Нарративный подход в психологическом консультировании. Нарративный подход: cоздать свою историю Нарратив терапия как инструмент коррекции личности ребенка

Нарративная терапия (с английского narrative therapy) - это область в психотерапии и психологии, которая использует нарратив.

Нарратив (англ. и фр. - narrative, лат. - narrare) - это языковой акт, передача клиентом связанных между собой историй, событий из жизни. На основании этих рассказов терапевт помогает найти клиенту решение своей проблемы и посмотреть на нее под другим углом. Благодаря диалогу и правильно поставленным вопросам клиенту открываются новые возможности.

Происхождение этого термина связано со знаменитыми авторами австралийцем Майклом Уайтом и новозеландцем Дэвидом Эпстоном. Они опубликовали книгу в 1990 году под названием «Нарративные средства достижения терапевтических целей». В своей книге они раскрывают важность историй из жизни клиентов. Как именно они их рассказывают, чему придают огромное значение, какие события наделяются положительностью и отрицательностью…

Нарративный подход

Именно тогда в 1970-1990 годах произошла трансформация в психологии, психотерапии и психиатрии. Был разработан нарративный подход. Этот подход считался и считается «волшебной таблеткой». До сих пор психологи и психиатры удивляются результатам нарративного метода. Нарративщики, задавая простые вопросы, излечивают клиентов, помогают преодолеть очень тяжелые жизненные ситуации. Вдруг дети обретают свободу от своих страхов, муж и жена снова находят вдохновение друг в друге, а у пожилых находятся силы и радость для нового дня. Возникает вопрос: в чем же секрет этого «волшебного средства»? И откуда такое название?

Narrates с латинского переводится - рассказ, повествование. Суть этого метода в акценте на рассказе клиента, его истории и как именно она рассказывается. Это говорит о восприятии человеком полученного жизненного опыта. Все люди постоянно рассказывают какие-то истории, будь то школа, выпускной, новое знакомство, университет, свадьба, рождение ребенка… Разные люди и разные истории… Эти истории складываются в последовательность событий. И в каждом из этих событий раскрывается тема. И собственно эта тема есть суть человека.

Часто люди, рассказывая истории, придают себе одни определенные черты, характеристики. Смелость, трусость, глупость, наглость, гордость…

На приеме у практикующего специалиста клиент рассказывают свою историю. И терапевт выделяет в данной ситуации не только проблемное поле, но также находит позитив, которого клиент не замечает. Эта история прорабатывается и уже в нее терапевт вписывает новую позитивную историю.

Суть подхода

1. разделении человека и его проблемы. Необходимость осознания клиентом что человек - это человек, а поступок - это поступок. Терапевт помогает понять, что человек - хороший, а вот поступок может быть плохим. И этот поступок, эта ситуация может менять самовосприятие. Человек может на какое-то время перестать видеть свои истинные ценности и цели.

2. рассмотрении проблемного поля под другим углом;

3. определении альтернативной ситуации и нового поведения.

Нарративные терапевты в отличие от специалистов других направлений в психологии и психотерапии рассматривают человека и его личностные качества в отдельности друг от друга. Если индивид считает себя ленивым, то это обрекает самого человека жить с этими качествами и не бороться. Потому что преодоление отрицательных черт требует неимоверных сил. Проще все оставить как есть, ну вот такой вот я плохой.

А нарративный подход отделяет лень и человека, помогает почувствовать себя в безопасности. Дает понять, что все хорошо, что он хороший и что эту проблему можно решить.

В нарративной практике терапевт внимательно слушает клиента и по ходу разговора задает вопросы. Его задача не решать проблему клиента, а дать возможность самому клиенту найти решение. Ведь никто другой не знает что лучше именно для этого отдельно взятого человека. Никто не вправе решать за него, что нередко делают другие специалисты.

Нарративная терапия

Отличие нарративщиков от других специалистов

Нарративщик Другие психологи, психотерапевты.
— Работают с конкретной ситуацией, а не с абстрактным мышлением.

— Разделяют человека и проблему.

— Человек - это человек. Поступок - это поступок. Человек изначально рассматривается психически здоровым, адекватным, способным решать свои проблемы.

— Специалист не осуждает и не оценивает клиента, а задает вопросы. С таким отношением человек сам воспринимает себя более спокойно. Это помогает «взять себя в руки» и посмотреть на ситуации под другим углом.

— Отталкивается не от чувств клиента, а от его действий.

— Такой подход вызывает доверие.

— Результаты решения проблемы удивляют своей быстротой. Человек переписывает свою историю наново.

— Используют уголки сознания и подсознания

— Считают, что бессознательное знает больше, чем сам человек. Работают с бессознательным.

— Рассматривают человека вместе с его проблемой.

— Человек рассматривается «больным», несостоятельным, нездоровым, неадекватным, потерявшим способность брать ответственность и решать.

— Специалист оценивает клиента, сам клиент начинает себя воспринимать в роли пациента

— Часто задают вопросы о чувствах, ощущениях клиента.

— Доверие такой подход не вызывает.

Проблема может затянуться и даже усугубиться.

С чем работает нарративный подход в психологии?

Большая часть проблем, даже «неизлечимых» можно решить с помощью нарративного подхода:

Семейные: отношение в паре, между супругами и их детьми, родственниками.

Внутриличностные: нарушение самооценки, низкой эффективности, наличие стыда, обид, отсутствие смысла жизни.

Организационные: создание хороших отношений в сообществах и организациях, обучение избегать конфликты.

Социальные: работа с несоблюдением и притеснением прав человека, с насилием, с пострадавшими в автокатастрофах и стихийных бедствиях, поддержка родных и близких пострадавших. Также нарративная терапия оказывается людям со смертельными заболеваниями. И результаты потрясают! Люди обретают внутреннюю свободу, даже если сама болезнь не исчезает. Они учатся с ней не выживать, а жить!

Новый подход не имеет противопоказаний и ограничений. К специалистам могут обращаться люди разных возрастных категорий и конфессий, с разными профессиями и взглядами на жизнь. От подростка до пожилого. Каждый найдет решение своих проблем. Каждый из них увидит свет в конце туннеля. И уже проблемы с выбором профессии, первой любви, неуспеваемости, взаимоотношений с родителями и друзьями, страх жизни или смерти не будут проблемами.

Нарративный подход. Практическая часть

Практика в нарративной терапии местами забавная, смешная, комичная, местами очень веселая и легкая, именно поэтому проблемы клиента растворяются, лопаются ка мыльные пузыри.

Так каким же образом происходит решение сложных жизненых ситуаций? Как события переписываются? И откуда берет начало новая история? Вот пример из практики нарративного подхода.

На консультацию к нарративному терапевту пришла мама с шестилетним мальчиком. Мама жаловалась, что ребенок не хочет оставаться дома один. Она воспринимала это, как каприз, проявление своего эго. По ее словам, малыш требует слишком большого внимания к себе. По причине боязни остаться без мамы с папой, ребенок не общался не только с другими взрослыми, но даже со сверстниками.

Мама и ранее обращалась к психологам, но все в один голос утверждали, что у ребенка недостаток внимания и неумение сдерживать свои эмоции. Своими диагнозами специалисты помочь не могли.

В надежде хоть на малейшую помощь, мама обратилась к нарративному практику.

Специалист начал разговор с малышом. Он задавал простые вопросы, отделяя ребенка и его эмоции: « Похоже Нетерпение и Истерика берут верх над тобой. Тебе тяжело справиться с Ними. Особенно когда все идет не так как тебе хочется». Терапевт понимает, что эмоции доставляют дискомфорт мальчику, потому что родители недовольны им. Он не дает свою оценку и в особенности не ставит диагноз, а располагает к себе. Далее терапевт задает вопрос о том, хочет ли малыш справиться с этой ситуацией. И мальчик сказал «да». Малыш понимает, что если он научиться играть один без мамы с папой, то сможет играть с другими детьми. Мальчик даже вспомнил, что были моменты, когда он оставался в комнате один после прочтения мамой сказки на ночь, и ему становилось очень страшно, но он храбрился, убеждал себя что все хорошо. И ему удавалось заснуть.

Как же переписываются истории? Какие вопросы помогают взглянуть на ситуации по-другому?

Нарративный практик уточняет, что происходит сейчас и что человек выберет делать после. Самое первое рассматривается действие. Затем намерения, цели, ценности и добирается до важных принципов, из которых строится собственно жизнь. Задаются вопросы относительно новых убеждений: на что клиент надеется, что собирается делать в дальнейшем, какие убеждения были раньше и что изменилось.

Вопросы, которые задает нарративный практик:

Выясняется ОТНОШЕНИЕ человека к проблеме: Как тебе это?

Находится ОБОСНОВАНИЕ недовольства: Почему ты так к этому относишься?

Сам человек находит РЕШЕНИЕ проблемы: Как бы ты хотел реагировать?

Поддерживает клиента, вселяет уверенность, что его НАВЫКИ И УМЕНИЯ достаточны, чтобы справиться с проблемой: Какие твои навыки и умения могут тебе в этом помочь?

Используя вопросы, приведенные выше, можно самому себе помочь, не обращаясь к специалисту.

Противопоказание к использованию этой техники: серьезные психологические травмы и клинические диагнозы.

В остальных вопросах смело можно приступать к данному методу.

Нарративные практики

Подход в нарративной психотерапии помогает клиенту занять активную позицию в решении проблемы. Он не смиряется с плохим собой, а рассматривает ситуацию в альтернативном мире. Он сам ищет выход из сложившегося положения, что побуждает его отвечать за свои действия и последствия.

P. S. Нарративный подход очень молодой метод в психологии. Но, не смотря на это, его уже используют в 47 странах мира, а это 50 тысяч практиков. В Росии нарративщиков больше 1000, но число специалистов с каждым годом растет. Каждый год проводятся конференции. На Facebook и других сайтах постоянно предоставляется новая информация, издаются книги и журналы, а также переводятся материалы с зарубежных источников. Начинающим специалистам и просто заинтересованным лицам рекомендуется для прочтения книга Майкла Уайта «Карты нарративной практики».

« » с английского языка означает «рассказ». Это понятие позаимствовали из философии для зарождения направления в 80-х годах ХХ столетия. Нарративная терапия – это результат многолетней работы австралийских психологов Майкла Уайта и Дэвида Эпстона. Однако нарративная практика и ее идеи использовались еще до их главных основателей.

Рождаясь на свет, человек не имеет сформированной системы оценочного суждения. Он не ставит границы между добром и злом, между правильным и неправильным.

Только с развитием в социуме, мы начинаем относиться к людям и их поступкам, ситуациям с определенными чувствами, анализировать их. Формируется комплексное мировоззрение.

В голове выстраивается логическая цепочка нашей жизни: прошедшие события, полученный опыт, нынешнее состояние, планы на будущее, цели. И каждому хочется, чтобы все гармонично связывалось между собой.

Но не всегда сюжет жизни включает только те события, который можно понять логикой и принять их. Часто случаются такие вещи, которые не можем осознать. Поэтому не воспринимаем, выталкиваем их за границы нашей памяти, игнорируем.

Причинами могут послужить:

  • авторитарное воспитание родителей;
  • специфика личности (темперамент и характер);
  • ограниченность развития мировоззрения;
  • навязывание общественного мнения;
  • переживание горя из-за утраты;
  • уровень культуры окружающей среды.

Если человеку удается принять события, взглянуть на них с другой точки зрения – это расширяет кругозор; дает возможность проанализировать ситуацию по-другому; принять ее; сформировать, как новый опыт. Этим и занимается нарративная психотерапия.


Краткое описание подхода

Основная форма работы с клиентом – это беседа. Он рассказывает историю своей жизни в том ключе, который всегда видел и воспринимал. Терапевт задает вопросы для уточнения тех или иных моментов.

Над каждой важной ситуацией нужно остановиться, все детально описать. Если клиент рассказывает за какое-то свое действие, то должен сказать и что чувствовал тогда, какие были мысли, что побудило его. Дальше рассматривается участь других персонажей в этом моменте. Попытаться описать их как можно обширней и красочней.

Возможно, у клиента есть происшествие в жизни, которое воспринимается с сильными негативными эмоциями. На нем психотерапевт останавливается дольше для того, чтобы человек мог увидеть хотя бы 1-2 точки зрения с позитивной, или же нейтральной стороны. Это может быть изначально неправильная трактовка действий, или не вынесено умозаключение, нет сформированного опыта. Все это нужно исправить и настигнуть.

Если клиент винит себя в каком-то повороте жизненной линии или настоящем состоянии, то терапевт пытается показать, сколько факторов влияло на ту или иную ситуацию. Поясняется, что нельзя винить во всем исключительно себя.

К работе могут подключать других людей, которые брали участие в жизни клиента. Таким образом, они делятся своими настоящими чувствами. Центральная персона терапии может сравнить и исправить тот образ, который сложился у него в голове.

Основные понятия и идеи

Каждая психологическая терапия имеет свои специфические понятия и идеи, на которых она основана. Нарративная практика (терапия) базируется на таких тезисах:

Такой вид терапии предполагает полное принятие клиента. Отсутствие контроля со стороны терапевта. Сеанс развивается не поэтапно и плану, а имеет вольное течение.

Принцип действия

Нарративная практика (терапия) пользуется рядом принципов вне зависимости от специфичности проведения сеанса:

  1. Экстернализация – вынесение проблемы наружу. Ее можно персонифицировать, дать отдельное название или полноценное имя. Клиент должен проанализировать ее, установить причинно-следственную связь. Также озвучить то, как проблема повлияла на человека, а человек – на нее.
  2. Деконструкция – клиент осознает, что именно он является автором сюжета. Это подтверждается с помощью конкретизации мировоззрения человека, которое легло в виденье истории. Доказывается субъективный взгляд.
  3. Работа со свидетелями – на сеанс приглашаются участник ситуации, чтобы они могли рассказать сюжет со своей стороны. Также центральная особь спрашивает о том, какие были впечатления от его личного рассказа. Если нет возможности реального общения, то клиент может сам попробовать представить себя другим человеком, посмотреть чужими глазами.
  4. Организовываются онлайн-сообщества, где человек делится своим рассказом, а другие – своим взглядом, похожим опытом. Таким образом, происходит обмен знаниями; клиент понимает, что не он единственный, кто попал в такую ситуацию; мнение терапевта не кажется исключительно правильным.

Методы работы в нарративном подходе

Если сеанс проводится индивидуально, то, как правило, в формате обычного повествования. Естественно, должны соблюдаться вышеперечисленные принципы.

Но при проведении групповой терапии существует целый ряд эффективных методик. Они представлены различными упражнениями. Некоторые из них:

Терапевт-психолог должен хорошо чувствовать группу, чтобы создавать план будущего сеанса. Наблюдать за происходящими действиями, внимательно слушать, но не вмешиваться.

В конце занятия проводится рефлексия. Спрашивают, что понравилось, а что нет; какой опыт получили участники; удалось ли разрешить свою проблему, посмотреть под другим углом.

С какими проблемами работает нарративный подход

Проблемы случаются в разных аспектах жизни и любом возрасте. Поэтому, применять такую психологию можно при самых различных и сложных ситуациях.

Часто используется семейный подход, когда существует проблема между родственниками. Приглашаются все участники, чтобы воссоздать сюжет с разных сторон и обсудить его. Если приходят дети, то с ними можно работать с помощью игрушек и рисунков.

Взаимоотношения в школе, университете или на работе тоже могут поддаваться разрушению. Поэтому, эффективным будет групповой тренинг.

В данной парадигме рассматриваются и проблемы людей из меньшинства или мест лишения свободы. Таким особям часто не подходит традиционная терапия.

Показания к применению

Применяется к людям с проблемами из разных сфер жизни: семья, работа, учеба, отношения с другими людьми, постановка собственных целей и ориентиров. Кроме того, методика может использовать и других нарушений.

Также терапевты работают с такими случаями:

  • тревога;
  • синдромом дефицита внимания с гиперактивностью ();
  • другие психические болезни.

Применяют и в судебно-психологической экспертизе. В частности, для анализа видео- и аудиофайлов подозреваемых.

В чем отличия нарративного подхода от других

Каждый подход в психологической терапии отличается друг от друга: своими идеями, виденьям сущности человека, теорией, практикой.

Нарративная рассматривает бессознательное, как что-то конкретное. Это может быть опыт или полученные знания. В то время, как классическая терапия (психоанализ, например) предполагает абстрактную область в сознании человека.

Как правило, клиент воспринимается, как человек, имеющий расстройство. Но в этом современном направлении пришедшего человека на сеанс принимают безо всяких предрассудков. Терапевт относится к нему, как к практически здоровому. Это сразу снимает напряжение с клиента, он чувствует себя комфортно, свободно и более уверенным.

Если классический подход больше уделяет внимание чувствам, переживаниям, внутреннему миру человека, то тут главное место обсуждения занимают действия клиента. Проводится связь между интересом и тем, как человек поступил.

Существует немного направлений, которые могут за такой короткий срок помочь человеку. Здесь не нужно углубляться в далекое прошлое, чтобы найти причину. Решают только ту проблему, которая актуальна для клиента на данный момент.

Современное состояние нарративного подхода

Это направление относительно новое, поэтому не так распространено. Но стремительно набирает обороты и занимает свою нишу. В Москве, например, проводятся различные конференции, семинары, лекции; выдаются книги; создаются тренинговые группы и программы; разыгрываются гранты. Все это способствует распространению информации и популярности.

Как проявляется положительный результат

Прежде, чем прийти к терапевту-психологу, человек ставит перед собой цель, которую хочет достичь на сеансе. Ее обговаривают во время первой встречи.

Только клиент может судить, когда стоить закончить терапию. Почувствовать эффективность можно и после первого занятия, если была одна небольшая проблема, на которую удалось посмотреть под другим углом. Или кому-то понадобится несколько сеансов, чтобы разобраться в более глобальных ситуациях и заняться самоанализом.

статья Дарьи Кутузовой

Нарративный (от лат. narrare – повествовать, рассказывать) подход – одно из самых молодых, бурно развивающихся направлений в сфере терапии и работы с сообществами. При переводе на русский язык мы сохраняем термин «нарративный» (а не «повествовательный», например), чтобы отличить этот подход от других направлений, ориентированных на работу с историями (М.Эриксон, Н.Пезешкиан, сказкотерапия и пр.), — а также для того, чтобы представителям международного нарративного сообщества было проще узнавать друг друга.

Нарративный подход возник на рубеже 70-80 годов прошлого века в ходе сотрудничества австралийца и новозеландца Дэвида Эпстона.

В настоящее время сообщества нарративных терапевтов существуют более чем в 40 странах мира; ; регулярно появляются новые книги, посвященные нарративному подходу; проводятся ; правительственные и международные организации дают гранты на проведение программ и проектов в русле нарративного подхода. Нарративные идеи и методики применяются в различных сферах – в индивидуальном консультировании, при с подростками и взрослыми, при реабилитационной работе , — и диапазон применения неуклонно расширяется.

Исторически первым, что привлекло внимание «терапевтической общественности», была успешная работа со сложными проблемами, порой считавшимися неизлечимыми. Отделение проблемы от человека, вынесение ее вовне (экстернализация ) позволяло воплотить в жизнь «шаловливый подход к серьезным проблемам», таким, как страхи, навязчивые состояния, анорексия, энкопрез, слуховые галлюцинации и пр. Если человек и проблема не суть одно , то тогда для того, чтобы преодолеть проблему и последствия ее жизнедеятельности, не надо бороться с человеком. Современная культура настойчиво предлагает людям поверить, что неспособность справляться с проблемами – признак какого-то «недостатка в конструкции» человека, какой-то постыдной дефективности или слабости воли. Экстернализация позволяет если не полностью избавиться от стыда и чувства вины, связанных с проблемой, то, по крайней мере, ослабить их. В результате человеку становится проще взять ответственность за собственную жизнь, почувствовать себя вправе выбирать предпочитаемое направление развития. Человек чувствует себя знающим, начинает лучше осознавать свою позицию по отношению к собственной жизни, к проблеме и ее последствиям, к социальным предписаниям. Если мы представляем, что проблема не внутри того или иного человека, это способствует сотрудничеству, объединению людей друг с другом для того, чтобы что-то сделать с проблемой. В силу этого часто происходит « .

Однако нарративный подход отнюдь не исчерпывается экстернализацией. Нарративный подход – это больше, чем просто набор техник. Это мировоззрение; заняв соответствующую мировоззренческую позицию, можно изобретать новые техники в соответствии с требованиями контекста.

В чем же состоит нарративное мировоззрение? В первую очередь, можно сказать, что оно отличается от модернистского. Нарративные терапевты верят, что «объективная реальность» непостижима непосредственно. В нашей жизни и в культуре сосуществуют различные описания реальности. Они не «истинные» или «ложные», а более или менее согласованные и правдоподобные. . Любое знание есть знание с определенной позиции. Необходимо учитывать социальный, культурный и исторический контекст, в котором порождается знание.

Эти описания реальности поддерживаются и воспроизводятся разными сообществами. Человек не является изолированным индивидуумом, он является частью сообществ, он «узел отношений», точка интерференции разных смысловых влияний. Некоторые описания поддерживаются сообществом особенно интенсивно. Это доминирующие дискурсы . Они проявляют власть, давая определения «правильного» и «достойного» образа жизни. Все то, что им не соответствует, вытесняется на обочину жизни, т.е. маргинализуется .

Жизнь каждого человека полиисторична . В ней состязаются за привилегированное положение разные истории. Какая-то из них доминирует. Если доминирующая история закрывает человеку возможности развития, можно говорить о существовании проблемы .

Однако всегда есть опыт, не включенный в истории. Из него можно собрать истории, альтернативные доминирующей, и выяснить, какая из них является предпочитаемой. «Исключения» из проблемной истории в нарративном подходе называются « «.
Так как нет истинных, правильных для всех историй, терапевт не может знать, что такое «правильное» развитие вообще и для данного человека в частности. Терапевт – не эксперт по жизни клиента, в этом клиент сам является экспертом.

Позиция терапевта — децентрированная и влиятельная. Это означает, что в центре разговора – клиент, его ценности, знания, опыт и умения. Терапевт своими вопросами может преумножать возможности и создавать пространство для прославления различий. Терапевт очень отчетливо осознает отношения власти и противостоит злоупотреблению властью в любых формах.

Важные принципы нарративного подхода – забота о том, кто обращается за помощью, и неэкспертная позиция терапевта. Терапевт умеет определенным образом задавать вопросы, но он не является экспертом по тому, в каком направлении и каким образом человеку следует двигаться в жизни. Человек сам является экспертом по собственной жизни. Поэтому нарративный терапевт (или «практик», как многие из них предпочитают себя называть) не навязывает тому, кто обратился за помощью (слово «клиент» тоже не употребляется) никаких методов, которые сам считает правильными. Скорее, терапевт постоянно просит его выбрать из нескольких возможных альтернативных направлений развития беседы тот, который больше всего подходит, представляется наиболее интересным, перспективным и полезным. В результате человек укрепляет контакт с тем, что для него важно в жизни – с ценностями, принципами, мечтаниями и добровольно взятыми на себя обязательствами, воплощаемыми в предпочитаемых историях его жизни.

При работе с теми, кто пережил насилие и травму, нарративный терапевт не будет заставлять клиента заново переживать травмирующий опыт ради «отреагирования эмоций»; он постарается создать безопасный контекст, чтобы этот опыт был вписан в историю человека, в осмысленную преемственность его жизни как эпизод, имеющий начало и конец. При этом акцент будет ставиться на так называемое «двойное описание», или «описание с обеих сторон» — .

«Неэкспертность» терапевта, акцент на уважительное любопытство в отношениях с людьми задает исключительную неиерархичность и инклюзивность нарративного сообщества. В нем нет «лестницы», по которой необходимо залезть, чтобы тебя посчитали стоящим человеком, а твое мнение – достойным внимания. В сообществе принята этика заботы о коллегах, а не этика контроля; принято вкладывать много сил и внимания в то, чтобы никто не чувствовал себя лишним, ненужным, игнорируемым, — в этом воплощается особый акцент на «общность», коммунитарность, в противовес индивидуалистической направленности доминирующей культуры. Даже когда мы работаем с человеком индивидуально, это все равно так или иначе работа с сообществом, в которое человек включен.

Цель нарративной терапии — создать пространство для развития альтернативных, предпочитаемых историй для того, чтобы человек почувствовал себя способным влиять на собственную жизнь, в большей степени автором предпочитаемой истории своей жизни и стал бы воплощать ее, привлекая и объединяя «своих» людей в сообщество заботы и поддержки.

Основная форма работы в нарративном подходе — пересочинение истории, (вос)создание авторской позиции (re-authoring) посредством вопросов, направленных на развитие «хорошей» истории. С литературной точки зрения хорошая история – это такая история, в которой персонажи и события описаны насыщенно , а не тонко (через описание поступка, а не называние качества); есть описание с разных точек зрения; отражены не только действия героя, но и его намерения/переживания/ценности и пр.; имеются бреши и пробелы в изложении сюжета – чтобы читатель мог достраивать сам. В рамках устной культуры «хорошая» история ориентирована на конкретную аудиторию и вызывает у нее резонанс, создавая общее переживание; вовлекает слушателей и влияет на них; помогает хранить знание о важном; реорганизует знакомое и привычное так, что становится возможным знать нечто новое.

Основные приемы нарративного подхода : 1) экстернализация (мы уже немного поговорили о ней выше); 2) деконструкция ; 3) восстановление участия (re-membering); 4) работа с внешними свидетелями (церемония признания самоопределения); 5) написание писем, создание летописей, памяток и грамот ; 6) развитие сообществ (в т.ч. виртуальных)

, или вынесение проблемы вовне, включает позиционирование проблемы в качестве антагониста в рамках нарративной метафоры. При этом исследуется влияние проблемы на человека и влияние человека на проблему. Человек определяет свою позицию по отношению к проблеме и осознает, почему эта позиция такова.

При проведении деконструкции осознается, исследуется и опротестовывается попытка других людей и сообществ быть автором истории данного человека; исследуется контекст возникновения дискурсивных предписаний, отношения власти, в т.ч. то, кому выгодно существование подобных предписаний.

состоит в том, что к работе (реально или виртуально) привлекаются другие люди и персонажи, дающие дополнительную точку зрения на человека и его историю, чтобы создать сообщество поддержки для предпочитаемой истории. Исследуется роль человека в их жизни и их миссии.

Работа с внешними свидетелями , или соприкосновение жизней общими темами – особый способ продвинуть развитие сюжета предпочитаемой истории. Слушателей истории расспрашивают о том, что у них отозвалось, какой образ протагониста, его ценностей, намерений и умений создался; почему их привлекли именно эти слова и выражения, какой их личный опыт откликается; чему их учит эта история, на что она их сподвигает.

Нарративный подход – одно из немногих терапевтических направлений, творчески использующих в работе с людьми . Поэтому написание писем , создание сертификатов, грамот и прочих удостоверений идентичности выделяется в отдельный прием.

Работа с сообществами – важное и быстро развивающееся направление нарративного подхода. Здесь часто используются приемы искусства и для того, чтобы люди вновь обрели надежду и веру в то, что они способны справиться с тяжелыми жизненными ситуациями. Организация виртуальных сообществ («лиг») помогает и их последствий, а также освобождает терапевта от бремени экспертного знания.

Нарративный подход изначально был ориентирован на работу с маргинализованными группами населения, с теми, кто «оттеснен на обочину жизни» доминирующим большинством. Многие так называемые «психологические проблемы» во многом поддерживаются предрассудками общества, стереотипами, социальной политикой, а также . Возвращение проблем «на место», т.е. в социально-культурное пространство, ведет к тому, что работа часто оказывается краткосрочной, что важно при работе терапевта в государственных учреждениях.

И преподавателя нарративного подхода – в первую очередь перед теми, для кого он работает, т.е. перед людьми, которые приходят на консультацию. Нарративные терапевты очень внимательно относятся к тому, как на их работу влияет привилегированное положение. Нарративный подход возник как Австралии и Новой Зеландии североамериканскими школами и направлениями; это был «австралийский путь». Распространение нарративного подхода за пределами Австралии (и даже шире – за пределами англоязычной культуры) ставит перед членами нарративного сообщества новую задачу: как перевести, пересказать, переложить идеи и практики таким образом, чтобы сохранился их дух, но при этом был бы учтен местный культурно-исторический контекст, традиции и обычаи локальной культуры? Это вопрос, на который нет и не может быть единственно правильного ответа, это приглашение к дискуссии и совместному творчеству. Как перевести с английского придуманные Уайтом неологизмы?.. Есть ли в России доминирующая культура, или сосуществует много разных субкультур?.. «Пересочинение» подхода на русском языке – увлекательное путешествие, приключение, и мы приглашаем читателя поучаствовать в нем.

УДК 81’25

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАРРАТИВА

М.В. Репьевская

APPROACHES TO NARRATIVE INVESTIGATION

M.V. Repyevskaya

Существует большое разнообразие подходов как к изучению, так и к определению нарратива, что является свидетельством многогранности данного понятия. Увеличение числа междисциплинарных исследований нарратива позволяет нам говорить о новом парадигмальном направлении, которое зарубежные ученые называют «поворотом к нарративу» (narrative turn). Для того чтобы понять, чем обусловлена значимость нарратива для многих современных научных дисциплин, необходим краткий экскурс в историю нарративных исследований.

Ключевые слова нарратив, повествование, подход, поворот к нарративу, нарративный текст.

There exist a great variety of approaches to narrative, its notion and development. Literature analysis shows the rise of interest to this phenomenon in different spheres. Thus, scholars introduce a new approach that is named «narrative turn». To understand and analyze the importance of narrative for different subjects, a brief historical review of the origin of this term is necessary as well as theoretical survey of the notion.

Keywords: narrative, narration, approach, narrative turn, narrative text.

В русском языке слово «нарратив» является заимствованным и происходит от латинского narrare - рассказывать, являясь родственным латинскому gnarus - знать. Таким образом, уже в самой этимологии этого понятия зафиксирована идея перевода имеющегося «знания» в «рассказывание». Рассказывая, человек не только прослеживает последовательность событий, но и интерпретирует, познает окружающую действительность и самого себя.

Как свидетельствует проведенный анализ литературы, последние пятнадцать - двадцать лет отмечены интенсивными исследованиями нарратива в самых разнообразных научных дисциплинах, следовательно - основной доминантой современных исследований нарратива является междисциплинарность, а сам нарратив рассматривается в качестве связующего компонента разных отраслей научного знания.

В нашей работе мы рассматриваем нарратив как повествование, вербальное представление ситуаций и событий, который характеризуется достаточно свободной формой изложения данных событий, не всегда соответствующей их реальной временной последовательности.

Репьевская Мария Владимировна, аспирант кафедры культуры речи и профессионального общения, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск); научный руководитель -Е.В. Харченко, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой культуры речи и профессионального общения.

В связи с изменением научной парадигмы современного языкознания на смену системноструктурной и статичной парадигме приходит динамическая антропоцентрическая, функциональная, когнитивная. Активное изучение нарративных текстов, а также сложность самого объекта научного познания привели к формированию многочисленных теорий нарратива. В нарратологиче-ской теории выделяются структурный, коммуникативный и лингвокультурологический подходы к изучению нарратива.

В рамках традиционной нарратологии предприняты попытки поднять методы лингвистики выше уровня главного объекта лингвистического анализа предложения, распространив на повествование методы анализа лингвистического высказывания. Иначе говоря, грамматические методы анализа глагольных форм переносятся на нарратоло-гический анализ текстов.

Попытки объяснить пути развития различных форм знания через признание их нарративной природы рассматриваются при лингвокультурологическом подходе к исследованию повествований. С этой точки зрения нарратив является языковым знаком, хранящим, воспроизводящим и транслирующим культурные установки народа. Этимоло-

Maria V. Repyevskaya, post graduate student of Russian Culture and Professional Communication Department, South Ural State University (Chelyabinsk); Scientific adviser - E.V. Kharchenko, Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Russian Culture and Professional Communication.

Вестник ЮУрГУ, № 25, 2012

Репьевская М.В.

Подходы к изучению нарратива

гический анализ подтверждает эксплицитную фиксацию познавательной функции нарратива в значении слова. Такой подход позволяет осветить национальные образы и ментальности народов мира1, этнокультурные модели поведения, зафиксированные в том культурном наследии, которое представлено обширным пространством нарративных текстов. В рамках данного подхода предприняты попытки классификации типичных сюжетных ситуаций на основе поиска археосюжетной матрицы связывания событий в историю2, а также исследуются различные модификации базовой инфраструктуры протосюжетных схем, степень редуцированности или гипертрофированности мировой фабулы, обнаруживаемой в явной или скрытой форме в повествовательной схеме.

С позиций структурно-семантического подхода сделаны попытки охарактеризовать коммуникативную структуру нарративных текстов, построить типологию повествования с учетом многообразных способов выражения точек зрения нарратора и персонажей3.

Прагмалингвистический подход, суть которого состоит в освещении экстра- и интралингвисти-

ческих характеристик процесса наррации, к исследованию перформативного измерения нарративов открывает широкие перспективы в выявлении их воздействующего потенциала для формирования и продвижения идеологически целесообразных образов человека, культуры, языка, истории4.

Постоянно растущий интерес к возможности использования нарративных текстов в общекультурном пространстве и в области различных научных дисциплин в качестве средства социального взаимодействия и манипулирования, с точки зрения порождаемых смыслов, речевых стратегий и тактик, превращает нарратив в интересный объект для исследования.

1 Томахин Г.Д. Реалии - американизмы. Пособие по страноведению: учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. М.: Высш. шк., 1988. С. 239.

2 Федорова В.П. Формирование нарративной компетенции как способа моделирования вторичного языкового сознания (английский язык, языковой вуз): дис. ... канд. пед. наук: М., 2004. 194 с.

3 Там же. С. 94.

4 Томахин Г. Д. Цит. соч. С. 239.

Серия «Лингвистика», выпуск 15

Наррати́вная терапи́я (англ. narrative therapy) - возникший на рубеже 70-80 годов XX века подход в сфере психотерапии и работы с сообществами, использующий метафору нарратива. Непосредственными авторами данного подхода принято считать австралийца Майкла Уайта и новозеландеца Дэвида Эпстона.

Цель нарративной терапии заключается в создании вокруг клиента пространства для развития альтернативных, предпочитаемых историй, которые дадут ему возможность почувствовать себя способным повлиять на ход течения собственной жизни, стать непосредственно автором своей истории и воплотить её, привлекая «своих» людей для повышения чувства заботы и поддержки.

История

У истоков нарративного подхода стоят идеи, разработанные в различных областях научного знания: в психологии (Дж. Брунер, Т.Сарбин, Л. С. Выготский и др.), в этнографии (К. Гирц, Э.Брунер, В.Тернер), этнографии психологии теории литературы (В. Я. Пропп, М. М. Бахтин, Н. Фрай), истории систем познания (М.Фуко, К.Герген), биологии и теории систем (Г.Бэйтсон, У.Матурана).

Майкл Уайт и Дэвид Эпстон объединили эти идеи и на свет появилось направление, получившее название «нарративная практика». Однако, важно заметить, что заслуга в становлении данного течения в консультировании не принадлежит исключительно М. Уайту и Д. Эпстону. Активное использование метафоры нарратива было замечено в социальных науках в 1980-х годах. Так, в 1986 году были опубликованы статьи Теодора Сарбина «Нарратив как базовая метафора для психологии» и Джерома Брунера «Жизнь как нарратив». Работы данных авторов оказали достаточно сильное влияние на развитие нарративных школ в мире.

Брунер говорил о том, что в человеческом мышлении можно выделить два модуса: логико-парадигматический (внеконтекстный) и нарративный (контекстуализированный). Последний в свою очередь является основным средством осмысления жизненных событий и переживаний людей.

Первая Международная конференция по нарративной терапии и работе с сообществами состоялась в 1999 году в Аделаиде, Австралия а в июле 2011 года в Эль-Сальвадоре, Бразилия состоялась уже десятая. Интерес к нарративной практике не ограничивается конференциями, ежегодно публикуются книги, выходят периодические издания как международного, так и национального характера. Нарративная терапия и работа с сообществами активно развивается получила распространение во многих странах мира - за исключением стран Средней Азии, Аравийского полуострова и Северо-Африканского побережья Средиземного моря. В будни российских консультантов нарративная практика ворвалась на рубеже века, в контексте обучения семейных терапевтов. Начиная с 2004 года, семинары с зарубежным преподавателями получили характер регулярных. Ряд отечественных нарративных практиков также проводит обучение тех, кто заинтересован в освоении данного подхода.

Основные понятия и идеи нарративного подхода

Метафора нарратива, представляющая собой последовательность событий во времени, объединенных темой и сюжетом, является ключевой для понимания жизненных событий и переживаний людей в нарративном подходе. Нарративный практик ставит перед собой цель - создать условия для насыщенного описания предпочитаемой истории человека, обратившегося за консультацией. По мнению нарративных терапевтов, «объективная реальность» является труднопостижимой. Любое знание, которое имеется у человека, по мнению нарративных терапевтов, есть знание с определенной позиции. Что важно, так это то, что необходимо учитывать социальный, культурный и исторический контекст, в котором оно порождается. В логике нарративного подхода принято считать, что жизнь каждого человека полиисторична. В ней разные истории состязаются за право быть в привилегированном положении, какая-то из них доминирует. Если доминирующая история является препятствием для развития, можно говорить о существовании проблемы.

Также нарративные терапевты указывают на наличие опыта, не включенного в историю. Из него можно собрать истории, альтернативные доминирующей, и выяснить, какая из них является предпочитаемой. «Исключения» из такой проблемной истории в нарративном подходе называют «уникальными эпизодами».

Помимо этого сторонники нарративного подхода полагают, что любое проявление опыта основывается на отличии этого опыта от его иного, от того, что можно назвать «отсутствующим, но подразумеваемым» в этом опыте. Так, человек говорит об отчаянии, потому что он может сравнить «отчаяние» с чем-то известным ему, что отчаянием не является. Например с «радостью» или «уверенностью в завтрашнем дне». Так как не существует правильных историй, которые подходят всем, терапевт не может знать, что такое «правильное» развитие вообще и для данного человека в частности. Один из самых главных принципов гласит: терапевт не занимает экспертную позицию в жизни человека, сам клиент является экспертом.

Терапевт (или «практик», как многие из них предпочитают себя называть) не навязывают тому, кто обратился за помощью (слово «клиент» тоже не употребляется") никаких методов, которые сам считает правильными. Задача терапевта состоит в том, чтобы человек выбрал из нескольких альтернативных направлений развития беседы тот, который наиболее нравится самому клиенту. За счет этого происходит укрепление контактов с теми ценностями и принципами, которые являются для него наиболее важными в предпочитаемых историях его жизни. Терапевт, выступая в качестве соавтора, является экспертом не по содержанию опыта человека, с которым ведется работа, а по задаванию вопросов.

Позиция терапевта является децентрированной и влиятельной. Это означает, что центральной фигурой всегда будет клиент, его ценности, знания, опыт и умения. За счет своих вопросов консультант создает пространство для выяснения различий. Он отчетливо осознает отношения властной позиции и противостоит злоупотреблению ею. Занимая «неэкспертную» позицию, терапевт делает особый акцент на уважительное любопытство, что задает неиерархичность нарративного сообщества. Это является достаточно необычным подходом. В сообществе нарративных практиков вы не найдете «лестницы», по которой необходимо взбираться, чтобы достичь определенных успехов и твое мнение считалось достойным внимания. Также среди нарративных практиков принята этика заботы о коллегах, а не этика контроля; принято уделять большое внимание тому, чтобы никто из коллег не чувствовал себя игнорируемым. Нарративные практики говорят о том, что даже, когда они работают с человеком индивидуально, это все равно является работа с сообществом, которому он принадлежит.

Методы работы в нарративном подходе

В качестве основных методов нарративного подхода выделяют следующие:

  1. Экстернализация проблемы (вынесение проблемы вовне) представляет собой представление проблемы в качестве некого антагониста в рамках нарративной метафоры. При этом внимание обращается на влияние проблемы на человека и влияние человека на проблему. Человек определяет свою позицию по данной проблеме, выясняет почему она такова.
  2. Деконструкция - поиск оснований для идей и позиций клиента. Данный метод позволяет человеку осознать, что именно он является автором истории, а не кто-либо другой. Изучается контекст возникновения дискурсивных предписаний, отношения власти, в том числе кто влияет на них и то, кому выгодно существование подобных предписаний.
  3. Восстановление участия (re-membering) - к работе, реально или виртуально, привлекаются другие люди, дающие дополнительную точку зрения на человека и его историю с целью создания сообщества поддержки предпочитаемой истории.
  4. Работа с внешними свидетелями - человек обратившийся за помощью, рассказывает свою историю не только терапевту, но и другим людям (свидетелям), которых после рассказа спрашивают о том, какой посыл они получили, каким теперь видят образ человека, какими видят его ценности и принципы. Свидетели подробно рассказывают, почему их привлекли те или иные слова, какой их личный опыт откликается, какие знания они приобрели за счет этой истории. Этот приём входит в церемонию признания самоопределения человека.

Современное состояние нарративного подхода

В настоящее время нарративный подход активно развивается. Сообщества нарративных терапевтов уже появились более чем в 40 странах мира и распространение идей нарративных практиков только набирает свои обороты. Так опубликовано уже более 1000 статей; регулярно в свет выходят книги посвященные этой теме; проводятся международные и национальные конференции; разыгрываются гранты на проведение программ в логике нарративного подхода итд. Нарративные идеи и методики задействованы в различных сферах консультирования: это и работы с семьями, и работы в школах, и примирительные программы с подростками и взрослыми, и работа с пострадавшими от насилия, и экстремальные ситуации, - и сфера применения нарративного подхода постоянно расширяется.

Если же рассматривать более частные случаи, то нарративная практика эффективно применяется в работе с людьми и сообществами, пережившими любого рода травму, например: оккупация, геноцид, лагеря беженцев итд. Также ведется работа с любыми меньшинствами, с заключенными в тюрьмах или с людьми, для кого традиционная психотерапия является не доступной в силу культурных или религиозных особенностей.