Из чего делали парики в 17 веке. Почему мужчины носили парики? История моды. Парики и армия

Восемнадцатый век был периодом элегантности. Никогда в истории Европы не встречались мужчины и женщины настолько искуственные, такие далекие от естественного внешнего вида. То, что невозможно было сделать с натуральным волосом, делалось с париками. Эта эпоха была экстравагантным всплеском замечательных причесок, реакция, полностью противоположная скромности и стеснительности предыдущих столетий. Волосы были в полной гармонии со стилем рококо, который был наиболее распространенным до конца столетия. Это был художественный стиль, в котором кудри "S" формы доминировали с асимметрией, подчеркивающей контраст. Динамичный и блестящий стиль, в котором формы играли связующее, гармоничное и элегантное движение. Стиль, в соответствии с эпохой новых философских идей, таких, как Просвещение, и в соответствии с огромнейшим экономическим богатством, пришедшим в Европу от путешествий на новый континент -- Америку. Новые социальные порядки стали появляться. Помимо духовенства и знати, появились влиятельные буржуазное и nouveau riche сословия, кто сделал состояние и был вхож в высшие социальные и политические круги, подражая знати всей своей одеждой. Стиль, в соответствии со временем, когда наука была более независима от религии, достигнув небывалых успехов и развивая, как следствие, технологии, которые откроют двери в индустриальную революцию. Люди в то время верили, что они живут в самые лучшие времена. В конце столетия художественные и культурные стили изменились. Появился неоклассический стиль, гораздо более трезвый и консервативный, с возвращением классической греческой и римской эстетики.

Ношение париков среди мужчин стало популярным в конце XVII столетия, во время правления Луи XIV, Короля-Солнца (Франция). Весь его двор начал носить парики, а так как Франция в то время была законодателем моды для всей Европы, ношение париков распространилось на все остальные дворы на континенте. В 1680 г. у Луи XIV насчитывалось 40 изготовилелей париков, которые придумывали новые фасоны его париков.

С 1770 г. парики также дошли до женщин. На протяжении многих лет, их парики делались выше и сложнее, особенно во Франции. Парики мужчин были в основном белыми, а женские -- пастельных тонов, светло-розовыми, светло-сиреневыми или голубыми. В зависимости от того, как парик был украшен, можно было знать профессию человека или его социальный статус. Более обеспеченные люди могли позволить себе более дорогие дизайнерские парики из лучшего материала. Они, в основном, были сделаны из человеческих волос, а также из волос лошадей или козлов. Графиня Матиньон из Франции платила знаменитому стилисту Баларду 24 тысяч ливров в год, чтобы он делал головные уборы для нее на каждый день недели.

Около 1715 г. парики начали посыпать пудрой. Семьи выделяли специальную комнату для "туалета", в которой они укладывали и пудрили свои искусственные волосы. Парики пудрились крахмалом или порошком дубового мха. Чтобы напудрить парик, люди использовали специальные халаты, и накрывали свои лица маской из плотной бумаги.

ПАРИКМАХЕРЫ СТАНОВЯТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ПАРИКОВ

С давних времен парикмахеры, помимо подрезания и укладывания волос и бород, практиковали хирургические операции и удаление зубов. В 1745 г. закон, изданный в Англии, запретил им заниматься этой практикой и разрешал иметь дело лишь с обслуживанием волос. В результате, многие парикмахерские исчезли, и стал ощущаться недостаток рабочих мест в Европе для многих парикмахеров, так как похожие законы были изданы во Франции и других странах. Но успех париков требовал новых профессионалов, людей, делающих парики, людей чистящих и ремонтирующих их, освежающих кудри пудрой и духами. Начиная с конца предыдущего столетия были организованы гильдии производителей париков, и они должны были платить взносы и сдавать экзамен на профессиональную пригодность. В этом столетии индустрия по производству париков росла и стала важной, создав новые рабочие места и источник дохода для многих людей. С другой стороны, это оказало влияние на шляпную индустрию, мужчины перестали носить шляпы, чтобы продемонстрировать свои парики, и новые разновидности шляп были востребованы для больших и тяжелых париков. Между тем, много людей, 80% населения, не носили париков (которые стоили огромных денег), они ходили со своими собственными волосами, не напудренными. Но лишь скудное меньшинство живущих по высшему разряду мобилизовало и кормило всю важную индустрию париков.

КРАЖА ПАРИКОВ НА УЛИЦАХ:

Уильям Андрюс, английский писатель XIX столетия, рассказывал, что кражи париков на улицах в XVIII столетии были заурядным явлением. В золотую эру париков полный парик был очень дорогим. Нужно было быть очень бдительным и осторожным, чтобы парики не были украдены. Несмотря на все меры предосторожности, кражи случались очень часто. Особой популярностью пользовался такой прием: высокий мужчина на подносе мясника нес мальчика накрытого покрывалом; в одну секунду мальчик срывал парик с прохожего. В то время, когда ошеломленный хозяин парика начинал оглядываться вокруг, соучастник останавливал его, притворяясь, что хочет ему помочь, в это время вор спасался бегством. (William Andrews, "At the sign of the barbers" pole", Cottingham, Yorkshire, J. R. Tuttin,1904)

В начале столетия мужские прически были более детальными, чем женские. Все еще в моде был стиль Луи XIV с огромными кудрями и волосами до плеч. В конце столетия тенденция изменилась: женщины использовали массу волос, как башни, возвышающиеся на один или более футов над головой. Эти парики имели некоторые неудобства: дверные проемы должны были быть увеличены, чтобы через них можно было пройти, и иногда давление от тяжелых париков на головы вызывало серьезные воспаления на висках. В середине столетия новый король Франции Луи XV ввел новый стиль париков для мужчин и строго белые или седоватые напудренные волосы. С середины столетия мужчины также носили один хвост на затылке, стянутый бантом, очень популярный в то время стиль при каждом европейском дворе. Женщины продолжали свой экстравагантный стиль до Французской революции, когда вся роскошь и восхищение были исключены и заменены на новые республиканские идеи. С тех времен, прически сталии более классическими и простыми.

Несмотря на то, что может казаться смешным, что женщины могли носить такие башни волос на своих головах, и на каждом балу им помогали, действительность была иной. Возможно, те огромные укладки могли существовать, но только в особых случаях или в театральных представлениях. Парики, которые мы видим вверху -- лишь фрагменты той эпохи, или сказки, или легенды, не имеющие под собой серьезной основы. Практически невозможно найти такого сорта париков на картинах того столетия, учитывая, что знаменитые художники обычно отображали реальную жизнь. Знатные женщины носили более приземленные и элегантные прически, хотя они были достаточно трудоемкими.

Среди женских причесок в начале столетия все еще был в моде особый стиль прошлого столетия: прическа фонтанж. Ее назвали так потому, что она была создана княгиней Фонтанж, которая во время очередной королевской охоты Луи XIV зачепилась волосами о ветку дерева, и, чтобы уложить растрепавшиеся волосы, она их все сложила в стопку на голове. Король был восхищен прической, которая получилась в результате этого проишествия, и он умолял сохранить эту прическу навсегда. Этот стиль был в моде более или менее до 1720 г.

Во время правления Луи XV одежда изменилась и прически женщин стали проще. В моде была прическа называемая "tête de mouton" (голова овцы), с короткими кудрями и несколькими локонами на затылке. Женщины не носили париков до 1770 г. После этого прически стали более трудоемкими.

ПРИЧЕСКИ ЖЕНЩИН В ВОСЕМНАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ:

МУЖСКИЕ ПРИЧЕСКИ В ВОСЕМНАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ

НОВЫЕ ПРИЧЕСКИ ПОСЛЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ :

Ближе к концу столетия грандиозный и великолепный стиль европейской знати был раскритикован философами эпохи Просвещения. Не только прически и платья, но также и художественный стиль рококо подвергся острой критике. Именно в этот период буржуазия -- неаристократичный класс -- стал влиятельным и сильным, и целая система, в том числе, экономическая, социальная, политическая и культурная ставились под сомнение наиболее выдающимися мыслителями. В начале буржуазия пыталась копировать одежду знати, они хотели выглядеть так же. Но когда они стали сильными и самодостаточными, ставя под сомнение всю систему старого режима, они отвергли всю их социальную структуру, и, конечно, их одежду. Роскошь и богатство во время прихода Французской Революции никому не нравилось. Новое общество приняло более трезвый стиль и повернулось лицом к простоте. От стиля рококо они перешли к неоклассическому, художественному стилю, который восстановил древнюю греческую классическую эстетику. И это будет стиль в гармонии с романтизмом, который начался в конце столетия и будет оставаться таким почти в течении всего девятнадцатого столетия.

Философские перемены, изменения в образе мышления также изменили прически. Постепенно люди перестали носить парики, и волосы стали естественными, без пудры. Революция и изменение всей системы произошли неожиданно, хотя это было во многом ожидаемо законодательной группой буржуазии при поддержке части духовенства и знати, но это не было слишком быстро. Все изображения Робеспьера и Дантона, главных лидеров Революции, которые мы видим сейчас, показывают их с припудренными париками до самой смерти на гильотине. Жан Пол Марат, другой лидер Революции, уже носил новый стиль. И одна из главных фигур Революции, художник Жак Луи Давид, был уже полностью погружен в неоклассический стиль и в его работах и в его внешнем виде. Как только неоклассицизм стал популярным, прически поменялись. С приходом Наполеона Бонапарта единицы людей носили парики. Имперский стиль показывает всех политиков с их натуральными волосами, причесанными в неформальном стиле -- символ независимого мышления нового времени. Военные задержались дольше всего с отказом от старых причесок, но в армии Наполена все они были с натуральными волосами. Женщины в конце Революции прекратили носить высокие сложные прически и ходили со своим натуральным волосом без пудры, поддерживаемым гребнями из черепашьего панциря, заколками, бантами вместо трудоемких украшений.

Вероятно, первыми людьми, избегающими ношения париков и дорогих украшений были, как ни парадоксально, те же самые аристократы, создавшие эти прически. Так как они боялись быть опознанными и посаженными в тюрьму, а также сосланными на гильотину во время Террора Робеспьера (1790--1793), они отсиживались в своих домах, и когда выходили, то одевали простые одежды и делали естественные прически. На самом деле, не осталось больше мест, где можно было увидеть старые прически. В это время вся Европа начала носить одинаковые прически. Девятнадцатое столетие провозгласило абсолютно другую моду.

На вопрос Для чего люди носили парики в 17-18 веках? заданный автором AISA лучший ответ это В средние века в Европе парики не носили, даже на длинноволосых мужчин смотрели с неодобрением. Введению их в обиход и моду способствовали монархи.
Не из эстетических соображений, а из житейских. В XVI веке английская королева Елизавета париками прикрывала свои седеющие волосы. В ее гардеробе, говорят, было около 80 париков различного цвета.
Один из героев А. Дюма "Три мушкетера" французский король Людовик XIII лишился волос из-за венерической болезни. Он тоже стал носить парик. Немедленно ему стали подражать придворные. (В истории Франции есть и обратный пример. Живший в IX веке король Карл II был лысым. Из солидарности или желания угодить монарху придворные мужчины и некоторые женщины брили головы до единого волоска.)
Людовик XIY унаследовал от папаши не только престол, но и редкие волосы. Разумеется, он тоже носил парик. Да с таким шиком, что в Европе начался бум париков, продолжавшийся более века. Парики стали символом эпохи абсолютизма и театральности, перекочевавшей в романы, фильмы, спектакли. При "короле-солнце" существовало до 45 видов различных париков. Уважающий себя человек имел их как минимум три: черный для утра, каштановый для дня, светлый для вечера.
Если нельзя было добыть парик белого цвета, то парик из волос шатена посыпали пудрой или мукой.
Народ попроще мастерил парики из овечьей шерсти, собачьих и конских хвостов, водорослей, волокон конопли и кукурузы.. . В дело шли даже волосы казненных преступников. Обладатели пышных шевелюр, приговоренные к высшей мере наказания, завещали свои локоны близким, ибо они стоили немалых денег.
При дворе Людовика XIV работали 5000 парикмахеров. Они придумали знаменитый аллонжевый парик, который нередко можно видеть на старинных портретах.
У него были длинные, до плеч и даже до пояса, волосы, завитые в локоны. Иногда аллонжевый парик имел пробор посередине головы. В просторечии такой вариант назывался "рогатым". Это был парадный, представительский парик. Для повседневных нужд употреблялся небольшой парик с кудрями, собранными в пучок. В домашней обстановке обходились коротким паричком с косицей размером с крысиный хвост.
Иногда косицу украшали бантиком. Такой парик имел шелковую подкладку и в прохладную погоду выполнял роль современной вязаной шапочки. В России парики ввел в моду Петр I. Женщинам мода понравилась, служивые восприняли ее как обязанность, духовенство от нее наотрез отказалось.. . Но у Петра в отношении париков комплекса не было. Сам он носил короткий парик за 5 рублей, что и тогда считалось дешево. Из-под парика выбивались длинные волосы.
Во время персидского похода, в 1722 году, Петр остриг их, но не выбросил, а велел сделать из обрезков новый парик. Этот парик можно увидеть на восковой фигуре, находящейся в Санкт-Петербурге. Однажды из-за парика едва не возник серьезный международный инцидент. Находясь в Данциге в 1716 году, Петр присутствовал на службе в местном храме. Неожиданно он сорвал парик с головы находившегося рядом бургомистра и надел его. Наступила нехорошая тишина.
Источник: h ttp://maxi-forum.ru/forum-o-stile-krasote-mode/10497-istoriya-parikov.html

Ответ от Roma Ten [гуру]
Изначально скрыть лысину и показать что есть много волос, и постепенно это пошло в традицию



Ответ от Likastar [гуру]
В 17 веке голову, шею и плечи европейского воина защищал парик. Парик уже сам по себе, особенно, если его обсыпать пудрой, “держал” рубящие удары шпаг. На случай же удара саблей поверх парика надевалась треуголка. Треуголка с париком давала лучшую защиту, чем бронзовый шлем с конским хвостом, но всадники еще долгое время предпочитали жесткие шлемы. Парик мало помогал при падении с лошади.В 18 веке на смену непрактичному парику пришел удобный кожаный шлем кивер с заимствованным у турецких тюрбанов султаном - торчащим вверх пучком конского волоса и проволоки. Гвардейцы вместо киверов использовали огромные меховые папахи.Людовик XIV первым, после того, как ношение парика попало под запрет церкви, начал носить картинно эффектные искусственные волосы. Затем специальным указом он велел всем придворным тоже носить искусственные волосы. И они выполнили этот приказ, превратив век Людовика XIV в эпоху па­риков. Естественно, свита короля носила парики меньших размеров, получивших название «под болонку» , «под пуделя».

Парики известны еще с тех пор, как появилась первая цивилизация, сим украшением пользовались ассирийцы, шумеры, вавилоняне, позже мода перекочевала и в Древней Египет, где стала отчасти религиозных атрибутом. Волосы сбривались и приносились в жертву богам, на лысую голову надевался парик. У древних греков парик в моду не вошел, зато стал использоваться для театральных постановок, римляне успешно пользовались им в чисто практических целях - скрыть лысину.

Клеопатра из сериала "Рим"

В общем, парик куда древнее XVII века. Так что привело его в Европу? Да ничего не привело, он был известно еще со времен падения империи, только носителей почти не было. Церковь рьяно вступилась за права натуральных волос. Раннехристианские писатели и апологеты призывали народ не пользоваться дьявольской шапкой, запрещали духовным лицам под любым предлогом их носить. Чем им не угодил парик я, честно говоря, не знаю. Так или иначе мода на мужские парики возникла лишь в XVII веке.

Любое движение в сфере одежды, как всегда, пришло из Парижа. А именно от Людовика XIV, того самого Короля-Солнце. Кому же быть главным модником в стране, если не королю сверхдержавы? Именно он ввел в моду длинные напудренные парики, так называемые "аллонж".


Людовик парики обожал, а еще очень не хотел лысеть, вот прям очень. Настолько не хотел, что заставил весь мир их носить, чтобы в одиночестве не прозябать. Сначала местную знать приодел в новомодное украшение, потом и остальной мир сам подтянулся - Франция же, Париж. В итоге аллонж завоевал мир, через каких-то пару десятков лет дворянин уже не мог появится на званном обеде без парика, настолько прочно он вошел в обиход. Качественный парик, кстати, стоил приличных сумм. Те, кто побогаче, заказывали аллонж из натуральных женских локонов, порой не брезговали и волосами мертвых преступников. Те, кто победнее, ограничивались шерстью животных, от коз и до собак.

"Мужчина в лиловом одеянии". Как звали героя картины я не в курсе, но у него очень выразительные глаза и шикарные парик. Картина мастера Никола де Ларжильера

Помимо эстетических функций аллонжа, пускай и не совсем понятных современному человеку, у него есть еще и практическое применение. По одной из версий (правда, сомнительной) французскую моду подогрел еще и сифилис. Лысеть все массово начали. Вот и пришлось компенсировать утерянное искусственным. Собственно, как раз в то время происходит расцвет парикмахеров. Кстати, чувствуете связь между словами? "Парикмахер" - это немецкое слово, означает мастера делающего парик.

Ответ на вопрос «Почему мужчины носили парики? «.

17-18 века был периодом элегантности и безумства. Тогда независимо от пола люди носили парики. Они пытались добиться сложнейших причёсок. Конечно, не у всех были волосы «Рапунцель», поэтому в ход шли искусственные материалы в виде париков.

История мужских париков

17 век был безумным и раскрепощённым. В то время причёска была важна также, как и одежда. И женщины, и мужчины носили высокие объёмные парики . В те времена не считалось странным увидеть мужчин с косами, кудрями и начёсом.
Стоимость париков была велика, потому что парики изготовлялись заграницей и только потом их привозили в Россию .

В.А. Моцарт в модном парике того времени

Парики и армия

Очень странным оказался тот факт, что в 17 веке парики были введены и в армию, но не для красоты. Парики изготовляли из прочных материалов и поэтому такой «головной убор» защищал голову от повреждений. Одним из недостатков парика, он не спасал голову от ударов шпаг, а также конницы. Ну, пожалуй ещё один недостаток в том, парики были неудобны и слишком велики, что например мешало засаде. В армии больше предпочитали бронзовые шлемы. Они были более надёжны.


Король Франции, Людовик XIV

Отмена

До отмены произошло множество «реформ» причёсок. Их упрощали, а потом и вовсе свели к минимуму. Думаем, причиной стало то, что парики-это не совсем удобная и стерильная вещь. Хотя в 17-18 веках о стерильности вообще не задумывались. Очень часто молодые офицеры отказывались от такого «аксессуара» и предпочитали собственные волосы. Официальный приказ об отмене париков в армии ввели в 1807 году. Хотя дата отмены «всеобщего ношения» неизвестна. Она ушла сама собой, а в начале 1980 вновь вернулась. Правда эти парики были натуральны и визуально сильно отличались.

В XVIII веке при французском королевском дворе были в большой моде огромные парики. Да не просто парики: дамы носили на голове сложные сооружения с “встроенными” в парик кораблями, корзинами фруктов…

Парики можно было посыпать рисовой, серебряной, да хоть и золотой пудрой. А вот мыть такие произведения искусства было нельзя. Вообще, надо сказать, при королевском дворе часто мыться было… не принято. И поэтому возникали и особенные моды, и особые правила этикета.

Супермодными в то время были ткани цвета “влюблённой блохи”, “мечтательной блохи”, “блохи, упавшей в обморок”. И медальоны, в которых за стеклом резвились особо крупные блошки. А для кавалеров считалось очень хорошим тоном иметь палочки из благородных материалов. Ими они, как настоящие рыцари, почёсывали своих дам под немытыми париками, где, как видно, вовсю плодились эти самые… мечтательные… даже страшно сказать, кто!

Конечно, ниже представлены парики не в натуральную величину. Это карикатуры, где художники, преувеличивая размеры данных сооружений, высмеивали моду на причёски того времени.

В эпоху Барокко, следуя введённой безволосым Генрихом III моде на парики, их стали носить по всей Европе, что способствовало развитию парикового дела. В начале XVII века Эрвэй, мастер по изготовлению фальшивых волос, изобрел парик-аллонж, то есть парик с длинными локонами.

Из Франции этот вид парика распространился по всему миру. Из «Берлинской хроники» видно, что в 1674 г. в Берлине поселились три французских мастера парикового ремесла, а в 1716 г. упоминается о париковом цехе.

Рабочие, занимавшиеся обработкой волос, назывались французским словом «постижёр».

Ещё большего взлета достигло парикмахерское искусство в первой половине XVII века, во времена абсолютизма во Франции. Королевские лейб-парикмахеры создавали невероятное число моделей замысловатых причёсок, которые должны были, по замыслу их авторов, подчёркивать величие придворных и членов королевской семьи. Каждый уважающий себя придворный парикмахер был обязан иметь под рукой специальные расчёски для королевских париков с двойным рядом зубцов и специальным футляром.

Читайте также Коллекция Red Valentino Spring 2014

Здесь, как и в античном мире, ценились парики. Мода на них продолжалась долго - вплоть до французской буржуазной революции 1789 года, когда была сметена не только сама королевская власть, но и всевозможные атрибуты этой власти: вне закона объявили и пудреный парик. Ношение его грозило владельцу судебной расправой.

А в 60-70гг. XVIII века причёски представляли собой целые волосяные сооружения в полметра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куафёрами в течение нескольких часов.

В Париже специально готовили куафёров в академии парикмахерского искусства, созданной куафёром короля Людовика XV – мэтром Легро. В это время появляются всё новые причёски как результат соперничества куафёров между собой.

В 1780 г. куафёр Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную причёску, украшенную волнами шифона, перьями и драгоценностями. Для того чтобы её выполнить, нужно было прибегнуть к помощи каркаса. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья.

На такие высокие причёски использовали до десятка шиньонов. Прикрепляли их по поясам, на которые разделялась вся причёска. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять сооружение. Оживление театральных представлений привело к побочной специальности по изготовлению театральных париков.

Демократизации моды, упрощению видов причёсок способствовала французская буржуазная революция 1789 года, которая сгладила сословные различия, но не устранила их окончательно…