Упражнения как избавиться от страха, тревоги и беспокойства. «Три упражнения от тревоги, которым меня научил психотерапевт Психологические упражнения для тренингов по преодолению страхов

Цель тренинга:

Выявление страхов у детей подросткового возраста из числа принимающих семей;
Обучение методам избавления и урегулирования страхов;
Психологическая разгрузка;
Активизация позитивных ресурсов подростов, настрой на новый учебный год;

Эпиграф к тренингу:
У меня были и мечты и страхи. Я преодолел свои страхи благодаря своим мечтам.
(автор неизвестен)

Ход тренинга:

I. Вводная часть. Приветствие.

Психолог: Добрый день, дорогие ребята! Рада видеть всех вас на нашем тренинге, тема которого – «Страхи и их преодоление».

Упражнение 1. «Приветствие без слов»

Психолог: Каждый из вас должен поздороваться с группой, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное (пожать руку, обнять). Остальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).

Это упражнение можно выполнять и по кругу, и в произвольном порядке- по мере готовности или путем передачи мяча.

Для тренера это упражнение может иметь дополнительный диагностический смысл. Кто из членов группы инициировал более тесный контакт? Кто попытался устраниться от такого контакта? Кто был наиболее изобретателен? Как осуществлялось рукопожатие? И т. д.

Упражнение 2. «Поменяйтесь местами»

Психолог: Сейчас мы с вами немного разомнемся. Я буду называть определенный признак если он у вас имеется вы должны поменяться местами с тем у кого тоже имеется такой признак, например: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня проснулся рано!», «Поменяйтесь местами те кто, сегодня чистил зубы», «Те кто делал зарядку», «Поменяйтесь местами те, кто любит животных», «Поменяйтесь местами те, кто любит учиться», «Поменяйтесь местами те, кто чего-то боится».

II. Основная часть. Работа с проблемой.

Психолог: Вот мы и поздоровались и размялись. Спасибо всем большое! Итак, тема сегодняшнего тренинга актуальна для каждого из нас, тот, кто скажет, что ничего не боится, тот однозначно лукавит т.к. невозможно ничего не бояться. Мы живем в нестабильном мире, это отражается в выборе бедующей профессии то, что актуально сейчас утратит свою актуальность в будущем, мы зависимы от СМИ и мнения окружающих, полностью подчинены социальным сетям и красивым картинкам, сталкиваясь с реальностью, мы потеряны – все это порождает наши страхи или как их называют фобии. Какие страхи-фобии вы знаете?

(ответы детей)

Замечательно, спасибо! Вы озвучили лишь малый перечень всех известных страхов, в настоящее время науке известно около 40 000 фобий. Например, самые необычные фобии: апопатофобия - боязнь заходить в туалеты, астрофобия - боязнь звёзд и звёздного пространства, барофобия - боязнь подъёма тяжести, вербофобия - страх отдельных слов, винофобия - боязнь употребления вина, и много, много других о которых мы и не догадывались. Люди могут бояться очень многого, да абсолютно всего, если учесть, что известно 40 000 фобий. В подростковом возрасте наиболее часто встречаются такие страхи как: социофобия – боязнь не состояться в обществе сюда же относят и страх ответа у доски, общение со сверстниками, публичное выступление и страх оказаться объектом юмора, насмешек, страх смерти кого-то из близких, страх болезни как своей, так и своих близких, страх темноты, различные ночные страхи. Я предлагаю вам, выяснить есть ли у вас скрытые или открытые фобии для этого мы проведем небольшое тестирование.

Упражнение 3. Тест на выявление фобий

Для того, чтобы определить интенсивность наших собственных страхов, определить наличие (или отсутствие) фобий, я предлагаю воспользоваться следующим тестом-опросником, в основе которого лежит объективная самооценка и самоанализ.

Инструкция:

Внимательно ознакомьтесь с каждым вопросом.
При положительном ответе на вопрос, оцените интенсивность возникающей эмоции по 10-бальной шкале, определив интенсивность переживаний того или иного, имеющегося страха.
Если вы совсем не испытываете данного страха, поставьте цифру «1».

Тест – оценка на выявление страхов и фобий

Оценка субъективного состояния

Степень
интенсивности
(от 1 до 10)

Можно ли сказать, что некоторые животные (например, пауки, змеи) вызывают у Вас беспокойство?

Боитесь ли Вы темноты?

Беспокоит ли Вас возможность болезненных изменений в Вашем психическом состоянии?

Насколько сильно Вас беспокоит возможность болезни близких людей?

Боитесь ли Вы оказаться жертвой преступного нападения на городских улицах?

Испытываете ли Вы неприятные ощущения (учащение дыхания, сердцебиения и пр.) во время вызова на к директору или к доске?

Страшат ли Вас возможные изменения в личной жизни (ухудшение в будущем возможные взаимоотношения с близким человеком, неверность будущего супруга, развод и т. п.)?

Знаком ли Вам страх ответственности (принятия ответственных решений)?

Пугает ли Вас перспектива неизбежной старости?

Возникает ли у Вас чувство страха при нарушении ритма сердца или болевых ощущениях в нем?

Насколько Вас страшит перспектива бедности?

Пугает ли Вас неопределенность будущего?

Насколько высоко Вы можете оценить свой страх, который испытываете, когда идете на экзамен?

Тревожит ли Вас возможность войны?

Часто ли посещает Вас страх смерти?

Возникают ли у Вас неприятные ощущения, когда Вы находитесь в замкнутых пространствах (лифт, закрытая комната)?

Боитесь ли Вы высоты?

Боитесь ли Вы глубины?

Боитесь ли Вы, что в случае болезни близких людей, в Вашей жизни произойдут неблагоприятные изменения?

Испытываете ли Вы повторяющийся страх заболеть каким-либо заболеванием?

Насколько Вам знаком страх самоубийства?

Испытываете ли Вы страх перед публичными выступлениями?

Посещает ли Вас чувство тревоги из-за агрессивного поведения по отношению к своим близким (желания избить, нанести повреждения, убить и т.п.)?


Обработка и самоанализ:

Показатели интенсивности страхов
№1-3, 10, 15-18, 20-23 выше 8 баллов указывают на фобическую симптоматику.

Психолог: Бесстрашных людей не бывает, и каждый из нас имеет свои слабости, но именно умный человек осознает, как он может помочь самому себе, в этом отношении, качественно улучшив жизнь…
Любую проблему можно решить, и устранение фобии – не исключение.

Упражнение 4 «Волшебная надпись».

Напишите на бумаге фразу, обозначающую суть вашего страха. Посмотрите, как это написано: большими или маленькими буквами, вверх или вниз уходит строка?
А сейчас вам нужно из вашего страха сделать желание или цель.

Например:

Я боюсь умереть - Я хочу жить и прекрасно себя чувствовать – Я ставлю себе цель…. (цель должна быть самой главной для вас);
Я боюсь провалить экзамен – Я хочу сдать экзамен та хорошо - Сдать экзамен на 4.
Я боюсь за здоровье своей мамы - Я хочу, чтобы моя мама была здорова – Помощь маме;
Я боюсь стать жертвой преступления - Я хочу быть защищенным – Научиться самообороне.
Ваша фраза должна выглядеть на бумаге веселой картинкой. Напишите ее цветными фломастерами: любимые цвета усиливают позитивный эффект.

Упражнение 5. Техника «Магическая лестница».

Психолог: Зачем нам цель? Чтобы удовлетворить наше желание. Без желания цели не добиться. Вставая на первую ступеньку волшебной лестницы, еще раз спросите себя: «Я действительно этого хочу?» Да?! Тогда – вперед!

  1. Четко, в одном-двух предложениях сформулируйте, чего именно вы хотите. Задайте себе пять магических вопросов. Что сделать? Когда сделать? Где сделать (на даче? в городе? на работе? дома?). Как сделать? Зачем это делать?
  2. Теперь переходите к сбору информации. Вы должны знать все, что возможно узнать. Сведений много не бывает. Особенно, когда речь идет о вашей цели.
  3. Обработайте собранный материал. Отберите ценную информацию. Ваша главная задача: выбрать! Идей у нас всегда много. Надо отобрать из них самую простую и эффективную. Что чаще всего нам мешает? Есть множество планов и проектов, а выбрать – не получается...
  4. Удалось отделить зерна от плевел? Пришло время составить план работы. План – не пустой звук! Распишите все по неделям и месяцам. А лучше – по дням. Постарайтесь предвидеть и все возможные негативные обстоятельства. Чем больше запасных вариантов имеешь, тем крепче спишь.
  5. Теперь встаньте перед зеркалом. Критически оглядите себя. Хватит ли у вас сил и умения идти к поставленной цели? К своему потенциалу надо подходить реалистично. Ответ «нет» - это еще не причина посыпать голову пеплом. Надо продумать, где раздобыть нужные ресурсы, знания, помощников, наконец. Проанализировать собственные «минусы» необходимо. Глупо дважды наступать на одни и те же грабли. Зная причину прошлых проигрышей, в этот раз вы будете играть наверняка.
  6. Вы готовы перейти к активным действиям? Вперед! Ваша цель ждет вас!

Упражнение 6. Игра «Сурдоперевод»

Материалы: листочки с написанным текстом – разные стишки простые.
Психолог: Предлагаю вам сейчас немного размяться. У кого-то из вас под стульями имеются конвертики, возьмите их. Все конвертики пронумерованы. У кого циферка 1? Выходите в центр. Наша игра называется «Сурдопереводчик» один читает – он диктор, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста. Итак, мы начинаем.

Стих 1. Назло неудачам, назло заварухам,
Чтоб ни было с Вами - не падайте духом.
Бывает, что носом, коленками, брюхом,
Что ж, падайте всем, но не падайте духом!

Стих 2. К горькому кофе, достань шоколадку,
К горькой минуте - счастливую мысль.
Просто запомни: ВСЕ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ.
Просто запомни, что все это ЖИЗНЬ…

Стих 3. Когда от боли капает слеза…
Когда от страха сердце бьется…
Когда от света прячется душа…
Когда от горя жизнь вся рвется…
Ты посиди тихонько в тишине…
Закрой глаза, и понимая, что устала…
Сама себе скажи наедине…
Я буду счастлива! Во чтобы то ни стало!!!

Психолог: Вы большие молодцы! Спасибо всем и дикторам и сурдопереводчикам.
Всех людей, которые в своей жизни исполняют роль «неудачника» можно поделить на три группы:
Ежики в тумане – блуждают с закрытыми глазами, и бредут по жизни, не имея ни малейшего представления о том, куда идут;

Ходящие по кругу – они каждый день выполняют одни и те же стереотипные действия, ведут одинаковые разговоры, работают на одной и той же работе, их интересы и ценности не меняются десятилетиями;
Обломовы (скрытые безработные бомжи) - лежат на диване в спальне своего спокойствия, прикладывая все усилия, чтобы их не трогали и не напрягали – им и так хорошо.
Попробуйте задать себе серьезный вопрос: «К чему я хочу прийти в конце жизни? Чего я должен достигнуть годам к сорока-пятидесяти? Может быть, я смогу это сделать прямо сейчас?».
Разумеется, поставить перед собой цель – еще не значит ее достигнуть.
Так что хорошо бы каждый вечер, взглянув на себя в зеркало, вспомнить: что конкретно было сделано сегодня для достижения своей цели? А что не было? Как это исправить?
Помните: чтобы стопроцентно добиться задуманного, надо заранее все спланировать и активно действовать!
Ну, а я предлагаю вам хоть немного, но поднять свою уверенность повыше, чтобы она вела вас по жизни и помогала во всех начинаниях.

III. Заключительный этап.

Упражнение 8. «Корона уверенности».

Психолог: Представить себя посередине стадиона, где все зрители встали, чтобы громко вам поаплодировать. Для вас это почетно и очень важно, а на голове у вас красуется потрясающнй красоты корона. Давайте мы ее сейчас и сделаем, у каждого она своя особенная, где вы можете писать все, что вас мотивирует, рисовать все, что вас поддерживает и мотивирует, использовать те цвета которые вас мотивируют (выполнение упражнения).
Психолог: демонстрирует свою корону и услышит этот шквал аплодисментов в свой адрес. Итак, начнем. (Ребята демонстрируют свои творения)

Все вы выглядите настоящими властителями мира! Каждый своего – своей жизни! Запомните это ощущение уверенности, силы, могущества и идите с ним по жизни. А сейчас, я хочу прочесть вам оду притчу.

Притча. «Осёл и колодец»

Упал осёл в колодец и стал призывно кричать, привлекая внимание хозяина. Тот действительно прибежал, но доставать питомца не спешил. В его голову пришла «гениальная» идея: «Колодец высох, его давно пора было закопать и создать новый. Осёл тоже старый, нового пора заводить. Засыплю-ка я колодец прямо сейчас! Сразу 2 полезных дела сделаю». Сказано - сделано, пригласил мужчина соседей, и начали они дружно закидывать колодец и находящегося внутри ослика землёй, не обращая внимания на крики бедного животного, догадавшегося что к чему. Вскоре осёл замолчал. Любопытно стало людям, почему он притих, заглянули они в колодец и увидели такую картину: каждый ком земли, что опускался сверху на спину, ослик сбрасывал с себя, а потом приминал копытами. В итоге, когда мужчины продолжили, животное окончательно добралось до верха и выбралось.

Жизнь посылает людям много неприятностей, сравнимых с комьями земли. Можно ныть и кричать о том, как плоха и несправедлива жизнь, а можно попытаться стряхнуть землю и примять её, чтобы подняться. Главное – не сидеть сложа руки и что-то делать.

Психолог: Наш тренинг подошел к концу, я рада была всех вас видеть здесь и сейчас. Я очень надеюсь, что смогла вам в чем-то помочь и поддержать. Я верю, что ваша жизнь сложится так, как вы того захотите! Удачи и до новых встреч!

Упражнение 9. Анкетирование.

«Обратная связь»

Вопрос

Страхи сопровождали человека с момента его появления на Земле. На заре времен люди боялись молнии, грома, диких зверей и других людей. Казалось бы, с развитием цивилизации все изменится, ведь человек стал умнее, образованнее, начал понимать природу происходящих вокруг него процессов. Однако в современном мире страхи по-прежнему сопровождают человека. Да что говорить, их стало гораздо больше!

А ведь если задуматься, на момент рождения у нас присутствует лишь два страха – громкого звука и падения. Все остальные страхи развиваются в нас в течение жизни. Мы боимся смерти, но параллельно с этим не меньше боимся жизни.

Глядя на кадры военных действий, мы боимся, что конфликт затронет нас. Когда войны нет, мы опасаемся, что она начнется. Да и в обычной размеренной жизни страхов не меньше. Мы боимся тысяч самых различных вещей, начиная от злых и властных людей, диких, непредсказуемых животных и заканчивая ситуациями, которые то и дело возникают в нашей жизни. Что уж говорить, если одним из самых распространенных страхов является страх неизвестности! То есть, по сути, мы сами не знаем чего боимся, но боимся этого больше всего на свете!

Вред и польза страха

Изначально нужно понимать, что человек подвержен двум видам страха. Первый возникает в подсознании на уровне рефлексов, в ответ на реальную угрозу, к примеру, падение с высоты, пожар или звук разрывающегося снаряда. Такой страх нужен каждому из нас, ведь именно он активизирует инстинкт самосохранения, позволяя раскрыть внутренние резервы организма, преодолеть себя и справиться с ситуацией. Такой страх мы называем животным.

Однако учитывая, что человек является существом разумным, ему свойственен и высокоразвитый страх. К примеру, доводилось же вам слышать от других фразу: «От одной мысли об этом у меня холодеют руки!». Это уже не природный страх, появляющийся на уровне подсознания, а надуманный, возникающий без реальной опасности, т.е. невротический. К примеру, человек может бояться публичных выступлений, насмешек со стороны слушателей, в то время как публика с интересом ждет доклада и совсем не собирается насмехаться над выступающим.

В медицине описан другой яркий пример воздействия невротического страха. Человек замерз насмерть в помещении с температурой +13°C! Этот случай произошел в США, где человек нечаянно захлопнул себя в рефрижераторе, после чего умер от надуманной угрозы, по сути, от собственных мыслей! Бедняга попросту не знал, что холодильные установки в рефрижераторе не работали, а была включена лишь естественная вентиляция. Врачи констатировали смерть от удушья.

Такой страх деструктивен и представляет серьезную опасность для человека. Он наносит сокрушительный удар по попыткам ощутить уверенность в себе, сковывает тело и дух, не давая мыслить позитивно. Более того, под влиянием страха в организме происходит выброс в кровь адреналина, который сгущает кровь, дабы в случае ранения кровопотери были минимальными. А это серьезная нагрузка на сердечно-сосудистую систему, которая может привести к самым плачевным последствиям. Именно поэтому с таким страхом нужно научиться справляться. В этом нам помогут методы, разработанные известными психологами.

Упражнения, помогающие победить собственные страхи

1. Упражнение «Стакан»

Когда главным вашим страхом является общение с окружающими людьми, на помощь приходит следующий метод. Попробуйте мысленно поместить своего оппонента в стеклянную емкость, например в стакан. Для начала уменьшите его до подходящих размеров, затем мысленно обхватите ладонью и поставьте на дно стакана. Представьте, как чувствует себя ваш противник в этом изолированном пространстве. А каковы ваши ощущения? Данное упражнение помогает уменьшить размеры проблемы, благодаря чему ваше отношение к ней изменится. Не нужно обижать своего оппонента или причинять ему страдания. Просто визуализировав ситуацию, вы поймете, что человек не так страшен, если вам с легкостью удалось поместить его в стакан.

2. Упражнение «Станьте выше»

Порой, для того чтобы преодолеть страх общения с руководителем, потенциальным работодателем или другим человеком, которого вы боитесь, потребуется вспомнить, что у вас есть чувство собственного достоинства. Как этого добиться? Попробуйте стать выше, важнее, значимее. К примеру, представьте себя учителем, а человека, которого вы боитесь – учеником, или себя психологом, а его – клиентом, которому вы деликатно рассказываете о его проблемах. Если же ни один ни другой метод не работает, представьте, что вы растете, а окружающие вас люди визуально уменьшаются. Неужели вы, такой большой и такой огромный будете кого-то бояться?

3. Упражнение «Райский уголок»

Людям, которые страшатся какого-либо события или действия, постоянно откладывая и перенося его, можно порекомендовать следующее упражнение. Мысленно отыщите место, где вам легко и хорошо. В моменты, когда вы угнетены и подавлены, когда вы не можете решиться сделать шаг вперед, отправляйтесь в свой «райский уголок», чтобы отдохнуть и избавиться от давящего страха. Отныне это место – ваша точка комфорта. Посещайте ее перед трудными жизненными шагами, и ваш путь станет значительно легче.

4. Упражнение «Приручение страха»

По словам психологов, с любым страхом можно бороться, если попробовать визуализировать его, придать ему форму и, в конечном итоге, приручить. Чтобы осуществить это, попробуйте придать изводящей вас проблеме форму опасного зверя или предмета, который пугает вас. Когда вам удастся это, перевоплотите этого опасного зверя в нечто мягкое, ручное и совершенно покладистое, т.е. в то, что вы можете совершенно спокойно погладить, приласкать и усадить рядом. Такое упражнение даст вам внутреннюю уверенность в том, своего страха не стоит бояться.

5. Упражнение «Взгляни страху в глаза»

Существует один довольно экстремальной, но одновременно с тем действенный способ борьбы с собственными страхами и фобиями. По сути это осознанный риск или попытка заглянуть собственному страху в глаза. К примеру, если вы до оцепенения боитесь высоты, рискните полетать над городом на вертолете или прыгнуть с парашютом, если стороной обходите воду – запишитесь на плавание. Такие радикальные шаги в борьбе с собственными страхами чрезвычайно действенны, ведь они помогли обрести свободу от собственных страхов миллионам людей по всему миру.

6. Упражнение «Экспозиция»

Показателен и другой экстремальный метод приручения собственного страха, который психологи назвали методом экспозиции. К примеру, если вы боитесь крыс, вам предлагается поэтапно избавиться от этой фобии. Для этого на первом этапе следует рассматривать изображенного грызуна на картинке в обществе других людей. Когда нарисованная крыса перестанет вызывать у вас отвращение, можно купить себе игрушку с изображением крысы и постепенно привыкать к образу грызуна. На последнем этапе, когда вы будете готовы, можно понаблюдать за живой крысой, сидящей в клетке или на руке у другого человека. Со временем вы сможете даже погладить или взять это милое существо на руки. Это и будет моментом победы над страхом.

7. Упражнение «Стань ведомым»

Как мы уже говорили в начале статьи, страх неизвестности – один из самых распространенных и наиболее жутких страхов, с которым приходится сталкиваться человеку. Но даже его можно с легкостью преодолеть, если выполнять следующее упражнение. Вас пугает все новое и неизвестное, а потому вся ваша жизнь расписана по минутам, вы всегда движетесь одними и теми же известными маршрутами и не делаете ни шагу в сторону. А попробуйте окунуться в новизну с головой! Для этого выберите человека, который должен стать вашим «поводырем». Пусть он составит график, о котором вы совершенно не должны знать, и назначенный день вы проживете по его плану, проходя его выстроенным маршрутом. Вы не должны сравнивать, обсуждать или противиться, просто прислушивайтесь к себе, учась воспринимать другой, неизвестный вам мир. Как показывает практика, один тренировочный день в неделю на протяжении пары месяцев полностью избавит вас от страха перед неизвестностью, сделав вашу жизнь красочнее и разнообразнее.

8. Упражнение «Камнепад»

Личностям, которые боятся публичных выступлений, страшатся осуждения толпы или не могут ужиться в коллективе, постоянно опасаясь подвоха со стороны коллег, может помочь такая замечательная практика. Для ее выполнения вам понадобиться уединение и максимальное сосредоточение. Сядьте, расслабьтесь и ощутите умиротворение. Представьте себя у подножия горы. Вы сидите и наслаждаетесь красотой природы, как внезапно замечаете, что на вас летят с горы мелкие камешки. Не стоит переживать. Вы точно знаете, что они не причинят вам вреда. И действительно, камешки облетают вас стороной.

На втором этапе крупный камень летит прямо на вас. И у вас нет возможности увернуться. Не напрягайтесь, принимайте этот удар с достоинством. И о чудо, камень проходит сквозь вас, совершенно не причиняя вреда! Спокойствие и уверенность в себе нужно сохранять и на третьем этапе, когда на вас с горы покатится огромный валун. Кажется, будто он сомнет вас, раздавит в лепешку! Но и этот гигант проходит сквозь тело, а вы остаетесь совершенно невредимыми! Именно таким способом упражнение за упражнением вы будете вырабатывать устойчивость и неуязвимость.

Кстати, данное упражнение можно проводить, представляя, будто в вас стреляют из пистолета, бросают ножи или сквозь вас проезжает мчащийся на огромной скорости автомобиль. В любом случае вы остаетесь неуязвимы, а все ваши страхи проходят мимо, исчезая в небытие. И даже страх высоты исчезает под действием этого метода. Представьте, что вы падаете с огромной высоты, стремительно летите вниз, но постепенно начинаете замедлять падение с последующим мягким приземлением, а потому сразу после падения встаете на ноги и идете, как ни в чем не бывало.

9. Упражнение «Победа над страхом смерти»

Что ни говори, а страх смерти в той или иной мере живет в каждом человеке. Но некоторые люди страдают от него сильнее, чем другие, и это существенно портит им жизнь. Как победить этот страх? Как и в предыдущих упражнениях, вам понадобится остаться наедине, сесть удобнее и полностью расслабиться.

Подумайте о ситуации, которая угрожает вам смертью. Представьте, что это все же случилось, и ваша жизнь подошла к концу. Закончилась та жизнь, которую вы знали и вам предстоит попрощаться с ней. Дайте волю слезам и переживаниям, охватывающим вас в этот момент, проститесь с любимыми людьми и окружающим вас миром. В этот момент отчаяния вы обязательно ощутите невероятное желание продолжать жить! Искренне отдавшись своим чувствам, вы ощутите, что леденящий душу страх постепенно уходит, а внутри вас появляется новое чувство радости бытия, радости тому, что вы живы! Пройдя таким способом сквозь страх смерти, вы станете более смелым, решительным и бесстрашным, а значит, этот страх больше не побеспокоит вас.

Страхи можно и нужно преодолевать. Вы же помните известную пословицу «У страха глаза велики», а потому уменьшив, приручив или перестав обращать внимание на свой страх, вы сразу почувствуете облегчение от того, что преодолели себя и стали лучше, совершеннее и бесстрашнее!
Берегите себя!

Подростковые страхи могут развиваться из-за неправильного поведения взрослых (опекунов, педагогов), детских невылеченных фобий и социальных конфликтов, возникших со сверстниками. До момента поступления в учебное заведение – школу или гимназию, ребенок воспринимает мир наглядно-действенным методом, позже наглядно-образным. С поступлением в школу дети начинают осваивать теоретический метод восприятия мира. Существует такой тип восприятия в двух формах: образной и понятийной.

Страхи у подростков: как помочь справиться

Возрастная модификация фобий

Страхи и фобии ребенка могут возникать на ровном месте, потому как он живет в своем вымышленном мире, в котором существуют сказочные персонажи, все остальное он пытается освоить при помощи осязания, обоняния, зрения и слуха. Позже, при поступлении в школу, на первое место выходят социальные страхи подростков:

  • опоздание на занятия;
  • страх самовыражения;
  • боязнь потерять родителей;
  • боязнь войны;
  • собственной смерти;
  • природных катаклизмов.

Чем старше становится ребенок, тем сильнее социальный страх.

Часто виной этому школьный учитель, занижающий оценки и унижающий ребенка при всем классе, указывая на его недостатки. Кстати, неправильный педагогический подход к порицанию часто становится причиной буллинга среди подростков. Детский буллинг – это унижение одного человека группой других людей.

Ребенок боится отвечать у доски

Социальный страх может выражаться в различных формах. Некоторые начинают проявлять свой протест, а кто-то полностью замыкается. В рудиментарной форме страхи у подростков начинают проявлять себя после 12–14 лет. Уже в юношеском возрасте можно наблюдать все симптомы постстрессового синдрома, которые мало чем отличаются от таковых у взрослых.

Влияние на становление личности

Во многом появление неврозов в детском возрасте спровоцировано тяжелыми родами и нервозностью матери в период вынашивания. Состояние женщины при беременности оказывает самое большое влияние на формирование нервной системы у ребенка. Но все это лишь определяет возможность появления невроза у ребенка. В дальнейшем влияние на формирование личности оказывает общество, в котором ребенок проводит большую часть своего времени, то есть класс и друзья.

Отношения в семейном кругу влияют на становление личности, но далеко не редкость случаи, когда в совершенно нормальной семье ребенок убивает себя или же становится наркоманом. Дети более боязливы, если главную роль в семье играет мать. В старшем возрасте большинство школьников из семей, в которых постоянно происходят конфликты, проявляют агрессию по отношению к другим, ведут себя вызывающе, пытаясь доказать свое превосходство и добиться внимания к своей персоне.

Появлению страхов может послужить физическое и эмоциональное перенапряжение.

Избыток информации, отсутствие навыков правильно распределять свою деятельность – все это способствует рассеиванию внимания и формирует стойкое депрессивное состояние, хроническую усталость, характерную для взрослого человека.

Симптомы расстройства

При постоянном давлении со стороны окружающих стрессоров у подростков начинают проявляться симптомы нервного расстройства:

  • нарушения сна;
  • отсутствие аппетита;
  • ухудшение состояния физического здоровья;
  • слабость;
  • повышение температуры до 37–37,4 без наличия инфекции;
  • апатичность;
  • страх отвечать у доски, проявлять себя;
  • боязнь быть высмеянным;
  • нарушения речи.

Методы борьбы с боязнями

Коррекция боязни подростков включает в себя определенные мероприятия.

  1. Арт-терапию.
  2. Упражнения по коррекции поведения и адаптации к стрессорам.
  3. Обучение релаксации.
  4. Прием седативных препаратов по необходимости.
  5. Витаминотерапия.
  6. Работа с педагогами и родителями.

Арт-терапия для детей и подростков

Диагностика

Коррекция начинается с диагностики страхов. Для начала детям предлагают нарисовать картину, выбрав любые цвета карандашей. Страхи у подростков психология позволяет выявить посредством рассмотрения цветовой палитры рисунка.

  1. При использовании от 1 до 3 цветов можно говорить о наличии астении, депрессивного состояния, усталости.
  2. Преобладание сине-зеленых тонов говорит о тревожности.
  3. Красный означает агрессию.
  4. Черный – депрессия.
  5. Серый – отсутствие положительных эмоций в жизни.

При нормальном психомоторном и эмоциональном развитии ребенок 12 –14 лет выбирает 5–6 цветов. Внимание акцентируется на преобладающих тонах. Сине-зеленые – это состояние нервной системы человека. Раскрашенный в таких тонах рисунок говорит о грусти, боязни совершить ошибку, о человеке, который не может правильно воспринимать критику и придает большое значение своему престижу. Темные оттенки предпочитают скромные подростки. Преобладающее количество коричневого цвета говорит о чувстве дискомфорта, черный - об упадническом настрое, негативных эмоциях.

Принципы работы в группе

К. Савицкая разработала специальные групповые занятия по психокоррекции поведения у подростков, которые включают такие цели:

  • принятие себя, как личности и осознание положения в обществе;
  • формирование желания расти над собой;
  • обучение навыкам общения;
  • обучение навыкам модификации собственного поведения в стрессовой ситуации.

Эффективные методики

Первым упражнением начального этапа является игра «Кому первому удастся дотянуться до предмета». Группа участников делится на 2 команды. На определенном расстоянии лежит предмет. Цепочка команды строится от двери, закрепляется на ручке. Расстояние до предмета превышает длину человеческой цепочки, поэтому участникам нужно найти способы взаимодействия между собой, чтобы дотянуться до него. Необходимо использовать скрепление цепочки посредством обеспечения поддержки за вытянутую руку, ногу или волосы. Упражнение развивает коммуникативные и организаторские способности у детей, помогает избавиться от страха общения, застенчивости, боязни показаться смешным.

На 5–6 занятии группе предлагается игра «Разговор в кругу». Упражнение разработано специально для детей с агрессивной линией поведения. Основано на рассказе каждого участника о себе неких подробностей, которые вызывают у него раздражение. Специалист ведет записи и следит за тем, чтобы дети не порицали друг друга, а выслушивали и понимали, что существует множество ситуаций, которые могут спровоцировать сильный гнев. Важно, чтобы участники научились правильно выражать свои эмоции не через драку или ругань, а посредством размышления и нахождения компромиссного решения.

10–11 занятие можно назвать практикумом по проработке ситуаций из банка стрессовых событий, которые были оговорены в «Кругу». Группа вновь делится на 2 команды. Каждой из них дается задание показать сценку на тему: «инцидент в магазине или общественном транспорте». В сценке должна присутствовать фраза: «Я разумный человек и не буду опускаться до вашего уровня», «Мое терпение может лопнуть».

Игра «Разговор в кругу»

Заключительный этап занятий

Работа со страхами заканчивается игрой «Пункт проката решений». Участники образуют круг и разбирают по очереди ситуации друг друга. Останутся дети, которые не смогут решить одну ситуацию без агрессии. Он моделирует эту ситуацию, а остальные участники помогают найти решение проблемы мирным путем.

Главным критерием успешного прохождения курса является установление теплых, доверительных отношений среди участников. Кроме того, такое поведение участников должно сохраняться не только в группе, но и дома, в школе и общественных местах. Работа в группе не сводится к тому, что ребенок может проявить себя только в командной работе, надеясь на помощь остальных, он должен проявить свои качества по максимуму, не бояться открыть себя и свои способности перед другими. Работа в команде только помогает нормально, адекватно воспринимать критику при принятии неверного решения и обучению навыкам общения, взаимодействия, коммуникации.

Завершающий этап предполагает максимальное перенесение полученных навыков в реальную жизнь.

Работа с наркозависимыми подростками

Упражнения в группе для коррекции страхов наркотически зависимых подростков в школьных практиках встречаются довольно редко. Однако, необходимость этой работы в центрах несоизмерима. В таких группах в основном используется обсуждение поведения, ощущений, причин и стремлений участников. Одной из составных частей является обсуждение восстановления нормального общения с близкими людьми и социумом. Человек должен понять, как подать себя, когда он вернется в класс и научиться отказываться от предложенной дозы.

При установлении доверительной атмосферы, можно переходить к игре, олицетворяющей давление со стороны «Плохая компания». Это упражнение помогает понять, почему человек не может отказать «другу» и почувствовать себя более уверенным в себе.

Далее проводится обсуждение свойств и специфики воздействия на организм самого вещества с приведением наглядного материала, видео и прочего. Главное - мотивировать членов группы развиваться. Нужна комплексная работа всех окружающих, включая родственников.

В таких группах проигрываются ситуации отношения с родителями, когда одни участники играют самих себя, а другие занимают позицию их родителей. Подростки пытаются найти компромиссное решение о прогулках и времени возвращения домой. После обыгрывания сюжета, детям предлагается найти ответ на вопрос: «Почему родители так себя ведут, что их мотивирует не отпускать детей поздно на улицу, обыскивать сумки, карманы и прочее».

Релаксационные методики и аутотренинг

Релаксационные методики актуальны для лечения страхов у подростков с любыми расстройствами. Аутотренинговые занятия также проводятся в группах. В одном из них всех участников рассаживают на стулья и просят расслабиться, закрыв глаза, представить место, где ребенок чувствует себя в безопасности.

Тренер по релаксации может выполнять упражнение вместе с группой, растворяясь в ней. Прохаживаясь между рядами, он спрашивает участников о месте, где они находятся и об их ощущениях. На основе этих наблюдений можно составить картину душевного состояния подростка и эффективности практик.

Дыхательные упражнения помогают научиться быстро восстанавливать свое эмоциональное состояние в момент стресса. Когда подростки сидят на стульях и спокойно дышат, специалист предлагает им сосредоточиться только на дыхании, мысленно нарисовать амплитуду своего дыхания в спокойном состоянии. Каждый раз, попадая в патовую ситуацию, дети смогут воспользоваться полученными знаниями и привести себя в чувства.

Чтобы избавиться от чувства раздражительности и агрессии, участникам предлагается упражнение «Крик». Каждый ребенок должен постараться закричать, что есть сил, но так, чтобы никто не слышал. При попытках кричать, не нужно напрягать голосовые связки, мнимый звук должен идти из легких. Продолжать упражнение нужно до тех пор, пока не придет ощущение опустошенности.

Выводы

Страх в подростковом возрасте может носить различный характер. Его появление провоцирует множество самых различных причин. Главное, не упустить момент, когда детский организм просит о помощи. Диагностика и коррекция детских страхов на сегодняшний день является острой проблемой.

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии