Тесты психолога для детей 7 10 лет. Психологические тесты для детей. Тест на вычитание

Диагностика развития детей 5 – 6 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает одиннадцать небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: выявление самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку - самых плохих. На средней ступеньке - ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька - тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».

Критерии оценки

  • Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
  • Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), взрослый может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, взрослый может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: «Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?», «Где и как растет морковка, редиска?». И т.п.

Критерии оценки

  • Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости - 2 балла.
  • Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью взрослого (один-два вопроса) - 1 балл.
  • Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней - 0 баллов.

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.

Процедура проведения. Ребенку показывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»

Критерии оценки

  • Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями - 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, - 1 балл.
  • Ребенок не понимает задания - 0 баллов.

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.
Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание верно в 5-6 случаях - 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание верно в 3-4 случаях - 1 балл.
  • Ребенок выполняет задание верно в 1-2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем - 0 баллов.

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 5-6 предметов - 2 балла.
  • Ребенок запомнил 4 предмета - 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 4-х предметов - 0 баллов.

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (взрослый берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»

Другой вариант выполнения задания: Покажите ребенку любую из картинок, изображенных на рисунке. Предложите ему назвать ее. Затем покажите ребенку другую картинку и помогите ему определиться, подходит ли она к первой картинке или нет, если не подходит, то к какой картинке подходит. Следующие картинки пусть ребенок сам рассортирует. После выполнения задания спросите у него, почему он объединил картинки в одну группу.

Критерии оценки

  • Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане - 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи взрослого переходит к самостоятельному выполнению - 1 балл.
  • Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь взрослого - 0 баллов.

Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение - 2 балла.
  • Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб - 1 балл.

Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом. Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» (Возможный вариант - пусть ребенок на экране компьютера покажет последовательность картинок).Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Ребенку предлагают разрезанное изображение предмета. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

Критерии оценки

  • Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно - 2 балла.
  • Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку - 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием - 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень - 16-20 баллов.
Средний уровень - 10-15 баллов.
Низкий уровень - 0-9 баллов.

Эта статья предназначена для родителей, учителей и психологов - для всех, кто взаимодействует с детьми среднего школьного возраста. Здесь собраны основные психологические тесты, предназначенные для детей 10-12 лет.

Основная, отличительная особенность детей данного возраста - потребность в самопознании. Это означает, что дети сильнее, чем когда-либо, начинают интересоваться своим внутренним миром. Ребенок задается вопросами: «Какой я? Хороший ли я друг? Лучше я или хуже других детей? Смогу ли я быть лидером?»

Психологические тесты - это своего рода инструмент измерения личности ребенка. С их помощью он сможет узнать много нового о себе, найти ответы на волнующие вопросы.

Знание личностных особенностей конкретного ребенка поможет улучшить взаимоотношения с ним, просто изменив подход к нему. Используя сильные и слабые его стороны, можно помочь ребенку самому стать лучше. И наконец, зная психологические проблемы ребенка, можно вовремя обратиться с ним к специалисту и лично оказать ему поддержку.

Какими бывают тесты

Существуют психологические научно обоснованные, а также развлекательные тесты. Последние не несут в себе достоверной информации, а служат просто для развлечения детей и их родителей. Ниже представлен список самых известных научно обоснованных психологических тестов. Все они подходят для детей 10-12 лет. Используют их в основном психологи, но и родители, и учителя могут при желании разобраться.

Рисуночные тесты

Рисуночный тест «Моя семья»

Ребенку дается инструкция: «Нарисуй свою семью». Только одна фраза, без каких-либо пояснений. После того как ребенок закончит рисунок, можно оценить, насколько он удовлетворен семейными отношениями.

  • наличие на рисунке всех членов семьи;
  • все члены семьи расположены близко друг к другу либо заняты одним делом;
  • основную часть рисунка занимают члены семьи, а не вещи или предметы;
  • все члены семьи улыбаются (но не «скалятся»);
  • отсутствие штриховки и слишком слабого или сильного нажима карандаша.

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Инструкция для ребенка: «Нарисуй животное, которого не существует в природе, и дай ему имя». Этот тест позволяет узнать, насколько благополучно эмоциональное состояние ребенка, насколько комфортно ему в окружающем мире.

«Благополучными» признаками являются:

  • животное имеет что-то похожее на рот, глаза, уши, руки и ноги человека;
  • животное сочетает в себе признаки различных живых существ (но не неодушевленных предметов);
  • животное дружелюбно, не прячется от окружающего мира, не имеет средств нападения или защиты (когти, зубы, панцирь);
  • животное имеет четкие (но без нажима) контуры;
  • отсутствие штриховки;
  • имя животного несет в себе позитивный смысл.

Рисуночный тест «Мое дерево»

Инструкция: «Нарисуй любое дерево».

После того как рисунок будет готов, анализируются размер и расположение дерева. Например, крупное дерево с толстым стволом может говорить об энергичности. Маленькое дерево внизу листа может говорить о низкой самооценке и подавленном состоянии. Также обращается внимание на составные части дерева: корни, ветки, листья. Засохшее или сломанное дерево может говорить о психологической травме.

Определение темперамента

Тест содержит 57 вопросов, на основании ответов ребенка определяется один из четырех типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Темперамент подразумевает под собой тип нервной системы человека. Он является врожденным и не поддается изменению. Тип темперамента определяется на основе таких характеристик нервной системы как сила, уравновешенность и подвижность. Темперамент может объяснить многие поведенческие особенности человека. Зная темперамент, можно выстроить правильный подход к ребенку. Так, например, нельзя требовать от меланхолика активности и энергичности, а от холерика - тихого и спокойного поведения.

Тест позволяет заодно определить, кем является ребенок — экстравертом (сангвиник и холерик) или интровертом (флегматик и меланхолик). Экстраверты предпочитают чаще быть среди людей, в то время как интроверты предпочитают уединение. Хотя у интровертов тоже есть потребность в общении, а экстраверты иногда хотят побыть одни.

Самооценка и тревожность

Цветовой тест Люшера (адаптированный детский вариант)

Ребенку показывают 8 карточек, каждая из них определенного цвета. Инструкция: «Выбери цвет, который тебе больше всего нравится в данный момент». Выбранная карточка откладывается, затем инструкция снова повторяется. И так до тех пор, пока не останется только один цвет.

На основании выбранных цветов можно судить об эмоциональном комфорте ребенка. Можно вовремя выявить у него депрессивное состояние (в этом случае он будет выбирать сначала темные цвета). Взрослый сможет выявить причины такого состояния и устранить их.

Тест на определение самооценки «Лесенка»

Ребенку показывают лесенку из 5-7 ступеней, нарисованную на бумаге. Затем говорят: «На самой верхней ступеньке находятся самые хорошие (добрые, умные, трудолюбивые) люди, а на самой нижней - худшие (злые, глупые, ленивые)».

Так определяется отношение ребенка к самому себе. Низкая самооценка может быть также признаком депрессивного угнетенного состояния. Крайне высокая самооценка - уже не является адекватной для данного возраста, это тоже повод задуматься.

Тест-опросник школьной тревожности

Ребенку задают 58 вопросов. На основании ответов можно определить не только общий уровень школьной тревожности, но и конкретные страхи. Например, страх перед ответом у доски, боязнь учителя, страх раскрываться перед другими людьми и прочее. Выявив конкретный источник тревожного состояния в школе, будет проще помочь ребенку проработать свой страх.

Социальная адаптация

Тест фрустраций Розенцвейга

Ребенку по очереди показывают 24 рисунка. На каждом рисунке изображены 2 человека. Один из них говорит другому фразу, вызывающую фрустрацию. (Фрустрация - состояние, вызванное неудовлетворенной потребностью). Ребенку нужно придумать ответ на эту фразу.

Все ответы анализируются психологом, после чего можно сделать вывод о степени социальной адаптации ребенка. То есть можно увидеть, насколько он конфликтен с окружающими в неприятных для него ситуациях.

Проективный тест «День рождения»

Ребенку показывают схематическое изображение стола и стульев вокруг него. Инструкция: «Представь, что у тебя день рождения. Куда ты сядешь за этим столом?» Стул помечается крестиком. — «Кто будет сидеть рядом с тобой? А с другой стороны?» — Стулья помечаются инициалами выбранных ребенком людей. — «Хочешь пригласить кого-нибудь еще? Расскажи, кого куда посадишь».

Тест помогает определить самых значимых для ребенка людей. Обычно это либо семья, либо группа сверстников. Иногда бывает, что ребенок называет только вымышленных персонажей. В таком случае можно предположить, что ребенку некомфортно в реальном мире.

Заключение

Все представленные тесты проверены на большом количестве людей нескольких поколений и достаточно надежны. Но все же нельзя судить о человеке по одному тесту. Для получения более точного результата важно использовать сразу несколько методик. Но и тогда нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что вы знаете все о ребенке. Не последнюю роль здесь играет общее впечатление о ребенке и характер общения с ним. Желательно сообщать о результатах тестов детям. Для них это возможность лучше узнать себя и развить в себе новые качества. Это будет благодатной почвой для дальнейшего личностного развития.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Темы: работа с часами, аналоговые и цифровые часы, работа с десятками, распознавание геометрических фигур, сопоставление количества предметов и чисел. Сложение и вычитание чисел до 5, до 10 и до 20.

Тесты на работу со временем - часы и минуты

Чем отличаются левые и правые часики?

Учеба началась в тот момент, который показывают левые часы. А закончилась в тот момент, который показывают правые часы. Сколько времени продолжалась учеба?

Напиши в прямоугольники, который час показывают часы?

Нарисуй стрелки часов.



Нарисуй стрелки часов. Который час будут показывать часы через 2 часа, а через 6 часов? Который час показывали часы 4 часа назад?

Нарисуй стрелки часов. Который час будут показывать стрелки через 1 час 30 минут? Который час показывали часы 50 минут назад?

Произнеси и напиши словами.

Тесты на работу с десятками

Заполни квадратики нужными числами.


Сколько красных звездочек на картинке? Сколько всего звездочек на картинке?

На шариках написаны числа. Найди шарики, сумма чисел на которых равна 20.

Реши примеры.

Тест на вычитание

Реши примеры.

Тест на распознавание геометрических фигур

Назови геометрические фигуры и геометрические тела.



Сколько фламинго в прямоугольнике? Обведи это число.

Сколько страусов в прямоугольнике? Обведи это число.

Сколько птиц в прямоугольнике? Обведи это число.
Сколько животных в прямоугольнике? Обведи это число.

Сколько животных в прямоугольнике? Обведи это число.

ТЕСТ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.

Стр. 1.
1 + 3 = __ 0 - 0 = __ 0 + 5 = __

2 - 2 = __ 5 + 0 = __ 0 - 0 = __

3 + 0 = __ 0 - 0 = __ 5 + 0 = __

2 - 1 = __ 3 + 1 = __ 2 - 0 = __

1 + 3 = __ 2 - 1 = __ 1 + 3 = __

4 - 4 = __ 5 + 0 = __ 5 - 2 = __

4 + 0 = __ 3 - 0 = __ 5 + 0 = __

2 - 2 = __ 3 + 2 = __ 1 - 1 = __

4 + 0 = __ 2 - 2 = __ 4 + 1 = __

2 - 2 = __ 5 + 0 = __ 4 - 1 = __

4 + 0 = __ 2 - 2 = __ 5 + 0 = __

ТЕСТ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.

Стр. 2.

Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

Сложи или вычти два однозначных числа. Числа до 5
4 + 1 = __ 3 - 2 = __ 0 + 4 = __

4 - 4 = __ 0 + 1 = __ 3 - 3 = __

0 + 4 = __ 2 - 2 = __ 2 + 0 = __

2 - 1 = __ 2 + 3 = __ 5 - 3 = __

1 + 1 = __ 4 - 2 = __ 5 + 0 = __

0 - 0 = __ 5 + 0 = __ 0 - 0 = __

1 + 2 = __ 3 - 1 = __ 4 + 1 = __

4 - 0 = __ 4 + 1 = __ 3 - 2 = __

1 + 2 = __ 3 - 0 = __ 1 + 1 = __

3 - 3 = __ 0 + 2 = __ 1 - 0 = __

4 + 0 = __ 1 - 1 = __ 5 + 0 = __

ТЕСТ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.

Стр. 1.

Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

0 + 3 = __ 9 - 6 = __ 6 + 3 = __

8 - 6 = __ 7 + 2 = __ 8 - 1 = __

3 + 7 = __ 8 - 4 = __ 8 + 2 = __

1 - 1 = __ 7 + 2 = __ 5 - 5 = __

3 + 5 = __ 7 - 5 = __ 4 + 6 = __

5 - 0 = __ 0 + 4 = __ 8 - 5 = __

2 + 6 = __ 2 - 1 = __ 9 + 0 = __

7 - 2 = __ 6 + 1 = __ 8 - 6 = __

4 + 2 = __ 5 - 1 = __ 7 + 3 = __

4 - 2 = __ 10 + 0 = __ 7 - 4 = __

6 + 2 = __ 0 - 0 = __ 8 + 0 = __

ТЕСТ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.

Стр. 2.

Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

Сложи или вычти два однозначных числа. Числа до 10
4 + 4 = __ 6 - 6 = __ 9 + 0 = __

1 - 1 = __ 7 + 0 = __ 2 - 2 = __

1 + 1 = __ 2 - 1 = __ 6 + 4 = __

4 - 4 = __ 1 + 6 = __ 10 - 0 = __

3 + 5 = __ 5 - 5 = __ 10 + 0 = __

6 - 4 = __ 7 + 0 = __ 1 - 1 = __

0 + 3 = __ 1 - 1 = __ 9 + 1 = __

9 - 6 = __ 9 + 1 = __ 6 - 5 = __

9 + 1 = __ 0 - 0 = __ 2 + 5 = __

6 - 2 = __ 5 + 3 = __ 7 - 5 = __

2 + 7 = __ 2 - 0 = __ 2 + 7 = __

ТЕСТ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.

Стр. 1.

Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

20 + 0 = __ 2 - 2 = __ 0 + 17 = __

15 - 8 = __ 17 + 1 = __ 4 - 4 = __

0 + 17 = __ 13 - 9 = __ 5 + 15 = __

20 - 17 = __ 5 + 8 = __ 0 - 0 = __

1 + 1 = __ 0 - 0 = __ 5 + 2 = __

5 - 4 = __ 5 + 8 = __ 13 - 13 = __

2 + 14 = __ 11 - 4 = __ 17 + 1 = __

6 - 4 = __ 6 + 12 = __ 6 - 1 = __

17 + 1 = __ 11 - 2 = __ 0 + 10 = __

12 - 10 = __ 5 + 3 = __ 10 - 7 = __

12 + 4 = __ 2 - 0 = __ 3 + 10 = __

ТЕСТ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.

Стр. 2.

Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

Сложи или вычти два однозначных числа. Числа до 20
4 + 11 = __ 11 - 4 = __ 6 + 0 = __

15 - 9 = __ 3 + 11 = __ 8 - 1 = __

17 + 2 = __ 14 - 5 = __ 4 + 0 = __

2 - 2 = __ 20 + 0 = __ 2 - 1 = __

5 + 12 = __ 7 - 3 = __ 6 + 12 = __

15 - 15 = __ 2 + 4 = __ 14 - 0 = __

12 + 4 = __ 18 - 3 = __ 5 + 12 = __

3 - 2 = __ 19 + 1 = __ 17 - 1 = __

8 + 6 = __ 9 - 7 = __ 5 + 7 = __

13 - 0 = __ 4 + 15 = __ 10 - 0 = __

0 + 20 = __ 20 - 20 = __ 11 + 8 = __

Диагностика структуры учебной мотивации школьника

Шкалы: познавательные мотивы, коммуникативные мотивы, эмоциональные мотивы, мотивы саморазвития, позиция школьника, мотив достижения, внешние мотивы

«Да» или «Нет»?

1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.

2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.

3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.

4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.

5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.

6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.

7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.

8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.

9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.

10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.

11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.

12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.

13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.

14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.

15. На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.

16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, команде).

17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.

19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.).

20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело.

21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Мотивы

Номера ответов

Познавательные

2 9 15

Коммуникативные

3 10 16

Эмоциональные

1 8 21

Саморазвития

6 13 19

Позиция школьника

7 14 20

Достижения

5 12 18

Внешние (поощрения, наказания)

4 11 17

Предварительный просмотр:

Рисуночный тест Кактус.

Изначально эта методика диагностики личности была предложена М. А. Панфиловой для детей 3-7 лет. Однако и взрослым будет не лишним узнать о себе немного больше. Вы можете провести этот тест со своим ребенком, другом, близким человеком. Если Вы захотите проверить себя и сделать тест самостоятельно, то рекомендуется сначала выполнить указания в инструкции, а потом прочитать эту статью дальше.


Для выполнения теста Вам понадобится чистый лист А4 формата, простой карандаш средней твердости, также можно использовать и цветные карандаши.


Инструкция

«Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь». Дальнейшие вопросы и пояснения излишни – дайте волю своей фантазии!


Интерпретация детских рисунков


При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок (размер, расположение, количество)

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм , стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе , зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность , открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность , осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите , чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите , чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Толкование цветовой гаммы.

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:

  • зелёный символизирует постоянство и уверенность;
  • жёлтый - страх быть отвергнутым обществом;
  • синий - ребенку комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
  • красный - испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
  • серый - у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
  • белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
  • чёрный - тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

  • Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
  • Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
  • О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
  • Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
  • Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки)

С помощью этого теста проводится анализ семейных отношений.

Для прохождения теста ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги с помощью карандашей или фломастеров свою семью. Время проведения теста не ограничено. Полученный рисунок помогает определить психо-эмоциональную обстановку в семье, выявить проблемы, волнующие ребенка. Исследование проводится по следующим критериям:

  • состав семьи на рисунке и в реальности;
  • расположение членов семьи по отношению друг к другу;
  • характерные черты в изображении каждого члена семьи;
  • деятельность людей, изображенных на рисунке.
Рисуночный тест «Дерево» (3 года -15 лет)

Тест позволяет выявить индивидуально-типологические особенности ребенка.

На листе бумаги карандашом или ручкой необходимо нарисовать любое дерево.

Все фигуры, изображенные на рисунке, группируются по 15 категориям. Тщательное изучение нарисованного по критериям позволяет определить склонности ребенка, его эмоциональное состояние и особенности отношений с окружающими людьми. Исследователь обращает внимание на крону дерева, расположение веток, листов и их количество, на форму дерева и другие параметры.

Рисуночный тест «Несуществующее животное» (5-10 лет)

Данный тест позволяет исследовать личность ребенка и состояние его психики.

Ребенку предлагается нарисовать несуществующее в природе животное и дать ему особенное имя, которое будет характеризовать его. Полученный рисунок исследуется на основе ряда признаков, которые позволяют раскрыть эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему миру. Особое внимание исследователи уделяют таким параметрам рисунка, как расположение изображения на листе, черты и характер выдуманного животного, контуры фигуры, общий характер рисунка и название.

Психологический тест «Сказки Дюсса» (2 года -7 лет)

Тест помогает узнать состояние ребенка и его страхи и переживания.

Взрослый рассказывает ребенку сказку, в которой обязательно есть герой, с которым малыш должен идентифицировать себя. После прочтения ребенку задается вопрос по теме сказки. Наблюдение за тоном голоса ребенка, его поведением, скоростью ответа и нетипическими реакциями позволяет узнать больше о ребенке и его состоянии, ведь дети, когда пересказывают или придумывают сказки, как правило, искренне выражают свои чувства и эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Тест на определение темперамента. Круг Айзенка (8-18 лет)

Темперамент является динамической характеристикой психической деятельности человека, поэтому так важно знать, какой темперамент у ребенка, чтобы понимать его действия и поступки.

Для того чтобы узнать темперамент ребенка, необходимо задать ему 57 вопросов. По результатам опроса можно будет отнести его к одному из четырех характеров с различной устойчивостью нервной системы: холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик, которые имеют ряд отличительных признаков.

Тест Люшера для детей (3 года -12 лет)

Цветовая методика Люшера позволяет определить уровень комфортности ребенка в различных местах его времяпровождения (дом, сад, школа) и выявить его возможное депрессивное состояние.

Взрослый предлагает ребенку выбирать по очереди из 8 разноцветных карточек наиболее приятный цвет. Номера цветов, представленные в методическом руководстве, записываются. На основе записей строится индивидуальная характеристика ребенка и даются рекомендации по способам, позволяющим избежать стресс и его симптомы.

Исследование самооценки. Тест «Лесенка» (4 года – 14 лет)

Тест позволяет определить особенности отношения ребенка к самому себе, к своему положению среди окружающих.

На листе бумаги изображается лесенка из семи ступеней, на одну из которых ребенок должен вписать свое имя или нарисовать себя в виде человечка. Четвертая ступенька представляет собой площадку между лестничными пролетами. Условное расположение ребенка на лестнице отражает его самооценку. На верхние ступеньки помещают себя дети с завышенной самооценкой, любящие быть в центре внимания. На 2-3 ступеньку ставят себя дети с адекватной самооценкой, знающие свои положительные и отрицательные черты характера. Расположение ребенка на нижней ступеньке или у лестницы свидетельствует о его недовольстве собой, выражающемся в заниженной самооценке.