Вес ребенка при рождении: нормы и отклонения. Маловесный ребёнок Что капают детям маловесным в роддоме

Физическое развитие детей оценивают путём систематического определения массы тела (веса), роста, окружности головы, груди, соотношения этих показателей между собой и соответствия их возрастным нормам. Средний вес доношенного ребёнка при рождении составляет 3500 г, возможны его колебания в пределах 2500-4500 г. К 3-5 дню жизни происходит максимальная потеря веса, составляющая 6-8 % веса при рождении, а к 7-10 дню вес восстанавливается. Далее начинаются весовые прибавки: за 1-й месяц жизни - 800 г; за 2-й месяц - 1000 г; к 4,5 месяца происходит удвоение массы тела при рождении, к 1 году вес утраивается и составляет в среднем 10-10,5 кг. В первые годы жизни весовая прибавка составляет в среднем 2 кг, в препубертатном периоде - 5-6 кг.

Физическое развитие маловесных и недоношенных детей происходит иначе, динамика массы тела у них значительно отличается от показателей доношенных детей. Маловесные дети дают убыль веса около 9 %; у детей, рождённых до 1000 г, убыль веса доходит до 15 %. Восстановление веса у них происходит медленно - до 2 недель и более. Достижение веса нормального доношенного ребёнка до 3200-3500 г и длины 50-51 см у недоношенных и маловесных происходит к 1-1,5 месяцам (если масса тела при рождении составляет 2000-2500 г), к 2-2,5 месяцам (1500-2000 г) и к 3-3,5 месяцам (1000 г). Среднемесячные прибавки массы тела в первом полугодии жизни составляют от 600 до 800 г, во втором - 800 г.

Рост новорожденного ребёнка равен 50 см (возможны колебания роста от 45 до 55 см). Ежемесячные прибавки роста в первом полугодии составляют 1-2 см. За первый год жизни ребёнок вырастает на 25 см, и его рост к году достигает 75 см. На втором году жизни рост увеличивается на 12 см, за третий год - на 7-8 см, в дальнейшем за год ребёнок вырастает на 5 см, и к 4 годам его рост удваивается, а к 12 годам - утраивается по сравнению с ростом при рождении. На процесс роста ребёнка влияют многие факторы: качество ухода, питания, физические нагрузки и др. Большое значение имеет и наследственность.

Окружность груди у новорожденного составляет 34-35 см, к году - 48 см, окружность головы - 35 см, к году - 46 см.

Антропометрические показатели можно оценить по таблицам центильного или сигмального типа и по индексам.

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени - рост = 20-25 см для детей до 1 года. Снижение индекса указывает на гипотрофию, увеличение - на паратрофию.

Индекс Эрисмана: окружность груди - 1/2 роста = 10012 см. Этот индекс используется для оценки физического развития школьников.

Во время каждого профилактического осмотра рост и вес целесообразно отмечать на диаграмме физического развития, по которой можно определить, соответствует ли вес росту.

При оценке нервно-психического развития ребёнка используют неврологическое исследование (оценку рефлекторных ответов ребёнка) и поведенческие реакции. Ребёнок рождается с рядом безусловных рефлексов: хоботковый, поисковый, сосательный, рефлекс Бабкина, Моро, Бабинекого и др. Многие рефлексы, такие как Кернига, Бауэра, опоры, к 3-4 месяцам исчезают. На 2-З-й неделе жизни ребёнок фиксирует взор на ярком предмете, следит за высоко поднятой игрушкой. К 1-1,5-месячному возрасту он начинает держать голову, развиваются координированные движения рук (приближает руки к.глазам, носу, разглядывает их). С 3 месяцев ребёнок ощупывает руки, перебирает руками одеяло, пелёнки. С 5 месяцев хватает предметы, но при этом делает много лишних движений, и только к 7-8 месяцам появляется координация двигательного и зрительного анализаторов.

На 4-5 месяце совершенствуется координация движений мышц спины, ребёнок переворачивается со спины на живот, на 5-6 месяце - с живота на спину На 6-м месяце ребёнок начинает сидеть, а в 7-8 месяцев - ползать. В 8-9 месяцев ребёнок стоит в кроватке, переступает ногами вдоль спинки кроватки. К году делает первые шаги. Некоторые дети начинают ходить с 10-11 месяцев, другие - с 1 года 4 месяцев.

Со 2-3 недели в процессе кормления ребёнок рассматривает лицо матери, с 8 недель улыбается ей. В возрасте 5 месяцев узнает мать среди других людей. После 6-7 месяцев формируется активная познавательная деятельность, а после 9 месяцев усиливается эмоциональная деятельность.

К 2-3 месяцам ребёнок «гулит», к 5 месяцам наблюдается длительное певучее «гуление», в 7 месяцев возникает лепет. На 10-11 месяце ребёнок произносит отдельные слова, к году и 10-12 слов, к 1,5 годам - целые предложения, с интересом рассматривает картинки. В 2 года он воспринимает несложные рассказы и сказки, к 3-му году речь занимает ведущее место в общении.

О развитии движений, навыков общения, речевого развития врач узнает из беседы с родителями и при контакте с ребёнком.

По материалам Парийской Т.В и Орловой Н.В. " . Справочник семейного врача"

Никогда не думала, что рождение маловесного ребенка возможно в нашей семье. Но.Но.Но в конце февраля как писала в предыдущей статье на 41 недельке родила маловестного ребенка 1870 грамм. Это крайне низкая масса тела для доношеного ребенка. Сразу после рождения в роддоме нам наставили кучу диагнозов такие как церебральная ишемия 2 степени, 3 степень ЗВУР по гипопластике, дисплазия, проблемы с сердцем, гипоксия и много чего другого и направили в больницу. Там мы пробыли целый месяц, это было мукой для меня, в палатах антисанитария, шторы пыльные не стираны уж очень давно, грязные пеленальные столики, детская кроватка вся грязная тряпки которыми санитарки мыли пол в палате вонючие, душ который работал только по 17 вечера и открывался днем в экстренных случаях, я не хвастаюсь но дома у меня гораздо чище и постоянно кварцуется. Нас там активно обследовали все специалисты, ренгены, узи. По 4 раза в день брали кровь делали по 3-5 уколов, это великая мук для матери видеть страдания своего малыша, взрослый и то расплачется, а тут маленькая кроха, которая терпит такие страдания. Еще нам делали электрофорез и массаж который служил большим утешением для малышки. За первый месяц мы набрали почти кило. Нас выписали домой. И наша жизнь начала потихоньку приходить в свое русло. Задержка развития была честно говоря на лицо, так как две моих подруги рожали деток приблизительно в одно и тоже время со мной (+- неделя) я видела как развиваются их малыши что они уже многое умеют и искренне радовалась за них. Главная проблема для нас стала, что моя малышка после длительной голодовки (звур 3 степени на 8 недель) не могла нормально кушать, 1/5 от массы тела мы никак не могли освоить, грудь она не брала и я старалась сама сцеживать ей молочко и кормить с бутылочки, кормились мы долго и часто иногда доходило до 10 -11 раз в сутки, но вес мы набирали нормально 150-250 грамм в неделю. К трем месяцам мы кушали уже по 80-100 грамм 8-9 раз в день, уверенно держали головку сами, но на животик категорически не выкладывались. Продолжали делать массаж, зарядку, плаванье с кругом в ванной и малышка потихоньку стала развиваться к 4,5 месяцам мы активно переворачивались со спинки на животик, по доброй воле, ухватывали сами игрушку погремушку, во всю агукали. Кушали по 8 раз 100-120 грамм. в 6 месяцев прошли обследование повторно где несколько врачей глядя на наши выписку из больницы удивились, малышка развивается нормально и никакой задержки развития больше нет. в 6,5 месяцев у нас вылезло 2 зубика. Сейчас нам 7,5 месяцев весим 7800 грамм 69 см кушаем мы чаще чем другие детки по 7 раз но маленькими порциями (кашку, творожок, соки, фруктики пюрешки мясные и овощные и молочко) от 120-170 грамм за кормление, стараюсь прикорм готовить сама, но на всякий случай всегда в нашем холодильнике найдется несколько детских соков, баночек с детским питанием. Развиваемся мы активно сами хватаем понравившуюся игрушку, стоим держась за опору, прыгаем, сидим но иногда пошатываемся, гулим, наблюдаем за взрослыми, манипулируем ими. во всю подползаем если что то крайне надо, недавно был такой случай малышка лежала на диване, а я решила попить чайку, сделала несколько бутербродиков с кабачковой икрой и пошла за чаем на кухню, возвращаюсь и наблюдаю картину, малышка на диване подползла к столику, утащила с тарелки бутерброд и слизывала кабачковую икру, вот такая хитрена у нас растет)))

Термин “маловесный ребёнок” означает, что малыш весит меньше, чем его его сверстники того же пола. Не секрет, что существующая педиатрическая даёт лишь приблизительные ориентиры, а потому маловесным ребёнка называют только тогда, когда разница в весе действительно очень заметна. Нередко о том, что ребёнок имеет низкую массу тела, женщине сообщают ещё во время беременности — говоря об этой ситуации акушеры используют термин “задержка внутриутробного развития”.

Как известно, все люди разные — некоторые просто меньше остальных, хотя достаточно здоровы и не имеют прочих отклонений в развитии. У небольших людей в большинстве случаев рождаются маловесные дети — о таких семейных особенностях нужно обязательно сообщать врачу.

Другие причины рождения маловесных детей перечислены ниже:

Рождение маловесного ребёнка не должно расстраивать родителей. Хороший старт — это, конечно же, неплохо, но даже если так не произошло, вы всегда можете помочь малышу нагнать упущенное в дальнейшем.

Чтобы помочь маловесному ребёнку догнать своих сверстников во внутриутробном физическом развитии, нужно начать действовать прямо тогда, когда проблема диагностирована.

Рождение маловесного ребёнка — не повод для паники. Конечно, такой малыш нуждается в особенном уходе и на первых порах его будут выхаживать отдельно от матери, но современная медицина достаточно быстро добивается укрепления здоровья маловесных крох.

Если специалист, говоря о вашем ребёнке, использует термин “маловесный ребёнок”, не стоит расстраиваться и нервничать. Не бойтесь признавать проблему — чем раньше вы осознаете её наличие, тем быстрее сумеете решить.

Малыш родился на сроке 37 недель, маловесный - 2390 (рост 47), минимальный вес 2245, вес при выписке (через 11 дней после рождения) - 2440. Роды были осложненные, ребенка к груди в родзале не приложили (я была под наркозом), на совместное пребывание ребенка принесли только на второй день, без меня кормили его смесью
Молозиво было сразу, но малыш никак не хотел брать грудь, никто не смог мне показать и помочь как правильно ребенка к груди приложить, что делать чтоб сосал (кроме общих советов - чтоб захватывал ореолу и теребить за щечку, чтоб не засыпал). Максимум, что я смогла, это сцедить ему в ротик несколько капель
Молоко начало приходить только на третий-четвертый день, но малыш был ослаблен и почти все время спал, почти не плакал, я старалась дать грудь при любом писке, кое-как добилась сосания. Вес набирал очень плохо, дело еще осложнялось условиями (роддом закрывали на ремонт, последние 5 дней я вообще была единственной пациенткой на все здание), плюс каждый день новая смена неонетологов, с новыми требованиями, с новыми диагнозами (ЗВУР гипопластический тип 2 степени, кисты в мозге, потом началась желтушка), и рассказами о моей и ребенкиной неполноценности.
Одни говорят - давайте грудь на каждый писк, другие - он должен выдерживать интервалы в 3 часа между кормлениями. Одни говорят будите и кормите, теребите и заставляйте сосать, другие - не принуждайте ребенка есть. Мучили неделю контрольными кормлениями, судя по которым ребенок высасывал раз в час - полчаса от 10 до 25 мл. молока (по их нормам нужно на первой неделе жизни 60-70 мл за раз, опять же одна говорит - ему сил не хватает высосать, поэтому засыпает, другая - это у вас молока нет, и он не наедается), потребовали увеличить интервалы - послушалась, увеличила, но он эти 10-20 мл. стал высасывать раз в 3 часа, и до того плохая прибавка вообще остановилась, я плюнула и продолжила совать грудь на каждое движение губками.
Врачи стали настаивать на докорме, причем ни в коем случае не своим молоком, только смесь по расписанию. Согласилась, лишь бы малыш вес набирал. На 12 день, когда ремонт дошел до моей палаты, нас наконец решили выписать. Дома кормила грудью, позволяла сосать сколько хочет, когда засыпал сцеживала молокоотсосом и докармливала, не считая, сколько ребенок съел, пару раз с мужем взвесили его на кухонных весах, чтоб убедиться что он вес набирает.
Начитавшись интернета посмотрела, нормальная ли у ребенка полдъязычкая уздечка (язык высовывает, решила что нормальная), проверяла по картинкам, правильно ли захватывает грудь (вроде правильно, нижняя губка вывернута, рот открыт широко, правда периодически мотает головой и "съезжает", я поправляю). Считала количество мочеиспусканий (получалось 12-14). В 3 недели педиатр на патронажном обходе обратила внимание, что желтушка у ребенка так и не прошла, назначила смекту (пакетик на 100 мл воды, разделить на 3 дозы споить между кормлениями) и допаивание (не меньше 120 мл. воды в сутки), послушалась, стала давать, но по моим ощущениям ребенок стал намного меньше есть из-за такого большого объема дополнительной жидкости.
В месяц на плановом осмотре оказалось что желтушка так и не прошла (билитест показал 150 единиц), малыш стал весить 2945 (рост 52, то есть вырос аж на 5 см), что ужасно не понравилось нашему участковому педиатру (желтушка в месяц и недобор веса, набрал 500 гр. от веса при рождении, а должен был по их нормам минимум 600, а лучше около килограмма), сначала хотела положить ребенка в стационар на капельницы от желтушки и откорм, я уговорила дать неделю времени, тогда был назначен докорм смесью НАН (3 раза в день по 70 мл.) и сказали продолжать давать воду и смекту.
Обзавелись весами. Смесь сразу в таких количествах я давать побоялась, давала не вместо, а после кормления, начав с 30 гр. раз в день, на смекту и водичку решила вообще забить (опять же, начитавшись интернета). Прочитав про желтуху грудного молока решила попробовать описанный у Комаровского экстремальный способ (отмена грудного вскармливания на несколько суток, в течение которых уровень билирубина резко падает), промучилась сутки кормя ребенка НАНом и сцеживаясь, буквально через день после этого ребенок посветлел, повторный билитест через два дня показал уже 50 единиц (все это затеяла только из-за боязни стационара, к тому времени не прошла еще истерика от роддома, очень не хотелось повторения). Смесь в назначенных количествах я давать не стала, в первую очередь докармливала как и раньше, своим сцеженным молоком, и только потом, если сцеженного не хватало, добавляла смеси.
После контрольного взвешивания и повторного билитеста стационаром уже не пугали, но анализ крови показал повышеный гемоглобин (конкретную цифру не знаю), через неделю пересдавать анализ. Педиатр говорит что это сгущение крови и может быть от обезвоживания, сказала вз,вешивать малыша до и после кормлений и считать объем съеденного за сутки (вести дневник кормлений, с которым придти к ней через неделю), но я себе плохо представляю - весы могут показывать разницу в 20 гр если ребенка на них положить просто в другую сторону головой. Пока что у меня получается по результатам взвешивания что он так же высасывает не больше 20-25 мл. за раз.
До деткиных полутора месяцев вся моя жизнь одно сплошное кормление - 1,5 часа сосет, 30 минут сцеживаю, 30 минут докармливаю, потом мою и стерелизую молокоотсос и бутылочки и можно начинать все заново. Самый длительный перерыв на сон был с 12 ночи до 3:30 или 4 утра, иногда полчаса-час днем. Ужасно устала и вымоталась, муж сейчас не помощник (вкалывает с 9 утра до 10-11 вечера).
В общем уже не знаю, нужно ли мне и ребенку ГВ такой ценой, тем более совсем не уверена, хватает ли ребенку молока, то ли он на груди засыпает от усталости, то ли наелся (иногда засыпает и отказывается от бутылочки).
В последние несколько дней перерывы между кормлениями увеличились, может спать иногда днем 4 часа, высосав 60 мл. из бутылочки (не знаю сколько перед этим из груди, весы иногда показывают -10 гр после кормления), если будить и толкать - грудь ли, бутылочку ли, - не проявляет желания сосать, за 3 дня еле-еле набрал 30 гр. (утреннее взвешивание до кормления после смены ночного подгузника).
На данный момент малышу ровно 7 недель, вес 3365, что все еще недобор до нормы. За эти 1,5 месяца наел, кажется, только щечки, сам остается очень худеньким, рядом со сверстниками выглядит как заморыш (даже девочки в два раза его толще). Прошлой ночью, может уже от усталости, отключилась и не услышала будильника (ставлю будильник чтоб два раза ночью покормить, потому что он сам иногда не просыпается), так ребенок проспал без еды 8 часов! Утром, после 80 минут не особенно активного сосания, дала бутылочку со сцеженным молоком, съел 60 мл, я тут же сцедила 80.
После еды сразу не засыпает (или не всегда сразу), может минут 40 "гулять", кряхтеть, дрыгать конечностями, если выкладывать на животик, пытается поднимать голову (правда не долго) и ползти.

Что я делала/делаю не так, что вообще надо делать чтоб ребенка не заморить и самой не слишком задолбаться?

Маловесными считают детей, вес которых при рождении независимо от гестационного возраста составляет менее 2500 г. Маловесных новорожденных делят на три категории: 1) недоношенные (гестационный возраст менее 37 нед), вес которых соответствует гестационному возрасту; 2) недоношенные, маловесные для своего гестационного возраста; 3) доношенные и переношенные новорожденные, маловесные для своего гестационного возраста. У детей, относящихся ко 2-й и к 3-й категориям, имеется внутриутробная задержка развития. Внутриутробная задержка развития встречается в 3—7% случаев всех родов. Диагноз ставят, если вес ребенка при рождении ниже 10-го процентиля для данного гестационного возраста.

Для диагностики внутриутробной задержки развития используют также коэффициент роста. Он помогает диагностировать внутриутробную задержку развития не только у маловесных новорожденных, но и у тех, чей вес больше 2500 г. Коэффициент роста представляет собой выраженное в процентах отношение веса новорожденного (в граммах) к длине тела (в сантиметрах), возведенной в третью степень.

Коэффициент роста = вес (г) ґ 100%/[длина тела (см)] 3 .

А. Классификация. Внутриутробная задержка развития — акушерский диагноз, который ставят при заметном отставании развития плода. Внутриутробная задержка развития бывает симметричной и асимметричной. При асимметричной внутриутробной задержке развития, которая встречается чаще, уменьшается только окружность живота плода, размер головки и длина трубчатых костей в норме. Симметричная внутриутробная задержка развития встречается значительно реже и характеризуется пропорциональным уменьшением всех размеров плода.

Б. Патогенез. Согласно Winick, нормальное развитие эмбриона и плода условно делят на три фазы. Первая охватывает период с 1-й по 16-ю неделю внутриутробного развития, когда происходит быстрое увеличение количества клеток. В дальнейшем, с 16-й по 32-ю неделю, деление клеток замедляется и они начинают увеличиваться в размерах. С 32-й недели внутриутробного развития деление клеток почти прекращается.

Проявления внутриутробной задержки развития зависят от нарушенной фазы развития. Симметричная внутриутробная задержка развития возникает в результате хромосомных аномалий, инфекций и влияния экзогенных факторов в ранние сроки беременности. Асимметричная внутриутробная задержка развития обычно возникает в конце беременности. Основная ее причина — плацентарная недостаточность. Причину внутриутробной задержки развития нередко установить не удается, а измерение частей тела плода не всегда позволяет точно определить ее тип.

В. Диагностика. Клинические данные подтверждают с помощью УЗИ. Поскольку диагноз ставится при сравнении размеров плода с нормальными при данном сроке беременности, он возможен только при знании точного срока беременности.

1. Фетометрия. При УЗИ определяют окружность живота плода (самый достоверный показатель роста), бипариетальный размер и окружность головки, а также длину бедра плода. При подозрении на асимметричную внутриутробную задержку развития определяют отношение окружности головки к окружности живота, а также длины бедра к окружности живота плода. Поскольку часто наблюдаются ложноположительные результаты, при постановке диагноза внутриутробной задержки развития на основании данных УЗИ важно учитывать изменение не одного, а нескольких фетометрических показателей.

Г. Тактика ведения беременности при подозрении на внутриутробную задержку развития

1. Дородовое наблюдение. Внутриутробная задержка развития — фактор риска гибели плода. При внутриутробной задержке развития, обусловленной плацентарной недостаточностью, прогноз можно улучшить с помощью ранней диагностики и своевременного лечения, включающего родоразрешение.

Проводят стрессовый и нестрессовый тесты. Биофизический профиль (оценку состояния и роста плода) определяют при помощи УЗИ плода и КТГ. Результаты оценивают, сопоставляя следующие параметры: частоту дыхательных движений, количество шевелений, тоны сердца, объем околоплодных вод и вариабельность ЧСС при нестрессовом тесте. Кроме этого с помощью допплеровского исследования измеряют кровоток в сосудах пуповины и маточных артериях. Проводят повторные УЗИ плода.

При подозрении на внутриутробную задержку развития показано регулярное наблюдение. Своевременная постановка диагноза важна для выработки дальнейшей тактики ведения.

2. Срок родоразрешения зависит от состояния плода. Если подозрение на внутриутробную задержку развития не подтверждается (плод растет и параметры биофизического профиля остаются в пределах нормы), родоразрешение проводят не ранее 37-й недели беременности после подтверждения зрелости легких плода. Показания к досрочному родоразрешению — отсутствие роста, выраженное маловодие и нарушение вариабельности сердечного ритма плода. Индивидуальный подход к ведению беременной — важное условие благоприятного исхода при внутриутробной задержке развития.

Д. Лечение. При внутриутробной задержке развития, вызванной инфекцией и хромосомными аномалиями, лечение не разработано. При внутриутробной задержке развития неустановленной этиологии единственный метод лечения — постельный режим. Раньше большое значение придавали питанию беременной. Однако последние исследования показали, что недоедание редко служит причиной внутриутробной задержки развития. Эффективность пищевых добавок и витаминов в лечении внутриутробной задержки развития оказалась невысока. Неэффективными также оказались назначение гепарина, бета-адреностимуляторов, кровезаменителей и декомпрессия брюшной полости.

Е. Ведение родов. Метод родоразрешения зависит от положения и предлежания плода, зрелости шейки матки, а также вариабельности ЧСС плода в ответ на сокращения матки. При внутриутробной задержке развития, сопровождающейся маловодием, положительным стрессовым и отрицательным нестрессовым тестами, в родах нередко развивается гипоксия плода. Для того чтобы избежать тяжелой гипоксии плода, показано кесарево сечение. Если роды решено вести через естественные родовые пути, роженицу кладут на бок. При маловодии интраамниально вводят теплый физиологический раствор. Ребенка после рождения сразу передают неонатологу. В связи с тем что при гипоксии плода часто наблюдается внутриутробное отхождение мекония, готовят оборудование для профилактики аспирации. Ранний неонатальный период часто осложняется нарушениями терморегуляции, гипогликемией и гипербилирубинемией.