Кунг фу что за вид спорта. Что такое кунг-фу и как оно появилось? Основы и базовая техника стилей входящих в тунбэй: бацзи, пигуа, фаньцзы, чоцзяо

Постараемся дать краткое описание того, что представляет собой кунфу монастыря Шаолинь в современном виде, т.е. таким, каким оно практикуется в храме в наши дни.

С чего начинается обучение кунфу? – Конечно, прежде всего, с нахождения учителя. Если вы пришли обучаться в монастырь, то какой либо из монахов должен взять на себя ответственность за ваше посвящение, поскольку в Шаолине считается, что буддийское прибежище (куй и саньпао) — это необходимое условие для начала тренировки. Это первая и основная из буддийских практик, а согласно канонам Шаолиня занятия кунфу не отделимы от практики дхармы (буддийское понятие о духовном совершенствовании).

«Принятие прибежища» не просто некий ритуал — это как бы «пропуск» в истинные врата Шаолиня, приобщение к настоящей традиции. Прежде чем дать вам знания и энергию, учитель должен убедиться в вашем устойчивом намерении морального и духовного продвижения. Без получения такого благословления считается, что практика кунфу будет долгой и безуспешной, к тому же невозможно будет освоить более сложные разделы. Напоминаем о том, что кунфу в Шаолине есть следствие буддийской практики, а не наоборот. Но, этот обряд коренным образом отличается от аналогичных в других религиозных традициях. Выполнение его не отрицает приверженность к другим традициям, но требует полной осознанности и искренности в своем продвижении на пути очищения сознания. Прибежище также называют «Три драгоценности», т.е. необходимо осознать свое непротиворечие трем основным установкам буддийского учения: Будде — как всеобщему идеалу добра и справедливости, великому Учителю этого мира, источнику света и вдохновения; Дхарме — как уникальной практике духовного преображения и избавления от страданий; и Сангхе — как единому сообществу всех живых существ, идущих по пути мира и сострадания.

Конечно, кунфу занимаются не только буддисты и ритуал прибежища в настоящее время зачастую очень формален, но все преподаватели боевых искусств в Шаолиньской долине, да и многие ученики, считают своим долгом найти учителя-монаха в самом монастыре. Согласно древней пословице «Чхань цюань и тхи», т.е. «Чань (медитация) и кулак (практика кунфу) — одно тело».

Но не все монахи в Шаолине занимаются кунфу. Они делятся как бы на две части: одни из них называются Вэньсэны («культурные» монахи) занимающиеся только буддийскими практиками, а вторая Вусэны («боевые» монахи), т.е. те, кто собственно и занимается кунфу (помимо буддийских практик).

Занятия начинаются с изучения основных стоек, движений и подготовки тела. Все это называется «Цзи пэнь гун» — базовая работа. Она состоит из отработки позиций ног (бусин), самая важная из которых стойка «мабу» (позиция лошади или всадника).

В Северном Шаолине традиционно считается, что ноги являются основой работы кулака, поэтому в практике кунфу 70% тренировки посвящено ногам и только 30% рукам. Для начальной подготовки ученику необходимо освоить то, что называется «чжуан гун» (стояние в “столбе”). В записях о шаолиньском боевом искусстве говорится: “Стойка все равно, что лошадь для всадника, стойки не установлены — руки не помогут, ноги не согласованы с телом — трудно владеть собой в бою, нельзя приблизиться к противнику, стойки беспорядочны — руки беспорядочны”. «Мабу чжуан» — это стояние в стойке мабу. Существует много способов и секретов этого упражнения, позволяющих практиковать стойку весьма долго (до нескольких часов). Достигается это конечно, не столько благодаря физической тренировке, сколько способностью мобилизации внутренней энергии и умению направлять ее внутри тела (цигун). Надо сказать, что классическое исполнение стойки мабу трудно, так как имеет много требований, например:

— ступни параллельны друг другу, располагаются на расстоянии 2,5 длины;

— бедра параллельны земле;

— колено проецируется на большой палец ноги;

— позвоночник прямой(в пояснице и грудной области не прогибается) вертикальный,

— макушка(bai hui) напротив точки “hui yin”(располагается в промежности);

— копчик проецируется на линию пяток;

— стойка должна быть твердой и прочной, тело как будто по колено вкопано в землю;

— дыхание нужно сосредоточить в киноварном поле (dan tian — низ живота).

Стойка «гунбу/gong bu» — позиция лука. Передняя согнута под 90°, задняя выпрямлена, ступни направлены вперед. Стойка употребляется преимущественно для атакующих движений и также имеет много требований для выполнения.

«Тинцзыбу/ding zi bu» – стойка, напоминающая иероглиф «ding» (т). Одна нога носком упирается в землю, другая всей ступней прижата к земле, колени сжаты, спина прямая (вертикально), верхнее бедро параллельно земле.

Стойка «сюйбу/xu bu» — пустой шаг. Одна нога согнута, на ней 90% веса, другая выставлена на пол шага вперед, носком упирается в землю, голень вертикальна, взъем стопы вертикален, бёдра сжаты.

Стойка «пубу/pu bu» — стелющийся шаг. Употребляется для атак по нижнему уровню, подсечек. А также прекрасное упражнение для суставов ног. Одна нога полностью согнута в колене, голень прижата к бедру, колено развернуто наружу, вторая нога выпрямлена, обе ступни параллельны и прижаты к земле, корпус развернут к вытянутой ноге.

«Бинбу/bing bu» — соединенная стойка — ноги вместе.

«Лунсинбу/long xing bu» — шаг дракона(передне-скрестный).

Статичная работа над стойками, должна укрепить не только физическую структуру тела, но и обеспечить энергетическую поддержку (юн ци) суставам, связкам и мышцам ног. Благодаря «столбовой» работе «чжуан гун» тело и сознание обретают устойчивость и силу, необходимые для дальнейших тренировок. Поэтому говорят «Чжан чжуан — шаолинь вугун чжи и» (“Столбовая” работа — основа практики Шаолинь). Стойки, сами по себе, не несут конкретной боевой нагрузки, но незаменимы для подготовки силы и выносливости. Они как фундамент и несущая конструкция дома, являются изначальным условием и необходимым основанием для создания последующей прочной технической структуры.

Для умения двигаться, необходимо освоить основные способы шагов. Шаги несколько отличаются от стоек.

Основные типы шагов (бу фа/bu fa):

1) шан бу/shang bu — шаг вперед.

2) хоу бу/hou bu (тхуй бу/tui bu) — отступление назад.

3) цзиень бу/jian bu — «шаг — стрела», ударный быстрый шаг вперед в стойку гунбу, обычно сопровождается мощной атакой. Имеет несколько разновидностей в зависимости от стиля, но основной отличительной особенностью, как шанбу так и цзиеньбу, является то, что ступни обеих ног направлены вперед для обеспечения быстрого продвижения и смены атакующих позиций (Здесь сказывается пристрастие шаолиньской техники к быстрым стремительным атакам по фронтальной линии, причем даже скорее к набору атак).

4) тхяо бу/tiao bu — прыжковый шаг.

5) тхиень бу/tian bu, яо бу/yao bu — шаги прыжковые, но с разной постановкой ног.

6) фэй бу/fei bu — летящий (взлетающий) шаг стремительный прыжковый шаг с подтягиванием ног.

7) тхоу бу/tou bu — «шаг вора», «шаг украдкой» — шаг с перекрещиванием ног.

Нужно отметить, что трудно дать полное описание стоек, шагов и способов передвижений, т.к. вариантов их сотни и зависят от стиля или мастера. Даже внутри самой шаолиньской традиции зачастую встречаются совершенно разные толкования. Поэтому данное описание лишь один из наиболее часто встречающихся вариантов. Такая картина стоек характерна почти для всех стилей, но в каждом конкретном случае существуют свои разновидности, присущие данному стилю, например стоек «тинбу» насчитывается больше 5-ти и т.д. Стойка же «мабу» для начинающих называется «сыпхин/si ping/ мабу» — ровное, и существенно отличается от стойки продвинутого «юань/yuan/ мабу» — округлое.

дань туй (dan tui) — прямой пинающий удар ногой вперед;

дэн туй (deng tui) — толкающий (топчущий) удар;

чжэн ти туй (zheng ti tui) — прямой удар-мах вперед;

ли хэ туй (li he tui) — удар снаружи вовнутрь;

вай бай туй (wai bai tui) — удар стопой изнутри наружу;

тао гоу (dao gou) — «перевернутый крюк» — круговой удар назад;

цэ чхуай (ce chuai) — лягающий боковой удар;

ляо туй (liao tui) –“поднимающая нога”;

сао туй (sao tui) — «сметающая нога», различают: циень сао (qian sao) — передняя подсечка, хоу сао (hou sao) — задняя подсечка и ли сао (li sao) — подсечка внутрь.

Удары ногами в прыжках:

арцицзяо (er qi jiao) — удар в прыжке с подтягиванием одной ноги к груди, вторая делает дань туй;

сюань фэн цзяо (xuan feng jiao) — «стопа-вихрь» — закрывающий удар с поворотом на 360 градусов;

тэн кхун пай лиень (teng kong bai lian) — «лотос раскрывается в воздухе» — раскрывающий удар в прыжке с разворотом на 360 гр.; пхань лун кхун (pan long kong) — «дракон сворачивается в воздухе» — боковой удар в прыжке; хоу тэн кхун (hou deng kong) — задний удар в прыжке с разворотом на 360 гр.

Кроме этих основных ударов наиболее часто встречаются также движения: чхань (chan) — удар заступом, цхай цзяо (cai jiao) — удар вперед, хоу тэн (hou deng) — толчок назад, фэй цзяо (fei jiao)-прыжок с ударом вперед, шуан фэй (shuan fei) — прыжок с ударом обеими ногами,цха (ca) — трущее движение, па цзяо (ba jiao) — подсекающее движение ногой, гуа (gua) — висячий удар ногой, чжан тхи (zhang ti) — удар крюком снизу и т.д.

Кроме того, каждый стиль имеет свои разновидности исполнения движений. Отдельные движения и удары обретают оформленность в «приемах», «формах» из которых состоят «таолу» (осн. техники, комплексы) — то, что характеризует понятие «стиля», в них (таолу) и содержится основа техники,так сказать, её квинтесенция — «цюань фа».

В основу базовой работы также входит изучение основных движений рук, ног, координация “6 соединений/liu he” (ступни -ладони, колени-локти, плечи — бедра), а также работа тела, головы и глаз.

В технике рук различают «шоу син/shou xing» — формы рук и «шоу юн/shou yong» — использование рук. Основные формы употребляющиеся для защиты и нанесения ударов это — кулак (используются: «лицо кулака/mian quan» — передняя часть, «спина кулака/bei quan» — тыльная сторона, основание кулака, «глаз кулака/yan quan» — верхняя часть, выставленные костяшки пальцев), ладонь (чжан/zhang), крюк (гоу/gou) — пять пальцев собранные вместе, запястье согнуто под острым углом, «ба цзы чжан/ba zi zhang» (ладонь черепицы) — свернутая форма ладони, лапа тигра «ху чжао/hu zhao», «пальцы наподобии цветка» — пальцы раскрыты, а ладонь свернута.

Использование рук (способы):

кулак (цюань фа/quan fa): чхун цюань/chong quan — прямой удар (существует около 10 разновидностей):

ян цюань/yang quan — удар кулаком вверх, рука согнута в локте 90 градусов;

инь цюань/yin quan — удар вниз;

цза цюань/za quan — разбивающий удар сверху вниз (существует несколько видов);

фэй цюань/fei quan — летящий кулак, боковой удар;

хэ цюань/he quan — соединяющий кулак,охватывающий удар обеими кулаками вперед горизонтально;

фань пэй/fan bei — удар обратной стороной кулака;

тань пиень/dan bian – удар-плеть, основанием обеих кулаков в стороны;

пхи цюань/pi quan — рубящий удар сверху-вниз;

а также цзя/jia — подставка, кэ/ke — преграждающий, цзай/zai — всаживающий, цзуань/zuan — буравящий, кунь/gun — круговой, ляо/liao — поднимающий, по/bo — блокируюшие движения и т.д.

ладонь (чжан): пхи чжан (pi zhang) — вертикальный рубящий удар; тхуй чжан (tui zhang) — толчок ладонью вперед; цян шоу (qiang shou) – “рука-копье”, протыкающий удар пальцами вперед; цие чжан (qie zhang) — режущий удар с поворотом кисти вокруг своей оси; фан пэй чжан (fang bei zhang) — удар обратной стороной кисти; ань чжан (an zhang)- давящая ладонь; цзя (jia) — блок-подставка вверх; ляо чжан (liao zhang)- блокирующее или атакующее движение по круговой траектории.

локти (чжоу): тин чжоу (ding zhou) — удар «макушкой» локтя; пхань чжоу (pan zhou) — круговой удар вперед внешней стороной основания предплечья; хоу тин чжоу (hou ding zhou) — удар назад; шан чжоу (shang zhou)- удар вверх. Надо отметить, что полное количество ударов и приемов с использованием локтя свыше 100.

Существуют также удары тигриной лапой, когтем дракона, удары и захваты запястьем «гоу», удары пальцами, но трудно дать их общее описание, т.к. использование зависит здесь от стилевых особенностей.

Магазета представляет обзор 10 самых известных стилей, а точнее, видов традиционного китайского ушу.

Кунг-фу или гун-фу (от кит. 功夫) - термин, в современном значении использующийся за пределами Китая для обозначения китайского и является его синонимом. В буквальном смысле термин означает навык, компетенцию, мастерство отточенное годами в любом роде занятий (ремёсла, искусства, спорт и т.д). Оригинальным термином «китайское боевое искусство» является 中国武术 (чжунго ушу).

1. Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь) 少林拳

Шаолиньское ушу хорошо известно у себя на родине в Китае и за границей. Зародилось в буддийском монастыре Суншань Шаолинь, расположенном в китайской провинции Хэнань. Характеризуется мощными ударами, а также наличием многочисленных акробатических приемов, прыжками и кувырками.

  • : беседа с Машей Пипенко об ушу, тайцзицюане и уданских пацанах
  • : тысячи школ кунг-фу здесь!

2. Тайцзицюань 太极拳

Происхождение тайцзицюань - исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии (даты создания варьируются от VII до XIV века). Многими это искусство воспринимается упрощённо - либо как спорт, либо как оздоровительная гимнастика, либо как разновидность рукопашного боя. Современные виды характеризуется медленными, плавными движениями с глубоким и контролируемым дыханием.

3. Вин Чунь (Кулак Вечной Весны) 咏春拳

Вин Чунь одна из самых сильных, целенаправленных и популярных форм ушу. Использует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными атаками при сближении на крайне близкое расстояние. Известные последователи: (Е Вэнь) и Брюс Ли.

Основателем стиля был Дун Хайчуань из провинции Хэбэй. Дун Хайчуань создал стиль на основе приёмов местных стилей ушу. Отличительными чертами Багуа является применение боевой техники в постоянном круговом перемещении. Все движения связаны между собой и как бы переходят одно в другое.

Один из старейших представителей китайских внутренних боевых искусств. Имеет долгую историю использования китайскими военными. Характеризуется прямыми движениями и взрывными ударами, при этом без использования грубой силы.

Стиль южно-китайского кунг-фу, выработанный мастером Чэнь Хэном в 1836 году. Для этого стиля характерны размашистость и амплитудность мощных ударов кулаком и предплечьями. Брюс Ли положительно отзывался об этом стиле, говоря, что это единственный стиль китайского кунг-фу, который мог противостоять в боях против тайского бокса.

Название стиля означает, что сила удара у его бойцов такова, что достигает всех пределов мироздания и даже уходит ещё дальше. Стиль долгое время передавался лишь среди китайских мусульман (хуэйцев). Характерной особенностью бацзицюань считается особый взрывной выброс усилия в ударе.

Один из крупнейших стилей китайского ушу. В настоящее время он относится к числу самых популярных стилей ушу в мире. По легенде стиль основал Ван Лан, основываясь на своих наблюдениях над тем, как богомол атакует свою жертву или сражается с другим богомолом. Скорость и беспрерывность движений — визитная карточка стиля.

Современный вид ушу, созданный в 60-х годах двадцатого века. Смесь техник из различных южных стилей. Ведется на ближней и средней дистанции. Огромное разнообразие техник работы руками и обилие коротких ударов руками, при низких и устойчивых позах.

10. Чанцюань (длинный кулак) 长拳

Семейство стилей ушу с полным выпрямлением руки при ударе и дополнительным разворотом плеч для удлинения дистанции удара (иногда используется как синоним всех северных стилей). Как правило, такие стили ведут бой на дальней дистанции.

По материалам China Whisper , Википедии и других открытых источников.

Материалы по теме

В нашем разговоре о кунг фу, давайте опустим банальности. Какие? Ну, например о секретных стилях и техниках, о том какой стиль круче и сколько "смертельных" приемов он имеет, о мастерах, которые жили давно, о... Давайте поговорим о важном, о том, что же это такое и зачем оно нам нужно. Поразительно, но в век информации, в котором мы с вами живем, о кунг фу люди знают очень мало. Обычно все сводится к разговорам о стилях и о том, что кунг фу произошло из Шаолиньского монастыря... Все об этом говорят, но к стати сказать, это не правда. Кунг фу в Китае существует, по меньшей мере 5000 лет, а Шаолиньский монастырь только 1500. Но об этом и других несостыковках имеющихся в популярной литературе, поговорим позже, а сейчас о важном...


Ни что не живет так долго, как то, что действительно необходимо для человека. Нас окружает множество вещей и разных дел, но многие из них, со временем, бесследно исчезают. Остаются только самые важные, на приобретение которых люди не должны жалеть ни сил, ни времени. Древние говорили: "Время жизни потраченное не зря - это время самосовершенствования." Существует не так много способов для этого, но среди них, есть один, особенный, который включает в себя буквально все аспекты человеческого развития. Практикуя этот метод люди, на протяжении многих веков, добиваются гармонии в жизни и полной самореализации. Мы с вами говорим о кунг фу.


Вопреки расхожему мнению, кунг фу - это не вид спорта, это не забавное кино сделанное в Гонконге и конечно же, это не только приемы для самообороны. Если бы боевые искусства были только способом для драки, они давно бы вымерли. В современном мире у людей достаточно способов, чтобы разобраться друг с другом - законы, оружие, масмедиа, экономические рычаги наконец. Но вот чего современному человеку действительно не хватает, так это способа разобраться с самим собой. Невероятно, но факт, внутри нас гораздо больше проблем, чем снаружи. Эта вечная борьба с ленью, бесконечные поиски мотивации, решение моральных проблем, отнимающие много времени и сил. А здоровье? Это вообще отдельный вопрос, начав разбираться в котором, очень быстро осознаешь, что утверждение медиков о том, что сейчас здоровых людей просто нет - это правда. И что же делать? Как бы примитивно это не звучало, но нужно драться, безжалостно драться со своими недостатками за право быть не таким, как все. Нужно найти в себе смелость и принять этот вызов. Законы природы пока ни кто не отменял и все, как в прочем и всегда, достается победителю. Только, когда вы станете достаточно сильны, ваши проблемы начнут с вами договариваться, но не раньше. В нашем внутреннем мире, все, как снаружи, все уважают сильный разум, а не просто разум к сожалению. Для решения таких задач, нужно выбирать подходящий инструмент. Какой? Боевые искусства - правильный выбор.

Эффект от практики кунг фу распространяется на всего человека, как в физическом, так и в психоэмоциональном плане. Уже ни для кого не секрет, что например, рост волос и молодость кожи зависит от работы сердца и легких, а сила мышц от состояния почек. Это знает не только традиционная китайская медицина, но уже и наша с вами, европейская. Умение же контролировать эмоции держит в узде психику, что в свою очередь дает возможность нашему разуму оставаться чистым, полноценно воспринимать красоту мира и ценность жизни, если хотите.

Абсолютно все, что представляет из себя человек, кунг фу развивает и улучшает. Кунг фу это целостная система, в которой ни что не остается без внимания. Цигун, тренируя дыхание развивает сердечно сосудистую систему, укрепляет нервную, улучшает работу всех внутренних органов и стимулирует иммунитет. Гун фа, делает мышцы и сухожилия сильными, связки гибкими, а суставы подвижными. Цюань фа, приводит тело к идеальной координации, развивает скорость не только движений но и разума, который в свою очередь начиная думать максимально рационально, совсем не мешает творческому началу. А работа с противником, этот обязательный элемент боевых искусств, не только учит быть хладнокровным перед лицом опасности, но дает возможность полностью контролировать эмоции, укрепляя психику и сохраняя здоровым тело. Все это кунг фу - боевое искусство стоящее на страже здоровья, а по сути являющееся искусством жизни.

А вопрос, заниматься ли боевыми искусствами для самосовершенствования, оставьте здравому смыслу, он вам безошибочно укажет правильный ответ.


В самом Китае кунг-фу начали практиковать в монастыре Шаолинь, в провинции Хонань, в центральном Китае. Очевидно, в Китай искусство рукопашного боя было завезено буддийскими монахами из Индии в III или IV столетии до нашей эры. Некоторые историки считают, что в Индию оно попало с приходом солдат Александра Македонского. «Монастырский кулак», как он раньше назывался, не был широко известен а Китае до тех пор, пока, Шаолинь не был разрушен императорскими войсками в 575 году. И лишь только нескольким монахам тогда удалось спастись.

То было тяжелое время. Монахи, развившие движения кунг-фу в форму чередующихся упражнений, обучали своим методам местных жителей, дабы те смогли защищать себя от бесчинствующих феодалов или разбойников, странствующих по дорогам. Эти методы кунг-фу скорее всего относятся к «мягкому» типу; «жесткий» стиль развивался на севере Китая, возможно, в Монголии он намного агрессивнее, эта более атакующий стиль боя.

Как правило, мастера, практикующие северные стили, много внимания уделяют технике ударов и защиты ногами, стремительно атакуют и мгновенно разрывают дистанцию, применяют удары ногами в высоком прыжке, а также акробатические прыжки и сальто, В то время как мастера юга предпочитают глубокие защитные стойки с широко расставленными ногами, используют удары руками с короткой дистанции, ногами не выше пояса. Возможно, самым известным представителем северных стилей является клан «Eagle Claw» - «Коготь орла». Их техника включает различные удары по глазам, похожие на орлиные, они также очень стремительно захватывают горло и душат. Родоначальником этого стиля был якобы человек по имени Юй Фей, живший с 1103 по 1141 год, Со своими ударами, захватами и удушениями этот стиль не очень отличается от современного джиу-джитсу. Во времена правления династии Мин (1368 - 1644) Лай Чеюн соединил стиль «Коготь орла» со стилем, который он назвал «Фаан Цы». Это система эффективна своими удивительными ударами руками и ногами, которые наносятся в высоком прыжке. Всего, вместе взятых, возможно, наберется пять сотен различных стилей и систем кунг-фу. Около 400 лет тому назад это искусство проникло на Окинаву, а оттуда в Японию, где оно и стало известно в 1917 году, как каратэ и джиу-джитсу.

Бокс с применением ударов ногами известен также в Таиланде и в Европе, и все же экстраординарные по своей изысканности и утонченности приемы кунг-фу, несомненно, - привилегия Китая. По многим причинам китайцы всегда неохотно раскрывают иностранцам секреты кунг-фу. В последнее столетие немало китайцев иммигрировало в Калифорнию и другие западные штаты, где они часто становились объектом жесточайшего преследования и погромов, учиняемых, как правило, людьми, которые видели в этом дружелюбном, трудолюбивом народе предвестников надвигающейся Желтой Опасности, но, самое главное, жители Америки видели в них лишь дешевую рабочую силу. Китай сам был объектом все более нарастающей эксплуатации со стороны стран Запада, особенно Великобритании.

Начиная с 1870 года, в Китае стали возникать тайные общества, практикующие кунг-фу и другие воинские искусства в надежде, что все это поможет им выдворить иностранцев с их древней земли.

Этимология

В дословном переводе с китайского языка, «кунг» («гун», «гонг») (功 ) дает смысл «сила», «власть», а также «достижения» и «результаты» деятельности, работы, «фу» () дает значение человек. Иероглифы объединяются для описания любого приобретённого мастерства, достижений, полученных в процессе упорной работы за длительный промежуток времени, в том числе и в искусстве владения своим телом, разумом и энергией с целью получения превосходства в рукопашном бою.

Считается , что термин «кунг-фу» не применялся в Китае в смысле «китайское боевое искусство» до XX века, в этом значении термин не встречается в древних текстах. В современном значении термин впервые начал применяться на западе, после того, как о нем сообщи л французский иезуитский миссионер Жан Жозеф Мари Амио, в XVIII веке. Термин редко использовался вплоть до конца 1960-х, когда приобрел всемирную известность и популярность благодаря Гонконгским фильмам, с участием Брюса Ли, а позднее телесериалу Кунг-фу. В настоящее время термин широко применяется в смысле «китайское боевое искусство» в Китае и мире, являясь символом достижений китайской нации в области боевых искусств.

История

Считается, что основателем кунг-фу как боевого искусства является индийский монах Бодхидхарма, известный в Китае как Дамо. Согласно легенде, он был принцем из Южной Индии, но отказался от королевского титула и наследства, избрав для себя простую жизнь буддийского монаха. Он много путешествовал по Индии, проповедуя и распространяя учение буддизма. В те времена индийские монахи часто путешествовали в Китай, распространяя буддийское учение.

В 520 году н. э. Бодхидхарма покинул Индию и отправился в Китай. Там он обосновался в монастыре Шаолинь. Местные монахи показались ему физически слабыми и неспособными выдерживать аскетическую жизнь буддистов. Тогда он предложил монахам комплекс физических упражнений, чтобы укрепить здоровье и выносливость монахов. Упражнения оказались очень эффективными и монахи стали регулярно проделывать их, доводя свои умения до совершенства. Постепенно, на основе этих физических упражнений, была разработана система самообороны.

Ученикам внушалось, что те из них, кто сможет освоить кунг-фу, будут в состоянии преодолеть все на своем пути, и святая ярость охватывала сердца этих молодых парней, верящих в то, что они сильнее иностранных бомб и пуль, что они смогут победить своих врагов голыми кулаками и стремительными ногами. Некоторые инструкторы доходили порой до полнейшей бессмыслицы, убеждая своих учеников в том, что пули не смогут нанести их сильным телам никакого вреда. Все это привело к тому, что в начале столетия тысячи молодых китайцев бросили вызов развитым промышленным державам, включая Англию и Америку. Это событие получило название «Восстание боксеров». И, конечно же, все они погибли в неравных схватках.

Большинство из нас, еще с уроков физкультуры в школе, привыкло дышать полной грудью: руки вверх, набрали по­больше воздуха, выдохнули; снова вдохнули и т. д. Однако попробуйте так подышать некоторое время — голова закружится. Почему? Потому что мы совершаем насилие над нашим естественным типом дыхания; при учащенном дыхании происходит перенасыщение головного мозга кислородом. При недостатке углекислоты нарушаются обменные процессы, теряется координация и даже можно упасть, потеряв равновесие. На Дальнем Востоке принят тип дыхания «животом». Дыхательной практике уделяется очень большое внимание в боевых

искусствах, и, видимо, поэтому у старых мастеров часто можно видеть округлый животик (например, на гравюрах, изображающих самураев), но это вовсе не от полноты. Приблизительно на три пальца ниже пупка находится точка «дань-тянь», которую считают энергетическим центром организма. Достичь посредством правильного дыхания чувства тяжести, а затем теплоты, сосредоточить центр тяжести тела в этой точке во время выполнения боевых движений — непременное условие овладения мастерством в боевых искусствах.

Начнем и мы наши дыхательные упражнения с диафрагмального дыхания, т. е. дыхания нижней частью живота. Для этого нужно встать прямо, расслабиться и выдохнуть полностью воздух из легких. Затем начинаем вдох в три этапа: сначала «надувается» нижняя часть живота (брюшина), затем средняя часть (диафрагма) и только затем завершаем вдох грудью. Вдох производится медленно, через нос, в естественном ритме.



Гиганты кунг-фу

Лян И Цюань родился в 1931 году, известен как один из "Десяти лучших мастеров Китая". Начал изучать традиционное кунг-фу в раннем детстве под руководством своего отца. Получил государственную премию за выдающийся вклад в ушу. Известен как автор книг "Шаолинь цюань-фа", "Ушу цзяо цхай" и др.

Каждый день на рассвете в одной обычной горной деревушке уезда Нинхай (города Нинбо провинции Чжэцзян) можно увидеть силуэт человека, старательно практикующего боевое искусство. Это Чжан Хэсян, и ей уже 94 года. Нет никого в окрестностях, кто бы ее не знал: «Она все время живет в этой деревне, каждый день тренирует кунг-фу, деревенские жители все ее знают».

Чжан Хэсян начала изучать боевое искусство в возрасте 4-5 лет под руководством отца. Она изо дня в день прилежно совершенствовала и закаляла себя вот уже на протяжении девяти десятков лет, и как результат – несмотря на возраст, она подвижна, сильна, здорова.

Перед утренней тренировкой бабушка Чжан первым делом моет руки, проводит церемонию поклонения предкам и родоначальникам стиля, а потом принимает стойку всадника и начинает старательно практиковать кулачное искусство.

И так каждый день, начиная со столь юного возраста. Лишь однажды ей пришлось приостановить серьезные тренировки по причине травмы руки. Пожалуй, такому постоянству следует поучиться у этой сильной духом женщины.

Предки Чжан Хэсян переселились в эту деревушку из провинции Фуцзянь. Боевое искусство – наньцюань – в семье Чжан изучают уже на протяжении девяти поколений. Некогда этот небольшой дворик возле дома был “школой” кунг-фу. Привлеченные репутацией этого места, сюда непрерывной вереницей прибывали все желающие постигнуть боевое искусство.

“Раньше в 80-е годы было много людей, которые приходили изучать кунг-фу, каждый вечер тренировались возле дома,” – вспоминает Пин Чуан Ин, родной сын Чжан Хэсян.

Чжан Хэсян с сыном отрабатывают технику шеста.

Перед входом в дом есть извилистая дорога с уклоном, ведущая вверх. Поднимаясь и спускаясь по ней, бабушка Чжан, несмотря на свой 94-летний возраст, по-прежнему не устает и не задыхается.

Пожилая женщина живет на середине горы. Каждый день она проходит несколько крутых склонов.

Чжан Хэсян отказалась переезжать в новый дом своего сына и предпочла жить одна. В своем старом доме она не сидит без дела, все делает сама.

Даже сама ходит в соседний городок, чтобы закупить продукты питания и бытовые товары. А ведь это путь длиною в 6 километров! Пожалуй, не каждый человек намного более раннего возраста в состоянии проделать такое расстояние пешком.

“Люди, которые моложе меня на 2-3 года, используют трость, я еще пока не использую,” — во время разговора бабушка Чжан по привычке сидит на бамбуковом стуле, поджав и скрестив ноги. Стоит только преклониться перед такой гибкостью в возрасте за девяносто.

Чжан Хэсян разговаривает по-прежнему звонким голосом, а в ее рукопожатии ощущается немалая сила. Она проходила медосмотр, у нее нет никаких проблем со здоровьем.

“Люди, которые не практиковали кунг-фу, упав, могут получить травму, я же, упав, могу сразу подняться. Закалять тело и дух — в этом есть только польза, не может быть никаких минусов, ”- говорит бабушка Чжан о влиянии тренировок на здоровье. А потом с серьезным лицом добавляет:

“Тренировать боевое искусства – это еще и тренировка морали. Совершенствовать свои добродетели – самая важная практика в жизни человека”.

Многие приезжающие и некоторые ученики хотели изучить кунг-фу лишь для того, чтобы научиться драться, однако Чжан Хэсян против такого вида мышления. Она строго придерживается записей цюаньшу, где предки наставляют «изучать боевое искусство лишь для обороны, нельзя идти и притеснять других, а следует помогать ближним».

Бабушка Чжан вспомнила историю, как однажды она увидела мужчину, который избивал свою жену. Само собой разумеется, она подошла и встала на защиту бедной женщины.

Помимо боевого искусства, Чжан Хэсян обладает еще одним особым мастерством – принимать роды. В молодости она сдала экзамен и получила лицензию. За всю свою жизнь бабушка Чжан помогла родиться не менее 1000 младенцам.

Еще она умеет вышивать. Однажды даже выиграла титул «Чемпион по вышивке». Вышивать пионы – ее уникальное мастерство. Одежда многих людей в деревне – результат работы ее рук.

На кухне бабушка Чжан также мастер своего дела. Благодаря хорошим кулинарным способностям и достаточной физической силе, она некогда была даже шеф-поваром на деревенском банкете, в одиночку отвечала за 20-30 столов и справилась с этим с легкостью.

Все это доказывает тот факт, что тренировка боевых искусств способствует совершенствованию человека и в других сферах.

Жители деревни говорят, что у Чжан Хэсян сердце «женщины — рыцаря». «Она помогает в любых делах в деревне. Человек она очень хороший». И действительно, каждый день после обеда бабушка Чжан обязательно идет прогуляться в деревню, посмотреть, кому нужна рука помощи. Пин Чуан Ин говорит: “Мать наиболее счастлива, когда помогает другим”.

В прошлом году в горную деревушку Центральное телевидение Китая и даже BBC приезжали брать интервью у бабушки, которая занимается кунг-фу. Чхан Хэсян стала знаменита, в интернете ее ласково называют «кунг-фу-бабушка». СМИ стали прибывать один за другим. Не каждый молодой человек может выдержать двух – трехчасовой репортаж, однако бабушка Чжан никогда не была в плохом расположении. Она всегда энергична и со всей ответственностью относится к делу.


Сейчас в деревне по-прежнему еще есть люди, которые вечером на открытом пространстве тренируют боевое искусство. Однако в отличие от былых времен в основном это пожилые люди, молодежи мало. Пин Чуан Ин говорит: “Сейчас больше способов тренироваться по сравнению с прошлыми временами, например, игра в мяч, танцы на площади. Но сейчас жизненный стресс намного больше, чем раньше. Мы живем в материальном обществе, где каждый хочет зарабатывать деньги. И традиция обучаться боевым искусствам также изменилась до неузнаваемости”.

Конечно, сегодняшний день не сравнится с прошлым. Но бабушка Чжан все же надеется, что еще больше людей полюбят УШУ, и традиция боевых искусств будет передаваться из поколения в поколение.

Первые лучи солнца озарили тихий дворик Семьи Чжан и коснулись силуэта «женщины — рыцаря», старательно практикующей УШУ. Традиция боевых искусств продолжается…