Сексуальное насилие: что делать, чтобы ребенок не боялся попросить защиты. Физическое насилие над детьми, или исповедь безумной матери Дети со зрительным вектором


Поведение взрослых, направленное на достижение власти и контроля, называется насилием над малышами в семье. Наиболее частыми жертвами агрессивных действий взрослых являются дети. Жестокость к ним нередко проявляется негативным отношением родителей и остальных членов семьи.

К насильственным действиям относят избиение, запугивание, принуждение к сексуальным контактам, изоляцию от других людей. Насилие над малышами или детьми старшего возраста – это правонарушение или преступление, которое совершает один или несколько членов семьи. Все виды насилия вредят психическому здоровью ребенка.

Причины появления насилия над малышами в семьях:

1. Взрослые в детском возрасте пережили насилие, а также испытывали недостаток эмоционального тепла.

2. Ребенок очень похож на нелюбимого человека.

3. Малыш был нежеланным, случайным.

4. У ребенка плохой аппетит, нарушения речи.

5. Малыш не слушается родителей.

6. Родители склонны к «железной» дисциплине и воспринимают неправильное поведение детей как обиду в свой адрес. Такие родители, как правило, предъявляют очень высокие требования к своим малышам.

Факторы, способствующие появлению домашнего насилия:

Существует ряд факторов, которые отягощают и ухудшают атмосферу в семье и часто приводят к появлению насилия над малышами разного характера.

Многодетные семьи;
Неполные семьи;
Наличие приемных детей;
Воспитание малыша отчимом или мачехой;
Проживание в семьях, где есть алкоголики, наркоманы, осужденные;
Постоянные семейные конфликты;
Невысокий уровень культурного воспитания у родителей;
Отсутствие у взрослых нормального уровня образования, неграмостность;
Физические и умственные нарушения, заболевания, врожденные аномалии у малыша.

Права детей:

О детях необходимо заботиться. Они не просили о своем появлении на свет. Родители дали им жизнь. Поэтому они имеют перед своими малышами обязанности сопровождать его на пути взросления, пока он не станет самостоятельным, независимым и сможет занять свое место в обществе. У ребенка в отношениях с родителями имеются определенные права:

1. Право на уважение.
2. Право быть самим собой.
3. Право на отношение к себе как к уникальной личности.
4. Право на материальное обеспечение.
5. Право на чувство психологической безопасности.
6. Дети имеют право на отношение, учитывающее их возрастные особенности.

Особенности физических методов насилия в семьях:

К этому виду относится целенаправленное нанесение телесных травм и повреждений малышу, сознательное лишение возможности передвигаться или менять месторасположение, еды, одежды, комфортных условий для развития и жизни, которые угрожают его жизни, вызывают нарушения здоровья.

К методам физического насилия относят следующие:
пощечины;
толкания;
обжигание тела малыша горячими предметами;
удушение;
удары;
бросание в малыша различных предметов;
угроза оружием;
удерживание ребенка без еды, питья и одежды.

Внешне физическое насилие проявляется такими признаками:

Наличие наружных повреждений: отпечатков от ударов ремнем, ожогов от сигарет и прочих.

Повреждения во внутренних органах, не являющиеся последствиями несчастного случая.

Травмы в области головы, туловища и шеи.

Наличие царапин и ссадин.

Наличие синяков, гематом, кровоподтеков различных размеров.

Психическое состояние малыша, испытывающего физические методы насилия:

Страхи перед контактами со старшими, главным образом физическими;

Утаивание причин получения травмы;

Ребенок часто плачет по любому поводу;

Агрессивность;

Жестокость по отношению к животным;

Отсутствие друзей;

Попытки суицида.

Характеристика насилия над малышами сексуального характера:

Привлечение детей любого возраста по их согласию или без него к сексуальным контактам со взрослыми называется сексуальным насилием. Наличие детского согласия на контакт - это не основание относить его к категории ненасильственных действий. Ребенок не в состоянии предусмотреть его опасные последствия. Наиболее часто сексуальное насилие применяют к маленьким детям, которые не понимают сути происходящих действий.

Внешний вид малыша, который переживает сексуальные насилия:

Наличие повреждений и травм на половых органах;

Заражение инфекциями, которые передаются половым путем.

Особенности поведения детей после сексуального насилия:

Кошмарные сновидения;

Появление страхов;

Игры на сексуальные темы;

Плохое настроение;

Заниженная самооценка.

Психологическое насилие над малышами:

Представляет собой воздействие на малыша психологического характера, повторяющееся периодически или продолжающееся длительное время. Такое поведение взрослых унижает ребенка, является причиной появления обид, страхов, неуверенности в собственных силах, задержки личностного развития и появления нарушений в формировании характера.

Основные методы психологического воздействия на малышей следующие:

Принуждения к выполнению унизительных действий;
Нанесение вреда животным, которых любит малыш;
Критика ребенка;
Словесные угрозы;
Замечания, сказанные в унизительной и обидной форме;
Грубое психическое воздействие, которое вызывает психологические травмы.

Характерные признаки поведения детей, переживающих психологическое насилие:

Агрессия;
задержка психического развития;
нервные тики, ночное недержание мочи;
постоянный удрученный и грустный внешний вид;
соматические заболевания.

Пренебрежение детскими потребностями - распространенный вид насилия:

Если родители не придают значения потребностям своего ребенка, то это сильно нарушает его эмоциональное состояние, несет угрозу для здоровья и развития.

Основными нарушениями потребностей детей считаются следующие:

Питание ребенка, не соответствующее возрасту;

Недостаточное количество одежды, соответствующей размеру ребенка;

Отсутствие нормального жилья;

Отсутствие факта обучения малыша в соответствии с возрастом;

Отсутствие оказания медицинской помощи ребенку;

Отсутствие внимания и заботы.

Характерные черты малыша, переживающего пренебрежение:

Постоянное чувство голода;

Санитарно-гигиеническая запущенность;

Кражи еды;

Низкий уровень самооценки;

Агрессия, импульсивность.

Последствия насилия над ребенком:

Насилие над ребенком причиняет ему огромный вред и становится причиной формирования следующих особенностей характера и поведения:

1. Беспокойство, тревожность;
2. Нарушение сна;
3. Плохой аппетит;
4. Длительное угнетенное состояние;
5. Агрессивность и жестокость;
6. Страх возвращения домой;
7. Страх за свою жизнь;
8. Стремление к одиночеству;
9. Конфликтность;
10. Несформированность социальных навыков;
11. Ложь.

Жестокое отношение к детям воспитывает в них необразованность. Они вырастают социально дезадаптированными личностями, которые в будущем не могут нормально работать, создавать семьи, становиться хорошими родителями. Главное негативное последствие насилия над малышами - насилие порождает новое насилие.

Ребенок, который растет и развивается в условиях насилия, воспринимает такое поведение взрослых как норму. Когда он вырастет и станет родителем, он также будет применять насилие по отношению к собственным детям.

Как изменить ситуацию?:

Если у вас нет времени заниматься своим ребенком – не заводите их вовсе. Никто не сможет хорошо заботится о ваших малышах, кроме родителей. Не обвиняйте малыша. Попробуйте изменить себя. Подумайте, что значит быть хорошим родителем, начните прямо сейчас заботиться о своих детях. Заботиться – значит быть внимательными к ребенку. Родители отвечают за то, каким растет их малыш и как он себя ведет.

Никогда не поздно научить малыша уважать, ценить себя, воспринимать себя как полноценную личность. Никто не имеет права унижать, вести себя жестоко по отношению к вашему крохе. Научитесь слушать и понимать своего ребенка.

Любите своих детей! Будьте нежными родителями, замечайте и уважайте их, целуйте и обнимайте, находите время для совместных игр, прощайте мелкие шалости, доверяйте своим малышам.


Четырехлетней девочки. На месте преступления были задержаны три человека. Один из них — подозреваемый, двое — свидетели.

2 сентября в Волгограде десятилетний мальчик ушел гулять после школьной линейки и пропал. Его тело нашли недалеко от дома в подвале недостроенного гаражного бокса. По подозрению в убийстве . Его задержали в 200 километрах от Волгограда, он шел пешком и обходил полицейские посты.

17 апреля в городе Тогучине в Новосибирской области семилетняя девочка вышла из школы и сообщила родителям по телефону, что идет домой. Однако до дома ребенок так и не дошел. местные жители в пяти километрах от Тогучина. Следствие возбудило уголовное дело об убийстве малолетнего. 18 апреля полицией в изнасиловании и убийстве ребенка.

В ночь на 15 апреля из родильного отделения 1-й городской клинической больницы Смоленска . Ее 18-летняя мать после родов отказалась от ребенка и покинула больницу, но позже заявила, что хотела забрать свою дочь. 15 апреля оперативники нашли девочку в частном доме в деревне Пышково Гагаринского района. Подозреваемая в похищении 17-летняя местная жительница утверждала, что сама была беременна, но у нее произошел выкидыш, что было полностью опровергнуто следствием. Злоумышленнице предъявлено обвинение в совершении преступления, она заключена под стражу.

11 апреля на улице поселка Кокуй Забайкальского края со следами сексуального насилия. Вскоре был задержан подозреваемый мужчина, ранее судимый за преступления против половой неприкосновенности, который признался в убийстве и в изнасиловании ребенка. Подозреваемый сообщил, что 10 апреля он увидел гуляющую в одиночестве девочку. Мужчина схватил ребенка, утащил во двор одного из домов, где изнасиловал и убил. Тело девочки он выкинул на улицу и скрылся.

2 апреля в квартире в городе Находке . Злоумышленник беспрепятственно вошел в квартиру вслед за ребенком, где изнасиловал девочку и скрылся. Возбуждено уголовное дело. По подозрению в совершении преступления был задержан капитан полиции — дежурный изолятора временного содержания "Партизанский", который признался в содеянном, ему предъявлено обвинение.

12 марта в квартире одного из домов по улице Спортивная в Нижнекамске были 35-летней женщины и ее 13-летнего сына с признаками удушения. На теле подростка также были обнаружены следы сексуального насилия. По подозрению в совершении преступления был задержан 32-летний знакомый убитой, ранее привлекавшийся к уголовной ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью, кражу и грабеж. Мужчина сознался в совершении преступления. По его словам, в день убийства он находился в гостях у потерпевших и с хозяйкой квартиры распивал спиртные напитки. Ребенок в соседней комнате играл на компьютере. Подозреваемый начал приставать к хозяйке квартиры, между ними завязалась потасовка, в ходе которой он задушил женщину. Сын, услышав крики о помощи, забежал в кухню, схватил нож и попытался защитить мать. Мужчина отнял у мальчика нож, изнасиловал его, после чего задушил.

25 февраля в поселке Почеп Воронежской области 2002 года рождения. Через два часа оперативно-розыскных мероприятий девочка . 1 марта полицией был задержан подозреваемый в похищении ранее судимый 33-летний мужчина. Он признался, что хотел изнасиловать девочку. Оставив похищенного ребенка в машине, злоумышленник сел на такси и поехал в город Лиски к своей подруге, а потом направился в Верхнехавский район, где в селе Правая Хава .

19 февраля восьмилетняя девочка в Уссурийске вечером ушла из школы после тренировки и направилась к автобусной остановке, где должна была встретиться с родителями. Не дождавшиеся ребенка родители заявили о пропаже дочери в полицию. 23 февраля в 15 километрах от Уссурийска, в снегу рядом с дорогой. Был задержан подозреваемый в убийстве девочки, который дал признательные показания.

19 февраля ученица второго класса гимназии города Елабуги утром ушла на занятия. Около 11.00 в овраге неподалеку от школы девочку с признаками сексуального насилия, а также обморожениями и следами побоев обнаружили двое молодых людей. Девочка была Детской республиканской клинической больницы. Следственными органами по данному факту было возбуждено уголовное дело.

7 февраля пятиклассница пропала по дороге на факультативные занятия. Ее сутками позже в овраге на территории садоводства в Шелеховском районе. 18 февраля был задержан житель Ангарска 1965 года рождения, ранее судимый за кражи и разбои. Ему были предъявлены обвинения по статьям "изнасилование" и "убийство". В ходе следственных действий на месте происшествия обвиняемый сознался в убийстве и изнасиловании ребенка.

2 февраля в полицию города Набережные Челны Татарстана поступила информация об исчезновении второклассницы, которая утром ушла на занятия в школу и домой не вернулась. на обочине дороги в 73 километрах от города Набережные Челны в Заинском районе республики. Девочка скончалась от обильной кровопотери от колото-резанного ранения в область грудной клетки. У нее были повреждены легкое и сердце. Кроме того, на ее теле обнаружены многочисленные кровоподтеки и следы сексуального насилия. В убийстве и изнасиловании ребенка признался 30-летний мужчина, уроженец Узбекистана. Ранее он не был судим, жил в Набережных Челнах с 2010 года.

29 января в подвальном помещении дома по улице Дегтярева в городе Ломоносове было . Было возбуждено уголовное дело. По подозрению в убийстве ребенка, совершенном в конце ноября — начале декабря 2012 года, был задержан его отчим, а также мать мальчика, которая не обращалась в полицию, поскольку сожитель ей угрожал. Позднее следствие заявило, что она помогала мужчине поместить тело мальчика в подвал.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным ООН, от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством (ООН, Центр по социальному развитию и гуманитарным вопросам, 1998).

Проблема психотравмирующего влияния насилия на ребенка имеет не только психологический, но также социальный и юридический аспекты, однако в России ее изучению пока не уделяется достаточного внимания (Тарабрина, 2001).

Насилие классифицируется по нескольким параметрам:

Явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика;

Происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;

Единичное или множественное, длящееся долгие годы;

По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.

Наибольшее распространение получила следующая классификация насилия, предложенная в работе Асановой (1997).

Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиения ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и ножом. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а гакже попытки утопления.

Сексуальное насилие – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс (включая инцест), взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Психологическое насилие – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман (в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

В отдельную форму выделяется также эмоциональное насилие. Некоторые исследователи полагают, что в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит насилие эмоциональное, депривация, отвержение, которое оказывается «особенно коварным» и «причиняет значительный ущерб развитию личности и формированию механизмов сов-ладания» (Palmer, McMahon 1997).

Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия, то есть переживает «много форм насилия сразу». Так, для детей, страдающих от инцеста, неизбежными являются сопутствующие разрушение семейных отношений и доверия к семье, манипуляции, а зачастую и запугивания со стороны родителя-насильника, квалифицируемые как психологическое насилие. Дети и взрослые – жертвы изнасилования, например, часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить).

Пренебрежению и насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия (Зиновьева, Михайлова 2003).

1. Отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний.

2. Демонстрация насилия в средствах массовой информации.

3. Права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленные в Конституции, не позволяют своевременно установить факт насилия и осуществить вмешательство.

4. Отсутствие эффективной превентивной политики государства.

5. Недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы.

6. Низкая правовая грамотность населения.

7. Плохая осведомленность детей о своих правах.

8. Несовершенство законодательной базы.

Есть различные современные теории, пытающиеся объяснить причины насилия над детьми в семье. Социологическая модель рассматривает влияние социокультурных факторов на риск возникновения насилия над детьми. К таким факторам обычно относят: стереотип семейных отношений, усвоенный еще в детстве и принятый в данной социальной группе, а также жилищные и материальные условия семьи. С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком – следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации. Социально-психологический подход объясняет проявления насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством. Психологическая теория основывается на представлении, согласно которому ребенок сам «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию: плохое обращение как конечный результат деструктивных детско-родительских отношений. Интегрируя все эти подходы в комплексную модель, насилие можно трактовать как многомерный феномен, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов, как то: личностные особенности родителей и ребенка, внутрисемейные процессы, стрессы, вызываемые социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера (Орлов, 2000).

Социально-экономические факторы риска насилия в семье:

Низкий доход.

Безработица или временная работа, низкий трудовой статус (особенно у отцов).

Многодетная семья.

Молодые родители.

Неполная семья.

Принадлежность к меньшинствам. © Плохие квартирные условия.

Отсутствие социальной помощи от государства и от общественных организаций.

Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения (Browne, Finkelhor, 1986):

Семья родителя-одиночки, а также многодетные семьи.

Отчим в семье или приемные родители.

Конфликтные или насильственные отношения между членами семьи (Михайлова, 1998, 2001).

Проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки, ревность и пр.) (Coohey, 1995).

Межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям и членам семьи в частности.

Проблемы взаимоотношений родителя и ребенка.

Эмоциональная и физическая изоляция семьи.

Факторы риска, обусловленные личностью родителя:

Особенности личности родителя: ригидность, доминирование, тревожность, привычная раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая толерантность к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и проблемы самоидентификации (Алтосаар, 2000;.

Негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Их отличает недовольство и негативное самоощущение. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью, страдающими от стресса.

Низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. При этом работают механизмы психологической защиты: наличие проблемы отрицается, соответственно, не принимается помощь. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх, обвинения, стыд, вину и т. д.

Психическое здоровье родителя: выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей.

Алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослаблен-, ный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и др.

Проблемы со здоровьем: патологически протекающая беременность, прервавшаяся беременность, тяжелые роды. Все это влияет на нервную систему и делает женщину менее устойчивой к стрессору.

Эмоциональная уплощенностъ и умственная отсталость. Родитель не всегда понимает состояние ребенка – особенно больного, – поэтому может оставить ребенка без необходимой помощи.

Неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаше всего характерен для молодых, умственно отсталых, психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как всида испытывает страх, что не справится с требованиями. При этом депрессия и тревога снижают толерантность к стрессу и способность справляться с возникающими трудностями в воспитании (Михайлова, 1998).

Исследования выявили целый ряд особенностей ребенка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим насилие. Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими особенностями:

Нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;

Недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;

Дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшой (погодки);

Дети с врожденными или с приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный синдром, хронические заболевания, в том числе и психические);

С расстройствами и нетипичными вариантами поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);

С определенными свойствами личности (требовательный без насыщения, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, выраженно внушаемый);

С привычками, действующими на нервы родителям;

С низкими социальными навыками;

С внешностью, отличающейся от других, или с неприемлемыми для родителей особенностями (например, «не того» пола);

Дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, а также дети, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.

Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или ли-цами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка(в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что " приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку , когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавщего от побоев.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ре-бенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоци-ональные нарушения, социальные последствия.

Нарушения физического и психического развития

У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются "методами воспитания", или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей "неспособностью к процветанию".

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в ро-сте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Различные заболевания как следствие жестокого обращения

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблю-даться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология,язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Психические особенности детей, пострадавших от насилия

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что "ты хуже всех". Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми

Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, ко-торые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками. (Из статьи " Жестокое обращение с детьми и его последствия").

Эту информацию должны знать взрослые и дети

Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации "Project Harmony", в 1998 г проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье", так определили понятия " насилие" и "жестокое обращение с ребенком":

Над ребенком совершено насилие , если:

Его истязали,

Ему нанесли побои,

Его здоровью причинили вред,

Нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.

Ребенка запугивали, если:

Ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,

Использовали для запугивания свой рост, возраст,

На него кричали,

Угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:

Религиозной организации,

Милиции,

Спецшколы для детей,

Родственников,

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию :

Контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и

Сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие , если:

Унижают его достоинство,

Используют обидные прозвища,

Используют его в качестве доверенного лица,

При общении с ребенком проявляют непоследовательность,

Ребенка стыдят,

Используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие , если:

Не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.

Взрослыми растрачиваются семейные деньги.

Ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

Угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),

Угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

К ребенку взрослые относятся жестоко , если:

Используют свои привилегии:

Обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,

Отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе:

О посещениях его родителями, опекунами,

Ребенка перебивают во время разговоров.

Из статьи Т.Я. Сафоновой, Е.И.Цымбал
" Жестокое обращение с детьми и его последствия"/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993

(доступны для незарегистрированных пользователей)

Перед вами Деннис Флинн, бывший воспитанник российского детского дома, усыновленный семейной парой из США в 9 лет (сейчас ему 23). Приемные родители - Ральф и Каролин Флинн в течение многих лет насиловали ребенка. Деннис признался о сексуальных домогательствах на приеме у психолога и тот обратился в полицию, но дело замяли, да и сам подросток боялся связываться с насильниками. Но спустя несколько лет решился обратиться в суд.
Сейчас бывшим опекунам вменяют 64 эпизода насилия. Активными участниками были и отец и мать.
Флинн говорит, что его детство с момента переезда в США было разрушено стараниями этой пары.
Он хочет подать пример другим детям пострадавшим от приемных родителей.
Подросток не сразу понял, что из детского дома попал не в красивую жизнь, а в настоящий кошмар. "У меня была своя кровать, свой телевизор, фантастическая еда. Вещи," сказал он. "Мне дали несколько месяцев, чтобы насладиться новой жизнью."

обычная семья американских насильников

Но вскоре новый папаша пригласил Денниса в спальню...Денис Флинн описал это как внезапное пробуждение, но добавил, что он чувствовал себя бессильным, особенно учитывая, что он был чужой в Америке.

"Я знал с самого начала что то что делает отец неправильно, но страх брал верх".

Окрыленный отсутствием сопротивления извращенец стал учащать встречи после полуночи: "от трех раз в месяц до ежедневных. Когда ему исполнилось 15, Каролин Флинн, приемная мать начала участвовать в насилии. Отец заранее готовил жертву к сексу со взрослой женщиной.

На настоящий момент отец полностью признал вину и принес извинения сыну, мать упорствует, что ни при делах.

Иронично, что в том же году, когда был принят закон Димы Яковлева, запрещающий американцам усыновлять русских сирот, психолог Денниса первый раз обратился в полицию. Но видимо учитывая политический момент, американская полиция замела дело под коврик.
И да. все мы помним, как стенали российские либералы, как сокрушались, что американские извращенцы и садисты лишены живых игрушек. Ведь не секрет, что в болшьшинстве своем усыновляют детей из других стран только для того чтобы получить сексуального раба. На родине брать ребенка для этих целей опасно, у них есть социальные связи, а сироты из-за рубежа не пойдут в полицию, чувствуя свое полное одиночество и бесправие на чужбине. А страшно подумать, что переживают в приемных семьях сироты-инвалиды, у которых иногда даже нет возможности понять, что с ними делают...

Кто выступал против законы Димы Яковлева

ПЗаслуженный оплодотворитель земель русских

Куршавельский баловень

мисс "Пора валить"

прекраснная российская лесби, мать приемного ребенка

и многие другие почтенные покойники и нынездравствующие