Дыхание при пении. Как дышать при пении. Дыхание животом полезно для организма

Больше половины начинающих вокалистов на пути своего развития замечают, что не могут двигаться дальше. Главная причина отсутствия прогресса в их обучение - недостаточное внимание к постановке правильной техники. Эта статья поможет новичкам разобраться, как научиться правильно дышать при пении.

Если вы уделяли достаточное количество времени упражнениям и уже в состоянии исполнять несложные композиции, но у вас не получается освоить более сложный материал, то наверняка причина в неправильно поставленном дыхании.

Правильное дыхание при пении является основой вокальной опоры, а без нее невозможно качественное исполнение сложных партий.

Виды дыхания

Если вы собираетесь научиться, как дышать при пении, важно различать виды дыхания. Оно может быть:

  • Ключичное - то есть верхней часть тела. Если вы чувствуете, что во время пения у вас поднимаются плечи - вы используете именно его, а это в корне неправильно.
  • Грудное. Присущее среднестатистическому здоровому человеку. Интересный факт: во сне женщины всегда дышат именно так.
  • Диафрагменное или брюшное. Именно оно считается правильным дыханием для вокала. При нем используется диафрагма и мышцы брюшного пресса.

Как узнать правильное дыхание

Следует проанализировать то, как вы дышите во время исполнения песни. Если воздух идет через грудь или при вдохе поднимаются плечи - вы делаете неправильно. Правильно брать дыхание при пении - значит двигать только мышцами живота.

Профессиональные педагоги, занимающиеся постановкой дыхания отличают правильную технику по нескольким показателям:

  1. Исполнитель может долго тянуть одну ноту. Главный показатель неправильного исполнения - неспособность певца достаточно долго удержать длинную ноту. Если дыхание поставлено неправильно или не поставлено вовсе, то певцу банально не хватит воздуха. Как следствие: фальшь, потеря тембра и яркости исполнения.
  2. Фразы не прерываются на середине. Один из показателей правильного певческого исполнения - способность вокалиста пропеть фразу на одном выдохе. Если певец начинает брать воздух в середине строчки песни, то вся фраза может потерять не только смысл, но и эмоциональный окрас.
  3. Голос раскрывается до конца. Если педагог слышит, что вокал исполнителя не звучит в полную силу, наверняка дело в неправильном вдохе. Без поставленной техники невозможно даже определить тембр голоса вокалиста.
  4. При исполнении у вокалиста не поднимаются плечи. Как уже было сказано, это - главный показатель того, что певец использует диафрагму, следовательно исполнение не страдает.
  5. Отсутствие болей в горле. Певцы, у которых не работает диафрагма, стараются придать силу голосу с помощью горла, что очень вредит связкам и приводит к возникновению болевых ощущений. При правильно поставленной технике болевые ощущения не возникают.
  6. Мягкое исполнение. Главный показатель неправильного исполнения - резкий и местами неприятный голос исполнителя. Диафрагменное исполнение дает возможность управлять собственным голосом и правильно добиваться максимально приятного звучания.

Как дышать диафрагмой при пении

Для того, чтобы научиться как дышать животом при пении достаточно исполнять ежедневно простое упражнение:

  1. Примите лежачее положение;
  2. Расположите руки на боку, направив большие пальцы в центр живота;
  3. При вдохе и выдохе старайтесь использовать исключительно мышцы живота.

После нескольких дней, старайтесь постоянно дышать, используя диафрагму.

Укрепление дыхательных мышц: как правильно брать дыхание при пении

Научиться как правильно брать дыхание при пении лучше всего с помощью профессионального педагога. Но если вы решили освоить эту науку самостоятельно, то вот несколько несложных упражнений:

  1. Погончики. Смысл упражнения в том, чтобы сделать подряд 8 глубоких вдохов через нос. Затем перерыв на 3-5 секунд. Повторяем 12 раз.
  2. Ладошки. Делаем по 4 крупных вдоха носом, а выдыхаем бесшумно через рот. Каждые 4 вдоха делаем перерыв на 5 секунд. Повторяем 24 раза.
  3. Глубокий вдох. Набираем полный живот воздуха и стараемся медленно выпускать воздух через рот, параллельно пытаясь прочувствовать напряжение диафрагмы. Делаем 3 подхода по 15 раз с небольшим перерывом.
  4. Резкий вдох. Смысл этого упражнения в том, чтобы резко набрать полную грудь воздуха и также резко его выпустить Выполняется ежедневно по 10-12 раз.

Профессиональное обучение дыханию и пению

Все эти упражнения простые, освоить их можно легко. Но со стороны увидеть какие-то недочеты или ошибки – невозможно. Только профессиональный педагог, занимающийся обучением вокалу, сможет подобрать индивидуальную программу обучения. Преподаватель музыкальной школы «АртВокал» проконсультирует вас бесплатно – заполните форму заявки или свяжитесь с нами по контактным данным.

Диафрагма - это мышечная перегородка, отделяющая грудную полость, где расположены легкие и сердце, от брюшной полости и находящихся в ней внутренних органов. Икота - не что иное, как результат ее спазма, но, помимо этого малоприятного эффекта, диафрагма известна также своей важной ролью в пении. Правильная вокальная техника требует поддержки со стороны диафрагмы: ее мышцы направляют воздух из легких, заставляя ваш голос звучать сильнее. Если вы хотите стать хорошим певцом, научитесь укреплять эту мышцу и петь правильно.

Шаги

Часть 1

Укрепляйте диафрагму

    Научитесь определять, где находится диафрагма. В отличие от, например, бицепсов, мышцы диафрагмы обнаружить сложно, поэтому важно узнать их местоположение в организме, чтобы затем перейти к их укреплению для пения.

    Научитесь дышать диафрагмой. Чтобы дышать диафрагмой, вдохните как можно глубже и надуйте живот как можно сильнее, при этом все остальное тело должно оставаться максимально неподвижным. Выдохните и втяните живот. Следите, чтобы плечи не шевелились.

    • Абсолютно необходимо, чтобы мышцы, задействованные при дыхании, во время пения оставались напряженными, но не зажатыми. Мышцы груди, плеч и лица должны оставаться расслабленными.
    • Представьте, что вы - это дымоход, и когда вы поете, голос поднимается из «печки» (диафрагмы) через легкие и выходит на «крышу».
    • Лягте на спину и положите одну руку на живот, а другую - на грудь. Медленно вдохните и почувствуйте, как поднимается ваш живот. Когда начнет подниматься грудная клетка, начинайте выдыхать.
    • Представьте, что внутри вашего туловища, за пупком, находится воздушный шар. Постарайтесь надуть его на вдохе и выпустить воздух на выдохе.
  1. Делайте дыхательные упражнения для укрепления диафрагмы. Тренируйте диафрагменные мышцы регулярно. Когда вы научитесь правильно дышать, вам нужно сделать свою диафрагму как можно более сильной. Сделайте глубокий вдох на уровне диафрагмы, и как можно медленнее выдыхайте, ведя счет. Считайте не спеша и через равные интервалы, записывайте результат каждый день и наблюдайте за прогрессом.

    Выполняйте дыхательные упражнения наряду с пением. Если вы хотите укрепить диафрагму для пения, вам нужно встроить эти упражнения в свое расписание занятий вокалом и выполнять их несколько раз в день. Вы можете делать их в любое время и в любом месте, так как они относительно просты и не требуют специальных приспособлений или материалов. Вам нужен только ваш собственный голос - а он с вами всегда.

    • Выполняйте дыхательные упражнения по дороге на работу или дома перед телевизором. Вряд ли вы найдете причину, которая сможет помешать делать настолько простую вещь. Регулярно уделяйте время упражнениям, и скоро вы заметите, как ваша техника пения начала улучшаться.
  2. Пойте губной трелью. Когда вы учитесь петь, используя диафрагму, попробуйте спеть мелодию песни, выдувая воздух между сомкнутых губ (представьте, что вы выдыхаете в воду и пускаете пузыри), при этом попадая в ноты. При этом упражнении вы будете использовать много воздуха, а ваши голосовые связки останутся расслабленными.

    • Это видео Селин Дион - хороший пример того, как выполнять губную трель, меняя высоту и громкость: https://www.youtube.com/watch?v=1NFz2Ff6ZlM .

    Часть 2

    Пойте правильно
    1. Обязательно разогревайте связки вначале. Дыхательные и вокальные упражнения необходимы, чтобы «разогреть» голос перед пением. Диафрагменное пение - это лишь одна составляющая правильной вокальной техники, и его следует сочетать с другими полезными приемами. Если вам предстоит петь в течение длительного времени, перед началом всегда выполняйте следующее.

      • Сделайте долгий, глубокий вдох. Задержите дыхание на несколько секунд и медленно выдохните. На вдохе поднимите руки вверх, пока кисти не соприкоснутся. На выдохе медленно опустите руки вниз. Повторите от трех до пяти раз.
      • Начните с самой низкой ноты, какую вы можете взять, и поднимайтесь до самой высокой ноты, на какую вы способны без напряжения. Не спешите. Чем медленнее, тем лучше. Это упражнение поможет вам контролировать дыхание и разогреет ваши голосовые связки для пения.
    2. Сохраняйте прямую осанку во время пения. Когда вы поете, используя диафрагму, то дышите глубже, а для этого требуется идеальная осанка. Держите спину прямой, плечи отведите назад и следите, чтобы они оставались неподвижными. Так вы будете набирать больше воздуха при вдохе, что, соответственно, усилит ваш голос.

      Пойте с открытым горлом. Встаньте перед зеркалом и зевните. Посмотрите, как выглядит при этом ваше горло и запомните, что вы чувствуете. При пении должно происходить то же самое, но горло нужно максимально расслабить. Чтобы голос свободно и естественно поднимался от диафрагмы, вам нужно учиться петь с открытым горлом.

      • Представьте, что у вас в горле находится шарик, который удерживает его открытым. Практикуйтесь в пении гамм с открытым горлом. Пройдет какое-то время, прежде чем вы сможете брать ноты в полную силу, но это важно для постановки сильного певческого голоса.
    3. Работайте над обеими «частями» вашего голоса. Условно можно сказать, что ваш голос состоит из двух отдельных, но связанных между собой частей. За верхние ноты отвечает голова, за нижние - грудь. Чтобы обе части звучали полно и плавно, необходимо петь диафрагмой, а умение различать оба этих голоса и переключаться между ними позволит вам красиво и правильно брать нужные ноты.

      • Выполняйте дыхательные упражнения регулярно, чтобы привыкнуть переключаться между двумя типами голоса. Пойте интервалы, чтобы научиться переходить от головного голоса к грудному и обратно и петь в разной тональности.
    4. Работайте над согласными звуками. Твердые согласные при пении часто становятся неслышны. Попробуйте повторять фразы с большим количеством согласных, особенно так называемых взрывных: Б, П, Д, Т, Г, К (например, «дроворубы рубили дубы» или «шлепает гуськом гусак за гусаком»). Пойте их раз за разом на одной ноте, дыша диафрагмой в полную силу, пока каждое слово не будет звучать отчетливо.

    • Положите руку на живот над диафрагмой. Если вы чувствуете, как она поднимается и опускается, то вы все делаете правильно.
    • Настоятельно рекомендуем вам найти профессионального педагога по вокалу. Уроки пения помогут вам усовершенствоваться.
    • Обязательно разогревайте голосовые связки перед пением. Распевайтесь и пойте гаммы, чтобы «разбудить» голос.
    • Записывайте свое пение и прослушивайте запись, чтобы услышать разницу в силе голоса.
    • Когда вы дышите горлом, поднимается ваша грудная клетка. Сделайте так, чтобы поднимался живот.

Главную роль в обучении вокалу отводят дыханию. О дыхании я уже писала раньше – . Но это очень важная тема, к ней нужно возвращаться вновь и вновь. Поэтому я вновь переработала материалы, которые у меня есть по теме дыхания. И сегодня мы более подробно поговорим о певческом дыхании, так как дыхание влияет на качество интонации, звуковедение, атаку и красоту звука.

О певческом дыхании

Певческое дыхание — процесс, происходящий осознанно. Певческое дыхание отличается от жизненного выдохом, его большей продолжительностью.

У женщин во время дыхания больше работают мышцы грудной клетки, а у мужчин – мышцы брюшного пресса. Поэтому мужское дыхание более глубокое, чем женское дыхание.

Эти различия легли в основу деления дыхания на типы.

Общеизвестна оздоровительная роль певческого дыхания. Дыхательные упражнения, используемые вокалистами, увеличивают объем легких, лучше обогащают организм кислородом. Во время дыхательных упражнений происходит естественный массаж внутренних органов.

Типы певческого дыхания

Нужно сказать, что четкости в определении типов дыхания нет. В одних учебниках дыхание разделяется на четыре типа:

1 — ключичное (клавикулярное)
2 — грудное или реберное (костальное)
3 — брюшное (абдоминальное)
4 — грудобрюшное или смешанное (косто-абдоминальное)

А есть разделение на три типа:
1 – грудное (ключичное рассматривается как разновидность грудного типа)
2 – смешанное, или грудобрюшное (косто-абдоминальное)
3 – брюшное, или диафрагмальное

Рассмотрим некоторые типы дыхания.

Ключичное дыхание (клавикулярное)

При этом типе дыхания активно участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Такое дыхание поверхностное, движение гортани ограничено и поэтому голосообразование затруднено, мышцы шеи напряжены.

При вдохе воздух заполняет только верхушки легких, а плечи поднимаются.
Это не естественное дыхание, в быту ключичное дыхание наблюдается во время болезни, например, при высокой температуре; при заболевании дыхательных органов, во время бега.
Такой тип вокального дыхания неверный и вредный для пения, он распространен у начинающих вокалистов.
Чтобы избегать пения с применением ключичного дыхания, нужно во время вдоха мысленно оттягивать плечи вниз.

Грудное дыхание

При грудном дыхании (или реберном)
расширяются верхние ребра и легкие заполняются воздухом. Грудное дыхание больше свойственно женщинам. Грудным дыханием пользуются при исполнении звуков в высокой тесситуре, пассажей, трелей, рулад.

Брюшное дыхание

При брюшном дыхании активизируется диафрагма, что дало дыханию другое название — диафрагмальное дыхание.
Благодаря усиленной работе брюшного пресса в процессе диафрагмального дыхания, легкие — не только верхняя часть, но и нижняя, в полной мере заполняются воздухом. Отличия дыхания мужского у женского: мужчинам свойственно низкое дыхание, ближе к брюшному, а у женщин дыхание выше и приближается к грудному типу дыхания.

Смешанное дыхание

Смешанное дыхание еще называют грудобрюшное, нижнереберное диафрагмальное, косто-абдоминальное. Поток воздуха при вдохе проходит путь вквозь носоглотку, трахею, бронхи и достигает легких.
При этом происходит увеличение легких в объеме.

Нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма отжимается книзу. Поэтому это дыхание так и называется – .

Диафрагма

Диафрагма – перегородка из мышц, отделяющая грудной отдел от брюшного. Диафрагма поддерживает органы грудной клетки, которые имеют определенную тяжесть и давят на органы брюшной полости. Диафрагма напоминает собой форму купола. Когда легкие при вдохе наполняются воздухом, диафрагма под напором воздуха отжимается книзу. Ученикам можно объяснить процесс дыхания следующим образом.

Наши легкие состоят из альвеол. Это маленькие пузырьки. Можно представить их в виде воздушных шариков. При выдохе эти шарики сдуваются, и грудная клетка опускается.
Когда мы вдыхаем, альвеолы наполняются воздухом, как воздушные шарики. Шарики расправляются, увеличиваются в объеме, и грудная клетка приподнимается и тоже увеличивается в объеме. При этом нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма-перегородка опускается за счет увеличения в объеме легких.

Польза смешанного дыхания

Смешанное дыхание — самый лучший тип дыхания для пения, так как он – естественный и присущ для речевого дыхания, им мы пользуемся в жизни. Этот тип не вызывает перенапряжения мышц, полностью наполняет легкие воздухом, а значит, и обогащает легкие кислородом.
Смешанный тип дыхания полезен и для здоровья, и для обучения пению, так как при этом дыхании проще всего организовать певческий аппарат, получить достаточное количество воздуха и затем экономно его расходовать.

Следует сказать, что отдельных, изолированных типов дыхания в пении нет. Вокалисты, и взрослые, и дети, в основном, пользуются смешанным типом дыхания, с преобладанием когда-то грудного, а когда-то брюшного типа. А значит, в дыхании участвуют все участки дыхательного аппарата.

Есть прямая связь между дыханием и качеством звука. Например, надрывный, неровный звук указывает на неправильность певческого дыхания.
Отсутствие опоры в пении – вялое дыхание, форсированное пение – вдох шумный с перебором количества воздуха.
Поэтому, не так важен выбор типа дыхания, а выработка свободного дыхания и свобода мышечных движений, которые обеспечат координацию всех составляющих голосового аппарата.

Фазы певческого дыхания

Жизненное дыхание состоит из двух компонентов: вдоха и выдоха, и, как было сказано в статье о дыхании, вдох и выдох приблизительно одинаков по времени. Жизненное дыхание – процесс естественный, происходящий без нашего сознания, мы не замечаем, как дышим. А дышим мы спокойно, бесшумно, равномерно.
В пении вдох и выдох тоже играют большую роль. Отличается певческое дыхание от жизненного (речевого) третьей фазой – задержкой дыхания. То есть певческое дыхание составляют: вдох, задержка дыхания, выдох.

Вдох

Певческий вдох немного продолжительнее, чем жизненный. Нужно добиваться выработки быстрого и активного певческого вдоха.
Скорость вдоха зависит от темпа произведения. Вредно брать лишнее дыхание, от которого приходится во время пения освобождаться.

Вдох можно брать носом, можно – ртом. Но постоянно дышать при пении носом некомфортно, тем более, если в произведении быстрый темп.

Если постоянно брать вдох ртом, происходит осушение задней стенки носоглотки и начинается першение. Лучше комбинировать и пользоваться смешанным вдохом – когда-то носом, когда-то ртом.

При этом нужно стремиться к бесшумному вдоху.

Нужно помнить:
— низкий регистр и продолжительная фраза требуют более глубокого дыхания

— в произведениях спокойных, медленных вдох должен быть более глубокий, в быстрых произведениях – вдох короткий и энергичный
Отработке вдоха нужно уделять серьезное внимание.

Задержка дыхания

Отличие певческого дыхания от жизненного — наличие задержки дыхания между вдохом и выдохом.
При помощи задержки дыхания происходит активизация певческого и дыхательного аппарата.

У учащихся часто отсутствует фаза задержки дыхания, и необходимо с помощью дыхательных упражнений работать над устранением этого дефекта.

Выдох

Требования к выдоху:

— максимальная продолжительность
— ровность, отсутствие толчков
— экономность выдоха

У неопытных вокалистов выдох короткий. При выдохе следует помнить, что ребра, которые разошлись в стороны при взятии дыхания, возвращаются в исходное положение постепенно, плавно, то есть сохранять при выдохе состояние вдыхательной установки.

Естественное, правильное певческое дыхание способствует пению на опоре. «Опертый звук» воспринимается на слух как возникающее сопротивление при сужении при пении входа в гортань. При пении на опоре звук красивый, объемный и сильный. Нужно научить учащихся петь на опоре, то есть петь, экономно расходуя дыхание и активно смыкать голосовые связки.

Вот такие правила певческого дыхания.

Знаете ли вы, что способ, каким вы регулярно дышите, сильно влияет на тело и жизненно важные функции? Дыхание не по правильным шаблонам нарушает сон и настроение, пищеварение, работу сердца и нервной системы, мышц, мозга и даже развитие зубов. Если же изучить несложные правила того, как правильно дышать, возможно, получить массу преимуществ. Это поможет добавить вам энергии, улучшить здоровье, уменьшить состояние беспокойства и страха, сделать жизнь счастливее и усовершенствовать развитие органов дыхания. Ответ на эти проблемы – осознанное дыхание.

Итак, что такое дыхание по правильным шаблонам? Простыми словами, это такой вид дыхания, который является физиологически оптимальным для тела. Это способ, которым человек должен дышать, только никто этому не учит (поэтому учитесь самостоятельно, смотрите видео по теме).

Большинство из нас дышат способом, который еще нужно совершенствовать. Это учащенное дыхание, задержка дыхания и/или поверхностное дыхание. Эти дыхательные модели вредны для организма и приводят к нехватке кислорода и энергии. Правильное дыхание характеризуется отсутствием таких проблем или незначительным проявлением.

Чтобы устранить эти проблемы, осознавайте способы, которыми вы дышите, и измените привычный способ дыхания. Итак, почему это важно для здоровья? Ответ – далее.

Последствия неправильного дыхания

Неправильные дыхательные привычки приводят ко множеству неожиданных негативных последствий для здоровья и благополучия. Вот некоторые из них:

  • Нервная система становится несбалансированной - дыхание важно для поддержания хорошего самочувствия, потому что каждый вдох производит непосредственное воздействие на нервную систему.
  • Дыхательные пути ставятся жестче, что осложняет проход воздуха из легких. Чтобы компенсировать это, мы работаем больше и дышим быстрее, чтобы сделать ту же самую работу, что и раньше. Если есть нейроинфекция спины, может даже появиться боль во время вдоха. Также становится труднее читать вслух.
  • Кровеносные сосуды сужаются, что приводит к повышению кровяного давления и, в свою очередь, заставляет сердце работать усерднее.
  • Вырабатывается меньше энергии. Плохое дыхание уменьшает способность организма доставлять кислород к клеткам. Клетки получают стресс и своей целью ставят выживание, а не развитие. В интернете есть много видео, которые содержат ответ на эти проблемы.

Каждый процесс в организме зависит от кислорода. Некоторые из самых интенсивных рабочих органов это:

  • Мозг. Использует 20% кислорода, который мы потребляем. Когда кислорода недостаточно, мозг будет работать медленнее, и так как он регулирует много других функций в организме, которые тоже затрагиваются.
  • Сердце, совершающее 100 000 ударов в день, является большим потребителем кислорода, и дефицит поставок означает, что сердце откачивает кровь уже не так эффективно. Это приводит к плохой циркуляции, и результатом могут быть холодные руки и ноги.
  • Мышцы. Когда кислорода не хватает, это оказывает негативное влияние на выносливость, так как мышцы становятся жесткими, напряженными и устают быстрее.

5 простых принципов правильного дыхания

В полезных видео говорится о расслабленном и спокойном дыхании. Как сделать около 25 000 вдохов, которые вы делаете каждый день, расслабленными и гармоничными? Ответ прост – сделать это можно, соблюдая несложные правила:

  1. Дышите через нос

Дыхание должно входить и выходить через нос. Когда вы дышите через рот, легкие получают гораздо больше «нефильтрованного» воздуха, сырого, холодного, сухого и полного вирусов и бактерий.

  1. Дышите с диафрагмой

Воздух, вдыхаемый через нос, должен оказаться в вашем животе. Дыхательные мышцы состоят из диафрагмы и мышц в области живота, груди, шеи и плеч. 70–80% вдоха должно быть сделано с помощью диафрагмы, так ваше дыхание будет глубоким. Если вы будете дышать животом, а не грудью, такое дыхание принесет ряд преимуществ.

  1. Дышите расслабленно

Независимо от того, что мы планируем сделать, мы делаем это лучше, если мы расслаблены. Взяв под контроль дыхание, тело расслабляется, что приводит к улучшению функционирования. Посмотрите видео с расслабляющей музыкой или послушайте звуки природы, чтобы успокоиться и расслабить дыхание.

  1. Дышите ритмично

Все имеет естественный ритм – волны океана, времена года, луна. Тело ничем не отличается. Ритм сердца измеряется в электрокардиограмме, а мозга - в ЭЭГ. Гормоны в организме следуют нашему естественному ритму. Как пример - мелатонин, который выделяется, когда мы идем спать. Чтобы дышать правильно, тоже соблюдайте определенный ритм.

  1. Дышите тихо

Кашель, храп, сопение создают лишние шумы и мешают равномерному дыханию, и оно становится прерывистым. Избавляйтесь от этих проявлений дыхания, лишних звуков при разговоре. Попробуйте потренироваться: читать вслух или посмотрите об это видео.

Правильное дыхание во время тренировок

В основном мы не задумываемся о том, как правильно дышать в повседневной жизни в отличие от спортсменов. Правильное дыхание играет важную роль во время тренировок и позволяет добиться хороших результатов. В интернете можно найти множество видеотренировок о значение правильного дыхания в спорте.

Во время физических упражнений: бега, ходьбы или езды на велосипеде не забывайте глубоко дышать. В это время организм испытывает стресс и ему требуется больше кислорода.

Постановка дыхания меняется в зависимости от выполняемых упражнений:

  • Упражнения на силу. При выполнении таких физических упражнений, вдох должен происходить в тот момент, когда вы расслаблены, а выдох при нагрузке. К примеру, если вы делаете жим штанги лежа, то вдох вы должны делать, когда штанга находиться на груди, а выдох при толчке штанги от груди. Следует учитывать, что если во время выполнения упражнения у вас не получается дышать по правилам и вы задерживаете дыхание, значит это слишком большая нагрузка для вашего тела.
  • Растяжка. Дыхание во время тренировок на гибкость строится по такому принципу: вдох делается тогда, когда ваша грудная клетка полностью распрямлена, а выдох в согнутом положении тела. Если, к примеру, взять наклоны, то вдох делается, когда вы выпрямлены, а выдох когда согнулись.
  • Плавание. Здесь все проще и в то же время интересней. Дыхание зависит напрямую от стиля плавания. Если плывете брасом – вдыхаете, когда голова находится над водой, если кролем – вдыхаете, когда голова повернута в сторону. Выдыхаете только во время движения и делаете это в воду.

Правильное дыхание во время пения

Эффективное дыхание во время пения - это сочетание правильной осанки и умелых вдохов и выдохов. Когда вы поете, помните о важности осанки, правильная постановка и поза позволяет сделать полный вдох. Если вы сутулитесь или вы слишком напряжены, диафрагма блокируется грудью и не позволяет нормально дышать во время пения. Если ваше дыхание и поза, в которой вы находитесь, будут работать вместе, как команда, вы можете улучшить свое пение.

Еще одним пунктом, когда идет постановка голоса, является правильное фонационное дыхание. Это выдох воздуха с одновременным произнесением звуков при разговоре. Иными словами, это важнейшая часть пения.

При быстром выдохе теряется фонационное дыхание, поэтому стоит тренироваться выдыхать медленно и умеренно, чтобы использовать выдох настолько, насколько это возможно.

Для развития дыхания при пении старайтесь читать вслух, проверяйте каждое движение грудной клетки при выполнении этого упражнения. Посмотрите видео о том, как нужно правильно читать вслух.

Итак, правильное дыхание имеет значение не только в повседневной жизни, но и в некоторых специфических сферах деятельности, например, при пении и выполнении упражнений. Ключ к правильному дыханию лежит в соблюдении нескольких правил осознанного дыхания. Чтобы довести до автоматизма процесс вдоха и выдоха и получить результат необходимо уделять этому время и силы.

Наверняка вы слышали, что правильное дыхание при пении - это дыхание животом. И не только при пении! Я знаю, что и будущих актёров учат дышать так же, такой же тип дыхания используется при игре на всех духовых инструментах. Но как именно нужно дышать животом, я расскажу на этой странице.

Хотя бы чему-то можно самостоятельно научиться с помощью статей в интернете!)) Да, и я вам постараюсь помочь) Осваивая упражнения на развитие правильного певческого дыхания, вы, по крайней мере, не напоёте себе узелков на связках и не наделаете проблем)

Физиологически различают несколько типов дыхания:

  1. Верхнерёберное, оно же ключичное, оно же клавикулярное дыхание.
  2. Среднерёберное, кастальное или грудное дыхание.
  3. Нижнерёберное, оно же абдоминальное, оно же брюшное или диафрагматическое дыхание.

Первый тип - ключичное дыхание - характеризуется преимущественно участием плеч и ключиц: при вдохе плечи поднимаются, и это заметно. Кислород в этом случае поступает по большей части лишь в верхушки лёгких. Участие диафрагмы незначительно. Считается, что физиологически так дышат школьники и женщины.

При втором типе дыхания преобладают движения средних рёбер и грудной кости: более всего заметно движение в груди - "вздымается грудь". Нас в своё время учили, что так дышат младенцы и подростки.

При брюшном дыхании движется только живот, в значительной степени подключается диафрагма (но её движение мы не увидим и почувствовать в большинстве случаев не сможем), а воздух наполняет нижние части лёгких. Считается, что так дышат мужчины.

Самое удивительное и невероятное, что за 10 с лишним лет обучения пению я не видела ни одного человека, который бы пришёл и изначально дышал животом!!! Даже взрослые мужчины чаще всего дышат плечами. Есть женщины, которые физиологически дышат грудью, но и женщины чаще всего дышат клавикулярно. В общем, с этим полная беда. Певческое дыхание - вопрос, актуальный для 99,5% людей, которые учатся петь.

При пении правильным типом дыхания считается смешанный кост-абдоминальный тип, который предполагает брюшное дыхание с некоторым подключением дыхания грудного. В первую очередь важно именно брюшное, диафрагматическое дыхание! Поэтому мой вам искренний совет опытного преподавателя: учитесь дышать животом! Научитесь дышать животом, и лишь потом можно чуть подключить грудь!

Упражнения .

Перейдём от теории к практике. Подойдите к зеркалу. Положите руки на живот. На середину живота, в районе пупка. Вдохните и заметьте, где вы видите небольшое движение. Скорее всего, вы увидите движение в районе плеч или груди. Это неправильное дыхание. То есть, конечно, петь вы сможете, только этот тип дыхания будет вам мешать.

Также стоя перед зеркалом, также положив руки на живот (плечи при этом расслабьте, опустите), постарайтесь вдохнуть так, чтобы движение было только в животе. Чтобы живот толкнул ваши руки чуть вперёд. Буквально на пару сантиметров. При это плечи и грудь не должны двигаться - ни на миллимметр! В плечах не должно быть и микроскопического движения!!! Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик, и он слегка надувается (так детям объясняют)). Живот двигается чуть вперёд. Плечи и грудь не шелохнутся.

Получилось? У большинства получилось!

Не получилось? В плечах по-прежнему есть микроскопическое, но движение? Ок! Тогда представьте, что вашу макушку, и плечи, и грудь - всё залили цементом, и только живот остался свободным, только животом вы можете двинуть:-D Нет, серьёзно, должно помочь.

Вам всего лишь нужно добиться, чтобы при вдохе двинулся живот - слегка вперёд, двигая вашу руку. Буквально на 1-2 сантиметра, больше и не нужно! При этом ни в коем случае не допускайте движения в плечах!

Если всё равно не очень получается, попробуйте лечь. Не двигайте плечами и грудью, двигайте только животом. Знайте: вдохнуть животом могут абсолютно все!!! Вне зависимости от возраста и прочих ваших уникальных сторон и качеств!

Получилось? Ура! Я в вас верила!!! Повторите опус стоя перед зеркалом. Продемонстрируйте упражнение домочадцам! Получается? Прекрасно!!!
Но не обольщайтесь! Только лишь вы начнёте петь и подумаете о чём-то другом, кроме дыхания, например, о высоте ноты, гарантирую вам, вы снова вдохнёте неправильно, снова начнёте пользоваться своим физиологическим, обычным типом дыхания! За правильным дыханием нужно всё время следить! Пока это не превратилось в навык: в умение, которое вы используете при пении уже бессознательно!!!

В этой статье я не буду касаться вопроса постановки звука "на дыхание" и пения на опоре. Считаю, что здесь уже нужен контроль профессионала, иначе можно наделать бед.

Но остались ещё несколько вопросов относительно того, как именно нужно дышать при пении.

  1. Носом или ртом? В вокальной литературе нет однозначного мнения и нет согласия специалистов. Одни говорят, нужно дышать обязательно ртом, другие - исключительно носом! Моё мнение таково. Лучше дышать носом - если нет каких-либо затруднений с носовым дыханием - например, заложенности носа. Если вы духовик и привыкли дышать ртом, переучиваться и "ломать" себя не стоит - при пении вполне допустимо дышать ртом.
  2. Как много воздуха следует брать при пении? Не берите много воздуха! Ваш вдох при пении должен быть таким же по объёму, как и обычный вдох в состоянии покоя.
  3. Как быстро следует дышать - то есть как быстро нужно втянуть в себя этот "обычный для себя" объём воздуха? Это зависит от темпа произведения - в быстром произведении вы дышите быстрее, в медленном - более плавно и медленно. Не циклитесь на этом. Следите лучше, чтобы плечи не двигались, а двигался только живот.

Что даёт правильное певческое дыхание:

  • Воздух, который вы вдохнули, более контролируемый. Вы можете более экономно расходовать его, лучше управлять им.
  • Если тип певческого дыхания правильный, выдох может быть гораздо более длительным, чем при неправильном типе дыхания.
  • Вдох, наполняющий воздухом нижние доли лёгких, способен создать в перспективе "столб" воздуха (повышенное давление в бронхиальном дереве!), который при прохождении через голосовые связки заставит их колебаться с большей амплитудой, а значит, будет способствовать более яркому и сильному звуку. Собственно, без правильной техники дыхания невозможно пение на опоре, пение на дыхании! Но это уже отдельная тема...

Сложно не процитировать в конце этой статьи известную фразу "Искусство пения - это искусство дыхания". Только, если честно, отражает она лишь одну из сторон этого сложнейшего искусства. Само по себе правильное певческое дыхание не обеспечивает вам красивое и правильное пение,