Какие могут быть достоинства у человека. Какие бывают недостатки у человека. Что можно считать недостатком: сформируйте собственное мнение Какие недостатки в людях

Ни для кого не секрет что в нашем современном мире практически ничего идеального нет. Каждый индивидум обладает своими особенностями. Для кого-то это достоинства, а для кого-то это весомые недостатки. Все зависит от того, как относится к той или иной своей черте характера сам человек.

Если даже взять любое качество человека, то его можно отнести как к достоинствам, так и к недостаткам. Если взять к примеру такую черту как щедрость. Если для друзей, то это качество положительное всем нравятся щедрые друзья, но если посмотреть с другой стороны, что касается семьи то это уже человек в какой-то мере расточительный тогда это считается недостатком.

Еще один пример – отзывчивость. Отзывчивый человек всегда придёт на помощь ближнему. Это конечно же положительная черта. Но если человек чрезмерно отзывчивый или проще говоря безотказный, то ему тоже придется тяжело в жизни. Им будут пользоваться окружающие. Поэтому всего хорошего тоже должно быть в меру.

Следуя из этого под недостатками стоит понимать личностные качества, которые мешают стать успешным и счастливым.

Типы на которые можно разделить основные недостатки человека

  • Психологический тип — такие недостатки зачастую отпугивают от людей и создают проблемы в личной жизни, также могут стать препятствием в карьерном росте. (тревожность, замкнутость в себе, лень, страх, жестокость)
  • Физический тип – такие недостатки несколько субъективные, потому как любое физическое качество человека можно воспринимать с разных ракурсов. К ним относят рост, структуру тела, цвет глаз, форму лица, тип фигуры, состояние кожи. Кому-то не нравятся полнота, а для кого-то полнота - это то чем можно гордиться, тоже самое можно сказать о низком и высоком росте. Кто-то комплексует по поводу своего маленького роста, а для кого-то это преимущество.
  • Женский тип недостатков — к ним относят излишнюю скромность или распущенность, разговорчивость, двуличность, алчность, черствость, обидчивость и прочие. Такие недостатки иногда приводят слабую половинку даже к розладам в личной жизни.
  • Мужской тип недостатков – к ним относят диктаторство, грубость, отсутствие чувства юмора, жадность, неопрятность, нерешительность, и прочие Эти недостатки также могут усложнять жизнь мужчинам.
    Какие бы недостатки или достоинства не были присущи человеку важно знать, что мы сами творцы своего характера.
78 327 0

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про недостатки и достоинства человека. Все мы знаем, что в этом мире нет ничего идеального. У каждого существа на этой Земле есть свои уникальные нестандартные особенности, кто-то может назвать их достоинствами, кто-то — недостатками. Тут многое зависит от того, мешают ли данные черты самому человеку. Если да, то можно ли избавиться от изъянов и как это сделать?

Недостатки человека

Каждый человек на этой Земле обладает своим уникальным набором качеств. Причем практически любое из них можно отнести и к достоинствам, и к недостаткам человека. Возьмем к примеру, отзывчивость и щедрость. В обществе эти качества принято считать хорошими, но стоит посмотреть на них под другим углом и перед нами появляется недостаток.

Отзывчивый человек всегда готов откликнуться и прийти на помощь. Достоинство? Безусловно! Но чрезмерная отзывчивость мешает жить самому человеку, он не может сказать «нет» и часто становится предметом эксплуатации более ушлыми окружающими. Под таким углом этот изъян мешает жить и быть счастливым прежде всего самому обладателю этого качества.

Щедрость — неоспоримое достоинство. Но иногда оно превращается в расточительство, чрезмерно щедрый человек даже может обделять себя и своих близких, раздавая блага «вовне».

Выходит, недостатки — это черты и качества личности, которые мешают жить, быть успешным и счастливым, прежде всего самому обладателю этих качеств. Изъянами могут стать разрушительные эмоции (гнев, раздражительность, перепады настроения, боязливость и т. д.), пороки (чревоугодие, алчность, зависть и т. д.), а также другие человеческие слабости.

Условно все недостатки можно разделить на несколько групп.

Тип недостатков Примеры изъянов К чему могут привести?
Психологические Неусидчивость, тревожность, излишняя общительность или замкнутость, лень, низкая или завышенная самооценка, страхи, жестокость, цинизм, отсутствие самостоятельности, постоянная нужда в контроле и оценке действий, меркантильность, лживость и прочие. Этот тип недостатков может отпугнуть от их обладателя людей, создать проблемы в личной жизни, стать препятствием для карьерного роста, лишить человека сил и загнать в глубокую депрессию.
Физические Рост, вес, цвет глаз, форма лица, тип фигуры, неидеальная кожа, проблемы с волосами или зубами, несоответствие кому-либо стандарту и т. д. Этот тип недостатков очень субъективен. Любое физическое качество при желании можно превратить в изюминку или достоинство. Однако если ничего не делать, физические изъяны провоцируют появление комплексов, неуверенности в себе и непринятию себя как к личности. Это, в свою очередь, может привести к глубоким личностным проблемам, недопониманию во взаимоотношениях с другими людьми и нереализованности.
Женские Излишняя скромность или развязность, разговорчивость, двуличность, потребительство, шопоголизм, алчность, непринятия себя как девушки или излишние самолюбование собой, черствость, неумение демонстрировать собственные эмоции, обидчивость и т. д. Такие недостатки могут привести женщину к болезням, разладу в личной жизни. Кроме этого, неумение обращаться с собственными эмоциями блокирует свободное течение женской энергии и отпугивает мужчин.
Мужские Диктаторство и патриархальный взгляд на жизнь, грубость, отсутствие юмора, низкий интеллект, скупость, жадность, неряшливость, трусливость, отсутствие целеустремленности и т. д. Эти недостатки причиняют мужчинам неудобства в карьере и личной жизни.

Как избавиться от недостатков

Рост и самосовершенствование — это то, что улучшает качество нашей жизни, придает смысл нашему существованию и делает нас самих легче, лучше и счастливее. Поэтому если какое-то качество вам мешает жить, от него нужно избавляться.

  1. Найдите недостаток. Чаще всего изъяны в поиске не нуждаются, люди знают, что тянет их назад и мешает жить. Если вы хотите просто стать лучше, но не знаете с чего начать, обратите внимание на то, что раздражает вас в других людях. Скорее всего, именно это есть в вас, но вы не можете это принять.
  2. Не стоит специально выискивать в себе недостатки, а потом смаковать их, не предпринимая никаких действий и жалуясь на жизнь. Позиция жертвы доставляет некоторым людям удовольствие, но делает их безответственными и не способны управлять собственной жизнью.
  3. Осознайте недостаток, признайтесь себе, что он у вас есть, и постарайтесь его принять. То же касается и близких людей, не стремитесь переделывать недостатки любимого человека. Старайтесь принять его вместе с его изъянами. А если что-то не дает покоя, начинайте работу над собой, а не над воспитанием близкого человека.
  4. Начните отслеживать и контролировать свои мысли. По началу это может показаться сложным, но если вы сможете научиться это делать, рано или поздно недостатки не смогут переступить за черту вашей осознанности. Читать:
  5. Проанализируйте свой изъян. Каков его характер? В чем и почему он вам мешает? К каким последствиям он может привести? Опишите самый ужасный расклад, если этот недостаток навсегда останется с вами. Чем закончится дело? Используйте данную картинку как мотивацию для скорейшего искоренения своего недостатка.
  6. Найдите достоинство, на которое вы замените недостаток. Помните пословицу «Свято место пусто не бывает»? Это высказывание справедливо и в работе над собой. Как только вы уничтожите раздражающий вас изъян, появятся пустоты, которые нужно заполнить чем-то правильным или положительным. Иначе есть риск обзавестись новыми недостатками и плохими привычками или укрепить старые.
  7. Прекратите оправдывать себя и свой недостаток.
  8. Постарайтесь найти источник «бед». Откуда у вас появилось негативное качество? Чаще всего ноги растут из глубокого детства, когда мы неосознанно перенимаем установки и программы поведения своих родителей.
  9. Взращиваем достоинство на месте недостатка.

«Расскажите о ваших достоинствах и недостатках» — это, пожалуй, один из самых распространённых вопросов на собеседовании. Кому-то предлагают назвать три своих плохих качества и три хороших, других просят описать свойства личности, которые мешают или помогают им в построении карьеры, — вариантов того, как именно формулируют этот вопрос рекрутёры, множество.

Как же сообщить о своих достоинствах и недостатках, чтобы расположить к себе работодателя?.

Идеальных людей не бывает
Сначала давайте разберёмся, почему этот вопрос стабильно входит в число наиболее часто задаваемых в ходе интервью. Что хотят услышать от соискателей рекрутёры? Откровенную исповедь о лени и неорганизованности или пафосную речь в духе «У меня практически нет недостатков»?

Ни то и ни другое. Спрашивая соискателя о его достоинствах и недостатках, специалист по подбору персонала хочет узнать, насколько зрелый человек сидит перед ним, какова его самооценка, умеет ли он конструктивно работать, в том числе и над собой. Людей без недостатков, как известно, не существует: все мы сплетены из плохих и хороших качеств. Именно в их осознании психологи склонны видеть признак стабильной и зрелой личности.

Однако чтобы показать рекрутёру, что вы вполне соответствуете вакансии, на которую претендуете, не нужно ничего выдумывать. Ложь на собеседовании не поможет вам сделать карьеру. Будьте откровенны, однако продумайте свой ответ с учётом приведённых рекомендаций.

«Я над этим работаю…»
Прежде всего покажите, что какими бы ни были ваши недостатки, вы работаете над их исправлением и умеете их компенсировать. Вот некоторые примеры.

«Я всегда стремлюсь держать всё под контролем. В жизни и в работе это доставляет мне массу неудобств: людям не нравится, что я постоянно контролирую их действия. Поэтому я учусь делегировать полномочия, стараюсь не задавать подчинённым слишком много вопросов о ходе работы, даже если мне не терпится узнать, как идут дела»; «Когда я учился в институте, то часто опаздывал на занятия и встречи. Сейчас я научился ценить своё и чужое время: ставлю будильник на раннее утро, а если в городе серьёзные пробки – еду на работу на метро. Теперь я всегда прихожу в офис минут за 10 до начала рабочего дня», — такие ответы вполне удовлетворят рекрутёра. Вы показываете, что у вас адекватная самооценка, что вы способны осознавать свои ошибки, а главное — конструктивно работать над ними.

Минусы в плюсы
Психологи считают, что лучше всего, отвечая на вопрос о недостатках на собеседовании, косвенно указать на свои достоинства. «Друзья считают меня дотошным. Я действительно скрупулёзен, люблю проверять всё до мелочей, и людей это раздражает. Но я стараюсь научиться смотреть на вещи шире», - отличный ответ для соискателя, претендующего на должность инженера-конструктора. «Пожалуй, я чрезмерно разговорчива, возможно, это следствие моей профессии», — неплохой вариант для кандидата на позицию PR-менеджера или специалиста по маркетингу.

Не слишком личное
Отвечая на вопрос о ваших недостатках, помните, что никто не ждёт от вас исповеди. О некоторых вещах лучше умолчать, особенно если они напрямую не связаны с профессиональной деятельностью. Испытываете зависимость от компьютерных игр? Пережили два развода из-за неумения строить долговременные отношения? Подумайте, так ли необходимо менеджеру по кадрам знать о нюансах вашей личной жизни.

«Не особенно разбираюсь в этом…»
Ещё один вариант ответа на вопрос о недостатках – упомянуть о нехватке профессиональных знаний, не связанных напрямую с желаемой должностью. Тем самым вы продемонстрируете рекрутёру свою откровенность и готовность к развитию. Скажем, если вы претендуете на вакансию репортёра новостной ленты, то можете смело признаться, что пока не освоили жанр очерка: на данной работе этот навык вам, скорее всего, в ближайшее время не понадобится. Правда, стоит всё же быть осторожным, чтобы не навредить себе, – тщательно продумайте ответ.

«Вся такая несуразная…»
Подумайте, насколько качества, о которых вы собираетесь поведать рекрутёру, создадут вам конкурентное преимущество перед другими кандидатами. К примеру, не стоит указывать на свои лидерские качества там, где в них нет необходимости. «Я довольно-таки амбициозен», — говорит кандидат на должность бухгалтера в компании с устоявшейся структурой и… остаётся без предложения о работе. А вот в молодой компании, энергично захватывающей рынок, такое качество вполне может пригодиться.

«Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся…» — говорила о себе героиня фильма «Покровские ворота». И если претендент на творческую должность (например, копирайтер) ещё может позволить себе сообщить нечто подобное на собеседовании («Как и многие творческие люди, я не всегда жёстко следую намеченным планам»), то, например, менеджеру по продажам лучше сделать акцент на чём-то другом. Например, на коммуникабельности или пунктуальности.

Спокойствие, и только спокойствие!
Вопрос о достоинствах и недостатках не назовешь лёгким. Неудивительно, что соискатели нервничают, отвечая на него. Это как раз на руку рекрутёру, который, наблюдая за вашей реакцией, оценит и вашу стрессоустойчивость, и ум, и умение быстро отвечать на сложные вопросы.

Предупреждён – значит вооружён. Если вы читаете эту статью, значит уже обдумываете ответы на возможные вопросы рекрутёра. А это внушает уверенность в том, что в нужный момент вы не растеряетесь и представите свои качества в выгодном для карьеры свете.

Удачи на собеседованиях!

У каждого человека есть свои достоинства и недостатки. Их формирование происходит в юном возрасте, и личность непосредственного участия в этом процессе не принимает. Ребенок формирует свое мировоззрение под воздействием окружения, учителей, фильмов, книг и авторитетных персон. В сознательном возрасте изменить характер можно, но сделать это сложно. А к какому же идеалу следует стремиться и от каких пороков избавляться? Об этом читайте ниже.

Самовлюбленность

Проблема XXI в. заключается в раздутом людском самомнении. Говоря про достоинства и недостатки, в первую очередь хочется упомянуть о самовлюбленности. Люди настолько любят себя, что порой переходят все границы. Подобным личным качествам помогает развиваться интернет. Социальные сети наполнены фотографиями милых особ, которые проводят перед зеркалом не один час в день. Девушки и парни прихорашиваются, укладывают волосы и наводят марафет. А что же плохого в том, что человек хочет выглядеть хорошо? Персона не считает нужным развивать себя изнутри. Зацикленность на внешности не позволяет человеку расширять свой кругозор и круг общения. Поэтому не стоит удивляться, что мир сегодня заполнен пластиковыми куклами. Они красивы снаружи и имеют отличное здоровье. Но ничего, кроме привлекательной внешности, у них нет. Почему же общество это поощряет? Людьми, которые не умеют думать, управлять намного проще, чем умными персонами.

Уверенность в себе

В противовес самовлюбленности можно поставить уверенность в себе. Порой между достоинством и недостатком лежит один шаг. Человек, который любит себя, но при этом делает это заслуженно, достоин уважения. Начитанная и образованная личность, которая следит за своей фигурой, здоровьем и внешним видом, привлекает внимание окружающих. Подобные персоны очаровательны. Люди такого склада умеют быстро расположить к себе любого человека и проявить к нему максимум внимания. Но при этом уверенные люди не подлизываются и не стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Человек ведет себя с окружающими раскрепощенно, открыто высказывает свое мнение и умеет принимать критику. Люди с такой чертой характера хорошо продвигаются по карьерной лестнице. Они знают, чего хотят, и умеют добиваться своих целей.

Трусость

Достоинства и недостатки людей замечаешь не сразу. Человек может мастерски скрывать свои слабые стороны. Но как говорится в поговорке, "шило в мешке не утаишь". Сколько ни скрывай трусость, рано или поздно подобная черта характера проявит себя. В чем же проявляется трусость? Человек не может взять на себя ответственность, пытается юлить и вечно обвиняет в своих проблемах окружающих. Персона не может посмотреть правде в лицо и признать свои ошибки. Трусость проявляется не только в рабочих моментах, но и в личной жизни. Неуверенный в себе парень не может подойти к симпатичной ему девушке и познакомиться с ней. В итоге парень остается одинок. У трусов мало друзей. Люди с подобной чертой характера не сразу сходятся с людьми, а когда сходятся, могут отпугнуть их при первой же ситуации, где проявится их отрицательная черта. Если у вас есть проблема подобного плана, не пытайтесь ее маскировать. Искореняйте трусость с корнем.

Храбрость

Осознание человеком своих достоинств и недостатков происходит в сознательном возрасте. В 16 лет персона уже чувствует себя взрослым и ответственным человеком. Хорошо, если качества, которые до этого времени удалось в себе развить, положительные. А если нет? То нужно ломать себя и менять характер. Для этого персоне просто необходима храбрость. Не каждый человек сможет найти мужество, чтобы сознательно ломать и перекраивать непригодные черты характера. Но храбрость пригодится не только для того, чтобы стать сильнее и лучше. Это положительное качество принесет своему обладателю массу дивидендов. Человек будет слыть героем в своем круге общения, так как в любой ситуации он будет возглавлять свою «банду». Храбрая персона не боится принять на себя ответственность, причем не только за свои, но и за чужие поступки. По этой причине храбрые люди часто занимают ответственные посты в различных фирмах.

Лень

Апатичные люди никому не нравятся. Лень - это плохая черта характера, которая в современном мире сильно распространена. Люди не любят трудиться, им доставляет удовольствие времяпрепровождение перед телевизором. Подобный досуг является ярким примером недостатка человека. Достоинства и положительные черты характера ленивым людям незнакомы. Такие персоны предпочитают не утруждать себя лишний раз мыслями о том, что хорошо, а что плохо. Кто-то может сказать, что лень - это не такой уж и большой недостаток. По крайней мере, он не приносит вреда другим людям. Это утверждение спорное. Ленивый человек - это обуза для семьи. Мать, отец, сестра или брат вынуждены обеспечивать персону, которая не хочет сам зарабатывать. У ленивого человека нет друзей, так как персоны с подобной чертой характера редко выходят из дома и не любят поддерживать дружеские взаимоотношения. Безрадужность перспектив должна показать человеку, к чему может привести лень. Ведь эта черта характера похожа на опухоль. Если ее вовремя не искоренить, то она начнет разрастаться.

Трудолюбие

Достоинства и недостатки человека обычно парные. Если персона имеет положительное качество, значит, отрицательное ему чуждо. Доказательством этого утверждения будет служить пример из повседневной жизни администратора. Энергичная девушка, любящая свою работу, будет с удовольствием и с широкой улыбкой обслуживать клиентов. Дома дама найдет силы на то, чтобы приготовить ужин, прочитать ребенку сказку, уложить его спать, а также уделить внимание мужу. Жизнь подобных персон бьет ключом. Трудолюбивые особы энергичны и полны энтузиазма. У человека с подобным складом характера в голове даже не может возникнуть мысли о том, чтобы полениться. Даже на отдыхе люди работают не меньше, чем дома. Трудолюбивый человек с удовольствием будет бегать по экскурсиям и принимать участие в массовых развлечениях.

Лживость

Как происходит оценка человеком собственных качеств? Достоинства и недостатки персона в себе замечает, но исправляет их редко. Почему? Изменение характера - сложная внутренняя работа, которую не каждый человек может осилить. Большинство персон предпочитают заниматься самообманом и тешить себя иллюзией, что окружающие их любят такими, какие они есть. Главная проблема таких персон - это лживость. Подобный подход люди применяют всегда и везде. Человек, который привык врать по мелочам, будет делать это даже там, где это абсолютно неуместно. Поэтому, поймав человека на лжи, подумайте, стоит ли ему доверять. Если вы сами привыкли приукрашивать повседневные истории, чтобы они казались интересней, отучайтесь. Дурная привычка сможет подорвать к вам доверие окружающих.

Честность

Давая характеристику достоинствам и недостаткам, люди приходят к выводу, что некоторые, казалось бы, положительные качества таковыми не являются. Например, возьмем честность. Человек, который будет откровенно высказывать свое мнение, может сильно раздражать окружающих. Никому не понравится искреннее мнение о том, что новая прическа выглядит хуже, чем старая, а проект, от которого ожидали, что он станет сенсацией, не оправдал ожиданий. Люди врут для того, чтобы не задеть чувства окружающих. Но следует помнить, что всем угодить не получится. Кого-то все равно придется обидеть. А если ложь всплывет наружу, а она это обязательно сделает, человеку будет только хуже. Честность поможет персоне получить авторитет среди знакомых и коллег. Если все будут уверены в том, что человек всегда откровенно высказывает свое мнение, то именно к нему станут обращаться за советом или помощью. Почему? Всегда приятно иметь дело с персоной, которая если и будет о вас плохого мнения, то выскажет его в лицо, а не за спиной.

Болтливость

Список достоинств и недостатков характера человека можно продолжать бесконечно. Завершим его на болтливости. Как вы считаете, это достоинство или же недостаток? Мнения об этом расходятся. Кто-то считает, что умение наладить контакт с любым человеком и рассмешить персону, которая ходит с кислой миной, - это дар божий. А кто-то называет человека, который болтает, не переставая, трещоткой. Понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, у каждого человека свое. Моральные ценности у всех закладываются при разных обстоятельствах. Не отступайте от общепринятых норм, но и не теряйте индивидуальности.

Тонкая грань

Пролистав список достоинств и недостатков человека, следует понять, в чем же разница между этими понятиями. На самом деле грань тонка. Разберем на примере щедрости и бережливости. Человек с зарплатой в 30 тыс. руб. отдавал на благотворительность 5 % дохода. В итоге семья тратила на помощь нуждающимся 1500 р. Расход всем казался приемлемым. Затем индивиду подняли зарплату в пять раз, и он стал получать 150 тыс. р. Но теперь он не может отдавать на благотворительность 5 %, так как жене кажется, что муж стал расточительным. Мнение о хороших и плохих качествах субъективно. Все люди судят со своей позиции, и даже друзья не всегда могут понять и принять характерное дурное качество давнего знакомого. Подводя итог, следует сказать: не судите других да не судимы будете.

Технологическая карта внеурочного занятия и презентация для его проведения позволяет познакомить детей с достоинствами и недостатками человека, учит из различать, работать над собой.

Прилуцкая Людмила Валерьевна, 23.01.2018

1674 92

Содержимое разработки

Технологическая карта внеурочного занятия

1. Тема: Мои достоинства и недостатки.

2. Предмет: Окружающий мир

5. Образовательное учреждение: НМБОУ «Гимназия №11»

6. Город: Анжеро-Судженск

7. Краткое описание: Технология построения внеурочного занятия – проблемно-диалогическая. Занятие предусматривает фронтальную и групповую работу, работу с применением ИКТ.

8.Тип урока: открытие нового знания

9.Форма организации: внеурочное занятие

10.Планируемый результат:

Предметные умения

Знать достоинства и недостатки человека;

Уметь называть их, определять по отличительным особенностям

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в группах, парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии вместе с учителем;

Проговаривать последовательность действий на занятии; работать по плану, инструкции;

Высказывать своё предположение на основе учебного материала;

Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на занятии.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в карточке-задании, словарике;

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

Проводить анализ учебного материала;

Проводить классификацию, указывая на основание;

Проводить сравнение, объясняя критерии.

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Карточки-задания, пословицы и поговорки, мини-словарики.


11. Цель внеурочного занятия: показать детям уникальность каждого человека,дать понятия об их достоинствах и недостатках через игровую внеурочную деятельность.

12. Задачи:

Учить детей размышлять о простых, на первый взгляд, вещах, видеть хорошее и плохое, доброе в каждом человеке (достоинства и недостатки), дать возможность сравнить признаки людей, находя сходства и различия, объяснить, что такое уникальность.

Формировать умение «слушать и слышать» другого человека.

Развивать умения анализировать конкретные жизненные ситуации, у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению.

13. Оборудование: мультимедийная презентация «Достоинства и недостатки человека», фрагменты мультфильмов, отрывков из произведений (мр3), писчая бумага, набор фломастеров или цветных карандашей, смайлики-наклейки, ручки по количеству участников, полоски с именами детей, полоски бумаги: белые и чёрные, солнышко, словарики по количеству учащихся, предметы: ракушки, камешки или орехи, пословицы на листках для групп.

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организационный момент. Психологический настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередное внеурочное занятие «Уроки нравственности», на котором вы продолжите раскрывать для себя секреты. Посмотрите, пожалуйста, в окно. Какой сегодня день? А у нас в классе уютно и тепло. Да к тому же и солнышко заглянуло. Какие у вас ассоциации возникают, глядя на солнышко? (тепло, свет, покой, лето, цветы, игры…). А у меня солнышко ассоциируется с нашим занятием, потому что я очень хочу, чтобы оно получилось таким же светлым, тёплым и ярким, как наше солнышко.

А каким вы видите наше занятие? Чего ждёте от него? Давайте перевернём лучики, чтобы солнышко ещё ярче засияло.

А теперь возьмите лучики на свои столы и пусть их тепло сопровождает вас на протяжении всего занятия и придаёт вам силы. Займите свои места.

Проверьте, удобно ли вы сидите, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте необходимые принадлежности.

Почему это важно?

Выскажите свои мысли. Я желаю вам крепкого здоровья и успехов! Пусть на нашем занятии вам будет хорошо и уютно. Вижу, что вы изменились. Многие из вас стали улыбаться. А это, значит, настроение наше улучшилось. Это очень приятно. Спасибо вам!

Психологическое упражнение «Барометр настроения».

Дети отвечают на вопросы учителя, проверяют правильность расположения школьных принадлежностей

и высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места», размещают слова на лучиках солнышка, берут по одному лучику и занимают свои места.

Дети показывают своё настроение (как барометр показывает погоду) руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны

Дети выполняют упражнения.

Подготовка учащихся к работе на внеурочном занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Осуществлять самоконтроль;

Овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

Слушать и понимать речь других;

Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

2. Внешняя интрига. Актуализация знаний.

Прочитайте запись: «Два человека глядят сквозь прутья одной и той же решётки: один видит грязь, а другой – звёзды» Фредерик Лэнгбридж

Что скажете? Почему люди смотрят на одно и то же, а видят разное? К какому из этих двух людей вы относите себя? Объясните, почему?

Дети читают, размышляют и отвечают на вопросы учителя.

Дети высказывают свои предположения, с помощью учителя подходят к мысли о необходимости разминки для успешной работы.

3. Разминка.

Ребята, постарайтесь объяснить, почему спортсмены перед тренировкой, соревнованиями проводят разминку. Для чего они это делают?

И нам для успешной работы тоже необходимо провести разминку. Но разминку не тела, а ума. Приготовленные задания помогут нам в этом. Ваша задача максимально сосредоточиться на содержании вопросов-заданий, давать обдуманные и быстрые ответы.

Вот послушайте:

- Я люблю покушать сытно,

Много, вкусно, аппетитно.

Ем я всё и без разбора,

Потому, что я ….(Обжора )

- Ну, а я ленив и скучен,

Я с платочком не разлучен.

Не люблю играть и петь,

Мне бы лучше пореветь.

Главный нытик я из класса,

А зовут меня все.... (Плакса )

- Не люблю я, братцы, мыться,

С мылом, щёткой не дружу.

И сейчас не потому ли назовут меня …. (Грязнулей )

- Честно я скажу, ребятам:

Быть опрятным, аккуратным,

Очень трудно самому.

Где штаны, а где рубаха. Я не знаю. Я …. (Неряха )

Дети объясняют.

Ребята слушают вопросы-задания и стараются быстро и верно дать ответ, уметь обосновывать их.

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положи­тельного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку вклю­чены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопро­сы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятель­ности на занятии.

Предметные:

Владеть терминологией, знать что означают слова.

коммуникативные:

Слушать и понимать речь других;

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3. Открытие нового знания.

4.Первичное закрепление.

(дети вытягивают из коробки имена детей).

Запишите 3-4 пункта о том, что вы видите хорошего в человеке, имя которого записано у вас на листочке. Что человек чувствует, когда в нём замечаю что-то хорошее?

Бывали у вас такие случаи, когда вы находили что либо полезное, красивое и нужное в чём-то непривлекательном с виду?

Почему не стоит судить о людях и о вещах по внешнему виду?

Как умение видеть хорошее помогает человеку в жизни?

Почему люди часто замечают плохое, чем хорошее?

Ребята, все люди разные: большие и маленькие, толстые и тонкие, весёлые и злые. У каждого человека есть хорошие качества – это называется достоинства, а есть и плохие качества – это недостатки. Чтобы разобраться в этих качествах, давайте посмотрим на этого человечка (слайд: рисунок человечка, разделенного вдоль на две части, раскрашенные черным и белым цветом). Почему у этого человечка одна половина черная? Всё плохое нам видится в чёрном цвете, а хорошее – светлое, белое. Давайте поможем человечку стать чистым и белым, то есть стать хорошим. Для этого на каждое плохое качество или недостаток будем подбирать хорошее качество или достоинство, которые закрыты листочками. Снимем первый листочек. Что написано? (скромность).
Белый листочек клеим на темную половину человечка и так делаем до тех пор, пока тело человечка станет белым
-Предположите, чем мы сегодня будем заниматься.

Прослушивание сказки детьми и её обсуждение.

Понравилась ли вам сказка?

Расскажите о самом хорошем в себе.

Кто вас учит видеть хорошее вокруг себя?

Если вы видите в людях хорошее, всегда ли им говорите об этом?

-Работа с пословицами:

Какая из пословиц подходит к теме занятия?

Практическая работа.

- Я прошу вас посмотреть в окно. Вспомните цитату. Я прошу вас сделать два описания. Одно с точки зрения человека, который смотрит в окно и видит прекрасное, а другое-с точки зрения того, кто прежде всего замечает плохое.

Проверка практической работы.

Сравните описания.

Скажите, какое описание легче было сделать, а какое труднее. Почему?

Какой вывод можно сделать?

Какие достоинства и недостатки можете назвать?

Ребята знакомятся с содержанием предложенного материала, высказывают свои предположения, собирают и отдают листочки тем, о ком писали.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся, анализируют предложенные задания. Определяют уровень сложности заданий, предполагают, чем будут заниматься.

Делятся на рабочие группы, выполняют задания и заполняют табличку.

Подобная форма работы для детей не нова, они легко делятся на мини группы и определяются с рабочим местом в классе.

Дети отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения.

Дети обсуждают, доказывают свою точку зрения.

Дети выполняют задания (не более 4-х предложений) за определённое время.

Делают вывод, называют достоинства и недостатки.

Проверяют правильность выполненных заданий.

Исполь­зуемые на этом этапе задания по карточкам способ­ствуют развитию интеллектуальных качеств, позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

Предложенные задания дети выполняют в своём темпе и в выбранной им последовательности, что соответствует принципам минимакса и вариативности.

Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для самостоятельной работы, определяют индивидуальный уровень сложности. Уровень сложности отмечают цветом: синий - самый легкий, зеленый -средней степени сложности, красный - самый сложный. Каждый ученик выбирает задания любого уровня сложности и приступает к самостоятельному выполнению.

Внутри групп, учитель выполняет роль консультанта, координатора.

Что необычного и интересного заметили?

На какие вопросы вам уже удалось найти ответ?

Над каким упражнением предложили бы поработать сейчас? Почему? Как будете выполнять?

Организовываются малые группы непостоянного сменного состава. Устанавливается правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявляются пробелы, неверные представления, их коррекция.

Оцениваются работы смайликом.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Определять и формулировать цель деятельности на занятии;

Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

Определять последовательность

действий на уроке.

регулятивные:

Высказывать своё предположение;

коммуникативные:

Точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?).

4.Динамическая пауза.

Пришла пора отдохнуть, сменить вид деятельности. Отдохнём вместе с героями любимых мультфильмов.

Под весёлую музыку ребята выполняют динамическую паузу.

Динамическая па­уза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и эмоциональную. Ребята выполняют танцевальную разминку глядя на мультипликационных персонажей.

5. Применение нового знания.

Работа со словами из словаря:

Жадность
Злость
Упрямство
Нетерпимость
что-нибудь.
Высокомерие.
Скромность.
Честь.

Отметьте достоинства и недостатки.

- Игра «Чёрное – белое».
Если качество хорошее, поднимаем белую карточку, если качество плохое, поднимаем черную карточку.

Дети отыскивают значение слов в словариках и зачитывают их значения.

Дети отвечают на вопросы учителя, обосновывают свой ответ, отмечают достоинства и недостатки.

Дети внимательно слушают и поднимают карточки определённого цвета.

На данном этапе вниманию детей предложены печатные страницы из.учебного пособия Языкановой. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 1 класс Москва:Издательство «Экзамен» со страниц

Возможность решать поисково-творческие задания очень важна для ребёнка, так как позволяет почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение такого рода заданий опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рас­суждения, умение покопаться «в себе», «докопаться до истины».

Предметные:

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

познавательные:

коммуникативные:

Слушать и понимать речь других;

Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте. Какие качества здесь собраны? Правильно, хорошие качества или достоинства человека. Я желаю, чтобы эти качества всегда были с вами и помогали расти вам красивыми и хорошими людьми!
Берегите друг друга,
Добротой согревайте
Берегите друг друга,
Обижать не давайте
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту.

Дети отвечают.

Рассмотрите мелкие предметы у вас на столах. Разложите эти предметы по какому-нибудь признаку, например, по величине.

Докажите, что похожие на первый взгляд предметы, различаются.

Упражнение «Горка» (по цвету, по форме, по размеру и т.д.).

Сложите предметы горкой. Сделайте вывод.

Работа в группах:

-

- В чём преимущества высокого и маленького роста?

Упражнение «Облака».

Сравните облака.

Найдите отличия одного облака от другого.

Дети раскладывают предметы, группируют их по-разному, доказывают отличия, делаю вывод.

Выполняют задания, находят отличия, делают вывод.

Предметные:

Уметь выполнять предложенные задания.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

познавательные:

Осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

Слушать и понимать речь других;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6.Рефлексия внеурочной деятельности.

7.Домашнее задание.

Вот и подошло к концу наше занятие. Каким оно оказалось для вас?

Какое открытие мы сделали?

-Составление синквейна «Достоинства и недостатки».

Прочитайте. Что получилось.

- Вот мы с Вами и узнали – что же такое достоинство человека. Нам даже удалось приобрести некоторые из них, которые на ваш взгляд являются хорошими качествами человека. Ребята, не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.

Игра-упражнение «Мусорное ведро».

Ребята, напишите свои недостатки, сомните их и выбросьте в мусорное ведро, т.е. избавьтесь от них навсегда.

-Ребята, в жизни много противоположностей. Так и у достоинств есть антидостоинства, т.е. недостатки человека. Какие они бывают?

Занятие окончено, а солнышко по-прежнему согревает нас своим теплом.

Оцените свою работу, раскрасьте цветными карандашами или возьмите смайлики. Если вы считаете, что вы всё сделали верно-зелёный, если работа вызывала трудность-красный, а если занятие не оставило никаких впечатлений - жёлтый.

Каждый день в течение недели наблюдайте за членами своей семьи и записывайте или запоминайте только хорошее, что с ними происходит. По желанию можете нарисовать членов своей семьи, себя можете не рисовать. Раскрасьте того члена семьи, на кого вы считаете, что похожи.

Дети говорят и приносят лучики и встают в круг к солнышку, отвечают на вопросы, обобщают знания.

Дети зачитывают синквейны.

Ребята стараются объективно, полно и точно дать оценку своей деятельности на уроке при помощи смайликов. Высказать, что ими было усвоено, а что не усвоено и почему.

Дети пишут на листах бумаги свои недостатки, неприятные истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (прощаясь с ними навсегда).

Анализируется успешность достижения цели; выявляется качество и уровень овладения знаниями.

Анализируется «Лестница успеха».

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Осуществлять самоконтроль;

Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить;

коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Итого:40 мин

Содержимое разработки

Работа в группах:

1. Выполните задание: Встаньте по росту, по цвету волос.

2.Обсудите:

3.Сравните облака: Найдите отличия.

Работа в группах:

1. Выполните задание: Встаньте по росту, по цвету волос.

2.Обсудите:

В чём преимущества высокого и маленького роста?

3.Сравните облака: Найдите отличия.

Работа в группах:

1. Выполните задание: Встаньте по росту, по цвету волос.

2.Обсудите:

В чём преимущества высокого и маленького роста?

3.Сравните облака: Найдите отличия.

Содержимое разработки

Жадность – это скупость, жадный человек не любит делиться с друзьями.
Злость –резкое и очень отрицательное чувство.
Упрямство - неуступчивость, несговорчивость.
Нетерпимость - нежелание или невозможность терпеть кого-нибудь или что-нибудь.
Высокомерие. Это когда человек начинает завышать свою цену.
Скромность. Это когда человек, даже обладая множеством достоинств, ведет себя просто и незаметно, не выпячивая их наружу и не хвастаясь.
Честь. Это моральные принципы и качества человека, достойные уважения со стороны общества.

Жадность – это скупость, жадный человек не любит делиться с друзьями.
Злость –резкое и очень отрицательное чувство.
Упрямство - неуступчивость, несговорчивость.
Нетерпимость - нежелание или невозможность терпеть кого-нибудь или что-нибудь.
Высокомерие. Это когда человек начинает завышать свою цену.
Скромность. Это когда человек, даже обладая множеством достоинств, ведет себя просто и незаметно, не выпячивая их наружу и не хвастаясь.
Честь. Это моральные принципы и качества человека, достойные уважения со стороны общества. Ваше мнение

  • «Два человека глядят сквозь прутья одной и той же решётки: один видит грязь, а другой – звёзды»

Фредерик Лэнгбридж


РАЗМИНКА

  • Я люблю покушать сытно,

Много, вкусно, аппетитно.

Ем я всё и без разбора,

Потому, что я ….

(Обжора )

  • Ну, а я ленив и скучен,

Я с платочком не разлучен.

Не люблю играть и петь,

Мне бы лучше пореветь.

Главный нытик я из класса,

А зовут меня все....

(Плакса )


  • Не люблю я, братцы, мыться,

С мылом, щёткой не дружу.

Вот поэтому, ребята, вечно грязный я хожу.

И сейчас не потому ли назовут меня ….

(Грязнулей )

  • Честно я скажу, ребятам:

Быть опрятным, аккуратным ,

Очень трудно самому.

Сам не знаю, почему, вещи всюду я бросаю

И найти их не могу, что схвачу, в том и бегу.

Где штаны, а где рубаха. Я не знаю. Я ….

(Неряха )





  • Притча утверждает, что есть люди хорошие и есть люди плохие. Так ли это?
  • Как ты понимаешь выражение «кормить волка»?

Работа с пословицами

  • Злой плачет от зависти,

а добрый от радости.

  • Добро творить –

себя веселить.

  • За недобрым пойдёшь –

на беду набредёшь.

  • Делая зло,

на добро не надейся.

  • Учись доброму,

худое на ум не пойдёт.


Достоинства человека:

Честь

Доброта

Верность

Честность

Трудолюбие

Чуткость

Достоинства

Аккуратность

Щедрость

Забота

Вежливость

Смелость

Скромность


Недостатки человека:

Жадность

Непослушание

Злость

Лень

Недостатки

Упрямство

Зависть

Забота

Грубость

Трусость

Высокомерие




Игра «Чёрное и белое»

Честность

Трудолюбие

Вежливость

Доброта

Терпимость

Заботливость

Дружелюбие

Практичность

Скромность


Берегите друг друга, Добротой согревайте Берегите друг друга, Обижать не давайте Берегите друг друга, Ссоры все позабудьте И в свободную минуту. Рядом друг с другом побудьте.


  • О чём приятнее вспоминать и рассказывать другим: о том, как ты помог кому-то, или о том, как кого-то обидел?


СОВЕТЫ ЗНАЙКИ:

Доброту в себе надо «тренировать»: совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее.

Если при тебе кого-то обижают, поддержи слабого. Помни: словом можно спасти!


Доброту в себе надо «тренировать»: совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее.


Стать добрее помогает заклинание

«Я МОГУ!». Попробуй повторять его тихонько.


Начни становиться добрым с небольшого дела. Не стыдись оказывать помощь, маленькие услуги своим товарищам, близким.


Полезно завести ТАЙНЫЙ ДНЕВНИК ДОБРЫХ ДЕЛ.

Записывай в него свои успехи. Каждая маленькая удача – это твоя победа над СОБОЙ.


Но бывает и так. Некоторые ребята боятся совершать красивые поступки, например, уступить место девочке, помочь кому-то. Им кажется, что на них смотрят и будут смеяться. Такие страхи вредны для характера. От них обязательно нужно избавляться.


  • Если при тебе кого-то обижают, поддержи слабого.
  • Помни: словом можно спасти!

  • Что полезного для себя узнали вы на этом занятии?
  • Почему человеку необходимо быть добрым и человечным?
  • Почему человеку необходимо иметь больше достоинств, а недостатки искоренять в себе?
  • Когда человек бывает счастлив?