Какой лучший балет эйфмана. Балетная вселенная бориса эйфмана. Вы одновременно и хореограф и режиссер своих балетов

В Петербурге Борис Эйфман не хореограф и не деятель искусств. А кто - даже не знаю, потому что тексты про него обычно пишут юмористические; пишут, безусловно, и серьезные статьи, но и в них почему-то все равно появляется некий комедийный прискок и насмешливый притоп. Борис Эйфман наиболее органичен в легком жанре.

Как это обычно и бывает, сам он другого мнения. Сам он думает, что он - художник больших тем, огневых страстей, монументальных форм и государственных заказов. Сейчас его театр привозит в Москву многажды показанный балет «Русский Гамлет» и новинку «Кто есть кто». «Русский Гамлет» - это, собственно, и есть портрет того, каким Борис Эйфман воображает самого себя. Обычно все пишут, что балет - это скульптура и архитектура, но иногда даже сами пишущие не представляют, до какой степени. «Русский Гамлет» Эйфмана - это монументы Зураба Церетели и архитектура веселенького лужковского барокко; несмотря на размашистые размеры и вдохновенно воздетые брови, это невероятно игривое, легкомысленное, простодушное искусство. Там у Эйфмана, знаете, кордебалет щелкает палехскими ложками и Екатерина Великая шагает по сцене в парчовой мантии на плечах и с маленьким Медным всадником в руках. И все с очень серьезными лицами: и кордебалет, и Екатерина, и бутафорский малыш всадник. Недаром «Русский Гамлет» несколько лет назад был скопирован для Большого театра и там прижился. Лужковская Москва пятилетней давности для него идеальная природная среда. Сейчас бы этот номер не прошел. Я невероятно зауважала Бориса Эйфмана, когда увидела, что он и сам это понял. Отряхнув с ног бронзовую пыль, Борис Эйфман поставил новенький балет-мюзикл (это он сам так определил, что у него вышло). Господи, подумала я, ну конечно!

В конце названия этого балета-мюзикла - «Кто есть кто» - прежний Эйфман наверняка поставил бы солженицынский вопросительный знак. От нового Эйфмана - даже простенькой точки не дождешься. В этом балете - все как в фильме «В джазе только девушки», только вместо пения, понятно, танцы. Два балетных артиста выдают себя за девчонок. Пьющая танцовщица - не блондинка, правда. Но в лакированном черном паричке, в чулочках и на каблучках эйфмановская прима Вера Арбузова все равно выглядит вполне обжигающе. А джазовым мелодиям и ритмам зрители начинают притопывать в такт. Бюджет у постановки небольшой. В том смысле, что есть в спектакле и неоновые пульсы, и призраки Бродвея, и лестницы с электрическими огнями. Но очень скромные. А ведь каждый ребенок знает: в балете ноги - всему голова. Эйфмановские артисты, от двух валяющих дурака премьеров до последней линии усыпанного блестками кордебалета, здесь явно на высоте. К одной моей знакомой балетной писательнице газетный редактор приставала: напишите да напишите проблемный очерк про то, как новые российские мюзиклы повлияли на манеру движения, и даже назвала парочку невнятных юношей-хореографов. Так вот: я бы расхохоталась редакторше в лицо. Забудьте все, что вы уже успели увидеть в русских мюзиклах. Если кто и способен повлиять на искусство движения посредством мюзикла - это хореограф Борис Эйфман. В бой идут одни старики. Они же и выигрывают. Конечно же, идеальным художником для «Кто есть кто» был бы Зураб Церетели, а костюмы подошли бы от Валентина Юдашкина. Тогда бы вам - и огни, и лестницы, и пульсы, и все-все-все. А так - лишь Вера Арбузова с товарищами за все отдуваются.

БАЛЕТ

Киевские гастроли санкт-петербургского театра балета Бориса Эйфмана еще раз доказали, что лучшая театральная стратегия - это ориентация на зрителя

Первые гастроли санкт-петербургского Государственного академического театра балета Бориса Эйфманав октябре 1977-го прошли в Киеве. Сам театр появился на свет в Ленинграде за месяц до этого. «И сразу во Дворце "Украина" и с большим скандалом, - рассказывает российский хореограф, балетмейстер и художественный руководитель театра Борис Эйфман , - потому что мы привезли балет на музыку Pink Floyd, и буквально за несколько часов до начала спектакля нам передали, что местные партийные руководители запретили представление. И тогда Алла Осипенко , которая должна была танцевать в нем, сказала, что если нам не разрешат выйти на сцену, она покончит жизнь самоубийством. И, видимо, партийное руководство испугалось, что та действительно это сделает, и разрешило спектакль. Был большой скандал и огромный успех».

С тех пор многое изменилось, но одно осталось неизменным - балет Эйфмана всегда пользуется огромным успехом у зрителей. Это подтвердилось и неделю назад в Киеве, где во время дважды показанного театром спектакля «Анна Каренина» зал то и дело аплодировал, а после окончания представления вставал и устраивал овацию. С точки зрения профессионалов, главное отличие хореографии питерского балетмейстера от традиционного советского и постсоветского «большого стиля» заключается в сочетании неоклассического балета с современным танцем. Однако простому зрителю это не так уж важно. Его в балетах Эйфмана привлекает прежде всего яркая эмоциональность и бьющая в глаза красота, что в полной мере сказалось в показанной в украинской столице постановке.

Топ-модели на сцене

Начнем с главного - артистов. Исполнительницы роли Анны Карениной Мария Абашова (первый спектакль) и Нина Змиевец (второй), по меткому выражению одной журналистки, присутствовавшей на киевской пресс-конференции, посвященной гастролям театра, больше похожи на моделей с подиума, чем на балерин. Они обладают яркой внешностью, худы и очень, по балетным меркам, высоки. Эйфман объяснил это так: «Балет - игра линий, поэтому танцовщицы в моем представлении должны обладать удлиненными формами». И добавил в шутку, что как мужчине ему нравятся высокие женщины.

Шутки шутками, но яркая внешность актеров - одна из фишек театра балета Эйфмана. Длинноногие красавицы нравятся не только мастеру, но и зрителям-мужчинам - точно так же, как зрительницам нравятся танцующие у Эйфмана высокие атлетичные красавцы. В привезенном в Киев балете даже муж Анны, который в романе Льва Толстого и его многочисленных экранизациях и театральных инсценировках выглядит как невзрачный немолодой чиновник, ничуть не проигрывает во внешности Вронскому. Более того, у исполнявшего в украинской столице роль Каренина Олега Маркова хореография смотрелась даже лучше, чем у Вронского (Сергея Волобуева и Олега Габышева ), поскольку в ней было больше драматизма и энергетики.

Дело в том, что Каренин в «эйфмановской» версии не менее сексапилен, чем Вронский. (Вот вам еще одна фишка питерского балетмейстера - неожиданность трактовок классики.) У Толстого муж Анны страдает не столько от супружеской измены, сколько от того, что жена не скрывает ее, и тем самым делает смешным его положение в обществе. А вот в балете Эйфмана Каренин - полный сил мужчина с широкими плечами и мощными бицепсами, мучающийся из-за того, что ему отказала любимая женщина. Недаром эта сюжетная линия начинается в установленной на сцене кровати (одном из нескольких показанных в спектакле любовных лож, но об этом чуть позже). Причем и сама Анна страдает не меньше - и потому, что, полюбив другого, не может спать с мужем, и оттого, что понимает, какую боль причиняет еще недавно родному человеку.

Балет плюс драма

Человек, не побывавший на представлении, может удивиться - как можно показать в балетной сцене столь сложную амбивалентность чувств? Эйфману это удается за счет еще одной фирменной фишки своего театра - симбиоза балета и драматического представления. Его хореография в такого рода сценах - это не просто, как у многих, набор прыжков, поддержек и балетных поз, она наполнена психологическим смыслом. Поэтому, например, изломанные и угловатые жесты четы Карениных и потрясающая «кафкианская» пластика Анны в сцене, где она находится под воздействием морфия, - не дань современному танцевальному авангарду, а выражение внутреннего состояния героев.

Правда, в результате в театре Эйфмана, по его признанию, существует проблема новых кадров. Сам он говорит по этому поводу так: «Нам нужны актеры, которые могут выразить смысл и эмоции языком тела, через танец. Встретить индивидуальность такого уровня очень трудно, поэтому мы не пополняемся так часто, как хотелось бы, артистами одной группы крови с нами. В современном балете встречаются в основном техничные виртуозные танцовщики, но они, как правило, мягко говоря, небольшого роста и не очень "взрачной" внешности. И это, скорее, спортсмены, танцующие хореографию». А на вопрос «Эксперта», пользуется ли он услугами приглашенных актеров, Эйфман ответил: «У нас бывали такие случаи, но они почти всегда оказывались неудачными. Еще не получалось, чтобы какая-нибудь звезда другого театра "заскочила" к нам на какое-то короткое время, что-то выучила и удачно станцевала. У нас есть своя специфика, свой стиль, своя энергетика движений, и поэтому артистам, замечательно танцующим, скажем, "Баядерку" или "Спящую красавицу", не удается так же хорошо отработать у нас. Это не значит, что они не могут, просто для этого нужно больше времени, которого у них нет. Да мы и не нуждаемся в этом. Главное, чтобы наши артисты были здоровы и могли танцевать».

Довести до катарсиса

Что касается несколько раз появляющейся на сцене кровати, то эротика действительно играет в этом балетном спектакле Эйфмана большую роль - в отличие от романа Толстого, где она растворена в большой и подробной картине жизни общества. Питерский хореограф тоже мог пойти по этому пути и ввести в свой балет более подробный фон тогдашней Российской империи, становящейся на капиталистический путь. (Кстати, когда перечитываешь роман Толстого, сходство внешних примет того времени с нынешним поражает.) Он мог бы использовать и другие любовные линии, которые тянутся через весь роман. Однако выделил только любовный треугольник «Анна-Каренин-Вронский» и выиграл, поскольку это дало ему возможность выстроить на сцене единое сквозное действие, не отвлекаясь на побочные эпизоды.

А это, в свою очередь, позволило постановщику постепенно, по нарастающей, поднимать эмоциональный «градус» представления - вплоть до эпизода самоубийства Анны, когда внезапно включенные на полную мощность прожектора, бьющие в глаза зрителям, точно передают высшую степень эмоционального накала в зрительном зале. Музыковеды пишут о «бесшовной» музыке «Анны Карениной», составленной из фрагментов разных произведений Петра Чайковского и саунд-эффектов Леонида Еремина (Эйфман всегда сам подбирает и выстраивает музыкальное сопровождение своих балетов). Но точно так же можно говорить и об очередной фишке - «бесшовном» действии: «Анна Каренина» не воспринимается, как это часто бывает в балете, как спектакль, который можно разбить на отдельные номера. И поэтому у зрителей не создается впечатление, что они смотрят балетный концерт. Они ощущают себя свидетелями трагедии. После представления одна из зрительниц сказала: «У меня было такое ощущение, что это я, а не Анна, бросилась под поезд». И это еще одна фишка Эйфмана - умение вызывать у зрителя сильные эмоции, создавать, как говорит он сам, «театр страстей и трагедий, но трагедий, воспринимаемых не как разрушение, а как катарсис, через который человек может возродиться».

Свет, цвет, кордебалет

Я уже сбился со счета, перечисляя эйфмановские фишки, но к этому списку надо добавить как минимум еще две - художественное оформление спектакля и кордебалет. Световое оформление Олега Фильштинского можно сравнить с ролью кинооператора в кино - свет в балете то выделяет одного-двух актеров, погружая остальную сцену во тьму, то придает им рельефные скульптурные очертания, то бежит вслед за танцовщиком. Декорациям по эскизам Зиновия Марголина удается быть одновременно роскошными и легкими, почти условными. Костюмы по эскизам Вячеслава Окунева элегантны и разнообразны, а их количество просто поражает воображение - один только кордебалет переодевается в «Анне Карениной» семь раз.

Правда, кордебалет того стоит, он у Эйфмана - не мальчики и девочки «на подтанцовках», а самостоятельная творческая единица с эффектными самодостаточными номерами, от яркого характерного танца до авангардной психоделической хореографии. Так, в «Анне Карениной» на сцене одновременно находятся до тридцати человек, которые в бешеном темпе движутся по расписанным Эйфманом сложным траекториям, то сливаясь в пары и группки, то снова распадаясь, как капельки ртути. И диву даешься, как им удается при этом ни разу не сфальшивить. А финальная сцена самоубийства Анны, где кордебалет во всё убыстряющемся угрожающем темпе изображает поршни и колеса поезда, - просто шедевр.

Остается добавить интересный факт - трое из четырех артистов, исполнивших в Киеве главные роли, не просто уроженцы нашей страны, но и учились здесь в хореографических училищах. Как говорит сам Эйфман, украинская балетная школа сегодня питает весь мир очень профессиональными кадрами. Кроме того, считает он, украинские танцоры - это южные темперамент и красота, открытые эмоции, то есть то, что нужно сейчас театру.

Так что шансы на будущее у нашего балета есть - нам бы только овладеть хотя бы двумя третями эйфмановских фишек. А театр балета Бориса Эйфмана после Киева поедет показывать «Анну Каренину» на лучших сценах Лондона, Берлина, Токио и Вены (в Нью-Йорке и Париже он уже побывал).

- Для балетоманов всего мира театр балета Эйфмана - такой же бренд, как Мариинский и Большой театры. К чему это вас обязывает?

Мариинский и Большой театры создали свои бренды много лет назад, мы же - относительно недавно. И это обязывает нас к тому, чтобы постоянно искать новые идеи и новые формы, создавать спектакли, которые не разочаровывали бы, а поднимали репутацию театра. Вот мы сделали три премьеры на основе русской классики - «Анна Каренина» по Льву Толстому на музыку Петра Чайковского , «Чайка» по Антону Чехову на музыку Сергея Рахманинова и «Онегин» по Пушкину на музыку Чайковского и современного композитора Александра Ситковецкого . Казалось бы, можно немножко передохнуть и погреться в лучах славы. Но не получается.

А не получается потому, что наши импресарио во всём мире спрашивают: «Что привезете нового? Какой балет будет следующим?» И поэтому приходится крутиться. Конечно, это непросто мне и моим артистам, ведь зрителей надо постоянно удивлять. Знаете наверное, что Сергей Дягилев (один из самых знаменитых деятелей балета прошлого века. - «Эксперт» ), собирая в очередной раз свою команду, всегда спрашивал: «Чем будем удивлять?» Вот этот вопрос для меня всегда актуален - в отношении и себя, и труппы. И своей последней премьерой в ноябре, балетом «Роден», мы доказали, что являемся «живым театром», постоянно создающим новый, конкурентоспособный в мире репертуар.

- Если говорить об упомянутом вами балете «Анна Каренина», то в романе Толстого параллельно роману Анны и Вронского развиваются еще две сюжетные линии: любовь Кити и Левина и крах семейной жизни Долли и Стивы, которые обогащают эту тему новыми смыслами. У вас не было сожалений, когда вы отказались от них?

Нет, не было. Нельзя объять необъятное. Есть огромный роман Толстого, и есть балетный спектакль. Главное, что мы сделали, - почувствовали и показали, что Толстой задолго до Фрейда совершил психоаналитическое погружение в глубины души Анны, показал ее трансформацию и неизбежность падения. Если читать роман внимательно, то видишь там знаки, что вся трагедия Анны была предрешена заранее. И чтобы воплотить всё это на сцене, одного балета не хватит.

Мы показали по-новому и мужа Анны, который далеко не такая простая и уж, во всяком случае, не отрицательная фигура. Он хороший семьянин и отец, а если постоянно занят на работе… я тоже постоянно занят на работе, но это же не повод, чтобы жена от меня сбежала к любовнику. Вы увидите сцену, где Анна принимает морфий - эту тему раньше все обходили стороной, но ведь сам Толстой пишет, что она без морфия существовать уже не могла. Для меня эти слова открыли бездну, в которую Анна ушла и не вернулась.

Мы попытались в этом спектакле разрушить прежние стереотипы, открыть неизвестное в известном. Это наше видение, с которым можно соглашаться или не соглашаться.

- Вы сказали «новое видение». Но с точки зрения современной общественной морали у Анны особых причин бросаться под поезд нет…

Тут надо вспомнить, как Толстой писал, что в Анне зародилось другое существо. И оно уничтожало ее прежнюю сущность и порождало эту сатанинскую, черную, разлагающую страсть, делало ее всецело сексуально зависимой. И она убила не себя, не Анну Каренину, мать и жену, а то существо, которое было несовместимо с ней, прежней Анной. Вот она и бросилась под поезд. А некоторые на ее месте действительно прекрасно живут с этим.

- Балетный театр с роскошными, как у вас, костюмами и эффектными декорациями - дорогое удовольствие. Насколько важна для театра балета Эйфмана коммерческая составляющая?

Деньги для нас важны. Для того чтобы быть на уровне мировых балетных стандартов, мы вкладываем большие средства в совершенствование технического оборудования, покупаем дорогостоящую световую, звуковую и видеоаппаратуру. Не жалеем денег на декорации и костюмы, платим хорошие зарплаты актерам. Они вам всё равно скажут, что мало (смеется ), но я руковожу театром балета уже тридцать пять лет, и помню времена, когда наши артисты завидовали своим западным коллегам, уходили из хороших театров и убегали на Запад в плохие провинциальные труппы для того, чтобы получать больше денег, и ломали свою судьбу. Подобных трагедий было очень много, поэтому я всю жизнь стремился создать такую финансовую базу, чтобы мои артисты не завидовали западным. И, на мой взгляд, я этого добился. У нас в театре актеры получают зарплату, гонорары, премии. Здесь создан фонд, из средств которого театр оплачивает лечение травм и болезней. Естественно, для всего этого нужны деньги.

Мы получаем их из трех источников. Первый - государственное финансирование. Второй - грант от правительства, который для нас очень важен, потому что выделенных бюджетных средств недостаточно. Третий источник - то, что мы зарабатываем сами. Это небольшие деньги, потому что у нас пока нет своей сцены, мы зависим от гастролей и не можем торговаться с нашими импресарио, говоря: «Вот за такую-то сумму мы поедем, а если она будет меньше, мы лучше будем танцевать дома и больше заработаем». Кроме того, артисты должны танцевать, чтобы быть в форме, гастроли им интересны, это их жизнь и престиж театра. Но доход от гастролей, повторю, небольшой, и в основном он уходит как раз на то, чтобы мои актеры не завидовали западным.



Если очень коротко попытаться описать состояние балета конца 20-21 вв., то надо сказать, что сегодня есть академический балет, народный танец и всё остальное, что следует называть – современный балет. И вот здесь, в современном балете, царит такое разнообразие, что можно и потеряться.

Чтобы найтись, можно поговорить о балете разных стран, вспомнить современных исполнителей, но, пожалуй, лучший подход – это начать разговор о балетмейстерах, тех людях в мире балета, кто собственно его всегда и создаёт.

А особенно интересны будут те, кто реализует свои собственные хореографические идеи. Таким балетмейстером является петербуржец Борис Эйфман, 69ти лет от роду, народный артист РФ, лауреат нескольких российских премий, кавалер ордена «За заслуги перед отечеством» разных степеней, руководитель Театра балета (г. Санкт-Петербург). И на этом с биографией Эйфмана можно и закончить, потому что, то, что он делал и делает – гораздо интересней.

О личных мотивах

Есть известное выражение о том, что архитектура – это застывшая музыка, но тогда балет – это звуки музыки в объёме, движении и пластике. Или ещё – парящая архитектура, или танцующая живопись. В общем, это к тому, что увлечься и полюбить балет – легко, а вот потом разлюбить – вряд ли.

И хорошо, когда можно написать о явлении, в данном случае о балете, с позиций дилетанта. Потому что, чтобы прослыть знатоком надо будет пользоваться профессиональным языком, терминами (поддержки, па-де-де, па-де-труа и проч.), аргументировать оценки, проявить балетный кругозор и т.п.

Иное дело – дилетант, который может показать свежий взгляд на явление, а при недостаточной обоснованности заметить: ну, хорошо, ещё подучусь. И, что важно – говорить о личных впечатлениях, но главное – чтобы не было смешно.

Что есть у Эйфмана, и чего нет у других?

Ещё когда он называл свой Театр просто ансамблем балета п/у Б.Эйфмана (конец 70х г.) всё равно его постановки выделялись. Музыку молодой хореограф для своих спектаклей выбирал исключительно первоклассную: высокая классика, из современной – та, что была художественно привлекательной и убедительной. По жанрам – симфоническая, оперная, инструментальная, камерная, по именам – Моцарт, Россини, Чайковский, Шостакович, Бах, Шнитке, Петров, «Пинк Флойд», Маклафлин – и это далеко не всё.

Балеты Эйфмана – глубоко содержательны, очень часто для своих постановок хореограф берёт сюжеты классической литературы, среди имён – Куприн, Бомарше, Шекспир, Булгаков, Мольер, Достоевский или это могут быть творческие и биографические события, скажем, связанные со скульптором Роденом, балериной Ольгой Спесивцевой, композитором Чайковским.

Эйфман любит контрасты, у него в одном спектакле может звучать музыка разных композиторов, эпох и стилей (Чайковский-Бизе-Шнитке, Рахманинов-Вагнер-Мусоргский). Или известный литературный сюжет может истолковываться другой музыкой («Женитьба Фигаро» – Россини, «Гамлет» – Брамс, «Поединок» – Гаврилин).

О стилевом начале у Эйфмана

Интересная особенность биографии Эйфмана – он никогда не был танцовщиком, не выступал на сцене, свою творческую деятельность он начал сразу в качестве хореографа (первые постановки в 16 лет в детском хореографическом ансамбле), а потом была работа в хореографическом училище им. А.Вагановой (г. Ленинград). Это к тому, что академическая база у Эйфмана есть, другое дело, что в своём Театре балета он начал искать что-то другое.

О пластике и хореографии эйфмановских балетов невозможно говорить в отрыве от музыки и сценического содержания спектаклей. Это некое единство духа, звука, жеста, движения и события.

Поэтому бесполезно искать какие-то привычные балетные па, всё время сохраняется ощущение, что любое балетное движение у Эйфмана – единственное и неповторимое.

Если сказать, что это пластическое истолкование музыки, то это будет обидно для Эйфмана и его танцовщиков, а если выразиться, что это «перевод» движения и пластики в музыку, то так, пожалуй, будет точнее. А ещё точнее: балеты маэстро – это некое триединство музыки, танца и театрального действа.


Чего пока ещё нет у Эйфмана?

В Санкт-Петербурге у Театра балета ещё нет собственного помещения, хотя репетиционная база уже появилась. Спектакли идут на сценах лучших петербургских театров, надо просто следить за афишами.

У Театра балета Эйфмана нет собственного симфонического оркестра, спектакли идут под фонограмму, но это художественный принцип: высококлассная запись в исполнении лучших оркестров или звучание специально созданных аранжировок. Хотя однажды в Москве один из спектаклей озвучивал симфонический оркестр п/у Ю.Башмета.

У Эйфмана пока ещё нет всеобщего мирового признания (как, скажем у Петипа, Фокина, Баланчина), но мировая известность – уже есть. Авторитетный критик New York Times написал, что балетный мир может прекратить поиски хореографа номер один, потому что он уже есть: это Борис Эйфман.

У танцоров Эйфмана – тоже нет мирового признания, но они могут в жанре балета делать всё, в этом легко убедится, попав на спектакль театра балета. Вот имена 5 ведущих танцовщиков театра: Вера Арбузова, Елена Кузьмина, Юрий Ананян, Альберт Галичанин и Игорь Марков.

У Эйфмана нет самоуспокоенности, желания заканчивать карьеру хореографа, а значит, будут ещё новые спектакли и новые художественные потрясения.

А пока надо пытаться попасть на спектакли Театра балета в Санкт-Петербурге, пытаться искать в сети фильмы, снятые по балетам Б.Эйфмана, заглянуть, в конце концов, на сайт театра. И даже по фрагментам спектаклей становится ясно, что Борис Эйфман – это настоящее явление в мире современного, нет, не балета, а – искусства, где музыка, литература, драма посредством пластики и жеста говорят о высоких духовных началах.

Сайт Театра балета Бориса Эйфмана – http://www.eifmanballet.ru/ru/schedule/

Борис Эйфман. Фото – Игорь Захаркин

Борис Эйфман - о границе дозволенного при интерпретации классики и способности искусства танца объединять людей разных вероисповеданий и политических убеждений.

14–16 декабря в Санкт-Петербурге пройдет IV Международный культурный форум. В качестве руководителя секции «Балет и танец» выступит худрук Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Борис Эйфман. В интервью балетмейстер рассказал, почему на одном из главных мероприятий секции было решено обсудить вопросы современного прочтения классики.

- Какое отражение в секции найдет ключевая тема форума - 70-летие ЮНЕСКО?

Одно из приоритетных направлений деятельности ЮНЕСКО - сохранение культурных и духовных ценностей. Поэтому мы решили провести в рамках секции «Балет и танец» круглый стол «Классическое наследие - музей или театр?». Сегодня эта тема актуальна не только для балетного сообщества. Она волнует деятелей и драматического, и оперного театров. Как относиться к классическому наследию? Можно ли определить границу дозволенного в творческих экспериментах? Где заканчивается новаторство по отношению к классике и начинается то откровенное глумление, которое мы видим в некоторых театрах мира?

Я думаю, эта дискуссия привлечет внимание многих деятелей балета. С одной стороны, сегодня хореографический мир увлечен созданием современных спектаклей. С другой - наблюдается постоянное обращение к классике, и эту художественную задачу каждый хореограф решает по-своему.

Есть, к примеру, Матс Эк и Мэтью Борн, радикально пересматривающие партитуры наших балетных композиторов - Чайковского, Прокофьева. Но мы также видим и попытки реставрации подлинного Петипа, например, в постановках Сергея Вихарева или Алексея Ратманского, который не так давно представил премьеру «Спящей красавицы» в Нью-Йорке и постарался воссоздать не только оригинальную хореографию, но и атмосферу спектакля XIX века.

На наш круглый стол приглашены хореографы, руководители театров, танцовщики. Согласилась приехать супруга Матса Эка Ана Лагуна, исполнительница главной партии в первой альтернативной версии «Жизели». Ана - муза и в каком-то смысле соавтор хореографа. Будет интересно узнать об эмоциях, вызванных в ней этой сценической работой. Мы также пригласили Диану Вишневу, участвующую, с одной стороны, в современных интерпретациях классических спектаклей, а с другой - танцующую Аврору в «Спящей красавице» Ратманского.

- Вы сказали о существовании границы дозволенного при обращении к классике. Где эта граница проходит?

В душе художника. Эта граница определяется его образованием, воспитанием, моральным стержнем, а также отношением к великим предшественникам и зрителям. Знаменитый лозунг «Чем будем удивлять?» - очень коварный. Удивлять можно шедеврами, открытиями, достижениями. А можно - скандалами, провокациями.

Я не готов брать на себя роль судьи. Затронутая проблема - довольно сложная. Каждый решает ее сам перед самим собой и, наверное, перед Богом. Потому что художники в какой-то степени - посланцы Бога на Земле. Зачем нам дается дар и во имя чего мы его используем - чтобы нести людям добро или зло? На эти важнейшие вопросы творческий человек должен ответить самостоятельно.

Еще одна из тем секции - балет как средство объединения людей разных национальностей, вероисповеданий и политических убеждений. Считаете балет способным решать эти задачи?

Балет - мощная сила. Конечно, это не оружие массового уничтожения. Наоборот, наше искусство - средство приобщения людей к духовным ценностям, объединяющим представителей разных культур, религий и политических убеждений. Сегодня многое разъединяет нас, погружает в атмосферу отчужденности, даже враждебности.

Что может сблизить людей, если не искусство? Оно идет от сердца к сердцу и затрагивает эмоциональный мир человека, который неподвластен давлению пропаганды. Мы гастролируем во многих странах. За последние полгода побывали в Америке, Азии, Европе. Сейчас непростое время. Но на наших выступлениях залы всегда заполнены зрителями, а в конце мы неизменно слышим овацию.

Люди получают от нас заряд позитивной эмоциональной энергии, которую затем уносят в свой повседневный мир. Я наблюдал это на последних гастролях театра в США. Многие зрители, относящиеся с осторожностью и даже с подозрительностью ко всему российскому, шли на спектакль с предубеждением. Но во время выступления труппы в зале возникало единое эмоциональное пространство, которое можно создать лишь с помощью высокого искусства. Прежде всего - балета, ведь он не признает языкового барьера и понятен каждому.

Мы создаем свои спектакли в Петербурге и показываем их во всем мире. Поразительно, но факт: на разных континентах люди воспринимают наши постановки одинаково. Искусство танца имеет колоссальный объединительный потенциал, который необходимо развивать. Балет может менять мир к лучшему, делать его добрее и чище.

- В рамках форума также будет обсуждаться и 200-летие Петипа, которое предстоит отмечать в 2018 году.

Мариус Петипа создал бессмертное классическое наследие, которое сегодня питает все театры мира. В первую очередь - Большой и Мариинский. Мы уже сейчас начинаем готовиться к юбилею великого мастера. Конечно, центром торжеств станет Мариинский театр, являющийся «домом» Мариуса Ивановича. Уверен, что будет разработана программа по возрождению имени Петипа. Он, конечно, вроде бы и не забыт. Но в то же время в Санкт-Петербурге до сих пор нет памятника Петипа! Это немыслимо.

Юбилей Петипа должен дать стимул развитию искусства танца в России. Надеюсь, будет подготовлена программа по сохранению и популяризации классического наследия, а также обеспечены условия для создания современного балетного репертуара. Сегодня в общественной жизни высокие ценности отошли на второй план. Кроме того, в нашем театральном сообществе мы чаще обсуждаем скандалы и конфликты, а не идеи, направленные на возрождение великих традиций отечественного искусства.

В рамках форума состоятся экскурсии «Балетный Петербург». Есть планы создать потом такой туристический маршрут?

Мы хотим разработать совместно со специалистами эксклюзивный маршрут, посвященный жизни и творческой деятельности выдающихся хореографов и танцовщиков - начиная от Дидло и заканчивая современниками. Эта идея буквально лежала на поверхности, однако почему-то никого, кроме нас, не заинтересовала. Сейчас мы в процессе подготовки сценария экскурсии.

Известно, например, где жил Нижинский - на улице Моховой, рядом с нашей репетиционной базой. Но об этом знают лишь единицы. Хочется, чтобы в будущем новый маршрут стал визитной карточкой Петербурга и помог привлечь туристов в наш город.

- Почему решили показать в рамках форума спектакль «По ту сторону греха»?

Сейчас завершается Год литературы, поэтому для программы форума был выбран спектакль, поставленный по роману Достоевского «Братья Карамазовы» на музыку Мусоргского и Рахманинова. Мы хотим показать, что литература имеет колоссальное влияние на балетное искусство. И наоборот: будучи переосмысленной с помощью пластики, она претерпевает удивительные метаморфозы.

Слово превращается в жест, движение, а это совершенно другой язык - язык танца. Сочетание мудрости, заложенной в тексте, и живой эмоциональной энергии тела создает принципиально новое искусство. Кроме того, балет «По ту сторону греха» сегодня очень актуален по своей проблематике. В нем поднимаются темы нравственного кризиса и природы человеческой греховности, поиска веры и гармонии. Спектакль современен и по хореографии, и по мысли, однако при этом обращен к вечным ценностям.

- Каких результатов удалось добиться благодаря предыдущим форумам?

В 2013 году мы обсуждали актуальные вопросы хореографического образования. Эта дискуссия совпала с открытием нашей Академии танца, что было довольно знаменательно. Мы, с одной стороны, рассматривали преимущества знаменитой русской классической системы балетного образования, созданной Вагановой. С другой - предлагали инновационные методы обучения детей хореографическому искусству.

Сохраняя лучшие традиции, мы обязаны помнить о том, что наши воспитанники, вырастая, попадают в мировые балетные театры, в которых сегодня преобладает современный репертуар. Молодые танцовщики должны быть готовы стать соавторами хореографов и решать любые творческие задачи.

В этом году интересную программу предложит Академия русского балета имени Вагановой. С данной школой связано много великих имен и традиций, и коллеги расскажут о важности сохранения основ классического хореографического образования. А наша Академия танца покажет, что, бережно относясь к традициям, мы должны двигаться вперед, в XXI век, открывать новые пути развития балетного искусства и воспитывать универсальных артистов, обладающих особым мышлением и уникальными исполнительскими возможностями.

Сосуществование двух академий в Петербурге - явление феноменальное. Наше прошлое, настоящее и будущее, гармонично дополняя друг друга, образуют единое целое. И это дает уверенность в том, что искусство балета будет развиваться.

На прошлогоднем форуме мы говорили о проблеме поддержки молодых хореографов. Сегодня во всем мире наблюдается дефицит высокопрофессиональных создателей балетных спектаклей, их единицы. В 2014 году на обсуждении присутствовало немало начинающих хореографов, студентов балетмейстерских отделений вузов. Получилась интересная и оживленная дискуссия.

Но практический результат таких встреч не может проявиться мгновенно. Подобные мероприятия - скорее акция по привлечению внимания к конкретным проблемам, по пробуждению самосознания в молодых участниках хореографического процесса. И она обязательно принесет свои плоды.

- Работаете сейчас над новыми постановками?

Сейчас я готовлю новую хореографическую версию балета «Чайковский», премьера которой состоится в начале следующего года. Кроме того, мы постоянно гастролируем. За этот год театр выступил во Франции, Америке, Канаде, Израиле, Бахрейне, Германии, Австрии и других странах. В настоящий момент продолжается большой тур труппы по Китаю. А в начале декабря мы отправимся в Турин, где покажем программу рождественского балетного сезона, в которую войдут наши спектакли «Анна Каренина» и «Евгений Онегин».

- Сказывается ли финансовый кризис на жизни труппы и Академии?

Академия и театр - две юридически независимых структуры. Академия - государственное образовательное учреждение, которому выделяются средства по принципам финансирования средней профессиональной школы. Мы не жалуемся, но понятно, что речь идет об ограниченной субсидии. К тому же программа Академии не исчерпывается педагогическими задачами. Она подразумевает не только профессионально-образовательный компонент, но и важную социальную составляющую.

Мы ищем таланты по всей России, заглядываем в самые отдаленные уголки страны. Находим одаренных воспитанников в многодетных и малообеспеченных семьях. Этих детей мы привозим в Петербург и принимаем на полный пансион. Одеваем воспитанников, кормим, учим, лечим за счет государства и спонсоров. На протяжении 11 лет родители не платят ни копейки. Мы даем детям профессию, которая позволит им прожить счастливую творческую жизнь.

Наша деятельность находит отклик у людей, занимающихся политикой, бизнесом. Это друзья Академии, ее попечители. Их поддержка нас очень вдохновляет.

У театра есть грант правительства, нас поддерживают городские власти. Кроме того, мы очень востребованы в мире. Интенсивно гастролируя, театр покрывает расходы, возникающие в процессе творческой деятельности. Ведь много денег тратится на техническое обеспечение спектаклей. Несмотря на то что у нас нет собственной сцены, мы, например, используем самое современное световое оборудование.

Будучи, по сути, гастрольным театром, труппа показывает полнометражные спектакли со сложнейшими декорациями и множеством костюмов. Сегодня мы активно и успешно представляет в мире новое отечественное балетное искусство, доказывая, что в России не только хранят классическое наследие, но и создают конкурентоспособный оригинальный репертуар.

Сейчас вы занимаетесь монтажом видео версии балета «По ту сторону греха». Планируете записать все спектакли труппы?

Если хватит сил и средств. Мы не создаем экранные версии наших спектаклей кустарным способом, когда спектакль фиксируется вживую со всеми техническими огрехами, а специально арендуем сцену, формируем съемочную команду. Таким образом уже сняты «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Роден» и «По ту сторону греха». Монтаж DVD-версии спектакля - едва ли не самая мучительная процедура в моей жизни.

Я все-таки хореограф, а не режиссер кино и веду очень активную творческую работу, сочиняя балеты, руководя театром. Но кроме меня никто с монтажом не справится, потому что только я знаю все пластические нюансы своих спектаклей. Так что я обречен этим заниматься.

Нагрузка невыносимая: приходится сидеть в диком напряжении по 12 часов в день и безотрывно смотреть в монитор. В процессе работы ты видишь все ошибки - и собственные, и операторские, и актерские. Погружаешься в анализ недочетов, которые уже не исправить. Это тяжело и морально, и физически. Но одновременно и очень интересно. В детстве я мечтал стать кинорежиссером, и теперь эта мечта в какой-то степени реализовалась.

Главное, что в итоге мы выпускаем DVD-продукцию, имеющую успех у аудитории. Мы будем распространять эти диски среди зрителей. Многие из тех, кто живет на Дальнем Востоке или в Сибири, не имеют возможности увидеть наши спектакли на сцене. Но люди всегда смогут приобрести диск, посмотреть его дома и приобщиться к современному балетному искусству.

#впитересмотреть

#впитересмотретьспектакль

Милочка, Вам понравилось?

Да, я чуть не описалась!

Что она сказала?

Если бы меня спросили, понравился ли мне спектакль "Анна Каренина", я бы ответила практически так же. Ну уж выглядела я точно подобным образом. Нет, не в...

Показать целиком

#впитересмотреть

#впитересмотретьспектакль

Милочка, Вам понравилось?

Да, я чуть не описалась!

Что она сказала?

Она говорит, что ей очень понравилось скрипичное пиццикато. (с)

Если бы меня спросили, понравился ли мне спектакль "Анна Каренина", я бы ответила практически так же. Ну уж выглядела я точно подобным образом. Нет, не в бриллиантах, а в слезах и... От слёз удержаться было просто невозможно, а для меня это лучшее мерило искусства.

Борис Эйфман - поистине уникальное явление на нашей сцене. Ему 70 лет. В 30 лет организовал собственный театр балета. Практически сразу начал выезжать на ежегодные гастроли в Нью-Йорк. Живёт с одной женой и в своей стране. И всё время ищет и создаёт что-то новое и совершенно современное. После постановок Б.Эйфмана я теперь и не знаю, как относиться к классическому балету. Не уверена, что захочу купить билет на балет в классической постановке. Б.Эйфман слишком высоко поднял, для меня лично, планку. Теперь обязательно хочется посмотреть его "Родена".

Невозможно передать словами то, что происходит на сцене. Могу только отметить, что в его труппе существует ценз по росту. И это действительно красиво - высокие стройные артисты. Не могла представить, как можно станцевать "Анну Каренину". Оказывается можно. Можно пластикой и музыкой передать все эмоции и события этого романа. Кстати, он не относится к моим любимым произведениям, эта тема мне совсем не близка. Так же как и "Евгений Онегин". Но передать танцем такие непростые взаимоотношения - это дорогого стоит.

Б.Эйфман поставил этот спектакль в 60 лет. Однако, сколько там эротики. Это вам не целомудренный фильм 1967 года и непонятный до конца фильм 2008 года. Это настоящие, живые взаимоотношения Мужчины и Женщины. Точнее Женщины и её Мужчин. Одного любит она, а другой любит её. Б.Эйфман смог передать все чувства своих героев: взаимоотношения Анны и сына, нелюбовь к Каренину, его любовь и горькое осознание безответности своих чувств, вспыхнувшая любовь к Вронскому и постепенное затухание его любви к Анне, чудовищный по своей разрушительной силе высший свет общества и конечно же финал. Не следила за временем, но то, что начинается финал смогла догадаться сразу. Поезд практически влетел на сцену (никаких декораций не было), и Анна упала под его колёса в своём последнем танце. Мне просто не хватило платочка. Я рыдала навзрыд. Уверена, что не я одна.

В чём отличие балета Б.Эйфмана от того же "Лебединого озера"? Там ты знаешь, что это сказка, а здесь была жизнь. Жизнь во всей её некрасе. Жизнь воспринимается иначе, чем сказка, более серьёзно, что ли. Хотелось ещё отметить, что П.И.Чайковский никогда не писал музыку для балета "Анна Каренина". Б.Эйфман сам собирал из произведений композитора музыку для своего балета. Б.Эйфман создал свой балет с нуля и не зря использовал музыку гениального П.И.Чайковского. Там же, на "Анне Карениной" сделала для себя вывод, что не менее 70% успеха "Лебединого озера" - это заслуга всё того же П.И.Чайковского.

Насчитала не менее двух десятков экранизация Анны Карениной. Г.Гарбо, В.Ли в роли Анны, Ш.Коннери в роли Вронского. Начинали с немого кино, в этом году К.Шахназаров готовит премьеру с Л.Боярской и её супругом М.Матвеевым в главных в ролях. Посмотрим, что получится. Многие (особенно западные постановки) обвиняют в упрощении сюжета, мол мало раскрываются сюжетные линии Китти, Облонского, Лёвина, без них, вроде бы, фильм становится слишком далёким от романа. В спектакле Б.Эйфмана тоже нет этих героев. На сцене чаще всего мы видим диалоги между основными героями. И этого вполне хватает. Танцем и музыкой показано и счастье и трагедия всех героев этой драмы. Скорее всего, в романе были важны другие действующие герои, в фильмах тоже. Но талант Б.Эйфмана позволил понять всё, что хотел рассказать нам Л.Толстой и в такой версии романа. Показана трансформация всех героев, как они претерпевают изменения от начала действия к его финалу.

Недавно читала книгу воспоминаний о Ф.Раневской с цитатами из её неизданных мемуаров. Там она искренне и очень сильно возмущалась тому, что поставили балетные спектакли "Анна Каренина", "Евгений Онегин", "Дама с собачкой". "Они бы ещё "Гадких утят" станцевали!". Но простите, эти спектакли ставились прекрасной М.Плисецкой, и музыку к ним писал талантливый Р.Щедрин. Вот так не посмотрев, многие заявляют, что подобные произведения невозможно передать таким сложным видом искусства, как балет. Как видите можно. Уверена, что если бы Ф.Раневская взглянула на постановки Б.Эйфмана, она бы высказалась совершенно иначе. Если сравнить постановку 1972 года и эту (2005 год), то у Б.Эйфмана нет примы уровня М.Плисецкой, не задействовано такого количества артистов в массовых сценах, нет костюмов, сшитых П.Карденом. Но есть нечто такое, нечто неуловимое, что не оставляет тебя. И уже хочется купить не только билет на балет, но и билет на самолёт, что бы вновь пережить те эмоции, что бы вновь погрузиться в те переживания.

Любите современное искусство - сходите на спектакль Академического театра Балета под управлением Б.Эйфмана. Любите классическое искусство - тем более сходите на спектакль Академического театра Балета под управлением Б.Эйфмана. Сделайте свой вывод, испытайте свои эмоции. Но сходите обязательно. Жаль, что убрали разноцветную звёздочку, этому театру я однозначно ставлю оценку Рекомендую.