Что значит правильно понять прочитанное. Как правильно читать, а также делать это максимально быстро. Пробуйте разные способы чтения

Как часто вы читаете? Есть ли у вас уже привычка читать каждый день? Если есть, то вы молодец, если нет, то приобретайте эту привычку. Книги открывают дверь в фантастический мир. Каждая правильная книга содержит в себе огромное количество информации, что-то вы можете увидеть сразу, что-то вы поймете со временем. Что-то откроется только при втором или третьем прочтении. Но когда речь идет том, читать или не читать в принципе, сложно говорить о прочтении книги еще и на два раза.

Прочтение на два раза

Чтение книг на два раза я открыл для себя в 30 лет, это была книга «Война и мир». Первый раз я ее прочитал после института, а потом еще раз через 8 лет, и книга открылась мне в совершенно другом свете. Суть книги я помнил, и когда начал читать на второй раз, мое внимание начало улавливать очень мелкие детали, на которые я просто не обратил свое внимание, это было что-то. После этого я жадно перечитал трилогию о д’Артаньяне и трех мушкетерах, приключения графа Монте-Кристо Александра Дюма, а потом… Потом началась работа, забросил чтение еще на 8 лет.

В 38 настало время читать профессиональную литературу, это уже было сложнее, к ней я не мог применить техники двойного прочтения, огромное количество информации, которое нелегко было и на один раз прочитать. Начал искать пути ускорения чтения, т.к. количество книг, копившиеся к прочтению, начало прибывать с намного большей скоростью, чем я читал.

Тогда я стал изучать всевозможные техники скорочтения, заявленного результата не получил ни от одной техники, просто не хватило, видимо, усердия проделать все упражнения до конца. Они были слишком непонятные и скучные, но при этом у меня получилось в три раза увеличить скорость чтения.

После этого книги стали прочитываться быстро, но я понимал, что после прочтения где-то через полгода в голове оставалось не более 10-15% прочитанной информации, меня это не устроило, и я начал искать такой способ, чтобы можно было после первого прочтения оставлять все у себя в голове. Всего получилось 3 шага.

Шаг 1: определить книги

Необходимо определить книги, которые вам нужно изучить (ищите книги, которые рекомендуют к прочтению большинство, можете взять в этом списке). Определите последовательность, в которой вы будете читать эти книги.

Шаг 2: подготовка

Берите первую книгу и подготовьтесь к чтению:

  • очень внимательно прочитайте оглавление (полностью все названия глав и подзаголовков);
  • просканируйте книгу (пролистайте книгу и пробегитесь по каждой странице, по каждому абзацу, не вчитываясь в текст, просто как кистью пробегитесь по написанному, следите, чтобы в момент сканирования, ваши мысли были здесь и сейчас, а не думали о том, куда бы вам поехать летом).

Шаг 3: «загрузка»

Это самый главный шаг. Начинайте читать по 1 абзацу, после прочтения каждого абзаца пишите на полях, что вы поняли, кратко, но вдумчиво и полностью по всему абзацу. Писать необходимо ручкой и понятно, чтобы можно было потом легко это прочитать (со временем вы сможете свои мысли выписывать по каждой странице, но начинайте с 1 абзаца).

Читайте по 30-60 минут в день и выписывайте все своим мысли на полях. Если вы умеете составлять майнд-карту, то возьмите для этого лист формата А3 и отражайте в ней те озарения, которые вы получили во время чтения.

На следующий день перед продолжением чтения, пробегитесь по своим записям с самого начала книги (именно для этого записи должны быть четкими и понятными, чтобы у вас заняло минимум времени такое повторение). Таким образом, каждый раз вы будете повторять книгу с самого начала, но уже без воды, а только то, что важно для вас, и тогда это запомнится очень хорошо и надолго. Плюс таким же образом прорабатывайте майнд-карту, что поможет вам заложить в голову всю полезную информацию еще и через визуальные образы.

По такой технологии я прорабатываю по 20-30 страниц в день, т.е. за месяц – одну-три хороших книги, при этом информация настолько хорошо впечатывается, что даже если мне хочется какую-то мысль уточнить, я легко вспоминаю, примерно на какой странице я об этом читал.

Шаг 4: делитесь прочитанным

Это уже по желанию – рассказывайте о том, что прочитали, делитесь с друзьями, с родными, так вы еще лучше закрепите материал.

Берегите свое время, читайте книги правильно, это вам поможет.

Еще больше о мышлении, коучинге и инструментах
для достижения любых целей ты сможешь узнать на 7-недельном онлайн тренинге
Ицхака Пинтосевича “ “.

На этот вопрос есть лишь один правильный ответ: применять метод чтения в три шага.

Дело совсем не в том, как научиться правильно и быстро читать. Быстрое поверхностное чтение не дает результата. Нужно освоить эффективное чтение, научиться работать с книгой, добывая из нее всю интересующую нас ценную информацию.

И если вы не любитель по нескольку раз читать один и тот же текст (исключения составляют художественная литература и поэзия, которые являются признанной классикой), то стоит научиться выжимать из каждой прочитанной книги весь "сок", чтобы не возвращаться к ее содержанию в будущем и использовать это время более рационально — на новые книги.

Не стоит торопиться — ведь нашей целью является не чтение, как процесс, знакомство с информацией "для галочки", а освоение новых знаний, расширение своего кругозора и повышение уровня умений и навыков. Читать книгу правильно — это работать над ее содержанием. И если через месяц вы не помните 80% информации, которая была в ней изложена — работа не была проделана и время было потрачено впустую.

Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению…

Ф. Бэкон

Чтобы не тратить время на чтение одной и той же книги дважды, а то и трижды, нужно учиться тому, как правильно читать книги — извлечению всей пользы с первого раза, которое состоит из трех шагов.

Шаг первый – "черновое" ознакомительное чтение

Представьте, что вы выбираете новую машину. С чего вы начинаете? Конечно же, с общего знакомства: ее внешний вид и материалы, которые применялись при ее изготовления. И только потом, получив первое визуальное впечатление, вы начинаете знакомиться с ее техническими характеристиками и комплектацией.

Так же поступаем и с книгой. Для глубокого и эффективного понимания смысла написанного, начинаем с предварительного знакомства:

  • внимательно изучите обложку книги, обратив внимание на мелкие детали;
  • если присутствует биография автора, то необходимо обязательно с ней познакомиться для того, чтобы создать общее представление о человеке, написавшем данную книгу и стать к нему ближе: узнать историю жизни, события, которые происходили в данный временной промежуток, условия, в которых она создавалась — это необходимое условие того, как правильно читать книги;
  • важными разделами являются статьи, которые могут быть размещены в начале и конце книги: "Введение", "Пролог", "Эпилог", "Предисловие" – они, зачастую, рассказывают историю создания книги, содержат интересные факты, имена людей, благодаря которым была написана данная книга и тех, кому она посвящена;
  • в этих разделах могут быть перечислены основные темы, упоминание о других книгах этого автора и авторов, освещавших такие же вопросы, а также иная информация, которая будет интересна и полезна читателям;
  • собое внимание нужно обратить на оглавление — посмотреть, как строится содержание: разделы, последовательность;
  • дальнейшее знакомство с каждой из глав состоит в чтении ее названия и кратким знакомством с текстом и сносками, если они присутствуют — это даст возможность потом быстрее читать книгу, не отвлекаясь на разъяснения;
  • по ходу поверхностного ознакомления с содержанием, всегда делать разнообразные пометки, которые станут своеобразными "узелками на память", облегчат запоминание текста.

Если применять прием "чернового" чтения, затратив на него от 10 до 20 минут, в зависимости от объема текста, это поможет глубже понять идею, взгляды автора, позволит лучше осмыслить прочитанное.

Шаг второй — активное чтение

Чтение — это процесс, при котором происходит визуализация образов и понятий.

Что это значит? Когда мы внимательно читаем, то сосредотачиваемся и перед нами возникают образы прочитанного. Мы не только представляем, как выглядит человек или предмет, чувствуем дуновение ветра или другие природные явления, но и ощущаем даже описываемые эмоции и состояния: боль, стыд, жажду, жару, холод.

Это происходит потому, что мы мыслим, а процесс мышления характеризуется визуальными образами. Таким образом, на втором шаге мы внимательно читаем, делаем заметки, собираем информацию, находим ответы на вопросы – этот способ увеличивает степень запоминания прочитанного нами.

Получая множественные ответы на интересующие вопросы, мы увеличиваем наш жизненный опыт, кругозор становится богаче, а приобретенный опыт – бесценным.

Глубокий анализ прочитанного текста позволяет нам добраться до истинного смысла написанного, стать активным читателем, понимающим самого себя и окружающий мир.

Хорошая книга — точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь…

Толстой А.

Вспомните, как вы воспринимали то или иное произведение из школьной программы в детстве и сравните с тем, как вы понимаете его сейчас. Не правда ли, это разные впечатления от прочитанного? Происходит так потому, что в детстве мы пользовались методом поверхностного чтения, когда наш жизненный опыт не позволял нам увидеть все нюансы прочитанного. Это было чтение для развлечения или же по необходимости — не осмысленное чтение.

Взрослому человеку характерен метод активного осмысления прочитанного. Приходит опыт, а с ним и понимание вещей. Чем больше мы читаем, тем становимся глубже, наши поступки адекватнее и мы более интересны окружающим. Делая заметки на полях книги, выделяем основные мысли, ключевые фразы, понравившиеся цитаты, которые могут пригодиться, помечаем страницы, содержащие важные понятия и затронутые темы — так создаем свою собственную структуру книги, понятную лишь нам и способствующую лучшему запоминанию содержания.

Сделаем выводы по второму этапу чтения:

  • будьте активным читателем;
  • задавайтесь большим количеством вопросов;
  • ищите в книгах ответы на все существующие потребности;
  • при чтении структурируйте материал различными доступными способами;
  • делайте как можно больше "узелков на память" – разнообразных пометок;
  • вникайте в глубокий смысл всего прочитанного и тогда ваше чтение будет осмысленным и приносящим пользу.

Шаг третий — чтение по заметкам

После того, как книга была полностью прочитана и разобрана, отложите ее в сторону на несколько дней, — пусть полученная информация усвоится. Спустя время, снова возьмите ее в руки и уделите несколько минут своей жизни тому, чтобы прочитать ее еще раз.

Вам потребуется гораздо меньше времени и чтение будет ускоренным. Почему? Да потому, что в этот раз вы сосредоточитесь на самом основном, том, что выделили для себя, посчитав главным. Делая заметки и вникая в суть, вы обдумывали вопросы, комментировали чтение. И теперь вы взглянете иными глазами на материал, он засияет новыми, ранее не замеченными красками, покажется, что только лишь сейчас до вас дошел весь смысл написанного автором.

Я странно читаю, и чтение странно действует на меня. Что-нибудь, давно перечитанное, почитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все, отчетливо понимаю и сам извлекаю умение создавать…

Достоевский Ф.

Заключительный шаг чтения покажет — то, что подчеркивали и выделяли ранее, анализируется сейчас и откладывается в памяти надолго. Даже спустя большой период времени и забыв о чем была эта книга, вы, просмотрев свои заметки, быстро вспомните мельчайшие подробности, не говоря уже об основных мыслях и положениях.

Препарируйте сюжет. Литературные критики утверждают, что имеется ограниченное количество сюжетных архетипов или форм, которые позволяют описать любой сюжет. Даже если кажется, что книга не соответствует ни одному из них, то данные описания можно использовать для размышления над развитием сюжета. Архетипы:

  • Сюжет «Из грязи в князи», в котором жизнь протагониста постепенно налаживается и события завершаются на высокой ноте.
  • Сюжет «Из князей в грязь», в котором жизнь главного героя меняется в худшую сторону.
  • Сюжет «Икар», в котором за взлетом персонажа следует падение.
  • Сюжет «Эдип», в котором главный герой переживает падение, взлет и повторное падение.
  • Сюжет «Золушка», в котором протагонист переживает взлет, падение и повторный взлет.
  • Сюжет «Человек в яме», в котором главный герой переживает падение и последующий взлет.
  • Определите тон произведения. Тон – это настроение или отношение, которое высказывает автор в тексте. Тон повествования может быть мрачным, тревожным, юмористическим, саркастическим или другим. Книга Джерома Селлинджера «Над пропастью во ржи» (1951 год) повествует о взрослении главного героя в саркастическом тоне. «Убить пересмешника» Харпер Ли (1960 год) написана в серьезном тоне, поскольку в книге поднимаются тревожные социальные проблемы.

    • Часто тон повествования зависит от жанра произведения. Например, в триллерах обычно воссоздается атмосфера страха и напряжения как нечто само собой разумеющееся.
    • Так, в описании спальни Гарри под лестницей в первой книге о Гарри Поттере Джоан Роулинг сообщает читателям, что постоянными спутниками Гарри были пауки. Это не только позволяет читателю лучше понять жизнь Гарри, но и служит предзнаменованием дальнейших встреч героя с пауками во второй книге.
  • Замечайте комбинации и повторения. Обращайте внимание на мелкие детали, образы и фразы, которые неоднократно встречаются на страницах книги. Подобные повторения также называются мотивами и дают представление о тоне и теме произведения.

    • Например, в книге Курта Воннегута «Бойня номер пять» часто повторяется фраза «такие дела».
  • Изучайте слова в переносном смысле. Ищите метафоры («время - это стрела») или сравнения («моя надежда растаяла, как лед на солнце»). Аллегория - это форма повествования, при которой весь сюжет является метафорой и означает нечто совершенно другое. Так, «Удивительный волшебник из страны Оз» Фрэнка Баума (1900 год) часто рассматривается как политическая аллегория на жизнь фермеров американского запада в 19 веке, которые пострадали от решения привязать национальную валюту к золоту, а не серебру. Ключи к пониманию текста спрятаны в языке произведения, так как Дороти носит серебряные башмачки (красная обувь появилась уже в экранизации книги), а «Оз» на языке оригинала является сокращением слова унция, единицы измерения золота и серебра.

    • Слова автора часто могут иметь несколько значений, поэтому ищите подсказки, подчеркивайте повторяющиеся слова, названия, имена, фразы, метафоры и сравнения, чтобы выявить разные закономерности.
  • Исследуйте символизм. Символ - это элемент истории, который обозначает абстрактную идею. Такой элемент может быть объектом, местом, персонажем, иметь другое конкретное и реальное выражение. Например, времена года являются распространенными символами, которые отражают течение жизни (весна соответствует детству и юности, лето - периоду расцвета, осень означает зрелость и старение, а зима - увядание).

    • В размышлениях над темой книги можно прийти к фундаментальной идее, которую автор вложил в произведение.
    • Подумайте о том, насколько вы согласны со взглядом автора на тему. Не обязательно во всем соглашаться с автором, чтобы получить удовольствие от знакомства с хорошей литературой!
  • Некоторые книги достаточно просто попробовать, другие хочется проглотить одним махом, а есть такие, которые приходится долго разжевывать и переваривать.

    Фрэнсис Бэкон

    1. Открыть книгу.
    2. Читать слова.
    3. Закрыть книгу.
    4. Взять следующую книгу.

    Что может быть проще, не правда ли?

    Да, действительно, если вы читаете просто для развлечения, просто чтобы убить время, то все примерно так и происходит. Но если вы хотите вынести из этого занятия нечто полезное, хотите получить знания и новый опыт, то все не так просто. И вот почему.

    В 1940 году Мортимер Адлер написал труд под названием «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» , который сейчас считается классическим. Сегодня мы попробуем очень кратко познакомиться с некоторыми его положениями, высказанными около 75 лет назад, но не теряющими актуальность по наше время.

    В этом исследовании выявлено, что существует целых четыре разных способа чтения.

    • Элементарный. Это именно то, что подразумевается под этим словом. Этот навык мы получаем в начальной школе, и он означает только то, что мы можем прочитать слова на странице и понять их смысл, а также следовать за основным сюжетом, но ничего более.
    • Инспекционный. Это чтение скользящим взглядом, то, что мы называем «поперек листа». Мы смотрим в начало страницы, затем переходим к ее концу, попутно стараясь зацепить основные ключевые моменты и понять течение мысли автора. Это часто приходится делать, когда есть необходимость в освоении больших учебных или рабочих материалов в условиях дефицита времени.
    • Аналитический. Это когда вы действительно погружаетесь в текст. Вы читаете медленно и внимательно, вы делаете заметки, вы ищете слова, которые не понимаете, и следуете по ссылкам, которые приводит автор. Основная ваша задача в этом случае - полное понимание и усвоение тех идей, которые изложены в тексте.
    • Исследовательский. В основном используется писателями, научными и творческими работниками. При этом вы читаете одновременно несколько книг на одну тему в поисках подтверждения или опровержения собственных теорий по данному вопросу. Это довольно специфический способ чтения, который связан скорее с работой, а не с хобби или удовольствием.

    Далее мы подробнее остановимся на втором и третьем виде чтения как наиболее актуальных и полезных навыках. Потому что элементарное чтение вам наверняка уже знакомо, раз вы читаете эти строки, а исследовательское чтение представляет собой довольно специфический род деятельности, который заинтересует немногих. С аналитическим и инспекционным чтением совершенно другая картина: многим оно необходимо, но далеко не все люди им владеют. Итак, что же нужно сделать, чтобы поднять свой скилл чтения с элементарного на следующий уровень?

    Инспекционное чтение

    Как уже говорилось выше, такой вид чтения применим в целом ряде ситуаций. Например, вам в магазине необходимо быстро оценить целесообразность покупки той или иной книги, быстро уяснить суть объемного доклада, быть в курсе последних событий в сфере своих интересов и так далее. В любом случае от вас потребуется не глубокое погружение в текст, а быстрый захват и оценка необходимой вам информации. Для этого вам необходимо сделать следующее.

    Прочитайте название и изучите переднюю и заднюю обложки книги

    Этот совет кажется очевидным, но очень многие им пренебрегают, сразу же переходя к содержанию. А ведь всем известно, что автор всегда придает огромное значение названию и оформлению обложки, зачастую вкладывая в них главный смысл (или намек на него) всей книги. Если вам удастся угадать это послание, то многое станет понятным еще до первых строк текста.

    Уделите особое внимание первым нескольким страницам

    Особенно это касается деловой и научно-популярной литературы. Здесь можно сразу перейти к концовке, чтобы узнать главные выводы, а уже потом, если они вас заинтересуют, приступить к знакомству с их доказательством.

    Изучите отзывы

    Если вы подбираете книгу в Сети, то для вас не составит труда познакомиться с мнением других читателей. Хотя эти комментарии надо воспринимать с известной долей скептицизма, так как иногда они бывают продиктованы корыстными побуждениями увеличить продажи или, наоборот, «утопить» автора. Но все же можно найти книжные сайты, которые публикуют отзывы реальных людей.

    Таким образом, выполнив эти простые пункты, вы легко сможете составить предварительное мнение практически о любой книге. Этот навык поможет вам буквально за 5-10 минут выбирать действительно стоящие материалы и отсекать ненужный балласт, что сэкономит вам целые годы жизни.

    Аналитическое чтение

    Следует учесть, что далеко не каждая книга достойна быть прочитанной подобным образом. Такой способ чтения следует применять только тогда, когда вы действительно хотите получить максимальную отдачу от чтения. Если вы не умеете применять аналитический способ чтения, никакая книга - даже самая полезная и нужная - не сможет дать вам все, что в ней заложено автором. Давайте посмотрим, как получить максимум от того, что мы читаем.

    Узнайте немного больше про автора и другие его работы

    Простое наведение справок о личности автора во многом может прояснить мотивы и особенности его работы. Согласитесь, что книга о способах достижения финансового успеха будет вызывать гораздо больше доверия, если ее написал практикующий предприниматель, а не разорившийся неудачник. Или, например, роман про войну совсем по-другому будет читаться, если в биографии автора есть соответствующие эпизоды.

    Посвятите несколько минут инспекционному чтению

    Перед погружением в глубины текста выделите немного времени для краткого предварительного знакомства, описанного в предыдущем разделе. Не пропускайте возможность получить информацию из анализа названия, содержания, предисловия и так далее.

    Возвращайтесь к сложным моментам

    Прочитайте всю книгу до конца, но старайтесь не слишком растягивать этот процесс. Адлер называет это «поверхностным чтением», то есть таким, во время которого вы знакомитесь с содержанием книги, не слишком вдаваясь в отдельные детали. Это означает, что если вы встречаете трудное или непонятное место, то не стремитесь сразу же с ним разобраться, а просто делаете пометку и продолжаете чтение. Когда вы закончите книгу, то необходимо вернуться к своим закладкам и уделить уже максимальное внимание всем спорным и непонятным моментам. Привлекайте дополнительные источники, перечитывайте некоторые места повторно, но в результате у вас не должно остаться темных мест в изучаемом материале.

    Подготовьте короткое резюме

    После завершения работы с книгой (а аналитическое чтение является именно работой) составьте короткий отчет, отражающий ваши основные впечатления и полученные знания. Лучше всего, если вы составите его в форме ответов на следующие простые вопросы. Идеально, если вы сделаете это письменно.

    1. О чем эта книга? Иногда мы так погружаемся в хитросплетения сюжета или малозначимые детали, что к концу повествования напрочь забываем о главной мысли автора. Просто изложите в нескольких предложениях основной смысл произведения.
    2. Что произошло и почему? Составьте очень краткий план книги. Для художественной литературы это может быть цепочка событий основного сюжета, для научно-популярной - основные тезисы и доказательства концепции автора.
    3. Является ли описанные в книге события, факты и мнения интересными, верными, поучительными? Каково ваше отношение к прочитанному? Согласны ли вы с мнением автора или считаете его ошибочным?
    4. Какие выводы вы сделали из прочитанного лично для себя? Книги являются мощным инструментом для изменения себя и своего отношения к миру. Если подходить к этому вопросу по максимуму, то можно сказать, что если прочитанная книга совершенно ничего вам не дала, то вы просто зря потратили время. Вот и попытайтесь в этом ответе зафиксировать все то, что смогли извлечь из данной книги для своего развития.

    Да, подобный скрупулезный подход к чтению не способствует быстрому поглощению литературы и, вероятно, может показаться слишком утомительным. Но зато вы точно можете быть уверены, что каждая книга в вашей жизни оставит свой след и вы получите максимум от каждого часа, проведенного с книгой в руках.

    Итак, несколько советов, как читать правильно. Речь пойдет вовсе не о технике чтения. Правильно в данном случае - это с максимальной пользой от прочитанного. Естественно, в первую очередь эти советы касаются чтения литературы нон-фикшн - книг по саморазвитию, по профессии, учебной и научной литературы и т.д. То есть таких, от прочтения которых предполагается некая вполне конкретная польза: знания, навыки, компетенции. Однако, эти "правила" могут быть с успехом применены и к литературе художественной. Ведь художественная литература, особенно классическая, призвана не столько развлекать читателя, сколько дать ему какой-то новый опыт. Вот максимально этот опыт получить и помогут наши советы.

    1. Читайте регулярно

    Заведите себе за правило посвящать чтению как минимум час в день и не отступайте от этого правила ни за что. Если в вашем распорядке дня невозможно выкроить такой промежуток времени целиком - разбейте это время на два 30-минутных отрезка, или даже три 20-минутных. Отводить время для чтения перед сном - не слишком хорошая идея с точки зрения продуктивности. За день ваш мозг устает и насыщается информацией, ему будет сложно, особенно если вы читаете не художественную литературу.

    2. Читайте с блокнотом под рукой

    Возможность выписать нужные мысли из книги, или свои соображения, возникающие по ходу чтения, существенно повышают эффективность чтения. По этим записям вы потом сможете без труда восстановить в памяти ключевые моменты книги, их вы сможете использовать, когда книги не будет под рукой. Даже просто выписывание цитат из художественной книги приносить большую пользу. Некоторые советуют даже составлять таким образом "скелет" или "конспект" книги, но это уже детали.

    3. Читайте вдумчиво

    "Читать правильно " не означает "читать быстро", скорее наоборт. Никогда не гонитесь за скоростью чтения. Польза от книг "определяется не количеством прочитанного, а количеством понятого". Лучше ещё раз перечитать сложный или спорный отрывок, чем проскочить, ничего не поняв. Не ленитесь узнавать значения незнакомых слов и терминов (благо, сейчас это очень просто). Обращайте внимание на контекст. Если автор ссылается на незнакомую вам теорию или исследование - узнайте хотя бы в общих чертах в чем состоит суть теории или исследования. Это, кстати, поможет вам с выполнением следующего пункта.

    4. Постоянно ищите книги

    Казалось бы, чего их искать - вон их сколько. Но большинство из этих книг бесполезны для вас, это просто мусор. Чтобы не забивать себе голову мусором, нужно ответственно подойти к выбору литературы для чтения. Обязательно заведите себе список "к прочтению". Следите за новинками в интересующей вас области, читайте . Заранее определяйте следующую книгу. Одним словом - планируйте процесс чтения.

    5. Читайте разные книги

    Иногда бывает очень полезно прочесть подряд несколько книг по одной и той же тематике, сравнить их между собой, посмотреть на проблему с разных сторон. Но и зацикливаться на одном и том же не стоит. После книг по саморазвитию прочтите фантастику, после деловой литературы - русскую классику и т.д. Некоторые советуют даже делать это одновременно - читать одну книгу "для пользы", а другую, художественную, для удовольствия.

    6. Переходите на электронные книги

    Бумажные книги - это прекрасно и я не призываю от них отказываться. Но реальность такова, что читать электронные книги с планшета, а тем более намного удобнее. Рынок электронных книг развивается и всё больше новых изданий доступно в электронном формате. Если вы действительно хотите много и с пользой читать, то электронные книги - это почти неизбежный выбор.

    7. Делайте выводы о прочитанном

    После того, как вы перевернули последнюю страницу, хорошо бы сформулировать свои мысли по поводу прочитанного - сделать для себя какие-то выводы. Что вы поняли, с чем согласны/не согласны, что можно использовать. Даже после прочтения художественной книги бывает полезно структурировать свои мысли. Если вы выполняли второй пункт, то сделать это будет довольно просто. Хорошей практикой будет написание отзывов и рецензий на прочитанное.