Что будет если пропустить школу. Как прогулять школу по уважительной причине. Отношения в семье

Доброго времени суток. Вы заинтересуетесь данной статьей, если ваш ребенок прогуливает школу. Вы узнаете вероятные причины подобного поведения и способы их решения с учетом психологических особенностей.

Вероятные причины

Родители должны понимать, что способствовать прогулу могут различные предпосылки. Очень важно вовремя заметить изменения в поведении ребенка, предпринять определенные меры до того, как все зайдет слишком далеко.

  1. У ребенка появляются увлечения или занятия, которые привлекают его значительно сильнее, чем уроки в школе. Вы скажите, что для современных детей любое занятие будет лучше, чем просиживание штанов за партой. Это действительно так, что весьма печально. Не удивляйтесь, если ваш сын или дочь убегут с урока, чтоб попасть в кинотеатр или на свидание.
  2. Сильный страх провала на уроке. Например, малыш может прогулять математику, потому что не подготовился к контрольной работе или литературу, потому что не выучил стих наизусть.
  3. Вредные привычки и плохие компании.
  4. Боязнь других детей в классе вызывает желание не идти в школу. Такое наблюдается, если над ребенком регулярно издеваются, образовавшийся конфликт не решается. Малыш действительно боится своих обидчиков, так он будет прогуливать целые дни.
  5. Поддержка своевольного поведения со стороны родителей.

Так я несколько раз пошла на поводу у своего сына. Думала, что он действительно плохо себя чувствует, а это было способом остаться дома и прогулять уроки. После двух таких случаев, я окончательно раскусила его задумы и впредь вела себя по-другому. Если сын, пробуждаясь, начинал жаловаться на плохое самочувствие, я все-равно отправляла его в школу, и говорила подходить к учителю или сразу в медпункт, если станет плохо. Медсестра сможет посмотреть и оценить его состояние. В первое время он еще пытался мне названивать со школы, просил уйти с уроков. Я в свою очередь, говорила обратиться к медсестре, чтоб она мне сказала, нужно забирать сына или нет. После этого Никита клал трубку и больше не звонил, после всех уроков в нормальном самочувствии возвращался домой. После нескольких неудачных попыток понял, что больше не получится водить меня за нос. Теперь он говорит о плохом самочувствии, когда действительно заболевает. Бесспорно, иногда я переживаю, вдруг ребенку действительно плохо. В таких случаях я предлагаю сыну вместо школы отправиться в поликлинику на прием к врачу. Ведь специалист сможет выявить, что с ним не так. И если это способ манипуляции, то ребенок отказывается идти к доктору.

  1. Малыш может пропускать занятия, если его наказали после серьезного проступка и потребовали привести в школу свою маму или папу. Ребенок боится сообщить родителям о случившемся, решает не ходить на уроки.
  2. Боязнь контрольных. Ребенок систематически не появляется на проверочных работах.
  3. Низкая самооценка, ощущение себя неполноценным членом общества.
  4. Трудности социализации. Достаточно часто встречаются в подростковый период.
  5. Проблемы с определенным учителем. Страх быть униженным.
  6. Полное отсутствие интереса к занятиям.
  7. Сильное отставание в успеваемости.
  8. Неприязнь к определенным предметам или серьезные сложности в их усвоении.
  9. Завышенные требования мамы с папой.
  10. Пропуск занятий из-за тренировок, подготовки к концерту или соревнованию.
  11. Чувство вседозволенности и безнаказанности.
  12. Способ произвести впечатление на «элиту» класса. Желание показаться крутым.

Признаки

Существует ряд проявлений, по которым родитель сможет заподозрить, что дочка или сын пропускает уроки или это скоро произойдет.

  1. Вы часто слышите жалобы на учителя или одноклассников.
  2. Малыш подолгу разными способами пытается оттянуть выполнение домашних заданий.
  3. Психует, когда вы начинаете разговаривать об его успехах в школе.
  4. Нарушение сна, частые кошмары.
  5. Часто головные боли без видимых на то причин.
  6. Дружба с детьми из неблагополучных семей.
  7. Малыш с трудом поднимается по утрам, нехотя сползает с кровати, медленно собирается в школу.
  8. Регулярно просит хотя бы денек остаться дома.
  9. Отсутствует любой интерес ко всему, что связано со школой, даже к тому, как он выглядит и во что одет.
  10. Снижение или отсутствие аппетита.
  11. Замкнутость в себе. Нежелание идти на контакт с мамой или папой.

Что делать

Родители паникуют, когда узнают, что их ребенок прогуливает школу. Что делать, как быть, как вразумить свое чадо? Главное — не рубить с плеча и не применять физическое наказание. Давайте рассмотрим полезные рекомендации.

  1. Узнав о том, что ребенок прогулял урок, поговорите с учителем, выясните, возможно, проблемы в школе, конфликты с детьми или педагогами. Выясните, имеет ли место проблема в характере ребенка.
  2. Попробуйте поставить себя на место сына или дочери, рассмотрите ситуацию с его точки зрения. Попытайтесь откровенно поговорить с ребенком, как с другом. Выясните причины подобного поведения.
  3. Когда имеет место конфликт с учителем, то нужно его решать незамедлительно. Вот только не стоит устраивать скандал, особенно на глазах у ребенка или бежать жаловаться к директору. Лучше найдите способ мирного решения сложившейся ситуации, попробуйте подружиться с учителем, попросите начать по-другому относиться к вашему чаду.
  4. Если проблема в недостатке знаний, ребенок не поспевает за остальными детьми или ему не даются конкретные предметы, самое время нанять репетитора.
  5. Контролируйте свою дочь или сына, но не переступайте дозволенную черту. Делайте это незаметно для него.
  6. Запишите свое чадо на дополнительные занятия, в школьные секции или кружки. Но стоит быть осторожным, чтоб они не мешали основной учебе.
  7. Не стоит идти на поводу у ребенка, оставлять его каждый раз дома, как он этого захочет.
  8. Если всему виной проблемы с одноклассниками, то для решения такой ситуации лучше проконсультироваться с психологом.
  9. Приучайте ребенка к распорядку. Он должен чувствовать ответственность за свои поступки.
  10. Налаживайте контакт с учителями, чтоб быть в курсе всех проблем и забот своего отпрыска.
  11. Уделяете ребенку побольше внимания, интересуйтесь его жизнью, показывайте, что он вам не безразличен.
  12. Следите, чтоб у малыша был полноценный сон и здоровое питание.
  13. Мотивируйте ребенка к школьному обучению и важности посещения занятий.
  14. Важно знать, с кем ваше чадо проводит свободное время, как они на него влияют.
  15. Если у ребенка возникают трудности с выполнением домашнего задания, помогайте ему, объясняйте.
  16. Позаботьтесь о нормальном уровне психологического комфорта в вашей семье.
  17. Обязательно показывайте ребенку, что всегда готовы прийти на помощь, позаботиться и защитить.
  18. Своевременно замечайте изменения в характере и поведении малыша, при необходимости обращайтесь к психологу за консультацией.
  19. Родители должны учитывать также и такой вариант, когда дочка или сынок просто не способны к обучению в школе. В таких ситуациях верным решением является переход на самостоятельное обучение в домашних условиях.

Ошибки по неопытности

Большинство родителей не задумываются над тем, правильно ли они поступают, когда реагируют на поведение ребенка тем или иным способом. Нередки случаи и серьезных ошибок.

Давайте рассмотрим, как нельзя поступать.

  1. Не стоит категорично запрещать ребенку пропускать уроки, лучше сказать, что при серьезной необходимости пропуск будет допустимым.
  2. Не нужно противостоять редким прогулам занятий, если это никак не сказывается на уровне успеваемости школьника.
  3. Отсутствие желания выявить причину подобного поведения и отказ от решения проблемы. Очень важно выявлять предпосылки, общаться с ребенком на равных, фактически дружить с ним. Это поможет своевременно отреагировать и исправить сложившееся. Можно доступно объяснить малышу о его поступках, привести доводы.
  4. Нельзя , наказывать его лишением еды или воды.

Когда процесс запущен

Возможно, в первое время вам удавалось уговаривать своего ребенка, убеждать в неверности его поступков. Однако, может наступить момент, когда чадо начнет . Прогулы станут регулярными и систематическими. В такой ситуации маме необходимо отправиться вместе с ребенком к психологу, например, к школьному. Специалист поможет разобраться в причинах нетипичного поведения, подскажет, как действовать. Нужно учитывать, что зачастую дети не сами решаются на такой поступок. Как правило, их подбивают сомнительные друзья. Не удивляйтесь, если вместе с пропусками занятий окажется, что ваш сын или дочь уже курят. Иногда родителям необходимо провести небольшое расследование, чтобы выявить, что и как творится в жизни ребенка. В наш век социальных сетей всю полезную информацию можно найти на страничке своего отпрыска и его друзей.

Теперь вы знаете, если ребенок прогуливает уроки, что делать и как себя вести. Не забывайте о необходимости налаживать контакт со своим чадом, обзаводится доверительными отношениями, быть на связи с учителем и знать о школьной жизни дочери или сына.

Да, я действительно не против прогулов. Но прежде чем осуждать меня, послушайте, что я скажу. В этом году мои дети перешли в среднюю школу. И перед началом учебного года нам устроили общее родительское собрание. Директор взял слово и открыл презентацию в Power Point. На белом листе были жирным выделены три самые важные вещи, на которые родители должны обратить повышенное внимание. Безопасность, коммуникация с учителями и … посещаемость.

Когда эта презентация появилась на экране, я заметила, как все мои знакомые родители, сидевшие в аудитории, повернулись и посмотрели на меня. Я же сделала poker face.

Конечно, я понимаю, закон есть закон, и дети должны ходить в школу определенное количество дней в году. И я не собираюсь разрешать детям пропускать школу, чтобы полежать на диване перед телеком в тот день, когда у них важная контрольная. Но, черт возьми. Я родила этих детей. Я вынашивала их 9 месяцев, учила их ходить, говорить, какать в горшок и есть вилкой. Я ежедневно их кормлю (иногда даже здоровой едой), покупаю им одежду, записываю на хорошие кружки и каждую неделю трачу несколько часов на то, чтобы довезти их до этих кружков и забрать оттуда.

Я вытираю их рвоту, терплю их истерики, заставляю есть овощи и даже иногда помогаю с математикой. И догадайтесь, что еще я делаю? Забираю их на несколько дней из школы, когда мне вздумается! Потому что это мое право!

Я знаю, что некоторые родители меня не одобряют, а учителя шушукаются за моей спиной, но мне не важно их мнение – мне важны мои дети. И, кстати, я никогда не разрешу детям прогуливать, если не буду уверена, что это стоит того.

Год за годом я хожу на личные встречи с учителями и объясняю, что образование не кажется мне самой приоритетной вещью на свете. Да, мои дети стараются, да, они вежливы и воспитаны, и они всегда делают свои домашние задания. Школа – это важно, факт. Но в нашей семье на первом месте стоят отношения. И точка.

Это значит, что если мы решили отправиться в поездку, которая подарит нам прекрасные воспоминания, то мы абсолютно точно выберем ее, а не уроки математики. Или если у кого-то из наших родственников случилось что-то важное – пусть даже он живет за 1000 километров от нас, мы поедем туда. И пусть даты этой поездки не совпадают с майскими праздниками или Днем независимости.

Не поймите меня неправильно. Я очень стараюсь быть вежливой и не ожидаю, что учителя спокойно воспримут отсутствие моих детей на уроках. Я всегда стараюсь подстраховаться и слежу, чтобы они делали домашнее задание даже во время поездок. И я всегда обещаю учителям, что мы нагоним весь пройденный материал. Да, я понимаю, что чем старше мои дети, тем сложнее школьная программа, и тем труднее им будет. Но я также знаю, что важно для моей семьи – и это определенно не школьное расписание.

Есть и еще одна причина. В наших поездках дети не только общаются с семьей, становясь ближе друг к другу и к нам, они также приобретают новый опыт. А личный опыт, считаю я, всегда учит лучше, чем любые школьные занятия. Что лучше – читать о древнем Риме в учебнике или прогуляться по Колизею? Заполнять математический тест или научиться конвертировать доллары в евро? Путешествия не только позволяют получить множество новой информации, но и знакомят тебя с новыми странами и культурами. Так ты становишься более эмпатичным, учишься принимать другие обычаи и точки зрения. Подобный опыт учит тебя приспосабливаться к новым обстоятельствам – а это очень нужно во взрослой жизни.

К тому же новые знания мы получаем не только во время путешествий. Перед поездкой мы много читаем о том месте, куда собираемся, планируем экскурсии и прогулки – дети могут узнать много нового тысячей разных способов. Иногда я даже прошу детей сделать презентацию в Power Point после поездки, чтобы они могли рассказать классу о том, что видели и где были (да, я знаю, это жестоко).

Моя работа как матери заключается в следующем: я должна следить за безопасностью своих детей, давать им стойкое чувство, что они любимы, и учить их. Если из 160 учебных дней они пропустят 20, но зато проведут время со своей 97-летней прабабушкой, пообщаются с кузенами, которых редко видят, или съедят вкусное мороженое в итальянском городке, то я буду считать себя по-настоящему хорошей матерью. Поэтому я вовсе не чувствую себя виноватой за то, что мои дети иногда пропускают школу. Это для их же блага.

Представьте: утром ребенок собирается в школу. И вы абсолютно уверены, что это так. Только спустя некоторое время вы узнаете от классного руководителя, целью его утренних сборов была вовсе не школа.

Зачем дети прогуливают школу? Где они проводят отводимое на занятия время? Почему ребенок так поступает и как на это реагировать? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы по этой теме, предлагаем прочитать наш материал, в котором мы разберем признаки такого поведения, модель поведения и общения с прогульщиком.

Случается, что родители сталкиваются с такой проблемой в воспитании детей, как школьные прогулы. Как правило, эта проблема становится актуальной в старших классах. Она может вызвать бурю негодования, как у родителей, так и у педагогов.

Новость о том, что ребенок не посещает школу, зачастую становится сюрпризом для родителей. Взрослые могут отреагировать на нее по-разному. Строгие родители наказывают непослушного сына или дочь. В либеральных семьях прогульщика пытаются понять и не осуждают. А те мамы и папы, которые слишком заняты своими дела- ми, и вовсе закрывают глаза на проблемы ребенка.

Непосещение школы ведет не только к отставанию, но и к нарастанию негативной репутации среди администрации школы, учителей и одноклассников. Предоставленные сами себе, прогульщики чаще других становятся жертвами несчастных случаев, подвергаются дурному влиянию, совершают правонарушения. Кроме того, они постоянно лгут родным и близким. Но прежде чем кричать о потерянном поколении, нужно понять, почему дети решаются на такие поступки, что толкает их прогуливать занятия и как с этим справиться.

Прогул может случиться единожды, а может обладать постоянной, хронической формой. И это – не основная проблема. В этой ситуации важней всего понять следующее: причиной беспокойства должно быть не само непосещение школы, а нежелание или страх ребенка сознаться родителям, почему ему очень не хочется идти в школу.

Решить такую проблему непросто. Очевидно, что наказанием, криками и рукоприкладством в этой ситуации можно только усугубить положение. Нужно суметь найти такой способ, который окажется действенным и не деструктивным. Помните: чтобы решить какую-либо проблему, нужно узнать ее причины. Когда выяснятся причины, то и ответ на вопрос «Что делать?» придет сам по себе.

Первые признаки школьных прогулов

Узнать о прогулах не всегда удается с первого же раза. Но понять, был ли сегодня в школе ваш ребенок или нет, можно по его поведению. Если у ребенка есть склонность к прогулам, то это будет заметно в особенностях поведения, отследив которые можно предотвратить пропуски занятий.

  • постоянные негативные отзывы об одноклассниках, учителях;
  • тяжелый подъем с постели;
  • плохое настроение перед школой;
  • невыполнение всех домашних заданий или их выполнение поздним вечером;
  • системные просьбы остаться дома по пятницам или понедельникам;
  • отрицательное реагирование на разговоры о школьной успеваемости;
  • полное отсутствие заинтересованности, например, в том, что надеть в школу и что взять с собой;
  • беспричинное нарушение питания;
  • частые «беспричинные» жалобы на головные боли, на боли в животе;
  • наличие вредных привычек;
  • дружба с неблагонадежными ребятами;
  • закрытый личный мир ребенка, нежелание пускать в него родителей.

Причины школьных прогулов

Человек будет выполнять что-то без энтузиазма (или сов- сем не будет выполнять), если знает, что он может сделать что-то другое с гораздо большим интересом. И этот факт не влияет на возраст. Да, кто-то заметит, что интересы взрослых и детей разные, но причин, по которым ребенок прогуливает школу, также много, как и у взрослых, которые отлынивают от исполнения своих непосредственных обязанностей.

Ребенок может не ходить в школу по разным причинам, понять и решить которые зачастую сложнее, чем, кажется. Можно выделить следующие основные причины прогулов .

  • Ребенку может быть неинтересно в школе либо потому, что там все «слишком заумно», либо потому, что он уже знает все, что ему пытаются объяснить.
  • Иногда бывает и так, что в абсолютно спокойной и дружелюбной атмосфере школы ребенок сталкивается с другой проблемой – несоответствием своего типа мышления методам преподавания. Также подобная проблема возникает у детей-индиго, которые видят мир немного иначе и никак не могут втиснуться в жесткие рамки школьного канона.
  • Ребенок может концентрировать свое внимание на других занятиях: компьютерные игры, кино, в более старшем возрасте – свидания. Это не означает, что у ребенка отсутствует мотивация к получению знаний. Он стремится их получать, но не в школе, с помощью других источников.
  • Ребенок, у которого имеются ярко выраженные способности в определенной сфере, обычно не очень любит предметы противоположной направленности. Если же родители отдают такого ученика в профильный класс, где большинство предметов – нелюбимые, то это может стать причиной страха ошибиться и стать худшим в классе, страха неудач. Как результат, это может стать причиной постоянных прогулов.
  • Корень зла также может быть связан с личным восприятием себя, неуверенностью, закомплексованностью, зажатостью. С этими чувствами сталкиваются большое количество детей, но те, кто не в силах справиться с ними, пытаются убежать от проблем, оградиться от них.
  • Проблемы с социализацией и коллективом – это серьезное препятствие, которое порождает страх перед людьми и нежелание находиться в обществе.
  • Причина прогулов может заключаться и в недружелюбном (или даже агрессивном) поведении одноклассников по отношению к ребенку.
  • Также ребенок может увидеть, что к «прогульщикам» в классе относятся по-особому. Их боятся, уважают, они являются авторитетами. Естественно, такая популярность может привлекать ребенка.
  • Ребенок может начать прогуливать школу из-за недостаточного внимания со стороны родных и близких, особенно в подростковом возрасте. «Зачем уделять внимание своему образованию, зачем стараться, если никто не интересуется мной, моей жизнью и моими проблемами?»
  • Прогулы могут быть причиной страха не оправдать ожидания родителей, которые зачастую могут быть необоснованно завышенными и практически нереальными.
  • Ребенок, растущий в семье с либеральным воспитанием, может воспользоваться лояльностью и вседозволенностью, которые ему предоставляются со стороны родителей, и без зазрения совести прогуливать уроки, зная, что даже если что-то и проясниться, то наказание будет не сильным.
  • Нежелание показаться неудачником, страх выглядеть глупо. К примеру, после какого-то проступка учитель требует не являться в школу без родителей, и ребенок не придумывает ничего лучше, чем совсем не появляться в школе.
  • Излишняя опека ребенка может стать причиной его капризов и корыстного отношения. Будьте внимательны: вы можете сами «прикрыть» ребенка, повестись на его ложное плохое самочувствие или иную отговорку.
  • Страх перед плохими оценками, контрольными или тестовыми заданиями может быть абсолютно непереносимым, что наведет ребенка на мысль о прогуле школы.
  • Несовпадение учебного темпа ребенка с темпом всего остального класса. Это касается медлительных детей, которые не успевают воспринять информацию, проанализировать и усвоить ее. В конце концов, такие дети теряют мотивацию к учебе.
  • Страх перед конкретным учителем, боязнь его методов преподавания, личный конфликт с ним могут послу- жить причиной сначала непосещения только одного предмета, а затем и всех остальных.

Конкретные шаги по решению проблемы прогулов будут в каждой семье индивидуальны. Главное – осуществлять их с позиции оказания помощи ребенку. В стремлении восстановить отношения и дела нельзя использовать метод наказания или скандала.

По какой бы причине ребенок не пропускал школу, родители должны выяснить все обстоятельства этого факта и постараться максимально открыто поговорить с прогульщиком. Никаких криков и угроз. Терпение, обдуманность решений, правильность реакции, действий и стремление к установлению доверия между вами и ребенком непременно помогут разрешить подобную проблему.

Любые усилия, которые могут оказывать родители своим детям, не окажутся лишними. Обязательно помогите ребенку справиться с первыми проблемами, не закрывайте на них глаза и не считайте пустяками. Доверяйте своим детям, но не забывайте уделять внимание их детским трудностям, не будьте равнодушны к их заботам. Чтобы не возникало серьезных конфликтов с семьей, окружающим миром и самим собой, помните: если пропустить «момент невозвращения», поменять что-то в психике и поведении ребенка будет очень и очень сложно.

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ, психолог

А чего, собственно говоря, мы так опасаемся, когда ребенок просит разочек прогулять уроки?

пропустит новую тему

Да, возможно, пропустит. Но что сложнее — усвоить информацию в классе, где двадцать пять человек, шум и гам, а учитель все равно ориентируется на самых медленных, или дома, один на один с учебником (или родителями)? Ну уж разберется он с новой темой как-нибудь.

нечего ему потакать

«Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники»: на самом деле есть большая разница между попустительским отношением («Делай, что хочешь, мне это вообще не важно») и вниманием к потребностям ребенка («По закону ты обязан закончить школу, а я — это обеспечить, но если ты устал или тебе что-то не нравится — скажи, мы как-то решим эту проблему»). Если ребенок понимает, что правила существуют не ради правил, а за ними есть смысл, и ему можно не бороться с неизбежным в одиночку, а посоветоваться с родителями — жить ему будет проще.

один раз разрешим — захочет еще

Может быть и захочет. А скорее всего, обнаружит, что прогулы перестали быть чем-то запретным и манящим. Ведь если папа и мама в целом спокойно относятся к словам ребенка об остром нежелании идти в школу, не бросаются стыдить его, обвинять в лени и разгильдяйстве, и мало того — иногда даже готовы и правда оставить его на денек дома, значит, с ними и правда можно откровенно разговаривать. Не только о своем нежелании идти в школу, но и о чем-нибудь поважнее.


никто так не делает

Вы же не думаете, что ваш ребенок один такой уникальный, что мечтает иногда не ходить в школу? На самом деле, таких детей полно, только многие, например, неделю болеют — неделю ходят на уроки, или по утрам их мучает тошнота и головная боль, или тик появляется. Потому что если мозг устал и перетрудился — организм обязательно на это среагирует.

придется что-то объяснять учителю

Есть прекрасная формулировка — «по семейным обстоятельствам». Вы же не каждую неделю прогуливать собираетесь? Если вам необходимо объяснить учителю, почему ваш ребенок иногда пропускает школу, сошлитесь на рекомендацию психолога, в конце концов: от перегрузок ученик начинает соображать еще хуже, так что ему просто нужен отдых.

почему прогулять иногда школу — это полезно?

  • Исчезает ощущение неотвратимости, значит, необходимость ходить в школу перестает быть тягостной.
  • Внеплановый отдых и полноценный сон среди недели заметно прибавляют ребенку сил.
  • Школьник вряд ли будет злостно прогуливать уроки за гаражами или шляться по улицам — зачем, если это и так иногда можно делать вполне легально.
  • Врать тоже смысла нет: родители уже зарекомендовали себя как адекватные люди, которым лучше говорить правду.
  • Ребенок осваивает понятия «договариваться» и «соблюдать договоренности»: если вы совместно решили, что чаще раза в месяц прогуливать не стоит — значит, надо этого и придерживаться.
  • Ребенок учится лучше понимать себя и свои чувства им потребности, оценивать свои ресурсы и реагировать на упадок сил не тогда, когда он уже случился, а немного заранее.

Прогулы детьми школы – частое явление. Единичные несистемные пропуски не носят массового характера. Они бывают у каждого школьника и не вызывают опасений. Их последствия не сказываются на успеваемости, отношении педагогов и детского коллектива. Иногда прогулы дают ребенку положительный опыт.

Постоянные прогулы имеют негативный характер. Согласно статье № 43 Закона «Об образовании», прогулы считаются грубым нарушением устава образовательного учреждения, за что учащийся может быть отчислен из школы.

Родители несут административную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Хотя школы редко практикуют отчисление, как меру дисциплинарного взыскания, прогулы – повод к активным действиям со стороны взрослых. Надо начинать с выяснения причин.

Причины прогулов

Причины прогулов вызваны субъективными и объективными обстоятельствами.

Субъективные

Они связаны с личностью ребенка и его индивидуальными особенностями. К ним относятся:

  1. Низкий уровень мотивации к обучению . Ребенок не понимает для чего ему учиться и зачем нужны знания школьных предметов.
  2. Неумение сочетать учебу с увлечениями – компьютер, спорт, кружки. В старшем возрасте – юношеская любовь.
  3. Пробелы в уровне подготовке , порождающие страх ошибиться, выглядеть нелепо, быть хуже всех в классе, создающие дискомфорт.
  4. Проблемы взаимоотношений с одноклассниками и учителями из-за особенностей характер: неуверенность, зажатость, закомплексованность.

Объективные

Они вызваны проблемами, исходящими от образовательной среды.

  1. Неправильная организация образовательного процесса , не учитывающая индивидуальные потребности и способности ученика. Проявления различны: от отсутствия интереса, потому что все известно, до непонимания знаний из-за высокого темпа преподавания. Культивирование страха плохой оценки, вызов родителей в школу и неуспех на контрольных работах.
  2. Несформированность классного коллектива , ведущая к конфликтам с одноклассниками. В таком классе ученики не умеют бесконфликтно решать разногласия. Столкновения происходят между учениками или в классе в целом.
  3. Необъективность учительской оценки знаний , конфликты с педагогами, боязнь методов преподавания отдельных учителей.

Отношения в семье

Ведут к систематическим прогулам. Педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Елена Гончарова считает, что проблемы идут от семьи. Семейные отношения становятся основной причиной школьных прогулов. Она выделяет 4 типичные семейные проблемы, порождающие прогулы детей.

Почему прогулы вредят

Во время, отведенное на учебные занятия, ребенка нет в школе. Где, с кем и как он проводит время – в лучшем случае, дома, один и бесцельно. В худшем – в подворотне, плохой компании и с вредными последствиями.

Систематические прогулы школы порождают:

  • отставание в освоении школьной программы;
  • негативную репутацию ученика перед администрацией школы, учителями, одноклассниками;
  • вредные привычки – курение, алкоголизм, токсикоманию, игроманию, наркоманию;
  • отрицательные черты личности – хитрость, ложь;
  • несчастные случаи, жертвами которых становятся прогульщики;
  • ранние беспорядочные половые отношения;
  • совершение правонарушений.

Если ребенок обманывает

Если в семье между взрослыми и детьми нет доверия, то ребенок скрывает факты прогулов и обманывает. Чем позже родители узнают о пропусках, тем сложнее разрешить ситуацию. Есть признаки в поведении, которые должны насторожить родителей:

  • частые отрицательные высказывания об учителях и одноклассниках;
  • нежелание выполнять уроки, откладывание заданий до вечера;
  • постоянные жалобы на недосыпание, головные боли, просьбы остаться дома;
  • вредные привычки, новые неблагонадежные друзья;
  • негативная реакция на вопросы об успеваемости и школьной жизни;
  • безразличие к внешнему виду перед школой, плохое настроение;
  • замкнутость, нежелание обсуждать с родителями свои проблемы.