Как подойти к вопросу развития себя, что делать, чтобы ничего не упустить и на чем следует сделать акцент. Как подойти к вопросу развития себя, что делать, чтобы ничего не упустить и на чем следует сделать акцент На что делать упор

Много раз в жизни приходилось мне встречаться со странными, казалось бы, случаями: школьный отличник превращался в институте в середнячка, а то и вовсе в троечника. И наоборот - бывший троечник оканчивал институт с красным дипломом. Тайна этого явления состоит не в шумных студенческих гуляниях и не в поздно проснувшейся «сознательности». Дело в том, что учиться в школе и учиться в вузе - это два разных процесса.

Эрудиция не равна интеллекту

Школьное обучение строится по принципу «должен знать от сих до сих», причем программа неостановимо пополняется новым материалом, новыми предметами, новой информацией, без которой немыслимо назвать человека грамотным.

Одновременно, формально ставя перед собой задачу развить в ребенке самостоятельность мышления и навыки самообразования, современная программа вынуждает учителя работать в директивном, авторитарном стиле, поскольку сильно ограничивает его и во времени, и в выборе тем. Отсюда расхожая фраза, до сих пор звучащая из уст школьных педагогов: «Я вам всё разжевала - вам осталось только проглотить». Кому-нибудь хочется проглатывать разжеванное другим человеком?

Школьная программа построена таким образом, чтобы сделать из человека эрудита, а не интеллектуала. Предлагаемый ею набор знаний - это прописные истины науки, выкристаллизовавшиеся, проверенные, утвержденные. Да, в каком-то смысле - это, безусловно, база для развития интеллекта. Усвоив разжеванные истины (заучив и научившись оперировать с ними и в их рамках) ученик школы становится отличником. Популяризация роли эрудита идет сейчас широким фронтом по каналам масс-медиа, начиная от самых простых вопросов в программе «Такси» (ТНТ) до самых «дорогих» в «Своей игре» (НТВ). Все эти вопросы проверяют эрудицию человека, при этом эрудированного человека называют умным, а подспудно проводится мысль о том, что эрудиция поможет заработать.

На наших глазах творится новая мифология информационного общества.

Во-первых, эрудиция в подавляющем большинстве случаев помогает не заработать, а произвести впечатление на собеседника. Иногда это впечатление выгодное.

Во-вторых, понятие эрудированный приравнивается к понятию умный. На самом деле, глупый человек (обладающий низким коэффициентом интеллекта) вполне может быть эрудитом! Наоборот тоже верно: человек с высоким уровнем интеллектуального потенциала может быть невеждой. И — моментально научиться тому, что от него потребуется.

В соответствии со школьной программой и государственными образовательными стандартами, ЕГЭ и вступительные экзамены любого российского вуза при выставлении оценки ориентируются на уровень эрудированности.

А потом начинается то, о чем не предупреждали. Если школьное обучение построено на заучивании, то обучение в вузе - на умении сопоставлять факты и делать выводы. От студента далеко не всегда требуется «знать» что-либо. Часто это просто невозможно из-за невероятного количества информации в любой конкретной области науки. От студента ожидается умение грамотно поставить перед собой цель, сформулировать гипотезу, наметить задачи исследования, найти информацию, провести критический анализ, сформулировать рабочее определение понятий и т. п. То есть - как раз интеллектуальная деятельность. А еще требуются навыки самоорганизации и самообразования - умение действовать не по указке, а по собственной инициативе, навыки пользования словарями, справочниками, каталогами, поиска книг и статей, организации большого объема собранной информации, умение логично изложить итог или свое мнение.

Экзамен - встреча с учеными

Частенько вопрос на экзамене, начинающийся со слов «А каково Ваше мнение…», открывает полное его отсутствие или, что не лучше, полное отсутствие представлений о данном предмете за пределами выученной программы. У школьника в течение десяти лет вырабатывали привычку к пассивному потреблению информации, формировали образ науки как чего-то академичного, застывшего, решенного, где уже всё открыто и понятно и осталось только «проглотить» пережеванное кем-то. Но на вступительном экзамене в вузе абитуриент встречается с живыми людьми этой науки - они ищут истину, имеют собственное мнение, ценят конкуренцию идей, готовы к принципиально новым предложениям и мыслям. Отвечая на вопрос билета, молодой человек частенько касается тех областей, специалисты в которых как раз и сидят перед ним.

Смешно получается всякий раз, когда абитуриент рассказывает о «схеме Таковского» самому Таковскому, не подозревая об этом. Да еще иногда утверждает, что этот Таковский умер. Ну поинтересуйтесь личностями, которые входят в состав приемной комиссии. Узнайте, каковы их научные интересы; может быть, они сами или в соавторстве написали учебник; прочитайте хотя бы аннотации или резюме их книг. Возможно, их статьи вы найдете в сети Интернет. И вам же будет проще разговаривать с этими людьми.

«Ученые доказали»

Самый распространенный ляп на экзамене - когда абитуриент говорит нечто, для специалиста звучащее примерно так: «Последние исследования ученых доказали, что дважды два будет четыре». Невольно у экзаменатора возникают слегка насмешливые вопросы:

В каком смысле «последние»? Вроде бы ученые, на которых Вы сослались, живы. Не могли бы Вы уточнить дату этого исследования? На какой базе, где и кем проводилось данное исследование? Каковы были исходные предпосылки исследования, ведь в недесятичных системах счисления это утверждение ложно?

Будьте предельно конкретны и корректны в своих ответах. Обратите внимание на год выпуска литературы, которой пользуетесь, поскольку со временем научные идеи претерпевают значительные изменения. Не поленитесь поискать современную точку зрения на вопрос, который задан в билете. Поинтересуйтесь и критикой этой современной точки зрения.

«Это я открыл»

Еще один, не менее часто встречающийся, вариант: абитуриент и вовсе не ссылается на ученых, а сразу преподносит готовую «истину» так, как если бы он открыл ее сам. Понятно, что в школе альтернативные идеи не преподавались: на них просто не хватило бы времени - но специалист, принимающий экзамен, может быть представителем… иной концепции. Прекрасно зная о слабых сторонах преподнесенной «истины», он задаст пару вопросов - и от «истины» останется мокрое место. Зачем ему так делать? Может быть, просто из принципа, а может быть - чтобы в следующий раз абитуриент не занимался плагиатом и сослался на настоящего автора той идеи, которую оглашает.

Постарайтесь ссылаться если не на автора идеи, то хотя бы на автора книги, из которой вы брали информацию. Если вы говорите от своего имени, то тем самым открываете простор спорить именно с вами; а если вы только передаете то, что написал уже состоявшийся ученый, лишних вопросов к вам не возникнет.

«Правда всегда одна»

Самый блестящий ответ превращается в невнятное лепетание после обычного вопроса: «Скажите, а какие еще концепции Вы знаете?» Привычка к одномерному мышлению, удовлетворяющемуся односторонне изложенной информацией, играет злую шутку не только с абитуриентами, но также со студентами.

Если при подготовке билета вам встретилось упоминание, что данная концепция - одна из нескольких, то стоит познакомиться и с другими. В крайнем случае, всегда можно будет привлечь информацию об альтернативных взглядах в свой ответ - и сделать его полнее, объемнее.

Прекрасное впечатление производит ответ абитуриента, когда тот сравнивает мнения нескольких ученых (пусть даже из двух разных учебных пособий). Ясно, что тут проявляется и ум, и критичность мышления, и активная исследовательская позиция.

«Сенсация!!!»

Существует закономерность: сенсационные, будоражащие воображение сведения запоминаются намного легче и быстрее, чем простое и логичное изложение фактов. Из десятка прочитанных по вопросу статей самая кричащая информация с наибольшей вероятностью отложится в памяти и придет на ум в стрессовой ситуации экзамена. Для специалиста такое «сенсационное» сообщение абитуриента звучит сродни заявлению: «В 1982 году Н. Н. выяснил, что коровы всё-таки могут летать! Он привязал корову на специальных подвесках к вертолету и доподлинно установил, что корова может летать при помощи вертолета!»

В процессе подготовки отнеситесь внимательно к отбору информации по вопросу. Исключите жареные факты, рассчитанные на то, чтобы поразить воображение читателя.

Помните: несмотря на то, что сеть Интернет - неисчерпаемый кладезь научного материала и научной информации, однако любой вправе разместить там свое мнение, которое может быть, как просто ошибочным, так и намеренно вводящим в заблуждение.

Выясните для начала, мнение каких ученых в данной области считается авторитетным, и упоминайте в своем ответе именно их исследования.

«Согласно данным алхимии…»

Миф о «единой науке», создаваемый школьной программой, делает людей доверчивыми к любой информации, выстроенной по образу научной. Редкий школьник всерьез спросит на уроке: «А каковы слабые места этой концепции? За что ее критикуют оппоненты?»

В результате создается благоприятная среда для распространения так называемых околонаучных сект. Это некоторые направления социально-педагогической деятельности, которые сами себя именуют научными направлениями, создают свою терминологию, методологию, мировоззрение - и функционируют, набирая и обучая людей, не являющихся и не становящихся специалистами в той области, в которой данная организация подвизается.

Уверенно причислить учение к ряду сектантских не вполне легко, но некоторые общие черты его всё же выдадут :


Чем же всё это плохо? Тем, что движимые интересом к определенной области исследований, но не учившиеся в соответствующем ей вузе люди, проходя обучение в подобных организациях, получают помимо псевдонаучной информации и привычки к псевдонаучной терминологии мощный заряд пропаганды определенных мировоззренческих взглядов, не имеющих с научной картиной мира ничего общего. В результате, приходя на вступительный экзамен, прошедший подобное обучение неспособен общаться с преподавателями из-за усвоенной привычки свысока глядеть на «старую» науку и разницы понимания не только специфически научных терминов, но порой и простых бытовых слов.

«Представляем экзамен со звездами!»

Многие ошибки в попытке преподнести научные данные на экзамене как бы списаны со способов подачи материала средствами массовой информации. Характерная черта - подменять компетентность известностью. «Ученые совершили новое открытие. Давайте узнаем, что по этому поводу думает известный режиссер (актер, политик, ведущий - и даже ученый, только не имеющий отношения к этой области науки человек)». Вот и на экзамене приходится слышать: «Когда Джеки Чан говорил об истории династии Чинь…» А разве у Джеки Чана есть хоть один научный труд, посвященный истории древнего Китая? Еще пример: сенсационные открытия Э. Мулдашева в Тибете. Открытия называются научными, ведь Э. Мулдашев - доктор наук. Правда - медицинских: он офтальмолог, занимается глазными болезнями.

Точность и критичность мышления - то самое качество, которое поможет преодолеть преграды подобного рода. Воспитать его в себе можно самостоятельно, хотя бы время от времени критически относясь к той информации, которую предоставляют СМИ.

«У меня нет слов…»


Стрессоустойчивость косвенно развивается в напряженных ситуациях при ответе у доски, на экзаменах, написании промежуточных и итоговых контрольных работ. Вы сами себе очень поможете, если научитесь справляться со стрессом.

Однако еще лучше - если вы воспользуетесь стрессом: воспримете его как потрясающий ресурс; как помощь, данную нашему организму природой. Это будет решение, принятое уже интеллектуалом.

Сегодня количество информации в науке таково, что получить ее в полном объеме (а тем более заучить) в течение жизни одного человека уже невозможно. Познать самую суть из множества дисциплин и обилия информации в каждой дисциплине - вот цель современного студента. Этот подход предполагает, что будут учтены и переработаны данные естественных, гуманитарных и технических наук, по-новому будет организовано образование, а от вас понадобятся не только знания и опыт, но и творческий подход, способности к постоянному самообразованию.

Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, как стать грамотным, эрудированным и интеллектуально развитым человеком. Сегодня для успеха недостаточно быть просто удачливым или талантливым в чем-то одном. Все более высоко начинают цениться общая эрудированность и разносторонняя развитость. Сделав всего несколько правильных шагов, вы сможете блеснуть не только в компании знакомых и друзей, но и поразить всех остальных.

Быть открытым всему новому

Первое и самое важное - не закрываться. Многие люди долгие годы выстраивают свою систему ценностей, вырабатывают определенную линию поведения, наполняют себя некоторыми знаниями. Но основная проблема заключается в закостенелости. Если вы будете верны только одним определенным знаниям, вы не сможете расширить свой кругозор. Очень важно уметь видеть и слышать новое.

Не торопиться

Помните о том, что быстро результат не появится. Делайте все с наслаждением и удовольствием. А для этого необходимо избавиться от спешки. Не ждите результата прямо сейчас. Многие современные люди страдают именно из-за этого ожидания. Человек хочет получить все и сразу. Расслабьтесь.

Делайте все медленно и не спеша. Осознавайте каждое свое действие. Иначе вы можете пропустить множество важнейших деталей. Не стоит заниматься образованием просто ради образования. Наполняйте себя словно графин. Изучайте все с интересом, искренним и неподдельным.

Чем больше вы будете вникать в детали, тем лучше вы будете понимать суть происходящего. Думаю, все мы прекрасно понимаем разницу между скорочтением и наслаждением любимой книгой. Так и с любыми знаниями. Просто запихать в себя кучу фактов будет абсолютной бессмыслицей.

Обязательно отведите время для себя в одиночестве. Без книги, без компьютера и телефона. Просто вы и тишина. Именно в такие моменты человек может спокойно думать. А ведь именно это и есть залог успеха. Не просто наполнять себя всевозможными знаниями, но пробовать их на вкус, сомневаться, подвергать различные утверждения критике.

На что делать упор

Какие навыки могут вам помочь в достижении вашей цели? Думаю, все со мной согласятся, что развить свое красноречие будет крайне полезным. В этом нет острой необходимости, но уметь красиво и правильно разговаривать очень полезно. Благодаря современным технологиям вам даже выходить из дома для этого не нужно.

Сегодня существует огромное количество приложений для телефонов и планшетов, которые могут задать вам направление для развития красноречия. Если же вам станет этого мало, то вы всегда можете записаться на курсы с живым преподавателем.

Еще одна вещь, которая, несомненно, будет полезна - это логика. Купите или скачайте себе учебник по логике , решайте задачки, стройте логические цепочки, учитесь подбирать логические обоснования своим мыслям. Очень важно уметь видеть всю картинку целиком.

Изучение психологии и социологии поможет вам в понимании людей. Не бойтесь начинать с чего-то маленького. Не стоит набрасываться на всю психологию сразу. Начните с изучения самого себя. Узнайте больше про свой характер, пройдите несколько психологических тестов, например, тест Кеттелла . И постепенно углубляйтесь в те сферы науки, которые вам наиболее интересны.

Кроме того, в понимании происходящего очень помогают и . Собирайте образы людей с помощью литературы и кинематографа. Изучайте ситуации, которые происходят с главными героями. Подвергайте сомнению их выбор и фантазируйте, как поступили бы вы.

Точные науки помогают расставлять все по своим местам. Математика, физика, химия пригодятся вам в жизни, не сомневайтесь. Один мой знакомый практически спас всю компанию, когда мы ходили в поход. Один из товарищей задерживался, а у него находились все принадлежности для огня. Мы стали замерзать, но ни зажигалки, ни спичек под рукой не было. Тогда молодой человек достал батарейки из фотоаппарата и попросил жвачку. Благодаря этим самым батарейкам и фольге мы смогли согреться у костра. Не пренебрегайте такими знаниями.

Надеюсь, моя статья принесла вам много новых идей и мыслей, благодаря которым вы сможете добиться желаемого. Поделитесь ссылкой на статью с друзьями, если хотите, чтобы они тоже задумались над своей жизнью.

Если вы пытаетесь впечатлить новых друзей или нового начальника, улучшить плохую репутацию или обратить на себя внимание симпатичной девчонки, не так тяжело казаться хорошо образованным и интеллектуальным в разговоре (даже если это не так!)

Шаги

Часть 1

Подбирайте правильные слова

    Говорите четко и спокойно. Когда говорите, ваш голос должен звучать четко и уравновешенно. Начните с того, что поработайте над тоном и громкостью голоса – он должен быть как можно более ровным. Если вы склонны к крикам или шепоту, можете сойти за менее интеллектуального человека. Чтобы сделать свою речь более четкой, следите, чтобы не слишком быстро говорить. Еще обращайте внимание, чтобы не бубнить. Отчетливое произношение слов также поможет вам звучать намного более разумно.

    • Отчетливое произношение означает, что вы будете говорить слова четко, чтобы звуки не глотались и не выпадали. Например, будьте внимательны при произношении слова “брелоки (не “брелки”), “благословение (не “благословление”), “бюлетеня (не бюлетня”) и так далее.
    • В качестве упражнения для речи можете использовать скороговорки – так вы будете бегло и четко выговаривать слова. Потренируйтесь говорить: “Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул в реку руку Грека. Рак за руку Грека - цап.”
  1. Используйте правильную грамматику. Когда говорите, особое внимание уделяйте грамматике. Не беспокойтесь о разговорных выражениях и расхожих фразах, но следите, чтобы ваша речь, в большинстве своем, была правильной. Если вы ошибаетесь в грамматике, это говорит людям (даже если это и не так), что вы не понимаете свой собственный разговорный язык. Так интеллектуалами не становятся.

    • Если вы не очень разбираетесь в правильной грамматике, послушайте, как говорят умные люди, и читайте много качественных книг. Немного усилий – и со временем вы все усвоите.
    • Примером грамматической ошибки может быть: "Я одел новый костюм" вместо "Я надел новый костюм". Другой пример – нет слова "ложить", с таким корнем оно употребляется только с приставками – "положить", "переложить", выложить. Не вставляйте лишние буквы в слова: правильно "буду" – "будущий", "следую" – "следующий".
  2. Правильно используйте и произносите слова. Мало есть такого, что придаст вам глупого вида больше, чем неправильное использование и произношение слов. Обычно такое происходит с более сложными словами, особенно, если вы хотите притвориться умным и используете очень модные словечки, которые сами еще не понимаете. Отдавайте предпочтение тем фразам, которые вы на самом деле знаете.

    • Распространенные случаи неправильного произношения слов включают такие: "инциндент" вместо "инцидент", "компроментировать" вместо "компрометировать".
    • Пример неправильного употребления слова: "дебютор" вместо "дебитор".
    • Если вы хотите использовать слово, но не на 100% уверены, что знаете его значение или что вы правильно его выговорите, запишите его и проверьте в словаре позже.

Часть 2

Выбирайте, что сказать
  1. Поищите больше информации. Когда вы участвуете в разговоре или находитесь на собрании и хотите показаться умным, задавайте вопросы. Кажется парадоксальным, не правда ли? Тем не менее, когда вы задаете правильные вопросы в нужной манере, это на самом деле показывает, что вы раздумываете над ситуацией и что вы думаете по-умному. Подумайте над вопросами, которые покажут, что вы преследуете долгосрочные цели или задумываетесь над причинами, которые стоят за поступками. Придумайте вопросы, которые продемонстрируют, что вы пытаетесь глубже понять сложные системы. Есть такие типы вопросов, которые помогут вам казаться интеллектуалом.

    • Вот некоторые примеры: “У нас есть возможность сделать это более эффективно?”, “Как вы считаете, какова глубинная причина конфликта?” и "Чему учит нас эта неудача и что мы можем вынести из нее на следующий раз?”
  2. Когда говорите, спрашивайте о деталях. Когда говорите на какую-то тему, используйте подробности. Как что-то произошло? Когда? Кто это сделал? Зачем? Это покажет, что вы понимаете ситуацию более чем на поверхностном уровне.

    • К примеру, не стоит говорить: "Встреча прошла не очень хорошо." Вместо этого скажите: "Встреча была непродуктивной. Мы выложили то, что у нас было, но они не захотели взаимодействовать. Я подозреваю, что они не воспринимают наше предложение всерьез. Давайте посмотрим, что мы можем сделать, чтобы подробнее рассказать о нашей позиции."
  3. Изложите свои аргументы. Когда вы говорите кому-то свое мнение, не стоит просто оглашать вывод, к которому вы пришли. Покажите им, как вы пришли к этому пониманию. У умных людей есть причины думать то, что они думают, и обычно они об этом говорят. Если за вашим мнением кроется недостаточно логики, чтобы говорить об этом, для вас это тоже пища для размышлений; то есть, вам нужно вернуться и еще подумать о ситуации.

    • Например, не говорите: "Мне не нравятся "Стражи Галактики". Вместо этого, скажите что-то вроде: "Я почувствовал, что в "Стражах Галактики" слишком сильно старались, чтобы вызывать смех. Шутки были чрезмерно частыми, поэтому общий ритм фильма казался немного странным. Это больше напоминало просмотр выступлений комиков, а не боевик".
  4. Находите решения проблем. Умные люди обожают решать проблемы. Проблемы – это загадки, а их мозг обычно ищет стимул работать. Если вы замечаете что-то в жизни – своей или кого-то другого – то, что вызывает проблемы, остановитесь и попытайтесь найти решение, вместо того чтобы игнорировать проблему. Так вы покажете людям, что вы – мыслящий человек.

    • Например, если кто-то говорит: "Я не люблю свою работу", не нужно просто соболезновать. Скажите что-то вроде: "Что вам в ней не нравится?" Какая самая значительная вещь, которую бы вы изменили? Как вы можете это изменить? Что должно случиться?
  5. Просто формулируйте понятия. Каждый может изучить кучу сложных слов, а потом разглагольствовать предложениями, которые сам не понимает. Технические термины хороши, чтобы скрыть то, что человек сам не очень понимает, о чем говорит. По-настоящему умный человек, тот, кто действительно понимает ситуацию, может говорить об этом так просто, что и ребенок поймет. Не прячьтесь за сложным языком: объясняйте все как можно проще, если хотите показать свое истинное понимание положения вещей.

    • Вот плохой пример того, как объясняется принцип работы Интернета (из Википедии): "Интернет – всемирная система взаимосвязанных компьютерных сетей, построенная на базе стека протоколов TCP/IP, чтобы соединить несколько миллиардов устройств по всему миру.
    • Хороший пример объяснения того, как работает Интернет: "Информация, которую вы видите на своем компьютере, посылается в маленьких свертках, как письмо. Ее также сопровождает пояснение того, куда она направляется, откуда она пришла и как кусочки информации нужно снова собрать вместе. Эта информация потом посылается через серию станций, так же, как и отправляют обычные письма, пока она не достигнет своего назначения".

Часть 3

Самообразование
  1. Обогатите свой словарь. Мы не говорим, что вы обязаны использовать слова вроде “превалировать”; насыщенность речи сложными и необычными словами говорит лишь о том, что вы пытаетесь напускать на себя важный вид. Вместо этого, говорите так, как мы в этой статье. Стройте свой словарный запас таким образом, чтобы вы использовали общепринятый, но, в то же время, интеллектуально развитый язык. Это те слова, которые вы чаще встретите в университете, а не в старших классах. Наличие такого словарного запаса (и правильное использование отдельных слов) позволит вам казаться более образованным и умным.

    • Слова, которые не помешает выучить: усугубить, анафема, прихотливый, эффективный, идиосинкретический и вычурный.
    • Поможет расширить свой запас слов чтение. Читайте книги все более и более высокого читательского уровня. Выписывайте незнакомые слова, а затем смотрите в словаре их значение. В процессе запоминайте их, таким образом, ваш словарь станет богаче, даже прежде чем вы это заметите.
  2. Исследуйте свои сферы интереса. Вам встретится очень мало людей, которые знают все, что можно, о каждой теме. Если вы знакомитесь с тем, кто кажется вам очень умным и образованным, обычно это потому, что он или она много всего знает в одной конкретной сфере. Вы тоже можете так сделать! Каждому что-то нравится. Вам будет проще стать экспертом в том, что вас по-настоящему увлекает. Досконально исследуйте тему, к которой вы неравнодушны, и вы увидите, что когда вы говорите о своей страсти, то кажетесь гением.

    • Например, вы, скажем, очень увлекаетесь видеоиграми. Вы можете начать изучать то, что делает эту игру такой увлекательной. Вы знали, что требуется очень много теории и планирования, чтобы в итоге получилась хорошая битва или история? Это можно узнать, читая блоги разработчиков игр, или в нескольких онлайн-сообществах, а еще во время просмотра онлайн-шоу на Youtube вроде Extra Credits’ Design Club.
  3. Следите за последними событиями. Интеллектуально развитые люди уделяют внимание тому, что происходит в мире. Конечно, в основном их волнуют новинки в их конкретной сфере интересов, но они определенно обращают внимание на многое. Разумеется, они не просто слушают отчеты о том, что и так знают об этом предмете. Умные люди пытаются найти разные точки зрения, чтобы понять проблему всесторонне. Если вы следите за последними событиями, то сможете обсудить их в разговоре, что поможет вам казаться более умным и начитанным.

    • За последними событиями легко следить, читая газеты. Если вы не покупаете газеты, есть много онлайн-источников, которые им не уступают. На сайте новостных служб часто можно найти актуальную информацию по самой доступной цене – бесплатно. Википедия тоже предоставляет обзор текущих событий.
  4. Не забывайте и о письменных умениях. Впечатление интеллигентного и умного человека создается не только в устном разговоре. Еще нужно обращать внимание на то, как вы пишите. Если вы пишЕте От таким образАм, вы не произведете очень хорошее впечатления на тех, кто читает написанное вами. Даже если вы очень умны и смысл вашего текста говорит о вашем недюжинном интеллекте, все равно люди подумают, что вы глупы. Пишите полными предложениями, максимально следуя правилам грамматики и правописания.

    • Пример плохого параграфа: "Деньги конечно важны, НО если вы гонитесь за баксами надеясь что они типа решают все и все дела..вы просто весь остаток жизни будете за ними бегать ЛОЛ..что ж тогда важно? "
    • Пример той же мысли, но отредактированной до более интеллектуального вида: "Деньги, очевидно, важны. Тем не менее, если вы проведете всю свою жизнь в погоне за ними, думая, что они решат все ваши проблемы, в конце концов, вы просто растратите свою жизнь. Что более важно – проживать свою жизнь или владеть деньгами?
    • Можете пользоваться онлайн-редакторами текста, вроде Google Docs и Hemingway, чтобы написанное вами было как можно более профессиональным и интеллектуальным. Обе программы бесплатные.

Часть 4

Мастерство вести разговор
  1. Не бойтесь помолчать. Вы можете думать, что молчание делает из вас глупца, но это очень далеко от правды. Не думайте, что вам нужно оглашать факты каждые пять минут или постоянно поддерживать разговор, чтобы выглядеть умным. Слова, произнесенные просто ради того, чтобы что-то сказать, обычно ведут к тому, что произнесенное оказывается неправильным или даже нелепым. Вместо этого, если вы совершенно не разбираетесь в предмете или теме разговора или вы не можете добавить ничего существенного, просто промолчите.

    • Ваше молчание показывает, что вы обдумываете ситуацию, а обдумывание ситуации – явный признак интеллекта. Не говоря ничего, вы, собственно, кажетесь умнее.
  2. Избегайте фальшивых признаков интеллекта. Иногда мы ассоциируем определенные вещи с умом, но по-настоящему умные люди поймут, что вы пытаетесь сделать, если вы притворяетесь. Они также увидят, что эти признаки интеллекта на самом деле таковыми не являются в вашем случае. Сосредоточьтесь на том, чтобы просто быть собой, а не играть на публику, чтобы выглядеть умнее.

    • Лучший пример здесь – это акценты. Вам может казаться, что копируя пафосный петербургский акцент, вы будете казаться интеллектуальнее, но акценты тяжело подделать. Вас подловят на этом, и, более вероятно, что вы будете казаться просто глупцом, а не интеллектуалом.
  3. Заведите настоящий разговор. Вы когда-нибудь сидели и слушали действительно глупую беседу? Подумайте о том, как та беседа проходила. В большинстве случаев, вы заметите одну общую вещь: разговор никуда не вел. Люди часто говорят и спорят друг с другом, лишь бы что-то сказать. Это нормально (всем хочется быть услышанным), но если вы не очень вникаете в суть, то скорее всего, у вас будет двухсторонний монолог, а не разговор. Разговор должен быть равнозначны обменом, который идет своим путем к определенному назначению, а не вы просто говорите ни о чем с кем-то, кто тоже говорит ни о чем.

  4. Ведите себя уверенно. Наконец, ведите себя уверенно, когда говорите. Если у вас хорошо получается излучать уверенность, люди с большей вероятностью поверят практически всему, что вы скажете (даже если это неправда). Можно создать впечатление интеллектуально развитого человека, если ничего другого вам не подходит, просто говоря все уверенно и в положительном ключе.

    • Как же добиться этой уверенности в разговоре? Говорите, когда у вас сформировалось мнение или вам есть что добавить, смотрите людям в глаза, произносите слова твердо и четко, говорите в нормальном ритме.
    • Когда люди нервничают, они разговаривают более высоким голосом, быстрее и тише. Избегайте этого, и у вас получится говорить более уверенно.
    • Что еще вас выдает – когда ваше утверждение звучит как вопрос. Ведь лучше “Я уверен”, а не “Я уверен?”, правда? Вы справитесь!
  • Поработайте над языком тела. Харизматичная мимика и жесты – это самый важный критерий убедительности. Поработайте над приятным выражением лица, хорошей осанкой и серьезным тоном. Всегда говорите спокойно, даже если кто-то злит или раздражает вас.
    • Тем не менее, знайте, когда не участвовать в конкретном споре. Когда истина в таком споре выходит на поверхность, все, кто его поддерживал, оказываются неправы. Например, если кто-то говорит: "Я же говорил тебе, что сила Кориолиса не работает в туалетах", а вы никогда не утверждали, что согласны с этой гипотезой, просто спросите: "А я разве поддерживал такую мысль?" Ваш тон не должен напоминать защиту, а скорее выказывать удивлении, что о вас такое подумали.
  • Когда общаетесь через Интернет, откройте программу вроде Microsoft Word, чтобы проверять правописание. Или, если вы все еще сомневаетесь в правильном написании, введите слово в поисковой системе, как Google. В Google можно еще и искать определения слов.
  • Сарказм – это признак интеллекта, если правильно его использовать.
  • Задавайте вопросы о том, что говорят другие. Людям нравится, когда другие интересуются тем, что они могут рассказать, и оценят ваш интерес. Хотя не каждый вопрос сгодится. Если человек утверждает что-то, спросите, что имеется в виду, какие последствия этого, какие альтернативные взгляды на это имеются и тому подобное. Умение задавать правильные вопросы – одна из основных характеристик умного человека. Поэтому практикуйтесь задавать вопросы и отмечайте для себя, когда других воодушевляет то, что вы спрашиваете. Если такое происходит, вы задали правильный вопрос – запомните этот тип вопроса и сделайте инструментом своего разговорного мастерства.
  • В свободное время почитайте словари и тезаурусы. У интеллектуалов обычно вызывают интерес подобные сферы, а расширение словарного запаса поможет вам присоединиться к их числу.
    • Почитайте тезаурусы с литературной речью.
  • Читайте все, что находите, много думайте и будьте внимательны в школе. Тогда вы станете интеллектуалом, а не только будете казаться им. Будьте ответственны и пишите конспекты в школе. Задавайте своим учителям умные вопросы, выдающие сомнения в чем-то. Так у них сложится впечатления о вас как об интеллектуале.
  • Дважды подумайте, прежде чем говорить, потому что есть вероятность, что вы можете сказать что-то не к месту или какую-то глупость.
  • Постарайтесь как можно больше быть задействованным в своем сообществе. Вы не только поможете другим, но и, чем больше вас узнают, и чем больше людей будут думать о вас как об умном человеке, тем быстрее вырастет ваша уверенность в себе.
  • Иногда лучше держать рот на замке (когда вы устали, пьяны, расстроены и так далее). Когда вы в одном из таких состояний, над тем, что вы говорите, могут смеяться, или даже использовать это против вас месяцами или годами.
  • Если вы не очень мастерски справляетесь с идиомами и фразеологическими оборотами (сорвать джекпот, родиться в рубашке), то или выучите их, или старайтесь не употреблять.
  • Учителей или взрослых может впечатлить, если вы будете разбираться в политике. Попытайтесь смотреть новости, а если вы считаете их слишком скучными, сосредоточьтесь на политических шоу.

Не стоит тут же начинать со мной спорить по поводу того, что давать советы по такой теме, по меньшей мере, глупо. Я понимаю, что человека, далекого от всего этого мало чему подобному научишь. Речь не о них. Часто у нас не хватает времени, чтобы попросту поесть. Тогда что же говорить о том, чтобы больше читать или смотреть. Кто же такой этот самый интеллектуал? Это человек мыслящий, с высоким уровнем умственного развития. Средний уровень развития есть у многих, но его без проблем можно поднять до высокого. Нужно приложить лишь немного усилий, но они окупятся сторицей уже в тот момент, когда кто-нибудь скажет про вас: «О, да это наш интеллектуал!»

Книги

Это, несомненно, первый пункт. При том речь тут не просто о чтении и осознании, кто такой Толстой и почему в литературе их два, все более чем серьезно. Начните со своей родной литературы. Ведь человек не может считаться развитым, пока он не знает родного языка и не читает родной литературы. Изучите авторов, эпохи, произведения. Потом уже можно переходить к зарубежным. Конечно, легко вот так сказать: «Изучите», но ведь кто сказал, что быть интеллектуалом просто?! Зато это явно пригодиться вам в будущем, в учебе, карьере, жизни. Знаете, у меня есть подруга, которая имеет весьма скудные представления о молекулярной физике или же об органической химии, но она без труда назовет сотню зарубежный авторов (о своих вообще не говорю) и их произведения. К любому разговору она может подобрать соответствующую цитату из классики и похожую ситуацию. С ней не только легко и приятно общаться - у нее учишься! Вот таким человеком быть и хорошо, и выгодно.

История

Даже если вы биолог или программист - знания истории своей страны вам никогда не помешают. Как же развиваться обществу, не зная, чем оно жило до настоящего момента. Историю, безусловно, можно изучать разными способами: по книгам, по картинкам, по археологическим раскопками или же по компьютерным играм. Тут важно уметь совмещать несколько способов и выделять для себя нужное.

Высокое искусство

Повторюсь: даже если вы химик-технолог, это ни в коей мере не мешает вам посещать театр или выставки. Любое театральное представление образовывает по своей сути, оно помогает понять, освоить мир по-иному. Живопись также настраивает вас на нечто высокое, однако тут стоит оговориться. Если вы просто пройдете и посмотрите на картины и выйдете из галереи, не вынеся для себя в уме ничего - это не поможет образовываться. А вот если вы перед выставкой прочитаете биографию автора, ознакомитесь с историей его творчества, критикой, с анализом его работ, а потом еще и закажете экскурсию в галере - вот это и поможет вам отличить себя как человека интеллигентного.

Каждому - свое

Перейдем к частному: на самом деле я прекрасно понимаю, что экономист не всегда будет интересоваться историей искусств, также как историк - взаимодействием спроса и предложения. Но если вы и очертили для себя определенную область знаний, которая станет вашей основой в будущей жизни - изучите ее досконально. Если это экономика - вам не обойтись без знаний о ее истории, интересных и редких фактах, связью с другими видами деятельности, ее состоянии на сегодняшний день в стране и за рубежом.

Однако я все же считаю, что истинный интеллектуал - это тот, кто может поддержать с вами разговор на любую тему на достойном уровне. С этим человеком должно быть приятно, легко, а, главное, интересно общаться! Вашим друзьям очень повезет, если в их компании окажется такой интеллектуал, как вы.