Какими пальцами играть бой на гитаре. Как играть бой на гитаре, схемы боев. Как играть бой на гитаре

В данной статье мы разберем что такое гитарный бой, как его правильно играть, какие бывают виды боев и многое-многое другое.

Я подробнее расскажу про:

Бой шестерка

Бой шестерка - самый популярный бой на гитаре. Состоит из шести движений и звучит он примерно так:

Конкретно эта запись - часть песни из песни "Перевал" , которая как раз играется этим боем.

Бой четверка: схема, как играть

Бой четверка тоже относят к Цоевскому бою, потому что используется в некоторых его песнях.

как он звучит

В записи я играю боем четверка песню Кино "Пачка сигарет" .

Схема боя выглядит так:

Вниз - Вверх - Вниз с заглушкой - Вверх

  1. проводим большим пальцем вниз;
  2. большим или указательным пальцем вверх;
  3. указательным пальцем вниз (ногтем);
  4. большим или указательным пальцем вверх.

Цоевский бой: схемы, виды боя

Цоевский бой на самом деле совсем не один, их как минимум 3 штуки, один из них - бой четверка, который вы видите выше. Но есть и другие виды, и звучат они так:

первый бой из шести движений

Здесь 6 основных движений и должна быть большая скорость.

Б - большой палец, У - указательный

В самом начале играем с конца: вниз Б - вниз Б - вверх Б - вниз У

Потом все время играем: вниз Б - вверх Б - вниз Б >>>>> вниз Б - вверх Б - вниз У

другой бой Цоя состоит из 7 движений:

вниз Б - вверх Б - заглушка - вверх Б - вниз Б - вверх Б - заглушка

Блатной бой: схема, как играть

Честно говоря, про блатной бой на гитаре я узнал совсем недавно, когда начал готовить эту статью:) Суть этого боя в том, что при игре меняются басовые струны . То есть, сначала мы дергаем одну струну, потом проводим по всем струнам, а потом дергаем другую струну - и снова проводим по всем струнам.

звучит так

Дергаем Б струну > вниз указательным пальцем > дергаем другую струну (не басовую) > вниз указательным пальцем.

схема блатного боя

Басовая струна - Заглушка - Басовая струна - Заглушка

Можно оба раза дергать басовую струну, чтобы не путаться.

Бой восьмерка: схема, как играть

Бой восьмерка состоит из восьми движений и звучит примерно так:

Конкретно этот кусочек вырезан из песни Баста "Сансара" , в этой песне используется как раз-таки бой восьмерка.

Схема боя восьмерка

Вниз - Вниз с заглушкой - Вверх - Вверх - 3 раза подряд вниз с заглушкой - Вверх

Что такое гитарный бой

Я обещал, что не буду использовать непонятных слов, поэтому...

Что такое бой? Бой - это цикл повторяющихся движений правой рукой около резонаторного отверстия (читай: строение гитары). Короче, грубо говоря - это то, что вы делаете правой рукой по струнам, а если поточнее - это действия, когда бьешь сразу по нескольким струнам.

Не стоит бой путать с переборами на гитаре . Перебор - это тоже цикл повторяющихся движений правой рукой, но здесь имеются в виду пальцы. То есть, повторяющиеся движения пальцами. Каждой струне соответствует свой палец. А в бое мы используем всю ладонь , и даже сжимаем ладонь в кулак и прочие движения.

Как играть бой на гитаре

Как играть бой на гитаре? Вопрос спорный и не имеет однозначного ответа. Есть много видов боев на гитаре - и все они играются по-разному. Нет таких единых движений для всех боев, каждый из них уникальный.

Есть лишь небольшой список движений по струнам, из которых обычно и составляют бой:

  • проведение большим пальцем вниз по струнам;
  • проведение большим пальцем вверх по струнам;
  • заглушка;
  • открытый удар по струнам (похож на заглушку, только без глушения).

Rating 4.70 (5 Votes)

В нотных записях гитарных партий можно встретить обозначения, указывающие направление удара по струне. Следовать ли этим рекомендациям - решать музыканту. Не смотря на то, что наш сайт не является самоучителем игры на гитаре, мы считаем нужным остановиться чуть подробнее на этой теме, чтобы был ясен смысл этих знаков.

Немного теории. Условимся, что левой рукой гитарист зажимает струны, а правой - извлекает звуки. Говорят, что правой рукой (гитарист, скрипач и т.д.) музыкант играет. Именно играет. За эмоциональность игры отвечает именно правая рука музыканта, играющего на струнных инструментах.

Способов извлечения звуков в арсенале гитариста довольно много. Мы говорим в данной статье о тех способах игры, когда правая рука не бьёт по нескольким струнам, а извлекает звуки из вполне определённых струн. Например, игра перебором, либо соло пальцами или медиатором.

В случае игры пальцами, обычно большой палец дёргает струну сверху, а остальные пальцы - снизу. Если нужно сыграть что-то довольно быстрое, то играют указательным и средним пальцами, как бы «бегут» пальцами, дёргая струны снизу. Вариантов много, мы только обратили внимание на то, что чаще всего большой палец дёргает струну сверху, остальные пальцы - снизу. Конечно, бывают исключения.

При игре медиатором, струну дёргают как сверху, так и снизу. Удар сверху сильнее, нота легче акцентируется, поэтому сильные доли играют ударом медиатора сверху. Быстрые партии играют, как правило, чередуя удары сверху и снизу.

Обозначение направления удара по струне

Направления ударов по струнам (сверху или снизу) обозначаются под нотами следующим образом:

Если группы нот повторяются, либо очень похож ритмический рисунок, то достаточно указать направления ударов медиатором в начале рисунка, а повторы можно опустить. Давайте рассмотрим хороший пример, в котором заодно вспомним и некоторые другие элементы нотного письма. Итак, пример:

В.Монти, «Чардаш»

На рисунке изображена часть знаменитого произведения «Чардаш» Витторио Монти. При прослушивании, вы услышите более длинный фрагмент, чем изображён на партитуре. Очень уж красивая музыка:)

Знаками обозначены удары медиатором сверху вниз. Обратите внимание - на сильных долях (начала и середины тактов) удары именно сверху вниз.

Знаками обозначены удары медиатором снизу вверх. Обратите внимание - удары и в большинстве случаев чередуются. Встречаются 2 удара подряд там, где необходим удар на сильной доле. Посмотрите предпоследний такт: два удара подряд для того, чтобы первая нота последнего такта (сильная доля) была взята ударом (сверху вниз).

11 и 12 такты не содержат знаков и . Почему? Ответ такой: предыдущие два такта содержат такой же ритмический рисунок, а на нём уже показаны направления ударов. В принципе, достаточно было в 9 такте на первом ритмическом рисунке (первые 4 ноты 9-го такта) указать направления ударов. Но мы растянули на 2 такта.

Повторение - мать ученья!

Пользуясь хорошим примером, давайте вспомним и другие элементы нотного письма:

  • Размер произведения: две четверти.
  • Произведение играется довольно быстро, поэтому автор облегчил нам чтение нот: мы видим обозначения для пальцев левой руки (цифры рядом с нотами). Не стоит слепо следовать советам по расстановке пальцев, но прислушаться надо. По крайней мере понять, что имел ввиду автор.
  • Обозначений для пальцев правой руки нет. Почему? Потому, что играем медиатором.
  • Знаки альтерации. Есть случайные диезы, а также бемоль при ключе (на ноте «си»). Раз бемоль при ключе, то вместо всех нот «си» следует играть «си-бемоль». Действие случайных знаков альтерации (у нас это диезы) распространяются только на один такт.
  • В начале второй строки нотного стана стоит цифра 7. А в начале третьей строки - цифра 12. Это номер такта, с которого начинается строка. Так проще ориентироваться.
  • Обратите внимание на репризу - она охватывает собой всю изображённую часть произведения. Значит, следует играть два раза.

Каждый виртуозный гитарист имеет в рукаве пару фишек, которые делают его игру уникальной и цепляющей. Гитара – инструмент универсальный. Из нее удается извлечь множество мелодичных звуков, которые могут как украсить композицию, так и изменить ее до неузнаваемости. В этой статье речь пойдет о нестандартных приемах игры на гитаре.

Слайд

Этот прием зародился в африканских странах, а популярность ему принесли американские блюзмены. Уличные музыканты использовали стеклянные бутылки, металлические бруски, лампочки и даже столовые приборы, чтобы получить яркий живой звук и привлечь внимание прохожих. Такая техника игры получила название bottleneck , или слайд.

Суть техники достаточно проста. Вместо того чтобы прижимать струны пальцами левой руки, гитаристы используют металлический или стеклянный предмет – слайд . Звучание инструмента при этом меняется до неузнаваемости. Слайд прекрасно подходит для акустических и электрогитар, но плохо применим по отношению к нейлоновым струнам.

Современные слайды делаются в форме трубок, так что их можно надевать на палец. Это позволяет сочетать новый прием с привычной классической техникой и быстро переключаться между ними при необходимости. Однако вы можете экспериментировать с любыми попавшимися под руку предметами.

Прекрасный пример слайдовой техники можно увидеть на видео

Тэппинг

Тэппинг – одна из форм легато. Название техники пошло от английского слова tapping – постукивание. Музыканты извлекают звук за счет ударов по струнам на грифе. Можно использовать для этого как одну руку, так и сразу обе.

Попробуйте зажать вторую струну на пятом ладу указательным пальцем левой руки (нота фа), а затем резким движением прижмите ее на седьмом ладу (зазвучит нота соль) безымянным пальцем. Если вы резко сдернете безымянный палец со струны – снова прозвучит фа. Чередуя такие удары (они называются hammer-on) и сдергивания (pull-off), можно строить целые мелодии.

Когда освоите одноручный тэппинг, попробуйте задействовать и вторую руку тоже. Виртуозы этой техники могут исполнять одновременно несколько мелодических линий, создавая ощущение, что играет сразу 2 гитариста.

Ярким примером тэппинга является композиция «Song for Sade» Ян Лоренса

На видео он использует особый вид гитар, но суть техники нисколько не меняется.

Медиаторный флажолет

Если вы увлекаетесь рок-музыкой, наверняка слышали, как гитаристы вставляют в свои партии высокие «кричащие» звуки. Это эффектный способ разнообразить свою игру и добавить динамики в композицию.

Извлечь медиаторный флажолет можно на любой гитаре, но без усиления звука он получится очень тихим. Поэтому эта техника считается чисто «электрогитарной». Возьмите медиатор таким образом, чтобы за его края выступала подушка большого пальца. Вам нужно щипнуть струну и тут же слегка приглушить ее пальцем.

С первого раза он не получается практически никогда. Если приглушите слишком сильно – звук пропадет. Если слишком слабо – вместо флажолета получите обычную ноту. Экспериментируйте с положением правой руки и с различными хватами – и однажды все получится.

Слэп

Этот нестандартный прием игры на гитаре пришел от басовых инструментов. В переводе с английского slap – это шлепок. Гитаристы бьют большим пальцем руки по струнам, из-за чего они ударяются о металлические лады, издавая характерный призвук. Часто музыканты играют слэпом на басовых струнах, сочетая его с резкими щипками тонких.

Такой стиль прекрасно подходит для ритмичой музыки, вроде фанка или хип-хопа. Пример игры слэпом представлен на видео

Сгибание грифа

Это, наверно, один из самых нестандартных приемов игры на гитаре, которые известны миру. Необходимо извлечь какую-то ноту или аккорд на «пустых», незажатых струнах. После этого правой рукой прижмите деку гитары к себе, а левой надавите на головку грифа. Строй гитары немного изменится и создастся эффект вибрато.

Прием используется довольно редко, но имеет огромный успех при игре на публике. Его довольно просто сделать, и он выглядит очень эффектно. Подобной техникой часто пользуется американский гитарист Томми Эммануэль. Посмотрите это видео на 3:18 и вы все поймете.

Бой на гитаре является одним из важнейших приемов игры на этом инструменте. Очень много песен играется именно этим приемом. Поэтому для начинающих обязательно нужно освоить бой на гитаре.
Теперь начнем разбираться как играть боем на гитаре. Как вы понимаете из названия, суть этого способа игры заключается в ударах по струнам. По струнам можно бить правой рукой (или левой, если Вы левша) или же . Хочу отметить, что большинство исполнителей рок-музыки играют именно медиатором. Да и вообще профессиональные музыканты не употребляют такого термина, как «бой на гитаре» . Это называется ритмическим рисунком, которые в свою очередь бывают разными. Будите вы играть медиатором или нет – это уже ваш выбор, но принцип игры одинаков.

Как играть боем на гитаре

Прежде чем приступить к практике нужно понимать, что самое главное в бое под гитару – это чёткость исполнения. Поэтому начнём с малого. Правильно возьмите гитару и правильно расположите руки. Если Вы не знаете точно, как это сделать, то об этом можно прочитать .
Итак, для начала из исходного положения правой руки Вы должны попробовать ударять пальцами по струнам сверху вниз как бы сгибая и разгибая пальцы. Для более чёткого исполнения этого упражнения попробуйте выполнять удары по струнам под счёт.

  • — обозначение ударов по струнам сверху вниз

Следующим этапом обучения бою на гитаре должно стать освоение ударов по струнам снизу вверх. Здесь просто выполняем вышеописанные советы снизу вверх, как бы цепляя струны. Опять же считаем при выполнении упражнения.

  • ↓ — обозначение ударов по струнам снизу вверх

Ну а теперь играем упражнения вниз-вверх несколько раз под счёт. Это будет простейшая схема боя.

Также важным моментом является глушение струн. Когда вы ударили по струнам и они звучат, нужно резко опустить руку на струны, чтобы полностью заглушить их. Попробуйте ещё бить по струнам вниз-вверх и заглушать их.

  • х — глушение струн

Теперь приведу несколько схем боя на гитаре с глушением струн и без. Для наглядности и лучшего понимания привожу длительность нот, которые соответствуют каждому удару. Если Вы забыли нотную грамоту, то освежить её в памяти можно вот . Темп выбираете сами. Конечно, нужно начинать с медленного темпа.

Схема боя на гитаре №1

Стрелки — это удары по струнам. Сверху соответственно длительность нот

Схема боя на гитаре №2


Схема боя на гитаре №3

Крестиками обозначено глушение струн.

Это далеко не все виды боя на гитаре. Вы сами можете придумать свои или посмотреть на видео как играется та или иная песня. Самое главное понять и освоить принцип этого приема игры.

Еще в средние века смелые, отчаянные и отмеченные Амуром молодые люди пели своим любимым под окнами серенады. Время шло, к композициям добавились музыкальные инструменты, лидирующую позицию среди которых занимает гитара. О, эта шестиструнная повелительница сердец миллионов! Ее звуки лечат душевные раны. Она объединяет людей всех возрастных групп, города, страны и даже континенты. Именно благодаря гитаре у нас есть потрясающие рок-коллективы (как-то тяжело представить себе музыканта, выдающего бешеные ритмы на... арфе).

Как изучать? С чего начать?

Первый "бой" - он легкий самый

Считается, что самый простой бой на гитаре - это тот, который ученику поддастся быстрее всего. Вообще, существует несколько довольно легких его вариантов. Одним из наиболее простых является следующий: пальцем руки ударяем вниз по струнам, небольшая пауза (как раз, чтобы отнять палец от струн), затем повторный вверх, но уже с заглушкой, и последним является элемент "удар сверху вниз". Схематично можно изобразить так:

Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх_ опять Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх и т. д.

Бой "восьмерка"

Второй по списку легкий бой на гитаре для начинающих исполняется следующим образом: указательным пальцем ведущей руки проводим вниз по струнам по порядку два раза, после идут два аналогичных движения снизу вверх без отрыва от струн и остановок. Затем следует комбинация вниз-вверх.

Данный для начинающих схематично выглядит так:

Вниз _ Вниз _ Вверх _ Вверх _ Вниз _ Вверх и снова сначала.

Иногда для ритма может добавляться седьмой ход - удар по струнам вниз. При этом изначально (в процессе изучения) тут может не быть абсолютно никаких глушений. Потом, постепенно, их можно добавить.

Тогда схема слегка поменяется:

Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх _ Вверх _ Вниз _ Заглушка _ Вверх.

Данный бой на гитаре для начинающих еще называют "универсальным", или "восьмеркой". Последнее название появилось в результате подсчета количества движений, которые необходимо выполнить для одного цикла боя.

Для того чтобы "отточить" технику, необходимо следовать правилам:

  • не торопиться;
  • считать;
  • тренироваться.

С практикой придет и умение. Комбинировать с техниками получается довольно хорошо у тех, кто достаточно долго тренировался и поднаторел в искусстве игры на этом волшебном шестиструнном инструменте. Заглушка при игре боем может выполняться либо большим пальцем, либо ребром руки - все зависит от метода исполнения той или иной композиции.

Для того чтобы узнать, как играть на гитаре: боем, перебором или комбинированным вариантом, можно обратиться к помощи все тех же ресурсов: самоучителю или друзьям, прекрасно освоившим данное искусство.