Конвергентное воспитание. От «конвергентного образования» к «конвергентному воспитанию»: постановка проблемы. Мы возвращаем эксперимент в школы

«ФГОС основная школа» - Показатели готовности ОУ к введению ФГОС. Понятие «универсальные учебные действия». Особенности ФГОС. Оценка барьеров и неудач. Обучаемый оперирует знаниями, тем самым формируя умения. Развивающее обучение. Управления качеством готовности к введению ФГОС. Управление качеством образования. Система качества СК, процессы обеспечения качества.

«ФГОС общего образования» - СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность. ФГОС НОО Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Взаимодействие. Изобразительное искусство. Круглые столы. Базисный учебный план начального общего образования Вариант 1. Требования к структуре основных образовательных программ.

«ФГОС ООО» - Учитель. Необходимость изменений. Требования к структуре образовательных программ. Требования к школьной инфраструктуре. Введение стандартов второго поколения. Оснащение образовательного процесса. Требования к обеспечению ФГОС ООО. Образование 3.0. Детям неинтересно в школе. Проблемы внедрения стандартов ООО.

«ФГОС основного общего образования» - Идеология Структура Содержание. Инновационность ФГОС. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. Личностным Метапредметным Предметным. Обязательная часть ООП НОО - 80%, часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20% . Требования к условиям освоения основной образовательной программы.

«Особенности ФГОС» - Итоговая оценка. Метапредметные результаты. Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению. Требования к структуре ООП. Требования к результатам освоения ООП. Обсуждение проекта ФГОС. Осознанно выполняющий правила. Результаты освоения ООП. Национальная инициатива. Особенности ФГОС. Положение о порядке проведения экспертизы учебников.

«ФГОС основного образования» - Этап активного приобретения «опыта»; Показатели и индикаторы. 5-6 класс «пробы». Учебно-предметные компетентности. Социальный опыт (социализация). Учебно-исследовательская деятельность. Социальная практика. Проектная деятельность. Индивидуализация через индивидуальные образовательные траектории детей.

Всего в теме 9 презентаций

Gрежде всего, что изменения, происходящие в сфере наук и технологий, а следовательно, и в общественном развитии, не могут не оказывать влияния на сферу образования. Школа, которая хочет быть востребованной у москвичей, должна быть надежной, способной подготовить выпускника к успешной социализации, к жизни и труду в быстро изменяющемся мире, в мире высоких технологий.
Если посмотреть вокруг, то можно с уверенностью сказать: «Будущее уже здесь. Оно просто распределено неравномерно». Каждая столичная школа оснащена современным оборудованием; наши дети живут в мире высоких технологий, они активно используют все возможности информационной среды; их взаимодействие с миром опирается на желание расширить границы своего познания, шагнуть за порог школьного кабинета, взглянуть на мир во всем его многообразии.
Техносфера современного столичного мегаполиса уже сейчас активно перестраивается на основе ее базовых составляющих: науки, образования, технологии. Создается принципиально новая техносфера, которая станет органичной частью природы, с одной стороны, и органичной частью образования - с другой.
Это открывает перед человечеством большие возможности - синтез достижений по основным технологическим направлениям (био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, микромеханика, фотоника, термоядерная энергетика и др.) может привести, например, к созданию квантового компьютера или искусственного интеллекта. Возможен также выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой. Информатизация приводит к перераспределению труда. Мы идем к тому, чтобы повышалось качество жизни людей. Все изменится: машина будет делать трудную работу, человек - умную.
Мир будущего меняет школу уже сегодня, значит, нужны новые результаты. Для получения новых результатов необходимы новые возможности. Все это обязывает по-другому взглянуть на целевые установки и содержание основной образовательной программы школы. Главная цель - обеспечение готовности подрастающего поколения к жизни и труду в эпоху конвергенции. Безусловно, изучение разных наук дает возможность ребенку сделать выбор, кем ему стать, - например, историком, химиком или биологом. С другой стороны, методические принципы подачи материала должны быть пересмотрены - науки нельзя изучать обособленно, то есть математик должен помнить о существовании физики, химик - биологии и прочее. Этот подход должен доминировать и на уроках, и в учебниках. Неоспоримо, что образование является неотъемлемой частью культуры, основанием для развития человеческой цивилизации. Оно обязательно для социализации в любом обществе. Но на каждом этапе развития этого общества важно понимание, почему нужны именно эти знания, именно это содержание. Необходим инструмент, который позволит управлять образовательным процессом, который наполнен новыми смыслами обучения, педагогического воздействия и содержанием, учитывающим современные тенденции общественного развития и системы образования в столичном регионе. Этим инструментом должна стать конвергентно ориентированная образовательная программа.
Несомненно, что главенствующая роль в выстраивании стратегических подходов к решению непростой задачи - подготовки подрастающего поколения к жизни в мире будущего - принадлежит руководителю образовательной организации и его заместителю. В рамках реализации проекта «Современный заместитель руководителя образовательной организации» и решалась эта важнейшая задача. Мастер-классы, проектные мастерские, круглые столы, стажировочные площадки, семинары, панельные дискуссии, вебинары, стратегические сессии в программе профессиональной переподготовки позволили получить ответы на многие вопросы, волнующие заместителей руководителей, например:
1. Что такое конвергентный подход и зачем он нужен?
2. Как меняются инструменты управления образовательным процессом при реализации конвергентного подхода?
3. Каковы отличительные особенности конвергентно ориентированной образовательной программы?
4. Что и как нужно делать, чтобы разработать такую программу и успешно ее реализовать?
5. На каком уровне образования программа должна стать конвергентно ориентированной?
При разработке конвергентно ориентированной образовательной программы учитывался ряд важнейших факторов: ориентированность на тренды будущего, в том числе профессии будущего; максимальная включенность всех ресурсов урочной, внеурочной деятельности и образовательного потенциала города. Безусловно, надо было определить и стратегические ориентиры в системе управления школой. И наконец, необходимо было оценивать существующие практики и умело использовать их в своей образовательной организации.
В процессе обучения участники программы профессиональной переподготовки «Современный заместитель руководителя» приобрели опыт проектирования конвергентно ориентированных образовательных программ и получили возможность усовершенствовать навыки управления образовательным процессом, освоили новые техники эффективного урока.
Заместители руководителей посетили 24 стажировочные площадки, где ознакомились с лучшими практиками по созданию конвергентно ориентированной образовательной среды.
Слушателями были разработаны 35 проектов конвергентно ориентированных образовательных программ, защита которых состоялась 14 и 17 июня в МИОО. Примечательно, что командный проект выполняли заместители руководителей различных школ. Это позволило определить общую идею, которая может быть реализована на практике в любой московской школе с учетом ее возможностей, потребностей и стратегических ориентиров. Каждый командный проект содержал пояснительную записку к программе, где была обозначена ключевая идея, и программу, в которой эта идея раскрывалась на всех уровнях образования, разработку мероприятия, в котором были отражены практическая направленность, конвергентный подход и значимость для дальнейшего развития школы. В качестве экспертов на защиту итоговых командных проектов были приглашены руководители лучших московских школ. Именно руководитель-практик способен оценить реалистичность и необходимость использования конвергентно ориентированной образовательной программы для развития школы и системы образования Москвы.
Каждая из 35 команд заместителей руководителей определила новые точки роста в развитии школы, указав направления взаимодействия всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей, детей. А еще, по мнению заместителей руководителей, конвергентно ориентированная образовательная программа предполагает создание конвергентной образовательной среды, которая составит прочный фундамент для развития системы школьного образования в Москве. Вот как представила одна из команд значение конвергентной среды для образовательной организации, педагогов, родителей, детей.
Защита проектов продемонстировала важность формирования командного духа заместителей руководителей школы - по сути, в процессе разработки проектов возникло новое сообщество в системе московского образования «Современный заместитель руководителя». Совместная деятельность этого сообщества по разработке конвергентно ориентированной программы еще раз показала, что главное в системе образования города Москвы - это не соревнование школ друг с другом, а развитие каждой из них!
Можно смело утверждать, что конвергентно ориентированная образовательная программа открывает новые возможности для получения новых результатов.
Школа с новыми возможностями - это школа, которая нужна будущему. А будущее нужно самой школе.

Татьяна ФЕЩЕНКО, доцент МИОО

Конвергентный подход в образовании.

Мы возвращаем эксперимент в школы

Главным результатом обучения в школе является освоение базовых теоретических понятий (время, вещество, объем, сумма) и способность применять их в решении практических задач и получении новых знаний. Представители естественных наук считают, что будущее за междисциплинарными исследованиями в области химии, физики и биологии. Конвергентное обучение, для реализации которого был создан Курчатовский проект, направлено на формирование именно такой междисциплинарной образовательной среды на уроке и во внеурочной деятельности учеников.

Предпосылки проекта

Одной из проблем современного образования является традиционное преподавание предметов естественнонаучного цикла изолированно друг от друга, в результате чего у учащихся происходит неполное формирование целостной картины мира.
Задача проекта

Сформировать системные представления об окружающем мире на этапе начального образования, которое определяет мотивацию учащегося и на весь последующий образовательный цикл.

Цели проекта

Сформировать у школьников мотивацию к получению естественнонаучного образования.
- Заложить основы восприятия окружающего мира как целого на базе междисциплинарных образовательных программ.
- Предоставить возможность участия в выполнении учебно-исследовательских проектов.
- Сориентировать учащихся выпускных классов на поступления в лучшие университеты, ведущие междисциплинарную подготовку кадров.
Конвергентное обучение

Один из основателей Курчатовского проекта Михаил Валентинович Ковальчук, доктор физико-математических наук и член-корреспондент РАН отмечает, что основой сближения (конвергенции) наук и технологий должны стать информационные и нанотехнологии, и выделяет следующие черты развития естественных наук:
- переход к наноразмерам;
- изменение парадигмы развития от анализа к синтезу;
- сближение и взаимопроникновение неорганики и органического мира живой природы;
- междисциплинарный подход вместо узких специализаций.
Эти положения определяют содержание образовательных ресурсов Курчатовского проекта.

Метапредметный подход в образовании.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Физика - это наука о природе.

В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются, поэтому в школе обязательно должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей.

В школе очень часто одни и те же научные понятия при изучении различных дисциплин трактуются по-разному, что вносит путаницу в сознание учащихся. При переходе из одной предметной области в другую у них не возникает общего понимания устройства областей и где проходит граница между самими областями. Особенно сложно связать гуманитарный и естественнонаучный тип знаний.

Одна из задач метапредметного подхода осознание себя в этом мире и развитие единой системы

природа-человек-общество.

Междисциплинарный подход в образовании.

Что такое междисциплинарный подход к обучению

Междисциплинарный подход включает в себя размытие границ между традиционными учебными предметами и обучение в рамках более общих тем или направлений, а не учебных дисциплин. К примеру, обучение иностранному языку может объединяться с обучением географии, истории и литературы данной страны, разные предметы могут объединяться в таких темах, как “мой город”, “моя страна”, и т.д.

Понятие междисциплинарного обучения известно еще с античных времен, оно затрагивалось известными философами и педагогами и в более позднее время. Актуально и современно звучат слова величайшего педагога и мыслителя 17-го века Я.А. Коменского по реорганизации образования, который в книге «Великая дидактика» подчеркивал, что «все находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Я.А. Коменский определил, что обучение – это приобретение знаний и умений решать разные задачи. И соответственно, такое обучение требует междисциплинарного подхода, призванного создать целостную картину мира, в которой человек – это совершенное творение природы и имеет право на развитие всех своих способностей и возможностей.

Финская система образования принципиально отличается от систем, принятых во многих странах (в особенности в Азии), тем, что она направлена не на зубрежку и успешную сдачу экзаменов, а на развитие способностей каждого ребенка и его подготовку к взрослой жизни. В Финляндии в школах не ставятся оценки и не проводятся централизованные экзамены. В центре учебного процесса находится ученик, учитель лишь ему помогает в усвоении знаний. Ученики не просто сидят рядами и слушают преподавателя, а поощряется совместная работа по разрешению различных учебных задач.

Интегрированный подход в образовании.

Интеграция в современной школе идет "по нескольким направлениям и на разных уровнях. Эти уровни: внутрипредметный и межпредметный.

Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию, которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов; и узловую интеграцию, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знание из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала.

Следующий уровень – межпредметная или синтезированная интеграция, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса.

На перекрестке этих подходов могут быть и разные результаты:

1. рождение абсолютно новых предметов (курсов);

2. рождение новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов;

3. рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования;

4. разовые интегрированные уроки разного уровня и характера как проба сил учителя в новом направлении.

Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует необходимость повышать эффективность учебной деятельности школьников. Важно продумать такие способы её организации, которые обеспечивали бы высокую познавательную активность учащихся. Репродуктивная деятельность учащихся направлена на заучивание и воспроизведение знаний и умений. В основе творческой познавательной деятельности лежит процесс преобразования усвоенных знаний, оперирование умениями в новой ситуации, поиск ответа на поставленную проблему. Самый высокий уровень творчества учащихся достигается тогда, когда они самостоятельно ставят проблему и находят пути её решения. Задача учителя – научить учащихся учебной деятельности вначале по образцу, а затем применению умений в новой ситуации. При этом следует добиваться постепенного возрастания уровня творчества, перехода от репродуктивной к творческой деятельности, находить их оптимальное соотношение.

На первых этапах обучения предметам естественного цикла преобладает репродуктивный характер познавательной деятельности учащихся. По мере овладения понятиями, создания необходимой базы знаний для их дальнейшего использования, вооружения школьников учебными умениями возрастают возможности для включения их в творческую деятельность.

Одним из путей развития творчества в процессе обучения в школе являются интегрированные уроки. Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук.

Специфика таких уроков состоит в том, что чаще всего они проводятся учителями двух или нескольких предметов. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов.



03.04.06

Начинается глобальная конвергенция образования
Томас Фридман , обозреватель "Нью-Йорк таймс"

Чем больше я пишу о событиях в мире, тем больше жалею о том, что не изучал в колледже педагогику, поскольку чем больше бываю за границей, все чаще слышу, что во многих странах самые горячие споры идут по поводу образования. Интересно, что каждая из стран считает себя отстающей.

Тони Блэр в борьбе с собственной партией стремиться развить сеть школ с нестандартными учебными программами. Сингапур одержим желанием сохранить роль мирового лидера в знаниях школьниками математики. Америка прилагает все усилия к тому, чтобы улучшить подготовку по математике и другим точным наукам в государственных школах. Я только что вернулся из Бомбея, где побывал на ежегодной конференции ассоциации Nasscom, объединяющей индийские компании, занимающиеся программированием. Во многих выступлениях звучала обеспокоенность тем, что система образования Индии не готовит достаточно "новаторов".

В Индии и Китае в совершенстве освоено обучение, основанное на механическом запоминании; все другие страны страшатся растущей армий подготовленных в этих странах инженеров. Но индийцы и китайцы сомневаются, не приведет ли избыточная подготовка в точных науках, не подкрепленная познаниями в искусстве, литературе, музыке и гуманитарных дисциплинах к тому, что Индиры и Шу вырастут скучными детьми, неспособными к инновациям.

"У нас никто не хочет изучать гуманитарные науки, все стремятся получить инженерное или экономическое образование, - сказал Джерри Рао, генеральный директор одной из крупнейших в Индии аусорсинговых компаний MphasiS. – Мы становимся нацией честолюбивых программистов и коммерсантов". Он с сожалением говорил о том, что в новом поколении индийцев не будет Видьядхара Найпола и Амартии Сена, имея ввиду индийского писателя и индийского экономиста, лауреатов Нобелевской премии.

Инновации нередко представляют собой синтез искусства и науки, а лучшие инновационные решения часто включают в себя и то, и другое. По словам Джерри Рао, 50 лет назад в Индии с уважением относились к знатокам санскрита, теперь же в почете только инженеры, программисты, коммерсанты, врачи. "В этом году в Америке больше людей получат ученые степени в области санскрита, чем в Индии, а ведь санскрит – это корни нашей культуры!" - сказал Джерри Рао.
Чем объяснить такую обеспокоенность? Дело в том, что компьютеры, волоконная оптика и интернет выровняли поле экономической игры, создав глобальную платформу, к которой могут подключаться множество игроков. Капиталы теперь перемещаются все быстрее, стремясь привлечь наиболее эффективных талантливых людей, где бы они ни находились, поэтому каждая страна стремится повысить уровень таланта своего населения. Когда у всех есть доступ к одной и той же технологии, "единственным долгосрочным преимуществом" остается талант человека, утверждают исследователи бизнеса Джон Хагель III и Джон Сили Браун.

Итак, я выяснил, что Индия ставит перед собой задачу быстрого перехода от аутсорсинга бизнес-процессов (business process outsourcing - B.P.O.) который состоит в выполнении конторской работы и написании программ в интересах американских компаний, к аутсорсингу знаний (knowledge process outsourcing - K.P.O.), то есть к предложению более самостоятельных замыслов и товаров.
"Креативны ли мы как нация? - спросил Азим Премжи, председатель совета директоров одной из ведущих в Индии технологических компаний Wipro. – Судя по богатству нашего культурного наследия, несомненно; наше искусство и наша литература – в ряду величайших в мире. Мы должны привнести их дух в экономическую сферу и в сферу бизнеса".

Но для того, чтобы сделать этот шаг, по мнению индийских предпринимателей, потребуется провести большие изменения в косной системе образования, предполагающей беспрекословный авторитет учителя. "Если мы не позволим нашим ученикам спрашивать "почему", а лишь будем продолжать говорить им о том "как", мы будем по-прежнему заниматься аутсорсингом, не предполагающим лидерства, которое требует сложных взаимоотношений и рассуждений, понимания потребностей других людей", - сказал Нирмала Санкаран, генеральный директор индийской образовательной компании HeyMath.

Могу предположить, что начинается процесс глобальной конвергенции образования. Китай и Индия будут стремиться вселить в своих учеников больше творческих начал. Америка будет более тщательно подходить к обучению математике и другим точным наукам. Эта конвергенция сильно пришпорит глобальное развитие. Но одни выиграют больше, а другие – меньше. Больше выиграют те, кто раньше и в большинстве школ создаст правильный баланс.

Публикуется с сокращениями с разрешения The New York Times News Service and Syndicate Co.