают в себя упражнения, на проведение которых может потребоваться больше времени, поэтому с учетом особенностей детей педагог может по ходу скорректировать план занятия.

    Периодичность занятий -1 раз в неделю

    Продолжительность занятия – 2 часа

    Основная форма работы – групповые занятия

    Целевые группы:

    Несовершеннолетние 10–14 лет.

    Группа, смешанная по половому признаку.

    Размер группы – 15–16 человек

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    Семинара «Толерантность как образ жизни»

    Для руководителей детских общественных объединений

    Во время семинара проводил самостоятельно занятие под руководством к.п.н., доцента кафедры общей психологии и педагогики Арзамасского педагогического института им. А.П.Гайдара

    Акутиной С.П.

    Занятие 1. Тема: «Проявление толерантности к себе»

    Время- 1,5 ч.

    Толерантность к себе состоит из трех основных компонентов:

    а) когнитивный компонент – знание своих качеств, способностей, особенностей внешности;

    б) эмоциональный компонент – отношение к себе, прежде всего, самоуважение;

    в) оценочный компонент – самооценка.

    Связь толерантности с самооценкой.

    Влияние самооценки (реалистичной, завышенной или заниженной):

    · на поведение человека;

    · его отношение к окружающим;

    · восприятие себя.

    Проявление толерантности к себе складывается:

    · в общении с окружающими;

    · в требовательности к себе;

    · критическом настрое по отношению к окружающим;

    · в восприятии собственных и чужих успехов и неудач;

    · определяется опытом социального взаимодействия.

    Практическая работа «Толерантность к себе»

    Цель: способствовать формированию навыков толерантного отношения самому к себе

    Материал: бумага, ручки

    Процедура проведения:

    Участникам предлагается заполнить таблицу «Какой Я»?

    Затем сказать участникам, что у них также есть возможность узнать мнение о себе от окружающих людей.

    Предложите каждому участнику подойти к двум-трем членам группы и задать им вопросы из таблицы «Какой Я?» и записать ответы.

    Предложить каждому участнику сделать определенные выводы из того, что они записали о себе и что они услышали о себе от других.

    Сказать, что после окончании времени, отведенного на опрос мы подведем итоги, определяя, какие ответы участников вы считаете можно занести в графу со знаком +, и знаком –, а также ваши высказывания о том, с чьим мнением вы не согласны.

    Данное упражнение способствует пониманию того, что толерантность к себе означает – умение видеть свои недостатки и достоинства и желание усилить достоинства и исправить недостатки, что является главной предпосылкой самовоспитания.

    Выполнение упражнения «Какой Я?» позволит участникам закрепить информационный материал и продемонстрировать его на практике.

    Вопросы к обсуждению:

    · Нравятся ли вам описание самих себя?

    · Было ли это описание полным?

    · Одинаковы ли вы с друзьями, дома, в школе? Почему?

    · Всегда ли совпадает ваше Я и то, какими вы хотели бы стать?

    · Какие выводы вы сделали из несовпадения?

    · Что означает для вас выражение «толерантность к себе»?

    · Вспомните события из своей жизни, которые изменили ваше представление о себе?

    · Зависит ли толерантность к себе оттого, что вы думаете о себе, что думают о вас другие люди?

    · Что вы можете сделать, чтобы стать такими, какими хотите стать?

    Упражнение «Я – король»

    Цель: способствовать формированию навыков самопринятия с использованием метода психодрамы.

    Процедура проведения

    Предложите одному из участников группы сыграть самого себя, т. е. свое «Я».

    Другие участники группы сыграют роли его положительных или отрицательных качеств личности.

    Задача главного действующего лица состоит в том, чтобы «разместить» свои качества по местам, как бы это было в тронном зале, где «Я» действующего лица выступает в роли короля (королевы).

    Затем участники, играющие свойства личности действующего лица, начинают вести спор за места, которые находятся ближе к «трону».

    - «Я – король» внимательно слушает приводимые доводы и принимает решение или оставить все как есть, или произвести перестановку. В результате в «пространстве» рождается «новая» структура личности, которая принимается героем игры.

    В заключение главный герой признается в любви всем свои подданным – качествам.

    Данное упражнение развивает способности участника думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других людей. Упражнение помогает участникам увидеть слабые качества героя, вызывающее отрицательные переживания, заменить слабое качество на позитивное.

    Вопросы к обсуждению:

    · Какие чувства вы испытывали при выполнении своих ролей?

    · Смогли ли вы увидеть слабое качество героя, вызывающее отрицательные переживания?

    · Помогло ли вам это упражнение увидеть позитивное в слабом отрицательном, переживаемом качестве?

    · Можно ли заменить найденный позитив слабого качества другим, не вызывающим отрицательных переживаний?

    · Давайте выпишем список качеств людей, которые вас восхищают?

    · Восхищают ли вас отрицательные качества? Почему?

    · Зная положительные и отрицательные качества своего «Я», сможете ли вы справиться с конфликтными ситуациями.

    Рефлексия занятия:

    · Что нового вы узнали о понятии толерантности по сравнению с предыдущим занятием?

    · Стало ли вам понятие толерантности ближе и почему?

    · Помогло ли это занятие вам определить, насколько вы сами толерантны к себе и «другим»?

    · Помогло ли это занятие вам определить, насколько вы интолерантны по отношению к «другим»?

    · Поможет ли вам это занятие изменить свое отношение не только к себе, но и к «другим» людям?

    Занятие 2. Тема «Учусь понимать себя»

    Время- 1,5 ч.

    Цели: - дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности, основных различиях между ними;

    Способствовать формированию черт толерантной личности.

    Разминка

    Упражнение «Кто родился в мае»

    Цель : способствовать принятию каждого участника.

    Процедура проведения:

    Предложить называть личностные качества или описать ситуацию, по отношению к которым справедливо данное высказывание и выполнить определенное действие. Участник, к которому подходит данное действие, должен встать со стула, выполнить то действие и снова сесть на свой стул. Темп игры должен возрастать.

    Предлагая вопросы и называя действия, учитываю возраст и темперамент членов группы.

    Подберать утверждения таким образом, чтобы они относились ко многим участникам.

    Предложить участникам следующие возможные варианты высказываний:

    · У кого голубые глаза – трижды подмигните;

    · Чей рост превышает 1 м 80 см, пусть изо всех сил крикнет: «Кинг-Конг!

    · Кто родился в мае, должен станцевать любой танец;

    · Кто любит собак, должен трижды пролаять:

    · Кто любит кошек, должен «промяукать»:

    · Кто пьет кофе с сахаром и молоком, заглянет под свой стул:

    · Кто хоть раз в жизни курил, должен громко крикнуть: «Я это оспариваю!»:

    · У кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;

    · Кто рад, что попал в эту игру, громко скажет: Я рад!» и т. д.

    Упражнение «Автопортрет»

    Цель: - способствовать осознанию своей индивидуальности;

    Выработка навыков уважения, терпимости и доверия к чужой индивидуальности.

    Материалы: бумага, мелки, фломастеры, ручки, карандаши.

    Процедура проведения :

    Предложить участникам нарисовать свой автопортрет. При этом самые яркие черты лица (длинные ресницы, курносый нос, пухлые губы и т. д.) намеренно преувеличиваются.

    Сказать участникам, что при выполнении задания не нужно подсматривать друг за другом, а картины участники могут не подписывать.

    Соберать картины и развесьте их по стенам. Это будет означать, что здесь каждого члена группы принимают таким, какой он есть. Предложить участникам высказать предположения о том, кто является автором картин.

    Для многих детей общей проблемой является проблема самоидентификации, когда ребенок занимает и осознает свое место в мире настолько, насколько это необходимо для его нормального умственного, эмоционального и физического развития. Для восстановления самоидентификации ребенка наиболее сильным средством являются рисунки портрета, автопортрета. Идентификация ребенка самим с собой, есть его жизненно важная потребность. Завершение портрета должно сопровождаться ярким эмоциональным состоянием, ощущением душевной свободы, ясности и твердости мысли. Это явление состоявшейся самоидентификации, результат встречи человека лицом к лицу с самим собой.

    Это упражнение поможет подросткам осознать, что многообразие состоит из групповых и личностных различий, что все люди принадлежат к одному биологическому виду, но каждый из них неповторим. Индивидуальные особенности человека или группы должны уважаться и рассматриваться как проявление уникальности каждой личности и человеческого достоинства.

    Вопросы к обсуждению:

    · Какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания?

    · Понравились ли вам ваши работы?

    · Можно ли по автопортрету определить внешние черты характера человека?

    · Можно ли по автопортрету определить внутренние качества человека?

    · Почему все изображения получились разными?

    · Что составляет неповторимость и уникальность человека?

    · Могут ли люди обогащать друг друга за счет своей непохожести?

    Упражнение «Черты толерантной личности»

    Цели: - познакомить участников с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

    Дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

    Материалы: доска, мел, «Многозначность и разнообразие определений толерантности», текст сказки «Толи и Рант»

    Процедура проведения:

    Разбить участников на 4 группы.

    Продолжить работу со знакомством информационного материала «Многозначность и разнообразие определения толерантности».

    Предложить участникам методом «Мозгового штурма» дать свои определения черт толерантной и интолерантной личности.

    Записать высказывания на доску.

    Черты толерантной личности Черты интолерантной личности

    Терпимость к различиям - нетерпимость

    Расположенность к другим - пренебрежение, высокомерие

    Снисходительность - мстительность

    Чуткость - эгоизм

    Выдержанность - невоспитанность

    Умение владеть собой - вспыльчивость,

    Умение слушать и слышать - перебивать другого, бестактность

    Способность к сопереживанию - предвзятое отношение,

    равнодушие

    Миролюбие - агрессивность, насилие

    Открытость - неприятие других

    Познакомьть участников с содержанием сказки «Толи и Рант»

    Предложите участникам охарактеризовать главных героев сказки, выделить толерантные и интолерантные черты личности.

    Как показывают жизненные ситуации, толерантная личность выражается определенными качествами, характеристиками личности, благодаря которым одна личность сможет понять другую и быть толерантной к ней.

    На примере данного упражнения участники смогут дать определения черт толерантной и интолерантной личности, познакомятся с двумя путями развития личности:

    Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.

    Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

    Толерантный человек – это человек, который с уважением относится к интересам, привычкам, верованиям других людей, стремится понять и

    стремится понять и достичь взаимного согласия без применения насилия, давления. Благодаря таким качествам одна личность сможет понять другую и быть толерантной к ней.

    Анкета «Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность» (см. Приложение)

    Вопросы к обсуждению:

    · Какие качества присущи главной героине сказки?

    · Можно ли ее назвать толерантной личностью? Если да, то почему?

    · Какие качества присущи главному герою сказки? Можно ли его назвать интолератной личностью? Если да, то почему?

    · Чем отличается толерантная личность от интолерантной личности?

    · Каким образом Толи разрешила свои разногласия с братом?

    · Как фанатики обычно реагируют на разногласия и споры?

    · Назовите имена литературных, исторических героев, которых можно отнести к толерантной личности?

    · Назовите имена литературных, исторических героев, которых можно отнести к интолерантной личности?

    · Какие общие черты помогают людям преодолеть разногласия и стать терпимыми друг к другу?

    Заключение

    При подготовке семинара я подробно изучил программу

    «Толерантность как образ жизни» получил подробные консультации по ее проведению, совместно с руководителем семинара разрабатывал анкеты входящей исходящей диагностики, помогал готовить дидактический материал.

    В ходе проведения семинара помогал группе психологов. Провел два занятия самостоятельно.

    После окончания семинара принимал участие в обработке материалов семинара, обобщении и закреплении приобретенных навыков в подготовке к изданию наработанных материалов.

    Преподавание – специальным образом организованная деятельность по целенаправленной передаче общественно-исторического опыта, формированию умений и навыков. Преподаватели обладают ценностями и идеалами, глубокими знаниями в своей области, способностями и педагогической техникой. Участники семинара получили серьезную подготовку и смогут работать по этой программе на местах. Я получил хороший опыт самостоятельной педагогической деятельности, применял рекомендации педагогов в образовательном процессе.

    Педагогическая практика сыграла большую роль в моей профессиональной подготовке. В ходе прохождения практики я анализировал и закреплял знания, полученные в теоретических курсах.

    Приложение А

    Анкета « Толерантность и мы»

    1. Знакомы ли вы с понятием «толерантность, интолерантность»?

    Подчеркните Да Нет

    2. Что означает для вас понятие « толерантность» (впишите)

    3. Какие черты присущи толерантному человеку, а какие интолерантному? (впишите) ________________________________________

    __________________________________________________________________

    4. Будете ли Вы дружить с людьми другой национальности?

    Подчеркните Да Нет

    5.Считаете ли Вы себя толерантным человеком?

    Подчеркните Да Нет

    Впишите: почему Да?_______________________________________________________________

    Впишите: почему Нет?______________________________________________________________

    6. Сталкивались ли Вы с интолерантностью в своей жизни?

    Подчеркните Да Нет

    7. Приведите примеры______________________________________________

    8. Приведите примеры толерантных отношений среди людей, окружающих Вас __________________________________________________

    __________________________________________________________________

    9. Как Вы считаете «толерантность» – это (подчеркните всего один варианта ответа)

    Веяние современной моды;

    Вековая традиция;

    Естественное качество человека

    10. Приведите конкретный пример толерантных отношений из Вашей жизни ____________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    11. Для того, чтобы люди были толерантными, им нужны:

    (подчеркните один вариант ответа)

    Суровые законы, карающие за нетерпимость и дискриминацию;

    Вековые традиции;

    Хорошее воспитание

    Ф.И.О________________________________ (по желанию)

    Дата заполнения_______________________

    Место заполнения______________________

    Возраст_______________________________


    Похожая информация.