Упражнения для развития писательского воображения. Тесты-упражнения на развитие творческого воображения. Развивая детей мы развиваемся сами

Хорошее воображение – один из лучших инструментов в мире для достижения успеха! Самые преуспевающие люди, как правило, творческие личности и воображение играет далеко не последнюю роль в их жизни. Представляя что-то, человек быстрее учится это делать. Вы тоже хотите развить свое воображение? Тогда просто перейдите к первому шагу!

Шаги

Часть 1

Развиваем свое воображение

    Мечтайте. Мечтание – это процесс, который помогает строить разные логические связи и вспоминать информацию, не отнимая при этом много времени. Мечтание – далеко не бессмысленная деятельность. На самом деле оно способствует формированию состояния высокой концентрации и увлеченности. Пока вы мечтаете, вам в голову вдруг может прийти совершенно гениальная идея!

    • Старайтесь не отвлекаться на компьютер/видеоигры/Интернет/кино и т.д. Если вы постоянно отвлекаетесь на разные мелочи, мозг не сможет сосредоточиться и воспринимать информацию.
    • Лучшее время для мечтаний – это утро (прямо перед тем, как встать с кровати) и ночь (перед тем, как заснуть). Обычная прогулка без наушников с музыкой и других отвлекающих факторов тоже подходит для мечтаний.
  1. Ищите новые впечатления. Будьте открыты, не бойтесь пробовать новое. Новый опыт может принести кучу эмоций и стать пищей для размышлений и фантазий. Например, посещая занятия по кулинарии, вы уже начинаете мечтать о том, как проведете отпуск, посещая разные кафе и кушая разные деликатесы. Новые впечатления всегда открывают новые возможности и развивают воображение.

    • Конечно, не стоит ехать на другой конец света, чтобы заняться чем-нибудь и набраться опыта. Как раз наоборот! Посмотритесь внимательнее к своему окружению. Вы всегда можете сходить на разные лекции и кружки. Попробуйте найти новое хобби, займитесь садоводством или просто пройдитесь по местам вашего города, в которых вам еще не довелось побывать.
  2. Наблюдайте за людьми. В кафе, метро или на скамейке в парке наблюдайте за людьми, которые проходят мимо. Составляйте рассказы и истории об этих людях, подумайте, что с ними могло случиться в жизни, используйте ваше воображение, проникнитесь к ним сочувствием или искренне порадуйтесь. Быть может, наблюдая за людьми, вы вдруг найдете ответ на давно интересующий вас вопрос.

  3. Занимайтесь искусством. Не имеет значения, каким видом искусства вы решили заняться. Главное, в нем вы должны попробовать выразить себя. Не следуйте шаблонам и стереотипам, делайте так, как вам больше нравится. Например, если вы рисуете, то нарисуйте солнце не желтым, каким мы его привыкли видеть на картинках, а зеленым. Используйте свое воображение, чтобы ваши рисунки получались нестандартными.

    • Вы можете попробовать заняться любым другим видом искусства, например, писать стихи, лепить из глины. Помните, что вы не обязаны быть мастером в этом деле. Суть в том, чтобы развить свое воображение, а не стать художником или скульптором мирового уровня.
  4. Как можно меньше времени уделяйте СМИ. Фильмы, телешоу, Интернет, компьютерные игры – все это очень весело и интересно, но не увлекайтесь, иначе ваш творческий потенциал начнет заметно уменьшаться.

    • В наше время люди, особенно дети, превращаются в потребителей, а не творцов. Они ничего не создают, а только следуют уже придуманным шаблонам.
    • Вам следует контролировать себя. Например, когда вам скучно, постарайтесь не включать компьютер или телевизор. Используйте это свободное время для того, чтобы посидеть в тишине и спокойно о чем-нибудь подумать и помечтать.

Часть 2

Используйте свое воображение
  1. Ищите творческие решения! Как только использование воображения вошло у вас в привычку, вам не составит труда придумать творческие пути выхода из любых ситуаций. Это значит, что хорошее воображение поможет вам выходить за рамки и придумывать новые способы решения любых проблем.

    • Одна из проблем, с которыми часто сталкивается большинство людей – ограниченность. В том смысле, что человек, у которого в меньшей степени развито воображение, сможет придумать меньше решений данного вопроса, сосредотачивая свое внимание только на предложенном предмете (ситуации) и не выходя за рамки. В одном эксперименте людям предложили следующее задание: нужно было коснуться двух противоположных стен веревкой, висевшей под потолком. Единственный дополнительный предмет в комнате – плоскогубцы. Большинство испытуемых не смогли найти решения, которое заключалось в том, чтобы привязать плоскогубцы к веревке (т.е. использовать плоскогубцы в качестве утяжелителя), а зачем раскачать ее, коснувшись противоположных стен.
    • Попрактикуйтесь придумывать необычные решения, походив вокруг вашего дома. Наткнувшись на какие-нибудь препятствия, подумайте, как можно их обойти, придумайте что-нибудь нестандартное. Приглядитесь к разным предметам и попробуйте пофантазировать, что с ними можно сделать и куда их можно применить. У каждой вещи есть набор функций, которые она выполняет, но это не значит, что ее нельзя использовать для чего-нибудь еще!
  2. Не бойтесь провала и неудачи. Иногда ваше воображение не может вам ничем помочь, иногда вы просто не можете его использовать из-за усталости или неумения. Но существует пара трюков, которые помогут разбудить ваше воображение, чтобы вы могли использовать его в любой момент.

    • Спросите себя, как бы вы решили эту проблему, если бы не существовало неверных решений. Подумайте, что бы вы могли предпринять, если бы знали, что при этом не будет никаких последствий.
    • Поразмышляйте, каким был бы ваш первый шаг, если бы вы могли использовать для решения проблемы любые ресурсы, источники и предметы.
    • Что бы вы сделали, если бы смогли попросить совета у любого человека на свете?
    • Отвечая на эти вопросы, вы освобождаете свой ум от любых возможностей провала, что, в свою очередь, открывает вам перспективу на любые пути решения проблемы. Конечно, все получится не сразу, найти творческий подход получится не к любой ситуации, но, следуя этим советам, вы значительно улучшите свое воображение.
  3. Визуализируйте! Используйте свое воображение, чтобы представлять разные ситуации, которые могут случиться в вашей жизни. Например, вы можете представлять, как выигрываете соревнование и получаете награду, в то время как вы всего лишь тренируетесь, чтобы участвовать в этих соревнованиях.

    • Чем точнее и детальнее вы представите себе ту или иную ситуацию, тем больше вероятность того, что обстоятельства сложатся так, чтобы эта ситуация с вами действительно произошла.

Воображение – уникальная способность сознания человека к созданию образов, представлений, новых идей и объектов из предметов, которые в реальном мире не воспринимаются им как единое целое (они не существуют или же не совместимы).

Воображение – форма психического отражения мира, основа наглядно-образного мышления, позволяющего человеку решать поставленные перед ним задачи, не прибегая к практическим действиям. Сознание позволяет не просто преобразовывать знакомые вещи, но и использовать их в своих собственных целях. Это позволяет человеку планировать, моделировать, творить, играть и запоминать.

Важно! Воображение развивается в детстве и усовершенствуется во взрослом возрасте, но лишь в случае постоянной тренировки.

Не зная, как развить фантазию и воображение, необходимо уделять внимание описанным ниже упражнениям и чтению хороших книг.

Как развить воображение (упражнения для тренировки) взрослым

Многие взрослые люди страдают от отсутствия у них воображения. Они не могут сочинить детскую сказку, придумать хорошую шутку, создать картину или пошить карнавальный костюм.

Причина этого видится в отсутствии таланта, но в действительности все дело в отсутствии воображения. Для развития его существуют специальные упражнения, последовательное выполнение которых поможет справиться с отсутствием фантазии.

Тренировка ритма внимания

Для выполнения этого упражнения необходимо расслабиться, сосредоточить все внимание на кистях рук. Голову следует освободить от любых мыслей. Каждый день нужно упражняться не менее 5-10 минут. При этом можно менять положение тела и угол обзора.

Главное – это полная концентрация внимания на исследуемом объекте при отсутствии каких-либо посторонних мыслей. Разрешено моргать, отводить взгляд нежелательно, нужно все время смотреть на руки.

Упражнение считается выполненным, если в течение всего отведенного времени, получается уделять внимание исключительно рукам, не переводя взгляд на другие находящиеся в комнате предметы. При помощи этого упражнения развиваем воображение у взрослых достаточно быстро.

Запечатление стирания

В комнате нужно найти привлекающий взгляд предмет и концентрировать на нем внимание в течение 5 секунд, стараясь мысленно сфотографировать его. Закрыв глаза и задержав дыхание нужно воспроизвести предмет по памяти. На выдохе необходимо освободить сознание от запечатленного образа, стерев его.

Упражнение выполняется неоднократно, за день нужно совершать не менее 50 запечатлений и стираний. При этом время для упражнения выбирают произвольно, заранее определять его не стоит. Такая тренировка воображения занимает не более 10-15 минут в сутки. Каждый раз можно выбирать разные объекты для изучения.

Запечатления удержания

На протяжении 3-10 минут смотрят на предмет, после чего с закрытыми глазами восстанавливают его образ в сознании. Воображать предмет нужно цветным. Один подход – запечатление и удержание, занимает от 5 до 15 минут времени.

Основная цель упражнения – научиться чувствовать части тела и окружающие предметы. К следующему упражнению переходят, если человек четко представляет воображенный предмет с закрытыми глазами.

Как только это получится, следует перенести образ на белый лист бумаги, учиться запоминать картины, книжные страницы, произведения. Тренировка позволяет достигнуть 6 уровня развития воображения.

Остановись мгновение

Выбрать конкретную картину, быстро оглядеть ее, закрыть глаза, воспроизвести отдельные детали по памяти. Это будет сложно, но тренируясь до 15 раз в день можно довести время удержания картины в памяти до 5 минут. Думать при этом нельзя, сознание должно быть освобождено от любых мыслей не менее чем на 15 секунд.

Мгновенное фото

Выбрать на улице предмет или прохожего, закрыть глаза и представить его себе точно таким же как и наяву. Неоднократная тренировка позволит представить запомнившийся предмет и на другом фоне, но уже с открытыми глазами.

Живая фотография

Выбрать прохожего, мельком взглянуть на него, закрыть глаза, мысленно представить, после чего постараться оживить полученный мысленный снимок, заставив его продолжить движение.

Вначале подобное может не получиться, но спустя 2-3 недели тренировок фотографию в воображении удастся оживить. Избежать ошибок можно сравнивая воображаемый образ с реальными действиями объекта.

Манипуляция фотографиями

Представив в воображении конкретный предмет, нужно постараться изменить его положение в пространстве, форму и размер. Несколько предметов можно соединить в один и наоборот, цельную картину разложить на отдельные фрагменты.

Фигуры

Просим кого-нибудь разложить на столе спички и прикрыть их бумагой. На одно мгновение лист бумаги приподымается и упражняющийся запоминает получившуюся фигуру. Он закрывает глаза и мысленно представляет увиденное, стараясь не только расставить спички по местам, но и посчитать их.

Как только это будет выполнено в воображении, нужно взять еще спичек и выложить фигуру на отдельном листе, после чего приподнять первый лист и сравнить оригинал с тем, что получилось. Упражнение выполняют до полного совпадения двух фигур. При этом в процессе изучения их уделяют внимание цвету, количеству и качеству спичек.

Тренировка для воображения считается завершенной при условии удержания в сознании места расположения не менее 10 спичек подряд.

Умение видеть главное и особенности

Необходимо 200-300 спичек. Помощник диктует различные слова, а упражняющийся выкладывает соответствующие ассоциации из спичек. Слова диктуются с интервалом в 1 минуту, но по мере улучшения результата это время сокращается до 30 секунд.

Упражнение считается завершенным, если удается воспроизвести не менее 50 слов, при этом не просто составляют ассоциации, а и воспроизводят вслух полученные слова после завершения диктанта.

Важно! Развитое воображение делает жизнь ярче. Умение создавать образы, мыслить неординарно, проводить параллели и ассоциации помогает в работе и личной жизни.

С помощью описанных выше упражнений можно достигнуть значительных успехов в развитии воображения даже у тех людей, которые о такой способности не подозревали.

Приемы создания образов воображения

Чтобы создать образ предмета в воображении используют следующие приемы создания образов воображения:

  1. Комбинирование . Отдельные предметы или элементы переставляются таким образом, чтобы в итоге получилась новая необычная комбинация. Этот прием используют при написании картин, книг, стихов, совершении инновационных открытий. Чтобы комбинировать предметы не используют простое механическое сочетание отдельных сторон предмета. Новый образ получается в результате сложной аналитико-синтетической деятельности, преобразующей элементы до неузнаваемости. Именно этот метод используют художники и писатели, подстраивая отдельные элементы под уже имеющуюся идею.
  2. Агглютинация . Частный случай комбинирования, суть которого сводится к получению нового образа путем склеивания отдельных представлений в одно целое. Пример – сочетание в сказочном герое частей тела человека и животного. В технике агглютинация нашла применение при создании троллейбуса («склеивание» автобуса и трамвая).
  3. Акцентирование . При создании нового образа одни части старого опускаются, а другие выделяются. Акцентируя внимание на цвете, но опуская размер предмета, можно получить совершенно новый предмет.
  4. Заострение . Частный случай акцентирования. Внимание заостряется на росте, весе, размерах персонажа, объекта. В качестве примера можно использовать гигантский рост великанов и незначительный размер Дюймовочки.
  5. Схематизация . При рассмотрении объектов различия стираются, отдельные представления сглаживаются, общие же черты выставляются напоказ. Используется при создании научных и технических объектов.
  6. Типизация . В процессе типизации существенные и повторяющиеся элементы проецируются на отдельный совершено новый образ. Происходит синтез отдельных изображений. Этот прием используется в литературе.

Использование обозначенных выше приемов заметно облегчает задачу по развитию воображения у взрослых.

Развитие творческого воображения

Творческое воображение – разновидность созидательной деятельности сознания, в процессе которой происходит формирование совершено новых образов и идей. При этом на основу могут быть взяты уже имеющиеся.

Важно! Развитие воображения невозможно без чтения книг, пополнения своего словарного запаса, проведения ассоциаций.

Если времени на это нет, то можно необходимо выполнять следующие упражнения для развития воображения:

  1. Буквы . Выбирают любую букву из алфавита, после чего называют все предметы, находящиеся в комнате и начинающиеся на эту букву. Регулярно упражняясь можно не только развить внимание и память, но также фантазию и мышление. Недостающие предметы можно вообразить.
  2. Называем и описываем . Выбрать любую понравившуюся картину и попробовать назвать и описать ее самостоятельно. Это же упражнение можно применять к людям и предметам. Оно позволяет развить не только творческие способности, но и азы креативного мышления.
  3. Геометрия . Найти геометрические рисунки и постараться назвать предметы, которые с их помощью пытаются изобразить.

Тренируясь не менее 10-20 минут в день можно значительно улучшить заложенные от природы способности к творчеству, интеллектуально обогатиться, развить память. Развитие творческого воображения – долгий, но интересный процесс.

Книги, развивающие воображение

Многие рационально мыслящие люди отказываются от чтения книг, написанных в жанре фантастики и фентези, не читают сказок и историй, где автор заведомо привирает. Они полагают, что подобное чтиво предназначено для детей и подростков и недостойно взрослого человека. В действительности это не так.

Сказки и интересные фантастические истории помогают развить фантазию не только у детей, но и у взрослых. Если же читать нечто подобное неинтересно, можно изучить одну из следующих развивающих книг:

  • «Шесть шляп мышления» (Эдвард де Боно);
  • «Игры разума» (Майкл Михалко);
  • «Методы развития памяти, образного воображения, мышления» (Игорь Матюгин).

Интересными, но далеко не научными произведениями, позволяющими значительно расширить пределы разумного, являются книги для развития воображения, следующих авторов:

  • Стивен Кинг;
  • Джоан Роулинг;
  • Майкл Крайтон;
  • Патрик Зюскинд;
  • Михаил Булгаков.

Стоит еще раз остановиться на том, что чтение фантастики помогает развить воображение до невиданных масштабов. Именно поэтому маленькие дети с такой легкостью сочиняют забавные истории о своих игрушках, родителях, друзьях, в то время как взрослым подобное дается с трудом. В детстве фантазировали все, но повзрослев, об этой способности забыли.

Человек вполне может существовать без воображения, но способность к воссозданию новых образов и идей никогда не бывает лишней.

После того, как был произведен латеральный разрыв , у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

Что такое творческое воображение

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.

Также близким к творческому воображению и полезным в процессе креативного мышления является воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение это создание образов объектов, которые ранее не воспринимались человеком в законченном виде, хотя он уже был знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. При этом используются уже имеющиеся у человека знания о данных объектах, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время, от представлений памяти эти образы отличает большое разнообразие, гибкость и динамичность элементов. Проще говоря, воссоздающее воображение, в отличие от творческого, в большей степени осознанно опирается на предыдущий опыт.

Особенность воображения в творческом процессе заключается в том, что именно воображение сложно контролировать при создании чего-то нового. Если на предыдущих этапах можно было описать практически точный алгоритм действий, то последний этап должен опираться именно на способность человека к творческому воображению и ассоциативному мышлению , про последнее вы можете прочитать в специальном уроке по развитию памяти.

Способность к поиску решения проблем

Перед тем как переходить к средствам развития продуктивного воображения, важно отметить, что способность к творческому воображению имеется у каждого. У человеческого разума имеется важное свойство, которое заключается в наличии стимула устранения логических противоречий.

К примеру, многие курящие люди, зная о серьезном вреде курения, всегда знают, как объяснить себе и окружающим людям причину, по которой они не отказываются от этой пагубной привычки. Получается, что курильщики сталкиваются с внутренним противоречием «курить полезно - курить вредно», которое в психологии называется когнитивный диссонанс (). Это противоречие вызывает психологический дискомфорт, и люди вынуждены придумывать все возможные способы устранить это противоречие, причем некоторые из них отражают высокие творческие способности человека: курить может быть вредно, но приятно, курение помогает креативу, настраивает на нужный лад, помогает тренировать дыхание, снижает вес и т.д. Практически у каждого курильщика есть свое собственное оправдание, которое было вызвано логическим противоречием.

Получается, что человек изначально запрограммирован бороться с противоречиями и искать выход из сложившихся сложных ситуации. В предыдущем уроке у нас появилось множество измененных суждений относительно объекта в выбранном фокусе . На этапе разрыва шаблона мы нарушили логику, и пришли к диссонансу, который придется исправить с помощью нашего воображения, жизненного опыта и природной предрасположенности к определенному виду мышления. Причем способность людей эффективно искать решения логических противоречий тем сильнее, чем больше у человека опыта, представлений о различных моделях поведения и других знаний об окружающем мире.

Чтобы понять как работает этот механизм лично у вас, а также чтобы потренировать свое воображение, предлагаем вам выполнить упражнение под названием "Перемешанные буквы в словах"

Упражнение "Перемешанные буквы в словах"

Это упражнение отлично показывает, что наш мозг может находить и понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.

Средства развития воображения

Одним из главных способов развития воображения является получение многостороннего жизненного опыта. Чем больше мы общаемся с разными людьми, участвуем в различных мероприятиях, занимаемся разными делами, тем больше чувственного, эмоционального и интеллектуального опыта мы получаем. В результате весь этот опыт и участвует в устранении логических диссонансов , возникающих при латеральном мышлении. Естественно, универсальных рекомендаций по получению жизненного опыта нет, но можно обратить внимание на такие вещи, как расширение моделей мира и чтение.

Расширение числа моделей мира. Термин «модель мира», также как и фрейминг , о котором говорилось во втором уроке, является популярным в нейролингвистическом программировании для описания различных подходов людей к интерпретации реальности.

Разнообразие моделей мира исходит из того, что реальность воспринимается людьми по-разному, и никто не способен быть объективным интерпретатором реальности. Чтобы понимать суть процесса создания чего-то нового, нужно осознать, что все высказанные нами идеи воспринимаются каждым человеком по-разному. К примеру, некоторые музыкальные произведения, которые вам нравятся, могут вызвать негативное отношение у других людей. Проблема интерпретации музыки хорошо показывает, разницу в представлениях людей: что одним кажется красивым, оригинальным или даже гениальным, другим может совсем не казаться таковым.

Для развития творческого мышления нужно использовать репрезентативные особенности различных моделей мира. Другими словами, чем больше мы общаемся с разными людьми и стараемся их понять, тем качественно лучше будет наше творческое мышление.

Чтение. Чтение книг и других источников информации, в том числе с использованием техники скорочтения, очень эффективный способ для развития творческого воображения. Во время чтения происходит активная визуализация того, что вы читаете. Так как кроме букв, из которых состоят слова и предложения, вы не получаете никакой дополнительной информации, то вам ненароком приходится представлять себе картинку того, что происходит. Особенно полезно для развития креативности читать фантастику, приключения, детективы и, конечно, поэзию.

Однако влияние чтения книг на способность креативно мыслить не совсем однозначно. Например, Шопенгауэр в своём произведении «Parergaund Paralipomena» отметил, что чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения получает готовыми чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы он пришел к ним самостоятельно, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает искать идеи во внешних источниках, а не из собственной головы. К этому можно лишь добавить, что хотя чтение и расширяет наши модели мира, но привычка искать истину в книгах ухудшает способность поиска креативного решения.

Упражнения

Для творческого мышления важно умение находить связи между уже приобретенным опытом и тем, что мы созерцаем в данный момент, другими словами, строить ассоциации. Приведенные ниже упражнения направлены на развитие воображения и ассоциативного мышления.

Упражнение 1. Поворот фигур

Это упражнение направлено на тренировку воображения. Использование его в развитии воображения предложил в 1980-е годы известный психолог Роджер Шепард. В каждом задании вам будут продемонстрированы 2 фигуры: одни получены отражением друг друга, другие - поворотом, а третьи просто похожи и не являются поворотом и отражением друг друга.

Упражнение 2. Разгадывание друдлов

Упражнение 3. На букву (тест)

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить. Например, на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы),
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов),
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы),
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие),
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело),
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия),
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» - попроще, «д», «а», «т» посложнее.

Упражнение 4. Придумать название и описание

Попробуйте придумать название или подпись для картинки, описать, что на ней происходит:

Как вы уже догадались, это картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка на Антибах». Для развития творческого воображения старайтесь чаще описывать окружающие вас интересные вещи: картины, фотографии, музыку, еду и многое другое. Старайтесь чаще ходить в музеи, внимательно смотреть на экспонаты. Загадка «Черного Квадрата» Малевича, к примеру, заключается в том, что при наличии воображения и творческого восприятия мира, в этой картине вы сможете увидеть для себя многое. Если же вы не утруждаете свою креативность, то вы будете видеть только геометрическую фигуру черного цвета, ничего не олицетворяющую. Черный квадрат является зеркалом вашего воображения.

Есть и другая модификация этого упражнения: во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.

Игры на развитие воображения

Воображение является ключевым фактором последнего элемента нашей схемы творческого мышления. Чем лучше развито воображение, чем шире мировоззрение человека, чем быстрее он способен находить необходимые ассоциации у себя в голове, тем креативнее его идеи.

Воображение развивается у нас постоянно, чем больше мы познаем мир, тем лучше развито наше воображение. Однако одного лишь созерцания мира не достаточно. Важно думать о том, что мы видим, анализировать происходящее.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В отличие от других процессов наиболее интенсивно воображение развивается, приблизительно в период от четырех до десяти лет. Если не предпринимать специальных усилий для формирования воображения, то в дальнейшем этот процесс переходит в пассивную форму (мечтания). Простой пример: предложите шестилетнему ребенку сочинить сказку или придумать новый сюжет игры, большинство детей справится с этим без особого труда. Это же задание составит существенную трудность для обычного взрослого. Однако без воображения невозможна никакая творческая деятельность. Все гениальные и талантливые люди, оставившие человечеству неординарные достижения, отличались именно высокой активностью воображения. Итак, развивать воображение — это обеспечивать мощный творческий потенциал в будущем.

Большая часть игровой активности ребенка происходит при интенсивной работе воображения. Воображение лежит в основе формирования личности, творчества, успешности учебы детей.

Развивать фантазию и творчество несложно, все упражнения на развитие воображения доставляют удовольствие и маленьким детям, и подросткам, и даже их родителям. Причем взрослым нужно учесть особенности развития воображения и его психологию. Они таковы, что творческая деятельность всегда связана с реальным опытом и накопленными знаниями. А фантазирование влияет на человеческие эмоции. Поэтому, чем богаче личный опыт и эрудиция, тем богаче творческая деятельность человека. А если он мечтает о чем-то приятном и заманчивом, то вдохновляется своими фантазиями, а вот воображая что-то страшное, может заполучить реальные страхи. Поэтому всегда нужно создавать подходящие условия для занятий по развитию воображения. Это нетрудно - главное, сделать их интересными и веселыми. Ведь это игра, во время которой дети выполняют упражнения и не замечают, что заняты серьезным делом - развитием воображения.

Американский психолог Дж. Смит выпустил книгу по творческому воспитанию детей. Книга эта интересна тем, что она особенно ярко выражает типичный подход к обучению, существующий у большинства зарубежных авторов. Основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание некоторых условий, способствующих творческому развитию детей. Он выделяет четыре группы таких условий:

Во-первых, это условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;

Во-вторых, это условия социально-эмоциональные, то есть создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

В-третьих, это психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

И наконец, в-четвертых, интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач.

Роль взрослого, по Дж. Смиту, заключается в том, что он должен создать для ребенка все группы условий.

Игры и упражнения для развития творческого воображения для детей дошкольного возраста.

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2.Игра - упражнение «Три краски».

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра - «Неоконченный рисунок».

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты - образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение - передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)

8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый камешек должен иметь сходство с каким - либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож». Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Взрослый раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Взрослый рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14.Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Взрослый раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко - хорошо, потому что лето и т. д.

20. Упражнение «Сказка - рассказ».

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Часто сталкиваюсь с тем, что у людей нет четкого понимания, как процессы визуализации, воображения и ясновидения происходят во время работы, чем они отличаются и что с ними делать.Значение слов Вы можете найти в толковых словарях. Я же приведу конкретные примеры.

Первый термин — Визуализация

Тогда я предлагаю сделать небольшую разминку. Вы тоже ее сейчас сделаете, читая эти строки. И даже не зависимо от Вашего желания, Ваш ум сам начнет визуализировать.

Вспомните ёлку. Обычную ёлку, которая растет в лесу, может быть, новогоднюю ёлку. Вы видели это растение много раз в своей жизни и Вы точно знаете, как выглядит это дерево. Вы вряд ли спутаете ель с другим деревом. Вам не обязательно вспоминать каждую иголочку на ёлке, Вы просто знаете, как оно выглядит. Это и есть визуализация.

Любой зрячий человек, у которого всё в порядке с психикой и памятью, может вспомнить, как выглядит ёлка. Образ этого дерева сам собой возникает перед внутренним взором и этот процесс и называется визуализацией.

Еще несколько примеров – вспомните Ваш чайник, которым вы пользуетесь каждый день. Ведь Вы точно знаете, как он выглядит? Вспомните Ваши домашние тапочки, в которых Вы ходите каждый день. Думаю, что и тапочки свои Вы точно узнаете среди другой своей обуви, потому что в Вашей памяти есть образ, как выглядят тапки и сейчас, читая эти строки, Вы внутренним взором можете увидеть их.
Вот таким простым способом мы выяснили, что визуализировать Вы умеете.

Другой вопрос, как долго Вы можете удерживать образ объекта – это зависит от Вашего умения концентрировать свое внимание и останавливать бег мыслей. Для этого существует много практик, позволяющих сосредотачивать внимание на одном объекте.

Второй термин – Воображение

Возьмём для примера ту же ёлку. Когда Вы включаете своё воображение, то можете представить, как на этой ёлке вдруг начинают быстро-быстро вырастать шишки, появляться цветы необыкновенной формы, какие-то другие объекты, причем любые, о которых Вы подумаете и захотите представить. То есть силой своего воображения Вы можете трансформировать, подвергать любым изменениям изначальный объект.

Используя воображение, человек может создать своим внутренним взором любое развитие событий, метаморфозы чего угодно во что угодно.

Люди, у которых развито воображение, как правило, очень творческие натуры. И наоборот, чтобы развить творческое начало, можно тренировать воображение. Это определённый навык, который можно наработать, используя визуализацию. Опасность слишком частой игры с воображением заключается в том, что человек может придумать себе иллюзорный мир, в котором всё выглядит только так, как ему хочется и происходит постепенный и неосознаваемый отрыв от реальности. Яркие мечты относятся сюда же – этого нет в действительности, но человеку очень нравится придумывать свою реальность. Это приятное занятие приводит к тому, что человек сам себе начинает строить убеждения и ограничения, как должно быть. Естественно, внутренняя картинка мира не совпадает с реальностью мира и начинается внутренний конфликт, а следствие этого – непринятие, раздражение, обиды и негативная реакция на происходящие события.

Здесь же надо отметить еще один аспект игры воображения.

Обучая энергетическим практикам новичков, многим мастера рекомендуют своим ученикам закрывать глаза, чтобы внешние предметы не отвлекали и практикующий держал концентрацию внимания на самом процессе. Вследствие этого, человек может начать видеть нечто. Здесь очень тонкая грань, что именно происходит с практикующим – то ли он действительно начинает видеть потоки энергий, то ли это включается его воображение. Если картинка достаточно устойчивая, яркая, меняющаяся по Вашему желанию, то это воображение. Так же, если человек начинает видеть со стороны себя и происходящие действия, различные бесконечные дали, космос или всю Вселенную – скорее всего, это тоже воображение.

Происходит это потому, что человек начинает делать непривычные для него действия. Ум пытается всё объяснить и разложить по полочкам, а это не удаётся. Тогда включается механизм воображения и хоть как-то становится понятно, что происходит, для ума человека.

Чтобы не искушать ум и не провоцировать неосознанный процесс воображения, лучше всего не полностью закрывать глаза, а просто их прикрыть (взгляд падает на кончик носа), и при этом расфокусировать взгляд. То есть Вы видите реальность, но не цепляетесь взглядом ни за какие предметы и сконцентрированы на самом процессе Вашей практики.

По началу, это очень интересно – наблюдать за красивыми картинами света, потоков и невиданных космических высот. Наш ум очень быстро понимает, что нам нравится и старается всё более детально нарисовать несуществующие миры. Выше я уже писала, что это тренируемый процесс. В итоге, человек пребывает снова в иллюзиях. Вместо того, чтобы рассматривать свои воображаемые картинки, пусть даже очень правдоподобные и красивые, лучше тренировать чувствительность к ощущениям. Движение энергий в воздухе рядом с Вами, по вашему телу. Когда задействовано тело, то подвох уже менее вероятен. Тело не умеет придумывать и врать своему владельцу. Оно или чувствует или нет. Для того, чтобы научиться ощущать энергетические процессы телом, тоже требуется тренировка. Этот процесс также нарабатывается, но он настоящий. Чем больше Вы будете работать со своими ощущениями, тем тоньше Вы будете чувствовать различные виды энергий и их движение. Плюс к этому, Вы научитесь чувствовать, слышать и понимать своё тело! Это тоже очень важно при самосовершенствовании.

Воображение используют при работе с прошлым, изменяют ситуацию в наилучшую сторону, изменяя ход событий. Некоторые практики используют воображение для построения желаемых результатов в будущем, но я считаю, что этого не нужно делать. Наш ум никогда не додумается до того, что может нам предложить Вселенная. Поскольку наш ум ограничен, то мы можем что-то спрогнозировать себе только в собственных рамках, тем самым, ограничивая свои возможности.

Третий термин – Ясновидение

Если вы думаете, что ясновидящие люди смотрят кинофильмы из будущего, то это заблуждение. Способность видеть потоки или сгустки энергии, цвет, внутренние органы человека дана каждому из нас. Но эти видения очень тонкие и их сложно распознать, когда в голове проносятся сотни мыслей. Остановив свой мысленный поток, возможно увидеть нечто, но поскольку ум не привык к тонким вибрациям, он просто не индефицирует – ведь для того, чтобы понять что человек видит, его ум должен обработать информацию и перевести ее в понимаемое человеком значение.

Когда Вы только начинаете практиковать и развивать ясновидения, данные будут мелькать где-то по самой границе сознания, практически неуловимыми легкими остатками изображения. Очень грубое сравнение, но всё же оно поможет понять – когда мы идём по улице и вдруг периферийным зрением замечаем, что почти сзади нас что-то мелькнуло. Мы оборачиваемся, чтобы посмотреть, но там уже ничего не происходит и мы остаёмся в неведение, что это было. То есть глаз зафиксировал какое-то движение, но ум не успел распознать и индефицировать. Ещё можно сравнить с отражением в стекле пробегающего мимо человека. Не в зеркале, а именно в прозрачном стекле в солнечную погоду.

Вообще, наше зрение устроено странным образом – чем больше мы всматриваемся во что-то, тем хуже видим. Это же касается и ясновидения. Чем больше мы будем пытаться увидеть что-то третьим глазом, тем дальше от нас будет уходить эта возможность.

Только расслабленный взгляд наблюдателя, не пытающийся оценить и разложить по полочкам, что это и как, позволит начать наблюдать плавающие тонкие-тонкие образы. Бездумное созерцание (без мыслей и оценки) постепенно начнёт проявлять перед Вашим взором всё больше и больше картинок.

Плотность картинок не изменится – изменится Ваша способность не пытаться их схватить и остановить, а просто созерцать и видеть. Постепенно ум начинает привыкать к такой структуре изображений и уже после этого распознавать, что именно Вы видите. Этот навык так же тренируется, но без усилий. Вам надо находиться в состоянии Созерцания и внутреннего безмолвия.

Важно понимать, для чего Вы хотите развить ясновидение. Просто ради забавы и интереса не сработает.

Не забывайте задавать себе вопрос –для чего мне это? В тонких мирах есть разные уровни и в зависимости от вашего вибрационного фона, Вы сможете видеть разные проявления этих уровней. На низких вибрационных уровнях есть всякие шутники и сущности, которые пугают неопытных практиков. Не всегда приятные картинки можно увидеть. Если Вы будете испытывать страх, то, скорее всего, Вам ясновидение закроют, как человеку, еще не готовому к принятию других измерений. В повседневной жизни часто можно увидеть низменные проявления большинства людей, различные подселения и еще многое другое. Если Вы не знаете, зачем Вам это показывают, что с этим делать и надо ли вообще с этим что-то делать, то не стоит и начинать.

Сначала подготовьте сознание и обсудите со своим наставником базовые принципы. Я не хочу напугать Вас или убедить, что ясновидение – это плохо и страшно. Я хочу показать всего лишь реальную картину. Как и во всём, есть свои плюсы и минусы. Для примера, когда Вы развили своё обоняние, то Вы будете улавливать не только благоухание, но и зловоние более ярко. Так что не обольщайте себя, что развив ясновидение, Вы станете видеть ангелов, божественный свет и красоту неземную. Вы будете видеть и то, и другое. В реальном мире, работая с людьми, которые обращаются за помощью, чаще встречается другое.

Можно уехать в лес, жить в изоляции и утверждать, что болезней не существует, а можно приехать в больницу и каждый первый пациент будет подтверждать, что болезни есть. Выбор всегда за Вами – в какой реальности Вы хотите находиться.

Надо отметить, что последнее время чаще стало встречаться яснознание. Человек не распознаёт картинки, а просто получает информацию. Здесь также может включаться воображение. Будьте бдительны и не живите в иллюзиях!

Упражнения для развития воображения

Первое упражнение

Выберите предмет на уровне глаз на расстоянии 1 - 2 метра. Предмет должен быть сначала простым: ручка, кружка, чайник. Закройте глаза, представьте себе белое, пустое светящееся пространство.

Можно представить экран телевизора или окно на улицу. Не получается белое создайте любое, какое получится.Держите его четкий образ перед мысленным взором пару минут. Потом откройте глаза и 3 - 5 минут созерцайте предмет.

Просто смотрите, не вдаваясь в свойства предмета, сквозь него, как будто вы смотрите вдаль, пытаясь охватить предмет в целом.Закройте глаза и представьте себе этот предмет в воображении, поместив его в белое светящееся пространство на 3 - 5 минут. Упражнение нужно проделать несколько раз, не напрягаясь, без усилий воли.

Второе упражнение

Создаем цветную точку красного цвета, затем начинаем увеличивать размер точки, пока красный цвет не займет все внутреннее пространство. Создаем оранжевую точку и проделываем то же самое. Далее следует желтый, зеленый, голубой, синий, и фиолетовый. Желательно добиться естественных, точных цветов. При легком получении создайте все цвета по очереди. Если трудно представить за раз все цвета, можно создавать в день по цвету.

— Упражнение способствует развитию концентрации внимания, расширению объема восприятия.