Эмоциональное развитие ребенка. Как психоэмоциональное развитие ребёнка влияет на его интеллектуальное развитие? Развитие чувств у детей 3 лет

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.


Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

  • Художник.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

  • Кто куда?

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

  • Крошка Енот.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Интенсивное развитие личности дошкольника определяет глубокие изменения в его эмоциональной сфере. Если в раннем возрасте эмоции обуславливались непосредственно окружающими влияниями, то у дошкольника они начинают опосередковуватись его отношением к тем или иным явлениям. Вследствие появления опосредованности эмоций, они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми. Ребенок проявляет способность сдерживать небажа ни эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и до усвоенных норм поведения. Ребенок ориентируется на"хорошо"и"плохо","можно"и"нельзя", все чаще"хочу"уступает"надо"сдержек ния ребенком эмоций приобретает характер их интериоризации, т.е. свертывания внешних проявлений. Например, уже младший дошкольник в ситуации обиды, огорчения пытается сдержать слезы. Старший дошкольник при сдерживании эмоций использует сложившиеся у него представления о должном поведении, особенно, когда она связана с игровой ролью. Вот в"больницу"принесли зайчика, которому волк оторвал ухо. Ребенок-врач едва сдерживает слезы, но"врачи не плачут"Вместе взрослый должен серьезно отнестись к случаям, когда дошкольнику не удается сдержать своих эмоций, не ставить при этом непосильных вы мог перед ребенком. Такие импульсивные эмоции свидетельствуют, как правило, о телесном неблагополучия ребенка (боль, голод, жажду), которое следует устранить правило, про тілесне неблагополуччя малюка (біль, голод, спрагу), яке слід негайно усунути.

Зарождение личности дошкольника происходит на основе способности подчинять общественно важные мотивы (надо) своим импульсивным желанием (хочу). В сложной системе мотивов отличаются главные и и второстепенные, возникает способность ребенка подчинять свое поведение главным за счет потери второстепенных. Деятельность ребенка приобретает развернутого характера, состоит из нескольких этапов, на основ и чего возрастает значение эмоции в функции предсказания. Ребенок хочет получить достаточно отдаленный результат, эмоционально воспринимает возможность его достиженияння.

Важным новым фактом эмоциональной сферы дошкольника становится переживания по поводу возможной реакции взрослых на его действия и поступки:"что скажет мама?","Отец будет ссориться"Таким образом, эмоции дошкольника включаются во внутренние механизмы обеспечения соподчинения мотивов как важен их компонентовважливий їх компонент.

Имея достаточно разнообразный опыт общения с помощью речи, ребенок усваивает навыки выражения эмоций в единстве вербальных и невербальных средств. Сначала в общении преобладают невербальные и средства выражения эмоций (мимика, выразительные движения, крик, плач), а к концу дошкольного возраста ребенок умеет обозначить свое эмоциональное состояние в речиі.

Значительного прогресса испытывают высшие чувства, как непременный признак личности. Их развитие происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка - трудовой, продуктивной, игровой. Важную роль види игра общий характер выполнения деятельности дошкольниками, когда они могут сравнивать свои результаты, стремясь к оригинальности. Например, задача украсить комнату, балкон, елку прямо п ередбачае решения детьми эстетической задачи, а при ее достижении дети руководствуются своими эстетическими представлениями. Дальнейшее рассмотрение и анализ выполненных детьми работ обогащает их представления о красивой. Так,. Т. С. Комарова подчеркивает, что целенаправленные наблюдения объектов природы для их последующего изображения составляет единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Знакомя детей с объектами природы, следует обращать внимание на красоту их внешнего вида, вызывать положительное эмоциональное отношение к ним. Изображая природу, дети переживали эстетические чувства .

Эстетические переживания ребенка особенно тесно связаны, с одной стороны с познавательными процессами, а, с другой, с этическими представлениями. Познавательная активность ребенка окрашена интенсивными переживаниями и, приобретая тем самым для ребенка особой ценности. Открывая новые свойства предметов, находя объяснение для таинственных и непонятных явлений природы, ребенок переживает восторг, радость открытого ття, удивление и сомнение, которые становятся достоянием его опыта на всю жизнь. Вот как описал это состояние ребенка писатель. Андреев. Л. Н:"Ему было 6 лет от роду, седьмой, и мир для него был огромным, живым и неотразимо неизвестным". Благодаря эмоциональном сопровождения познавательная деятельность приобретает для ребенка самоценного характера, она стремится к ее продолжению. Отличительной особенностью интеллектуальных эмоционального й является их стимулирующее воздействие на познавательную деятельность. Их формирование у дошкольника благоприятно сказывается впоследствии на этапе школьного обучения шкільного навчання.

Представление ребенка о красивой и безобразное в собственном поведении служит источником нравственных чувств, ассоциируясь с добром и злом. В своих рисунках ребенок передает отношение к положительных героев, подробно. Прома альовуючы их изображение, пользуясь набором цветов. Злых героев малыш изображает ограниченной цветовой гаммой, в виде аморфных образов - это может быть просто черное пятно или что-то похожее на запутанный клубок темных нитоок.

Заключение о развитии эмоций дошкольника:

Эмоции дошкольника опосредуются его отношением к тем или иным явлениям;

Вследствие появления опосредованности эмоций, они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми;

Эмоции в функции предсказания включаются во внутренние механизмы обеспечения соподчинения мотивов как важный их компонент;

Интенсивное развитие высших чувств происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка - трудовой, продуктивной, игровой;

Особенностью высших чувств является их тесная взаимосвязь

Почему люди смеются?
Нарисуйте ребенку несколько кукол с разными выражениями лица: кукла смеется, кукла плачет, кукла сердится. Показывая на каждое изображение, спрашивайте у малыша, что делает кукла. Рассматривая смеющуюся куклу, поинтересуйтесь, что могло ее рассмешить, вместе с ребенком придумайте веселую историю. Поговорите о том, что кажется смешным вашему ребенку. Показывая на плачущую куклу, спросите, что нужно делать, когда кто-нибудь плачет (пожалеть). Так же обсудите, что может стать причиной слез и т.д.

Игра способствует развитию навыков общения, речи, знакомит с эмоциями.

Два человечка
Возьмите двух кукол и поговорите с малышом от их имени. Одна кукла - веселая, другая - грустная. В соответствии с настроением кукол меняйте интонацию голоса. Пусть веселая кукла расскажет малышу что-нибудь смешное, а грустная кукла попросит ее пожалеть. Предложите крохе развеселить грустную куклу: спеть ей песенку, нарисовать что-нибудь яркое и веселое.

Игра способствует развитию речи, навыков сопереживания.

Грустный, веселый
Нарисуйте малышу несколько человечков, на лицах которых отсутствует рот. Попросите ребенка дорисовать рты на изображениях, учитывая при этом, что один человечек веселый, второй грустный, третий недовольный. Помогайте крохе наводящими вопросами: «Что человек делает, когда ему весело? (Улыбается, смеется). А когда грустно? (продемонстрируйте опущенные уголки рта). А сердитый человек хмурит брови и сжимает губы».

Игра способствует эмоциональному развитию ребенка.

Цветное настроение
Вам потребуются: краски.

Нарисуйте что-нибудь желтой краской. Поинтересуйтесь у ребенка, как он думает, желтая краска - веселая или грустная? На что она похожа? «А как ты думаешь, каким цветом можно нарисовать грустный день? Веселое утро? И т.п.»

Игра способствует развитию ассоциативного мышления, эмоциональной сферы.

Такая разная музыка
Предложите малышу послушать веселую песенку и потанцевать под нее. Потом поставьте спокойную музыку. Возможно, ребенок захочет подвигаться и под медленные звуки. Обратите его внимание, что под быструю музыку движения получаются иные. Возьмите кроху на колени и просто послушайте музыку. Поинтересуйтесь у малыша - на что она похожа. Покажите, как можно водить рукой в такт мелодии, попросите ребенка сделать то же самое.

Игра способствует развитию эмоциональной сферы, слухового восприятия.
Зайчишка-трусишка
Вспомните героев любимых сказок: лисичку-сестричку, зайчишку-трусишку и серого волка. Поинтересуйтесь у малыша, почему их так называют. Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему: «Почему лису называют хитрой? Потому что она всех обманывает. А заяц - самый слабый, у него нет острых зубов и сильных лап, поэтому он всех боится и т.п.».

Спросите кроху, кто из перечисленных персонажей нравится ему больше всех. Почему? А кто не нравится? Почему?

Игра способствует развитию речи, эмоциональному развитию.

Солнышко
Прочитайте малышу стихотворение.

Солнышко

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое»

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Г. Бойко

Поговорите о том, почему солнышко называют добрым, чистым, почему хочется его расцеловать. Сравните солнечный день с ненастьем. Обсудите, что можно делать на улице в ясную погоду, в дождливую.

Игра способствует эмоциональному развитию.

Разделы: Работа с дошкольниками

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей,
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится? Кто сердит?..
Рассеет все сомнения.
“Азбука настроения”.

Когда мы наблюдаем за природой или читаем интересную книгу, то наряду с познавательной деятельностью мы проявляем свое отношение к новому миру.

Наблюдая за природой, мы радуемся, сопереживаем, вызываем удовольствие или разочаровываемся, если кто-то портит природу. Радость, досада, боязнь - вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности человека.

Эмоции и чувства - это личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к себе. Мир чувств и эмоций сложен. Богатство эмоциональных переживаний помогает нам глубже понимать происходящее. Эмоции и чувства придают словам и поступкам своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют нас в творческих поисках.

Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Регулирование эмоций - одна из сторон детского психосоциального развития, особенно впервые семь лет жизни ребенка.

Развитие эмоциональной сферы, тесно связано с формированием плана представлений. Образные представления приобретают эмоциональный характер, и вся деятельность ребенка становится эмоционально насыщенной. Игра, рисование, лепка, должны иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность разрушается. Ребенок не способен делать то, что не вызывает у него интереса.

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В общении с родителями преобладают мотивы сотрудничества. Кроме родительской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах.

Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком - это жизненный источник формирования чувств дошкольника.

Используя игру, как средство социально-эмоционального развития ребенка, автор ориентируется на основные направления: развитие воображения, мышления, формирование культуры общения детей.

Мне хотелось бы представить одно из серии тематически разнообразных занятий,. построенных с учетом познавательных интересов детей 3 – 4 лет в соответствии с основным разделом программы “Детство”.

Цель: Помочь ребенку начать осознавать себя и свое место в окружающем мире, свободно выражать свои мысли и чувства.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • развитие зрительного восприятия (цвета, формы);
  • развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

  • Игрушечный осьминожек;
  • Красная, желтая, оранжевая, зеленая, синяя, розовая, коричневая краска для
  • рисования пальцами.
  • Лист ватмана протонированный голубым цветом.
  • Игрушки осьминожки разного цвета на каждого ребенка.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением осьминогов в природных условиях, картинок с изображением морского дна, чтение стихотворений об осьминожках, беседа о происхождении названия осьминогов, об особенностях их внешнего вида, просмотр мультфильма “Осьминожки”.

1. Приветствие.

Психолог обращает внимание детей на игрушку.

Посмотрите, кто же тут.
Осьминог его зовут.
Он по-доброму глядит,
И о чем-то говорит.

Давайте поздороваемся с Осьминогом и улыбнемся друг другу.

Сейчас посадим Осьминога на стул, сами сядем и познакомимся поближе.

2. Беседа об игрушке.

Посмотрите на нашего осьминога.

  • Какое по форме у него туловище? (круглое)
  • Что у него есть? (длинные ноги)
  • Какого он цвета? (зеленый)
  • А другого цвета осьминоги бывают?

Правильно, бывают. Осьминоги часто меняют свой цвет. Путешествуя по морю, они осторожно поочередно передвигают своими щупальцами-ногами.

Они могут быстро всплывать вверх, опускаться на глубину вниз, замирать на месте и быстро, быстро плавать.

3. Игра “Озорные осьминожки”

Включается спокойная музыка.

Осьминожки отдыхают, качаются на волнах, а над ними летает ветерок и ласково дотрагивается до них.

Психолог дотрагивается до детей до различных частей тела:

головы, руки, ноги, животика.

Дети открывают глаза.

- “Ветерок” ласково с вами играл. Маргарита, где коснулся тебя “ветерок”?

(коснулся моей головы)

А тебя, Данил…. (Дети называют части тела)

4. Рисование.

Наш дружок Осьминожек что-то заскучал. Давайте нарисуем ему друзей, а помогут нам в этом наши пальчики и ладошки.

Ладошки с широко раздвинутыми пальчиками – это осьминожки, а пальчиками мы нарисуем глазки, камушки и морскую травку, чтобы осьминожки могли прятаться.

Дети рисуют, психолог наблюдает, помогает. По окончании рассматривается коллективная работа.

5. Прощание.

Психолог приглашает детей в круг. Все вместе произносят слова:

В круг ребята встали
Осьминога в руки взяли
Осьминожку нужно передать
Добрые слова сказать.

Дети передают осьминожка и говорят ему слова.

Осьминогу понравились ваши добрые слова, и он хочет сделать вам подарок. Закройте все глаза, и случиться чудо, если не будете подглядывать.

Дети закрывают глаза, появляются игрушки осьминожки такого же цвета как нарисованные детьми.

Наше занятие заканчивается. Вместе дружно скажем Осьминогу спасибо и до свидания!

Виктория Сахно

Эмоциональное развитие ребенка происходит с рождения. Сначала кроха учится испытывать и выражать свои эмоции, а позже контролировать их и управлять эмоциональным состоянием. Развитие этих возможностей происходит параллельно с физическим, и . Тем не менее, на эмоциональное развитие часто направлено меньше внимания, чем на другие сферы.

Основы социальной компетентности, которые ребенок получает в течении первых пяти лет, связаны с его эмоциональным благополучием и влияют на способность ребенка адаптироваться в школе и формировать успешные отношения на протяжении жизни. Позже, эти же социально-эмоциональные навыки необходимы для формирования прочных дружеских и семейных отношений, способности работать в коллективе.

Давайте рассмотрим основные этапы эмоционального развития ребенка , через которые проходит каждый малыш и разберем, на что стоит обратить особое внимание для успешного развития эмоциональной сферы.

Эмоциональное развитие ребенка в 1 год

В возрасте одного года ребенок учится распознавать и управлять своими чувствами. Он испытывает широкий спектр эмоций и может устроить истерику, если сильно устал или расстроен. Также он проявляет эмоции посредством смеха, крика, плача и даже укусов. Годовалые малыши уже начинают проявлять автономию, могут заявить категоричное «Нет!» на предложение взрослого и настаивать «Я сам!» в выполнении задач, которые им еще не доступны. За этот год ребенок испытывает широкий спектр эмоций: любовь, радость, гнев, страх, печаль, разочарование и др.

В этом возрасте ребенок действует импульсивно, но с помощью взрослого уже учится управлять своими эмоциями. Например, он может идти за плюшевым зайцем, когда расстроен, чтобы помочь себе успокоиться. Он сильно привязан к значимым взрослым и получает удовольствие, находясь рядом с ними. Кроха активно наблюдает за эмоциональной реакцией других людей и делает выводы на основе мимики взрослых. Например, поднимаясь по лестнице на детской площадке, оглядывается на маму, ища одобрения или предупреждения в выражении ее лица.

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

Двухлетки начинают интересоваться обществом других детей. Им нравится играть рядом, но в совместную игру они не вступают, поскольку еще недостаточно зрелы для коллективных игр. Когда возникают конфликты, взрослые должны вмешаться, чтобы предотвратить агрессию и научить малыша соответствующему поведению. Управлять эмоциями крохе по-прежнему трудно. Любимые игрушки могут помочь двухлеткам справиться с новыми ситуациями или сильными эмоциями.

Расширяются доверительные отношения с другими взрослыми и детьми, с которыми малыш часто играет. Увеличивается понимание языка эмоций. Ребенку проще справиться с эмоциями, когда они названы, и взрослый признает эмоциональную реакцию ребенка. Сильное разочарование все также может спровоцировать истерику.

Эмоциональное развитие ребенка в 3 года

В три года начинает развиваться чувство индивидуальности и личных предпочтений. Малыш начинает говорить: «Смотрите, это !». Умеет определять чувства других людей на основании тона голоса и выражения лица. Понимает, что у чувства есть причина, и может рассуждать примерно так: «Девочка расстроилась, потому что потеряла любимую игрушку». Трехлеткам все также нужны взрослые, чтобы чувствовать себя в безопасности, когда они играют или исследуют мир вокруг.

С этого возраста дети начинают строить дружеские отношения между собой. Им интересны совместные и ролевые игры. Когда возникают конфликты, малыши все еще продолжают искать помощи взрослых, чтобы разрешить ситуацию. Продолжают учиться простым альтернативным, не агрессивным способам разрешения конфликтов, способны согласиться на компромисс в спорной ситуации. В трехлетнем возрасте дети уже способны сопереживать другим и проявляют участие. Так, ребенок может обнимать и гладить другого малыша, жалеть, если тот чем-то расстроен, и предлагать ему своего любимого медведя для скорейшего успокоения.

В три года ребенок все лучше справляется со своими эмоциями, но рассчитывать, что он будет реагировать, как взрослый, не стоит. Наступает кризис трех лет, и малыш, хоть и настроен нравиться родителям, начинает проявлять агрессию, своеволие, упрямство, негативизм. Это период становления личности и отделения себя от взрослых. Пройдя его, ребенок станет более самостоятельным, у него сформируется самооценка, и малыш будет готов к новым этапам развития.

Эмоциональное развитие ребенка в 4 года

В четыре года ребенок в состоянии спокойно переносить длительное отсутствие взрослого. Малыш все лучше самостоятельно справляется со стрессом с или проговаривания проблемы. Все чаще выражает собственную точку зрения и свои предпочтения в отношении какой-то ситуации. Ребенок начинает сравнивать себя с другими.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

В четыре года ребенок продолжает разбираться в причинах чувств и начинает понимать, что разные люди могут чувствовать разные эмоции в одной и той же ситуации. Игра остается главным инструментом, с помощью которого малыш моделирует различные ситуации и пробует различные варианты решения проблемы. Это помогает ему накапливать опыт положительного разрешения конфликтных ситуаций и все лучше понимать и контролировать свои эмоции.

Варианты проведения игр на развитие эмоциональной сферы вы можете увидеть в этом видео:

Четырехлетки все больше интересуются развитием дружеских отношений со сверстниками, пытаются им угодить. Ребенок успешно входит в группу других детей, активно инициирует и участвует в коллективных играх. В спорных ситуациях предлагает варианты решения проблемы, при этом все еще ожидает помощи взрослых.

Эмоциональное развитие ребенка в 5 лет

В пять лет ребенок может управлять чувствами и ситуацией с большей независимостью. Он использует все более сложные речевые обороты, для того чтобы назвать свои чувства и их причину. Например, может рассуждать: «Я вроде бы и хочу покататься на этих качелях, но мне страшно, потому что они высокие». Также глубоко рассуждает, чтобы продемонстрировать осведомленность, понимание и заботу в отношении окружающих. Например, подходит к ребенку, чья постройка рухнула и говорит: «Не расстраивайся, Маша. Я тебе сейчас помогу построить новый домик, и мы сможем вместе поиграть».

Ребенок все больше осознает свои умения и поднимает самооценку, хвастаясь новыми навыками. Малыш использует свои физические, творческие и познавательные ресурсы в кризисной ситуации. Способен самостоятельно успокоиться и контролировать выражение своих эмоций.

Любит общаться с другими детьми и взрослыми. В этом возрасте ребенок уже имеет более широкий репертуар навыков для «вхождения в группу». Играет в более сложные и длительные коллективные игры, в том числе разыгрывает спектакли. Продолжает устанавливать и поддерживать дружеские отношения со сверстниками, ищет подтверждения дружбы, спрашивает «Мы же с тобой друзья?». Пятилетки используют различные варианты ведения переговоров и установления компромисса для разрешения конфликтов. Тем не менее, периодически они тоже сталкиваются с трудностями и нуждаются в помощи взрослых.

Задачей родителей на протяжении всего дошкольного периода является:

  • научить ребенка идентифицировать свои эмоции,
  • контролировать их и выражать социально приемлемыми способами,
  • показать не агрессивные способы разрешения конфликтных ситуаций,
  • помочь ребенку устанавливать и поддерживать дружеские отношения.

Все эти навыки не приходят одномоментно и в полной мере, ребенок ими овладеет только в школьном возрасте. Но целенаправленное их развитие и помощь со стороны родителей помогут ребенку развить свой и быть успешным в разных сферах жизни.

А как вы занимаетесь эмоциональным развитием своих малышей? Расскажите в комментариях!