Обряд сжигания. Как правильно отпускать старые вещи, чтобы приходили более лучшие новые. Видео: обряды и ритуалы на Масленицу

Наши предки признавали себя потомками Богов. Каждый словен-русич считал свое тело Храмом Духа Творца – Рода Всевышнего. Проводником Его Света. Потому тело и душа русича всегда были чистыми — грешно было ходить среди людей грязным и неопрятным как телесно, так и душевно. Это было поводом для насмешек окружающих сородичей. Потому тело и душу очищали издавна в бане и другими способами.

Предки всегда очень любили и уважительно относились к своим вещам: одежде, обуви, ремесленным изделиям и т.д. Во-первых, потому, что они были плодом, как правило, долгого и напряженного труда, и в них вкладывалась часть души человека. А, во-вторых, потому, что вещи, длительное время соприкасаясь с людьми, становились наполненными божественной силой Живы (жизни) и приобретали осознанность.

Потому предки считали все окружающие их вещи, сделанные руками, живыми и мыслящими. Они разговаривали с вещами, благодарили их за помощь в тех или иных делах.

Существует эгрегор вещей – мир вещей по-нашему. Мир вещей может как помогать человеку, так и вредить ему. Все зависит от того как человек относится к вещам: потребительски или с любовью.

Для того, чтобы мир вещей помогал, необходимо соблюдать два правила:

  1. Купил, обменял или получил в дар вещь – используй ее по назначению.
  2. Если в течение года не используешь вещь – продай, подари и утилизируй ее.

Использовать вещь — значит осознанно или неосознанно обмениваться с ней Живой. На Востоке Живу называют Праной, Ци. Она - Богиня, с ней можно общаться. Поскольку вещи – живые, то надо научиться чувствовать какие из них дают силу, а какие отнимают ее.

Следует правильно избавляться от вещей, которые ни разу не использовались в течение года, они занимают пространство дома и отбирают силу. Выбрасывать вещи нельзя, надо их либо дарить-продавать, либо закапывать в землю или сжигать, иначе они обижаются и отнимают силу.

Кроме того, если выбросить старую ношенную вещь, то с ней уедет на свалку и много Живы (жизненной силы-энергии), которая будет разлагаться несколько лет вместе с вещью. А это уже схоже с сильной порчей, которую по незнанию сам на себя накладывает человек.

Предки все это прекрасно знали, потому сор из избы не выносили. Весь мусор, все старые вещи в основном сжигали в печи. При этом, поскольку ткань была дорогая, то одежду из нее использовали до последнего, что называется. Перешивали, передавали по наследству в сундуках. Из совсем истрепанной одежды делали обережные куклы, половики. И только потом честно отработавшие свое куклы и половики сжигали, отпускали в Навь (тонкоматериальный мир) души тканей и весь накопившийся на них негатив.

Традиционно четыре раза в год на каждое Равноденствие и Солнцестояние делается обряд, во время которого на очистительном костре происходит сжигание старых вещей.

Если негатив раньше накапливается, то можно сжигать вещи в любое время. Мы обычно делаем это на даче. Но можно сжигать где угодно, в том числе и в печке в своем доме или бане. Лучше всего это делать на убывающей Луне, тогда Месяц дополнительно помогает убирать негатив.

На природе летом желательно в металлической бочке костер делать, либо на камнях, бревнышках или металлическом листе, чтобы не обжигать Мать Землю. Лучше специально выбрать площадку, чтобы трава и кусты случайно не загорелись. Очень хорошо это делать рядом с озером или речкой. Там ничего не загорится.

Я сжиганием занимаюсь с 1999 года. Помимо утилизации вещей еще и происходит личное очищение, когда просишь «Батюшка Огонь, очисти меня». В этот момент идет очищение трех царств внутри: золотого (голова), медного (грудь) и серебряного (живот). После этого всегда лучше находишь выход из тяжелых положений, и выходишь на новый уровень духовного роста и общественного признания.

Можно разговаривать с огнем, дышать и умываться им. Можно произнести: «Батюшка Огонь, Семаргл Огнебожич, все то зло, что мне кто-то причинил вольно или невольно, сознательно или несознательно, забери с меня, с супруга-супруги, с детей, с родителей (тестя, тещи, свекра, свекрови), с братьев и сестер. Также забери, пожалуйста, все худое с квартиры (дома)». По вашей просьбе огонь начинает вытягивать из квартиры или дома все плохое: ссоры, болезни, зависть, сглазы, порчи и т.п. Все будет прекрасно сгорать.

Можно также свою болезнь, беду и другое зло выговорить на свою одежду, и сжечь. Вращайте руку с вещью по часовой стрелке, и говорите: «Как нить прядется из кудели, так и моя болезнь переходит на эту вещь». Затем завяжите вещь узлом, и отправьте ее в огонь. В голове держите образ того, что узел завязывает болезнь в вещи. При этом надо проследить, чтобы вещь сгорела до тла вся целиком.

Аналогично можно взять вещь больного родственника, перевести его болезнь на нее, и тоже сжечь.

По опыту вместе со старыми своими и детскими вещами и обувью мы сжигаем обязательно накопившиеся волосы и ногти, а также все лишние картон и бумагу, в том числе и ту, на которой делались писанки. Писанка – это метод очистительного письма, когда человек выписывает на бумагу какие-то свои беды, болезни, страхи. Мы пишем писанки на офисных черновиках.

Выговариваем свои боли, беды и болезни как на одежду, так и на куклу Недоля. Данную куклу мы делаем периодически кому-нибудь из детей. Куклу Недоля нужно обязательно сжигать до тла. Так все плохое уходит в Навь. Старые обережные куколки тоже сжигаем, отпускаем их души с миром на волю в Навь.

От себя добавим: будет просто великолепно, если русские женщины и девушки спалят все свои мини-юбки и блузки с открытым пупком. Это сделает их значительно здоровее, сильнее и плодовитее. Хранители русской традиционной культуры постоянно подчеркивают, что крепкие семьи и здоровые дети водятся там, где женщина бережет от посторонних взглядов свои прелести: живот, половые органы и т.п.

Небольшой лайфхак напоследок: как следует утилизировать старые неиспользованные вещи, так надо постоянно чистить свой компьютер и телефон от ненужных файлов – техника лучше начинает работать. Ведь любая информация обладает способностью как наполнять силой, так и забирать ее. Неиспользуемая информация забирает силу.

В заключение уточним некоторые тонкости обряда:

  1. Когда вы проводите обряд на природе, то надо обязательно договориться с духом места. Объясните ему зачем вы пришли. Желательно какую-то требу положить: хлеб, пирожок, блинчик, мед, яблоко, монеты. Если ничего нет с собой, то просто со словами благодарности плюньте на четыре стороны света.
  2. Перед сжиганием огню также надо требу положить в костер: достаточно налить масло подсолнечное нерафинированное.
  3. Обязательно после сжигания словами поблагодарите духа места (поклонитесь с правой рукой у сердца на 4 стороны) и огонь за помощь в очищении.
  4. Старую одежду и обувь можно как сжигать, так и закапывать в землю.
  5. Во время солнцестояний и равноденствий обязательно сжигается что-нибудь из одежды, причем на вещь наговариваются все накопившиеся в семье беды, болезни, черную магию.
  6. Вещи, которые человек носил во время тяжелой болезни или травмы, сжигаются с наговором на них болезни-травмы и завязывания узла.
  7. Вещи, купленные и ношенные в несчастливом браке, после развода сжигаются с наговором на них всех семейных несчастий и завязывания узла. Также особенно женщине хорошо обстричь волосы, которые с наговором на них всех семейных несчастий тоже сжигаются в огне. Все фото, если в браке не было рождено детей, тоже лучше сжечь. После этого отрастают новые волосы без энергетики беды, и покупается новая одежда, что создаст условия для вхождения в более счастливую жизнь. Правда, также надо будет еще и душу очистить через писанки, душевную беседу и другие народные методы. И наполниться новыми силами через расширение круга знакомых, путешествия, общение с природой и добрыми людьми.
  8. Если умер тяжело больной или несчастный человек, то все его ношенные вещи лучше сжечь. Также желательно сжечь матрац (с деревянной кроватью), на котором он спал – это проход в темную Навь, который надо закрыть сжиганием на костре.
  9. Сжигать ненужные вещи лучше на стареющей луне.
  10. Надо стараться, чтобы не попадать под дым от сгорающих старых вещей, особенно заговоренных.
  11. После обряда желательно принять душ и смыть возможные остатки негативной энергии.
  12. В очистительном костре нельзя сжигать полиэтилен, пластик и другие аналогичные материалы. Но одежду и обувь из синтетических материалов сжигать в костре можно. А вот в печке одежду и обувь из синтетики сжигать нельзя.

Сергей Лазарев
Образовательный клуб «Земун»

____________________________________________________________________________________________________________

Огонь — эффективное средство в борьбе с негативом. Эта простая практика очистит не только вашу физическую, но и духовную энергетику.

Обряды очищения огнем являются самыми простыми и безопасными с точки зрения воздействия на энергетику. Растущая Луна усилит желаемый эффект.

Большое количество обрядов для очищения проводятся с помощью силы огня. Для этого часто используют пламя свечи, которое позволяет сосредоточиться на проблеме, очистить мысли и избавиться от любой неприятности.

Как пламя свечи поможет очиститься от негатива и обид

Самый простой способ избавления от негатива заключается в следующем: напишите на листке бумаги то, что вас тревожит, и сожгите над пламенем свечи. Данный метод используется в случае одновременного негативного воздействия: дурные слова в ваш адрес, ссора или конфликт.

Для того, чтобы обряд подействует, человеку необходимо искренне верить в благополучный исход ритуала. Включите в подготовительный этап медитации для очистки сознания и наибольшей сконцентрированности.

Как проводить обряд очищения

Вам понадобится полчаса свободного времени и уединение. Приготовьте свечу (церковную или обычную — не имеет значения), лист бумаги и ручку (желательны темные чернила). Зажгите пламя и сосредоточьтесь на нем. дышите размеренно, чтобы огонь не колыхался от потоков воздуха.

Возьмите ручку и начните рисовать. Не смотрите на бумагу, думайте о тех обидах, которые не дают вам покоя. В какой-то момент вы почувствуете мощный всплеск эмоций. Мысленно выталкивайте их из себя, не стесняйтесь кричать, можете выругаться. Через какое-то время вы почувствуете облегчение. Закройте глаза и расслабьтесь. Исписанный лист сожгите над свечой и смойте пепел под проточной водой, либо развейте по воздуху.

Очищение от болезни и бедности

Этот обряд лучше проводить дома, чтобы была задействована энергетика помещения, в котором вы находите укрытие и защиту.

Возьмите большую широкую свечу, желательно красного цвета. На плотном куске бумаги напишите те недуги, от которых хотите избавиться, сделайте из него кулек и поставьте туда горящую свечу. Обойдите ваше жилище вдоль стен, уделяя внимание углам и закуткам. Прочтите молитву для очищения дома или заговор от болезней . По окончанию ставьте свечу в кульке в таз и дайте ей прогореть до середины. Бумагу предайте огню, пепел смойте проточной водой.

Поставьте свечу на стол, зажгите ее снова и всмотритесь в пламя. Как только почувствуете отрешенное состояние, начинайте заговаривать пламя на денежное благополучие произнося следующие слова:

«Несу богатство, иду с деньгами, крепко держу руками. Несу не для чужих, а для своих. Аминь».

После окончания ритуала свечу погасите и спрячьте. Повторять ритуал следует от трех до семи раз.

Не забывайте, что искренняя вера творит чудеса. Для усиления эмоциональной устойчивости используйте в своем доме благовония. После проведения ритуала подметите все помещения веником или пропылесосьте: так отрицательная энергия уйдет из вашей жизни и дома вместе с пылью. Пусть ваш дом всегда остается чистым и не забывайте нажимать на кнопки и

02.11.2016 03:19

В современном мире каждый второй стремится к лучшей жизни и мечтает изменить свою Судьбу. Однако...

Осенью энергетические потоки обновляются. В связи с этим каждый может изменить энергетику своего дома, изгнав...

Масленица считается одним из самых древних праздников, ведь она существовала на Руси еще в языческие времена. Именно с той поры сохранились некоторые обряды, такие как выпекание блинов, сжигание чучела на масленицу и прыжки через костер.

Несмотря на то что часть ритуалов имеет некий языческий подтекст, традиции современного торжества плотно переплелись с религиозными канонами. Зачем и когда жгут масленицу, и какой смысл вкладывается в данный ритуал?

Истоки традиции

Сжигание чучела на масленицу - обряд очень важный, смысловой, напрямую относящийся к плодородию. Много веков назад верили, что через жертвоприношение можно избавиться от любых бед и невзгод. Именно поэтому само чучело изготавливалось по образу и подобию человека. К тому же, масленицу обожали обряжать в разнообразные женские платья, ассоциируя ее с уходящей зимой.

По каким же конкретным причинам происходило сжигание чучела в древности?

  1. Люди верили, что вместе с гибелью масленичного чучела из жизни уходят все печали и невзгоды.
  2. Также подобный обряд был символом проводов зимы.
  3. У сжигания чучела было и еще одно важное назначение: улучшение плодородности земли, ведь через ритуальную смерть масленичного чучела к жизни возвращались плодоносные земли.

Сожжение чучела масленицы действительно было ритуалом важным и смысловым, но лишь в древности. Сейчас к нему относятся с уважением, но не более. Люди больше не верят в необходимость ритуального жертвоприношения ради увеличения будущих урожаев, превратив сожжение масленицы в увеселительную забаву, напрямую означающую начало Великого поста.

Впервые о данной традиции упоминается еще в первых письменных источниках, касающихся древнерусского государства. Тогда праздник длился не 7, а целых 14 дней, и порой за это время происходило сразу несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Для древних славян было важно не только предать образ масленицы огню, но еще и провести ритуальное захоронение пепла. Считалось, что пепел обязательно стоит зарыть в землю, поскольку это повышало урожайность полей и означало окончательный приход весны. Сейчас подобное захоронение пепла практически нигде не происходит.

Особенности создания масленичного чучела

Один из самых популярных вопросов, возникающих в преддверии праздника, - о том, зачем жгут чучело на масленицу. Особенности религиозного и языческого подтекста подобного сожжения уже были описаны выше, теперь осталось узнать, какие же существовали нюансы создания самого чучела. Данный символ торжества всегда создавался по следующим правилам:

Практически всегда символ торжества создавался еще в понедельник, в первый день празднования масленицы. Тогда его только начинали делать из соломы, попутно обряжая в женскую одежду. Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника. Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне.

Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья. Сожжение чучела происходило не только на центральных площадях, но и во дворах многих домов.

У некоторых народов было принято не сжигать ритуальное чучело, а топить его в проруби. Однако данный вариант протекания обряда довольно быстро канул в лету из-за своей незрелищности.

При создании данной фигурки практически всегда использовались ненужные вещи, от которых человек хотел бы избавиться. Сжигая их вместе с чучелом, каждая семья не только надеялась на отличный урожай, но и очищала собственное пространство, уничтожая все лишнее и мешающее семейному благополучию.

Подробный сценарий обряда сжигания

История чучела на масленицу берет свое начало еще в языческие времена, когда у данного обряда был четкий религиозный подтекст. Тогда сжигать огромную фигуру было принято рано утром в воскресенье.


В некоторых губерниях существовала и традиция сжигания маленьких соломенных фигурок. Такие фигурки изготавливались в нескольких экземплярах, и каждая из них означало нечто, с чем человек желает попрощаться. Так, например, сжигая маленькие чучела, человек мог пожелать избавиться от хвори или от несчастья в любви.

Интересные обряды, связанные с масленичным чучелом

Поскольку праздник был поразительно популярным, его сценарий порой заметно видоизменялся. Так, например, в некоторых губерниях не сжигали чучело, а символом торжества становились люди, наряженные на манер соломенных фигурок. Обычно символом торжества делали красивую девушку, но могли нарядить и старуху или же местного уважаемого человека.

Повозив этого наряженного в специальный костюм человека по всей деревне, люди бросали его в снег и вываливали там в течение нескольких минут.

Также видоизменялся и обряд сжигания самого чучела. В костер бросали все подряд, начиная от маленьких фигурок и заканчивая деревянными поленьями. Что же могло отправиться в такое кострище вместе с фигурой из соломы?

  • В некоторых губерниях проводили религиозное сжигание колеса из дерева, которое было символом солнца.
  • Также люди могли кинуть в костер бумажки с пожеланиями и просьбами.
  • Зачастую религиозному сожжению подвергались и старые вещи, например лапти или рубахи, и с их помощью люди пытались избавиться от напастей.

В Костромской губернии существовала традиция сжигания «соломенного мужика». Каждый житель деревни брал небольшой пучок соломы и кидал в общую кучу, под ноги фигуры из соломы. Когда набиралось достаточное количество легко воспламеняющего материала у ног мужика, его поджигали, символизируя таким образом проводы мороза и холода. Также в Костромской губернии многие мужики отправлялись путешествовать на повозках по городу в специальных соломенных колпаках. В наступлением вечера эти колпаки сжигались, как символ наступления весны и прощания с зимой.

Сразу же после сжигания подобного чучела люди отправлялись домой или же в церковь. С последними проблесками костра заканчивался и праздник, а значит наступало время Великого поста. Считалось, что ритуальное сожжение очищало душу каждого человека, и теперь люди могли жить в ожидании чего-то светлого и памятного.

Современный смысл традиции

Зачем сжигают масленицу сейчас - вопрос совершенно иного порядка, поскольку у современного ритуала нет абсолютно никакого религиозного подтекста. В течение целой недели люди обильно потребляют блинчики, а сжигание соломенного чучела становится скорее развлечением, нежели неким ритуалом с особым смыслом.


Традиции празднования масленицы постоянно изменялись и трансформировались из-за того, что служители церкви выступали за отмену торжества. И Екатерина II, и Петр I ратовали за отмену праздника, но для простого народа масленица уже давно стала не символом языческих традиций, а важной частью будущих религиозных торжеств.

Курганные могилы с сожжением известны во всех киевских некрополях. По обряду кремации погребения делятся на трупосожжение с остатками кремации на месте и трупосожжение с остатками кремации на стороне. Последние представляют собой остатки пережженных костей, сложенных в глиняные сосуды (урны). Костры, на которых сжигали покойника, достигали иногда 2-3 метров в диаметре. Что касается предметов, сопровождавших похороненного, то они сгорали или подвергались действию огня и их численность была незначительна.
Сжигали людей различных общественных слоев. Отличия между такими похоронами заключались лишь в том, что похороны богатых (конечно, киевской знати) сопровождались большей пышностью и сложностью обряда, более богатым и разнообразным инвентарем. В рядовых курганах обнаружены остатки бронзовых перегоревших украшений (пряжек, бубенцов, застежек), железные ножи, глиняные сосуды, кости животных, мясо которых съедали во время тризны. Такие погребения принадлежали рядовым жителям старого Киева.
Но больше всего предметов было в курганах киевской знати. Интересное погребение с сожжением обнаружено в конце 90-х годов XIX в. в усадьбе Софийского собора. Из огромного кострища, находившегося на значительной глубине, особое внимание исследователей привлекла бронзовая курильница.
і Один из курганов был раскопан в 1937 г. в усадьбе Десятинной церкви, неподалеку от фундамента ее западной стены. Здесь найдены остатки сожженных человеческих костей, различные металлические и костяные изделия, подвергшиеся действию огня и лежащие в слое золы и угля. Сохранились многочисленные фрагменты костяных пластинок (накладок), украшенных орнаментом (из кружочков с точкой в середине), разнообразные бронзовые бляшки с серебряной инкрустацией (некоторые с изображением шестиконечной звезды на лицевой поверхности), бронзовая литая пряжка, наконечник от ремня, астрагалы для игры, сердоликовые и матовые бусы, глиняное пряслице. Очевидно, здесь сожжен знатный дружинник с рабыней или наложницей, на что указывают найденные предметы.
В раскопанном в 1955 г. погребении но улице Владимирской, 7-9, кроме кальцинированных человеческих костей и костей барана, в кострище найдены плечевая кость тура и обломок турьего рога, тазовая кость коня, железный наконечник стрелы, византийская монета императора Льва VI (886-912). Следует отметить, что обугленные бревна, лежавшие под тупым углом один к другому, вместе с кучей угля на глубине свыше трех метров, были, очевидно, остатками деревянной ладьи, в которой по славянскому обычаю сжигали умерших.
Типичное захоронение в ладье было раскопано в языческом могильнике, существовавшем в ранний период древнерусского города Белгорода, расположенного вблизи Киева. Погребальное сооружение представляло собой выдолбленную лодку. Рядом находилась ритуальная площадка, устроенная в неглубокой овальной выемке кострища на прямоугольном земляном возвышении, где находилась ритуальная еда.
По описанию Г. Г. Мезенцевой, ладью поставили в яму, заполненную деревом. Нос и корма были обложены глиняными валками, которые и сохранили форму этих частей. Осталась также обугленная часть борта. Сверху погребальную ладью перекрыли деревянным на-
^їкшл nr4fmu . пттamp;*amp;$*%шт

.s*.
|^сшад$іаш рід ^ аді|і ш^ггр# Ш*и№
if s* ""4
fl
Г(ША фнпы. НҐЛШПА0Л» -

Месть Ольги древлянам. Справа - древлян несут в ладье, посредине Ольга склоняется над брошенными в яму древлянами. Миниатюра Радзивилловской летописи.
стилом из перекрещенных жердей, остатки которых найдены при раскопках погребения. Во время расчистки обнаружили много кальцинированных человеческих костей и костей животных, а также битую посуду X в., железную шейную гривну, височное кольцо и другие предметы.
Обряд погребения в ладье был достаточно распространен в Древней Руси. Да и по летописи княгиня Ольга приказала закопать древлянских послов живьем в ладье.
Одним из богатейших по инвентарю оказался самый большой курган, раскопанный в 1862 г. в урочище Ба- тыева Могила. Он возвышался над значительно меньшими по высоте курганами, которых насчитывалось более 200, и содержал погребение с сожжением. Кальцинированные кости находились в высокой глиняной урне. Среди большого количества украшений и оружия отмечены ножи, топор, кресало и кремень, остатки железного ведра, а также серебряные сережки и перстень, бронзовая фибула, ожерелье из горного хрусталя и сердолика.
Господстствующее положение кургана на могильнике и наличие богатых вещей, сопровождавших погребение, позволяют предположить, что здесь похоронен какой-то знатный воин вместе с девушкой-невольницей. Аналогичное погребение описал Ибн-Фадлан, который в 921 г. наблюдал в г. Волгаре сожжение знатного русса.
По сообщению Ибн-Фадлана, сожжение - общий погребальный обычай руссов. Простых людей сжигали в ладье, которую специально строили для этого случая. Знатные и богатые сжигались с особыми почестями и приготовлениями. Умершего богатого купца хоронили в ладье, которая была основным предметом его имущества и вместе с другими вещами домашнего обихода должна была удовлетворять его загробные потребности.
Ладья вытягивалась из воды, ее ставили на деревянный помост, который поддерживали четыре сосновых и березовых столба. На самой ладье строили шатер (сруб?). Здесь стояла скамья, покрытая дорогими тканями (в том числе греческой паволокой)-ложе, на котором размещался покойник, одетый в дорогие одежды. Вместе с ним клали фрукты, крепкий напиток (мед), цветы, оружие. В ладью бросали изрубленных мечами коней, быков, собаку, петуха и курицу, которые должны были служить покойнику в потустороннем мире. Вместе с умершим сжигалась одна из девушек, дававшая на это добровольное согласие.
Всем погребальным процессом распоряжалась очень старая женщина, которую называли Ангелом смерти. Девушку, наряженную в роскошные одежды с различными украшениями (ожерелья, браслеты), душили и кололи ножами между ребрами. Затем зажигали под ладьей приготовленное дерево. Огромный костер охватывал ладыо, шатер, покойника, девушку... На том месте, где стояла ладья, насыпали возвышение из земли, похожее на круглый холм (курган), ставили деревянный столб с именами покойника и русского князя.
Сожжение - древний погребальный обычай восточных славян - руссов. Арабские писатели IX-X вв., которые под руссами понимали славянское население Поднепровья и Причерноморья, достаточно подробно рассказали об этом обряде. Кроме Ибн-Фадлана, о сожжении руссов (вместе с имуществом) писали аль-Масуди, Истахри, Ибн-Хаукаль. Масуди, между прочим, подчеркивал, что руссы сжигают покойников на огромных кострах, возлагая на тот же костер животных, оружие и украшения. Вместе с умершим сжигалась его жена, пожелавшая умереть со своим мужем, чтобы вслед за ним войти в рай.
Лев Диакон, византийский писатель X в., отметил веру русских воинов в потустороннюю жизнь, на которую они смотрели как на продолжение настоящей, с ее радостями и горестями. По словам Льва Диакона, употребляемый воинами Святослава обряд погребения - сожжение.
Обряд сожжения у восточных славян был тесно связан с верой в священный огонь, в культе которого соединялись огнепоклонничество и почитание солнца. Огонь на земле (домашний очаг) и огонь на небе (солнце) представлялись священными, так как несли благосостояние человеку.
По верованиям древних славян, огонь очищал грешных покойников и, сжигая их, открывал им царство света и вечный покой. Огонь, собственно, и переносил умерших в рай. Принимая огненное очищение, покойник в путешествии в рай становился недоступным для злых сил. Сожжение, по верованиям язычников, важнейший вид погребальной почести. По их мнению, сожжение людей в ладье, на которой они переплывали воздушное пространство и достигали вечного жилища - обители солнца, куда каждый раз уходит светило, закончив свой дневной путь, помогало быстрее добраться до жилища отцов.
Таким образом, в погребальном обряде через сожжение отражен культ солнца, которое больше всего почитали наши предки. Недаром арабские писатели называли славян-язычников солнцепоклонниками.
Обряд сожжения у языческих русских племен подтверждает и «Повесть временных лет»: «И если кто
умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах».
И хоть эти слова летописца относятся к обычаям радимичей, вятичей и северян, они также с фотографической точностью фиксируют погребальный обряд через сожжение и киевских полян. Ведь в киевских курганах отмечены и следы тризны, которую творили по случаю смерти человека, и следы кострищ, на которых сжигали мертвых, и сосуды-урны, в которые собирали кости сожженного. Археологические данные (раскопки курганов полян и других названных в летописи племен) лишь уточняют: сосуды с прахом находились не на верху кургана, а в его середине, под насыпью.

Готовясь к поездке в Варанаси, я, конечно, прочел о том, что на берегу Ганга в этом городе индусы сжигают своих покойников. Подсознательно я представлял себе какое-то небольшое возвышение, на котором сооружен огромный костер выше человеческого роста. Ну, вроде тех, что жгут в пионерлагерях в конце смены. В действительности все оказалось не совсем так.

Кремация для индусов - важная часть антьешти, погребального обряда. Антьешти входит в число санкскар - самых важных ритуалов, определяющих жизнь индуса от его зачатия до смерти. Сжигание покойника индусы стараются проводить около реки. Если это невозможно, то после сжигания к реке относятся останки. Самая предпочтительная река для сжигания (река для сжигания - странно звучит, конечно) - это священная река Ганг . Если семья не может организовать сжигание на берегах Ганга, то при обряде в рот покойника могут капнуть несколько капель воды оттуда. А после сжигания кто-то из членов семьи отвезет и кинет в реку останки в урне.

Из всех мест на Ганге, где можно совершить кремацию, самым лучшим считается Варанаси - священный город на священной реке. Индусы верят, что Варанаси был основан Шивой пять тысяч лет назад, и если ты умрешь в этом городе, то вырвешься из цикла перерождений.

Сжигание в Варанаси происходит в двух местах - на Маникарника-гхате и Харишчандра-гхате (мы были на последнем). Эти самые гхаты выглядят как огромные лестницы, спускающиеся к самой воде. На большинстве из них совершаются омовения и только на двух - сжигание.

Как ни странно, если не вглядываться специально в то, что происходит у воды, то место сжигания можно и не заметить. Что удивило меня, так это что все происходит очень скромно, как-то буднично. Стоят на берегу кучки людей, валяются в беспорядке бревна. Если бы не дым, поднимающийся от костров, можно было бы пройти мимо.

Место сжигания ничем не отгорожено от набережной. Можно спокойно встать и смотреть, никто не возражает. При этом на попытки фотографирования обычно миролюбивые и любящие сниматься индусы реагируют очень агрессивно. За твоим фотоаппаратом будут наблюдать сразу несколько человек и видимая попытка сделать кадр будет сопровождаться недружелюбными жестами. Несколько кадров я все-таки сделал, но качество их оставляет желать лучшего.

Итак, как выглядит сам обряд? Тело покойника приносят на носилках, окутанное в разноцветные ткани. Верхний слой ткани снимают и тело вместе с носилками омывают в Ганге.

В это время на берегу уже сооружена основа для костра, в которой сделано такое углубление, типа домика.

Туда кладут носилки, тело посыпают разными священными порошками. По традиции, сжигать тело должны на костре из сандалового дерева, но такое мало кому по карману, поэтому костер просто посыпают сандаловым порошком. Потом сверху укладывают еще бревна, и костер поджигают.

Пока мы смотрели на эту картину, к моим товарищам подошел человек и стал комментировать происходящее. Как мне рассказали друзья, он представился хозяином небольшой фирмы, которая, собственно, и занимается сжиганием на этом гхате. После того, как он закончил пояснять, он выжидательно посмотрел на моих друзей, и они дали ему небольшую денежку - кажется, тридцать рупий.

Это все? - спокойно спросил хозяин крематория.

Ну, да, - сказали мои друзья.

Смотрите, - сказал он, - это же не мне, это вам в карму зачтется, сколько вы мне дали.

После этого - самое интересное - он предложил им отдельно доплатить за право поснимать сжигание. Хотя до этого несколько раз говорил о том, что это строго запрещено. И осуждающе высказывался в мой адрес, когда видел, что я пробую сделать кадр. Кстати, мой товарищ, обычно любящий яркие сюжеты, был под каким-то негативным впечатлением, и не стал пользоваться этим предложением.

Один костер только разгорался, а второй уже догорел и его разбирали. Я рассказывал своим спутницам, что после сжигания к костру подходит старший сын покойника, разбивает ему череп и бросает останки в Ганг. Тут стоявшая неподалеку незнакомая девушка поправила меня по-русски, сказав, что не всегда это старший сын - кто-то из родственников, да, но могут быть варианты.

Мы познакомились. Девушка рассказала, что уже месяц живет в Варанаси, а до этого месяц жила в Гоа.

Ну и как тебе город? - спросил я.

Да неприятный город, - ответила девушка, - люди злые, мрачные, атмосфера давящая, в городе много тяжелых наркотиков.

Ммм, так что же ты тут живешь? - по возможности вежливо поинтересовался я.

Да энергетика здесь потрясающая, - просто ответила она.

Обдумывая этот неоднозначный ответ, я распрощался, и мы с друзьями побрели дальше по набережной.