Боевые захваты и ломающие удары обучающее. Болевой захват: разные варианты и их выполнение. Секрет не для всех

Духовные и философские основы Борьбы. Этимология слова «борьба». Откуда в Египте… русские избы?! Связь Древнерусской ведической Традиции с Древнеегипетской! Бить или бороться – «быть или не быть!»? О превосходстве ударных техник над бросковыми. Не боритесь с вооруженным противником! Как освободиться от захвата одним ударом! Сравнение скоростей ударов и бросков. Примеры ложных боевых техник. Боевые и лечебные свойства одежды. «Оборотни в погонах». Гипнотическое воздействие одежды. Об опасности привыкания к «стандартной» форме. Особенности уличной одежды. Чем достигается постоянная готовность к бою. Оценка боевых свойств одежды и способы ее тестирования. Захваты за волосы, мышцы и кожу. «Охота за пальцами». Управление противником с помощью боли и вспомогательных ударов. «Ломка каменных листьев». Борьба за захват. Захваты, основанные на принципе «быстрого касания». «Обжигающие» захваты. Выведение из равновесия рывком, ударом или угрозой нанесения удара. «Вязкие» атаки и защиты (в том числе «быстрей-быстрей»). «Вязкие» свойства одежды. Способы укрепления хвата. «Борьба ветвей» и борьба с ветвями деревьев. Использование гирь и гантелей. «Борьба без борьбы» (или «мериться силой»). Наработка защит от ударов при захвате за одежду. Боевые броски и «слепая» борьба. «Живой щит». Секреты проведения бросков, или как повалить сопротивляющегося противника! «Бросок без броска». Управление «центром тяжести» противника.


Мы познакомим вас с уникальными методиками по наработке боевых захватов и бросков, однако сначала расскажем, какой глубочайший смысл заключен в слове «борьба». Вы узнаете о философских и духовных истоках Борьбы как неотъемлемой части Искусства Жизни .

С точки зрения «некорректной» этимологии ШАР, это слово мы расшифровываем как «Борь-Ба», где «Ба» в древнеегипетской арийской Традиции означает духовное начало человека, а слово «борь» произошло от «бороть», или «боротьба» (т. е. бороть «Ба»!). Аналогичным образом в русском языке мы расшифровываем такие слова, как «гуль-Ба», «ходь-Ба», «свадь-Ба», «судь-Ба», «резь-Ба» и т. д. Теперь вы уже самостоятельно можете понять глубинный смысл всех этих слов. Подчеркнем, что «Ба» не является просто слогом, как считают специалисты в области языкознания. Мы утверждаем, что на Праязыке наших Предков «Ба» означало духовную сущность человека. «Ба» содержится во многих словах русского языка, и это не случайно, ведь русский язык, как и все славянские и европейские языки, содержит множество корней Праязыка , на котором говорили Боги .

О связи Древнеегипетской и Древнерусской Традиций (только не путайте с общепринятой исторической версией, согласно которой «древнерусское» – то, что относится лишь к концу первого тысячелетия после Рождества Христова !) многое может рассказать этимология.

Большинство людей даже не догадываются, что русские и «египетские» слова имеют одни и те же корни. Поэтому мы легко можем понять, что означают такие слова, как Пта, мастаба, изба… Они не только звучат одинаково, но и имеют одно и то же значение. Вот что об этом пишет В.Д. Осипов в своей книге «Потаенный смысл слова» (М., изд-во «Поколение», 2006): «Словом ИЗБА египтяне называют деревенский дом. Правда, ударение они делают на первый слог» (с. 370). Подумайте, что может означать слово «ИЗБА»! Теперь, с помощью «некорректной» этимологии ШАР, вы легко сможете понять тайный смысл слов не только русского языка, но и многих других европейских языков. Все эти вопросы будут подробно рассмотрены нами в следующих публикациях.

В главе, посвященной Истории Великой арийской Цивилизации , мы уже показывали, насколько тесно связана древнерусская Ведическая Традиция с древнеегипетской. Так, в слове «борьба» нашла отражение целая философия Жизни наших Предков , которые утверждали, что Жизнь – это Борьба , борьба Духа («Ба») за Справедливость и Свободу !


Мир, в котором мы живем, несправедлив!

К сожалению, в наше время никакой Справедливости нет и в помине, но мы знаем, что она была, когда на Земле царил «Золотой век»! Тогда правили Боги , которые учили людей жить по справедливым законам. Эти Боги являются Предками всех европейских народов, и в качестве доказательств можно привести многочисленные антропологические и генетические результаты исследований, которые проливают свет на загадку возникновения Белой расы .

Если рассматривать борьбу как разновидность единоборств, то она развивает в человеке волю к победе, целеустремленность, физическую силу, способность чувствовать противника и его намерения и т. д. Борьба великолепно тренирует все физические и психические качества человека и оказывает настоящее целительное воздействие на весь организм, именно поэтому она особенно полезна для детей, которые обожают бороться!

Перед каждым, кто серьезно изучает боевые искусства, рано или поздно встает следующий вопрос:


Какие техники более эффективны в реальном бою – ударные или бросковые?!

Ответ на данный вопрос совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд. Одни уверенно говорят, что лучше всего использовать броски, тогда как другие считают самыми эффективными – удары; третьи доказывают необходимость одинакового владения и ударными, и бросковыми техниками. Как говорится, и нашим, и вашим!

На самом деле в реальной ситуации вы должны применять то, чем вы владеете лучше всего, и именно это обеспечит вам превосходство над любым противником. Как мы уже показывали, удар в несколько раз (!) быстрее любого броска. Зачем же тогда нужно ввязываться в борьбу, если победить вы можете всего лишь одним атакующим движением?!

Не стоит идти против Законов Природы ! Учитесь достигать своей цели минимальными усилиями!


Если говорить о реальной схватке, то с помощью борьбы женщина или ребенок никогда не справятся с более сильным и подготовленным противником, тем более что на улице нет никаких весовых категорий! Чтобы победить в схватке без правил, необходимо прежде всего использовать техники превосходства . Если противник пытается навязать вам борьбу, а вы чувствуете, что слабее его, используйте удары «быстрого касания».

Эти удары следует нарабатывать, в том числе и при захватах за одежду. Ввязываться в борьбу можно (и даже нужно), если это не реальная схватка, а всего лишь – игра, баловство! Если же вы пытаетесь отстоять свою жизнь в столкновении с реальным противником, то вопрос «БИТЬ ИЛИ БОРОТЬСЯ?» равнозначен гамлетовскому «БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?»

Мы утверждаем, что в опасной ситуации ни в коем случае нельзя бороться (особенно с вооруженным противником или противниками!), иначе шансов на выживание у вас практически не останется. Его нужно БИТЬ!!! И не просто бить, а решительно атаковать ударами в наиболее уязвимые зоны – глаза, горло, пах.


Не боритесь с вооруженным противником!

Во многих Школах рукопашного боя придерживаются иного мнения: они убеждены, что в реальном бою можно и нужно бороться! В качестве примера, иллюстрирующего эти ложные представления, можно привести столь любимый в отечественных системах рукопашного боя «бросок через спину», выполняемый после «блокирования» прямого удара в голову. Заметим, что указанные техники до сих пор пользуются чрезвычайной популярностью в самбо и ряде других отечественных Школ. Все это прямо указывает на абсолютное незнание реалий уличной схватки, ведь только не представляя себе, что удар намного быстрее и разрушительнее любого броска, можно рекомендовать подобные вещи! Удивительно, но даже в наши дни, когда, казалось бы, об искусстве реального боя известно гораздо больше, чем ранее, подобные техники всерьез изучаются на занятиях. Ученикам внушается иллюзорная уверенность в эффективности и действенности этих приемов.

Другой пример покажет вам, что с помощью силы далеко не всегда можно освободиться от захвата за руку, тогда как в некоторых Школах для освобождения от захватов предлагается прежде всего силовая борьба. Возможно, это приемлемо для физически крепкого и развитого человека, но как быть женщине или подростку?! Неужели кто-либо всерьез считает, будто они смогут одолеть противника с помощью борцовских техник?!

И тем не менее в большинстве Школ предлагается именно борьба. Отметим, что подобных «боевых» техник чрезвычайно много, но мы не будем сейчас их анализировать. Предлагаем вам самостоятельно оценить их применимость в жизни. Что касается бросковых техник в ШАР, то у нас используются специальные боевые захваты и броски . Как правило, наши техники сопровождаются неожиданными ударами и захватами, намного облегчающими проведение выбранного броска. Заметим, что использование именно боевых захватов и бросков позволяет слабому человеку (ребенку, женщине, пожилому человеку) уверенно расправиться с нападающим.

Однажды нами проводилось показательное занятие для военнослужащих одной из российских силовых структур. Занятие понравилось офицерам, но у них возникли вопросы. Один из военнослужащих спросил, каким образом в ШАР освобождаются от захватов, и чтобы увидеть, как мы это делаем, тотчас выполнил крепкий захват за запястье. То, что произошло дальше, похоже, удивило всех. Обычно в Школах рукопашного боя для освобождения от захватов используется борьба, но именно в этом и состоит их принципиальная ошибка. В ответ на свой захват он получил сильный удар ногой по голени, и одновременно его рука оказалась выкручена за спину. Так был продемонстрирован принцип освобождения от захвата с помощью одного-единственного удара. Добавим, что вместо удара по ноге можно атаковать ударом ноги в пах или кулаком в голову. Освободиться от захвата можно даже бесконтактно – всего лишь угрозой нанесения удара в любую из уязвимых зон, и в ШАР все эти техники сначала нарабатываются с напарником.

Сейчас мы расскажем об основных способах захватов и бросков, используемых в ШАР, но сначала кратко коснемся такой актуальной (и малоизвестной широкому кругу) темы, как боевые и лечебные свойства одежды:

Не удивляйтесь, но даже обычная одежда обладает самыми настоящими лечебными свойствами!

Излишне говорить, что одеваться всегда следует по погоде. Можно даже сказать так: «У природы нет плохой погоды, если… ваша одежда соответствует ей!» Когда на улице холодно, то одеваться необходимо достаточно тепло, и – наоборот. Одежда обладает способностью сохранять тепло вашего организма и защищает вас от потерь жизненной энергии, а также изолирует от неблагоприятных факторов внешней среды в виде перепадов температуры, высокой влажности и т. д. Сравните, например, как одеваются любители зимней рыбной ловли и купающиеся в летнюю жару, и вам станет понятно, о чем мы говорим. Ветер, влажность, холод, жара – вот те природные факторы, от которых должна защищать одежда. Если она не выполняет этих функций, то ни о каких ее лечебных свойствах не может быть и речи! Кроме того, на лечебные свойства одежды сильно влияет тот материал, из которого она сделана (хлопок, шерсть, синтетика), цвет, фасон и многое другое.

Стоит ли говорить о том, что одежда должна быть красива и удобна. Желательно одеваться со вкусом и вовсе необязательно следовать какой-либо моде, чтобы выглядеть красиво и элегантно. Главное, чтобы одежда, которую вы предпочитаете, вам подходила и вы чувствовали себя в ней комфортно! Все это оказывает непосредственное воздействие на ваше эмоциональное состояние и здоровье. Прежде чем мы рассмотрим еще одно важное свойство одежды, опишем реальный случай, произошедший лет десять назад в Москве:

К постовому милиционеру, вооруженному автоматом, подошел человек в форме полковника милиции. После формального приветствия полковник устроил головомойку младшему по званию: «Что это такое?! Почему ботинки нечищены?! Пуговицы расстегнуты?! Фуражка мятая?!» В завершение «воспитательной» беседы, проведенной в резкой и грубой форме, полковник потребовал у растерявшегося постового милиционера… автомат (!!!) и, со словами «Придешь к своему командиру и доложишь, что полковник Сидоров наложил на тебя взыскание!», послал его к начальству. Когда сбитый с толку милиционер доложил своему руководству о случившемся, то получил такой нагоняй, что, наверное, не забудет об этом всю оставшуюся жизнь. Он наконец сам осознал, что был облапошен мошенником, и теперь ему грозит серьезное служебное расследование.

Оружие оказалось у преступника, но как такое могло произойти?! Данный пример наглядно иллюстрирует одно малоизвестное большинству людей свойство одежды, о котором необходимо знать каждому. Речь идет о ее гипнотическом воздействии на человека:

Одежда обладает сильными гипнотическими свойствами!!!

Посмотрите, как люди реагируют на появление человека в милицейской форме или, например, в халате врача! Ваша задача – научиться видеть того, кто же на самом деле стоит перед вами («Взгляд в Душу »), и пусть вас не обманывает его форма или одежда! Человек остается тем, какой он есть, независимо от внешнего облачения, а одежда лишь маскирует его сущность и может ввести в заблуждение. Знание о гипнотических свойствах одежды поможет вам избежать ошибок в общении с людьми в самых различных ситуациях.

Существует большое число Школ и стилей, бойцы которых облачаются в кимоно или в борцовские куртки и состязаются по правилам , запрещающим использование каких-либо серьезных травмирующих воздействий. Последователи этих Школ и стилей при многолетних занятиях привыкают к той одежде, в которой обычно тренируются, и впоследствии уже не способны эффективно использовать свойства одежды повседневной (или уличной ). Кроме того, они нередко используют специальное защитное снаряжение (шлемы, раковины, жилеты) и, по восточной Традиции , занимаются без обуви, т. е. босиком. Все перечисленные особенности резко отличают поединки в этих Школах от боевых схваток.

Уличная одежда может помешать выполнению привычных и наработанных в спортзале техник и приемов. Она может сковывать движения бойца, не позволяя ему использовать приобретенные на занятиях навыки. Не следует также забывать, что на улице одежда весьма и весьма специфическая – накидки, плащи, куртки с молниями-застежками и т. д. Ваш противник может оказаться в чем угодно: в легкой рубашке, в плаще с капюшоном, в футболке, в куртке, застегивающейся на «молнию», и пр. На его голове может быть кепка, вязаная шапочка, бейсболка или даже шапка-ушанка, а на ногах – либо легкая обувь (от сандалий до кроссовок), либо тяжелая и жесткая (зимние ботинки, сапоги). Прочность верхней одежды также может сильно варьироваться, затрудняя или, наоборот, облегчая проведение различных боевых захватов.

Учет боевых свойств одежды чрезвычайно важен не только для бойцов спецназа, выполняющих сложнейшие задачи по обезвреживанию террористов, но и для обычных, вполне мирных людей, рискующих в наше время оказаться один на один с группой отморозков, готовых на все ради легкой наживы. Расскажем также курьезную историю об одном квартирном воре, который после кражи вернулся домой и был неприятно удивлен, когда чуть ли не вслед за ним явилась милиция. Оказалось, что на месте преступления он выронил свой паспорт!

Отметим, что документы, деньги и ценные вещи следует носить в застегивающихся карманах и обязательно следить за их недоступностью для посторонних. Помните, что в рукопашной схватке легко потерять не только здоровье, но и все, что у вас есть с собой (в ваших карманах, сумках).

Одежда, которую вы носите, должна удовлетворять соответствующим требованиям. Самое главное, она не должна вам помешать, если вдруг потребуется быстро бежать, или наносить удары руками и ногами, или освобождаться от захватов.

Боевые свойства одежды специально тестируются с помощью боевых техник ШАР!

Так, чтобы оценить приспособленность одежды для выполнения резких атакующих движений, выполняйте размашистые удары в любую сторону. Вы сразу же почувствуете, насколько пригодна (или нет!) ваша одежда к реальной ситуации. Например, обувь может оказаться чересчур тяжелой, и, как результат, удары ногами станут «медленными». Если подошва скользкая, то вы рискуете упасть, нанося быстрые удары ногами, поэтому будьте осторожны при их выполнении.

Вы должны быть готовы к смертельной схватке в любое время суток и в любом месте (на улице, в общественном транспорте, дома, на отдыхе и пр.), однако это не значит, что нужно постоянно оглядываться, прислушиваться или прятаться. Не нужно страдать «манией преследования». Нужно прежде всег, быть внимательным к тому, что происходит вокру, г и в случае опасности реагировать адекватно. Именно НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ чаще всего приводит к БЕДЕ, и об этом весьма красноречиво «свидетельствует» криминальная хроника. Наивысший уровень готовности (или состояние «небесного воина ») обеспечивается расслабленностью, а не напряженным ожиданием!

Сейчас мы рассмотрим некоторые виды боевых захватов , которые проводятся как за одежду противника, так и за любые его части тела.

Боевые захваты – это такие захваты, которые используются в реальных уличных столкновениях и шокируют противника своей неожиданностью.

Например, быстрый захват за волосы с последующим рывковым движением в выбранном вами направлении позволяет легко управлять противником, имеющим густую шевелюру. Если же ваш противник, наоборот, имеет короткую стрижку или вообще лысый, то воздействие можно оказывать непосредственно на голову, отыскивая на ней «ямки», «выступы», «впадины».

Вы на практике убедитесь в чрезвычайно высокой эффективности данных техник, причем чтобы справиться с противником, который сильнее вас, желательно использовать также различные вспомогательные удары (по глазам, в пах, в горло). Эти удары значительно облегчают выполнение любых боевых техник.

Захваты за волосы нарабатываются как самостоятельно, так и с напарником. При этом учитесь крепко захватывать пальцами волосы и выполняйте тянущие (а впоследствии – и рывковые !) движения в любую сторону, постепенно увеличивая силу хвата и вытягивания. Обязательно воздействуйте на все участки волосистой части головы. Уже скоро вы убедитесь, что подобный «массаж» исключительно полезен для вашего здоровья, так как зоны на голове теснейшим образом связаны с внутренними органами. Оказывая на корни волос такое воздействие, вы активизируете рефлекторные функции своего организма и начинаете лечить самого себя. Мы рекомендуем выполнять подобные упражнения не менее двух раз в неделю (по несколько минут в день), используя для этой цели время, когда вы, например, смотрите телевизор или просто отдыхаете лежа на диване.

Другим великолепным способом наработки боевых захватов является одновременная борьба за волосы. Захватывайте их двумя руками и всячески мешайте своему напарнику сделать то же самое. Однако будьте осторожны, не вырывайте друг у друга клочья волос. Заметим, что со стороны то, что вы делаете, выглядит поистине впечатляюще. Представьте, два человека вцепились друг другу в волосы и пытаются повалить один другого! Как вы понимаете, эти навыки помогут вам правильно действовать в похожих ситуациях.

В дальнейшем используйте вспомогательные удары, с помощью которых вы сможете быстро освободиться от захвата. Работая с напарником, лишь обозначайте атаки в уязвимые зоны, но делайте это правильно , т. е. с учетом естественных реакций на пропущенные удары. Например, если вы атакуете напарника в пах или в голову, то он не должен стоять словно «статуя». На «пропущенный» удар он должен реагировать так, будто на самом деле его пропустил.

Обратите внимание, что в процессе занятий происходит постепенное изменение болевых порогов чувствительности. К примеру, если до выполнения захватов за волосы ваша чувствительность была притупленной , то в процессе занятий чувствительность к боли возрастает. И наоборот, если сначала вы очень болезненно реагировали на захваты за волосы, то впоследствии чувствительность снижается. Таким образом, происходит нормализация болевой чувствительности и, следовательно, общее оздоровление вашего организма.

К числу эффективных боевых техник относятся также захваты за пальцы. Одно из подготовительных упражнений данной группы – это «охота за пальцами ». Его вы сможете самостоятельно освоить, если внимательно изучите главу «Охота за кулаком» (в нашей первой книге), где изложены основные принципы «охоты».

Еще одно важное упражнение, которое мы рекомендуем своим ученикам, – «ломка каменных листьев». Многие не уверены в том, что захват пальцев противника поможет одержать победу, ведь пальцы будут напряжены, а если противник отличается крепким телосложением, то шансов справиться с ним вообще не остается. Так ли это?! Конечно же нет, и мы не случайно предлагаем вам эти удивительные техники, чтобы вы могли на практике убедиться в их эффективности.

Станьте оба в боевые позиции, и пусть один из вас держит пальцы рук напряженными. Захватывая напряженные пальцы, вы убедитесь, что они так же легко поддаются силовому воздействию, как и расслабленные. Если не удается обхватить все пальцы, то «выберите» один или два из них, после чего снова пробуйте сгибать за счет силы. Вы обнаружите, что даже такое (чисто силовое!) воздействие оказывается весьма результативным, а если к захвату напряженных пальцев вы добавите вспомогательные удары, то поймете, насколько легко будет справиться с сильным и более подготовленным противником. Например, женщина, захватив пальцы нападающего, может без особых усилий распластать его на земле и удерживать в таком положении до прихода помощи. В случае если нападающий будет сопротивляться или угрожать, необходимо усилить болевое воздействие вплоть до перелома его пальцев.

При самостоятельных тренировках используйте техники ломающих воздействий на «коготь» (или ладонную палочку). В восточной Традиции это оружие называется «явара». Удерживая в руках деревянную палочку (размером в полтора кулака!), пытайтесь переломить ее. Используйте также силовые воздействия на две сложенные вместе палочки! Подробно о техниках работы с «когтем» мы расскажем в отдельной публикации. Вы познакомитесь с уникальными и чрезвычайно эффективными техниками, которые использовали наши Предки еще много тысяч лет назад.

Важнейшим этапом освоения боевых захватов является борьба за захват. Поначалу это могут быть разнообразные упражнения, при выполнении которых вы будете быстро и неожиданно захватывать выбранные части тела (или одежду) напарника. Не следует забывать, что на применение этих техник точно так же распространяется принцип «быстрого касания». Речь идет о высоких скоростях выполнения захватов и неспособности любого противника противодействовать им.

Если рассматривать именно боевые формы захватов, то при их выполнении атакуемая часть тела испытывает болезненное обжигающее воздействие («обжигающие» захваты). Если атакуются открытые участки тела, то они краснеют, словно вы на самом деле обожгли их кипятком или горячим паром, и то же самое происходит, если атакуются мышцы и кожа под одеждой.

Обязательно захватывайте части тела напарника так, чтобы одновременно вывести его из равновесия , причем не только физического, но и психического. Боевой захват заставляет противника переключить внимание на атакуемую зону, при этом он «забывает» про все остальное, и вы легко можете ударить его в пах, в голову или другую уязвимую зону. Из равновесия его можно вывести также рывком после проведения захвата, хотя эффективнее будет, если боевой захват и рывок произойдут практически одновременно, тогда вам не понадобятся вспомогательные удары.

Боевые захваты, которые вы сейчас выполняете, относятся к техникам «вязких» атак. Атакуя противника, вы будете сковывать его своими захватами, и то же самое можно делать, когда вы защищаетесь. Чтобы добиться устойчивых результатов, выполняйте боевые захваты (и защитные, и атакующие!) по принципу «быстрей-быстрей». Это поможет вам приобрести навыки успешной скоростной работы во время борьбы. Отметим также, что обычная одежда сама по себе обладает «вязкими » свойствами : она может сковывать любые ваши движения и замедлять выполнение как ударов, так и бросков, поэтому «вязкие» свойства одежды непременно должны учитываться в реальной ситуации. Естественно, что все ваши захваты должны быть достаточно прочными , чтобы противник не смог вырваться, и одновременно вы должны уметь освобождаться от «неудобных» для себя захватов.

Способы укрепления хвата нарабатываются в ШАР самыми разнообразными упражнениями (работа с корой дерева, «борьба листьев», прокатывание кисти у стены, «лепка» ударных форм и мн. др.). Так, если вы тренируетесь на природе, то многие упражнения полезно выполнять со стволами деревьев. Вы можете бороться с ними, пытаться согнуть или повалить их в любую сторону. Деревья, с которыми вы будете тренироваться, не должны быть тонкими и хрупкими. Выбирайте сильные, крепкие и здоровые деревья. Это поможет вам развить настоящую сверхсилу.

Если вы тренируетесь дома, то используйте для укрепления кистей рук небольшие по весу гири или гантели. Нарабатывайте крепость хвата с помощью кистевых вращений, подъемов-опусканий , а также с помощью подбрасывания и ловли их в воздухе (т. е. жонглирования). Естественно, делать это можно лишь над диваном, кроватью или свернутым в несколько раз одеялом, расстеленным на полу. Кисти рук и пальцы с помощью этих несложных упражнений значительно укрепятся , и вы практически сразу почувствуете это. Не забывайте после силовых упражнений прорабатывать укрепляемые зоны массажем и расслабляющим потряхиванием .

Прекрасным упражнением для развития силы ног является перемещение гири стопой по различным направлениям. Если вы попробуете так тренироваться, то практически сразу убедитесь, насколько эффективные навыки вами приобретаются. Благодаря одному этому упражнению вы легко сможете выбить ногу противника зацепом или подсечкой в любую сторону, и он не сможет устоять. Если же при этом вы еще выполните захват за его одежду и одновременно рывок (или толчок) руками, то падение противника будет практически неизбежным. Естественно, при наработке данной техники с напарником поддерживайте друг друга, чтобы исключить возможные травмы при падении.

Интересной формой парной работы являются защиты от ударов, которые выполняются с одновременным захватом за одежду или какие-либо части тела. Вы захватываете напарника за отворот куртки (или за рукав) и начинаете наносить удары свободной рукой, а также ногами. При этом вы как бы натягиваете своего напарника на себя. Захват за одежду сковывает напарника и мешает ему защищаться. У вас же появляется прекрасная возможность управлять любыми его движениями, словно он является марионеткой в ваших руках. Не забывайте меняться ролями, чтобы научиться атаковать и защищаться одновременно.

Теперь, когда вы уже кратко познакомились с наработкой боевых захватов , мы переходим к следующему этапу изучения техник рукопашного боя ШАР, связанных с борьбой, и речь пойдет о выполнении боевых бросков .

Что такое боевые броски и чем они отличаются от «классических» бросков других Школ и стилей?!

Боевые броски – это особые техники, с помощью которых вы можете повалить своего противника, используя для этого минимум усилий: например, с помощью ударов в уязвимые зоны или специальных захватов, которые причиняют сильную боль и заставляют двигаться его в нужном вам направлении. Так, чтобы выполнить подножку, достаточно ударить противника коленом в пах (или локтем в голову), чтобы он сам упал через подставленную вами ногу. Также можно повалить соперника, если захватить его за волосы или за пальцы. Причиняя боль, вы можете управлять движениями и действиями другого человека, не прикладывая особых усилий. Отметим, что нам чужды приемы, которые требуют большой силы для перебрасывания противника через себя.

Для повышения мастерства в искусстве реального боя мы рекомендуем также использовать борьбу «вслепую». Речь идет о ведении борьбы с закрытыми (или завязанными) глазами. Подобный тренинг развивает сверхвозможности у бойцов, учит их чувствовать невидимые объекты, «видеть» не глядя, а ведь именно это может потребоваться вам в реальной уличной схватке. Добавим также, что применение боевых бросков будет особенно эффективно, если нападающих несколько! В этом случае вы можете использовать одного из них в качестве живого щита, прикрываясь им от других нападающих. Здесь вам очень помогут боевые захваты , используя которые вы сможете управлять противником как марионеткой .

В завершение главы коснемся такого важнейшего вопроса, как секреты проведения бросков на сопротивляющемся противнике. Казалось бы, что может быть проще, чем выполнить тот бросок, который вы заучили до автоматизма ?! Напарник, как правило, подыгрывает вам, так же и вы поддаетесь ему, когда он пытается бросить вас. Однако в реальной ситуации противник будет активно сопротивляться, и провести бросок окажется не так-то просто!


Как научиться бросать сопротивляющегося противника?!

Во-первых, следует рывком нагрузить ту ногу, которую вы собираетесь атаковать, например, подножкой. Если же вы проводите зацеп или подхват, то, наоборот, следует резко перенести вес противника на ногу, которую вы атаковать не собираетесь. В результате атакуемая нога будет «свободной» (т. е. не нагруженной весом), и вы легко сможете «выбить» ее в нужную вам сторону, одновременно толчком или рывком выводя соперника из равновесия. В обоих случаях ваш противник не сможет устоять на ногах! Не забывайте при выполнении броска контролировать его падение вплоть до завершающей фазы. Это даст вам преимущество в реальном бою и позволит добить нападающего, если он попробует сопротивляться. О важности добивания (и о том, как это делается!) мы уже рассказывали во второй книге.

Во-вторых, если соперник все-таки успеет убрать атакуемую ногу, то ваша задача, не останавливаясь, перевести свою атаку на другую ногу, которую противник уже не сможет убрать. Научитесь переходить от одного броска к другому, не меняя характера атакующего движения. В этом случае один бросок (пусть даже неудавшийся!) тотчас «трансформируется» в другой. Как результат, для противника все будет происходить слишком быстро, чтобы он успел правильно среагировать.

В-третьих, если противник сам попытается провести бросок, то для противодействия ему используйте такие простые способы:

понижение центра тяжести;

встречное атакующее движение;

перенаправление усилия противника;

следование по направлению его усилия и т. д.

По возможности старайтесь не поднимать своего соперника при выполнении бросков и не пытайтесь перебросить его через спину (или через голову), как это рекомендуется в некоторых Школах. Наши боевые техники построены на минимизации усилий, поэтому, если вы собираетесь провести бросок, то не следует особо напрягаться, будьте рациональны и берегите свои силы.

Чтобы научиться побеждать сопротивляющегося противника, необходимо овладеть навыками неожиданного выведения его из равновесия, используя для этого рывки, толчки, резкие развороты, сбивы в разные стороны (в том числе на себя и вниз). Каждый из перечисленных способов необходимо проработать сначала по отдельности, а затем – комбинируя между собой (например, вы можете сначала выполнить резкий толчок от себя , а затем – неожиданный рывок на себя и вниз и т. п.).

Владея техниками выведения из равновесия и одновременно сохраняя свою устойчивость (т. е. укореняясь), вы создадите все необходимые условия для проведения определенного броска. Заметим, что даже выведение из равновесия, если оно выполнено правильно, само по себе способно привести к падению противника (мы называем это «бросок без броска»), и чаще всего такое происходит, если удается неожиданно вынести его «центр тяжести » далеко за пределы тела.

Вынесение «центра тяжести» за пределы тела – ключ к выведению из равновесия!

Ваша задача – научиться определять ту минимальную дистанцию вынесения «центра тяжести », при которой реальный противник уже не сможет устоять. Напомним, что во всех случаях, когда вы физически уступаете своему противнику, используйте вспомогательные удары. Их применение обеспечит вам гарантированную победу в реальной схватке!

Болевые приемы в стойке

Болевые приемы - это специфические воздействия на суставы конечностей противника. В спорте болевой прием заканчивается тогда, когда противник заявляет о том, что сдается. Больно, вырваться нет возможности, терпеть - опасно для здоровья, вот он и хлопает по ковру. В реальном бою болевые ощущения - это только начало. За ними следует перелом руки или ноги, разрыв сухожилий или мышц и прочие членовредительские штуки.

Сразу хочу сказать: сломать противнику руку - это занятие не для слабонервных. Тут нужно переступить серьезный порог. Ну и силушку приложить надо - организм человека вещь крепкая. Поэтому, если не уверен, что сможешь довести болевой до логического завершения, лучше вообще от всяких захватов отказаться.

Ну а коли считаешь, что сможешь преодолеть внутреннее и внешнее сопротивление, то вот тебе несколько способов лишить человека руки, не падая в партер.

Рычаг руки внутрь

Проводить его можно только в относительно тепличных условиях: если противник один, если он недостаточно подвижен - пьян или просто неуклюж, если он вообще ничего не понимает в драках и свободно отдает руку на захват.

Тем не менее прием этот достаточно эффективен. Если, конечно, проводишь ты его стремительно.

Итак, классический тренировочный вариант исполнения: противник стоит перед тобой, руки опущены. Ты делаешь подшагивание левой ногой вперед и захватываешь правой рукой тыльную сторону ладони правой руки противника, а своей левой рукой - его правую руку снизу. Захват должен быть очень цепким и жестким, чтобы противник не мог вырвать руку. И мешкать на этом этапе не следует - захватил и сразу развивай успех.

Для этого резким мощным рывком на себя-вверх выводишь противника из равновесия и одновременно проводишь болевой прием на его кисть, как показано на рис. 31.

Затем, не теряя темп, выдергиваешь захваченную руку на себя-вниз, одновременно поворачиваясь к противнику левым плечом, и проводишь болевой прием на плечевой (или на локтевой) сустав (рис. 32).

Само собой, в драке тебе никто не даст спокойно подойти и взять такой захват. Нужно ловить противника на атаке, перехватывать руку и потом выходить на болевой. Как вариант - ты можешь атаковать таким способом захват противника, когда он хватает тебя за отворот куртки или плечо.

На что нужно обратить внимание? Не работай одними руками. Помогай себе всем корпусом. Резко скручивайся, наваливайся всем весом на захваченную руку. Если нет необходимости калечить противника, то на этой фазе можно остановить движение и попытаться объяснить нападающему, что он не прав. Если же болтать некогда или не хочется - продолжаешь движение: тянешь его руку вверх, а корпусом давишь вниз, на область локтя. Только делаешь это очень резко и с полной отдачей. Остановиться можно, когда услышишь сочный хруст и вопль.

Рычаг руки наружу

Не такой изуверский прием, но зато и провести его легче.

Классическое исполнение: исходное положение то же - противник напротив тебя, руки опущены.

Подшагиваешь левой ногой. Левой рукой захватываешь правую кисть противника таким образом, чтобы твой большой палец уперся в тыльную сторону его ладони, и тянешь кисть на себя. Затем захватываешь кисть противника своей правой рукой и, поднимая его руку на себя вверх-влево, проводишь болевой на кисть. И наконец, продолжая поворачивать кисть противника влево, бросаешь его на землю (рис. 33).

Если сделать все очень резко и сильно, можно хорошенько травмировать плечо, локоть или кисть противника. И опять-таки, захватывать руку нужно на ударе, интенсивно работать ногами и всем корпусом. Помни, что противника нужно стараться опрокинуть резким сильным рывком руками в сторону-вниз, загружая его вдобавок весом своего тела. Чем дальше ты будешь уводить в сторону захваченную руку, тем больше вероятность покалечить противника. Если толкаешь его строго назад, то опасность травмы меньше, зато его легче опрокинуть на землю - смотри сам, какую задачу тебе нужно решить.

Рычаг руки через предплечье

Этот прием - не самое удачное изобретение человечества, но в некоторых ситуациях может сослужить хорошую службу. Недостаток его в том, что серьезно повредить конечность противника в этом положении очень сложно, - ты вынужден оказывать болевое воздействие только с помощью рук; помощь ног и корпуса практически исключается. Соответственно, сломать таким образом руку вряд ли получится, если дерешься не с дистрофиком. К тому же ты поворачиваешься к противнику спиной. Если он парень крепкий, то вполне может собраться с силами и атаковать тебя с тыла.

С другой стороны, если нужно нейтрализовать не слишком опасного, но назойливого противника - например, приставучего пьянчужку, - то рычаг локтя через предплечье сработает как надо. Покалечить не покалечишь, но ясно покажешь, что продолжение поединка бессмысленно. Такой пацифистский приемчик.

Итак, исходное положение стандартное: противник лицом к тебе, руки опущены. Ты делаешь подшагивание правой ногой вперед и захватываешь своей правой рукой правое запястье противника сверху. На всякий случай рекомендую атаковать прямым левой в голову. Ну чтобы уменьшить прыть противника. Затем подшагиваешь левой ногой и, поворачиваясь корпусом вправо, поворачиваешь захваченную руку вперед-вправо, а левой рукой в этот момент подхватываешь ее снизу, чуть выше локтя. И проводишь болевой прием на локоть противника, нажимая правой рукой вниз и удерживая захваченную руку своей левой рукой и корпусом (рис. 34).

Таким образом можно, кстати, и обезоружить противника. При резком болевом воздействии на локоть нож или палку он обязательно выронит. Но учти, такое обезоруживание сработает только с неподготовленным противником. Скажем, это будет какой-нибудь незадачливый доходяга-наркоман, решивший взять тебя на испуг. Если противник настроен решительно, лучше держаться от него подальше.

Из книги Искусство рукопашного боя. автора Ознобишин Нил Н.

1. Приемы борьбы против противника, вооруженного ножом, и приемы обезоруживания его Противник, вооруженный ножом, не должен смущать вас более, чем если бы он был с пустыми руками. Смотрите на дело так, как будто он вам просто наносит кулачные удары, слегка опаснее

Из книги Самозащита автора Андрейчук В И

Глава 5. БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ Болевые приемы - это различные способы болевого воздействия (перегибы, загибы, скручивания, рычаги, надавливания и т. п.) на жизненно важные и чувствительные участки тела человека (суставы, сухожилия, глаза, нервные центры, шею и т.д.). Умелое и

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора

10.2. Перемещения в стойке Перемещения в стойке являются безусловным фундаментом действий в рукопашном бою, характер перемещений определяет «рисунок» боя, а уровень владения этими навыками (точность, скорость, устойчивость) во многом определяет успешность других,

Из книги Русский рукопашный бой в 10 уроках автора Кадочников Алексей Алексеевич

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СТОЙКЕ Перемещения в стойке в рукопашном бою применяются для защитно-атакующих действий и маневра. Эти перемещения в зависимости от ситуации могут быть различными. Основные из них – это разворот или принятие положения тела под углом к атаке противника,

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

БОЛЕВЫЕ ПРИЁМЫ Болевыми приёмами в самбо называются такие приёмы, которые, воздействуя на суставы конечностей противника, ставят его в безвыходное положение.В тех случаях, когда нападающий должен доказать безвыходность положения противника, эти приёмы усиливаются до

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

Ответные болевые приёмы В ответ на нападение противника самбист, находящийся под ним, может провести болевые приёмы, иногда оставаясь под противником, а иногда в процессе проведения болевого приёма выходя из?под противника и ложась рядом с ним или даже оказываясь сверху

Из книги 10 тысяч путей к победе автора Лукашев Михаил Николаевич

Болевые приёмы, подготавливаемые непосредственно из стойки Противник при борьбе стоя в основном ожидает нападения бросками, концентрируя главное свое внимание на защитах от них. Поэтому иногда удаётся неожиданно поймать противника на болевой приём, подход к проведению

Из книги Рукопашный бой для начинающих автора Кадочников Алексей Алексеевич

Болевые приемы на суставах пальцев Заломы пальцев, при всей кажущейся простоте этих приемов, являются отличным средством ведения рукопашного боя. Они дают возможность одним движением вывести противника из строя или полностью подчинить его себе – словом, одержать

Из книги Все о самбо автора Гаткин Евгений Яковлевич

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СТОЙКЕ Перемещения в стойке в рукопашном бою применяются для защитно-атакующих действий и маневра. Эти перемещения в зависимости от ситуации могут быть различными. Основные из них - это разворот или принятие положения тела под углом к атаке противника,

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Болевые приемы Более эффективной победы в партере можно достичь проведением болевого приема. В самбо применяются болевые приемы на руки и на ноги (в спортивном разделе запрещены болевые приемы на пальцы кистей и стоп, а также на лучезапястный сустав). Механика их

Из книги Как стать кикбоксером, или 10 шагов к безопасности автора Казакеев Евгений

Болевые приемы на руки Рычаг локтевого сустава с захватом руки между ног.И. п.: противник на спине. Борец, проводящий прием, сидит ягодицами на ковре, перекинув ноги через туловище противника и зажав между бедрами оба его плеча (ступни лучше скрестить). Захватите ближнее к

Из книги автора

Болевые приемы на ноги При проведении болевых приемов на ноги атаке подвергаются коленный и голеностопный (с ущемлением ахиллова сухожилия) суставы.Переразгибание (рычаг) коленного сустава.Проводящий прием бедрами сжимает бедро противника. Надколенник (коленная

Из книги автора

II. Приемы в стойке и на земле 1. ГРУППА «ДОЖИМОВ» (в стойке)Порядок изучения1. Дожим кулака в кисти (основной).2. Дожим кулака в кисти «по принципу».3. Дожим головы «по принципу».1. Дожим кулака в кисти (основной)По счету «раз» - первый номер наносит удар снизу левой рукой,

Из книги автора

10.5. Броски, болевые и удушающие приемы В каратэ могут быть применены все виды бросков, известных в дзюдо. Однако бросок сам по себе в каратэ не является самоцелью. В ситуации, когда противник в результате броска оказался на полу, его добивают ударом руки или ноги.В каратэ

Из книги автора

Передвижения в стойке «Порхай как бабочка, жаль как пчела “ - прекрасная тактическая схема знаменитого Мухаммеда Али.Движение - это главный козырь, который многие игнорируют. Легко передвигаясь по рингу и оставаясь при этом вне зоны досягаемости, вы можете утомить и

Когда Запад узнал о китайском кунг-фу, или ушу, — даже сами эти слова вызывали священный трепет. В представлении обывателя не было более грозного соперника, чем мастер кунг-фу. Но прошло время, и ушу уже не выглядит столь непобедимым, а порою даже кажется, что в боевых искусствах Востока не осталось никаких тайн. Но это не совсем так. Цинь-на, малоизвестное у нас и потому загадочное боевое искусство Поднебесной, позволяет мастеру превращать противника в беспомощную куклу.

Юрий Кормушин

Цинь-на в одном из переводов на русский язык означает «болевые, контролирующие захваты». Казалось бы, что в этом загадочного? Ведь многие виды борьбы и кулачного боя имеют в своем арсенале болевые приемы, броски, воздействия на суставы, связки и т. д. Однако цинь-на  - это своеобразная, даже уникальная система ведения боя. Она основана на доскональном знании особенностей анатомии человека, необычной специальной подготовке тела бойца, изощренной стратегии и тактике.

Цинь-на и ушу

Считается, что мастер цинь-на может контролировать движения человека, делать его беспомощным, неспособным двигаться  и, если необходимо, даже лишить жизни.

Приемы болевого воздействия на суставы, связки и мышцы встречаются практически в каждом стиле китайского ушу. Ведь по сути цинь-на — одно из четырех традиционных технических действий рукопашного боя, который состоит из ударов руками, ногами, бросков противника и собственно самих захватов. Поэтому неудивительно, что каждая школа ушу имеет несколько своих излюбленных приемов болевого воздействия для подавления сопротивления противника. Однако помимо этого в наши дни существует система, в которой большое количество техник цинь-на объединено и структурировано в один целостный и взаимосвязанный ряд. В цинь-на способ болевого воздействия и контроля над противником возведен в абсолют и вся подготовка, вся стратегия и тактика применения приемов подчинены идее полной власти над ситуацией в рукопашной схватке. В итоге искусство болевых захватов и контролей с определенного времени стало самостоятельной дисциплиной, которую можно изучать отдельно от всей техники ушу.


Прием из положения «рукопожатие» наглядно демонстрирует, как техника «болевых и контролирующих захватов» может быть неожиданно использована в самой обыденной ситуации. 1. Обычное рукопожатие — исходное положение для эффективного приема, направленного на болевое воздействие на суставы пальцев руки. 2. Кисть противника сильно сжимается и с помощью второй руки переводится в сторону — поперек туловища. Цель движения — вывести атакуемую часть пальцев (безымянный и мизинец) на исходную позицию для болевого воздействия. 3. Болевое воздействие на пальцы выполняется в направлении против их естественных сгибов. Основная сила контроля идет снизу вверх. Рука атакуемого выпрямляется, и противник вынужден от боли подняться на цыпочки.

Отточено веками

Истоки цинь-на, по оценкам исследователей, уходят в глубокую древность. И несмотря на то что история Востока вообще и Китая в частности изобилует мифами и легендами, которые причудливо перемешивают правду и вымысел, все же можно с уверенностью утверждать, что история этого искусства насчитывает как минимум несколько веков.

Внешне система болевых и контролирующих захватов цинь-на выглядит весьма эффектно. В ответ на атаку мастер молниеносно хватает нападающего за руку или ногу, шею или туловище и, воздействуя на уязвимые зоны и точки тела, проводит болевой залом сустава, парализует мышцы, лишает противника сознания и чаще всего опрокидывает его на землю, приводя в беспомощное состояние.

Чтобы понять, сколь грозным оружием является система цинь-на, достаточно лишь перечислить основные разделы ее технического арсенала:

— приемы выворачивания костей;

— приемы разделения мышц;

— приемы перекрытия вен и дыхания;

— приемы воздействия на жизненно важные точки тела.


В «искусстве болевых и контролирующих захватов» существуют не только захваты, но и броски. Основная цель — травмировать противника ударом головы о поверхность пола или землю. Смертельно опасная техника! 1. Суть этой атаки в цинь-на — силовое перегибание шейного отдела позвоночника назад с целью бросить противника. Для этого одна рука фиксирует поясницу и давит на нее, а вторая непосредственно отгибает подбородок назад. Главное, чтобы сила давления была направлена строго вдоль позвоночника. 2. Как только руки начали давление на подбородок и поясницу, к движению «подключается» сгибание корпуса вперед-вниз. Атакующий рывком наклоняется, прочно удерживая давление на позвоночник. 3. Если давление на позвоночник не отпускать до конца приема, противник точно «прилетит» затылком на поверхность пола или землю. Это смертельно опасно. В демонстрационном варианте этой техники давление на позвоночник прекращается приблизительно за полметра до падения — противник «приземляется» на спину.

Четыре ступени совершенства

Приемы четырех вышеперечисленных категорий — это своеобразные ступени совершенствования в «искусстве болевых захватов и контролей». Например, техника «выворачивания костей» - первая ступень в овладении цинь-на. Данный тип приемов предусматривает воздействие на суставы человеческого тела с целью нарушения их физиологического функционирования.

«Разделение мышц» — уже более сложная техника. Суть ее в том, чтобы, воздействуя на разные мышцы противника, хитроумными приемами привести их в неработающее состояние, то есть парализовать. На этом этапе от практикующего цинь-на требуется уже более совершенная физическая и техническая подготовка.

Приемы «перекрытия вен и дыхания» — еще более сложная ступень. Смысл этой техники понятен уже из самого ее названия: для победы над противником необходимо перекрыть ему доступ кислорода в легкие или на какое-то время остановить течение крови в венах и артериях. На этой ступени уже изучаются приемы со смертельным исходом, а знаний, навыков, практики для овладения этим уровнем нужно гораздо больше, чем для двух предыдущих.


И наконец, четвертая ступень  - «воздействие на жизненно важные точки тела». Эта техника связана со знанием акупунктуры и традиционной восточной медицины. Ее приемы основаны на точечном воздействии на определенные зоны человеческого тела. Причем, согласно учению китайских мастеров, некоторые виды воздействия могут выполняться лишь в строго определенное время, непосредственно связанное с биоритмами человека, временем суток и т. д. Эта ступень — высший уровень в цинь-на, которого достигают единицы.

Практически все приемы цинь-на сопровождаются сильной болью. Болевые захваты и контроли служат только одной цели — победить в рукопашной схватке за минимально короткое время. И, как правило, последствия такой победы для противника — это повреждение связок и суставов, потеря сознания, а в отдельных случаях — летальный исход. Приемы цинь-на очень опасны, и с этим нельзя не считаться.


Секрет не для всех

Однако оружием техника «искусства болевых и контролирующих захватов» становится только при определенных условиях. И эти условия естественным образом преграждают путь к овладению смертельно опасными приемами цинь-на людям с преступными намерениями. Во‑первых, сами приемы требуют «правильных ключей» к пониманию техники, и без них хитроумный арсенал «искусства болевых контролей и захватов» не работает. «Ключи» к правильной технике есть далеко не у всех, кто берется преподавать цинь-на. Это первое препятствие, преграждающие путь к овладению боевым искусством случайным людям.

Вторая преграда связана с тем, что для эффективного применения техники «болевых контролей и захватов» необходимо потратить огромное количество времени ради приобретения определенных навыков и специальной физической подготовки.



Шаг 4. В результате быстрого и резкого болевого воздействия на суставы пальцев и запястья противник вынужден упасть вниз. Иначе повреждений не избежать.

Практикующий цинь-на должен хорошо знать анатомические и физиологические особенности строения тела человека, владеть правильной техникой приемов, подразумевающих строгую геометрию движений для правильного приложения силы. Но и этого недостаточно. Помимо всего прочего, у мастера должна быть абсолютно невероятная сила захвата, большая цепкость пальцев и особым образом укрепленные запястья и предплечья. Без этого приемы цинь-на не работают, а достичь правильного состояния очень непросто, особенно при отсутствии корректных методик подготовки.

В итоге цинь-на невозможно изучить за короткое время, а тратить годы жизни на постепенное овладение всеми секретами этого боевого искусства согласен не каждый. Особенно это не по вкусу тем, кто стремится к быстрому проявлению власти над людьми, или людям с преступными намерениями.

Для тех же, кто избрал для себя изучение боевых искусств как образ жизни, цинь-на подходит идеально, потому что предполагает постепенное, неуклонное самосовершенствование, которое в конце концов дает вам в руки грозное оружие, способное защитить человека в опасной ситуации.

Глава 5. БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ

Болевые приемы - это различные способы болевого воздействия (перегибы, загибы, скручивания, рычаги, надавливания и т. п.) на жизненно важные и чувствительные участки тела человека (суставы, сухожилия, глаза, нервные центры, шею и т.д.). Умелое и жесткое применение болевого приема вызывает болевой шок или серьезную травму и выводит противника из боевого состояния. Это дает возможность освободиться от захвата, задержать противника, а возможно и конвоировать.

Прежде чем приступить к описанию техники болевых приемов мы хотим напомнить нашим читателям, что болевой прием, как правило, эффективно применяется после точно нанесенного удара, когда противник находится в шоковом состоянии или его внимание рассеяно.

Болевые приемы на фаланги пальцев показаны на рис. 37. По своей сути эти приемы простые. Главное, что необходимо помнить при их применении, это жесткий захват и резкое перегибание (скручивание) суставов (сухожилий).

Болевые приемы на лучезапястный, локтевой и плечевой суставы.

В различных школах единоборств (айки-до, самбо, джи-у-джитсу и др.) болевых приемов на указанные суставы достаточно много. В данной брошюре мы приводим лишь некоторые из них, на наш взгляд наиболее доступные и эффективные. Как правило, большинство из этих приемов комплексного воздействия на несколько из указанных суставов.

Болевой прием "рычаг руки наверху". Этот прием может применяться как вариант защиты от удара рукой, палкой или ножом.

Основные элементы техники - это блок-захват атакующей руки в области запястья и захват этой руки изнутри и снизу над локтевым сгибом (рис. 38а).

Резким рывком правой руки на себя и толчком левой от себя (в случае, если удар наносится противником правой рукой), травмировать руку противника в локтевом суставе. Этим приемом можно бросить противника на спину, после чего нанести удар ногой или рукой (рис. 38б).

Болевой прием на лучезапястный сустав (рис. 39).

Жесткое выполнение этого приема позволяет конвоировать противника.

Болевой прием "рычаг руки наружу".

Благоприятной ситуацией для перехода на этот прием является момент, когда вы захватили одной рукой руку противника за кисть снаружи. Захватить эту же кисть своей второй рукой так, чтобы большие пальцы рук упирались в тыльную поверхность руки противника (рис. 40а).

Прижимая пальцами рук кисть противника к себе вниз, а большими пальцами надавливая на нее от себя и разворачивая кисть противника наружу, травмировать лучезапястный сустав (обезоружить) (рис. 40б).

Этим приемом можно бросить противника на спину и завершить контратаку ударом ногой (рис. 40в).

Болевой прием "рычаг руки внутрь".

Это универсальный прием и существует много способов перехода на него (его выполнения) в целях самозащиты. В данной брошюре мы раскроем несколько из них применительно к различным ситуациям противоборства с противником.

Ситуация, когда противник наносит удар ребром ладони (ножом, палкой и т. п.) наотмашь. Развернув корпус в сторону от удара, встретить атакующую руку предплечьями рук (рис. 41а). Захватить левой рукой руку противника за запястье сверху, а правой - за кисть снизу.

Резко потянуть противника за руку вправо под себя, сделав шаг правой ногой в сторону, не отпуская захвата руками, перенести свой левый локоть над захваченной рукой противника и прижать ее предплечьем и плечом к своей груди. Вывести противника из равновесия, переместив его центр тяжести на правую ногу и, прижимая его руку к своему левому бедру, движением правой руки вверх и вперед от себя, травмировать ее в локтевом, плечевом и лучезапястном суставах (рис. 41б).

Второй вариант завершения этого болевого приема. Если противник значительно сильнее (или тяжелее) вас, необходимо из положения, показанного на рис. 41а, выполнить захват и протягивание руками, как описано выше, а левой ногой сделать шаг под противника и прижать его грудью к своему бедру (рис. 41в).

Если вы чувствуете, что противник может из этого положения уйти, сделать высед (сесть на заднюю поверхность левой ноги) вперед, свалить противника на грудь и, прижимая его грудью к полу, вывести захваченную руку вперед и вверх, травмировать ее (рис. 41 г).

Третий вариант этого приема показан на рис. 50а, б, в. Болевой прием "загиб руки за спину". Этот прием также является универсальным и может использоваться для конвоирования противника посредством болевого воздействия на локтевой и плечевой суставы.

Благоприятной ситуацией для выполнения данного приема является расслабленное (шоковое) состояние противника после нанесенного ему удара. В этом случае захватить левой рукой за его правую кисть спереди, а правой - за одежду над правым локтем или за плечо (рис. 42а).

Резко потянуть правой рукой на себя, а левой от себя, сгибая захваченную руку в локтевом суставе, и завести ее предплечье за спину (рис. 42б).

Не отпуская захвата правой рукой, пропустить левую руку под предплечьем захваченной руки ближе к локтевому сгибу, наложить кисть на плечо захваченной руки сверху (рис. 42бв).

Если незначительно поднять свое левое предплечье вверх, а кисть нажать вниз, это вызовет резкую боль в локтевом и плечевом суставах захваченной руки. Прилагая усилия, этим приемом можно нанести серьезную травму руки.

Для того, чтобы лишить противника возможности уйти от этого захвата кувырком вперед или другим способом, необходимо правой рукой захватить за одежду на его левом плече сверху или за волосы на голове спереди и потянуть задержанного на себя так, чтобы центр тяжести его тела переместился на правую ногу. Плотно прижать захваченную руку локтем к себе на уровне подребурья (рис. 42г, д).

Не отпуская захвата и выполняя болевое воздействие, заставить задержанного следовать в указанное направление. Вам следует идти рядом с ним, сбоку и немного сзади.

Главное - это жесткий захват и постоянное болевое воздействие.

Переход на болевой прием "загиб руки за спину" можно выполнить из различных положений и захватов. На рис. 43а, б показан вариант перехода из болевого приема "рычаг руки внутрь" в целях конвоирования или последующего связывания противника.

Изучив технику предложенных болевых приемов и усвоив принципы их действия, вы сможете, импровизируя, самостоятельно выполнять различные другие захваты на болевые приемы.

Из книги Искусство рукопашного боя. автора Ознобишин Нил Н.

1. Приемы борьбы против противника, вооруженного ножом, и приемы обезоруживания его Противник, вооруженный ножом, не должен смущать вас более, чем если бы он был с пустыми руками. Смотрите на дело так, как будто он вам просто наносит кулачные удары, слегка опаснее

Из книги Техника и тактика самообороны автора Разумов Александр Николаевич

Глава 3. ПРИЕМЫ ЗАЩИТЫ РУКОПАШНОГО БОЯ Защита от нападения в рукопашном бою является более сложным процессом, чем это видно с первого взгляда. Прежде всего вы должны предвидеть вид и направление атаки противника до того, как защититься от нее. Кроме того, защищаясь, вы

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

БОЛЕВЫЕ ПРИЁМЫ Болевыми приёмами в самбо называются такие приёмы, которые, воздействуя на суставы конечностей противника, ставят его в безвыходное положение.В тех случаях, когда нападающий должен доказать безвыходность положения противника, эти приёмы усиливаются до

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

Ответные болевые приёмы В ответ на нападение противника самбист, находящийся под ним, может провести болевые приёмы, иногда оставаясь под противником, а иногда в процессе проведения болевого приёма выходя из?под противника и ложась рядом с ним или даже оказываясь сверху

Из книги Запрещенные приемы самообороны автора Алексеев Кирилл А

Болевые приёмы, подготавливаемые непосредственно из стойки Противник при борьбе стоя в основном ожидает нападения бросками, концентрируя главное свое внимание на защитах от них. Поэтому иногда удаётся неожиданно поймать противника на болевой приём, подход к проведению

Из книги 10 тысяч путей к победе автора Лукашев Михаил Николаевич

Болевые приемы на суставах пальцев Заломы пальцев, при всей кажущейся простоте этих приемов, являются отличным средством ведения рукопашного боя. Они дают возможность одним движением вывести противника из строя или полностью подчинить его себе – словом, одержать

Из книги Все о самбо автора Гаткин Евгений Яковлевич

Болевые приемы в стойке Болевые приемы - это специфические воздействия на суставы конечностей противника. В спорте болевой прием заканчивается тогда, когда противник заявляет о том, что сдается. Больно, вырваться нет возможности, терпеть - опасно для здоровья, вот он и

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Болевые приемы Более эффективной победы в партере можно достичь проведением болевого приема. В самбо применяются болевые приемы на руки и на ноги (в спортивном разделе запрещены болевые приемы на пальцы кистей и стоп, а также на лучезапястный сустав). Механика их

Из книги автора

Болевые приемы на руки Рычаг локтевого сустава с захватом руки между ног.И. п.: противник на спине. Борец, проводящий прием, сидит ягодицами на ковре, перекинув ноги через туловище противника и зажав между бедрами оба его плеча (ступни лучше скрестить). Захватите ближнее к

Из книги автора

Болевые приемы на ноги При проведении болевых приемов на ноги атаке подвергаются коленный и голеностопный (с ущемлением ахиллова сухожилия) суставы.Переразгибание (рычаг) коленного сустава.Проводящий прием бедрами сжимает бедро противника. Надколенник (коленная

Из книги автора

Глава IV. Захваты и ответные приемы Свободная тренировка, представляя собою схватку спортивного характера (на ковре), не создает, однако, для обучающихся реальных, специфических условий, носящих характер короткой схватки и требующих хорошего умения делать приемы сходу.

Из книги автора

Глава V. Приемы специального назначения В главе «приемы специального назначения» излагаются методы и техника борьбы против лица, вооруженного огнестрельным и холодным оружием. Кроме того, в этой главе изложены приемы конвоирования, необходимые для несения службы

Из книги автора

Глава 10 Основные технические приемы Когда конечное совершенство достигнуто, тело и его органы действуют сами по себе, как им полагается, без вмешательства ума. Судзуки Тантаро, гранд-мастер каратэ Техника каратэ – это совокупность стоек, ударов и защит, применение

Из книги автора

10.5. Броски, болевые и удушающие приемы В каратэ могут быть применены все виды бросков, известных в дзюдо. Однако бросок сам по себе в каратэ не является самоцелью. В ситуации, когда противник в результате броска оказался на полу, его добивают ударом руки или ноги.В каратэ

Разберём теперь несколько других защит по системе: разноименная рука снаружи; изнутри первой атакующий руки исполнителя.


Клип 1. Атакующее движение рукой. «Соперник» защищается. Теперь мы посмотрим, что можно сделать с рукой.
Убрать, продолжить атаку.
Убрать, воздействовать на пальцы.
Убрать, воздействовать на локоть.
Придержать, атаковать внизу и выйти на какой то другой приём, например, рычаг локтя на плече.
Увести, продолжить атаку ударом и далее, через понижения центра тяжести, выйти на узел руки наружу.


Клип 2. Теперь тоже самое изнутри, был посыл, рука изнутри.
Если она обращена ладонью ко мне, возникает ситуация при которой я могу воздействовать на кисть, выволакивая за собой тело противника к низу.


Клип 3. Одно движение следует за другим и всё время исполнитель как бы плывёт за сопротивляющимся противником, используя его усилия в любом движении, ни в коем случае не вступая с ним в открытую физическую борьбу. Спортивный вид мышления, наоборот, предполагает борьбу с противником на пике всех возможных усилий организма.


Клип 4. Боевое мышление предполагает избегание всяческой борьбы, быструю и эффективную победу. Опять посыл, рука приходила отсюда, но в этот момент она находится ладонью к противнику, который применил защиту.
Отсюда удобно выходить на болевое воздействие на кисть наружу, эти воздействия сочетаются с такими техниками, которые уже были показаны.
Обязательно вспомогательным воздействием является выламывание пальцев как рычагами, так и узлами. Это должно происходить как только появляются пальцы. Если рука, по какой то причине сжата ещё в кулак, воздействие производится всё равно на весь комплекс кисти, и пальцы всё равно распрямляются.


Клип 5. При возникновении какого то напряжения вход идут вспомогательные техники. В частности, соперник нарочито напряг руку, я выполняю удар-тычок в точку на шее
и чувствую как рука расслабилась.
Эта же точка великолепно используется при освобождении от захватов.
Например, меня захватили за ту часть тела, которая достаточно ранима и легко уязвима.
Со стороны руки любой свободной конечностью, из любого положения я должен добраться тычком до этой точки. Место захвата придерживаю таким образом, чтобы противник не нанёс мне увечий. Я наоборот прижимаю руку противника к месту захвата. Более того, мои пальцы пытаются проникнуть между его пальцев, тем самым контролируя и ослабевая силу захвата. И далее тычок, одновременно снимаю захват.

Отсюда отдельной темой энциклопедии боевых захватов будет умение освободиться от того или иного захвата.


Клип 6. Так, например, мне проводят захват руки наружу и я, использую усилие противника, переключаясь на похожую технику.
Та же самая техника. Другой ракурс.
Если я продолжаю встречать достаточное сопротивление, то завершаю приём не болевым на кисть, а переламыванием пальцев. После чего могу с эффективностью переключится на вторую конечность.
Человек пытающийся защитить вторую конечность, как правило, хватается за руки. Тем самым, предоставляя мне великолепную возможность, придержав его руки, выполнить укус.
Это исключительно болезненная вещь, в боевой ситуации можно откусить эту часть кисти либо надкусить.


Клип 7. Для проведения правильного укуса необходимо в первую очередь защитить губы от воздействия зубов. Для этого вы немного оттягиваете губы по краям обнажая зубы и после этого происходит укус, начиная с клыка. То есть не напрямую, а под углом. Человек, не обученный укусу, может попасть в неприятную ситуацию, когда у него может быть легко выломана челюсть мощным движением - поворотом прихваченной руки.
Необходимо чётко знать места, куда можно проводить укусы и как это делают.
Например, при столкновении вплотную, защитившись от удара головой, я могу выйти на укус уха, и это даёт мне преимущество, когда противник дёрнется, расслабится, отклонит голову, потому что тут же последует захват горла и глаза, одно помогает другому. Входя в глаз, я раздавливаю область горла, при этом я защищён от ударов.

Основы реального боя. 1-й том. ООО Научно-Информационный Производственно-Коммерческий Центр «Восход-А», ООО «ВИПв»