Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков. Как научить говорить ребенка буквы ж, т, г, с, ш, л в домашних условиях? Ребенок не выговаривает к

В слове Степа звук Т мягкий, его легко произносить, не нужны усилия держать язычок твердым.А в слове торт-твердый Т. Нужно просто поделать упражнения для постановки именно этого звука, отработать слоги, потом слова, поучить скороговорки и все будет хорошо. Попробуте, может, получится?: Артикуляция звука Т. Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная. Постановка звука Т. 1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА. 2 способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы. Артикуляция звука Д. См. звук Т. Разница заключается в том, что при произнесении звука Д мягкое нёбо опущено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани. Постановка звука Д. 1 способ: по подражанию. 2 способ: от звука Т. Ребенок кладет одну руку на гортань логопеда, другую на свою. Логопед по очереди произносит звуки Т - Д. Обращает внимание ребенка на вибрацию гортани при произнесении звука Д. ЗВУК [Т] (постановка) Произносить слоги со сменой ударения, отхлопывая ритм: «па - па′, па′ - па, па′ - па′- па′, па - па′- па, па′ - па - па, па - па-па - па′». Развитие фонематического слуха Выделить слог «па» из слогового ряда, хлопнув в ладоши: «на - ма - па - ба - па – па - ма». Определять, какой слог лишний: «па - па - па - на». Развитие артикуляционной моторики Логопедический массаж 1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидное разминание, разминание надавливанием, вибрация. 2. Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием. 3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, поперечное растирание, разминание надавливанием. Артикуляционная гимнастика 1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте; произвольно двигать нижней челюстью вправо - влево. 2. Для губ и щек: надувать обе щеки одновременно; надувать щеки попеременно («катать» воздух из одной щеки в другую); придавить кусочек бумажки языком к верхним резцам, затем сплюнуть ее. 3. Для языка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Маляр», «Лошадка» «Почистим зубки», «Пробка» (кончик языка завести под верхнюю губу, с щелканьем вытолкнуть язык изо рта). 4. Для мягкого нёба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке. ЗВУК [Д] (постановка) Артикуляционная гимнастика 1. Для нижней челюсти: открывать рот с сопротивлением, имитировать жевание. 2. Для губ и щек: имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади). 3. Для языка: выполнить упражнения «Грибок», «Качели», «Почистим зубки», «Лошадка», «Пробка», постучать кончиком языка о верхние зубы. 4. Для мягкого нёба: произносить гласные звуки на твердой и мягкой атаке. Упражнения на дыхание 1. Выполнить комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики по Стрельниковой. 2. Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через «трубочку» с усилением в конце (у_ у! у!). Постановка звука [д] 1. По подражанию. Обратить внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [т] и [д] отличается вибрацией голосовых складок (для этого руку ребенка положить на гортань логопеда). 2. Механическим способом. Произносить звук [б] с просунутым между губами языком, шпателем надавить на кончик языка и отодвинуть его к верхним резцам. Но лучше, если это будет делать логопед.


Моей дочке 2 года и 10 месяцев. У нас проблема со звукопроизношением: вместо ш, щ, ч - своеобразное горловое Х, отсутствуют р, л. Речь нечеткая, посторонние понимают с трудом. И еще почему-то путаница с родами, может сказать: "папа пришла" или "я ушел". О ребенке: беременность и роды протекали спокойно, выписались из роддома на 3 сутки, в карте - первая группа здоровья. Ребенок 2ой, старшему брату 9 лет. И дальше развитие по возрасту: в 6 мес начала сидеть, в 7 - ползать, в 10 - ходить, примерно в этом возрасте сказала первые слова. Девочка усидчивая, любит читать, рисовать, фантазировать, хорошо разбирается в цветах, знает много стихов (правда, понять ее декламацию может только мама). Брат в этом возрасте говорил свободно, все буквы были на месте. Подскажите, когда бить тревогу, к кому обращаться в первую очередь, с какого возраста начинать?

Ответ
Екатерина, звукопроизношение ребенка соответствует физиологической норме. Для подстраховки можете проконсультировать ребенка у невролога, чтобы исключить неврологическую симптоматику. Можете подождать до 3,5 лет, а затем (если не будет изменений) проконсультировать дочку у логопеда. Но в любом случае звукопроизношением логопед занимается только с 4,5 лет.

Спрашивает Павел Крутов
Нашему сыну уже 2 года исполнилось недавно, но словарный запас очень скуден - только "папа, мама, деда, баба, да, нет, сам, туда, няня, кака...". Хотя занимаемся с ним много, в пальчиковые игры играет часто и с удовольствием, развивающие игры, рассчитанные на возраст 3 года, он проходит "на ура", все понимает, просьбы выполняет... но прогресса в развитии речи не видно. Очень обеспокоены этим. Не подскажете, что делать дальше? Может, сходить к врачу-логопеду или попробовать отдать его в детский садик пораньше, не осенью, поиграть в какие-то другие, определенные игры?

Ответ
Павел, сначала нужно проконсультировать ребенка у невролога, а затем решать вопросы с садом. Вы можете проконсультировать малыша у логопеда. Но думаю, что ничего нового Вам логопед не скажет, кроме того, что нужно подождать и прийти на консультацию через год. Если неврологический статус спокойный и ребенок не входит в группу риска, то ничего страшного нет. Мальчики обычно в этом возрасте медленнее девочек накапливают словарь, более ленивы в разговоре.

Спрашивает Оксана
Сыну 2 года и 6 месяцев. Месяц назад начала замечать, что ребенок хочет сказать что-то быстро-быстро, но у него не получается и получается: "я-я-я-я хочу пить" или "на-на-нарисуйте мне домик", когда говорит медленно, то говорит хорошо. Беременность протекала хорошо, роды без осложнений, ходить начал в 10 месяцев, говорить в 1 год и 4 месяца, в 1 год и 9 месяцев начал чисто говорить букву Р. Подскажите, что делать. Спасибо.

Ответ
Необходимо очень тщательное обследование у невролога. В этом возрасте у детей речевое развитие идет очень быстро, что может спровоцировать заикание, если неспокойный неврологический статус и ребенок входит в группу риска.

Спрашивает Мария
Моему малышу 2 года. Он говорит практически все, есть фразовая речь, но произношение оставляет желать лучшего. В сложных словах начальные согласные он не произносит, например, вместо слова "солдат" говорит "олдат", вместо "рассказать" - "азать" и т.д. Простые двусложные слова, такие как, "пупсик", "киска", "ложка" проговаривает нормально. Есть ли повод для беспокойства и как улучшить произношение? Спасибо.

Ответ
Мне трудно ответить по поводу беспокойства (мало информации о беременности и родах). Но, судя из написанного, могу сказать, что речевое развитие пока соответствует возрасту.

Спрашивает Лилия
Моему сыну через три месяца будет три года, а нормальной речи мы от него до сих пор не слышали. Можно сказать, что он вообще не говорит, а общается условными звуками (например, киска-няу, корова-му). Меня это очень беспокоит. Беременность протекала с угрозой в последние два месяца. Роды быстрые. Первые три месяца после родов у малыша было ВЧД. Пошел в год. Врожденная косолапость на правой ножке. Постоянно развиваем мелкую моторику, сынишка с раннего возраста проявляет интерес к мелким деталям (болтики, пуговицы). Врачи не придают значения моим опасениям, ссылаясь на индивидуальное развитие ребенка. У нас благополучная семья - я, муж и ребенок. Опыт с детским садиком оказался неудачным из-за частых болезней, и еще сын очень привязан ко мне. Сейчас его общение с детьми ограничивается только общением с моей племянницей, которая младше сына на два месяца (кстати, она говорит не лучше). Помогите разобраться, в чем дело. Спасибо.

Ответ
Обязательно консультация, обследование и лечение ребенка у невролога. В основе нарушения речи (скорее всего, задержка речевого развития) в неврологии. Не успокаивайте себя заявлением врачей об индивидуальном развитии ребенка. У Вашего малыша серьезные проблемы в речевом развитии.

Спрашивает Ирина
Ребенку 2,5 года. Во время беременности был токсикоз ранний. Беременность третья, до нее было два выкидыша. Беременность протекала хорошо. Только после родов я узнала, что у ребенка была плацентарная недостаточность. Марк пошел поздно, в 1 год и 1 месяц. На данный момент говорит в основном слогами: свет - ве, вода- ва, кошка - мяу, собака - аф и т.д. Начинает говорить простыми предложениями типа: мама на, где баба. Врач ставит задержку в развитии речи, выписал пикамилон, но я пока не давала. Может, и не стоит? А в общем, ребенок общительный, любознательный, все понимает.

Ответ
Ирина, обязательно лечить ребенка . Задержка речевого развития не исчезает сама по себе. Сначала лечить, а потом учить. С 3 лет обязательно заниматься с логопедом.

Спрашивает Екатерина
Моему сыну 2,5 года. Вместо букв "т" говорит "к", вместо буквы "г" - "д". Остальные буквы выговаривает хорошо, в том числе буквы "Р","Л","Х". Ребенок развитый, мы с ним постоянно занимаемся, рисуем, лепим, играем с мелкими предметами. Роды и беременность протекали без осложнений. Говорить начал в 1,11. Сейчас разговаривает хорошо, осмысленно, предложениями (только иногда говорит вместо "ПОШЕЛ"-"ПОШЛА"). Наследственно ничем плохим не отягощен))). ПОдскажите, на что направить мои усилия, чтобы помочь ему правильно говорить. Большое спасибо.

Ответ
Екатерина, постоянно обращайте внимание на родовое соответствие слов и на согласование. Исправляйте, давая правильный вариант, и заставляйте повторить.

Материал подготовлен специально
для детского портала
и опубликован 8 февраля 2006 г.

17.02.2011, 16:49

Графская развалина

17.02.2011, 16:56

17.02.2011, 17:03

Многие в вашем возрасте вообще не разговаривают или говорят по-минимуму. Рано еще к логопеду, и вообще рано переживать. Ребенок недавно заговорил, а вы уже хотите идеального призношения.
Мой сын букву "к" только ближе к 3 годам начал говорить, и то иногда заменяет на "т". Пройдет, главное, что вообще говорит.
Соглашусь. Многие в вашем возрасте вообще не говорят, а вы хотите чтобы уже было правильное произношение. Все придет с возрастом.

17.02.2011, 17:04

17.02.2011, 18:05

Многие в вашем возрасте вообще не разговаривают или говорят по-минимуму. Рано еще к логопеду, и вообще рано переживать. Ребенок недавно заговорил, а вы уже хотите идеального призношения.
Мой сын букву "к" только ближе к 3 годам начал говорить, и то иногда заменяет на "т". Пройдет, главное, что вообще говорит.

Ну,до недавнего времени я и не переживала.Но недавно знакомая с незаконченным логопедическим образованием напугала,что если начал говорить,то ДОЛЖЕН выговаривать К и Г.А если не говорит эти буквы и заменяет их на другие,то это уже проблема.После этого я и стала прислушиваться,как именно сынок произносит слова,в которых имеются эти буквы.Вот и накрутила себя.

17.02.2011, 18:08

17.02.2011, 18:11

Нам логопед сказала, что до 3-х лет по поводу произношения не беспокоиться. У меня доча тоже картавит пока прилично, сильно не переживаю:).

Спасибо,успокоили.Я до логопеда ещё не дошла,на след. неделе собралась сходить.Ну,раз так,то не буду больше беспокоиться по этому поводу.И меньше буду слушать советы "специалистов" с незаконченным образованием.

17.02.2011, 18:14

Моя племяшка не выговаривала...причем родителям все было некогда заняться ребенком аж до 6 лет...пока моя мама не отвела ее к логопеду. 4 занятия, ребенок стал говорить все как надо. Я не предлагаю вам сидеть до 6, но и в 2,3 думать об этом еще рано.

Так быстро?И,наверно,без особых проблем?А то я больше напугана информацией,что постановка произношения этих звуков дело трудоёмкое и возможна только с помощью зондового метода(что за зверь такой???).

17.02.2011, 18:17




Все, естесственно, прошло.

17.02.2011, 18:19

У меня родственник тоже не выговаривал эти буквы. Смешно получалось вместо "снегурочка" - снеДурочка.
Еще он мастер был ругаться, и любимое ругательство было "гадина":001:
У него так смачно получалось "Дадина".
Все, естесственно, прошло.

Всё прошло само собой?Без помощи логопеда?

17.02.2011, 18:23

17.02.2011, 18:32

Всё прошло само собой?Без помощи логопеда?

Да, само собой. К логопеду не ходили. Маленький еще у Вас ребенок, научится выговаривать все. Просто обращайте на это внимание и стимулируйте его почаще произносить эти звуки в игровой форме.
У меня старший ооочень долго твердую Л не выговаривал. Говорил "дай лешку" (ложку).
Зовут его Лешка как раз. Я ему "Лешка вот сидит, как я его тебе дам?!". Он очень сердился и старался правильно сказать:) Так и научился.

17.02.2011, 18:56

МилаяПтица

17.02.2011, 19:07

17.02.2011, 19:08

Мы ваши ровесники и тоже Г и К плохо получаются, чаще всего заменяет на Т. Ходили на консультацию к логопеду, сказали делать речевую зарядку для мышц языка, к годам 4ем должно все нормализоваться, если нет, тогда сказали приходить на занятия.

Ну тогда схожу,на всякий случай,к логопеду.Пусть хоть пока покажет,какие нужно делать упражнения для мышц языка.

17.02.2011, 19:15

Да, само собой. К логопеду не ходили. Маленький еще у Вас ребенок, научится выговаривать все. Просто обращайте на это внимание и стимулируйте его почаще произносить эти звуки в игровой форме.

Да я стимулирую.Стараюсь почаще сама произносить слова с этими буквами и чтобы он повторял эти слова.Часто в прятки играем,чтобы мелкий искал меня,приговаривая ку-ку и т.д.Но он сначала неправильно произносит,а потом,когда понимает,что говорит неправильно,совсем замолкает.Приходится отвлекать его от темы.И лишь спустя некоторое время возвращаться к звукам и словам вновь.

17.02.2011, 19:19

А у нас наоборот: вместо "д" говорит "г": гомик и гавным-гавно:-)
Ну, еще шипящие нечетко. Зато из Пушкина и т.п. рассказывает наизусть листами, с почти полным пониманием текста (может объяснить каждое слово.Я так учу, чтобы не механически стихи тарабанила). Это в 2 года, имхо, гораздо интереснее, теперь может себя развлечь сама. А произношение подтянется!

Прикольно Ваша доча разговаривает!:)) В 2 года читать Пушкина наизусть и осознанно - это супер!Молодец!!!

17.02.2011, 19:32

А моя "С" не может говорить, только СИ хорошо получается:) и если в слове присутствует С то молчит и не повторяет его, тоже переживаю:)

Вот сейчас специально попросила произнести "сок и суп".В общем,всё у нас "сяп".:008:

17.02.2011, 19:33

Девочки, ну не буквы, звуки - звуки мы произносим. А буквы пишем.
Простите за занудство.

17.02.2011, 19:57

Вот сейчас специально попросила произнести "сок и суп".В общем,всё у нас "сяп".:008:
Весь вечер слушаю,как мелкий разговаривает.Это я заморочилась только на произношение(вернее,на непроизношение) звуков К и Г.А если уж по-полной заморачиваться,то нужно прямо сейчас хватать ребзя и нестись к логопеду.:073:
Так что,не буду я больше переживать,по крайней мере,лет до 4-х.А вот если там не заговорит правильно,то тогда начну принимать меры.

А у нас сок-йёк:) а суп-юп, вот так вот:)

Анастасья

17.02.2011, 22:53

Логопед сказала, что до 4-х лет можно ни о чем не беспокоиться)) Главное, что пытается их произносить.

17.02.2011, 23:10

Так в том-то и дело,что не пытается.Просто заменяет К на Т,а Г на Д во всех словах.

Брррунька

17.02.2011, 23:27

Девочки,у нас такая проблема.Ребёнку 2 г. и 3 мес.То,что он не выговаривает буквы Р и Л,не считаю большой проблемой.Многие дети не выговаривают.Если возникнет необходимость,то занятия с логопедом помогут.Но он ещё и не говорит буквы К и Г.А просто заменяет их буквами Т и Д соответственно.То есть,говорит не "гуси,гуси,га-га-га",а "дуси,дуси,да-да-да",не "кот,киса",а "тот,тиса",не "ку-ку",а "ту-ту".Ну и так далее.Единственное,слово "пока" у нас звучит как "попА".Недавно прочитала,что постановка этих звуков у детей является делом трудоёмким,и ставится только зондовым методом.
Собственно,вопрос в следующем.Столкнулся ли кто-нибудь ещё с такой проблемой?Что вы делаете?Нужно ли уже бежать к логопеду или подождать ещё годик?А может,я вообще зря беспокоюсь и только накручиваю себя без повода?

Это вполне нормально замены звуков по возрасту. Ведь каждому звуку соответсвует свой возраст ребенка, потому что разные звуки имеют разную трудность произношения.
Как раз звуки Т Д К Г появляются к 2-3 годам и то, что ребенок в этом возрасте их заменяет это вполне нормально.
Время появления в онтогенезе звуков Р и Л позже, примерно 5 лет, так что вам еще рано даже по физиологии их выговаривать:)

Здравствуйте. Самостоятельно попробвать, конечно, можно, но занятия требуют соблюдения нескольких правил: постепенности, терпения и особенно - не причинять ребенку неприятных ощущений.Лучше,если Вы обратитесь к другому, более опытному логопеду. Если же такой возможности нет, попробуйте сами, только очень аккуратно и терпеливо.Если что-то не заладится-прекращайте, напишите и попробуйте все-таки найти специалиста. Постановка звука "К" 1-й способ. Звук к следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука т. При этом звук т должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков. Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап - еще более глубокий нажим на язык - дает твердый звук - ка. Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык вглубь рта - прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог та, а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука к. Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук к получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем. Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук к с горловым оттенком. 2-й способ. Постановка К на вдохе. Беззвучная или шепотная имитация (следить, чтобы не появился горловой звук Р). Похрапеть можно с переливами в свое удовольствие. Как правило, после упражнения слышится звук, похожий на К. Затем произносят КА на вдохе, и наконец, КА на выдохе. Далее автоматизация идет по традиционной методике: КА-КО-КУ-КЫ и группа мягких КИ-КЕ-КЁ. Недостатки произношения звука "к" 1. Вместо к слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает. Исправление: ставить звук заново. 2. к заменяется звуком х. Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух. Исправление: а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при к и плавной струей при х; б) если это не поможет, ставить заново механическим способом. 3. Вместо к твердого слышится мягкое (кет место «кот»). Причина: язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для ке, ки, где звук к смягчается под влиянием следующих гласных. Исправление: показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого к. Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги). 4. Слышится глубокое, горловое к, свойственное некоторым восточным языкам. Причина: язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука. Исправление: ставить звук заново, исходя из слога та и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого к (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука). 5. После звука к в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук э (ы). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков п и т. Исправление: а) проверить произношение звуков п и т, если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком п или т (ап-ак, ат-ак). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука к она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту). 6. Вместо к получается г. Причина: в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука к соответствует аналогичному дефекту произношения звуков п и т. Исправление: а) проверить произношение звуков п и т, если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками п и т (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани). Временно преувеличить силу выдоха после взрыва. 7. Произношение к, особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков п и т, одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки. Исправление: а) проверить произношение звуков п и т и исправить его (если необходимо); б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п - т - к; an - ат -ак). Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием

Учим ребенка выговарить проблемные звуки л, р, ш, ж, к без логопеда. Постановка звука «р» за 15 секунд. Бесплатные занятия и правила их организации дома с мамой. Логопедическая гимнастика.


Чёткая, красивая и многообразная речь ребёнка- естественное желание любой мамы. Не стоит впадать в панику, если к 3,5 годам малыш говорит ещё не все буквы. А вот проблемы с произношением звуков в возрастном диапазоне 4-5 лет - повод задуматься о наличии дефектов.
Неправильное произношение буквы «л» - самая частая проблема в детской речи. Очень часто малыши стараются заменить твёрдый звук мягким, или вставить в слово звук «в». Реже наблюдается замена твёрдого звука «л» на «й», а также его пропуск.
Этот процесс может вызываться рядом причин:
  • Подражание неправильной речи взрослого окружения
  • Проблемы с речевым аппаратом
  • Врождённые или приобретённые дефекты слуха
  • Психологически тяжёлая атмосфера в семье
Прежде, чем впадать в панику и «тащить» детей к логопеду и психологу, стоит попробовать самостоятельно справиться с этой сложностью.
Помните! Каждый дошкольник имеет индивидуальный темп развития и усваивания информации. В большинстве случаев, мальчики несколько отстают от девочек.

Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно

Организовать домашние логопедические занятия по постановке правильного произношения самостоятельно достаточно просто. Самое главное условие, которого нужно придерживаться - это проводить их в форме игры. Малышу должно быть интересно. Ни в коем случае, на него нельзя оказывать давление, иначе интерес к урокам просто пропадёт.
Информацию детям нужно подавать дозированно. Начинать лучше с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут, постепенно наращивая частоту и количество упражнений.
Как научить ребёнка выговаривать звуки перед зеркалом? Малыш должен видеть, что происходит с его ртом, как ведут себя его губы и одновременно следить за мамой. Рекомендуется обустроить достаточно удобное место и повесить зеркало так, чтобы сын или дочь видел своё отражение беспрепятственно, в положении сидя.
Важно! Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!
Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.
Самые простые и эффективные из них:
  • «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
  • «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
  • «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность - на счёт 5
  • «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
  • «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
  • «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
  • «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
  • «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения - 3-5 секунд
  • «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот
Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда. После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.

К – конь. Выговариваем с ребёнком букву «к»



Каппацизм - такое название носит нарушение выговора звуков «к», «к´». Это заднеязычная группа звуков. При воспроизведении она предполагает высокий подъём корня языка. Натренировать его поможет упражнение «весёлый борец». Ребёнок открывает рот и пытается вытолкнуть указательный палец взрослого кончиком языка, одновременно произнося та-та-та. Чем большее сопротивление будет испытывать язык, тем быстрее он станет горкой у основания. Это автоматически приведёт к трансформации «т» в «к». Конечно же, руки взрослого нужно предварительно помыть и обработать спиртом. Упражнение нужно выполнять постепенно, начиная с нажима малой силы, для избежания рвотного рефлекса.

Л – лама. Учим ребёнка выговаривать букву «л»

Правильное произношение звука «л» - одна из самых простых логопедических задач. Место прописки этого звука - на кончике языка в положении «за верхними зубками».
Для того чтобы его поставить, нужно поместить язык между передними зубами и слегка зажать. Далее произноситься протяжно «ы-ы-ы» с резким одёргиванием языка назад. Для закрепления эффекта нужно пробовать соединять получившийся звук «л» с гласными «а», «о», «е» и т.д. Вот и все!

Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»



Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц.
Следующий этап - постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее - показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое.
Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением.
Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.

Ж – жираф. Учим ребёнка выговаривать звонкую букву «ж»

Механизм раскрытия звука «ж» у ребёнка происходит примерно по тому же принципу, что и «ш», но звонко. Правильное положение речевого аппарата при этом: расслабленный язык стоит наверху ковшиком, зубы в положении заборчика, губки вперёд, гортань напряжена. Стараемся добиться нужного звучания.

Р – рама. Трудная миссия, но реальная! Обучаем правильно выговаривать букву «р»

Как правило, этот звук логопеды ставят в последнюю очередь, т. к. он достаточно сложен для произношения. Главная задача - избавить чадо от привычки воспроизводить букву горлом, чтобы избежать «картавого» эффекта.
В игровой форме малышу предлагается прилепить язык к нёбу и попросить с силой выдохнуть воздух на его кончик в течение 10 секунд. Дети с удовольствием повторяют это упражнение, ведь оно так смешно щекочет во рту. Для закрепления навыка правильно выговаривать букву р малышу можно предложить порычать, как лев. Если повторять эту игру достаточно часто, через некоторое время можно забыть о проблеме картавости навсегда.

Лучшие упражнения для детей – выговариваем буквы вместе: видео

Случилось так, что ребёнок не выговаривает буквы? Видео наглядно поможет в этом.