Конспект занятия по ПДД в старшей группе. Правила езды на велосипеде. Правила катания на велосипеде для ребенка Информационный лист ребенок на велосипеде

ПДД для взрослых и маленьких велосипедистов значительно отличаются. Детям до 14 лет нельзя выезжать на проезжую часть, а потому правила езды на велосипеде для школьников распространяются лишь на велосипедные дорожки и пешеходные зоны.

Дети до 7 лет должны быть всегда под присмотром взрослых людей. Также стоит обзавестись экипировкой: шлемом, налокотниками и наколенниками.

Основные правила

Совершая маневры на велосипеде, ребенок должен правильно оценивать ситуацию и своевременно объезжать препятствия. Родителям нужно тренировать своё чадо для выработки навыка обзора местности и управления велосипедом одновременно.

В целях безопасности необходимо соблюдать следующие правила:

  • не рекомендуется слушать музыку через наушники во время движения;
  • нельзя разгоняться в местах большого скопления людей;
  • необходимо подавать звуковые сигналы с помощью звонка, чтобы предупредить пешеходов о маневре;
  • нужно объезжать ямы, трещины, лужи, стекла и камни;
  • нельзя съезжать с тротуаров на проезжую часть;
  • нельзя отпускать руль во время движения;
  • не стоит переключать внимание на посторонние вещи, необходимо сосредоточиться на управлении велосипедом.

Родителям нужно привить своим детям привычку ухаживать за личным транспортом, каждый раз осматривать его перед поездкой и научить их чинить мелкие повреждения.

Дорожные знаки

Основные дорожные знаки для велосипедистов:


Велосипедная дорожка

Этот знак указывает на велосипедную дорожку. Если полоса асфальта вдоль дороги не отмеченная данным знаком, то это просто обочина, движение по которой велосипедистам разрешено, или это тротуар, движение по которому велосипедистам запрещено.


Движение на велосипедах запрещено

Въезд на велосипеде под этим знаком запрещен.

Обгон

Взрослые велосипедисты – полноправные участники дорожного движения, поэтому они могут совершать обгон других транспортных средств. Для того чтобы избежать аварий и травм, придерживайтесь простых советов:

  1. Перед обгоном нужно снизить скорость, чтобы водитель успел заметить вас.
  2. Обгоняя припаркованные машины учитывайте, что дверь может внезапно открыться и это неизбежно приведет к столкновению. Нельзя проезжать слишком близко к автомобилям.
  3. Запрещено обгонять движущиеся автомобили справа, потому что вас может сбить встречный транспорт.

Необходимо учитывать, что стоящая на месте машина может начать движение. Поэтому велосипедисту всегда нужно быть на виду.

Проезд перекрестков

Каждому участнику дорожного движения важно различать виды пересекающихся дорог и знать правила проезда по ним.

  1. Нерегулируемый перекресток
    Перед поворотом направо сначала пропустите машины, которые едут оттуда. Перед поворотом налево – пропустите весь транспорт, движущийся по встречной полосе.
  2. Перекресток с приоритетом
    Этот участок образуется путем пересечения главной и второстепенной дорог. При движении по первой – велосипедист имеет преимущество, но приближаясь к перекрестку, ему следует снизить скорость, так как никто не может гарантировать соблюдения ПДД другими водителями. Если необходимо повернуть налево, пропустите транспортные средства, движущиеся со всех сторон.
  3. Регулируемый перекресток
    По сигналу светофора вы можете проехать прямо либо направо. Движение налево запрещено, так как в ПДД предусмотрено движение велосипедистов только по крайней правой полосе либо по обочине.
Важно! Если у вас не получается пересечь перекресток, переведите велосипед в руках через пешеходный переход.


Движение рядом с препятствиями

Велосипедистам не всегда приходится ездить по открытой местности. Если вы проезжаете рядом с деревьями, кустами или сквозь туннели, обязательно подавайте звуковые сигналы. Таким образом вы предупредите пешеходов и автомобилистов о своём приближении. Это правило можно применять при выезде из-за угла.
Совет! Перед поездкой на дальние расстояния обзаведитесь небольшим звонком или клаксоном.

Для детей

Детям до 7 лет разрешено кататься исключительно по тротуару, после 7 лет юные велосипедисты могут перемещаться по специальным дорожкам, но в присутствии родителей.
Перед первой поездкой нужно изучить правила езды для детей:

  1. Школьник должен уступать дорогу прохожим.
  2. Нельзя снимать руки с руля, ноги с педалей, а также перевозить пассажиров на велосипеде.
  3. Перед каждым использованием, велосипед нужно осматривать с целью своевременного выявления неисправностей.
  4. При движении необходимо соблюдать дистанцию, уметь объезжать прохожих.
  5. Перед каждой поездкой нужно надевать защитную экипировку.

Сидение нового велосипеда нужно отрегулировать так, чтобы ребенок доставал прямой ногой до педали в нижнем положении. Чтобы школьник не столкнулся с прохожими в темное время суток, на средство передвижения нужно установить катафоты: спереди — белые, сзади — красные, сбоку — оранжевые. Также понадобится звонок, фара или фонарик.

Шлем для ребенка нужно подбирать не на вырост, а по размеру его головы. Нельзя допускать, чтобы он сползал на глаза. Лучше всего приобрести яркий шлем со светоотражателями. Это обеспечит видимость малыша для всех участников движения даже в сумерки. Шлем также может быть с фонариком.

Кисти, локти и колени должны быть защищены специальной экипировкой – перчатками, наколенниками и налокотниками.

Одежду на ребенка нужно одевать легкую и дышащую, чтобы во время катания он не перегрелся. Недопустимо крутить педали в слишком длинных или широких штанах, их наматывание на цепь приведет к падению. Обувь должна быть удобной, хорошо держаться на ногах.


Система обозначений

Все велосипедисты должны знать правила маневрирования. Во время начала движения, обгона или перестроения нужно поступать следующим образом:

  • начиная движение, уступите дорогу всем попутным автомобилям;
  • въезжая во двор дома, пропустите встречный транспорт;
  • поворачивая направо, вытяните правую руку вбок или согните в локте левую руку;
  • поворачивая налево, вытяните левую руку либо согните правую;
  • если вам нужно остановиться, поднимите любую руку вверх.
Важно! Показывать знаки нужно с осторожностью, ведь есть вероятность потери управления и последующего падения. Рекомендуется предварительно потренироваться.

Все маленькие велосипедисты должны выучить правила дорожного движения, а для катания использовать безопасные места. При этом родители обязаны находиться рядом, контролировать своих детей, а также соблюдать скоростной режим во время езды. Если ребенок, катающийся на велосипеде, сталкивается с прохожими или создает помехи для их передвижения — это будет считаться нарушением. Поэтому взрослому необходимо увести его в другое место с меньшим количеством людей.

Задачи:

Обучающие:

познакомить детей с дорожными знаками: «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Движение на велосипеде запрещено», «Велосипедная дорожка»;

формировать представление о том, что для игр и катания на велосипеде отводятся специальные места;

продолжить изучение правил поведения детей на улице.

Развивающие:

развивать нравственные качества;

довести до сознания детей то, что от того, как они ведут себя на улице, зависит их безопасность и безопасность окружающих людей;

продолжать формировать умения и навыки действовать согласно правилам дорожного движения.

Воспитательные:

воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, умение выслушивать ответы товарищей.

Формы работы с детьми:

художественное слово;

рассматривание иллюстраций;

сюрпризный момент;

физкультминутка в виде игры «Можно – нельзя»;

решение проблемной ситуации.

Оборудование:

Игрушка Колобок; дорожные знаки: «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка»; сигнальные карточки (красный–нельзя, зеленый–можно); картинка с изображением велосипеда.

Активный словарь:

«Движение на велосипеде запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка», части велосипеда – «седло», «рама».

Пассивный словарь:

Велосипед, колесо, руль, педали, проезжая часть, дорога, КАМАЗ.

Предварительная работа:

Экскурсии на игровые площадки, чтение стихотворений о велосипеде, игры на велосипедах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Эмоциональный настрой

Дети с воспитателем стоят в кругу, взявшись за руки, и произносят слова, выполняют движения в соответствии с текстом:

Шире наш чудесный круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протяните,

Лучики его возьмите

И к груди своей прижмите.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди. (дети садятся на стулья).

2. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Из муки его слепили,

После в печку посадили.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел,

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу,

Встретил рыжую лису,

От неё уйти не смог.

Кто же это?

Дети: колобок (слайд 2) Вношу игрушку – колобок.

Колобок: Я так давно не был у вас в гостях, что стал даже скучать. Но я пришел по делу. Вы мне много рассказывали о наземном транспорте. У меня тоже есть свой транспорт – это велосипед, но я не знаю о нём ничего. Вы расскажите мне, как устроен велосипед. Где можно на нём кататься? Я так люблю кататься.

Воспитатель: А у вас есть велосипеды? Вы любите на них кататься?

Дети: Да, мы любим на них кататься. (Слайд 3)

Воспитатель: Посмотрите на этот велосипед, и расскажите, из каких частей он состоит. Как называется часть велосипеда, где сидит водитель? За счёт чего двигается он? А это что? (Показываю на раму) и т.д. Чем накачивают колёса?

3. Игра «Назови, чего не хватает». (Слайды 4-7)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не хватает». Посмотрите внимательно на каждый слайд. Назовите, чего не хватает у велосипеда?

Дети: Не хватает колеса, седла, руля, педалей.

4. Колобок: Спасибо. Здорово, конечно, прокатиться на велосипеде, только я не знаю, где это можно сделать. У меня есть велосипед, но я не представляю, как я на нем поеду по проезжей части дороги. Да меня какой-нибудь КАМАЗ не заметит и раздавит.

Воспитатель: Почему Колобок боится выезжать на дорогу на велосипеде?

Дети: Боится попасть в аварию, не знает правила и т.д.

Воспитатель: А где, по вашему мнению, можно кататься, а где нельзя?

Дети: Можно кататься во дворе, по велосипедной дорожке, по тротуару. Нельзя – на дороге, где много машин.

Воспитатель: Правильно. На велосипеде маленьким детям на проезжую часть дороги выезжать нельзя, а кататься и играть нужно только во дворах или площадках. Если что-то случилось с велосипедом – не задерживаться на дорожке, уйти в сторону. (Слайды 8-9)

Воспитатель: Где катается котёнок?

Дети: По дорожке.

Воспитатель: Почему щенок не едет на велосипеде, а везёт его?

Дети: Потому что он идёт по тротуару и навстречу ему могут идти пешеходы.

Воспитатель: Что вы видите на этом слайде?

Дети: Как дедушка учит девочку кататься на велосипеде во дворе.

Воспитатель: При езде на велосипеде необходимо соблюдать правила. Посмотрите, как можно ездить и как ездить нельзя. (Слайд №10)

Воспитатель: Посмотрите на этих велосипедистов. Кто из них соблюдает правила езды на велосипеде? (Слайд 11)

Воспитатель: Я буду показывать на каждого велосипедиста, а вы покажете красный или зеленый кружок. Красный – если нельзя так кататься, зеленый – если можно.

5. Игра «Можно – нельзя»

Дети ложатся на спинки. Имитируют езду на велосипеде. Воспитатель называет различные места для катания на велосипеде. Дети реагируют: если можно – крутят педалями в воздухе, а если нельзя – лежат спокойно.

На остановке автобуса … (лежат спокойно)

Во дворе … (крутят педалями)

На проезжей части … (лежат спокойно)

На полянке … (крутят педалями)

По лестнице … (лежат спокойно)

По тротуару … (лежат спокойно)

На площадке … (крутят педалями)

6. Воспитатель: А еще существуют специальные дорожные знаки для велосипедистов.

У кого велосипед –

Говорят: Проблемы нет!

Сел, педалями крути

Где захочешь – там кати!

Все не просто, все не так

Езди там, где этот знак:

Круг окрашен в синий цвет,

А в кругу велосипед. (Слайд 12)

Воспитатель: Этот знак называется «Велосипедная дорожка». Он разрешает движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки).

Знак запомните друзья,

И родители, и дети:

Там, где он висит, нельзя

Ездить на велосипеде!

Воспитатель: Этот знак «Движение на велосипеде запрещено». Он относится к запрещающим знакам. Этот запрещает движение велосипедов и мопедов в обоих направлениях дороги.

Воспитатель: А для водителей ставят знак «Пересечение с велосипедной дорожкой». Этот знак предупреждающий. Он предупреждает водителей и велосипедистов о том, что скоро будет пересечение дороги с велосипедной дорожкой. Велосипедистам необходимо снизить скорость и уступить дорогу транспортному средству. (Слайд 13)

Когда педали я кручу,

Мне все на свете по плечу!

Но вот знакомый знак узнал:

Водителю и мне сигнал.

Тут я приторможу немножко,

Хоть хочется лететь вперед:

Велосипедная дорожка

Машинный путь пересечет.

Воспитатель: А чтобы хорошо запомнить эти знаки я предлагаю вам поиграть.

7. Игра: «Выбери правильный знак»

Ситуация:

В центре комнаты ставятся два знака по разным направлениям: «Велосипедная дорожка» и «Движение на велосипеде запрещено». Дети должны выбрать верное направление, объяснив свое решение. Выбрав правильный знак, дети под музыку начинают двигаться в нужном направлении, имитируя езду на велосипеде.

Колобок: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, где можно ездить на велосипеде. (Слайд 14)

8. Анализ

– А вы, ребята, запомнили знаки? Что они обозначают? Какой из них запрещающий? А какой предупреждающий? Почему нужно соблюдать правила езды на велосипеде? Посмотрите, у меня на подносе кружки трёх цветов. Что можно из них сделать? Правильно, светофор: красный, жёлтый, зелёный. А ещё с их помощью вы сами оцените, как сегодня отвечали. Если вы были на занятие активными, знали ответы на все вопросы, то возьмите зелёный круг, а если не очень активны, то жёлтый круг. Если вам задания показались сложными, и вы затруднялись ответить на многие вопросы – то красный круг. А теперь поднимите свои кружки. Молодцы, все правильно оценили свою работу. Теперь представьте, что мы с вами сели на велосипед и поехали кататься.

Ребятки, всегда соблюдайте правила езды на велосипеде!


Цели: способствовать формированию культуры поведения на дорогах; учить различать дорожные знаки; учить определять места для игр и катания на велосипеде; познакомить с дорожными знаками, регламентирующими передвижение велосипедистов.

Материал: слайды (дорожные происшествия); карточки со знаками дорожного движения; плакаты, иллюстрирующие правила передвижения на велосипеде.

Ход занятия

Педагог. Когда-то, когда вы были совсем маленькими, вы учились ходить, разговаривать, кушать. Теперь, когда вы подросли, вам нужно научиться правильно вести себя в мире дорог и машин. Надо уметь пользоваться удобствами, которые создает этот мир, и избегать опасностей, которые в нем подстерегают. Чтобы жить безопасно в мире машин, нужно знать правила поведения в этом мире. Ведь поведение, которое дома кажется вполне нормальным и безопасным, в мире машин может привести к тяжелому ранению или гибели человека. Давайте посмотрим, какие возможны неприятные случаи и как их можно избежать.

Рассматривают слайды и обсуждают ситуации.

Педагог . А теперь давайте обсудим правила поведения на улицах.

Правило 1 . Переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу. Он обозначается специальным знаком — «Пешеходный переход» (показывает карточку).

Что такое переход?

Это знает каждый кот!

Уважают эти знаки

Даже кошки и собаки!

Правило 2 . Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу (даже если ты очень спешишь или тебя зовет твой друг). Перед дорогой обязательно остановись и осмотрись по сторонам.

Правило 3. Нельзя играть на проезжей части и даже на тротуаре. Такие игры могут привести к несчастью. Скажет каждый постовой: «Не играй на мостовой!»

Педагог. А теперь слушайте загадку.

День рожденья у меня — подарили мне коня.

Замечательный какой, голубой-прешлубой!

Ездить нужно осторожно, за рога держаться можно.

Жаль вот только, гривы нет. Что за конь? (Велосипед.)

Не секрет, что все дети любят кататься на велосипеде. Оказывается, для езды на велосипеде тоже есть свои правила безопасности. Для того чтобы их понять, посмотрите на плакаты.

Правило 1 . Не катайся в местах, где можно случайно выехать на проезжую часть. Даже если катаешься во дворе, будь предельно внимательным.

Правило 2. Никогда не надейся на то, что водитель автотранспорта тебя заметит. Позаботься о себе сам.

Правило 3. Никогда не шали на дороге, цепляясь за бамперы автомобилей. Может произойти непоправимое.

Правило 4. Не переезжай проезжую часть на велосипеде, а переходи ее по пешеходному переходу, придерживая велосипед за руль.

А какие же дорожные знаки помогут вам без опаски и с уверенностью ездить на велосипеде? Как вы думаете, ребята? Выберите их среди знаков на стенде.

Дети рассматривают знаки и выбирают три из них: «Велосипедная дорожка», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Движение на велосипедах запрещено» (см. рис.). Педагог подробно рассказывает о назначении каждого знака.

Проводится сюжетная игра. Ребята по своему усмотрению расставляют знаки дорожного движения по кабинету. Кто-то становится «пешеходом», кто-то «велосипедистом», а кто-то «водителем автомобиля». По сигналу педагога начинается движение. Дети комментируют свои действия.

25.05.2017 г.

Консультация для родителей

"Правила безопасной езды на велосипеде для детей"

Велосипед — друг, хорошо знакомый с детства. Что может быть проще? Умеешь ездить — садись и езжай! Так и есть, только следует помнить, что велосипед - это, прежде всего, транспортное средство, при использовании которого обязательно соблюдать правила эксплуатации и поведения на дороге. Халатность и попустительство может привести к травмам, или, даже, печальному исходу.

Важно научить детей соблюдать правила безопасной езды на велосипеде. С первых минут освоения этого транспорта нужно рассказывать ребенку о важных аспектах движения в доступной форме.

Первые детские велосипеды на трех колесах и беговелы кроха начинает осваивать с двух лет. Лет с четырех ребенок пересаживается на двухколесный транспорт. Велопрогулки осуществляются в безопасных местах (скверы, парки, тротуары) и под присмотром родителей.

Позже наступает время, когда взрослые перестают сопровождать ребенка на велосипедных прогулках. Перед тем, как отпустить чадо в самостоятельное путешествие, важно, чтобы ребенок выполнял все правила безопасного движения на интуитивном уровне и обладал достаточным мастерством вождения детского велосипеда.

Знания о безопасной езде на велосипеде ребенка

С самых ранних лет ребенок должен иметь первые познания правил дорожного движения. Они должны состоять из нехитрых постулатов:

— объезжать движущиеся объекты (людей, животных, других участников движения);

— замедлять движение на поворотах и при маневрах, когда совершается объезд недвижимых преград на пути (деревья, лавочки и пр.);

— избегать выезда на проезжую часть;

— объезжать ямы, лужи, канализационные люки;

— переходить дорогу только в сопровождении взрослых, обязательно спешившись.

Язык велосипедиста

Чтобы другие участники движения были информированы о передвижении велосипедиста, ребенку стоит запомнить специальные сигналы:

— вытянутая левая рука — поворот налево;

— левая рука, изогнутая в локтевом суставе и направленная вверх — поворот направо;

— опущенная левая рука - остановка.

Важные предосторожности для безопасного передвижения детей на велосипеде

— во время движения нельзя слушать плеер и, тем более, разговаривать по телефону;

— внимательно следить за происходящим вокруг: движение транспорта, пешеходов, возможные помехи и препятствия;

— всегда учитывать: скорость, опыт вождения, качество дорожного покрытия;

— уметь и быть готовым резко тормозить.

Особенно это актуально, когда ребенок или подросток не обладает достаточным мастерством езды на детском велосипеде. Езда в дождь Влага ухудшает техническое состояние велотранспорта и снижает срок службы деталей, потому поездок в дождь лучше избегать.

Нюансы движения

— плохое сцепление с дорогой;

— тормоза работают значительно хуже, что делает тормозной путь длиннее;

— ухудшается видимость;

— поворот осуществляется только на минимальной скорости.

Движение на велосипеде в темное время суток и при пониженной видимости

— обязательно зажженная фара спереди, фонарь сзади;

— световозвращатели — чистые и правильно закрепленные;

— светлая одежда, оснащенная светоотражателями - жизненно важно быть ребенку видимым для других участников движения.

Нюансы экипировки юного велосипедиста

— выбор одежды по принципу безопасности при движении (чтоб не зацепилась за руль, цепь и пр.), лучше использовать спортивную или специальную одежду;

— обязательны светоотражающие полоски;

— минимальная необходимая защита - надежный шлем, который следует заменять после серьезных падений (даже при внешней целостности, ведь может быть нарушена внутренняя конструкция);

— защитные очки.

Перед выездом на велосипеде Проверка готовности транспортного средства к движению - часть правил безопасного движения ребенка на велосипеде. Перед выездом нужно осмотреть техническое состояние велосипеда на предмет следов от повышенных нагрузок. Стоит обязательно проверить: исправность руля и фары, работу звукового сигнала и тормоза, наличие и чистоту световозвращателей, давление в шинах, центровку колес, натяжение спиц и цепи, наличие и регулировку зеркала заднего вида, соответствие высоты сидения росту велосипедиста - при нижнем положении педалей нога должна быть слегка согнута.

Все эти простые правила жизненно необходимы и должны быть доведены до автоматизма. Важно помнить, что истинно насладиться ездой поможет только безопасность.

Памятка для родителей "О безопасности детей при катании на велосипеде"

Уважаемые родители!

Прежде чем разрешить ребёнку кататься на велосипеде, скейте, роликовых коньках, самостоятельно проинструктируйте их о правилах дорожного движения и правилах поведения на улицах и дорогах. Убедитесь, что ребёнок способен самостоятельно ездить на велосипеде, самостоятельно контролируйте, как он ездит и где. Четко определите для ребенка места, где он может играть (парк, площадки для игр, безопасные дворы, стадионы и т.д.) и места, где играть нельзя, а надо быть особенно внимательным (тротуары, пешеходные переходы, проезжая часть).

Дети в своих действиях непредсказуемы, поэтому водителям автомобилей следует быть крайне внимательными и осторожными.
Катание на велосипеде требует повышенного внимания и соблюдения следующих правил:

1. Дети обязательно должны кататься под присмотром взрослых.

2. Используйте средство защиты: велосипедный шлем, велосипедные перчатки, очки, наколенники, налокотники.

3. Велосипед – механическое устройство, как и автомобиль требующее технического ухода. Не забывайте проверять основные узлы велосипеда: исправную работу переднего и заднего тормозов, проверить крепление руля и седла, надёжность крепления педалей, убедиться в отсутствии трещин в сварных швах рамы.

4. Постоянно напоминайте ребёнку о необходимости соблюдения правил дорожного движения, при этом очень важно соблюдать их самим, тем самым, показывая хороший пример. При объезде припаркованных автомобилей необходимо убедиться в отсутствии приближающегося сзади автомобиля и обязательно показать другим участникам движения о своем намерении совершить манёвр – это вытянуть левую руку в сторону. Также нужно быть готовым, что в момент объезда автомобиля, водитель неожиданно может открыть дверь, столкновение в этом случае наиболее опасно для здоровья велосипедиста. При повороте направо необходимо убедиться, что одновременно с ребёнком не поворачивает автомобиль, велосипедиста могут прижать к обочине. Следует учитывать состояние дорожного покрытия, на влажном асфальте длина тормозного пути увеличивается.