Гимнастика после сна для детей 3 4 лет. Проводим гимнастику пробуждения во второй младшей группе. Массаж спины «Дождик»

Значение сна для полноценного развития ребёнка переоценить сложно. Но и правильное пробуждение очень важно для того, чтобы остаток дня малыш провёл в хорошем настроении, а значит, был активен и бодр. Дети второй младшей группы в силу возрастных особенностей довольно непросто переходят от состояния покоя к двигательной активности. Перед воспитателем стоит непростая задача подобрать подходящий набор упражнений, скомбинировать физические нагрузки.

Определение понятия «гимнастика после сна»

Гимнастика после дневного сна - это набор упражнений, организующий неспешный переход от спокойствия сна к продолжению активности, который проводится под рифмовки и медленную негромкую музыку. Для детей второй младшей группы, то есть 3–4 лет, комплекс должен носить характер игры с сюжетом, где действует знакомый персонаж, являющийся образцом для повторения за ним всех действий.

Физические нагрузки распределяются таким образом, чтобы в комплексе были упражнения:

  • для выполнения лёжа в постели (потягивания, махи ногами и руками);
  • активного блока (бег, приседания, а также элементы гимнастики для пальчиков и пр.);
  • на развитие и оздоровление органов дыхания.

Общее время выполнения упражнений - 5–7 минут.

Стоит отметить, что подборка зависит также и от общей стратегии образовательной программы дошкольного учреждения. Так, если в детском саду практикуются группы закаливания, то дети выполняют большую часть упражнений на открытом воздухе в любое время года.

От того, как малыш проснётся, зависит его настроение и физическое состояние в остаток дня

Цели гимнастики после сна

Как и все программные элементы работы с детьми в детском саду, основная задача проведения занятий - сохранение и укрепление здоровья. В этом контексте целями упражнений после сна являются:

  • привести мышцы в тонус;
  • улучшить настроение;
  • предотвратить искривление позвоночника, развитие плоскостопия;
  • привить малышам привычку разминаться после сна.

Важно учесть, что в упражнениях после сна не должно быть резких телодвижений, иначе растяжения мышц, повышенной возбудимости и головокружения не избежать. Во второй младшей группе акцент делается на ходьбу на носках босиком, а также приподнимания.

Виды гимнастики пробуждения

Обычно воспитатели стараются составить комплекс, который направлен на реализацию всех целей проведения разминки. Но в образовательные планы многих детских садов включены только отдельные виды гимнастики, направленные на решение конкретной задачи. В этом случае планирование составляется на месяц. Иными словами, например, сентябрь - дети выполняют разминку в кроватках, самомассаж; октябрь - работа на тренажёрах или в зале со спортивным оборудованием и т. д. Можно выделить такие виды бодрящей гимнастики, как:


Правила проведения


Чтобы дети сохранили положительный эмоциональный настрой, нужно придерживаться рамок хронометража.

  1. Упражнения в постели - 1,5–2 минуты.
  2. Нагрузки активного блока и дыхательная гимнастика - 2–3 минуты.
  3. Процедуры закаливания, если они есть - 3 минуты.

Картотека гимнастики пробуждения

Как уже отмечалось, достичь целей, которые определены бодрящей гимнастикой, можно чередованием комбинацией разных видов гимнастики (обычно через полмесяца). Для второй младшей группы рационально использовать сочетание двух-трёх видов, так как в этом случае проще составить единый сюжет для всего набора - то есть удовлетворить главное требование проведения подобной оздоровительной работы: физическую нагрузку облечь в форму игры. Составление комбинаций упражнений идёт в соответствии с планированием работы с детьми конкретной группы.

Упражнения в кровати и музыкально-ритмический блок

Самый распространённый вид сочетаний: гимнастика, стихи и музыка. Приведём пример нескольких комплексов такой гимнастики.

  1. Упражнение «Потягушки».
    1. Лёжа на спине, вытягиваем руки вдоль тела.
    2. Вдыхаем и одновременно тянемся ручками вверх, а пятками вперёд.
    3. Возвращаемся в начальную позу и выдыхаем.
  2. Упражнение «Лови комара»
    1. Лёжа на спине, раскидываем руки в стороны.
    2. Делаем хлопок перед грудной клеткой.
    3. Возвращаемся в исходную позу.
  3. Упражнение «Велосипед».
    1. Лёжа на спине, сгибаем ножки в коленях.
    2. Имитируем езду на велосипеде.
    3. Выполняем 10–12 секунд.
  4. Упражнение «Музыканты».
    1. Мы играем на гармошке,
      Громко хлопаем в ладошки.
      (Дети хлопают).
    2. Наши ножки: топ, топ.
      (Малыши топают).
    3. Наши ручки: хлоп, хлоп!
      (Снова хлопают).
    4. Вниз ладошки опускаем,
      (Руки расслабляем и опускаем вдоль туловища).
    5. Отдыхаем, отдыхаем.
  5. Упражнение «Весёлые ножки».
    1. Выше ножки! Топ, топ!
      (Дети топают).
    2. Веселее! Гоп, гоп!
      (Подпрыгивают).
    3. Колокольчик, дон, дон!
      (Делают движение рукой, как будто в ней колокольчик).
    4. Громче, громче, звон, звон!
    5. Гоп, лошадка, гоп, гоп!
      (Подпрыгивают).
    6. Тпру, лошадка:
      Стоп, стоп!
      (Останавливаются и опускают руки вдоль туловища).

Инструкция к упражнениям общеразвивающего характера и самомассажу:

  1. Ложимся на спину.
  2. Поворачиваем голову вправо, влево.
  3. Поглаживаем руки, животик, ноги, пятки.
  4. Сгибаем ноги, обхватываем коленки руками и постепенно выпрямляем ножки.

Это интересно. Комбинации разных видов имеют одну особенность: первыми в этих наборах будут упражнения в постели.

Стихотворение для упражнения в кровати с элементами гимнастики для органов дыхания.

  • Птичка села на окошко,
    Во дворе мяукает кошка -
    Разбудить решили нас.
    Все! Окончен тихий час!
  • Просыпайтесь, дети, я хочу
    предложить вам поиграть в прятки.
    (Дети ложатся поверх одеял.
    Звучит спокойная музыка.
    Дети выполняют движения согласно тексту).
  • Наши сонные ладошки
    Просыпались понемножку,
    В прятки весело играли -
    Пальцы в кулачок сжимали.
  • Пальчики на наших ножках
    Знают в парке все дорожки.
    Проверяют - где там пятки,
    И играют с нами в прятки.
  • Мы почти уже проснулись,
    Наши ручки потянулись,
    Помахали над простынкой,
    Дружно спрятались за спинку.
  • Сцепим ручки мы в «замочек»
    У себя над головой.
    Правый, левый локоток
    Мы сведём перед собой.
    Не хотят коленки спать,
    Им давно пора вставать.
  • Мы коленки выставляли,
    Быстро ножки выпрямляли.
    Наши ротики - молчок,
    Тренируем язычок:
    Его спрячем и покажем.
    «Добрый день!» - мы звонко скажем.
  • Будем глубоко дышать,
    С шумом воздух выдувать.
    Наши носики проснулись,
    Мы друг другу улыбнулись!
    (встают на коврики рядом с кроваткой).

Инструкция к упражнению «Вырастем большими»:


Конспект проведения гимнастики во второй младшей группе, автор Ершова Ирина

Обычно воспитатели используют комплексы, которые имеют сюжетную основу:

  1. Воспитатель: «Дети, за вами было интересно наблюдать, пока вы спали. Кто-то сопел, как маленький котёнок, кто-то во сне потягивался, как лисёнок, кто-то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок. Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных».
  2. Комплекс гимнастики.
    1. «Звери проснулись».
      И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.
    2. Воспитатель.
      Отгадайте загадку:
      В лесу зимой холодной
      Ходит злой, голодный.
      Он зубами щёлк!
      Это серый… (волк)
    3. «Приветствие волчат».
      И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперёд. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
    4. «Филин».
      И. п. - лёжа на спине, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот - вдох, выпячивая живот - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.
    5. «Ловкие обезьянки».
      И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «животик» повернуться на живот. По команде «спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз: сначала умеренно, затем быстро.
    6. «Рычание медвежат».
      Сделать вдох носом. На выдохе тянуть «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.
  3. Воспитатель: Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись (дети выполняют закаливающие процедуры).

Видео: как организовать пробуждение во второй младшей группе

Подборка упражнений для пробуждения даёт возможность малышу проснуться в хорошем расположении духа, помогает сохранить здоровье, а также воспитывает культуру пробуждения. Всего 5–8 минут достаточно, чтобы детишки 3–4 лет вернулись к активной деятельности. И путь этого возвращения определяется воспитателем, который комбинирует разные виды бодрящей гимнастики в рамках одного комплекса.

Гимнастика после дневного сна 3-4 года

Карточка № 1

1. "Петушок спит"

И.п. лежа на спине, руки вытянуты за головой, ноги вместе. 1 - поднять прямые ноги вверх, руки вверх, потянуться, проснулся петушок; 2-И.п.

2. "Петушок ищет зернышки"

1 - наклон головы влево;

3 - наклон головы вперед;

То же вправо.

3. "Петушок пьет водичку"

И.п. сидя на пятках, руки опущены.

Встать на колени, руки вверх;

Наклониться вперед вниз с вытянутыми руками;

Выпрямится, руки вверх; 4-И.п.

4. "Петушок поехал на велосипеде"

И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. Имитировать ногами езду на велосипеде.

5. "Петушок прыгает"

И.п. носки вместе, руки на поясе.

Упражнения на дыхание

Закаливание.

Карточка № 2

1- "Наклоны головы" И. п. сидя на кровати руки на поясе. Вып: 1 - наклон вправо;

3 - наклон влево;

2. "Покажи ладони"

И. п. тоже, руки к плечам. Вып: 1 - руки вперед, ладонями кверху. 2-И. п.

Руки в стороны, ладони к верху,

3. "Кошка добрая, злая"

И. п. встать на четвереньки. Вып: - выгнуть, прогнуть спину.

4. "Поднимись на носочки"

И. п. стоя около кровати, стойка носки внутрь, пятки врозь, руки на пояс. Вып: 1 - 2 подняться высоко на носки, 3- 4 И. п.

"Прыжки на месте"

Упражнение на дыхание

Закаливающие процедуры.

Карточка № 3

Комплекс гимнастики после дневного сна.

И.п. - ноги на ширине ступени, руки вдоль туловища. Вынести руки в перед, хлопнуть в ладоши перед собой, вернуться в и.п.

"И.п. - ноги на ширине ступени, руки на поясе. Присесть, положить руки на колени, вернуться в и.п.

"И.п. - ноги на ширине ступени, руки вдоль туловища. Поднять руки в стороны, вернуться в И.п.

"И.п. - ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах в чередовании с небольшой паузой

Упражнения на дыхание

Закаливающие процедуры.

Карточка № 4

1. "Делаем дружно"

И.п. лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

1 - руки в стороны, ноги врозь;

Руки вверх, ноги вверх;

2. "Дружно повернулись"

1 - наклон вправо;

3 - поворот туловища вправо, руками коснуться кровати;

5 - 8 - то же в левую сторону.

3. "Дружно наклонились"

Руки через стороны вверх;

Наклон вперед - вниз, прямыми руками коснуться кровати;

Выпрямиться, руки вверх; 4-И.п.

4. "Велосипед"

И.п. сидя ноги вместе, руки упор сзади. Педалеобразные движения ног, ускоряя и замедляя темп.

5. "Прыгали дружно"

И.п. стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах вместе вперед - назад.

6. "Дружно подышали" И.п. о.с.

Руки через стороны вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться вдох;

И.п. выдох;

4 - то же левой ногой.

Карточка № 6

1. "Котята проснулись"

И.п. лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища, глаза закрыты.

Поднять руки вверх, потянуться, открыть глаза;

2. "Котятки ищут мышку"

И.п. сидя, ноги широкой дорожкой, руки на поясе. 1 - поворот головы влево; 2-И.п.

3. "Лапки - царапки"

И.п. сидя, ноги вместе, руки за спиной. 1 - вытянуть руки вперед; 2-И.п.

4. "Котятки спрятались"

1 - согнуть ноги в коленях, обхватить колени руками,

наклонить голову, "спрятались";

5. "Котятки прыгают"

Упражнения на дыхание

Закаливание.

Карточка № 6

1. "Потянулись"

И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 - руки через стороны вверх, потянулись; 2-И.п.

2. "Наклоны"

И.п. стоя на коленях, руки на голове. 1 - руки вверх, наклон туловища вперед; 2-И.п.

3. "Ракушка открывается"

И.п. сидя, колени согнуть, обхватить руками. 1 - выпрямить ноги, руки вниз; 2-И.п.

4. "Улитка ползет"

И.п. лежа на животе, руки, на поясе, ноги вытянуты, голова приподнята.

Руки в стороны, ноги врозь;

5. "Повернись на бочок"

1 - 4 - повороты со спины на левый, правый бок поочередно.

6. "Прыжки"

И.п. стоя, ноги вместе, руки вверху, ладони вместе. Прыжки, ноги врозь руки в стороны в чередовании с ходьбой.

Упражнение на дыхание

Закаливание

Карточка № 7

1. "Потянемся"

И.п. лежа на спине ноги вместе, руки вдоль туловища.

Руки вверх;

А) ноги вверх,

б) руками коснуться носков ног;

Ноги опустить, руки за голову;

2. "Наклоны головы"

И.п. сидя, ноги скрестно, руки на поясе.

Наклон головы вправо;

Наклон влево 4-И.п.

3. "Повороты туловища" И.п. - то же.

Поворот туловища вправо, руки в стороны;

4 - то же влево

4. "Ножницы"

И.п. ежа на спине, руки за головой. Приподнять ноги и выполнить скрещивающие движения.

5. "Кошка добрая и злая"

И. п. встать на четвереньки, выгнуть, прогнуть спину.

6. "Прыжки"

И.п. стоя около кровати, руки на поясе. Прыжки ноги скрестно.

Упражнение на дыхание

Закаливание.

Карточка № 8

1. "Достать ушко"

И.п. сидя на кровати руки опущены.

1 - поднять левое плечо, опустить левое ухо на него;

3 - 4 - то же вправо.

И.п. локти вместе, руки к плечам.

1 - соединить локти;

3 - 4 - то же.

3. "Наклон туловища"

И.п. стоя на коленях, руки на поясе.

Наклон вправо левая рука над головой;

4 - то же в левую сторону

4. "Достать колени"

Ил. сидя на кровати руки за головой.

1 - наклон вперед, локтями достать колени, ноги не сгибать.

5. "Велосипедист"

И.п. лежа на кровати, ноги прижать к животу. 1 - вращение ногами, езда на велосипеде.

6. Прыжки + упражнения на дыхания; подтягивание вверх на осанку.

Карточка № 9

S. "Локти вперед"

И,п. - сидя, руки пяткам, локти в стороны. 1 - наклон головы вперед и локти

И.п. ноги скрестно, руки за головой.

1 - наклон вперед, правым локтем, достать левое колено;

3 - 4 - наоборот

3. "Поочередное сгибание рук и ног"

И.п. лежа на спине одна нога согнута в колене, рука к плечу.

Поменять положение рук и ног;

Другой рукой и ногой.

4. "Ногу назад"

И.п. лежа на животе, руки у подбородка.

Поднять назад правую ногу;

4 - левой ногой.

5. "Потянулись вверх"

Сидя на пятках руки опущены медленно поднимитесь с пяток, руки вверх вдох, опуститься выдох.

6. "Прыжки"

Прыгать на 2 - х ногах, на 1 одной, на 2 - х, на 1 - ой.

Упражнение на дыхание

Закаливание.

Карточка № 10

1. "Котята проснулись"

И.п. лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища, глаза

1 - поднять руки вверх, потянуться, открыть глаза;

2. "Котятки ищут мышку"

И.п. сидя, ноги широкой дорожкой, руки на поясе.

1 - поворот головы влево;

3 - 4 - то же в правую сторону.

3. "Лапки - царапки"

И.п. сидя, ноги вместе, руки за спиной.

Вытянуть руки вперед;

4. "Котятки спрятались"

И.п. сидя, ноги вместе, руки на поясе;

Согнуть ноги в коленях, обхватить колени руками, наклонить голову, "спрятались";

5. "Котятки прыгают"

И.п. ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах вместе.

Упражнения на дыхание

Закаливание

Карточка № 11

1- "Покачивание головой"

И.п. сидя ноги скрестно, руки на поясе.

Наклон головы вправо;

2. "Повороты туловища"

И.п. тоже. Повороты туловищем вправо, влево.

3. "Ножницы"

И.п. лежа на спине, руки за головой. 1 - приподнять ноги, развести в стороны; 2, 3, 4, 5 - "ножницы"; 6 - И.п.

4. "Хлопок"

И.п. тоже, руки вдоль туловища.

Приподнять правую ногу хлопок под коленом;

То же левой ногой.

5. "Кошка добрая и злая"

И.п. стоя на четвереньках, на кровати.

Прогнуться;

Вытянуть спину.

6. "Подтягивание вверх"

подскоки + упражнения на дыхания.

7. Закаливающие процедуры

Карточка № 12

Хлопушки

1. "Хлопушки вверху"

И.п. лежа на спине, ноги врозь, руки вдоль туловища: 1 - хлопок в ладоши над головой смотреть на руки; 2-И.п.

2. "Хлопок за ногой" И.п. тоже

1 - поднята нога, хлопнуть в ладоши за ногой; 2-И.п.

3. "Хлопок за спиной"

И.п. сидя на коленях, руки вдоль туловища.

1 - встать на колени, хлопнуть в ладоши за спиной;

4. "Хлопок перед собой" И.п. то же

1 - наклон вперед, руки вытянуть вперед, хлопнуть в ладоши; 2-И.п.

5. "Прыгаем хлопая"

И.п. стоя около кровати, руки вдоль туловища.

Прыжки, руки вверх, хлопок в ладоши;

Дыхательные упражнения

Закаливающие процедуры.

Карточка № 13

1. "Покачивание головой". И.п.: стоя, руки на

поясе. " 1 - 3 - покачивание головой в лево, вправо;

2 - 4 - И.п. Повторить 4 - 5 раз.

2. "Повороты туловища".

И.п.: - 3 - повороты туловища влево, вправо с

одновременным выпрямлением рук в стороны;

4 - И.п. Повторить 4-5 раз.

3. "Ножницы".

И.п.: лежа на спине руки за головой.

1 - 4 - приподнять ноги и выполнить скрещивающие движения. Повторить 5-6 раз.

4. "Хлопок". И.п.: то же, руки вдоль туловища.

1 - приподнять правую ногу хлопок под коленом; 2-И.п.;

5. "Подтягивание вверх".

И.п. о.с. - потянуться вверх - вдох;

Опустить руки вниз - выдох.

6. Упражнение на дыхание

7. Закаливание

Карточка № 14

Потянемся

1. "Прогнись"

И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища

Потянулись, прогнули спину, руки вверх;

2. "Достань носки"

И.п. - сели, ноги прямые, руки на поясе.

1 - наклонились, достали руками кончики пальцев;

3. "Качалка"

И.п. лежа на животе, захватить ступни ног снаружи, прогнуться.

Выполнить перекаты вперед, назад в удобном ритме;

И.п. отдых в удобной позе.

4. "Велосипед"

И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони вниз

Характерные вращательные движения ногами;

Отдых в удобной позе.

5. "Достать ладошки"

И.п. стоя, ноги широко врозь, руки в стороны.

1 - наклон туловища вперед достать ладошки "встретились";

Дыхательные упражнения

Закаливающие процедуры.

Карточка № 15

Наши ножки хороши

1. "Потянулись"

И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 - потянулись, руки вверх; 2-И.п.

2. "Наши коленки хороши"

И.п. лежа на спине, руки вверх.

Согнуть правую, левую ногу в колене, рукой достать колено;

3. "Наши пятки хороши"

И.п. лежа на животе, руки вытянуты перед собой.

Достать пяточку противоположной рукой, ногу согнуть в колене "крестик";

4. "Наши носочки хороши" И.п. о.с. стоя, руки на поясе.

Наклон туловища вперед, достать носки ног;

5. "Нашим ножкам весело"

Прыжки на 2 - х ногах с сигналом "стоп".

Дыхательные упражнения

Закаливающие процедуры

Карточка № 16

Обезьянки

1. "У обезьянок большие уши"

И.п. сидя на коленях, руки у головы, большой палец в стороны, все остальные широко расставлены. 1 - повороты туловища вправо, влево ("показывают свои ушки друг другу")

2. "У обезьянок чешется спинка"

И.п. тоже. Почесывая спины с боку и через голову.

3. "Обезьянки ловкие"

И.п. сидя достать ногой до уха. То одно, то другое.

4. "Обезьянки акробаты"

И.п. лежа на спине, перекаты вправо, влево (с боку на бок) (кто может вперед назад)

"Обезьянки бегуны" Бег на месте

Упражнения на дыхания

Закаливающие процедуры.

Карточка № 17

1. "Собачка просыпается"

И.п. лежа подтягивающие движения.

2. "Собачка умывается"

И.п. упор ног и рук на кровати на четвереньках.

1 - вращения головой в правую сторону от ладошки к плечу, и

то же в левую (имитация облизывания)

3. "Собачка радуется" И.п. то же.

1 - прогнуть спину, ногу поднять к верху, голову задрать

вверх, высунуть язык;

3 - то же другой ногой.

4. "Собачка служит"

Из И.п. положения принять положения стойки на коленях, руки перед грудью;

5. "Собачка прыгает"

Прыжки на 2х ногах, руки перед грудью.

Дыхательные упражнения

Закаливающие процедуры.

Карточка № 18

1. "Тик-так"

И.п. сидя ноги скрестно, руки на поясе. Наклоны головы вправо - влево.

2. "Мы - сильные"

И.п. сидя, ноги скрестно, руки к плечам. 1-е силой, руки в стороны; 2-И.п.

3. "Покажи пятки"

И.п. лежа на спине, руки за головой.

Поднять правую ногу, носок тянуть на себя;

Поднять левую ногу;

Опустить правую ногу;

Опустить левую ногу.

4. "Кошка добрая и злая"

И. п. встать на четвереньки.

Выгнуть спину;

Прогнуть спину.

5. "Наклонись"

И.п. стоя на коленях, руки опущены.

1 - наклон туловища вправо, левая рука вверх;

Наклон туловища влево, правая рука вверх;

6. "Поднимись на носочки" И.п. о.с. руки на поясе.

1 - 2 - подняться высоко на носки; 3 - 4 - вернуться в и.п.

7. "Прыжки"

И.п. о.с. руки на поясе. Прыжки на правой и левой ноге поочередно.

Упражнение на дыхание

Закаливание.

Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст, 5-6 лет

Комплекс №1

Потягивание. И.п.- лёжа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. (3-4 раза)

Игра « Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц). И.п.- лёжа на спине, на сигнал « Зима» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето»! дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. (3-4раз)

Самомассаж ладоней (« Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться») И.п.- сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до появления тепла, затем тёплыми ладонями « умыть» лицо. (3-4раз)

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

И.п.- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах. (6-8раз)

И. п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками. (6-8раз)

И.п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). (6-8 раз) - И.п.- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).

«У меня спина прямая» И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

«У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» (наклоны вперед)

« Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» (действия в соответствии с текстом)

« Раз, два. три, четыре, три, четыре, раз, два!» (повороты туловища-руки на поясе).

« Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)

« Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» (повороты туловища)

« Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» (действия в соответствии с текстом)

« Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!»(наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).

Комплекс №2

И.п.:-лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- Прижать подбородок к груди (не поднимая головы), носки потянуть на себя; 2- и.п. (3-4 раз)

И.п.- лёжа на животе, руки - вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты. 1- потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную; 2- И.п. (3-4 раз)

Игра «Зима и лето» И.п.: лёжа на спине. На сигнал « Зима»- дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» - раскрываются, расслабляются.

2. Профилактика плоскостопия (2-3- мин.)

Ходьба друг за другом (босиком)

«На огород мы наш пойдём.

Овощей там наберём».

- (Ходьба на носках)

«Дорога коротка, узка.

Идём, ступая мы с носка!

- (Приставной шаг боком с « пружинкой)

«По бордюру мы идём

Приседаем мы на нём»

- (Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед)

«Усталые ножки

Шли по дорожке».

- (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола. (6-8- раз)

«На камушек мы сели,

Сели, посидели».

(Погладить мышцы ног и ступни)

«Ножки отдыхают,

Мышцы расслабляют»

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

«Подсолнух» - Посреди двора золотая голова.

И.п. - о.с.1- поднять руки через стороны вверх, встать на носки; 2- вернуться в исходное положение.

«Морковь» - За кудрявую косу

Ее из норки я тащу. И.п.- стоя на коленях. 1- наклон вперёд, руки вперед- вниз; 2- вернуться в и.п.

«Репка» - « Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок».

И.п.- с прямыми ногами, руки впереди, внизу, 1- поднять руки через стороны вверх, 2- вернуться в и.п.

«Картошка» -

И зелён, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко - под кустом картошка.

И.п. - лёжа на спине. I- поднять руки и ноги под углом 45° вверх; 2- вернуться в и.п.

«Капуста» -

Лоскуток на лоскуток- зелёная заплатка,

1- согнуть ноги в коленях вверх, руки перевести на спину; 2- вернуться в и.п.

«Пугало»

«Кто стоит на палке

С бородою из мочалки

Ветер дует- он шумит,

Ногами дёргает, скрипит»

Прыжки на двух ногах, руки- в стороны, вниз, в чередовании с ходьбой.

5. Водные процедуры (умывание, обливание прохладной водой).

Комплекс №3

1. Гимнастика в постели (2-3- мин.)

- (Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком»)

А у нас котята спят. Мур- мур, мур-мур!

Просыпаться не хотят. Мур- мур, мур-мур!

Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:

- (Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)

Вот на спинку все легли. Мур- мур, мур-мур!

Расшалились все они. Мур- мур, мур-мур!

Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.

Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур!

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

- (Бесшумная ходьба на цыпочках)

«Вам покажем мы немножко,

Как ступает мягко кошка

Еле слышно- топ-топ-топ,

Хвостик снизу: оп-оп-оп»

– (Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)

«Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой»

- (Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше).

«Ввысь бросается отважно.

Скок да скок, еще подскок».

- (Громко мяукают и убегают на стульчики)

«А потом мяукает «Мяу»!

Я в свой домик убегаю!»

Самомассаж стоп

И.п.- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая « щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги.

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

«Поза сердитой кошки» И.п,- встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночник.(10-15 секунд)

«Поза доброй кошки» И.п. - то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице (10-15 секунд)

« Хвостик» И.п. - то же. Двигать бёдрами вправо- влево, как « кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.

«Кошка- царапушка». И. п.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос - кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-..).- выбросить вперёд руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше - Бом-бом, бом-бом!

По весёлой звонкой крыше - Бом-бом, бом-бом! (встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)

Дома, дома посидите - Бом-бом, бом-бом!

Никуда не выходите - Бом-бом, бом-бом!(постукивание пальчиками)

Почитайте, поиграйте - Бом-бом, бом-бом!

А уйду, тогда гуляйте... Бом-бом, бом-бом!(поколачивание кулачками)

Повторение 1 куплета (поглаживание ладошками)

4. Водные процедуры (умывание, обливание прохладной водой)

Комплекс №4

1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)

Потягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»)

И.п.- лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами.

Игра « Зима и лето». (напряжение и расслабление мышц»)

И.п.- лёжа на спине. На сигнал « Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Игра на внимание « Тропинка». По команде воспитателя « тропинка», дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, опуская голову чуть-чуть вниз. По команде « Кочка», дети направляются к центру круга, подняв соединённые руки вверх. На слово « Кочки», дети приседают, положив руки на голову.

Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить (4-5 раз)

« Весёлые ножки»: выставить одну ногу вперед на пятку, затем на носок и убрать под стул (4-5- раз)

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

Прыжки на месте на двух ногах, руки слегка согнуты («лапки»). «Скачут, скачут во лесочке Зайцы- серые клубочки». – Прыжки вперед-назад «Прыг-скок, прыг-скок- - Встать прямо, руки опустить. «Встал зайчонок на пенёк Всех построил по порядку Стал показывать зарядку - Шаг на месте «раз, шагают все на месте. - Руками перед собой выполняют движение «ножницы» «Два!» Руками машут вместе. Присесть. Встать. «Три!» Присели, дружно встали! - Почесать за ухом. «Все за ушком почесали» - Выпрямиться. «На четыре потянулись» - Прогнуться, наклониться вперед «Пять! Прогнулись и нагнулись» «Шесть! Все встали снова в ряд» - Маршируют по кругу. «Зашагали как отряд»

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс №5

1. Гимнастика в постели (2-3- мин.)

Потягивание. И.п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую, левую руку вверх, тянуться, отпустить. (тоже самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой)

- «Отдыхаем» И.п. - лёжа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Упражнение с обручами.

Дети встают в круг. Каждый держится за свой обруч и за обруч другого ребёнка. Получается замкнутый круг - « карусель». На слова « Еле-еле

еле-еле завертелись карусели» - все начинают двигаться приставным шагом. Затем на слова « А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!- все бегут, на слова « Тише!, тише, не спешите, карусель остановите!»- дети переходят на ходьбу. Педагог предлагает разобрать карусель, а с обручем выполнить упражнения.

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

Дети весело идут, они обручи несут.

(идти друг за другом, держа на плече обруч)

Стали обруч поднимать, стали обруч опускать (поднять обруч вверх и опустить вниз)

Вот в окошко посмотрели,

И все дружненько присели (присесть, вытягивая руки с обручем вперёд)

Дружно сделаем наклон,

И все спиночку прогнём (наклоны вперёд, вытягивая руки с обручем перед собой)

Вправо обруч повернём, влево обруч повернём (повороты вправо, влево обручем)

Обруч мы не отпускаем, через обруч проползаем (продеть обруч сверху вниз)

Ручками его возьмём, ножками перешагнём (держа руки рядом, взять обруч двумя руками и перешагнуть через него вперёд и назад, высоко поднимая ноги)

Обруч на пол опускаем, и прыжки мы начинаем (прыжки на двух ногах в обруче и перешагивая через него)

4. Массаж спины

Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом « паровозиком»,

Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине весёлой звонкой крыше

Бом! Бом! Бром!

Дома, дома, посидите- Постукивание пальчиками

Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите- Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками

Бом! Бом! Бом! А уйду - тогда гуляйте- Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше Бом! Бом! Бом!

5. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс №6

1. Гимнастика в постели.

И.п.- ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища: прижать подбородок к груди (не поднимая голову), носки потянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками в противоположную сторону, вернуться в исходное положение.

И.п.- лёжа на животе, руки вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты: потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную, расслабиться.

2. Самомассаж, предотвращающий простуду (2-3 мин.)

Воспитатель: Выпал снег, но вот досада- Не готовы мы к зиме Простужаться нам не надо Сделаем массаж себе!

(Дети делают себе точечный массаж биологически активных зон, предотвращающий простуду):

Утка крякает, зовёт всех утят с собою,

(Поглаживать шею ладонями сверху вниз)

А за ними кот идёт, словно к водопою.

(Указательными пальцами растирать крылья носа)

У кота хитрющий вид, их поймать мечтает!

(Пальцами поглаживает лоб от середины к вискам)

Не смотри ты на утят-

Не умеешь плавать!

(Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха)

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

«Лыжник»: имитация ходьбы на лыжах в течении 1,5 минут

«Дерево»: ноги и туловище стоят неподвижно, а руки и пальцы имитируют колебание ветвей на ветру. Стоят деревья в инее-

То белые, то синие.

« Птица»: рука выводится вперед на 45 от туловища, большим пальцем вниз. Затем отводится вверх и в сторону.

На деревья посмотри-

Прилетели снегири.

« Будут на зиму дрова»: встать в пары, взявшись за правые руки, левую руку спрятать за спину и имитировать движения пальчиков.

Приговаривая:

Мы сейчас бревно распилим, Пилим- пилим, пилим-пилим

Раз-два, Раз-два!

Будут на зиму дрова"

4. Пальчиковая игра «Снеговик»

Давай дружок, смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок

(Показать, как летят снежки)

Он превратится в толстый ком.

(Показать руками перед собой большой ком)

И станет ком Снеговиком.

(Поставить руки на пояс, покачать головой и улыбнуться)

Его улыбка так светла (улыбаться)

Два глаза., шляпа., нос... метла...

(Руками показать на глаза, голову, нос, поднять одну руку вверх, раздвинув пальцы (« метла»)

Но солнце припечёт слегка-

Увы, и нет Снеговика.

(Развести руки в стороны)

5. Водные процедуры. (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс №7

1. Гимнастика в постели (2-Змин.)

И. п. - лёжа на спине, голова, туловище, ноги- на одной прямой линии, руки вдоль туловища, прижать подбородок к груди. Носки на себя; потянуться сначала одной пяткой, затем другой; макушка стремиться в противоположную сторону; вернуться в исходное положение.


СЕНТЯБРЬ

Карточка №1. «Мы проснулись»

1. «Потягивание»

и.п. – выдох

(4-6 раз)

2. «Поймай комарика»

вернуться в и.п.

(4-6 раз)

3. «Велосипед»

и.п. лёжа на спине (10 –12 секунд)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот, задом наперед.

4. «Музыканты»

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки.

Наши ножки: топ, топ.

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

СЕНТЯБРЬ

Карточка №2. «Колобок»

1. Разминка в постели, само массаж

Дети просыпаются под звуки мелодичной музыки, затем лёжа в постели на спине поверх одеяла выполняют 5-6 упражнений обще развивающего воздействия.

Поворот головы вправо, влево.

Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток.

Сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

2. «Веселые ножки»

Выше ножки! Топ, топ!

Веселее! Гоп, гоп!

Колокольчик, дон, дон!

Громче, громче, звон, звон!

Гоп, лошадка, гоп, гоп!

Тпру – ру – у, лошадка:

Стоп, стоп!

ОКТЯБРЬ

Карточка №3. «В гостях у солнышка»

(с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения и само массажа)

Играет спокойная музыка. В окна заглядывает солнышко.

Воспитатель подходит к каждому ребенку, гладит его по голове.

В-ль: Ребята, посмотрите, как светло и тепло у нас в спальне.

А знаете ли вы, почему? К нам в гости заглянул солнечный зайчик, он заглянул вам в глазки.

Закрывайте их. Он побежал дальше по лицу, вы нежно погладьте ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Теперь погладьте его на голове, шее, затем животике, руках, Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он просто любит ласкать вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

Вставайте, и давайте поиграем с солнечным зайчиком.

(Дети встают на коврик рядом с с кроваткой)

1. «Улыбнись солнышку». И. п. - стоя, ноги слегка расставив, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и. п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в и. п. Повторить три раза; темп умеренный.

Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.

2.«Играем с солнышком». И. п. - сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами, на 360°. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

Указание: при повороте руками не помогать.

3.«Играем с солнечными лучами». И. п. - сидя, ноги вместе, и опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и. п. Повторить шесть раз;

темп быстрый.

Указание: ноги в коленях не сгибать.

4. «Отдыхаем на солнышке». И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. Выполнить по три раза в каждую сторону, темп умеренный.

(переходят в группу, проводятся закаливающие процедуры)

ОКТЯБРЬ

Карточка №4. «Просыпающиеся котята»

(с элементами самомассажа)

Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка», муз. Витлина, ел. Н. Найденовой.

В-ль. Ребята, а вы знаете, кто к вам приходил, когда вы спали? Отгадайте загадку:

Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягоньки, а коготки востры. (Киска)

В-ль. Правильно, киска. Давайте поиграем, сегодня с вами - маленькие пушистые котята.

Кот решил котят учить,

Как же нужно лапки мыть,

Мы недалеко сидели,

Все движенья подглядели. Выполняют движения по тексту

Лапку правую потрем,

А потом ее встряхнем.

Вот и левой лапке тоже

Правой лапкой мы поможем.

Ушко левое свое

Левой лапкой достаем,

Правое не забываем,

Лапкой правой умываем.

Проведем по шерстке лапкой,

Будет лобик чистый, гладкий.

Каждый гладим, умываем.

Чистим носик осторожно.

Грудку нам разгладить можно.

Вот и чистые котята,

Вот и выспались ребята!

(Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка». Ребята «котята» ложатся на живот и «точат» свои «коготки», Тихо «мяукают». Отдыхают. Воспитатель подходит к каждому ребенку и гладит его. Дети встают, выполняют закаливающие процедуры)

НОЯБРЬ

Карточка №5. «Веселый зоопарк»

В-ль: Дети, за вами было интересно смотреть, когда вы спали. Кто-то сопел, как маленький котенок, кто-то во сне потягивался, как лисенок, кто-то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок. Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных.

1.«Звери проснулись». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.

В-ль. Отгадайте загадку:

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Он зубами щелк! Это серый... (волк)

2.«Приветствие волчат». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперед. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

3.«Филин». И. п. - лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот - вдох, выпячивая живот - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.

4.«Ловкие обезьянки». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуть-ся на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз; сначала умеренно, затем быстро.

5. Рычание медвежат». Сделать вдох носом. На выдохе пробно тянуть «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.

В-ль: Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись. (дети выполняют закаливающие процедуры)

НОЯБРЬ

Карточка №6. «Прятки»

(с элементами дыхательной гимнастики)

В-ль:

Птичка села на окошко,

Во дворе мяучит кошка -

Разбудить решили нас.

Все! Окончен тихий час!

Просыпайтесь, дети, я хочу предложить вам поиграть в прятки.

(Дети ложатся поверх одеял. Звучит спокойная музыка.)

Наши сонные ладошки

Просыпались понемножку,

В прятки весело играли -

Пальцы в кулачок сжимали.

Пальчики на наших ножках

выполняют движения по тексту

Знают в парке все дорожки.

Проверяют - где там пятки,

И играют с нами в прятки.

Мы почти уже проснулись,

Наши ручки потянулись,

Помахали над простынкой,

Дружно спрятались за спинку.

Сцепим ручки мы в «замочек»

У себя над головой.

Правый, левый локоточек

Мы сведем перед собой.

Не хотят коленки спать,

Им давно пора вставать.

Мы коленки выставляли,

Быстро ножки выпрямляли.

Наши ротики - молчок,

Тренируем язычок:

Его спрячем и покажем.

«Добрый день!» - мы звонко скажем.

Будем глубоко дышать,

С шумом воздух выдувать.

Наши носики проснулись,

Мы друг другу улыбнулись!

(встают на коврики рядом с кроваткой)

«Вырастем большими». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, хорошо прогнуться, подняться на носки - вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х». Повторить четыре-пять раз.

(идут выполнять закаливающие процедуры)

ДЕКАБРЬ

Карточка №7. «Лисичка»

Разминка в постели

«Вы проснулись?» - «Да»

«Улыбнулись?» - «Да»

Потянулись?» - «Да»

«С боку на бок повернулись» - повороты

«Ножками подвигаем»

вдох – поднять правую ногу, выдох – согнуться;

то же с левой ноги;

то же – две ноги вместе.

II. «Лисичка» - руки перед грудью, мягко переступать на носочках, поворачивая голову вправо, влево, оглядывая хвост.

«Мячики» - и.п. стоя. Прыжки возле кровати.

«Большие – маленькие» - приседания (упражнения на восстановление дыхания)

ДЕКАБРЬ

Карточка №8. «Часики»

I. Элементы самомассажа

И.п. – сесть, ноги скрестить.

«Умывание» лица руками;

руки скрестно на груди, ладоши на плечах, растирание;

руки на коленях – растирание;

II. «Часики» - стоять прямо, ноги слегка расставить (машина между ног проедет) руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так» (6 – 7 раз)

III. «Цыплёнок» - мелкие шажки на прямых ногах, локти прижаты к бокам, хлопать по бокам кистями рук.

IV. «Воробушек» - скакать на двух ногах, потом бежать, размахивая руками, сесть на корточки.

ЯНВАРЬ

Карточка №9. «Любимые игрушки»

(с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

Звучит музыка

В-ль: Дети, я знаю, что вы люби играть с игрушками. И у каждого из вас есть своя любимая игрушка. Сегодня мы покажем своими упражнениями разные игрушки. Но сначала отгадайте загадку про игрушку, которая очень нравится девочкам.

Может, хочешь поиграть

И меня на руки взять,

На прогулку отвести

И косички заплести?

Уложи меня в коляску,

Я тогда закрою глазки. (кукла)

1. «Кукла». И. п. - лежа на спине.

Любим мы играть и даже

Кукол вам сейчас покажем.

Ровно улеглись в постели

И направо посмотрели,

Тут же глубоко вздохнули

И головки повернули.

А теперь мы выдыхаем,

Смотрим вверх и отдыхаем,

Дышим ровно, не спешим,

То же влево повторим.

Указание: не выполнять резких движений головой.

В-ль: Совсем не нужен ей водитель,

Ключом ее вы заведите -

Колесики начнут крутиться.

Поставьте, и она помчится. (машина)

2. «Заводная машина». И. п. - лежа на спине. 1 - вращательные движения руками перед грудью («завелся мотор»). 1-3 - вращательные движения ногами. 4 - вернуться и. п. Повторить три раза; темп сначала умеренный, заем быстрый, в конце медленный.

В-ль: Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок

Все ж попался... (колобок)

3. «Колобок». И. п. - сидя, ноги вместе, упор руки сзади. 1-2 - согнуть ноги в коленях, притянуть к груди, обхватить их руками. 3-4 - вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

В-ль: Зверь смешной в огромной клетке

С ветки прыгает на ветку.

Ест бананы, сладости

К общей детской радости (обезьяна)

4.«Забавная обезьянка». И. п.- лежа на животе. 1 - поворот на спину, 2 - вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

5. «Надуем воздушный шарик». И. п. - сидя на кровати. Через нос с шумом набрать воздух, задерживая дыхание на 1-2 с. С шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук [у].

Указание. Учить детей делать вдох, продолжительностью 3 с, выдох - 6 с (закаливающие процедуры)

ЯНВАРЬ

Карточка №10. «Жучки-паучки»

(с элементами корригирующей гимнастики)

Звучит спокойная музыка.

В-ль: Наступила весна, теплое время года. Просыпается все - природа, насекомые. Давайте представим, что мы с вами - жучки-паучки. Нам хорошо от теплого солнца.

1.«Потянулись жучки». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Хорошо потянуться - руки в стороны. Повторить три раза; темп медленный.

2. «Проснулись глазки». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно (10 с); темп умеренный.

3. «Проснулись ушки». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10 с); темп умеренный.

4. «Проснулись лапки». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять перед собой вытянутые вперед руки, потрясти ими. Затем поднять ноги и тоже потрясти ими (10 с); темп быстрый.

5. «Жучки греются на солнышке». И. п. - лежа на спине, :и вдоль туловища. 1 - поворот на живот. 2 - поворот на спину. Повторить пять раз; темп умеренный.

6. «Жучки готовятся к прогулке». И. п. - лежа на спине, руки за головой. Поднять правую ногу, согнутую колене. Опустить. Поднять левую ногу, согнутую в колене. Опустить. Повторить четыре раза; темп умеренный.

7. «Веселые жучки». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-3 - хлопки руками перед собой. 4 - вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп быстрый. (закаливающие процедуры)

ФЕВРАЛЬ

Карточка №11. «Мишка»

1. Разминка в постели. Самомассаж.

Повороты головы, вправо, влево.

Легкое поглаживание рук, ног, живота, пяток.

Разведение и сгибание рук.

2. «Мишка» - руки опущены, тело наклонено вперед, переваливаться с ноги на ногу.

Мишка косолапый по лесу идёт

Шишки собирает и в карман кладёт

Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб

Мишка рассердился и ногою топ

Больше я не буду шишки собирать

Сяду на машину и поеду спать.

3. «Лягушка» присесть, прыгнуть вперед, встать.

4. «Петушок» - шагать, высоко поднимая ноги, хлопая руками по бокам, высоко поднять голову – Ку – ка – ре – ку.

На болоте нет дорог,

Я по кочкам скок да скок.

ФЕВРАЛЬ

Карточка №12. «Насос»

I. 1. «Насос»

И.п. лёжа на спине, руки согнуты в локтях у груди.

выпрямить руки вперед, вернуться в и.п.

(5 – 6 раз)

2. «Ванька – встанька»

И.п. – лежа, вдоль туловища

постепенное поднятие туловища, вслед за руками.

(4 – 6 раз)

3. «Греем ножки»

И.п. – лежа на спине, попеременно сгибаем ноги к груди.

(5 – 6 раз)

II. «Ножки»

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Шагали наши ножки. (ходьба)

По кочкам, по кочкам (прыжки)

В ямку бух (присели).

Воспитатель: Где мои детки?

(детки встают) – Вот они.

МАРТ

Карточка №13. «Петушок»

1. Петушок у нас горластый

По утрам кричит он «здравствуй»

На ногах его сапожки

На ушах висят сережки

На головке гребешок

Вот какой наш петушок.

(движения, в соответствии с текстом)

2. Три веселых братца

Гуляли по двору

Три веселых братца

Затеяли игру

Делали головками: ник – ник – ник.

Пальчиками ловкими: чик – чик – чик.

Делали ладошками: хлоп – хлоп – хлоп

Топали ножками: топ – топ, топ.

МАРТ

Карточка №14. «Потягивание»

I. 1. «Потягивание»

и.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед;

и.п. – выдох

(4-6 раз)

2. «Поймай комарика»

и.п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой

Все мы знаем любимое многими понятие «потягушки», когда залежавшиеся во время сна конечности, да и все тело, разминается. Детский организм труднее всего переключается из режима сна в режим бодрствования, ведь у младших ребят 2-3 лет в детском саду свободное время проходит чаще активно, с подвижными играми, лазанием, ползанием. Именно для плавного приведения в движение расслабленных мышц проводится комплексная гимнастика после сна в ДОУ. Для младшей группы ДОУ она простая, с элементарными упражнениями, сопровождается стихами или потешками. Такая гимнастика призвана бодрить, проще покинуть постель и переключиться с режима «спать» на режим «играть». Приведем пример ряда оздоровительных гимнастических упражнений для младших деток.

Гимнастика после сна: комплекс «В гостях у солнышка»

Для начала гимнастики педагог ДОУ включает спокойную расслабляющую музыку. В окошко должно светить солнце, чтобы текст комплекса соответствовал действительности. Воспитатель проходит между постелями и гладит по голове каждого малыша, говорит: «Ребятки мои дорогие, вы не знаете, почему в спальне нашей так светло? Так это зайчик солнечный заглянул в гости в ваши глазки. Погладьте его аккуратно, только не спугните (ребята трут глазки). Ой, зайчик прыгнул на голову, погладьте скорее (дети гладят), на шею, на животик, ножки, ручки и т.д. (поглаживание переносится в нужную часть тела – элементы самомассажа). Он очень любит вас ласкать. Давайте поиграем с ним и взбодримся?».

Ребята встают на коврик рядом со своими постелями. Выполняют возле постели 4 упражнения гимнастики:

  1. «Улыбка солнышку». Ноги на ширине плеч, руки на плечах. Сначала выставляются вперед прямая правая рука и правая нога. Ладошка поворачивается вверх, ребенок улыбается. В исходное положение. Теперь левую руку и ногу вперед. Повторить по 3 раза. Все должно быть одновременно, следите за внимательностью детишек. Гимнастика после сна в младшей группе делается в том числе для общего развития.
  2. «Игра с солнышком». Присесть на пол и обнять колени. Поворачиваться на попе на 360 градусов, не отрывая рук от колен. Повторить 5 раз.
  3. «Игра с солнечными лучиками». Сесть на пол, ноги вытянуты вперед. Развести ноги в стороны, не сгибая, а ручками хлопнуть по коленям. Повторить 6 раз в быстром темпе.
  4. «Отдых на солнышке». Лечь на спинку, ноги согнуть и прижать к груди. Перекатываться то на правый, то на левый бок. По 3 раза в каждую сторону.

Гимнастика после сна: комплекс «Котята просыпаются»

Второй комплекс гимнастики в детском саду стихотворный. Включается песенка «Серенькая кошечка» для проведения гимнастики. Педагог ДОУ говорит: «Ребята, хотите узнать, кто приходил к вам в гости, пока вы спали? Отгадайте загадку:

Мохнательная, усатенькая,
Лапки мягкие, когти острые.

Правильно, ребята, это киска. Давайте вы сегодня будете маленькими пушистыми котятами. Поиграем с вами?»

Детки повторяют движения, которые присутствуют в стихотворении:

Потом малыши в постели мяукают, пускают коготки, притворяются кошечками, как могут. Воспитатель к каждому подходит и гладит по голове. Потом можно покинуть постель и идти умываться.

Гимнастика после сна: комплекс «Веселый зоопарк»

Педагог ДОУ говорит: «Ребята, мне было за вами очень интересно наблюдать, пока вы смотрели сны в своих постельках. Кто-то мурлыкает во сне, как котенок, кто-то потягивается, как ужонок, кто-то в клубочек сворачивается, как ежик. Дневной сон очень полезен каждому живому существу. А давайте все вместе изобразим животных?»

  1. «Зверята просыпаются». Лежа на спине в постели, вытянуть вдоль тела руки. Зевнуть и потянуться хорошенько. Такое упражнение в медленном темпе повторить 5 раз.
  2. «Волчата». Педагог задает загадку: «Кто в лесу зимой холодной ходит серый, злой, голодный? Правильно, это волк.» Исходное положение, как в предыдущем упражнении. Затем руки подтягиваются к груди и вытягиваются вверх. Повторить 5 раз.
  3. «Филин». Изображаем филинов: одну руку положить на живот, другую – на грудь. При вдохе животик втягивается, при выдохе – выпячивается со звуком «ффффф». Повторить 4 раза.
  4. «Обезьянки». Положение, как в 1 упражнении. Педагог командует «Животик» — нужно быстро повернуться и лечь на животик, потом командует «спинка» — нужно шустренько перевернуться на спинку. Делается 5 раз.
  5. «Медвежата». Носиками делается глубокий вдох, а на выдохе крылья носа зажимаются и быстро разжимаются много раз пальчиками рук со звуком «мммм».

Ирина Соболева
Гимнастика пробуждения после дневного сна для детей 3–4 лет (зима)

7. БТИ «Снег-снежок» ОДР : лежачий

Текст Выполнение

1. Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег. Исходное положение

Выполнение : наклоны головы в стороны.

2. С неба всё скользят пушинки,

Серебристые снежинки.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вытянуты вперёд.

Выполнение : медленно поочерёдно опускаем руки вниз.

3. Кружатся над головою

Каруселью снеговою.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки согнуты в локтях перед грудью.

Выполнение : делаем вращательные движения руками перед грудью.

4. На проселки, на лужок

Всё снижается снежок. Исходное положение , ноги подняты вверх.

Выполнение : медленно опускаем ноги вниз.

5. Землю чистой, нежной

Застелил постелью снежной. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : повороты на бок.

6. Вот веселье для ребят -

Всё сильнее снегопад. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : круговые движения головой.

7. Все бегут вперегонки.

Все хотят играть в снежки. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : качаемся корпусом вперёд-назад.

8. Снежный ком на снежный ком.

Всё украсили снежком. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : повороты корпуса к пяточкам.

9. Словно в белый пуховик

Мы одели снеговик.

Рядом снежная фигурка.

Это – девочка Снегурка. Исходное положение : сидя, руки на поясе.

Выполнение : наклоны в стороны.

10. Что мы видим за окном?

Сразу в доме посветлело. Исходное положение

Выполнение : приседание на стопы ног.

11. Это снег лежит ковром-

Самый первый, самый белый. Исходное положение : стоя на коленях, руки на поясе.

Выполнение : разводим руки в стороны.

12. Вот о чём всю ночь свистел

За моим окошком ветер. Исходное положение : стоя на коленях, руки на поясе.

Выполнение : повороты в стороны.

13. Он про снег сказать хотел.

И про то, что зиму встретил. Исходное положение : стоя, руки вниз.

Выполнение : встаём с кроваток на пол.

14. Нет свободного местечка

Всюду снега намело. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : руки в стороны.

15. На заборе, на крылечке

Всё блестит и всё бело. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : наклон вниз, достаём руками пальцы ног.

16. Нарядилась и рябина

В белый праздничный наряд. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : пружинистые приседания.

17. Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят. Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : поднимаемся на носки, руки вверх.

18. Воздух зимний свеж и чист

Ты вдыхай его малыш! Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : дыхательная гимнастика

8. БТИ «Заинька» ОДР : лежачий

Выполнение

1. Зайка серый тихо спит,

под кусточком лежит. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : гравитационная разгрузка.

2. Ты, зайчишка, не лежи,

Лучше шубку поищи.

Шубку белую, а не серую.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : повороты головы в стороны.

3. Заинька проснулся,

сладко потянулся.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки в стороны.

Выполнение : тянемся руками и ногами в стороны.

4. Зайка просыпайся,

Ну-ка поднимайся.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вытянуты вдоль туловища

Выполнение

5. Не ленись и вставай

Дружно лапки разминай.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение

6. Зайка шубку поменял

и по полю зашагал. Исходное положение : низкие четвереньки.

Выполнение : ползание вперёд.

7. Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка белый.

Под кустом, под кустом. Исходное положение : низкие четвереньки.

Выполнение : повороты головы в стороны.

8. Охотники едут,

Едут, скачут в поле

Во пустом, во пустом. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : качаем корпусом вперёд-назад.

9. Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите.

Я не ваш, я ушёл. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : повороты в стороны.

10. Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка белый

Ушки жмёт, ушки жмёт. Исходное положение : сидя, руки на поясе.

Выполнение : поднимаем руки к ушкам.

11. Охотнички едут,

Едут, скачут в поле.

В мимолёт, в мимолёт. Исходное положение

Выполнение : «езда» на ягодицах.

12. – Вы, охотнички, скачите,

Меня, зайку, не ищите!

Я не ваш, я ушёл. Исходное положение : стоя, руки вниз.

Выполнение : становимся возле кроваток.

13. Заинька, повернись.

Беленький, повернись.

Вот так, вот сяк повернись.

Вот так, вот сяк повернись. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : повороты в стороны.

14. Заинька, топни ножкой.

Беленький, топни ножкой.

Вот так, вот сяк топни ножкой.

Вот так, вот сяк топни ножкой. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : поднимаем и топаем поочерёдно ножкой.

15. Заинька, наклонись.

Беленький, наклонись.

Вот так, вот сяк наклонись.

Вот так, вот сяк наклонись. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : наклон вперёд.

16. Заинька, приседай.

Беленький, приседай.

Вот так, вот сяк приседай.

Вот так, вот сяк приседай. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : приседания.

17. Заинька, походи.

Беленький, походи.

Вот так, вот сяк походи.

Вот так, вот сяк походи. Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : ходьба на месте.

18. Заинька, подбодрись.

Беленький, улыбнись.

Делай вдох и выдох два.

Не кружится голова. Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : дыхательная гимнастика . Вдох – руки вверх, выдох – руки вниз, наклон вперёд.

9. БТИ «Ножки» ОДР : лежачий

Выполнение

1. Встань, малыш, ещё разок. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : поднимаем голову вверх.

2. Сделай маленький шажок.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : поднимаем правую руку и левую ногу на 30, затем левую руку и правую ногу.

3. Ходит мальчик наш с трудом,

В первый раз обходит дом.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : повороты в стороны.

4. Мама водит взад-вперёд,

Мальчик ходит взад-вперёд.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вытянуты вдоль туловища

Выполнение : приподнимаем голову и плечи вверх.

5. Он догонит козлика.

Топ-топ, топ-топ.

Исходное положение : лёжа на кроватках на животе, руки перед грудью, согнуты в локтях.

Выполнение : ползание вперёд-назад.

6. Он обгонит ослика.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : низкие четвереньки.

Выполнение : покачивание вперёд-назад.

7. Вот окошко.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : повороты в стороны.

8. Вот порог.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : наклон вниз.

9. Путь пока, что не далёк.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : топтание на месте.

10. Будет время и малыш,

Далеко ты побежишь.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : сидя, руки согнуты в локтях и прижаты к корпусу.

Выполнение : «езда» на ягодицах.

11. Становись на ножки смело.

И ходи вперёд умело. Исходное положение : стоя, руки вниз.

Выполнение : становимся возле кроваток.

12. Маленькие ножки,

Маленькие ножки.

За водой ходили. Исходное положение : стоя, руки вниз.

Выполнение : ходьба на месте.

13. Маленькие ножки,

Маленькие ножки.

И домой спешили. Исходное положение : стоя.

Выполнение : лёгкий бег на месте.

14. Маленькие ножки,

Маленькие ножки.

Дома танцевали. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : выставляем поочерёдно пяточки в стороны «каблучок» .

15. Ой, как танцевали.

Маленькие ножки.

Дружно, дружно танцевали.

И немножечко устали Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : дыхательная гимнастика . Вдох – руки вверх, выдох – руки вниз, наклон вперёд.

16. А потом они пошли

По ровненькой дорожке. В колонне по одному идём по «релаксационной дорожке, состоящей из подушечек с косточками, шипованных ковриков, сенсорных следов (сделанных из клеёнки, меха) .

10. БТИ «Кораблик» ОДР : лежачий

Выполнение

1. Спал кораблик на причале.

Волны тихо его качали. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : гравитационная разгрузка.

2. Спали тихо паруса,

Ждали в море чудеса.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : повороты головы в стороны.

3. Солнце в небо поднималось.

Солнце деткам улыбалось.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : поднимаем голову и плечи.

4. Здравствуй, солнце, золотое,

Здравствуй, небо, голубое.

Исходное положение

Выполнение : разводим руки встороны.

5. Просыпайся, капитан,

Отправляйся по морям! Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Выполнение : повороты на бок.

6. Все собрались дружно в порт

И отправились в поход. Исходное положение

Выполнение : покачивание на животе в стороны.

7. Плывёт, плывёт кораблик,

Кораблик золотой. Исходное положение : лёжа на кроватках на животе, руки вытянуты вперёд.

Выполнение : имитация плавания.

8. Везёт, везёт подарки,

Подарки нам с тобой.

Исходное положение : лёжа на кроватках на животе, опора на локти.

Выполнение : сгибание ног в коленях поочерёдно.

9. На палубе матросы

Свистят, снуют, спешат. Исходное положение : низкие четвереньки.

Выполнение : топтание на месте.

10. На палубе матросы

Четырнадцать мышат. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : повороты в стороны.

11. Плывёт, плывёт кораблик.

На запад, на восток. Исходное положение : средние четвереньки Выполнение : покачивание вперёд-назад.

12. Канаты паутинки, Исходное положение : средние четвереньки Выполнение

13. А парус лепесток. Исходное положение : средние четвереньки

Выполнение

14. Соломенные вёсла

У маленьких гребцов. Исходное положение : сидя.

Выполнение : наклон вперёд, к стопам ног.

15. Везёт, везёт кораблик

Полфунта леденцов. Исходное положение : сидя.

Выполнение : «езда» на ягодицах.

16. Ведёт кораблик утка,

Испытанный моряк. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : пружинистые приседания.

17. – «Земля!» - сказала утка.

Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : тянемся на носочках вверх, руки вверх.

18. «Причаливайте, кряк!» . Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : дыхательная гимнастика . Вдох – руки вверх, выдох – руки вниз, наклон вперёд.

19. Дружно шагайте и не отставайте! Ходьба по дорожке здоровья.

11. БТИ «Воробушки» ОДР : лежачий

Выполнение

1. На дворе морозище- Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : гравитационная разгрузка.

2. Градусов под сорок.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : повороты головы в стороны.

3. Плачутся воробушки,

Что весна не скоро.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : поднимаем поочередно кулачки к глазам.

4. Что в морозы лютые

Плохо греют шубки. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вытянуты вдоль туловища.

Выполнение : согнуть голову, туловище, обхватить кистями согнутые в коленях ноги.

5. Принесу воробышкам

на тарелке крупки. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вытянуты вдоль туловища.

Выполнение : поворот на живот.

6. Кушайте, воробушки,

Кушайте, хорошие! Исходное положение : лёжа на кроватках на животе, руки, согнуты в локтях перед грудью.

Выполнение : поднимаем переднюю часть корпуса, при этом вытягиваем руки.

7. Я бы подарила б вам

Валенки с калошами. Исходное положение : лёжа на кроватках на животе, руки, согнуты в локтях перед грудью.

Выполнение : сгибание попеременно ног в коленях.

8. Но сказала мама :

«Воробей ведь маленький! Исходное положение : низкие четвереньки.

Выполнение : гравитационная разгрузка.

9. Сразу, как запрыгает,

Потеряет валенки». Исходное положение : низкие четвереньки.

Выполнение : топтание на месте.

10. В каждом городском дворе

Есть на радость детворе. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : наклоны головы в стороны.

11. Птичка. Ты её не бей!

Эта птичка – воробей! Исходное положение : средние четвереньки Выполнение : поочерёдно грозим пальчиком, вытянув руку вперёд.

12. Хлебных крошек не жалей Исходное положение : средние четвереньки Выполнение : наклон вниз, руки согнуть в локтях.

13. Заслужил их воробей. Исходное положение : средние четвереньки

Выполнение : поднимаем поочерёдно ногу назад, вверх.

14. Ты приладь ему кормушку. Исходное положение : сидя.

Выполнение : стучим кулачками, друг на друге.

15. Кликнет он свою подружку. Исходное положение : сидя, руки на поясе.

Выполнение : повороты в стороны.

16. И пойдёт весёлый стук.

Тук-тук-тук. Исходное положение : стоя.

Выполнение : спускаемся с кроватей, хлопаем в ладошки.

17. Воробей, шагай вперёд

Птичий ждёт тебя народ. Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : ходьба на месте.

18. Вот друзья его встречают,

Чик-чириком величают. Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : дыхательная гимнастика . Вдох – руки вверх «чик» , выдох – руки вниз, наклон вперёд «чирик» .