Пёстрые шаровары или красный плащ: Почему традиционная одежда цыганок в разных странах отличается. Цыганский костюм. История и мифы Как одеваются цыгане женщины

Цыганские юбки - это очень красивые и набирающие популярность наряды. Цыганские юбки сочетаются с разной одеждой, но особо красиво она смотрится в цыганском костюме. Сегодня мы расскажем вам, как сшить цыганские костюмы своими руками.

Мы постараемся описать процесс изготовления цыганского костюма максимально просто и точно. Самый сложный элемент костюма - юбка, шьётся достаточно просто. С юбкой для танцев не должно возникнуть никаких сложностей даже у новичков, не говоря уже о тех, кто имеет достаточный опыт шитья. И так, давайте приступим к шитью основной части - юбке.

Юбка в отдельности может быть очень красивым элементом одежды для девочки или женщины. Как мы упомянули выше, юбка шьётся достаточно просто и легко. Главная особенность цыганской юбки заключается в её большой ширине и свободности. На фото ниже вы можете видеть примерный диаметр цыганской юбки.

Для того что бы получить широкую юбку нам нужно взять большое количество ткани. Нам нужно полотно длиной десять и шириной полтора метра. Из этой ткани мы сделает два солнца и оборка по канту. Некоторые мастерицы шьют юбку в 2,5 солнца, но это очень сложно и если вы не имеет достаточно опыта, то лучше не делать этого.

Для своей юбки ищите максимально лёгкий и свободный материал. Он должен быть лёгким «как пух». Из всех волокон можно посоветовать эти: атлас, искусственный шёлк, полиэстер и штапель. Все они очень лёгкие, не мнутся и практически не изменяют свою форму в процессе носки. Мы бы не советовали вам использовать натуральный шёлк. Да, он очень красиво выглядит, но его «склонность» к вытягиванию принесёт вам очень много неприятностей. Юбка из натурального шёлка очень быстро потеряет свою первоначальную форму и размеры.

По цыганским традициям, юбка должна очень плотно прилегать к талии девушки. В танце не должно быть видно никаких оголённых ног и живота! Очень часто многие мастерицы вместе с внешней юбкой шьют ещё и внутреннюю, в изготовлении которой используются более дешёвые материалы и, как правило, они не имеют такой красивой расцветки.

К наружной, главной юбке пришейте оборку. Оборка делается как в один, так и в два, и в три слоя. Чем больше слоёв, тем тяжелее юбка. Но юбка будет заметно красивее. Так что, если вы делаете юбку не для танцев, то можете сделать больше слоёв оборки. Старайтесь делать оборку одноцветной, это создаст контраст. Вы можете использовать разные формы оборки. Если вы впервые шьёте юбку, то вам лучше всего сделать сосборенную оборку.

Существует множество различных блузок, различной формы. Можно сделать рукава облегающими или очень широкими и украсить их волнами с маленькими оборками. В современных цыганских танцах несколько изменили традиции. Если раньше нельзя было открывать живот, то теперь многие танцовщицы танцуют с открытым животом.

Корсетный пояс является очень красивым и популярным украшением костюма. Его следует делать полужестким и не очень широким. Пояс красиво подчёркивает талию и не сковывает движений танцовщицы.

Обязательным элементом цыганского костюма является шаль. Шаль выполняет роль не только украшения, но и специального танцевального аксессуара. Размеры шали должны быть большими и превышать 1,5 метра. Большая длина позволяет накидывать шаль на плечи или повязать на талию. В качестве шали можно использовать Павлово-посадские платки с бахромой.

Для того, чтобы сшить костюм мы взяли восемь метров набивной атлас-стречи. Полотно имело рисунок в виде цветов розы.

Начнём шитью костюма с юбки.

Снимаем мерки обхвата талии и длины будущей юбки. Длина юбки должна быть такой, что бы её низ доставал до щиколоток.

Длину нижнего яруса можно сделать от десяти до двадцати пяти сантиметров. Но для начала рассчитайте все оборки.

Обязательно отступаем от края юбки полтора сантиметра - это нужно нам для того, чтобы пришить оборок. Аккуратно вырезаем и следим за тем, что бы ткань не смещалась. Для этого можете прикрепить её булавками, но внимательно следите, что бы булавки были максимально острыми. Они могут оставить небольшие затяжки или заусенцы, которые просто недопустимы.

Сшиваем все части юбки. Можно сшивать с помощью запошивочного шва, ведь мы используем тонкую ткань.

После этого делаем оборки и пришиваем их с помощью швейной машинки. Далее мы должны расправить все оборки по низу юбки и сделать красивый пояс. Наша юбка готова!

В нашей статье мы рассмотрели лишь цыганский костюм для девочки или женщины. В интернете есть множество статей, описывающих как сделать костюм для мальчика.

Как сделать костюм цыганки своими руками

Заводная, весёлая, игривая цыганка – всегда привлекала внимания и выделялась в любой компании, она поистине станет украшением маскарадного вечера или хэллоуина.

Вариант №1

Для быстрого перевоплощения в цыганку нужно вооружиться красочными платками, широкими юбками (если нет своих, можно позаимствовать у мам и бабушек), массивными бусами, яркой блузой, рубашкой, которую можно завязать на узелок или футболкой и гримом (или предметами для макияжа). Итак, надеваем блузу, юбку (для пышности можно две сразу), обматываемся платками (один можно повязать на голову, о второй поверх юбки, углом на бёдра), а сверху бусы. Добавить колорита цыганскому костюму можно с помощью выразительного макияжа.

Данный способ создания костюма немного кропотливее, но зато порадует глаз на любом маскараде. Берём побольше красочной или цветастой ткани — шелка, атласа, шифона. Для создания юбки берём любую понравившуюся выкройку, прикладываем к ткани, обводим, вырезаем и сшиваем. Примеры выкроек:

Теперь приступаем к созданию блузона, он может быть совершенно различный, для этого выбираем выкройку (за основу можно взять выкройку болеро).

Для завершения костюма можно купить платки – неизменная атрибутика цыган, но лучше будет оставшиеся ткани порезать на платки и сделать в них бахрому. Можно также связать красивую шаль, которая станет прекрасным дополнению для костюма, сделанного вручную.

Ещё немаловажными для создания общего колорита являются дополнительные аксессуары – бусы, браслеты, можно одежду обшить декоративными монетками (их можно купить отдельно или взять с пояса для танца живота). Ещё в руках можно держать карты, интересно будет смотреться, если одну или несколько карт пришить к подолу юбки. Кроме того, с помощью тонального крема, темнее на несколько тонов оттенить кожу и сделать смуглой как у цыганки.

Как сшить цыганский костюм своими руками

Бывают не только традиционные костюмы какой-то определенной страны, но наряды, олицетворяющие культуру и историю целого народа. К ним относятся, конечно же, цыганские костюмы - со своим потрясающим сочетанием и буйством пестрых красок, свободно летящими тканями и морем украшений.

Если вы или ваша дочь хотите воплотить образ загадочной знойной красавицы-цыганки на карнавале или костюмированной вечеринке, можно сшить костюм цыганки своими руками.

Женский цыганский национальный костюм для танца состоит из широкой юбки (солнце-клеш) и блузы с объёмными спадающими рукавами. Это может быть и цельное платье с полами, которые свободно поднимаются и кружатся. Также часто цыганки в костюм добавляют красивую шаль с бахромой (накидывается на плечи или завязывается на бедра), массивные блестящие украшения (бусы, мониста, серьги, браслеты), заплетают в длинные распущенные волосы цветы. На голове может быть повязан цветастый платок (по типу банданы у пиратки или атаманши).

В основном, цыганский костюм с открытым животом, плечами и ногами допустим только, как карнавальный, потому что одеваться так женщинам этого народа нельзя. Даже если они выступают в национальном театре, то для танца берутся максимально закрытая одежда.

Костюм цыганки для выступлений должен блестеть и «шуметь»: то есть, быть украшенным пайетками, бисером, блестками, иногда его расшивают подвешенными монетками по оборкам.

Карнавальный костюм может ограничиться только одной юбкой-солнце. Просто пришейте к ней много пышных оборок, чтобы сымитировать многослойный наряд. А вот для танца понадобятся еще дополнительные нижние юбки, воланы и оборки в несколько слоев.

Как правило, ткань для цыганского костюма нужна ярких насыщенных расцветок (красная, синяя, зеленая, оранжевая, желтая, фиолетовая) с цветочными принтами или в горошек.

Мужской цыганский костюм не менее колоритен и красив, чем женский. Мужчины-цыгане на выступления одевают черные брюки, цветастые рубашки с широкими рукавами и красивыми воротниками, также образ может быть дополнен жилеткой с аппликациями или позументами, шляпой, шелковым платком, широким кожаным ремнем.

На ногах у мужчин можно увидеть роскошные сапоги, женщины же очень часто для танца не обувают ничего и выступают босыми.

Как вы уже поняли, самым главным у цыганки в костюме является юбка. Чтобы сделать настоящую юбку-солнце, вам понадобится выкройка. Изменяя размеры, можно сшить, как наряд для взрослых, так и детский костюм.

Выбирайте легкую, но плотную ткань, которая будет хорошо ниспадать и не сильно мяться. Можете использовать искусственный шелк, атлас, полиэстер, смессовую ткань. Также вам понадобится косая бейка (цветная и черная) и шифон.

  1. Чтобы сшить юбку, которая подойдет и для карнавальной вечеринки, и для танца, выкраивайте два солнца-клеш. Для этого снимите размеры обхвата талии и померяйте длину будущей юбки.
  2. Учитывайте длину оборок.
  3. Заготовки материала нужно аккуратно прострочить.
  4. Оборки нужно вырезать и сшить в большое кольцо по длине двух окружностей ваших юбок. Затем окантовать их косой бейкой, присборить (уложить друг на друга так, как они будут пришиваться к юбке) и пристрочить.
  5. Оборки должны распределяться по низу юбки равномерно, поэтому нужно прошивать их небольшими участками, постоянно контролируя и распределяя «присборенность».
  6. Чтобы сшить пояс, необходимо раскроить лоскут ткани чуть больше, чем окружность талии по длине, пришить его к юбке и вставить резинку. Хотя по правилам, пояс костюма цыганки нужно проклеивать флизелином или дублерином.

Вот ваша юбка и готова. По такому принципу и выкройке можно сшить наряд для девушки или девочки любого возраста. Правда, если вы делаете костюм для взрослых (карнавальный или для танца), то можете выбрать одну из разновидностей оформления подола по цыгански:

  • стиль фламенко ‒ имитация наличия оборок или множество узких оборочек, пришитых одна над другой;
  • «котлярский» подол - одна большая и очень широкая оборка;
  • «рваный» подол или подол Эсмеральды ‒ с помощью такой кокетливой детали можно открыть ножку почти до колена.

Но юбка - это еще не все. Если вы хотите сделать детский цыганский костюм, то для верха лучше всего пошить топ.

  1. Он шьется достаточно просто. Выкройте из остатков ткани прямоугольник (его ширина должна быть равной двум окружностям талии, а длину померяете на ребенка).
  2. Прострочите его шпульной резинкой.
  3. Выкройте также полосы из ткани и окантуйте их бейкой. Затем прошейте так, чтобы можно было вставить резинку.
  4. Украсьте топ сверху рюшами.

В карнавальный костюм для взрослых можно добавить корсаж с шнуровкой, который выгодно подчеркнет талию и выделит грудь (одевается на белую или цветастую широкую блузу). Или попробуйте сшить настоящую цыганскую блузку с воланами и огромными ниспадающими рукавами. Чтобы сделать выкройку расклешенного рукава, используйте обычную выкройку прямого:

  • проведите линию ¾ рукава, разрежьте по этой линии;
  • теперь проведите вертикальную линию посередине на верхней части рукава;

надрежьте рукав к окату;

  • половинки, которые у вас получились, раздвиньте в стороны, чтобы создать клеш.
  • Можно также сшить рукав по принципу «испанки», то есть, до локтя сделать рукав в обтяжку, а после ‒ дать расклешенную форму. Воротник блузки будет красивее и эффектнее, если его оформить воланами. Пуговицы можно не пришивать, а завязывать рубаху на узел над животом.

    Не забывайте о знаковых деталях и аксессуарах, которые выгодно дополнят ваш образ: яркий платок или шаль, цветы в волосах, выразительный макияж, много звенящих красивых украшений. Для карнавального образа пригодится и колода карт или трубка для курения.


    Юбка. Почему она широкая? Идёт цыганка по степи, детей много, рук на всех не хватает, дети и держатся за её юбку. Таким образом костюм продиктован образом жизни кочевых цыган.

    (фото№1 стр. 211)

    удачно учла эти особенности.

    (фото костюма№2 и. д.)

    пояснение: в костюме на фото №2 рукав Ирины Лиманской

    один широкий и богатый, второго вообще нет,

    его заменяет бахрома, часто используемая

    при отделке.

    (фото №3 И.Д.)

    пояснение: Второй костюм более таборный: юбка сшита из

    двух разных тканей: однотонной, украшенной

    Оборка у юбки была заимствована у испанского женского костюма.

    Неизменной частью цыганского женского костюма являлся фартук (фартушка). Как только девушка выходила замуж, ей сразу повязывался фартук, и без него

    она не имела права подходить к посуде, чтобы не осквернить её своей юбкой. Надо сказать, что у цыган существует система табу, называемая пэкэлимос.

    Эти табу относятся к нижней части женского тела. Длинная юбка должна прикрывать ноги. И даже по сегодняшний день девушка-цыганка никогда не наденет

    короткую юбку, в цыганской диаспоре это считается верхом неприличия. Замужним женщинам до сих пор нельзя надевать брюки, осудит родня. Юбка вообще

    у цыган-вещь интересная. С ней связано много примет и бытовых правил. Например, в нашей семье (этническая группа-ловари) одного мужчину недостойного

    поведения женщины накрыли юбкой. Это большое унижение для мужчины, он становится "поганым", и с ним никто уже не сядет за стол, не выпьет вина и.т.д.

    А кто случайно это сделает, тот тоже "опоганивается", и его ждёт та же участь. Поэтому женщина готовила всегда в фартуке, чтобы юбкой случайно

    не дотронуться до посуды. Приоткрывая причуды бытовой цыганской жизни, надо сказать, что, например посуда, поставленная на пол, тоже считалась "поганой",

    и её тут же выбрасывали. За всеми этими правилами зорко следили старшие женщины, которые были в семье уважаемыми и имели право сидеть за столом рядом с

    мужчинами.

    А какой был скандал, когда одна цыганка перешагнула через гитару, боже! Гитару-то кому охота выбрасывать, чуть косы ей все не пооборвали. Уже все забыли,

    почему так надо делать, спросишь, -обьяснить не сумеют, но правила соблюдаются беспрекословно.

    Цыганская кофта отличается разнообразием широкого рукава; он может иметь разную длину, прорези, различный фасон. При танце ничего не должно сковывать

    движения.

    (фото №5, №6)

    Если, например, у танцовщиц кофта завязана узлом под грудью, а живот голый, то это не цыганки, цыганка живот не откроет на общее обозрение. Кофта, как и

    юбка украшалась бахромой, монетками, бисером, золотым или серебряным шнуром.

    Важная деталь костюма-шаль, которая делает его очень живописным. Но она ещё служила чисто утилитарным целям: её надевали на плечи в прохладу, в ней носили

    детей, уходя на заработки, она служила одеялом ребёнку и.т.д. Её носили на голове, на плечах, на бёдрах. Есть даже цыганская песня "Шалёнка", где девушка

    просит мать купить ей шаль, чтобы подарить золовке. Видно золовка оказалась лютою, и чтобы её как-то задобрить, она хочет ей сделать такой подарок. в нашем

    репертуаре есть песня "Цыганская шаль"(исп.Анита Михай). Так же шаль используется в обрядовых моментах свадьбы.

    (фото№7№8№9)

    Замужняя женщина покрывала голову платком, закручивая его жгутом на лбу. Простоволосой она уже не имела права показываться на людях.

    (фото№10№11)

    Все цыгане делятся на ряд этнических групп, которые отличаются друг от друга диалектом, родом занятий, обычаями. В Нижнем Новгороде проживают группы с такими

    названиями: кэлдэрари (котляры), кишенёвцы, крымские рома, русска рома, сэрвы, ловари, плащуны, влахи. Даже в нашем ансамбле имеются представители 3х

    этнических групп.

    Цино и Кристина-русска рома (региональная группа сибиряки). Очень певучая нация, любит помногу пить чай и отличается непомерной страстью к украшениям.

    Ирина и Мако Лиманские-ловари. Ловари-самое богатое цыганское население, отличается высокой мобильностью, удачливостью в делах, гибкостью психологии, позволяющей

    впитывать новое и отбрасывать те традиции, которые мешают в современных условиях. Мужчины этой группы занимаются бизнесом, женщины гадают.

    Земфира Богданова-котляры (или ешё их называют кэлдэрари). В старину занимались таким ремеслом, как лужение котлов. Пели и плясали только для себя, хлеб у

    местных музыкантов-цыган не отбирали. Их удел был ремесло.

    Цыгане-плащуны сами, наверное, не знают происхождения своего названия. Дело в том, что в старину это племя было настолько бедным, что прикрывало наготу(мужчины)

    только драным плащём. Отсюда название.

    Обувь. Раньше, по бедности, цыганки ходили босиком до холодов, потом надевали сапоги ярких расцветок. Поэтому таборные танцы танцуются босыми ногами. Вообще,

    женская голая ступня, когда всё остальное закрыто, смотрится очень привлекательно.

    (фото с Ipad, босые цыганки)

    Сапоги у мужчин были их гордостью, они говорили об их достатке, самоуважении. Сапоги нередко украшались золотыми монетками, узорчатой выделкой. Сапоги цыган

    прятал под голову, когда спал, чтобы не украли. Даже в песнях часто ведётся речь про сапоги.

    "Кто приехал, кто приехал

    В красных сапогах

    Сватать девушку-цыганку

    В золотых серьгах"

    Или(перевод с цыг.):

    Дайте побольше света, чтоб цыган часом сапоги свои не запачкал.

    Цыганский мужской костюм не менее живописен, чем женский. Основное влияние на него оказал венгерский национальный костюм. Куртки, штаны, жилетки могут быть украшены

    позументами, аппликациямим.

    Рубашка-цветная, с широкими рукавами, ворот-апаш.

    Фасонистые цыгане носили шляпу, шелковый платок, который крепился к пиджаку, и как дополнительный аксессуар-богато инкрустированая трубка. У нас в семье ловарен

    такая трубка, с изображением Мефистофеля с изумрудными глазами служила реликвией, доставшейся от прадеда.

    Выразительный был и широкий ремень из мягкой узорчатой кожи, он мог быть украшен и камнями, и золотыми клёпками. К нему привешивалась и плётка, и нож, и мешочек с

    целебными травами, табаком и дохлой летучей мышкой, служившей амулетом. Мы тоже в своё время возили такую мышку по всем гастролям. Поверье это как-то сохранилось

    до наших дней.

    Украшения.

    Вот без чего цыгане жить не могут,- так это без украшений. Золото у нас- предмет первой необходимости. Сколько ни надень- много не будет. Цыгане не могли класть

    деньги в банк, по этому накопленное богатство переводили в золото и носили на себе в качестве бесчисленных браслетов, монист, колец и серёг. Всё своё носили на себе.

    Когда девушка просватана, ей на шею вешалась на шнурочек одна золотая монетка; когда же она выходила замуж, на неё в качестве приданого надевали монисто.

    (фото№19 стр248)

    Мужчины носили в левом ухе серьгу, если ребёнку проколоть ухо в нужной точке, когда у него зоркое зрение, то оно останется таким на всю жизнь.

    Цыганским камнем считается коралл. Бусы из красного коралла очень красиво смотрятся на смуглой шее.

    В статье использованы материалы из книги "История цыган". Авторы- Н.Деметер. Н.Бессонов. В.Кутенков.

    Многие зрители задают вопросы о наших костюмах: как они создаются, какие детали используются, что такое цыганский национальный костюм, который у некоторых цыганских этнических групп продержался до сегодняшних дней. Традиционный женский костюм, который мы и используем на сцене, включает в себя широкую юбку с оборкой,кофту с просторными рукавами, шаль и обязательно многочисленные золотые или серебряные украшения.

    Юбка. Почему она широкая? Идёт цыганка по степи, детей много, рук на всех не хватает, дети и держатся за её юбку. Таким образом костюм продиктован

    образом жизни кочевых цыган.

    Цветастые расцветки на цыганках можно было увидеть ближе к 19 веку, когда они были в состоянии купить более дорогие, пёстрые ткани с цветочным

    орнаментом. Ещё в 18 веке цыганкам было небезопасно появляться на улицах и чем-то выделяться из толпы, потому что в странах Западной Европы

    существовали антицыганские законы, и женщина в цыганском костюме могла подвергнуться публичной порке. Поэтому цвета одежды были неброскими:

    чёрный, серый, темно-синий. Поскольку одним из отличительных признаком костюма была бедность, т.е. оборванный подол, рваные рукава, то все эти

    моменты органично можно использовать и стилизованном сценическом одеянии. Модельер Марина Печекладова, создавая нашему ансамблю коллекцию костюмов,

    удачно учла эти особенности.

    В костюме на фото №2 рукав Ирины Лиманской один широкий и богатый, второго вообще нет,

    его заменяет бахрома, часто используемая при отделке.

    Второй костюм более таборный: юбка сшита из двух разных тканей: однотонной, украшенной

    бисером и пёстрой, с бахромой и монетками.

    Оборка у юбки была заимствована у испанского женского костюма. Неизменной частью цыганского женского костюма являлся фартук (фартушка). Как только девушка выходила замуж, ей сразу повязывался фартук, и без него она не имела права подходить к посуде, чтобы не осквернить её своей юбкой. Надо сказать, что у цыган существует система табу, называемая пэкэлимос. Эти табу относятся к нижней части женского тела. Длинная юбка должна прикрывать ноги. И даже по сегодняшний день девушка-цыганка никогда не наденет короткую юбку, в цыганской диаспоре это считается верхом неприличия. Замужним женщинам до сих пор нельзя надевать брюки, осудит родня. Юбка вообще у цыган-вещь интересная. С ней связано много примет и бытовых правил. Например, в нашей семье (этническая группа-ловари) одного мужчину недостойного поведения женщины накрыли юбкой. Это большое унижение для мужчины, он становится "поганым", и с ним никто уже не сядет за стол, не выпьет вина и.т.д. А кто случайно это сделает, тот тоже "опоганивается", и его ждёт та же участь. Поэтому женщина готовила всегда в фартуке, чтобы юбкой случайно не дотронуться до посуды. Приоткрывая причуды бытовой цыганской жизни, надо сказать, что, например посуда, поставленная на пол, тоже считалась "поганой", и её тут же выбрасывали. За всеми этими правилами зорко следили старшие женщины, которые были в семье уважаемыми и имели право сидеть за столом рядом с мужчинами. А какой был скандал, когда одна цыганка перешагнула через гитару, боже! Гитару-то кому охота выбрасывать, чуть косы ей все не пооборвали. Уже все забыли, почему так надо делать, спросишь, -обьяснить не сумеют, но правила соблюдаются беспрекословно.

    Цыганская кофта отличается разнообразием широкого рукава; он может иметь разную длину, прорези, различный фасон. При танце ничего не должно сковывать движения.

    Цыганский девичий костюм, №67.

    Куклы в народных костюмах №67. Цыганский девичий костюм. Прилагается папка для журналов.

    Кукла с тёмными волосами, украшенными красным цветком, пышная юбка, на поясе повязан яркий платок с бахромой. Рукава с пышными оборками. Горловина блузки украшена золотой окантовкой (видимо, имитация золотых украшений).

    Обычай носить на себе золото и серебро - это ментальность цыган, которая резко отличается от европейской. Если европеец в первую очередь обзаводится домом, хорошей одеждой, и только потом покупает драгоценности, то у цыган всё наоборот: драгоценности - в первую очередь.

    К 67 номеру с куклой-цыганкой прилагается картонная коробка для хранения журналов.


    Куклы в народных костюмах №67. Цыганский девичий костюм, фото куклы.


    Цветастая шаль с длинной бахромой дополняла костюм цыганки. Ее наличие в цыганском костюме, с одной стороны, отражало общие тенденции моды XIX века, а с другой - имело практическое значение - шалью можно было укутаться в стужу или прикрыть ребенка.


    На кукле - юбка из ткани с цветочным орнаментом, обшитая по подолу широкой оборкой. (Почему-то из синтетической ткани, а не из хлопка).

    В литературе можно найти много описаний босых, одетых в лохмотья цыганок, при этом имеющих серьги, перстни и браслеты из золота и серебра.

    Цыгане не могли класть деньги в банк, и всё накопленное богатство переводили в золото и носили на себе в виде браслетов, монист, колец и серёжек, всё своё всегда носили на себе. Когда девушка становилась просватана, ей на шею вешали на шнурочек одну золотую монетку; когда она выходила замуж, на неё надевали монисто, это было приданое . Мониста являлись частью наряда замужней женщины.

    Цыганским камнем считается коралл.

    Оборка у юбки заимствована у испанского женского костюма.

    Неизменной частью цыганского женского костюма являлся фартук (фартушка). Как только девушка выходила замуж, ей сразу повязывался фартук, и без него она не имела права подходить к приготовлению пищи, чтобы не осквернить её своей юбкой. Цыганка повязывала голову платком и надевала фартук после свадьбы.

    Длинная юбка, по обычаю, обязательно должна прикрывать ноги . Даже сегодня девушка-цыганка никогда не наденет короткую юбку, у цыган это считается верхом неприличия. Замужним женщинам нельзя надевать брюки, иначе осудит родня.

    Цыганская кофта отличается разнообразием фасонов широкого рукава; он может иметь разную длину, прорези, оборки. При танце ничего не должно сковывать движения. Кофта всегда закрывает живот (цыганки никогда живот не оголяют ). Кофта украшается бахромой, монетками, бисером, золотым или серебряным шнуром.

    В старину цыганки носили обычные крестьянские рубахи с манжетами или простыми прямыми рукавами, но у испанских цыганок они увидели красивый расширяющийся силуэт рукавов кофт. В восьмидесятых годах XIX века появилась классическая цыганская женская кофта двух разновидностей: с рукавом до запястья или более коротким рукавом – до локтя. Шили эту кофту из тканей ярких цветов, часто брали не гладкую, а покрытую узорамиткань. Эта новая цыганская мода пошла на Балканы и в Россию.

    Важная и обязательная деталь цыганского костюма - шаль .

    Каждой маме хочется, чтобы её ребенок был самым красивым на карнавальном вечере. Оригинальным нарядом для девочки станет яркий и нарядный цыганский костюм, который сможет сшить своими руками любая мама.

    Как сшить костюм цыганки своими руками?

    Традиционный костюм цыганки подразумевает наличие длиной и довольно широкой юбки, яркой блузки,красочной шали и массивных бус.

    Для пошива карнавального костюма цыганки понадобится:

    • ткань яркой расцветки;
    • черный шифон;
    • черная и цветная косая бейка;
    • широкая (6 см) резинка для пояса;
    • резинка для оборки на декольте, шириной 2 см;
    • нитки в тон;
    • ножницы, швейная машинка.

    Юбка

    1. Для пошива цыганской юбки необходимо выкроить два солнца-клеш. Для этого снимаем две мерки - обхват талии и предполагаемую длину юбки (не забывайте, что внизу юбки будет еще оборка). Рассчитываем радиус отверстия для талии: R = ОТ/2П, где ОТ - обхват талии, а П - постоянная величина, равная 3,14.

    Пример: 54 см/(2х3,14) = 8,6 см.

    Поскольку нам необходимо два солнца-клеш, полученный радиус делим на 2, т. е. 8,6 см/2 = 4,3 см.

    Пример: 4,3 см + 70 см = 74,3 см.

    2. Делаем выкройку юбки для цыганского костюма и переносим на ткань.

    3. Затем аккуратно, чтобы ткань не сместилась, вырезаем выкройку. У нас должно получиться два отреза ткани по 150 см. Далее сшиваем все части юбки.

    Оборки

    Пояс

    1. Выкраиваем полоску, длиной чуть больше объема талии и шириной под вашу резинку. Пришиваем пояс к юбке, оставляя отверстие для вставки резинки.

    Юбка готова! Теперь осталось разобраться как сшить топ для цыганского костюма.

    Как видите, сшить костюм цыганки своими руками достаточно легко и быстро, осталось дополнить его яркой шалью, соответствующими аксессуарами и гримом.

    Для выступлений.

    А недавно задумалась, почему такой тип костюма — пышная юбка с воланами, блуза с широкими рукавами, золотые украшения — считается эталоном? Ведь все мы знаем, цыганки должны быть одеты в пестрые, очень пышные юбки, с обязательной розой в прическе и множеством золотых украшений. Мужчины - в красных рубахах, с кольцом в ухе и обязательно с медведем. Откуда пошло это представление? Стала читать, интересоваться, и вот какую информацию о цыганском костюме я нашла. Мне это кажется интересным. Надеюсь, и вам тоже.

    Цыгане - древний народ, выходцы из Индии. Считается, что в Индии они относились к одной из низших каст, и это стало одной из причин их исхода оттуда. Далее цыгане расселились по всему миру. Изо всех стран и мест, где они жили, они вбирали культуру местного населения. Это сказывалось и на одежде. Цыгане всегда были бедны, поэтому их одежда была добыта у местного населения, или куплена по дешевке, или попросту украдена.

    Есть у всех цыган общие черты и традиции, которые присущи всем группам.

    Первое - это понятие «скверны». Считается, что вся нижняя часть половозрелой женщины нечиста. Поэтому цыганки всегда закрывают ноги, хотя могут ходить с практически обнаженной грудью, совершенно этого не смущаясь. Все, что соприкасается с ногами женщин - нечисто: юбка, обувь, пол и т.п. Кстати, интересный факт, некоторые группы цыган считают, что женщина осквернит весь дом, если поднимется на второй этаж. Поэтому они либо живут в невысоких домах, либо не разрешают взрослым женщинам подниматься на второй этаж. Но не все группы цыган думают так. Некоторые считают, что перекрытия хорошо предохраняют от скверны.

    Кстати, слышала такую историю. В одном цыганском поселении как-то раз с утра один цыган увидел на своей машине женские туфли. Или кто-то подшутил, или решил осквернить его машину, неизвестно. Но, машину продали на следующий же день.

    Возвращаясь к скверне, скажу то, что некоторые цыганки дополняют свой костюм фартуком, чтобы юбкой не осквернять вещи, до которых будут касаться другие люди.

    Также заметной особенностью цыганок можно назвать то, что они носят своих детей на спине. Это стало необходимостью в их кочевой жизни, когда ребенка везде нужно было брать с собой.

    Также все мы знаем огромную любовь цыган к украшениям, особенно золотым. Но это очень легко объясняется. Если, к примеру, европейский человек заработал много денег, он купит себе хороший дом, землю. А у цыган с древних времен постоянного дома не было и становиться оседлыми у них желания (или возможности) не было. Поэтому на заработанные деньги они покупали украшения и одевали все на себя, чтобы не потерялось.

    Также интересно то, что цыганки ходят босые. Эта привычка у них зародилась еще в Индии.

    Изменения костюма цыган можно разделить на периоды

    1. Византийский период.

    В XII – XVII в.в. цыгане, впервые появившись в Европе, выглядели очень необычно. Они долгое время прожили в Византии, и это наложило отпечаток на их костюм. Они носили нижнюю длинную рубаху и плащ.

    Мужчины носили длинные бороды и серьги в ушах, что было в диковинку в Европе в то время. На головах у женщин были тюрбаны, одеты они были в длинные просторные рубахи у сверху носили покрывало, в которое заворачивали младенцев.

    Цвета одежды были достаточно темными, серыми, коричневыми. Это можно объяснить как тем, что цветные красивые ткани в те времена стоили дорого, так и тем, что цыгане носили свою одежду подолгу, она выцветала и пачкалась, приобретая мрачный оттенок.

    2. Период адаптированного костюма XVII — сер. XIX в.

    В XVII веке по всей Европе были приняты антицыганские законы. Поэтому цыгане стали стараться одеваться в европейские платья, которые носились в стране, где они находились.

    В этот период шли заимствования одежды, обстановки у жителей мест, где находились цыгане. В России, например, цыганки одевали кокошники, сарафаны, в их домах появились иконы и самовары. В Европейских странах происходило то же самое. Цыганки смело одевали лифы со шнуровкой, капоры и корсажи.

    В это время у румынских и венгерских цыган начинают проявляться признаки костюма, который мы сейчас считаем традиционным.

    Особенно хочется выделить такую группу цыган, как кэлдэрары (или котляры). Это цыганская этническая группа, которая сформировалась на территории Румынии.Именно они и создали «настоящий цыганский костюм ».

    Их вклад в появление всем нам знакомого цыганского костюма можно выделить в отдельный период:

    3. Считается, что котляры синтезировали в костюме все лучшее, что было у западных и восточных цыган.

    Обязательными атрибутами костюма цыганки стали юбка, косынка и фартук.

    Юбка длиной до щиколотки собиралась на талии в складки. Спереди обычно делали разрез, чтобы женщина могла одевать юбку не через голову, чтобы не осквернить верхнюю часть тела. Для той же цели служил и фартук. Также цыганка обязательно носила косынку, которую умела завязать множеством разных способов. А под фартуком женщины носили небольшие передники с карманом, куда складывали деньги и предметы туалета.

    Цыганская тяга к золоту и украшениям теперь нашла свой выход. В это время у цыган появились деньги, что сразу отразилось на наряде цыганок. Они стали вплетать в волосы золотые монетки и украшать шею монистами. Монистами украшали себя только замужние женщины, молодые девушки могли позволить себе носить лишь одну монетку на шее.

    Кстати, кэлдэрарки впервые увидели оборку на юбке у испанских цыганок и сразу же ввели ее в свой костюм. Правда, испанские цыганки предпочитали делать несколько тонких оборочек, а кэлдэрарки пришивали одну широкую. Красивый расширяющийся книзу рукав был тоже позаимствован у испанских цыганок.

    Мужской костюм котляров тоже был достаточно интересным. Видно, что на него оказал большое влияние венгерский национальный костюм. Куртка с большими серебряными пуговицами, жилетка и штаны украшены красивыми аппликациями, высокие сапоги, головной убор, кожаный пояс. Также к костюму прилагался платок, прикрепленный для красоты к пиджаку, посох и трубка.

    4. Последний период развития цыганского костюма. XX век практически полностью уничтожил все национальные костюмы, оставив им место на сцене, в музеях и частных коллекциях.