Какие травы остаются зелеными осенью окружающий мир. Вечнозеленые растения зимой. Сбор трав: что нужно знать

Среди моих соседей по даче немало пенсионеров, которые живут за городом чуть ли не круглый год. Вопреки устоявшемуся мнению на своих участках они выращивают не только картошку и огурцы — ведь не хлебом единым жив человек. Сажают декоративные деревья и кустарники, разбивают клумбы. Да вот беда: уже в октябре от всей этой красоты мало что остаётся, разве только хвойные радуют. А вот у меня в саду зелёные листья можно увидеть практически в любое время года: я специально сажала у себя многолетники с зимующей листвой. Соседи нередко спрашивают совета, что именно стоит посадить на участке, чтобы в межсезонье он выглядел повеселее. Возможно, зимнезелёные травянистые растения заинтересуют и вас.

Лист резной

Под номером один в моём списке травянистых многолетников с зимующими листьями значатся гейхеры, гейхереллы и тиареллы. Пальму первенства я отдаю им не случайно. Мало того что их листва не жухнет после первых же заморозков, а украшает сад до тех пор, пока не ляжет снег. Эффектные листья этих растений имеют самую разнообразную окраску. Особенно это касается гейхер и гейхерелл. В опустевшем осеннем саду на фоне голой земли красуются зелёные, жёлтые, оранжевые, фиолетовые и «серебряные» кустики. А вот резные листья тиарелл привлекают внимание в первую очередь своей формой, напоминая изысканные украшения.

Мне приходилось слышать, что гейхеры и гейхереллы очень капризные растения и погибают в первую же зимовку. На самом деле это вовсе не так. Если посадить их по всем правилам, подобрав местечко в полутени и сделав хороший дренаж, то они легко перенесут все тяготы нашей долгой зимы. Сильных морозов они не боятся, потому что прячутся от холода в сугробах. В зимнее время им грозят только две напасти. Во‑первых, на пучинистых грунтах (а именно такой у меня на участке) растения при чередовании оттепелей и морозов выпирает из земли, и тогда их корни действительно могут замёрзнуть. Чтобы этого не происходило, при посадке я всегда стараюсь заглублять свои гейхеры, а осенью дополнительно окучиваю их компостом или лёгкой землёй. Во‑вторых, эти растения очень чувствительны к замоканию и при избытке влажности гниют или выпревают. Поэтому, подбирая для них место в саду, нужно предусмотреть, чтобы там было сухо не только летом, но осенью и весной тоже. А тем, кто всё-таки боится, что эти нежные с виду растения не перезимуют, я могу посоветовать укрыть их нетканым материалом так же, как розы. Кстати, гейхеры могут стать прекрасными партнёрами для последних. И дополнительного укрытия сооружать не потребуется. Правда, в этом случае украшать осенний сад они будут недолго, и вы лишите себя удовольствия любоваться их покрытой инеем листвой, когда после ночных заморозков сад стоит точно в серебристой дымке, а каждый кустик гейхеры кажется шедевром ювелирного искусства. Поэтому не бойтесь рисковать, оставляя эти растения без укрытия, — оно того стоит!

Не цветами едиными

Следующим в моём списке стоит бадан. Замечательное растение: неприхотливое, надёжное, а главное, красивое и летом, и зимой. Его крупные листья порой даже выглядывают из неглубоких сугробов, заставляя поверить, что ледяной плен не вечен и рано или поздно обязательно наступит весна. К тому же помимо видового бадана, хорошо знакомого многим дачникам, сейчас есть много разных сортов гибридного происхождения, которые отличаются размерами, формой и окраской листьев и, конечно, цветков, что в данном случае не столь актуально, ведь осенью на первый план выходит именно листва.

К растениям с зимующей листвой относятся и морозники. Конечно, их сажают ради великолепного весеннего цветения, но ведь плотные сильно рассечённые кожистые листья на высоких черешках тоже очень хороши, особенно осенью под пологом деревьев на фоне опавшей жёлтой листвы. Тёмно-зелёные, блестящие, они всем своим видом спорят с непогодой и надвигающимися холодами. Крупный куст морозника в это время вполне может потягаться в декоративности с миниатюрными хвойными растениями.

Ковры под деревьями

Среди прочих зимнезелёных многолетников в моём списке есть и почвопокровные растения. Симпатичные изумрудные коврики придают осеннему саду особый шарм, а пара-тройка листьев, спланировавших с ближайшего дерева, кажутся вытканным на зелёном фоне рисунком, который тщательно продумала сама природа.

Из почвопокровных многолетников в первую очередь хочется упомянуть горянку и барвинок. Первая, к сожалению, знакома далеко не всем цветоводам. Обидно: ведь это замечательное растение радует глаз в течение всего сезона. Весной, во время цветения она просто изумительна (недаром же в Германии её называют цветком эльфов), а летом и осенью привлекает внимание благодаря эффектной листве. У многих видовых горянок листочки зимой остаются зелёными, при этом они плотные, кожистые, иногда с волнистым или зубчатым краем. Разрастаются горянки с умеренной скоростью, образуя густые невысокие куртинки, которые особенно хорошо смотрятся под пологом деревьев или крупных кустарников.

Нежно любимый мной барвинок пользуется у некоторых дачников недоброй славой. Поверьте, это не больше чем суеверия. Тот факт, что это растение сажают на кладбищах, говорит только об удивительной жизненной силе барвинка, который безо всякого полива и ухода способен выдерживать любые спартанские условия. Разрастаясь, он образует плотные красивые ковры, а его небольшие тёмно-зелёные блестящие листья кажутся чешуёй задремавшего в саду сказочного дракона. Кроме того, у барвинка есть пестролистные формы, которые выглядят более жизнерадостно.

Разумеется, мой список на этом не заканчивается. Но даже перечисленных многолетних растений вполне достаточно, чтобы сад в тоскливое время межсезонья оставался привлекательным и радовал глаз.

Осенью собирают и заготавливают в основном корни и корневища, когда надземная часть растений уже отмирает. Их очищают от земли и подгнивающих частей, тщательно моют в холодной воде и просушивают на открытом воздухе. Затем раскладывают тонким слоем. Если корни толстые, их разрезают на куски длиной 5-10 см и 1-1,5 см шириной. Тонкие сушат целиком. Сушить можно на чердаках и в печи. Печь должна быть хорошо прогретой, а труба открытой, чтобы образующие при сушке пары вытягивались на волю. Высушенное сырьё хранят в банках с крышками или в плотных ящиках, выложенных бумагой.

Кроме корней осенью собирают листья, побеги. Какие травы собирать осенью.

Брусника — лист, побеги.

Валериана лекарственная — корневища с корнями.

Можжевельник обыкновенный — плоды.

Ольха серая и чёрная — соплодия (шишки).

Рябина обыкновенная — плоды.

Толокнянка обыкновенная — лист, побеги.

Хмель обыкновенный — плоды.

Щавель конский — корень.

Калган — корни.

ПРАВИЛА СБОРА ТРАВ


Так сложилось, что когда говорят о лекарственных растениях, чаще всего имеют в виду травы и цветковые растения. Но ни в коем случае нельзя забывать, что деревья и кустарники являются также великолепными целителями.
В корнях, стеблях, листьях, плодах и цветках лекарственных растений содержатся витамины и различные полезные вещества. Но необходимо помнить, что они вырабатываются растениями в какое-либо определенное время. Для получения действительно лечебного сырья надо знать ряд важных правил:
— собирать растения надо только в ясные солнечные дни;
— следует собирать только здоровые растения;
— не собирать растения в местах рядом с промышленными предприятиями, хозяйственными постройками, около дорог;
— не рекомендуется собирать во время грозы, дождя, в полдень — с 10 до 12 часов;
— рекомендуемое время для сбора целебных трав, плодов — с 8 до 9 часов утра;
— листья, кору и корни собирают ближе к закату — с 16 до 18 часов.

ВНИМАНИЕ! При сборе лекарственных растений не забывайте, что большинство из них содержат ядовитые вещества. При их сборе надо быть очень осторожными: ни в коем случае во время сбора лечебных растений не дотрагивайтесь руками до глаз. Так, измельчая сухие корни<черемицы, мыльный корень, можно отравиться ядовитой пылью, поэтому при их сборе пользуйтесь респиратором и защитными очками. Собирая листья белладонны, ни в коем случае не прикасайтесь руками к глазам и губам, потому что это растение выделяет ядовитый сок, которым могут быть увлажнены ваши руки во время сбора.
Соблюдайте большую осторожность и при сборе других ядовитых растений: белены, горицвета, ландыша, полыни горькой.
А после окончания сбора не забудьте тщательно отряхнуть одежду и вымыть руки с мылом.
И помните, что ядовитые растения ни в коем случае нельзя заготавливать беременным и кормящим женщинам, детям.
Лекарственное сырье собирается в какую-либо тару. Корни — в корзины, мешки; листья, цветки, плоды складываются также в корзины, но не так плотно, как корни. Вообще, туго набивать корзины и мешки нельзя, потому что лекарственное сырье самосогревается, и важные вещества в растениях разлагаются.
Кроме основных правил, приведенных выше, очень важно знать, когда происходит наибольшее накопление полезных веществ в растениях.

Корешки

Подземные части (корни, клубни, луковицы, корневища) заготавливайте ранней весной до начала вегетации (весной период заготовки короткий — всего лишь несколько дней) или в период осеннего увядания. Именно в эти периоды подземные части растений обладают удивительными целебными свойствами. При выкапывании подземных частей лучше всего пользоваться лопатами, копалками. Если же корневище большое, то в извлечении его из земли вам поможет крючковидный захват.
После сбора не забудьте восстановить нарушенную почву. А если есть такая возможность, то для восстановления заросли подсейте семена или подсадите кусочки корневищ.
Извлеченные из-под земли части растения очистите от почвы, прикорневых листьев и остатков стеблей. После чего тщательно вымойте. Для мытья лучше всего использовать проточную воду, в которую следует погружать подземные части, предварительно поместив их в корзину. После промывания крупные подземные органы порежьте на части, используя ножи, изготовленные из нержавеющей стали (простые железные ножи портят корни).
Подземные части растений, в отличие от наземных (которые надо заготавливать только в сухую погоду или после того, как растение обсохнет), можно заготавливать при росе и в дождь.

Почки

Их следует собирать зимой или, что еще лучше, ранней весной. Именно ранней весной почки набухают, но еще не распускаются. Набухание их иногда продолжается всего несколько дней, поэтому старайтесь не упустить время. Но будьте внимательны: сбор почек заканчивается, когда их верхушки начинают зеленеть. В период набухания почки очень богаты витаминами, смолистыми и бальзамическими веществами. Как лекарственное сырье, в основном заготавливают почки березы, сосны и тополя. Для сбора почек советуем использовать веткорезы. Сосновые почки очень крупные, их срезают ножом вместе с частью одеревеневшего стебля длиной не более 3 — 5 мм и только с боковых ветвей.

Кора

Ее лучше всего собирать весной (апрель — май), потому что это период усиленного сокодвижения, и в это время кора легко отделяется от древесины. Собирайте кору только с молодых деревьев и ветвей (не старше 4 лет), в специально отведенных местах, с деревьев и кустарников, предназначенных для рубки или расчистки. Ствол предварительно очистите от наростов и лишайников, потому что они могут испортить сырье, и сделайте кольцевые надрезы на расстоянии 20 — 25 см, для того чтобы кору было удобнее снять с дерева. После этого сделанные надрезы соедините одним или двумя продольными разрезами и снимите в виде трубочек или желобков.

Листья

Листья лекарственных растений собирайте в период бутонизации или цветения (исключение составляет лишь мать-и-мачеха, которая цветет до появления листьев). Но можно собирать их и позднее, т. е. в течение всего лета — вплоть до отмирания листьев. Если же вы собираете листья лекарственных деревьев, то лучше всего заниматься этим до начала или в самом начале цветения. Собирайте только развитые, достигшие нормальных размеров листья. Их лучше всего обрывать вручную на корню, но не забудьте оставить на растении часть листьев, чтобы не нарушать его развития. При сборе таких листьев, как крапива, очень рекомендуем вам надеть рукавицы, чтобы предохранить свои руки от ожогов и волдырей.
Листья можно собирать или целыми, т. е. вместе с черешком (это та же крапива), или совсем без черешка. Если же вам показалось, что лист имеет грубую толстую серединную жилку, то не поленитесь удалить ее перед сушкой. Чтобы это было сделать легче, рекомендуем сложить лист пополам и выломать или вырезать серединку.
Листья брусники заготавливают либо весной (в апреле — начале мая), пока у растений еще нет бутонов или они очень мелкие и зеленые, либо осенью (в конце сентября — октябре), когда созревают ягоды. Во время цветения растения, а также при наличии крупных бутонов или зеленых ягод, листья собирать нельзя: при сушке они почернеют.

Цветы

Цветы собирайте в самом начале цветения. Для их сбора воспользуйтесь ножницами или специальными совками, при помощи которых цветки счесывают. С одного растения не следует сразу же собирать все цветки, часть цветков обязательно оставьте для осеменения. Мы советуем особенно внимательно относиться к сбору цветов с однолетних и двулетних растений. Ни в коем случае с них нельзя срывать сразу все цветки, какими бы удивительными лекарственными свойствами они ни обладали. Почти всегда цветки лекарственных растений собирают без цветоножек. Если же вам не удалось этого сделать, или вы по забывчивости собрали цветки с плодоножками, то не расстраивайтесь; после сушки протрите цветки через сито — и цветоножки удалятся сами собой. У некоторых растений следует собирать только какую-нибудь часть цветка или соцветия; например, у растения с интересным названием коровняк — венчик, у подсолнечника — краевые язычковатые цветки, а у ромашки — целые соцветия.
Например, при желтухе вам очень помогут цветки василька. А собирать их надо обязательно во время цветения, в мае-августе, обязательно утром и в сухую погоду. У васильков обрывайте только синие краевые воронковидные цветки.
И помните, что цветки василька, как и цветки других растений, очень нежные, поэтому их необходимо собирать в корзины, складывать рыхлым слоем, стараясь не помять, и во время доставки к месту сушки беречь от солнца. Если же вы решили высушить васильки прямо на васильковом поле, то не забудьте соорудить навес!

Травы

Обязательно собирают в фазе цветения. И только череду трехраздельную собирают в период бутонизации, срезая ножом на уровне нижних листьев. Для сбора трав можно пользоваться ножницами, ножами, косами, косилками, предварительно удалив из заросли нелечебные растения.
Собирайте цветущие верхушки лекарственных растений длиной 20 — 40 см. А в некоторых случаях обращайте внимание и на толщину стебля; не рекомендуется собирать лекарственные растения со слишком толстым стеблем (например, у пустырника толщина стебля должна быть не больше 5 мм).

Плоды и семена

Собирайте только созревшими и неповрежденными. Делать это лучше всего ранним утром или вечером, потому что плоды и семена, собранные днем, скорее портятся. Если же плоды созревают неодновременно (например, плоды аниса, тмина и др.), то плодоносящие верхушки советуем срезать в самом начале созревания, связывать их в снопики и развешивать в сухом закрытом помещении до полного созревания. Там плоды дозревают и осыпаются, поэтому советуем заранее постелить под развешанными снопиками бумагу или тряпку. После того как плоды осыпятся, их можно будет легко собрать, а сухие снопики — обмолотить.
Немного сложнее собирать сочные плоды и ягоды. Их надо собирать совершенно зрелыми. Малину, черную смородину, шиповник и другие мягкие плоды снимают с веток руками, чернику счесывают при помощи специальных совков, рябину и боярышник собирают целыми щитками. При их сборе помните, что не следует касаться самих ягод пальцами, особенно в том случае, когда сбор можно вести вместе с плодоножками. Легкий нажим, который на первый взгляд будет даже незаметным, дает темные пятна, на которых скоро начинается загнивание. Не советуем вам при сборе ягод перекладывать их из одной тары в другую, лучше вести сбор в определенную тару и производить тут же при сборе сортировку ягод, отбирая поврежденные и испорченные.
Для того чтобы получить отличное лекарственное сырье при сборе ягод, не поленитесь небольшую неглубокую корзину аккуратно обшить внутри мешковиной или другой прочной тканью. Если вы послушаетесь нашего совета, то будете уверены, что плоды и ягоды не повредятся, а это значит, что при сушке и хранении не произойдет загнивания и, что еще хуже, заплесневения. А если вы мастер и вам ничего не стоит сплести корзину, то для сбора ягод она должна быть высотой 45 — 50 см и шириной дна 12—16 см, а вверху, у ручки, — 20 — 25 см. В такую корзину войдет до 8 кг, плоды из нее не вывалятся и не будут сильно давить друг друга.

Соплодия

Их лучше всего собирать осенью или зимой. Сначала ветви длиной до 30 — 40 см срежьте веткорезом, а уж потом руками обрывайте соплодия.

Заговоры на травы
Заговоры можно читать во время сбора трав, во время сушки, приготовления лекарственных настоев и отваров, а также непосредственно перед их употреблением.

1. "Рано вставал (вставала), траву собирал (собирала), ручки белые марал (марала). Земля-матушка, кормилица, поилица, заступница! Сделай так, чтобы мучения мои не напрасны были — отдай свои соки траве, что я для божича (имярек) рано по утpy рвал (рвала), сушил (сушила), зелье варил (варила)! Тако было,тако есть,та и буде!"
2. "Древо вековечное, древо многомудрое! К тебе с поклоном иду, у тебя защиты прошу! Одолела немочь проклятущая внука божьего (имярек). Помоги, сделай так, чтобы ноги его (ее) стали крепкими, как корни твои, руки сильными, как ветви твои, щеки румяными, как плоды твои. Зайцы кору с тебя не глодали, морозы кору твою не побили, ветры буйны стороной обходили — для (имярек) берегли!"
3. "Во густом лесу, во сыром бору нету злобе-немочи места. Где мышь не пробежит, жаба не проскачет, змея не проползет, там травушки-муравушки, для всякой хворобы отравушки, ручками белыми с родной земли-матушки нарву, (имярек) настой сотворю. Зверье и птицу всяку трава та от напастей бережет, пусть так же и мне поможет! Изгони бесов из тела и духа (имярек), дай сил и здоровья для жизни, а болезни дорогу в тело белое крепкое навсегда закажи."
4. "Плоды спелые, сочные, зрелые! Сила в вас, и здоровье, и крепость! А у божича (имярек) тело ломит, кости сохнут от хвори ядовитой. Все мы Божьи дети, все мы братья и сестры — помогите брату (сестре) своему (своей), напоите соками члены слабые, прогоните хворь-недуг из тела вон! Тако было,тако есть,та и буде!"
5. "Ясно солнце, быстры ветры, воды светлы! Выходил косарь в чисто поле. Косил косарь косой спелы травы! А я травы те подберу-соберу, в тугие пучки стяну, на жарком огне истомлю. Как косил косарь зелену траву, так коси, мой отвар, хворь-болезнь, злой недуг. Напою отваром (имярек) — изгоню болезнь из тела. Тако было,тако есть,та и буде!"

Цель: познакомить учащихся с разнообразием растений; с осенними явлениями и приспособлен-ностью растений к перезимовке; с различными методами биологических исследований и привить школьникам навыки поведения в природе.

Оборудование: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды.

Ход экскурсии

I. Вступительная беседа, в процессе которой выясняется, какие представления имеют школьники о естественных и искусственных сообществах растений. Школьники перечисляют особенности искусственного сообщества, отмечая, что сад, парк, учебно – опытный участок – это культурные насаждения растений и приводят примеры естественных сообществ.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)

1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

2. Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.

3. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Что происходит с растениями осенью?
  • Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
  • Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
  • Почему легко опадают желтые листья?
  • Какое значение имеет листопад?
  • Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
  • Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
  • Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
  • У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
  • У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
  • А что происходит с наземными частями травянистых растений?
  • А почки растений готовятся к зиме?
  • Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)

4. Определить биоценоз по рисунку или фотографии.

5. Составить характеристику биоценоза в осеннее время года.

III. Конкурс. Узнай меня.

1. Учитель показывает листья различных растений. Учащиеся называют растения.

2. На подносе набор с сочными и сухими плодами. Учащиеся получают задание: отделить сочные плоды от сухих. Чем сухие плоды отличаются от сочных? Чем отличается ягода от костянки? Назовите растения.

IV. Заключение.

Беседа о бережном отношении к природе.

Сейчас нам предстоит обсудить основные положения природоохранной памятки.

  1. Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
  2. Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
  3. Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
  4. Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
  5. Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
  6. Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
  7. Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
  8. Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди
Все вычерпать до дна…
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин

V. Подведение итогов экскурсии:

1. Kакие методы биологических исследований были использованы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент).

2. Kакие виды биоценозов узнали на экскурсии?

3. Значение осенних явлений в жизни растений и животных.

4. Вспомните пословицы, загадки, связанные с осенними явлениями.

“Если лист ничком ложится, когда опадает, – к урожаю на будущий год”.

“Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы”.

“Когда в заячье ухо лист дуба развернется, сей овес”.

“Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба”.

“Много рук, а нога одна”. (Дерево.)

“Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет”. (Лист.)

“Летом одевается, зимой раздевается”. (Растение.)

“Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает”. (Лес.)

“Зимой и летом одним цветом”. (Хвойный лес.)

“Есть дерево: свет наставляет, больных исцеляет”. (Береза.)

“Осенью в щель заберется, а весной проснется”. (Муха.)

/ 7
МБОУ «Байкальская НОШ» Арского муниципального района Республики Татарстан

План –конспект

«ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ»

Учительница:Нигаматуллина Г.И.

Цели: дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений; познакомить учащихся с разнообразием форм и окраски листьев деревьев в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; познакомить с представителями растений, произрастающих в родном крае; продолжить формирование деятельности наблюдения; показать пример культуры поведения в природе; собрать природный материал для уроков трудового обучения.
Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений; плоды, семена, осенние листья различных растений; у детей – лупы.
Предварительная работа. Прежде чем организовать экскурсию, учителю необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, парка или сквера. Учитель, побывав на месте проведения экскурсии, намечает места остановок, объекты для изучения.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы отправляемся в осенний парк. Вам разрешается идти парами, общаться между собой, негромко разговаривать, обращаться с вопросами или за помощью к взрослым.
А что вы не должны делать в парке? (Нельзя рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от группы, играть в прятки.)
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
II. Повторение изученного.
О с е н н и е и з м е н е н и я в неживой природе.
– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)
– Как греет солнце? (Ответы детей.)
– Расскажите о погоде сегодня: ясно или облачно, пасмурно; осадки или без осадков; ветрено или безветренная погода; тепло или холодно.
– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)
Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения. Делаются в ы в о д ы:
1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, оно кажется низким.
2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
О б щ и й в ы в о д: похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления неживой природы.
III. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а «Жизнь растений осенью».
– Рассмотрите и назовите находящиеся недалеко от дорожки деревья, кустарники и травянистые растения.
– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
– Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.
– Какие запахи вы чувствуете в осеннем парке?
– Потрогайте кору и листья разных деревьев; понюхайте веточки деревьев, поздние травы, соберите плоды деревьев.
– Известный русский поэт и писатель И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:
…Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной…
– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
– Какие цвета преобладают в убранстве деревьев? (Желтый, оранжевый, красный.)
– Почему листья на деревьях и кустарниках летом были зелеными, а осенью изменили свой цвет? (Предположения детей.)
– Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества – хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество – очень важное для растения и очень интересное.
В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску?
Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а где красного – краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и окрашиваются во множество разнообразных оттенков.
– Обратите внимание на листья сирени и ольхи. Какого они цвета? (Зеленого.)
– Почему же листья сирени, ольхи не меняют свою окраску осенью? Потому что в листьях этих деревьев, кроме зеленого, других красящих веществ нет.
2. Т а й н ы л и с т о п а д а.
– А теперь последим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие – самыми последними, какие деревья не сбрасывают листву?
Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней – и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Можно ли причиной листопада назвать ветреную погоду осени? (Нет. Летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не падает.)
– Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему?
– Вспомните сломанную летом ветку. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Как отделяется лист? (Легко.)
– Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
– Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
– А есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Рассмотрите веточки в лупу. (Ранок нет.)
– Ранок нет, потому что листья отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.
Рассмотрите опавшие листья разных деревьев и кустарников. Убедитесь, что у всех гладкий, округлый край черешка.
– Сравните листопад у разных растений. Какие отличия в листопаде вы можете назвать?
Учитель обобщает и уточняет ответы детей.
– У липы и тополя первыми облетают листья с больших нижних ветвей, затем – со средних, и последней облетает макушка. У орешника листья начинают облетать с верхних ветвей.
Листья, у которых одна листовая пластинка (например, листья березы, липы, тополя, дуба, яблони, вишни, клена, осины, ольхи, вяза), всегда облетают вместе с черешком. А если у листа несколько листовых пластинок (например, у конского каштана), то может опадать весь сложный лист с черешком, а может отдельно падать каждая листовая пластинка, а потом – черешок.
– Как вы думаете, зачем же деревья и кустарники сбрасывают листья на зиму? Оказывается, так они готовятся к зиме.
3. Р а с с к а з у ч и т е л я «Травянистые растения осенью».
– Рассмотрите травянистые растения. Какие изменения в их жизни происходят осенью?
Одни травянистые растения рассеивают семена (из них весной зазеленеют новые растения). Другие травы прячутся под землю и там ждут весну. Эти хитрецы спокойно расстаются со своей надземной частью. Главное для них – спасти свою подземную кладовую: клубень, луковицу, корневище, в которых за лето накопились питательные вещества. Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья.
Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по-другому – сбрасывают свою листву. Ведь листья испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Не могут корни ее выкачать. Если дерево не сбросит на зиму листья, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.
4. Б е с е д а «Хвойные растения осенью».
– Все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?
– Как выглядят осенью ель и сосна?
– Рассмотрите листья-хвоинки. Как называют деревья с хвоей? (Это хвойные растения.)
– Отгадайте загадку:
Зимой и летом – одним цветом.
(Ель, сосна.)
– Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?
– Рассмотрите ветки ели. Как они растут? (Ветки ели растут наклонно.)
– Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью.
Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
– Не сбрасывают ели и сосны всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Обратите внимание на землю под хвойными растениями. Что вы обнаружили? (Под елью, сосной много желтой хвои.)
– Листья-хвоинки опадают постепенно, и на их месте вырастают новые. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки.
– А это хвойное дерево – лиственница. Осенью она сбрасывает листья-хвоинки. Почему это хвойное дерево получило такое название? (Потому что ведет себя как лиственные деревья.)
– Какие лиственные растения растут в нашем крае?
– Назовите хвойные растения нашего края.
– Назовите травянистые растения нашего края.
5. Б е с е д а «Осеннее явление – ветвепад».
– Еще одна загадка жизни растений осенью – ветвепад. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, некоторые ивы, тополя, и наблюдается, когда они стареют.
– Присмотритесь к этим деревьям. Что вы видите на земле около них? (Мы видим опавшие веточки.)
– Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки – почки. Если их разложить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? (Предположения детей.)
– Рассмотрите тот конец веточки, где она отделилась от дерева. (Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было.)
– Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей.
6. П о в т о р е н и е п р а в и л п о в е д е н и я в природе.
– Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу? (Огонь губит не только растения, но и их семена, и животных леса. В огне вместе с сухой травой гибнут лягушки, ящерицы, насекомые.)
– А вот что может случиться, если люди забывают, что мусор нельзя выбрасывать в лесу.
Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а подготовленные заранее ученики изображают некоторые действия ребят из стихотворения.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят!
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки,
И как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Жгли костры, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом – мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
– Почему ребята не нашли другого свободного места?
– Какие правила надо выполнять, гуляя за городом?
IV. Итог урока.
– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
– Какие происходят изменения в жизни растений с приходом осени?

Список использованной литературы:
Федотова, О. Н. Окружающий мир. 1 кл.
Федотова.о.н.Поурочные разработки

Среди бесчисленного количества сортов и гибридов сладкого перца существуют такие, как например перец «Рамиро», чья популярность имеет буквально мировые масштабы. И если большинство овощей на полках супермаркетов безымянны, и практически невозможно узнать об их сортовой принадлежности, то имя этого перца «Рамиро» непременно будет на упаковке. И, как показал мой опыт, этот перец стоит того, чтобы о нем узнали и другие огородники. В связи с чем и была написана эта статья.

Осень - самое грибное время. Уже не жарко, по утрам выпадают обильные росы. Поскольку земля ещё тёплая, а сверху уже нападала листва, создавая в приземном слое совершенно особый микроклимат, грибам очень комфортно. Грибникам в это время тоже комфортно, особенно по утрам, когда прохладнее. Самое время тем и другим встретиться. И, если не представлены друг другу - познакомиться. В этой статье познакомлю вас с экзотичными, малоизвестными и не всегда съедобными грибами, похожими на кораллы.

Айвар из перца - овощная икра или густой овощной соус из болгарского перца с баклажанами. Перец для этого рецепта запекают, причем довольно долго, затем ещё и тушат. В айвар добавляют репчатый лук, помидоры, баклажаны. Для заготовки на зиму икру стерилизуют. Этот балканский рецепт не для тех, кто любит делать заготовки по-быстрому, недоваренное и недопеченное - не про айвар. В общем, подходим к делу обстоятельно. Для соуса выбираем на рынке самые спелые и мясистые овощи

Несмотря на простые названия («липки» или «комнатный клен») и статус современного заменителя комнатных гибискусов, абутилоны – растения далеко не самые простые. Они хорошо растут, обильно цветут и радуют здоровым видом зелени только в оптимальных условиях. На тонких листьях быстро проявляются любые отклонения от комфортного освещения или температур и нарушения в уходе. Чтобы раскрыть красоту абутилонов в комнатах, стоит найти для них идеальное место.

Оладьи из кабачков с пармезаном и грибами - вкуснейший рецепт с фото из доступных продуктов. Обычные кабачковые оладушки легко превратить в нескучное блюдо, добавив в тесто несколько пикантных ингредиентов. В кабачковый сезон побалуйте семью овощными оладьями с лесными грибами, это не только очень вкусно, но и сытно. Кабачок - универсальный овощ, он подходит для фаршировки, для заготовок, для вторых блюд, и даже для сладкого есть вкусные рецепты - из кабачка делают компоты и варенье.

Идея выращивания овощей на траве, под травой и в траве поначалу пугает, пока не проникнешься естественностью процесса: в природе ведь всё происходит именно так. С обязательным участием всей почвенной живности: от бактерий и грибков до кротов и жаб. Каждый из них вносит свой вклад. Традиционная обработка почвы с перекопкой, рыхлением, подкормками, борьбой со всеми, кого мы считаем вредителями, разрушает создававшиеся веками биоценозы. К тому же требует больших затрат труда и ресурсов.

Что сделать вместо газона? Чтобы вся эта красота не желтела, не болела и выглядела при этом, как газон... Надеюсь, что умный и догадливый читатель уже улыбается. Ведь ответ напрашивается сам собой – если ничего не делать, ничего и не будет. Конечно, существует несколько решений, которые можно использовать, и с их помощью сократить площади газона, а значит, снизить трудоёмкость ухода за ним. Предлагаю рассмотреть альтернативные варианты и обсудить их плюсы и минусы.

Томатный соус с луком и сладким перцем - густой, ароматный, с кусочками овощей. Соус готовится быстро и получается густым, потому что этот рецепт с пектином. Делайте такие заготовки в конце лета или осенью, когда овощи созрели под солнышком на грядках. Из ярких, красных томатов получится такой же яркий домашний кетчуп. Этот соус - готовая заправка для спагетти, а ещё его можно просто намазать на хлеб - очень вкусно. Для лучшей сохранности можно добавить немного уксуса.

В этом году часто наблюдала картину: среди роскошной зеленой кроны деревьев и кустарников то тут, то там словно свечи «горят» высветленные верхушки побегов. Это хлороз. О хлорозе большинство из нас знает еще с уроков школьной биологии. Помнится, что это недостаток железа... А ведь хлороз - понятие неоднозначное. И не всегда высветление листвы означает нехватку именно железа. Что такое хлороз, чего не хватает нашим растениям при хлорозе и как оказать им помощь, расскажем в статье.

Овощи по-корейски на зиму - вкусный корейский салат с помидорами и огурцами. Салат кисло-сладкий, пикантный и чуть острый, потому что приготовлен с приправой для корейской моркови. Обязательно заготовьте на зиму несколько баночек, холодной зимой эта полезная и ароматная закуска будет весьма кстати. Для рецепта можно использовать перезревшие огурцы, заготавливать овощи лучше поздним летом или ранней осенью, когда они созрели в открытом грунте под солнышком.

Осень для меня - это георгины. Мои начинают цвести уже в июне, и все лето соседи заглядывают ко мне через забор, напоминая, что я обещала им к осени несколько клубней или семян. В сентябре в аромате этих цветов появляется терпкая нотка, намекающая на приближающиеся холода. А значит, пора заняться подготовкой растений к длинной холодной зиме. В этой статье поделюсь своими секретами осеннего ухода за многолетними георгинами и подготовкой их к зимнему хранению.

На сегодняшний день усилиями селекционеров выведено, по различным данным, от семи до десяти тысяч(!) сортов яблони культурной. Но при огромнейшем их разнообразии в частных садах, как правило, растёт всего пара-тройка популярных и полюбившихся сортов. Яблони - крупные деревья с раскидистой кроной, и много таких на одном участке не вырастишь. А что если попробовать выращивать колоновидные сорта этой культуры? В этой статье расскажу именно о таких сортах яблонь.

Пинджур - икра из баклажанов по-балкански со сладким перцем, луком и помидорами. Отличительная особенность блюда - баклажаны и перец сначала запекают, затем очищают от кожицы и долго томят в жаровне или в кастрюле с толстым дном, добавив остальные овощи, указанные в рецепте. Икра получается очень густой, с ярким, насыщенным вкусом. На мой взгляд, этот способ приготовления - лучший, из всех известных. Он хоть и более хлопотлив, но результат компенсирует трудовые затраты.