Как сделать выворотность стопы. Здоровье, гимнастика, акробатика,танец — всё для поддержания физически активной жизни в любом возрасте. Слабость мышцы и спорт

Выворотность и прямой шпагат

Олег Васильев

Выворотность, наверное, самое важное, если не сказать «загадочное» качество в хореографии. и как всё доконца не понятное, выворотность порождает массу слухов и мне-ний весьма авторитетных, но нередко глубоко ошибочных. однако если рассмотреть Выворотность с медицинской точки зрения (анатомии и физиологии), многое становится понятным.

Мы не будем перегружать читателей медицин-скими терминами и сразу перейдем к практической части, то есть к разбору типичных вопросов и заблуж-дений.

Выворотность - свойство тазобедренного сустава производить максимальную наружную ротацию. Она оценивается по первой позиции с выпрямленными ногами, когда задействованность коленного и голе-ностопного суставов полностью исключается.

Многие ошибочно считают наоборот, что выво-ротность - это способность принять первую позицию любой ценой! Для этого они пытаются максимально разработать не только тазобедренный, но и коленный, и голеностопный суставы. Такие «специалисты» на-зывают это верхней, средней и нижней выворотностью.

Увеличить у детей такую подвижность в коленном и голеностопном суставе не сложно, но эта подвиж-ность будет патологической. Дети с «разработанной» средней и нижней выворотностью будут периодически испытывать боли в коленных и голеностопных суста-вах. Их суставы начнут изнашиваться, и в более стар-шем возрасте им грозят серьезные заболевания суста-вов. Для профессиональных занятий танцами такие дети будут непригодны.

Тем самым, никакой средней коленном суставе) и нижней (в голеностопном суставе) выворотности с точки зрения физиологии не существует! Есть только одна выворотность - в тазобедренном суставе. И именно она определяет способность к классиче-скому танцу.

Все движения, все па в классическом танце рассчи-таны на правильное выворотное строение танцов-щика. При невыворотном теле все упражнения у станка и на середине будут выполняться на иных, совершенно не приспособленных для этого мышцах. В результате такой неестественной работы мышцы начнут увеличиваться в размере, искажая фигуру бу-дущего артиста. Это является основной причиной забитости ног, так называемых «галифе» на бедрах, «банок» на икрах и т.п.

Другой достаточно распространенной ошибкой яв-ляется непонимание разницы между выворотностью и прямым шпагатом. Их почему-то тянут одновре-менно либо без всякого понимания чередуют упраж-нения у станка или партерной гимнастики то для вы-воротности, то для растяжки на прямой шпагат.

В чем же разница между выворотностью и прямым шпагатом? Если выворотность зависит от строения та-зобедренного сустава, то прямой шпагат определяется растяжимостью приводящих мышц и их сухожилий. Растянуть на прямой шпагат можно практически лю-бого ребенка. Выворотность доступна не всем.

Мы не можем повлиять на строение костей таза и бедренной кости, но мы можем повлиять на состоя-ние мягких тканей, окружающих тазобедренный су-став. Тут самое важное понимать, какие мягкотканые структуры мы можем растянуть, а какие категорически трогать не следует. Капсулу сустава растягивать ни в коем случае нельзя - её можно повредить или вы-звать нестабильность тазобедренного сустава. А вот над связками тазобедренного сустава поработать можно. Эти связки позволяют отвести ногу в сторону в выворотном положении, поэтому растянуться на выворотный прямой шпагат не проблема. Для этого достаточно хорошо проработать всевозможные ля-гушки на животе и на спине с максимально приве-денными к корпусу пятками (фото).

Сложность начинается, если из выворотного пря-мого шпагата сводить прямые ноги в первую позицию (это лучше делать лежа). Вы увидите, как «падает» вы-воротность - по мере сведения ног колени начинают «смотреть» всё больше вперед. Это происходит в силу особенности строения связок тазобедренного сустава. И над этими связками тоже можно поработать. «До-браться» до них в лягушке не получится. Они вклю-чаются в работу в положении деми плие, которое лучше принять на полу, так получится чище.

Таким образом, гранд плие отвечает за прямой шпа-гат, а деми плие - за выворотность. А проседание ниже гранд плие является ошибкой и по хореографии, и по ортопедии, и ничего кроме ненужного и даже вред-ного перерастяжения мягких тканей не дает.

Когда следует начинать тянуть выворотность и пря-мой шпагат?

На прямой шпагат можно начинать растягиваться в раннем возрасте. Но и в 9-10 лет ребенка можно «с нуля» растянуть на идеальный прямой шпагат.

Выворотность, точнее, связки тазобедренного су-става, также можно начинать тянуть с детства. Но ни у одного ребенка к 10 годам идеальной выворотности вы не добьетесь. Дело в том, что выворотность, в от-личие от гибкости, постепенно, естественным образом увеличивается по мере развития опорно-двигатель-ного аппарата, достигая своего максимума к 18 годам. До этого возраста принятие выворотной первой по-зиции будет заведомо не полным.

Поэтому при отборе в хореографические училища так важно предугадать дальнейшие тенденции к фор-мированию естественной физиологической выворот-ности у юных претендентов.

Рассмотрим некоторые практические нюансы и за-мечания по формированию выворотности и прямого шпагата.

Если несколько увеличить поясничный прогиб, то принятие выворотного положения ног стоя и сидя в прямом шпагате значительно облегчится. Но это является самообманом. Выворотность допустима только при полностью распрямленном положении позвоночника. Во всех положениях стоя и на полу следует держать поясницу максимально распрямлен-ной. Только так можно добиться правильной вы-стройки линии;

В лягушке лежа на спине следует «давить» пятками вверх, а лежа на животе - вниз. Так тем самым голень и бедро будут находиться в одной плоскости, и не-правильный выворот в коленном суставе будет ис-ключен;

Упражнения по типу лотоса нарушают плоскость бедро - голень и, тем самым, формируют неправиль-ную «среднюю» выворотность. Это упражнение сле-дует делать только по рекомендации опытного педа-гога в случае наличия особого рода тугоподвижности в коленных суставах;

Мы крайне не рекомендуем растягивать «нижнюю» выворотность в голеностопном суставе, так как она создает угрозу нестабильности голеностопного су-става, приводящую к вальгусной деформации свода стоп вплоть до Hallux valgus. Обычно после таких растяжек «падает» прыжок и изменяется в худшую сторону подъем и «птичка».

В заключение подчеркнем, что упражнения у станка и партерная гимнастика в классическом танце прошли многолетнюю проверку временем и пол-ностью соответствуют законам ортопедии. Любые попытки самостоятельно доработать выворотность иным способом ничего кроме вреда не принесут. Обращайтесь за советом только к опытным педа-гогам!

Значительному отведению бедра препятствует большой вертел, который упирается в верхний край вертлужной впадины и прекращает движение. Преодолеть это сопротивление можно, супинируя бедро. Тогда тормозом останутся только мышцы, приводящие бедро, которые сравнительно легко поддаются растягиванию. Седалищно-бедренная связка мало препятствует отведению бедра. Поэтому, например, при движении «большой батман в сторону» следует значительно супинировать маховую ногу, иначе упражнение неосуществимо.

Мышцы бедра непосредственно под паховой связкой образуют бедренный треугольник. Его верхнюю границу составляет паховая связка, медиальную - длинная приводящая мышца бедра, латеральную - портняжная мышца. На дне треугольника находятся две мышцы: подвздошно-поясничная и гребенчатая. Книзу треугольник переходит в переднюю бедренную борозду, которую закрывает портняжная мышца.

В нижней трети бедра между медиальной широкой мышцей бедра и большой приводящей мышцей перекидывается плотная соединительнотканная пластинка, которая замыкает переднюю бедренную борозду в приводящий канал, ведущий в подколенную ямку.

Особенности тазового пояса и тазобедренного сустава у танцоров и артистов балета. Для правильной постановки корпуса артиста балета и создания красивой позы большую роль педагоги придают положению таза. Тазовый пояс состоит из парных костей - подвздошных, седалищных илобковых . Они соединены между собой сочленениями, а лобковые кости соединены между собой неподвижным хрящевым соединением, называемым лобковым симфизом (лонный симфиз ). Посредством крестцово-подвздошного сустава таз связан с позвоночным столбом.В связи с большим разнообразием поз и движений и большой подвижности в крестцово-подвздошном суставе у артистов балета могут возникать патологические изменения в симфизе .

Таз покрыт большим количеством мышц, важнейшими из которых являются большая, средняя и малая ягодичные мышцы .

Под большой ягодичной мышцей у седалищного бугра и у большого вертела имеются синовиальные сумки - вертельная и седалищная .

Под большой ягодичной мышцей располагаются средняя ягодичная, грушевидная, внутренняя запирательная, близнецовые, квадратная и малая ягодичная мышцы . Все они производят отведение и наружную ротацию бедра . У артистов балета эти мышцы хорошо развиты , так как создают выворотность ноги , необходимую в хореографии .

От положения таза у артистов балета зависят и изгибы позвоночного столба. Сильный наклон таза кпереди ведет к увеличению поясничного лордоза, наклон кзади делает спину плоской, ведет к исчезновению поясничного лордоза. Первое положение вызывает быстрое утомление мышц спины и приводит к возникновению патологических изменений .

Посредством тазобедренного сустава таз связан с нижними конечностями. Тазобедренный сустав имеет большое значение в выполнении различных поз и балетных движений.

Выворотность ног больше зависит от положения готовки бедра в тазобедренном суставе и выворотности в коленных суставах.

Тазобедренный сустав является разновидностью шаровидного сустава, он образован вертлужной впадиной таза и головкой бедренной кости . Головка глубоко входит в впадину и в результате большой площади соприкосновения суставных поверхностей движения в нем несколько ограничены.

Сустав окружают мощные связки ; внутри сустава имеется также мощная связка, называемая связкой головки бедренной кост и . Другая крупная связка- подвздошно-бедрениая - идет от подвздошной кости и прикрепляется по межвертельной линии бедренной кости; она прикрывает сустав спереди. Толщина ее 1 см и она выдерживает груз массой 350 кг.

Функция связки - ограничивать угол наклона таза, а также пронацию и супинацию бедра.

Балерины исполняют такое красивое движение как арабеск , когда бедро отводится до 90° и значительно выше. В этом случае большой вертел упирается в верхнюю часть вертлужной впадины и ограничивает дальнейшее поднимание бедра.

Активное разгибание редко превосходит исходное положение, а если и превосходит, то очень не намного, причем это зависит от тазобедренного сустава. По сути, эффективность функции прямой мышцы бедра как разгибателя коленного сустава увеличивается с экстензией в тазобедренном, так что разгибание в тазобедренном суставе создает условия для разгибания в коленном.

Для предотвращения этого и развития большей амплитуды движений в хореографии необходима выворотность ног . Во время отведения бедра хорошая выворотность способствует отведению большего вертела от края вертлужной впадины. Выворотность как основное условие успешного исполнения классического танца вырабатывается упорным трудом будущего танцовщика с юных лет.

Тазобедренный сустав у артистов балета отличается многообразием движений. Амплитуда движений в нем значительно больше , чем у людей других профессий.

Бедро и бедренные мышцы артистов и танцоров балета . У артистов балета принимает активное участие в танцевальных движениях бедро благодаря большому количеству сильных мышц.

Бедро состоит из бедренной кости, окруженной большим количеством мышц. Бедренная кость у артистов балета отличается массивностью в связи с большой профессиональной нагрузкой, которую она испытывает. Компактное вещество ее утолщено до 1,5-2 см, значительно сужена костномозговая полость. На рентгенограмме бедренной кости хорошо выражены костные бугорки и выступы - места прикрепления сухожилий мышц. Это рабочая гипертрофия бугорков в связи с большой тягой мышц во время профессиональной нагрузки.

Дистальный отдел бедренной кости расширен, мыщелки ее увеличены как по ширине, так и по высоте. Это тоже проявление приспособительной реакции костной ткани артистов балета на профессиональную нагрузку. Значительно увеличены размеры большого и малого вертела , к которым прикрепляется большое количество мышц бедра и таза.

Бедренную кость окружают мышцы с различными функциональными нагрузками . Мышцы окружены плотной широкой фасцией бедра. От нее к бедренной кости идут три межмышечные перегородки, образуя для мышц фасциальные футляры.

В переднем подфасциальном пространстве находится четырехглавая мышца , состоящая из 4 мышц: прямой и широких медиальной, латеральной и промежуточной . Общее сухожилие всех четырех мышц идет к надколеннику , включает его как сесамовидную кость и прикрепляется к бугристости большеберцовой кости.

Передняя группа мышц бедра производит разгибание голени и сгибание бедра в тазобедренном суставе.

Приводящие мышцы бедра , за исключением портняжной, находятся во внутреннем фасциальном пространстве. Поверхностно лежат гребенчатая, длинная приводящая и тонкая мышцы ; глубже лежат короткая приводящая, короткая и большая приводящие мышцы . Все приводящие мышцы бедра начинаются от лобковой и седалищной кости и прикрепляются к шероховатой линии задней поверхности бедренной кости.

Задняя группа мышц включает три мышцы - полусухожильную, полуперепончатую и двуглавую . Они производят сгибание голени . Начинаются они от седалищного бугра; по направлению к подколенной области все мышцы расходятся и прикрепляются к большеберцовой и малоберцовой костям: сухожилие двуглавой мышцы идет латерально (снаружи), а сухожилия полуперепончатой и полусухожильной - медиально (внутри).

Между мышцами задней группы проходитседалищный нерв , который в подколенной области делится набольшеберцовый ималоберцовый нервы .

Мышцы бедра при их напряжении обеспечивают вертикальную устойчивость тела и создают у артистов балета апломб, особенно при стоянии на одной ноге в позе арабеск.

Мышцы артистов балета должны быть эластичными, легко растяжимыми, быстро реагировать на изменение позы или движения во время танца. Это достигается ежедневными экзерсисом в классе, тренировками на репетициях .

Не разогретые мышцы неэластичны и при нагрузке у артистов балета могут легко повреждаться. Особенно часто это наблюдается у артистов балета старше 30 лет, когда от постоянных чрезмерных нагрузок снижается эластичность мышц, возникает так называемая «крипатура» в виде уплотнения мышц. Этот термин широко распространен среди спортсменов и артистов балета. В подобных случаях хорошее лечебное действие оказывает финская баня сауна - снимается крипатура, мышцы становятся мягкими, эластичными .

После длительного вынужденного бездействия (болезнь, роды, отпуск) окружность бедра у артистов балета уменьшается на 1-3 см за счет мышечной атрофии. Измерение окружности бедра входит в комплекс обследования артистов балета при диспансерном наблюдении за ними и контроле за восстановлением балетной формы.

Голень состоит из большеберцовой и малоберцовой костей .

Большеберцовая кость (tibia) - трубчатая кость трехгранной формы с расширенным проксимальным эпифизом, состоящим из латерального и медиального мыщелков с межмыщелковым возвышением.

Дистальный эпифиз с медиальной стороны имеет направленный книзу выступ - медиальную лодыжку, с латеральной - вырезку для соединения с малоберцовой костью, а снизу - суставную поверхность для соединения со стопой (таранной костью).

Тело большеберцовой кости трехгранной формы. Оно имеет три поверхности: медиальную, латеральную и заднюю.

Медиальную поверхность от латеральной отделяет передний край, легко прощупываемый под кожей, как и вся медиальная поверхность большеберцовой кости.

Задняя и латеральная поверхности покрыты мышцами.

Передний край вверху переходит в хорошо выраженную бугристость большеберцовой кости, которая служит для прикрепления связки надколенника.

На задней поверхности находится шероховатая линия камбаловидной мышцы, к которой она и прикрепляется.

Малоберцовая кость (fibula ) - тонкая кость, как и большеберцовая, относится к длинным трубчатым костям ирасполагается латерально.

Проксимальный конец кости заканчивается головкой, которая соединяется с большеберцовой костью, а дистальный образует латеральную лодыжку. Как головка, так и латеральная лодыжка малоберцовой кости легко прощупываются под кожей.

На медиальной стороне латеральной лодыжки имеется суставная поверхность, сочленяющаяся с таранной костью. На задней поверхности проходит борозда, в которой залегают сухожилия малоберцовых мышц.

Между костями голени имеется промежуток, затянутый межкостной перепонкой голени.

Дистально голень переходит в стопу.

Соединение голени и бедра. Коленный сустав блоковидно-шаровидный, сложный и соединяет бедро с голенью. Особенностью его является наличие двух менисков и сесамовидной кости - надколенника. Движения в нем возможны вокруг двух осей: сгибание-разгибание, приведение-отведение.

Коленный сустав – самый крупный в теле человека. Формируется он тремя костями: бедренной (располагается сверху), большеберцовой (размещается снизу) и коленной чашечкой, или надколенником (небольшая косточка округлой формы, которая находится в передней части сустава). Концы бедренной и большеберцовой костей, а также задняя поверхность надколенника носят название суставных. Как и в любом суставе, концы костей покрыты хрящевой тканью. Толщина ее в коленном суставе всего 5–6 мм, но это достаточно, чтобы уменьшить трение костей друг о друга. Сам хрящ имеет очень плотную консистенцию, что необходимо для амортизации ударов при ходьбе.

Большеберцовая и бедренная кости имеют различные выступы и углубления. Углубления на большеберцовой кости немного не соответствуют выступам на суставном конце бедра. Это несоответствие в суставе сглаживается межсуставными хрящами и двумя менисками – медиальным и латеральным. Что они собой представляют? По сути, это пластинки из хрящевой ткани. Только вот форма у них весьма необычная – трехгранная. Снаружи мениск сильно уплощен и срастается с капсулой сустава. Внутренний же край, наоборот, заострен и обращен внутрь колена, где остается свободным. Сверху мениски имеют вогнутую форму, а снизу – плоскую.

Весь сустав находится в своеобразной «сумке» – суставной капсуле. Изнутри она покрыта синовиальной оболочкой, которая имеет ворсинки и складки. За счет своего уникального строения синовиальная оболочка содержит жидкость, необходимую для смазки суставов при движении. Называется эта жидкость синовиальной. По составу она схожа с плазмой крови, за исключением меньшего содержания белков и наличием некоторых свойственных только ей веществ.

Когда речь заходит о колене, обычно подразумевается коленный сустав, ведь именно он является главной частью колена. Однако следует помнить, что к колену относятся еще и мышцы, связки, а также сухожилия. Располагаются они как внутри, так и снаружи сустава, обеспечивая его прочность и подвижность.

Особое строение и слаженная работа всех образующих колено частей позволяют ему стать главным опорным суставом всего тела.

Коленный сустав у артистов балета - один из наиболее крупных и сложных суставов. Он относится к вращательно-блоковидным сочленениям. Образуется коленный сустав дистальным отделом бедренной кости с медиальным и латеральным мыщелками, проксимальным отделом большеберцовой кости и задней суставной поверхностью надколенника.

Между мыщелками бедренной кости имеется глубокая межмыщелковая ямка. Медиальный мыщелок бедренной кости более развит, что обусловливает физиологический вальгус колена 7-8° (вальгус колена - любая деформация, которая вызывает искривление конечностей у детей вовнутрь.).

Мыщелки бедренной кости покрыты хрящевой гиалиновой тканью. Проксимальный конец большеберцовой кости утолщен и имеет два суставных мыщелка - медиальный и латеральный. Суставные поверхности разделены межмыщелковыми бугорками.

В коленном суставе артистов балета часто увеличены межмыщелковые бугорки большеберцовой кости , что далеко не всегда является признаком деформирующего артроза. Эти изменения усиливают скелет и являются благоприятными приспособлениями к большой нагрузке. Это объясняется тем, что вовремя танцев происходят форсированные вращения голени, требующие надежной крепости как крестообразных и коллатеральных связок, так и мышц бедра. Крепость и сила связок и мышц, окружающих коленный сустав, приобретаются в результате раннего начала занятий балетом.

У артистов балета , исполняющих прыжковые партии, происходит увеличение межмыщелковых бугорков и уплощение мыщелков бедренной кости .

Капсула коленного сустава укреплена связочным аппаратом и сухожилиями мышц . С передней поверхности сустав укреплен единственным разгибателем колена - четырехглавой мышцей бедра . Сухожильное прикрепление мышцы сливается с фиброзной капсулой сустава .

Четырехглавая мышца бедра своим сухожилием прикрепляется к большеберцовой кости тремя частями. В это сухожилие вплетаются мышечные волокна прямой мышцы, промежуточной широкой мышцы и большая часть волокон медиальной и латеральной широкой мышцы бедра . Дистальные мышечные пучки обеих широких мышц своими сухожилиями не прикрепляются к надколеннику , а проходят по обе стороны его вниз в виде медиальной и латеральной поддерживающей связки надколенника. Участок сухожилия между нижним краем надколенника и большеберцовой костью носит название связки надколенника. Ширина ее 2-3 см, толщина до 0,5 см.

Проксимальная треть связки надколенника отделена от синовиальной оболочки сустава поднадколенниковым жировым телом. В результате выполнения большого количества движений за короткий период времени у артистов балета наблюдается гипертрофия жировых тел , в последующем могут наблюдаться их ущемления и хроническая травматизация .

В укреплении капсулы сустава принимает участие широкая фасция бедра , покрывающая нижние отделы четырехглавой мышцы, надколенник и фиброзную капсулу . Укрепляющими связками капсулы сустава сзади служат косая подколенная связка, сухожилие полуперепончатой мышцы и дугообразная подколенная связка . С внутренней стороны с капсулой тесно связаны верхняя часть большеберцовой коллатеральной связки и сухожилия полусухожильной и полуперепончатой мышц. Необходимо отметить еще роль суставной мышцы колена , пучки которой прикрепляются к проксимальному отделу капсулы сустава и натягивают кверху конец верхнего заворота синовиальной оболочки при разгибании голени . Мышцы, окружающие коленный сустав, особенно четырехглавая , имеют большое значение в его устойчивости .

При атрофии и снижении их тонуса отмечается симптом «выдвижного ящика» и неустойчивости колена, несмотря на целость крестообразных связок. «Во время танца мышцы бедра должны находиться в состоянии напряжения, быть собранными», - по выражению выдающегося педагога Л. Я. Вагановой, при «распускании» мышц происходят различные травмы вследствие неустойчивости коленного сустава.

Медиальная широкая мышца играет большую роль при внутренних повреждениях коленного сустава . Атрофия этой мышцы и снижение ее тонуса наблюдается при повторных травмах коленного сустава у артистов балета. Между сухожилиями и фасциями, окружающими коленный сустав, располагаются синовиальные сумки и завороты.

Синовиальные сумки - это полости, непостоянно встречающиеся у места прикрепления сухожилия к кости, они редко сообщаются с суставом.

Завороты - это постоянно имеющиеся выпячивания капсулы сустава.

Суставная полость коленного сустава представляет собой щель, которая становится полостью тогда, когда в ней скапливается жидкость при различных патологических состояниях (кровоизлияние, синовит, гнойные воспаления и т. д.). Капсула коленного сустава состоит из двух слоев - наружного (фиброзного) и внутреннего (синовиального). Суставная капсула имеет 9 заворотов.

Синовит коленного сустава - это воспалительное заболевание, возникающее вследствие травмы, инфекции или деформационных поражений сустава. Воспалительный процесс начинается с синовиальной оболочки (мембраны), которая выстилает суставную капсулу изнутри и выделяет в полость сустава синовиальную жидкость. При синовите выделяется избыточное количество жидкости с измененными химическими свойствами - выпота, который и приводит к образованию припухлости в области колена и поражению тканей, связок, костей.

Синовиальная оболочка коленного сустава является важным образованием . Она не везде гладкая, образует местами складки, содержащие большое количество жира и пронизанные сетью сосудов. Синовиальная оболочка богата ворсинами, в которых заложены клетки, выделяющие муцин (слизистое белковое вещество). При усиленной работе количество ворсин увеличивается для выделения большего количества муцина.

Связки и мениски коленного сустава . Функции связочного аппарата колена у артистов балета. Основными связками коленного сустава являются коллатеральные и крестообразные. Они удерживают суставные концы во взаимном расположении .

Малоберцовая коллатеральная связка соединяет латеральный надмыщелок бедренной кости и головку малоберцовой кости. Она имеет вид плоского канатика , волокна которого спирально закручиваются . Эта связка на всем протяжении отделена от капсулы сустава пространством , которое заполнено жировой тканью , кровеносными сосудами, а в верхней части - сухожилием подколенной мышцы. При полном разгибании в суставе она напряжена, в начале сгибания и до угла 150° - расслаблена . Малоберцовая коллатеральная связка напряжена при наружной ротации (вращении) голени и расслаблена при ротации голени кнутри. В связи с неполным ее соединением с капсулой сустава из-за прослойки жировой ткани она значительно реже подвергается повреждениям . Чаще она повреждается у места прикрепления к головке малоберцовой кости.

Большеберцовая коллатеральная связка состоит из двух частей: передней продольной длинной части и задней расходящейся короткой части . Передняя ее часть расположена поверхностно, начинается от бугра внутреннего мыщелка бедренной кости, идет книзу и прикрепляется к медиальной поверхности большеберцовой кости на 3-4 см ниже края медиального мыщелка этой кости. Задняя часть расположена более глубоко, начинается от медиального мыщелка бедренной кости, волокна расходятся назад и книзу, и оканчивается па задневнутренней поверхности большеберцовой кости, сливаясь с наружной и задней окружностью внутреннего мениска. Глубокие пучки этой связки вплетаются в суставную капсулу, укрепляя ее. Эта связка играет большую роль в устойчивости коленного сустава .

Крестообразные связки активно участвуют в механизме движений коленного сустава. При согнутом положении голени связки обеспечивают правильное взаимное расположение сочленяющихся костей, препятствуя чрезмерному смещению большеберцовой кости кзади и вперед. При крайнем разгибании в суставе связка напряжена, в процессе сгибания она расслабляется, но в конце сгибания она опять напряжена. При ротации голени кнаружи связка расслаблена, при ротации внутрь - напряжена . При полном разгибании эта связка напряжена во всех отделах, при сгибании напряжение ее распространяется от передней части к задней, волокна при этом перекручиваются; в конце сгибания она бывает скручена и напряжена во всех своих частях.

При ротации голени кнаружи передние пучки се расслаблены, задние - напряжены . Между суставными поверхностями бедренной и большеберцовой костей лежат полулунные хрящи - мениски. На поперечном срезе они имеют клиновидную форму. Своими концами мениски прикреплены на свободном от хрящевого покрова межмыщелковом костном участке большеберцовой кости. Их широкий наружный край сращен с суставной капсулой. Внутренняя часть менисков постепенно истончается. В паракапсулярной зоне мениска разветвляются сосудистые и нервные веточки, которые проникают из капсулы сустава. Внутренний (медиальный) мениск в поперечнике уже наружного (латерального), имеет полулунную форму и своими прикреплениями к большеберцовой кости охватывает места прикрепления латерального мениска, более широкого почти кольцевидного. Передние участки прикреплений обоих менисков отделены друг от друга местом прикрепления передней крестообразной связки. Места прикрепления задних рогов обоих менисков расположены рядом. Латеральный мениск в средней части и сзади не сращен с капсулой сустава и укреплен фиброзным растяжением подколенной мышцы. Это дает мениску большую подвижность, что и предохраняет его от травмы. Спереди оба мениска соединены тонкой поперечной связкой колена. При разрыве менисков в момент травмы она в некоторых случаях подвергается полному или частичному разрыву, нарушаются места крепления менисков, что может способствовать их ущемлению в момент резких поворотов. При движениях в коленном суставе мениски передвигаются на суставных площадках мыщелков большеберцовой кости в пределах 1 см, латеральный мениск смещается больше, чем медиальный. При разгибании в суставе мениски сдвигаются кпереди, а при сгибании - кзади. Мениски обеспечивают равномерное распределение тяжести по всей суставной поверхности, уменьшают или увеличивают напряжение коллатеральных связок, составляя единое функциональное целое с ними для обеспечения опорности, устойчивости и движений в суставе. Мениски предохраняют мыщелки бедренной кости и большеберцовой кости от взаимных толчков и сотрясений.

У балерин при сгибании голени коллатеральные связки расслабляются и голень получает возможность совершать вращательные движения, а мениски способствуют этим движениям, увеличивая вогнутость и создавая лучшее скольжение.

Мышцы голени. В области голени мышцы разделяются на:

♦ переднюю группу мышц голени, которая разгибает стопу и пальцы, в нее входят передняя большеберцовая мышца , длинный разгибатель пальцев и длинный разгибатель большого пальца .

♦ заднюю группу мышц голени, это - трехглавая мышца голени , состоящая их икроножной -одной из самых сильных мышц, сгибает голень, участвует в пронации и супинации голени и камбаловидной мышц , подошвенная мышца , задняя большеберцовая мышца еще поворачивает голень, длинный сгибатель пальцев и длинный сгибатель большого пальца стопы .

♦ наружную поверхность, которую образуют длинная и короткая малоберцовые мышцы , сгибающие стопу, пронируют ее и укрепляют поперечный свод.

Мышцы, производящие движения в коленном суставе. Мышцы, окружающие коленный сустав, производят при закрепленном бедре (при проксимальной опоре) сгибание, разгибание, пронацию и супинацию голени, при закрепленной голени (дистальной опоре) движение бедра вперед, назад, пронацию и супинацию.

Сгибание голени. Мышцы-сгибатели голени пересекают поперечную ось коленного сустава и расположены сзади от нее. К ним относятся следующие мышцы:

1) двуглавая мышца бедра;

2) полусухожильная;

3) полуперепончатая;

4) портняжная;

5) тонкая;

6) подколенная;

7) икроножная (часть трехглавой мышцы голени);

8) подошвенная.

Подколенная мышца - короткая плоская мышца, непосредственно прилежащая к задней стенке коленного сустава. Она начинается от латерального мыщелка бедра и сумки коленного сустава, идет вниз и прикрепляется к большеберцовой кости.

Функция. При сокращении способствует не только сгибанию голени, но и ее пронации. Ввиду того что эта мышца частично прикрепляется также к капсуле коленного сустава, она способствует ее оттягиванию кзади по мере сгибания голени.

Разгибание голени. В разгибании голени участвует четырехглавая мышца бедра, пересекающая поперечную ось коленного сустава спереди от нее. Это одна из наиболее массивных мышц человеческого тела. Она располагается на передней поверхности бедра и имеет четыре головки:

1) прямую мышцу бедра;

2) латеральную широкую мышцу бедра;

3) медиальную широкую мышцу бедра;

4) промежуточную широкую мышцу бедра.

Из всех головок лишь прямая мышца бедра , являясь двухсуставной, переходит через тазобедренный и коленный суставы, все другие - односуставные.

Прямая мышца бедра начинается от нижней передней подвздошной ости, идет вниз и соединяется в нижней трети бедра с остальными головками - широкими мышцами бедра.

Местом начала трех широких мышц бедра являются передняя, латеральная и медиальная поверхности бедренной кости. Все четыре головки четырехглавой мышцы бедра прикрепляются к надколеннику.

От него к бугристости большеберцовой кости идет связка надколенника, являющаяся продолжением четырехглавой мышцы бедра.

Функция. Четырехглавая мышца бедра производит разгибание голени в коленном суставе. Кроме того, прямая мышца бедра участвует в сгибании бедра в тазобедренном суставе.

Все головки четырехглавой мышцы бедра хорошо видны под кожей, особенно если из положения стоя с опорой на всю стопу подниматься на носки. Четырехглавая мышца бедра имеет перистое строение, что увеличивает ее подъемную силу.

Ещё раз о выворотности.

В методике по классическому танцу можно прочитать, что почти все упражнения по классическому танцу способствуют развитию выворотности.

Но, наверное, надо правильно понимать слово развитие, ведь можно развивать только то, что уже имеется. Укрепление мышц в выворотном положении тоже является её развитием.

Любая методика описывает упражнение уже в конечном, в идеальном варианте. То есть когда выворотность — уже не проблема.

Иногда кажется, что классический танец — искусство для «избранных».

И если от природы у Вас нет выворотности, то Вам «не грозит» ни одна из танцевальных Академий. Вас туда просто не возьмут.

Выводы напрашиваются сами. Сначала надо выработать выворотность, а потом перейти к изучению упражнений, которые на практике способствуют её укреплению.

Сами по себе упражнения выворотность не вырабатывают. Её вырабатываете Вы лично, уделяя должное внимание правильности выполнения упражнения.

А что делать, если её просто нет?

Не каждому от рождения дана идеальная выворотность, которой мы могли бы воспользоваться уже на первых занятиях. Многим из нас над выворотностью придётся поработать и не один год.

Вы находитесь в самом начале обучения. Задержитесь подольше на специальных упражнения для выворотности.

То что Вы сейчас строите — это фундамент Вашего здания, которое Вы отстроите в будущем. Чем прочнее фундамент, тем надёжнее здание.

Займитесь основательно выворотностью.

Не считайте это потерей времени. Не думайте, что за это время, Вы бы могли выучить пять или десять новых упражнений в классическом танце. Потому что даже если Вы их разберёте и начнёте работать на невыворотные ноги, они не дадут Вам нужного результата.

Выработав выворотность сейчас, Вы наверстаете упущенное, а лучше сказать уделённое этому время в дальнейшем.

Если не учитывать выворотность ног и перейти сразу к разучиванию движений из пятой позиции, то людям с небольшой выворотностью, не удастся правильно выполнить движение.

Во-первых, не будут натянуты колени; во-вторых, стопа, особенно та, что будет стоять впереди при пятой позиции ног, примет неправильное положение и не будет в должном рабочем состоянии. Всё вместе это приведёт к неправильной работе мышц ног. А следовательно нельзя рассчитывать, что мы увидим хорошие результаты от работы.

Но на этом не закончится. Мы перейдем к разучиванию следующих упражнений на неправильно поставленное тело.

Остановитесь и подумайте: «Вам это надо?» «Вы этого хотите?»

Думаю, что нет.

Не торопитесь с пятой позицией. Замените её третьей и уделите должное внимание ежедневной работе над выворотностью ног.

Факторы, которые учитываются при отборе детей для занятий хореографией.

При отборе детей для занятий в хореографическом коллективе или детской балетной школе обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его профессиональных физических данных, таких, как выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.
Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Это позволяет делать меньше ошибок при приеме. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.

РОСТ
Большое значение для танца, в особенности классического, имеет рост. Рост и развитие детей идут непрерывно, но темпы роста и развития не совпадают. Известно, что в некоторые возрастные периоды преобладает рост, а в другие – развитие. Периоды ускорения роста соответствуют определенным в жизни ребенка годам и достаточно четко отражают генетически детерминированный биологический ритм, который можно использовать с целью совершенствования процесса обучения в хореографии.
Волнообразность темпов роста и развития определяет необходимость выделения нескольких возрастных периодов. Возрастные периоды ускорения роста принято также называть периодами вытягивания: до 1 года, с 3 до 7 лет, с 11-12 до 15 лет; а периоды некоторого замедления роста – периодами округления: с 1 до 3 лет и с 7 до 10-11 лет. Приблизительно до 10 лет мальчики и девочки растут одинаково, у девочек с 11-12 лет (более раннее наступление полового созревания), а у мальчиков с 13-14 лет темп роста ускоряется, и к 14-15 годам рост мальчиков и девочек почти одинаков. Однако с 15 лет мальчики растут быстрее.
В 8-9 лет у девочек наступает препубертантный период. У мальчиков он наступает в 10-12-13 лет. Костная система в младшем школьном возрасте еще окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, при длительном неправильном положении тела возможно его искривление. Поэтому необходимо следить за правильной осанкой и походкой. В эти годы дети обладают уже достаточным уровнем психического развития, но очень возбудимы. Для этого возраста характерны богатство воображения, эмоциональность и непосредственность реакций. Однако из-за относительно слабой устойчивости внимания дети на занятиях быстро теряют темп и ритм. Дети в этом возрасте обладают в основном наглядно-образным характером запоминания, поэтому личный показ движений педагогом наиболее эффективен. Характер еще только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой определенные цели.
В 12-14 лет наступает пубертатный период, период полового созревания детей. В это время в их организме происходят резкие эндокринные сдвиги, меняется функциональное состояние всех органов. У детей этого возраста меняются пропорции тела. У девочек после интенсивного роста нижних конечностей начинается увеличение поперечника таза и ширины грудной клетки. У мальчиков происходит максимальное увеличение поперечника таза, окончательное вытягивание туловища, увеличение объема грудной клетки. Кости утолщаются. Окончательно устанавливаются изгибы позвоночника. Нарастает мышечная масса, увеличивается сила и выносливость мышц.
Наиболее благоприятный возраст для восприятия движений в хореографии – 10-11 лет, а затем – 15-16 лет. При этом нужно отметить, что у девочек процесс освоения движений более точный, чем у мальчиков в том же возрасте.
С точки зрения обучения хореографии большой практический интерес имеет прогнозирование роста и изменений пропорций тела детей в процессе из развития.
ПРОПОРЦИИ ТЕЛА
Различают три основных типа или формы пропорции тела: первая форма – долихоморфная – характеризуется относительно узким туловищем, плечами и тазом и относительно длинными руками и ногами, причем само туловище сравнительно короткое; вторая форма – брахиморфная – в противоположность первой характеризуется относительно длинным и широким туловищем и сравнительно короткими ногами и руками; третья форма – мезоморфная – представляет собой среднюю форму строения тела, промежуточную между двумя предыдущими.
В хореографии предпочтение отдается долихоморфному и мезоморфному типам сложения.
ОСАНКА
Для занятий танцем важно иметь не только пропорциональное телосложение, но и правильную осанку.
В анатомическом отношении осанка человека рассматривается в трех плоскостях, проходящих через общий центр тяжести человека: поперечная (горизонтальная), делящая тело на верхнюю и нижнюю половины; продольная (сагиттальная), которая разграничивает тело на две симметричные части – правую и левую; передне-задняя (фронтальная), учитывающая строение передней и задней частей тела.
Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (впереди), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцо-копчиковый (назад). При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линии позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы.
В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела.
В осанке детей бывают заметны различные отклонения. Такие отклонения, как асимметрия лопаток (незначительный сколиоз), седлообразная спина (лондоз), сутулость (кифоз) могут быть исправлены.
Как отклонения в осанке рассматриваются О-образные и Х-образные ноги. В Х-образных ногах внутренние связки коленей длиннее, а наружные – короче. При О-образных ногах внутренние связки коленей сокращены и бедра удалены друг от друга. Некоторые формы Х-образных и О-образных ног поддаются исправлению путем применения специальных тренировочных упражнений.
Серьезным недостатком осанки считаются плоскостопие, при котором противопоказаны занятия классическим танцем. Однако незначительные формы плоскостопия в процессе роста ребенка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть исправлены.
ВЫВОРОТНОСТЬ НОГ

Не маловажный термин в балете - выворотность.
Её начинают разрабатывать буквально с самой первой ступени, и то, развить ее в совершенстве получается не у всех.
Если балерина не выворотна – то движения смотрятся скованными и неуклюжими.
Выворотность ног – это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу.
Для определения выворотности ног ребенка подводят к станку и устанавливают его в I позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны (супинировались), то есть предлагают исполнить grand plie. Взяв руками за бедра чуть выше колен и помогая ребенку раскрыться, можно видеть, легко или с трудом он это делает. При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями. При недостаточной выворотности ног колени при приседании широко не раскрываются, а уходят вперед, и никакими усилиями их раскрыть нельзя.
Дополнительную проверку выворотности проводят выполнением упражнения, так называемой «лягушки», которое исполняется лежа на спине подтягиванием стоп к ягодицам с последующим раскрытием бедер в стороны. Если колени свободно прилегают к полу, значит, у поступающего есть выворотность в тазобедренных суставах (при этом необходимо следить, чтобы не было прогиба в пояснице).
Выворотность ног в тазобедренном суставе можно проверить и другим способом. Ребенок встает боком к станку в I позицию, придерживаясь за палку. Затем педагог поднимает ему ногу в сторону на 900 и осторожно отводит ее назад, при этом необходимо следить за тем, чтобы нога сохраняла выворотное положение. Если у ребенка выворотность ног недостаточная, пятка и нога при отводе их назад не сохраняют выворотности всей ноги.
При определении выворотности ног следует обратить внимание:

на строение тазобедренного сустава – на степень податливости ноги, то есть на способность всей ноги (бедра, голени, стопы) занять выворотное положение;

На возможность развития выворотности ног исходя из наличия активной и пассивной выворотности ног;

На чрезмерное переразгибание в коленных суставах (резко выраженные Х-образные ноги), что иногда обуславливается слабостью связочно-мышечного аппарата и отрицательно сказывается на занятиях хореографией.

Выворотное, или супированное, положение ног во время танца обеспечивает артисту возможность свободного выполнения движений классического танца и создает условия для такой интерпретации хореографического рисунка, которая отвечает законам художественного восприятия, законам красоты. Сочетания природной и выработанной на занятиях выворотности ног с легким шагом превращает танец в поистине пленительное зрелище. Выворотность ног позволяет совершенствовать технику, помогает вырабатывать такое качество, как артистизм.
Большая подвижность ног объясняется тем, что при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движений большой амплитуды. Поэтому требование хорошей выворотности ног – безусловная необходимость для классического танца.
На выворотность ног в голени влияют связки коленного сустава, поэтому обращается внимание на их состояние и на возможность растягивания внутренних связок коленного сустава специальными упражнениями.
Выворотность ног зависит от двух важных факторов.
Во-первых, от строения тазобедренного сустава. В одних случаях вертлужная впадина уплощена, а в других отличается глубиной. Чем глубже головка бедренной кости входит в ветлужную впадину, а связки, фиксирующие бедренную кость в вертлужной впадине, жестче, тем меньше выворотность ног, и, наоборот, у детей с хорошей выворотностью ног ветлужная впадина неглубокая и связки эластичные.
Природная выворотность ног зависит также от расположения вертлужных впадин. В одних случаях они обращены вперед, а в других больше в стороны. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже с глубоко входящей во впадину головкой бедра у такого ребенка можно ожидать среднюю выворотность ног, а эластичные, податливые связки помогают добиваться хорошей супинации (поворота) бедра. Если же вертлужные впадины обращены вперед, близки друг к другу и при этом головки бедренных костей посажены в них глубоко, то такое анатомическое строение ноги делает детей профессионально непригодными для занятий хореографией, так как амплитуда движения ног у них ограничена.
Во-вторых, выворотность ног зависит и от строения ног будущего танцовщика. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к двенадцати годам. К этому времени носки стоп у ребенка оказываются повернутыми либо наружу, либо внутрь («косолапие»). Причем иногда при хорошей выворотности в бедрах встречается плохая выворотность в голенях и стопах и, наоборот, при хорошей выворотности в голенях и стопах может быть плохая выворотность в бедрах. В случае свободной выворотности в бедрах при недостаточной выворотности в голенях и стопах можно добиться подвижности коленного сустава и голеностопа («выработать» их выворотность).

СТОПА
Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Из I позиции нога выдвигается в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму.
Стопа – сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат – является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции
регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в классическом танце играет еще и немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.
По анатомическому строению различают стопу нормальную, сводчатую и плоскую. У стопы два продольных свода: внутренний и наружный. Внутренний (рессорный) имеет высоту 5-7 см, наружный (опорный) около 2 см. Стопа имеет поперечный свод.
Уплощение продольного и поперечного сводов проявляется в плоскостопии. Этот дефект отрицательно сказывается на занятиях хореографией. При небольшом плоскостопии с помощью целенаправленных тренировок возможно улучшение сводов стоп.
Подъем стопы – это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема зависит от строения стопы и эластичности ее связок. Различают три формы подъема стопы: высокий подъем, средний и маленький.
«БАЛЕТНЫЙ ШАГ»
Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трех направлениях: в сторону, вперед и назад. Сначала проверяется одна нога, затем другая. Для проверки балетного шага ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой, или выводится на середину зала. Из I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъемом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего артиста. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проверяется активный шаг (способность поднять ногу самому). Критерием в данном случае служит высота, на которую испытуемый может поднять ноги: для мальчиков норма не ниже 900, для девочек – выше 900. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога.
Шаг также создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага в стороны и вперед зависит от степени выворотности ног и подвижности тазобедренных суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда шага способствует высоте прыжка.
ГИБКОСТЬ ТЕЛА
Это одно из главных профессиональных требований к тем, кто собирается заниматься классическим танцем. Она показатель пластичности тела артиста, придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.
Гибкость тела определяется величиной прогиба испытуемого назад и вперед. Для этого ребенка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребенок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно страхуют, придерживая за руки. Поскольку гибкость тела зависит от ряда слагаемых (подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц), следует обратить внимание на правильность прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков.
Проверка гибкости вперед (проверка гибкости позвоночного столба и эластичности подколенных связок) производится также наклоном корпуса вниз при вытянутых ногах как стоя, так и в положении сидя на полу. Ребенок должен медленно наклонить корпус вперед (сильно вытянув позвоночник), стараясь достать корпусом (животом, грудью) и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперед.
Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Степень же подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Гибкость (или прогиб назад) должна быть в области нижних грудных и верхних поясничных позвонков. Наклон корпуса вперед и вниз совершается благодаря растяжению межпозвоночных дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок.
ПРЫЖОК
Прыжок придает танцу необходимые для него качества: легкость, воздушность, полетность – и поэтому является его важной составной частью.
Проверяется высота прыжка, который выполняется при свободном положении ног с предварительным коротким приседанием. Прыжки выполняются несколько раз подряд. Обращается внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость приземления. В момент прыжка требуется оттянуть пальцы ног вниз.
Для прыжка важно качество, обозначаемое в хореографии термином ballon (баллон) – умение высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить во время прыжка рисунок позы.
Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности.
При прыжке работающие мышцы в течение короткого времени сокращаются до максимума, при этом действуют две главные силы: сила отталкивания от опоры и сила тяжести тела. Поэтому высота прыжка находится в прямой зависимости и от них. При этом необходимо, чтобы отдельные звенья тела в момент отделения его от опоры находились по отношению друг к другу в состоянии неподвижности.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную.
Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.
В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).
Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ
Это умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве по музыку.
УСТОЙЧИВОСТЬ
Основной характеристикой равновесия и апломба тела является устойчивость.
Стержень апломба – позвоночник, но важную роль для устойчивости играют хорошее зрение, нормальная работа вестибулярного аппарата, координация, общее хорошее физическое развитие и здоровая нервная система.
На устойчивость также влияет и проекция общего центра тяжести. Чем ближе к опоре центр тяжести тела и чем больше ее площадь, тем выше устойчивость тела.
ТЕМПЕРАМЕНТ
При обучении детей танцу необходимо знать, к какому типу высшей нервной деятельности относится психика того или иного ребенка.
Существует четыре типа высшей нервной деятельности человека:

Темперамент сангвиника – сильный, уравновешенный, подвижный;
темперамент холерика – сильный, неуравновешенный, подвижный;
темперамент флегматика – сильный, уравновешенный, инертный;
темперамент меланхолика – слабый.
Наиболее подходящими для занятий танцем из четырех типов темпераментов принято считать сангвиников и холериков, флегматики требуют особых, индивидуальных занятий.

Нормальная (правильная) осанка и осанки с отклонениями
а – нормальная (правильная) осанка анфас; а1 – нормальная (правильная) осанка в профиль;
б – сутулость (кифоз); в – прогиб в пояснице (лондоз); г – асимметрия лопаток (незначительный сколиоз);
д – Х-образные ноги; е – О-образные ноги

Учебно-методическое пособие

для педагогов по предмету классический танец для хореографических школ

Значение выворотности

в устойчивости и координации
движений в классическом танце

Челнокова Валентина Николаевна, педагог дополнительного образования высшей категории,
заслуженный деятель искусств УР.

  1. Введение.

Танец - одно из древнейших искусств в истории цивилизации. С незапамятных времен он служил наиболее ярким и универсальным средством выразительности человеческого духа, носителем народного характера, отражением истории и образа жизни народа.

Вершина танцевальной культуры - классический танец - фундамент всего танцевального искусства, который вобрал в себя систему основополагающих движений (plié, battements tendus, grands battements jetés, прыжки, вращение и др.) и понятий (открытое и закрытое положение, en dehors et en dedans и т.д.).

Танец - это образно-художественная мысль, выраженная языком хореографии, пластики и пантомимы в определённом характере музыки и темпо-ритме. Это прекрасное, волшебное искусство!

Русский и советский балет всегда занимал одно из ведущих положений в мире. Сохранение и развитие основ методики школы классического танца - это один из краеугольных камней в фундаменте сохранения классического наследия.

Но, несмотря на множество выдающихся исполнителей, педагогов, мастеров балета, методических пособий по технике исполнения экзерсисных па, по педагогическим приемам в хореографии, по передаче «секретов» мастерства – нет. Есть книги о педагогах и исполнителях, книги по методике и урокам классического танца, но без раскрытия мышечных ощущений и секретов координации движения.

«В литературе почти отсутствуют сведения по определению способностей к координации движений в хореографии, хотя в отдельных работах (И Г. Есаулов, 1992, Ижевск) отмечалась важность этой проблемы. Координация движений является одним из основных качеств способности к танцевальному искусству. »

Координация в балете-это

  1. ориентация корпуса в пространстве после и во время исполнения сложных элементов, вращений, прыжков;
  2. синхронное взаимодействие всех звеньев тела (рук в сочетании с ногами; головы с ногами и руками). Законы исполнения движений (если опускается нога, опускается вниз и рука).

Координация движений достигается правильно поставленным корпусом, устойчивостью в движении. Все классические движения исполняются в выворотном положении ног. При недостатке выворотности не будет и устойчивости. Естественно, это не касается столичных хореографических училищ, где происходит очень качественный набор учащихся. Но в периферийных учебных заведениях этого профиля есть этот существенный недостаток.

Педагогический опыт показывает, что выворотности, казалось бы основе классического танца, уделяется недостаточно внимания, даже в хореографических училищах, не говоря уже об училищах культуры, колледжах искусств, хореографических коллективах.

Развитие выворотности – это не только всевозможные упражнения на растяжение суставов, связок, сухожилий, но обязательная правильная постановка мышц ног и спины, корпуса, постоянный контроль за ними и силовое удержание их в напряженном состоянии в положении en dehors.

«Выворотность - это врожденная способность к свободному развертыванию ног наружу от бедра до стопы, зависящее от строения тазобедренных суставов. Выворотность способствует более быстрому освоению программы.» .

«Выворотность - анатомическая неизбежность для всякого сценического танца, желающего охватить весь объем движений, мыслимых для ног и неисполнимых без выворотности... смысл воспитания ног классического танцовщика заключается в строгом андеор. Это не эстетическое понятие, а профессиональная необходимость. Танцовщик, лишенный выворотности, ограничен в движениях, классический же танец со своим андеор располагает всем мыслимым богатством танцевальных движений ног.»

«Большой невыворотный шаг не совершенствует технику движения ног и не обогащает ее пластику. Шаг и выворотность в классическом танце - единое целое. Поэтому стремление ученика поднять невыворотную ногу как можно выше всегда нарушает пластическую стройность и устойчивость движения, особенно позы.»

Как будет подробно рассказано ниже, завернутое, или даже ненапряженное «нерабочее» состояние «внутренних» мышц ноги отрицательно сказывается на пропорциях, линиях танцовщика.

  1. Роль выворотности в классическом танце.

«Одной из основ классического танца и существенной его особенностью является выворотное положение ног. Наличие, развитие и сохранение выворотности обязательно для артиста балета. Выворотность зависит, во-первых, от величины супинации бедра. На нее влияют глубина и направленность отверстий и вертлужных впадин. Природная выворотность имеется в том случае, когда вертлужные впадины неглубокие, и их отверстия направлены наружу (слегка назад). Глубокие и направленные вперед вертлужные впадины создают «закрытый таз», т.е. полное отсутствие выворотности. ... Развитие и сохранение выворотности достигаются повседневной хореографической тренировкой. Она развивает супинаторы бедра, голени и стопы, увеличивает эластичность связочного аппарата и подвижность всех суставов тела. ... Выворотное положение ног в балете вызвано анатомическими и эстетическими причинами. Устранение костного препятствия дает возможность очень высоко отводить ногу. Только при выворотном положении ног создается линия и рисунок классического танца, отвечающие законам эстетики. »

Выворотность -это один из законов школы классического танца. О том, что классический танец строится на выворотности ног знают все хореографы. Секрет заключён в двух технических аспектах, основанных на законах анатомии и физики. Чтобы добиться стабильного, устойчивого положения опорной ноги, необходимо её закрепить. Закрепляется опорная нога «в вертлуге» только в выворотном положении согласованном работой мышц верха ног и ягодиц.

«... выворотность т.е. способность ротировать наружу верхнюю часть бедра вместе с коленом, голенью и стопой»

Выворотность в хореографии достигается растягиванием и укреплением мышц внутренней стороны ноги. Так называемые «внутренние» мышцы бедра - термин, указывающий на такие мышцы, как гребенчатая, приводящие длинная, большая, тонкая и портняжная. Завернутое положение ног при каждодневной работе, особенностей при старательном исполнении приводит к накачиванию прямой мышцы бедра и накоплению «нерабочего жира» на внутренней стороне ноги вместо «сухих мышц», что не соответствует пропорциям балерины. Конечно, в правильной работе ног участвуют не только верхние мышцы ноги, но и расположенные внизу, начиная от стопы и голени: большеберцовая, короткая и длинная, малоберцовая. А также другие, мышца- напрягатель широкой фасции, находящаяся около ягодичных мышц, и все кости стопы и ног должны быть направлены наружу, en dehors.

«Отсутствие контроля и требовательности, а подчас и мастерства педагога, приводит к тому, что при неправильной постановке корпуса, неправильном ощущении той или иной позы, того или иного движения и при постоянной работе развиваются совсем не те мыщцы, которые помогали бы развитию техники классического танца». Так как излишнее напряжение влечет за собой развитие мышц, которые не должны были бы участвовать в работе над данным движением, деформацию фигуры, осанки, искажение классической формы позы, скованность тела, быструю утомляемость, а также растяжения и микротравмы.

Без выворотности не будет чистого, грамотного исполнения движения, последуют «навалы», отсутствие положения à la seconde, завернутое положение колен на plié, при приземлении после прыжков, заворачивание опорной ноги в невыворотное положение, корявость исполнения, неправильное, не профессиональное положение корпуса на оси опорной ноги, отсутствие координации, отсутствие устойчивости.

Необходимо сказать о важнейшем значении выворотности для координации движений в хореографии .

Опора на пятку в выворотном положении приводит к заворачиванию опорной ноги и смещению ее, что нарушает устойчивость и координацию в движении и не позволит выполнять сложные элементы без станка, вращение, аллегро и танец вообще.

Основы устойчивости и координация в хореографии закладываются с первых дней изучения позиций классического танца. Сами по себе позиции классического танца являются искусственно созданными, неестественными и неудобными для обычного человека, т.к. ноги в позициях должны стоять в выворотном положении, но, как и в других видах искусства много неестественного (постановка голоса у певцов, постановка рук у музыканта и т.п.) к чему надо привыкнуть сначала, а затем сделать естественным, так и в хореографии, одним из неестественных моментов является изучение позиций ног, связанных с выворотностью.

Для постановки корпуса очень важную роль играет положение тела. Для правильной постановки корпуса необходимо держать позвоночник в прямом положении без прогиба, в приподнятом положении, «снимая тяжесть тела» с ног.

От этих требований зависит устойчивость исполнителя, при этом надо строго следить за соблюдением основных правил:

  • стопы ног всегда плотно примыкают к опоре без завалов на большой палец;
  • пятки не отрываются от пола, но не принимают на себя вес тела, принцип «легкой», подвижной пятки, что дает способность при исполнении движения легко подниматься на полупальцы, даже при работе на одной ноге;
  • колени втянуты, внутренние мышцы направлены en dehors, ягодичные мышцы напряжены;
  • спина и корпус прямые, без прогибов. В случае невыворотности обычно появляется прогиб или сгибание колен.

При неправильном положении стоп на площадь опоры, особенно стоя на одной ноге, смещается ось тела в постоянно неустойчивое положение. Закрепощаются не участвующие в данный момент в работе мышцы ног и спины. «Расшатываются бедра», уходит ось опорной ноги, и появляется прогиб, теряется устойчивость. Учащихся, выученных таким образом, невозможно «поставить на ногу», на ось, особенно при недостатке выворотности, тем более, что выворотность таким образом вообще не развивается в течение всех лет обучения, а с возрастом теряется способность к эластичности связок.

«Легкая пятка» достигается за счет подтянутости мышц ног и всего телами за счет работы внутренние мышц тела, которые направлений еn dehors.

Как проверить положение тела на оси? Как можно чаще снимать руку со станка во время работы на одной ноге при выворотном положении ног. В таком случае опорное бедро непроизвольно возвращается в положение развернутых мышц, с точной опорой на полупальцы и корпус оказывается, то, что в классическом танце называется «на ноге».

Это и есть нужное положение, которое необходимо закрепить силой «внутренних мышц» в положении en dehors. Позы классического танца невозможны без хорошей выворотности. Ею обеспечивается устойчивость. Огромное внимание уделяла Марина Тимофеевна Семенова постановке и работе над внутренними мышцами. Говоря о необходимости «развернуть» обе икроножные мышцы и внутренние мышцы бедра en dehors опорной и работающей ног. Агриппина Яковлевна Ваганова говорила об обязательном разворачивании обеих пяток при построении позы à 1а second. Выворотностью же обеспечивается устойчивость в положении attitude или arabesque, когда при выворотной ноге и перекрещенном положении корпуса опорное бедро и голень и бедро работающей ноги... «образуют прямую линию, чем обеспечивается твердость и устойчивости корпуса».

Постановка выворотности осуществляется при работе у станка. Но все это готовит к танцу на середине зала. Все проработанные позы выносятся в движения на середину зала. Для этого необходимы уже подготовленные, выворотные ноги. Без которых не будет устойчивости. Тем более при ускорении темпа, при allegro возможно некачественное исполнение (подскоки, переступания). Так, все повороты en toumant еn dedans требуют предельной выворотности и постоянного подворота опорной ноги. Это все pirouettes en dedans, battements tendus еn toumant по 1/4 и 1/2 поворота (особенно назад), tour lents в больших позах, tours в больших позах, «итальянское» fouetté и т.д.

Управление мышечными тягами – это залог координации и устойчивости в хореографии. В методической литературе нет описания мышечных тяг в зависимости от положения различных звеньев тела относительно центра массы тела. Впервые такая книга написана И.Г. Есауловым, г. Ижевск, 1992 г., в работе над которой автор методического пособия принимала участие.

Умение управлять мышечными силами приходит при многократном повторении движений с образным представлением той или иной позы.

На прыжках при приземлении, особенно после больших прыжков часто бывают травмы стопы или колена, именно, из-за неправильной постановки ног, неправильной работы мышц, неумения приземляться. Закрепленное выворотное положение развивает силу ног и устойчивость после прыжка, удержание позы.

Если условно разделить стопу на три части: подушечка, средняя часть и пяточная часть, и попытаться в невыворотном положении после прыжка приземлиться на полупальцы, то появится ощущение дискомфортности и нестабильности. Кроме того, в таком положении трудно приземлиться с достаточной высоты без шума.

Выворотное положение стопы увеличивает площадь опоры, сцепление с полом в три раза; появляется возможность мягкого бесшумного приземления с заданной высоты прыжка и удержания инерционных сил, не говоря уже о том, что в «выворотном» положении стопа «застрахована» от «подворачивания», т.к. закрепляется в щиколотке коленом и тазобедренным суставом на «замок».

Направление колена «за мизинец», в сторону, без завала на большой палец при приземлении дает устойчивое положение без каких-либо подскоков, покачиваний. Это техника прыжка! А.Я. Ваганова заставляла в allegro учениц сидеть на plié, чтобы закрепить правильное положение мышц опорной ноги. Для достижения этого в младших и средних классах движения из раздела allegro в некоторых школах (Пермь) и опытными педагогами рекомендуются к исполнению в очень медленном темпе с остановками после прыжков.

Достичь этого можно, развивая и совершенствуя выворотное положение ног.

Чем развивается выворотность?

Упражнения на полу (партерная гимнастика):

  1. Всевозможные растяжки, шпагаты с низкой скамеечки, с матов, со станка. Выполняются с правой и с левой ноги вперед, в сторону и назад с амплитудой раскачивания в шпагате.
  2. Сидя на полу, ноги в положении grand plié, взяться руками за одноименную стопу и усиливая наклон вперед, вытягивать колени до положения первой позиции ног с сокращенной стопой. Руки оттягивают стопу «на себя», корпус и голова полностью лежат на ногах. Поза собирается, скользя по полу в первоначальное положение. (16 упражнений).
  3. Исходное положение то же. Если колени не достают до пола, кладется отягощение в область колен. Когда ноги в положении grand plié достанут до пола, постепенно перевести их в demi plié. В этом же положении выполнять покачивание, пытаясь коленями коснуться пола.

Упражнения у станка (положение лицом к станку):

  1. Retiré правой ногой из VI позиции, удерживая левое плечо назад и голову налево до положения ecartée и опускание ноги в V позицию сзади. То же с другой ноги.
  2. Первая позиция. Полупальцы. Резкие подвороты двух пяток, с усиленным выворачиванием ног в чрезмерную I позицию с одновременным demi plié на каждую четверть. (32 раза).
  3. Первая позиция. Rélevé через полупальцы и кончики пальцев с одновременным grand plié по I и VI позициям. Во время этого движения следует усиленно разворачивать пятки, бедро и колено.
  4. Для развития верхней выворотности и растяжения внутренних мышц. Первая позиция. Опорная нога находится в первой позиции, работающая делает броски с размаху в очень выворотном положении на ecartée с отягощением, стремясь достичь высоты 180° и более. (По 16 раз с каждой ноги). Так же в выворотном положении опорной ноги выполняются броски (grands battements jetés) с размаху (passé par terre) вперед и назад.
  5. Из раздела allegro. Прыжки с отягощением.

а) разножки; б) grand jeté; в) grand pas de chat; г) temps sauté

Кроме этого, существуют законы классического танца, которые помогают развить, сохранить и усилить выворотность. Приемы отслеживания:

  1. При исполнении demi и grand рlié позвоночник находится в вертикальном положении и крестец направлен на пятки, а не отставлен назад. Колени отведены сильно в стороны, по ощущению - за плечи.
  2. Изменение ракурса при смене поз (effacée, croisée, ecartée). Выполняется подворотом на опорной ноге, а не на работающей! Что особенно актуально при подвороте en dedans. Это заставляет учащихся следить за выворотностью опорной ноги и владеть внутренней мышцей.
  3. Спуск с полупальцев на двух ногах происходит опусканием двух пяток одновременно, при опускании с полупальцев, когда работающая нога находится в положении sur la coup-de-pied или 45°, обязательно следует обращать внимание на выворотность опорной ноги, на подворот опорной пятки.
  4. Во время исполнения таких движений как battement fondu, battement frappé, rond de jambe en l’air во время спуска с полупальцев или при окончании движения в demi plié, необходимо подвернуть опорную пятку до положения I позиции, сильно развернув колено опорной ноги.
  5. При повороте к станку (soutenus), при окончании его нельзя сворачивать опорную ногу более прямого положения I позиции.
  6. Все пируэты и glissade en tournant en dehors следует вставать на очень выворотную опорную ногу в положение ecartée.
  7. Пируэт en dehors из IV, V, П позиции не сворачивать опорную ногу, подниматься двумя ногами одновременно, отводя колено работающей ноги в ecartée назад (по новой терминологии – ecartée вверх).
  8. При исполнении позы à la second ecartée прежде всего построить опорную ногу, направив бедро и колено в сторону, также отвести назад противоположное от работающей ноги плечо. Работающая нога находится за плечом и за рукой. Корпус впереди, выворотная работающая нога-сзади плеча Так как обычно при исполнении этого движения корпус заваливается назад, а работающая нога уходит вперед.
  9. При исполнении позы attitude effacée, croisée, а также при приземлении после прыжков в эти позы или в en tournant, необходимо следить за предельной выворотностью опорной ноги при перекрещенном положении корпуса по отношению к развернутому колену работающей ноги.
  10. При приземлении после прыжков на две ноги надо направить колени обеих ног, особенно стоящей сзади, за мизинец, стопа - без завалов на большой палец. Такое приземление дает устойчивость в данной позе. То же касается приземления на одну ногу. Чем выше прыжок, тем сильнее стопа и колено опорной ноги отведено в сторону и тем меньше plié при приземлении.
  1. Заключение.

Итак, выворотность - непременное условие чистоты и академичности классического танца, влекущее за собой устойчивость и координацию исполнителя, а в итоге мастерство и возможность, владея техническими средствами языка танца донести до зрителя создаваемый на сцене образ.

Невыворотное положение ног влечет за собой увеличение в объеме мышц бедра, накачивание верхней части ног, что отрицательно сказывается на линиях балерины.

Формирование фигуры мышц всего тела начинается с детства, с первых занятий. Иногда приходят очень «средние» по форме, по пропорциям дети, но при каждодневном внимательном подходе их тело начинает формироваться по законам классической эстетики. Год за годом происходят изменения, удлиняются ноги вследствие растяжения еще эластичных мышц, сухожилий при помощи растяжек, специальных упражнений и классического экзерсиса.

На каждодневных занятиях идет постоянная коррекция фигуры, исправления данного природой и «гадкий утенок» постепенно превращается в «лебедя».

Когда ученик приучен к дисциплине, труду, он в любой профессии, даже если не станет артистом балета или хореографом, будет таким же ответственным и целенаправленным, полезным обществу человеком.

  1. Определение координации движения в хореографии. Методическое пособие. Мин-во общего и профессиональные образования РФ, Пермский гос. институт культуры. Тульский гос. педагогический ун-т им. Л.Н. Толстого Ощепков А.С., Панфилов А.С. - Пермь; Арабеск, 2000.
  2. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992.
  3. Миронова З.С., Баднин И.А. Повреждения и заболевания опорнодвигательного аппарата у артист балета. - М.: Медицина, 1976.
  4. Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека. - М.: Медицина, 1972.
  5. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - М.-Л.: Искусство, 1936.
  6. Тарасов Н. Классический танец. - М.: Искусство, 1981.
  7. Новерр Ж.Ж. Письма о танце. - М.-Л.: Искусство, 1965.

Список дополнительной литературы.

  1. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. -Л.: Искусство. 1976.
  2. Базарова Н., Mей В. Азбука классического танца. Первые три года обучения. - Л.-M.: Искусство. 1983
  3. Базарова Н. Классический танец - Л.: Искусство. 1984.
  4. Костровицкая В. Классический танец. Слитные движения / Под ред. А. Вагановой. - М.: Советская Россия, 1961.
  5. Костровицкая В. 100 уроков классического танца (с 1-го по 8-й классы) - Л.: Искусство, 1981.
  6. Мeccepep А. Уроки классического танца. - М.: Искусство, 1967.
  7. Есаулов И.Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии. - Ижевск: MCA, 1998.
  8. Есаулов И.Г. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера. - Ижевск: Изд. дом Удм. ун-т, 2000.
  9. Есаулов И.Г. Письма к Ж.Ж.Новерру. Введение в эстетику классической хореографии. -Ижевск: MCA, 1998.
  10. Есаулов И.Г. Алгоритм классического танца с четырехгодичным обучением. - Ижевск: MCA, 2000.
  11. Есаулов И.Г. Эстетика классической хореографии. - Ижевск: MCA, 2001.