История появления елки на новый год. Рождественская ёлка. Появление, история, современность. Елочные украшения Нового времени: изобретение стеклянного шара и прочие новшества

Обычай выделять из всех деревьев елку и украшать на праздник именно ее родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель - священное дерево, в ветвях которого обитает добрый «дух лесов» - защитник правды. Зеленея в любое время года, она олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже её шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. Именно на самую большую елку в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди «развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки - символ плодородия, яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи - непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу. Наряжали елку и игрушками.


И уже из Германии этот обычай проник и в другие страны. Некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в г. Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, а сейчас это часть Франции).

У нас в стране судьба елочки складывалась не просто. И прежде чем у нас в домах стала появляться нарядная новогодняя елка, по приказу Петра I жилище украшали просто елочными ветками. После указа Петра I «О праздновании Нового года» по европейскому образцу, наши предки впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника по образцам, которые были выставлены в царском гостином дворе. В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку игрушками и гирляндами стали намного позднее, с середины XIX века. В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерининского вокзала

Первая публичная елка, по свидетельству современников

Другая версия первой елки.Считается, что самую первую новогоднюю ёлку установили в Риге в 1510 году. Свидетельством тому служат не только документы, найденные в рижских архивах, но и самая старая в мире ёлочная игрушка. Правда, до сих пор ведутся споры о том, где же именно появилась первая ёлка - по одним источникам, она была установлена где-то между Ригой и Таллином, по другим – именно в Таллине. Но в 2010 году премьер-министры Латвии и Эстонии договорились, что первая новогодняя лесная красавица была установлена всё-таки в Ливонии. К сожалению, о первой рижской ёлке известно совсем мало. Известно, что она была установлена перед знаменитым домом Черноголовых. Её наряжали стропоны в чёрных шапках. Но после праздника дерево было сожжено.

Новый год, пожалуй, один из самых ярких и ожидаемых праздников в году, как для детей, так и для взрослых. Воспоминаниями о нём мы не перестаём делиться на протяжении всего года. Предновогодняя суета в предвкушении боя курантов и загадывания желаний в кругу самых близких людей, бесконечная беготня по магазинам, то за забытым горошком, то ещё за какой-нибудь мелочью, ставшей очень важной именно в этот день. Дети лепят снеговиков, не догадываясь, о том, что их родители в это время носятся по магазинам в поиске долгожданного подарка, написанного в письме Деду Морозу. Ближе к вечеру женская половина семейства суетится на кухне, пытаясь всё успеть к бою курантов, а мужская наряжает елку разноцветными игрушками, мишурой и гирляндами.

Елка - неизменный атрибут Рождества и Нового года. К её выбору люди традиционно относятся с особой тщательностью, она должна быть в меру пушистой, иметь однородный цвет и источать приятный запах хвои. Но как это дерево приобрело такое культовое значение? Какова история ?

Ещё с древних времён люди поклонялись деревьям, считалось что в них находят свой приют души усопших. Особое внимание уделялось вечнозелёным деревьям, так как было поверье, что солнце благоволит им. Их украшали прямо в лесу, для того чтобы задобрить бога солнца.

Непосредственно же сама история появления Рождественской елки ведёт свой отсчёт из конца Средневековья и пришла к нам из традиций немецкого народа тех времён. По мнению историков у германских народов существовал древний обычай идти на Новый год в лес, где украшали заранее выбранную ель цветными тряпочками, свечами и сладостями. Со временем деревья начали срубать и приносить домой, чтобы наполнять жилище приятным запахом хвои, наслаждаться их красотой в тепле и в кругу самых близких родственников. Ель ставили на стол и украшали её горящими свечами, фруктами и сладостями. После крещения германского народа все эти традиции празднования новогодних праздников с елкойначали приобретать христианский характер.

Непосредственной датой, от которой берёт своё начало история рождественской елки, стал 1512 год. По приданию, тогда вождь немецких протестантов Мартин Лютер, гуляя по лесу, был поражён красотой припорошенной снегом елки, и ему захотелось показать своим детям это чудо природы. Люди и раньше приносили елки из леса, но ставили их во дворе, чтобы колючие ветки отпугивали от дома чертей. Лютер же не захотел делать из елки пугало. Он внес ее в дом, украсил сладостями, яблоками и ватными пушинками на радость детворе. Пастор подвесил деревце под потолком, чтобы дети могли наслаждаться видом развешанных украшений и подарков. Во время праздника дети радостно срывали с подвешенного деревца сладости, а елку в тот же вечер выбрасывали. В последующие годы уже начали ставить елку на пол, появились специальные игрушки для её украшения.

Но, не смотря на несколько веков существования этой традиции, повсеместно устанавливать в домах рождественские елки стали относительно недавно - в 19 веке. Именно тогда вечнозеленые, хвойные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. А простой народ елку стал ставить лишь во второй половине 19 века.

Легенды и факты о рождественской Ели весьма разнообразны. Существует легенда о том, откуда пришла традиция украшать елки блестящей мишурой. Давным-давно жила бедная женщина, у которой было много детей. В ночь перед Рождеством она нарядила елку, но ей не хватило игрушек. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, закутали её плотной паутиной. В награду за доброту многодетной матери, младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сияющее серебро.

Также существует легенда, что первые елочные шары появились из-за неурожая яблок. Запасы фруктов к зиме быстро истощились и находчивые стеклодувы маленького городка в Баварии на замену круглым яблокам выдули разноцветные шары. А в 1870-х годах в Америке простой телеграфист догадался заменить пожароопасные свечи на электрические гирлянды.

Нашему Деду Морозу повезло больше чем его коллегам. Ни у кого из них нет такой симпатичной и молодой помощницы, как Снегурочка. Мы привыкли считать её внучкой Деда Мороза. Но, оказывается, Снегурка Деду Морозу приходится бабушкой. В самых старых сказках ее, оказывается, зовут Кострома, её сжигают на костре, как и Масленицу. А обе они, не что иное, как старинная крестьянская богиня славян. Сам Дед Мороз гораздо младше своей «внучки».


В большинстве стран есть свои какие-то уникальные традиции празднования нового года и Рождества. К примеру, в Эстонии уже много лет существует порядок, после праздников елки не выбрасывают, а приносят и сдают в определённые пункты. Затем из них сооружают различные скульптуры и в назначенный час, вместо того чтобы быть оставленными среди мусорных контейнеров, ещё несколько часов служат центром огненного шоу - «Сжигание праздничных елок». Власти заранее готовят эти мероприятия и всячески поощряют их. Кроме самого шоу, зрителей, особенно детей, часто ждут разнообразные сюрпризы, подарки и сладости. Во время мероприятия большое внимание уделяется проблемам экологии и чистоты.

В Турции же украшение елки преимущественно светский обычай, так как 95% турков - мусульмане и не празднуют Рождество. Обычай появился примерно в конце 1920 годов, с переходом Турции на Григорианский календарь.

В Аргентине по старинной традиции работники различных учреждений в последний рабочий день уходящего года выбрасывают из окон ненужные ведомости, старые календари, бланки и прочую документацию. Уже к полудню улицы покрываются сплошным слоем бумаги. Никто не помнит, как и когда возник этот обычай. Периодически возникаю различные казусы, однажды, увлёкшиеся сотрудники одной из газет выкинули в окно весь архив.

В Великобритании украшают дома ветками белой омелы и остролистника. По традиции, раз в году, в канун Рождества, мужчины могут поцеловать любую девушку, остановившуюся под украшением из этих растений. Одной из древнейших традиций англичан является рождественское полено. Считается, что этот обряд ввели ещё древние викинги. На Рождество они спиливали большое дерево, и весь год сушили его. А на следующее Рождество приносили в дом и сжигали в очаге.

В Греции существует обычай, по которому, ровно в полночь глава семейства выходит на улицу и разбивает об стену дома плод граната. Если зерна разлетятся по двору, в новом году семья будет жить счастливо. Отправляясь в гости, греки приносят с собой в подарок замшелый камень, и оставляют его в комнате хозяев. Говорят: "Пусть деньги хозяев будут так же тяжелы, как этот камень"

В Китае Новый Год празднуется во время новолуния в конце января - начале февраля. Во время праздничной процессии люди зажигают множество фонарей. Это делается для того, чтобы осветить себе путь в Новый год. И отпугивают злых духов с помощью хлопушек и фейерверков.

В России традицию украшения новогодней елки ввёл Петр I. Он, еще в молодые годы гостивший у своих немецких друзей, был приятно удивлен странным деревом, на котором вместо шишек висели яблоки и конфеты. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе. В нем предписывалось украшать большие проезжие улицы, дома и ворота сосновыми и можжевеловыми ветвями. После смерти Петра традиция была забыта, а популярным новогодним атрибутом елка стала гораздо позже. В 1819 году великий князь Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского вокзала была наряжена публичная рождественская елка. Образ рождественской елки прочно укоренился в христианской религии. На вершину дерева всегда помещали игрушку, символизировавшую Вифлеемскую звезду, взошедшую при рождении Иисуса и указавшую дорогу волхвам. Так елка стала символом Рождества.

Российская история рождественской елки не всегда была такой безоблачной, например, с 1926 года, в связи с антирелигиозной работой среди населения, украшение елки было принято считать антисоветским преступлением, но уже 1935 году был организован первый новогодний утренник с украшенной елкой. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов была установлена огромная 15-метровая елка с десятью тысячами украшений и игрушек, с тех пор её традиционно называют главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов, коей является и по сей день.

Вот такой непростой и тернистый путь преодолела эта лесная красавица. Прежде чем украсить наш с вами рождественский праздник.

История новогодней (рождественской) ели для младших школьников.

Хамидулина Альмира Идрисовна, учитель начальных классов МБОУ прогимназии» Кристина» г. Томска.
Назначение: данный материал будет интересен педагогам, воспитателям, а также родителям при подготовке к новогодним (рождественским)праздникам.
Цель: знакомство с историей празднования Нового Года,Рождества, с историей новогодней(рождественской)ели.
Задачи: развивать интерес к истории возникновения праздников Новый год и Рождество, воспитывать уважение к народным традициям.

Сегодня невозможно представить себе новогодние праздники без красивой елки в доме. Пышные,нарядные ели украшают собой не только квартиры, но и магазины,торговые центры,офисы,больницы,площади,причем практически во всех странах. Возле роскошного дерева устраиваются представления и спектакли для детей,делающие праздник еще более желанным и сказочным.Считается,что изначально традиция украшения деревьев появилась у кельтов,которые им поклонялись.Отношение к дереву как к символу жизни - традиция, более древняя,чем христианство,и не принадлежащая к какой-то определенной религии. Задолго до того, как люди начали праздновать Рождество,римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями.А жители Древнего Египта в декабре,в самый короткий день года приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью.Во время празднества зимнего солнцестояния жрецы-друиды вешали на дубовые ветки золотые яблоки.В Средние века вечнозеленое дерево с красными наливными яблоками было символом праздника Адама и Евы, который отмечали 24-го декабря.
Перед рождеством
Валентин Берестов
"И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу?
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!" -
"Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда,
как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места!
Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!"
Впервые рождественскую ель стали использовать в Германии в начале VIII веке. Этому поспособствовал святой Бонифаций, который читая проповедь о рождестве Христовом, решил доказать что дуб не является священным деревом. Для этого он спилил дерево, которое упав, сломало близлежащие деревья и не затронуло лишь молодую ель. Монах восславил ель как Христово дерево, и в дальнейшем она стала главным атрибутом праздника.До сих пор зеленая красавица является украшением новогодних и рождественских праздников. Изначально множество украшенных деревьев символизировали Райский сад, потом они стали символом надежды и возрождения, ну а со временем превратились в красивую и популярную традицию, без которой теперь невозможно обойтись.Кстати говоря,помимо елок,пихт и сосен, для украшения используются и другие вечнозеленые деревья и кустарники, например,остролист и омела.Их веточками украшают дом.
В 1561 году в Рождественские праздники в Германии высаживали молодые ели и, из немецких источников, людям разрешалось ставить одно дерево у себя в доме. Немного позже ее стали использовать как главное украшение в домах в Рождество,при этом ее наряжали различными бумажными самодельными игрушками и яблоками, сладостями, которые символизировали райский плод.В протестантских странах ель стала также главным атрибутом Рождественских праздников.
В исторических источниках говорится, что сам Мартин Лютер по дороге домой заметил сияние звезд на фоне елей, и это привело его в необычайный восторг.Придя домой,он решил показать свое видение близким. Поставив ель,он установил на ней свечи и поджег их, после чего в каждом доме елки стали украшать свечами. В Англию Рождественскую елку привез немецкий принц Альберт, муж Королевы Виктории.Так же, с немецкими иммигрантами ель появилась и в Америке. Впервые украшение электрическими гирляндами уличных елок появилось в Финляндии в конце 1906 года.
В нашей стране традиция украшения рождественской елки появилась благодаря Петру I. Именно он впервые велел украшать дома елками или хотя бы еловыми ветками, переняв красивую традицию в западных странах. Прошло еще немало лет, прежде чем украшение елки из обязанности превратилось в желанную праздничную традицию, ведь изначально этот обряд принадлежит католикам, а в России основной религией является православие.
Живая елка на Рождество выглядит настолько красиво, что постепенно людям стала по душе эта традиция. Сегодня елка – это неотъемлемый символ всех новогодних праздников.
Что же означают елочные украшения? Помните о Вифлеемской звезде? Именно ее символизирует звезда, которая традиционно украшала верхушку ели, именно по ней люди узнали о рождении Иисуса Христа.


В советские времена в нашей стране звезда постепенно превратилась в маленькую копию кремлевских звезд, ну а сегодня ее форма просто перестала быть такой строгой.«Огоньки фей» -современные новогодние гирлянды. Они появились не просто так, ведь издавна символизировали духов ушедших в мир иной родственников и просто добрых потусторонних существ, которые своим присутствием оберегают дом и приносят в него радость.До появления электрических новогодних гирлянд большой популярностью пользовались свечи.
Раньше рождественскую елку украшали разнообразными лакомствами: сухофруктами, леденцами, марципанами, засахаренными орехами, на радость детишкам и в качестве символа процветания и изобилия. Ну а потом постепенно их заменили фигурки ангелов, стеклянные шары и другие игрушки. Сейчас очень большое многообразие елочных игрушек.


Таким образом, новогодняя (рождественская) елка раньше символизировала многое, ну а сегодня значение многих символов утрачено, и она осталась просто красивой традицией, незаменимым украшением дома, приносящим в наши дома запах праздника и радости!
Божья елка
Г. Гейне
Ярко звездными лучами
Блещет неба синева.
– Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире
В эту полночь зажжена
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она?
– Правда, сын мой, в Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там, вдали:
Светят в них дары святые –
Для людей – благоволенье,
Мир и правда – для земли.
С наступающим Новым Годом и Рождеством Вас!!!

Первое письменное упоминание о ели как новогоднем дереве встречается в хронике французской провинции Эльзас за 1600 год. Однако ее родиной принято считать Германию. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку в канун Рождества положил немецкий реформатор Мартин Лютер.

Именно он, возвращаясь домой перед встречей Рождества в 1513 году, был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Почему в качестве новогоднего дерева выбрана именно ель? Напомним, что наши предки относились к деревьям, как к живым существам. На Руси таким особо почитаемым, культовым деревом была береза. Зеленая пахучая лесная красавица ель издревле считалась деревом мира у древних германцев. Они верили, что в ее ветвях обитает добрый «дух лесов» — защитник справедливости и всего живого. Не случайно перед боевыми сражениями воины собирались на совет именно у ели, надеясь получить ее защиту. А еще потому, что это дерево олицетворяло собой бессмертие, верность, бесстрашие, достоинство, тайну неувядания, вечную молодость. Со временем возник обычай задабривать добрых духов, которые зимуют в вечнозеленых ветвях ели, украшая ее пушистые ветки подарками. Этот обычай родился в Германии, а позднее обряд почитания ели заимствовали голландцы и англичане.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесным орехом.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

XVIII век выбрал ель королевой новогоднего праздника сначала в Германии, а позже во многих странах Европы. В России ель сделала первый шаг по закреплению за собой статуса ритуального новогоднего дерева по европейскому образцу после выхода указа Петра I «О праздновании Нового года». В нем предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...»

В указе, однако, речь шла еще не конкретно о елке, а вообще о хвойных деревьях. Кроме того, в нем конкретно предписывалось «учинять украшения» уличного пейзажа, а не внутреннего убранства домов. Царев указ, безусловно, подтолкнул становление на Руси европейского обычая ставить елку, но после смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

Европейскую традицию ставить елки в канун Рождества первыми поддержали петербургские немцы, составлявшие не менее трети населения северной столицы. Этот обычай со временем переняла петербургская знать. Постепенно популярность рождественского дерева охватила и другие слои общества. Массовая мода на рождественскую ель вспыхнула в 40-е годы XIX века. Этот факт отмечала в 1841 году газета «Северная пчела»: «У нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества Христова... украшением заветной елки сластями и игрушками».

Нарастающей популярности новогодней елки способствовала коммерция, организованная вокруг нее предприимчивыми петербургскими кондитерами, которые не только устраивали продажу елок за большие деньги, но и придумали сопутствующий кондитерский антураж — укрепленные на них сладости и свечи.

У Гостиного двора, а позднее на рынках организовывались елочные базары, «лесной товар» на которые поставлялся узревшими свою выгоду русскими мужиками.

О подобной рождественской распродаже красочно рассказал в своей известной книге «Лето Господне» И. Шмелев: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь... На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться... До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. На елках иней...»

Впервые наряженная зеленая красавица публично засветилась праздничными огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерингофского (ныне Московского) вокзала. А к концу XIX века новогодняя елка прочно обосновалась сначала в губернских городах, а позднее и в помещичьих усадьбах.

Вскоре общественность из числа охранителей природы подняла голос в защиту елей в условиях ее разрастающейся вырубки. Уже с начала XX века появляется мода на искусственные ели, которые тогда были капризом и признаком особого шика людей состоятельных. Такой факт отразил в своем многотомном труде «Быт русского народа» А.В. Терещенко, упомянув о петербургском богаче, заказавшем искусственную елку высотой в 3,5 аршина (примерно 2,5 метра). Ее верхняя часть была обвита лентами и дорогой материей, украшена дорогими игрушками и женскими украшениями, а нижняя — разнообразными плодами и конфетами.

Постепенно елка становится центром всего новогоднего праздника. Ее заранее украшают, на нее вешают подарки, вокруг нее водят хороводы.

После Октябрьской революции 1917 года новогодняя елка как буржуазный и религиозный пережиток прошлого оказывается в опале и исчезает из общественной жизни наших соотечественников на долгие восемнадцать лет. Ее счастливое возвращение можно датировать 1935 годом, когда в газете «Правда» была опубликована заметка «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». С изгнанием и забвением лесной зеленой красавицы было покончено, традиция устанавливать елку как ритуальное новогоднее дерево вновь стала и в советской истории набирать силу.

В наши дни наряженную елку стремятся доставить и установить даже в тех краях, куда ее надо привозить специально, например, на кораблях, бороздящих океан за экватором.

Новогодний калейдоскоп

Исследования французских социологов выявили, что в шестилетнем возрасте в Деда Мороза верят все дети, к восьми годам — только четвертая часть, а среди десятилетних таковых практически нет. Отсюда следует очень важный вывод: осчастливьте в Новый год малышей, ведь вера в чудо так недолговечна.

В Англии обычай использовать в качестве новогоднего дерева ель для украшения улиц утвердился в середине XIX века, после того как королева Виктория и принц Альберт устроили первую новогоднюю елку в Виндзорском замке в 1840 году. В наши дни главная елка страны устанавливается в самом сердце Лондона— на Трафальгарской площади. Каждый год ее доставляют из столицы Норвегии Осло в знак признательности британцам за помощь во время Второй мировой войны.

Во Франции елка впервые появилась при дворе короля Луи-Филиппа, который установил ее по просьбе жены сына, бывшей по происхождению немкой.

В 1877 году Йоханнес Эккорд из Германии изобрел музыкальную приставку для елки. Механизм заводился ключом, после чего елка начинала медленно вращаться в ритме вальса.

В США до сих пор рассказывают предание о том, что первый американский президент Джордж Вашингтон встречал Новый год во время войны за независимость с елкой, привезенной из Германии солдатами-добровольцами. Четырнадцатый президент США Франклин Пирс принес традицию установления рождественской елки в Белый дом. А в 1923 году президент Калвин Кулидж положил начало церемонии торжественного зажигания елки, которая происходит теперь ежегодно на лужайке перед Белым домом.

Гордые и независимые испанцы до сих пор называют новогоднюю ель «немецким деревом».

По данным Книги рекордов Гиннесса, самое высокое новогоднее дерево было установлено в декабре 1950 года в Нордгейтском торговом центре Сиэтла (штат Вашингтон). Его высота составила 67,36 метра. Роль елки выполнила пихта.

А самую большую в мире живую елку нарядили жители итальянского города Губбио. Почти 15 километров электрических гирлянд украсили 65-метровую ель, растущую на склоне горы Инджино.

Ель — род хвойных вечнозеленых деревьев семейства сосновых. В благоприятных условиях она может достигать 45-метровой высоты и 100 сантиметров в диаметре ствола. Существует около 45 видов ели. Среди них есть финская и сибирская, черная и красная, японская и индийская, корейская и тянь-шаньская, канадская и сербская.

Ели различаются по характеру роста, виду ветвей, цвету хвойного покрова. Ели бывают плакучие, гирляндные, змеевидные, золотистые и серебряные, пирамидальные и кипарисовые. Ель Глена, растущая на юге Сахалина, южных Курильских островах и в Японии, охраняется государством.

Растет ель главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Она является одной из главных лесообразующих пород. Древесина мягкая, используется в строительстве, для производства лучших сортов бумаги, музыкальных инструментов. Из ели добывают смолу, скипидар, канифоль, деготь; делают искусственный шелк, кожу, спирты, пластмассы и пр. Один кубический метр еловой древесины — это примерно 600 костюмов и 4000 пар вискозных носков.

Елка с давних времен считается символом Рождества и Нового Года. Но как она им стала?

В Новом Завете упоминаний про дерево, наряжаемое на празднование Рождества Христова, нет. Есть упоминание о том, при Входе Господне в Иерусалим люди встречали его с пальмовыми ветвями. Пальма в христианстве была символом победы над смертью. На Гавайях пальма и сейчас используется как рождественское дерево. А в США (штат Флорида) выращивается Рождественская пальма. Свое название она получила из-за того, что её плоды ярко-красного цвета созревают как раз к декабрю.

Первое упоминание рождественской ели встречается в древней германской легенде о Святом Бонифации. Чтобы доказать превосходство христианства, он захотел продемонстрировать бессилие языческих богов и срубил священное Древо Одина (Тора), молвив при этом: «пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества ». Из пня проросла пихта, как символ христианства…

В Ливонии (территория современной Эстонии) в XV веке Братство Черноголовых устанавливало на главной площади Ривеля (современный Таллинн) большую елку, и жители устраивали вокруг нее гуляния с танцами.

Бременские хроники XVI века описывают украшение елок «бумажными цветами, крендельками, финиками, орехами и яблоками» на Рождество.

В Германии был древний обычай украшать в лесу елку с помощью лоскутов и восковых свечей, возле такого дерева проводились различные обряды. Ель отождествлялась с мировым деревом, и традиция новогоднего украшения елей была распространенным явлением. Позже деревья стали устанавливать в доме.

По мере крещения населения Германии многие обряды и обычаи стали наполнять христианским содержанием. Это коснулось и обычая наряжать елки, приурочив его к Рождеству. Ёлочка официально стала рождественским деревом, ее также называли «деревом Клауса».

Документальных свидетельств тех времен осталось очень мало. Споры о «первой ёлке в Европе» даже привели к дипломатическому конфликту между Таллином и Ригой.

Однако первая «официальная» рождественская елка приписывается Мартину Лютеру, установившему елку в своем доме на Рождество. Лютер видел в ней символ Древа Жизни в Эдеме.

Новогодняя елка в России.

В России первые упоминания о новогодних елках относятся к временам Петра I. В своем указе о переносе Нового Года с 1 сентября на 1 января, «по примеру всех христианских народов», было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день».

Украшения из хвои предписывалось устанавливать не в помещении, а снаружи - на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии.

После смерти Петра обычай был забыт на долгое время. Лишь кабаки по прежнему украшали елками. По этим елкам опознавались питейные заведения. Елки украшали крыши или ворота круглый год, лишь в декабре старые елки заменяли новыми. Кабаки даже стали называть «ёлками» или «Иванами ёлкиными».

В XIX веке первые рождественские елки появились в Петербурге, в домах живших там немцев.

Первая официальная елка в России была устроена Николаем I по просьбе его жены, императрицы Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы Шарлотты. 24 декабря 1817 года по ее инициативе установили домашнюю рождественскую ёлку в личных покоях императорской семьи в Москве, в 1818 г. - в Аничковом дворце.

На Рождество 1828 императрица Александра Федоровна в Большой столовой дворца устроила «детскую елку» для пяти своих детей и племянниц. На празднике также были дети некоторых придворных. На столах стояли елочки, украшенные золочеными яблоками, конфетами и орехами. Под елочками лежали подарки.

До 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не был распространен, дворцовые ёлки были исключением. Например, ни А. С. Пушкин, ни М. Ю. Лермонтов в своих произведениях при описании рождественских празднеств ёлки не упоминают. В середине 1840-х годов произошел взрыв - «немецкое нововведение» стало быстро распространяться по Петербургу. Всю столицу охватил «елочный ажиотаж». Обычай стал популярным вместе с модой на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, чьи «елочные» произведения «Щелкунчик» и «Повелитель блох» были в то время очень популярны в России.

С конца 1840-х годов началась продажа елок. Ими торговали крестьяне у Гостиного двора. Впоследствии этот сезонный промысел принадлежал финским крестьянам и давал им немалый приработок, потому что ёлки стоили дорого.

Столичная знать быстро отошла от образца маленьких немецких ёлочек и устраивала соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. Елки в те времена старались украшать сладостями: орехами, конфетами, печеньем, фигурными пряниками, фруктами. После окончания праздника украшения елки разбирались на сувениры и на поедание. В состоятельных домах елки часто украшали дорогими украшениями: серьгами, перстнями и кольцами, а также дорогой материей и лентами.