Почему ребенок не ест в садике? Болезнь и плохое самочувствие

Когда ребенок идет в сад – это само по себе большое испытание, как для него, так и для его родителей. Но еще больше тревоги вызывает ситуация, если ребенок отказываться есть в саду. Почему это происходит? И что с этим делать?

Когда ребенок поступает в детский сад мамы и папы стремятся сделать все для того, чтобы ему там было хорошо. Ведь в дошкольном учреждении малышу предстоит провести 2-3 года, и хочется, чтобы это время было запечатлено в памяти как счастливые картины детства, а не кошмарные моменты из фильмов ужасов. Родители активно участвуют в жизни сада, модернизируют окружающую обстановку, обновляют детскую площадку, покупают развивающие игрушки и яркие наборы для творчества, но как только они сталкиваются с проблемой отсутствия аппетита у ребенка, часто остаются сами с ней наедине.

Сотрудники детского сада не могут или не желают им помочь. Что, впрочем, одинаково грустно. Давайте обсудим, что могут сделать сами родители, чтобы ребенок был сыт в детском саду? И какие действия они вправе требовать от воспитателей?

Меню, пожалуйста! Или почему ребенок не ест?

Не секрет, что еда, приготовленная в домашних условиях на порядок вкуснее той, что предлагают детям повара детского сада. И вины в этом самого дошкольного учреждения, безусловно, нет. Просто домашний стол более разнообразный, родители готовят с учетом пожеланий ребенка и приправляют еду нежной трепетной любовью.

В то время как в детском саду еда, как правило, обезличена. Малыш не знает, кто ее приготовил, у него вызывают беспокойство новые вкусовые оттенки, и как следствие, включается механизм самозащиты: «не буду есть, как бы чего не случилось!».

Решить эту проблему предельно просто. Нужно объяснить ребенку, что родители всецело доверяют сотрудникам детского сада. Добрые повара готовят деткам питание из хороших и свежих продуктов, и хотя меню отличается от домашнего, оно такое же полезное, и что совершенно точно – безопасное.

Если это не приносит свои плоды, и ребенок по-прежнему капризничает, не желая поднести даже ложку ко рту, проблему стоит изучить всесторонне. Ищите причину, по которой ребенок не желает есть!

«1, 2, 3, 4, 5 – я иду искать!» Или где прячется аппетит?

Как вы уже догадались, самой распространенной причиной игнорирования кашек и супов в детском саду ребенком является отсутствие аппетита. Не будем сейчас говорить о медицинских аспектах этого факта, это в компетенции детского врача. Но обозначим главные моменты, чтобы вы, дорогие родители, знали, как ситуацию изменить к лучшему.

Медицинские трактаты говорят о том, что потребность в еде у каждого человека разная, сугубо индивидуальная. Вы это знаете по себе. Вам может быть удобно вставать рано утром и завтракать, другие же люди могут поглощать пищу не ранее полудня. И это нормально! Важно другое, потребность ребенка в еде должна совпадать с распорядком питания в детском саду. Потому, готовясь к поступлению в сад, имеет смысл заранее согласовать время завтрака, обеда и ужина.

Еще один момент, потребность ребенка в еде также обусловлена генетическим фактором, проще говоря, зависит от интенсивности роста. Если мама и папа дошкольника невысокого роста, закономерно, что ребенок будет кушать чуть меньше, чем другой малыш, у которого родители могли бы входить в сборную России по баскетболу. Это кажется невероятным, но это факт.

И последнее, во многом аппетит зависит от энергозатрат ребенка, чем больше он двигается, тратит своей энергии, тем лучше у него аппетит. Приведем пример для сравнения.

Как вы думаете, какой из двух малышей быстрее справится со своей порцией еды: тот, который весь день провел на коврике в детской, увлеченно рисуя или тот, который бегал, прыгал, принимал участие в активных играх? – Ответ очевиден! Отсюда следствие: если здоровый малыш отказывается от еды, первое, что нужно сделать – «активизировать» его. Для этого начать делать утреннюю зарядку, по возможности закаляться, больше времени проводить на свежем воздухе и, конечно же, – играть, бегать, веселиться.

«Ни-че-го я не хочу!». Или избирательная проблема

Если ребенок до посещения детского сада был избирательным в еде, не стоит ожидать, что проблема разрешится сама собой. Часто она, наоборот, усугубляется. Склонности и привычки малыша не дают ему комфортно жить в коллективе, есть то, что кушают все дети, так как хочется чего-то «сладенького и особенного». Не будем заострять внимание на том, что это педагогические ошибки воспитания взрослых, лучше расскажем, как выпутаться из собственноручно сплетенных сетей.

Интересна позиция в этом вопросе доктора Комаровского. Если ребенок не желает есть суп (до чего же он вкусный и ароматный!), лучшим выходом из ситуации будет нагулять аппетит. Единственное лекарство, которое спасет капризулю – чувство голода. Малыш побегает, попрыгает, немного устанет и с удовольствием проглотит все то, что приготовили для него заботливые родители.

Единственная сложность в трудном процессе «переучивания» ребенка и прививания ему новой культуры еды в том, что родители часто сами не выдерживают жесткости в этом вопросе, рано сдаются и идут на поводу малыша. А последнего, кстати, хлебом не корми, а дай сосисок, бананов и конфет.

Но если вы желаете, чтобы ребенок вырос «всеядным», этот путь придется пройти. Естественно, по дороге к финишу нужно исключить или уменьшить количество перекусов. Не давать ребенку конфет, яблок и печенья. И вот тогда, в нужное время и обозначенный час, ребенок с легкостью справится с супом, а может и попросит добавки.

Ребенок не ест в саду. Действия родителей

Давайте попробуем сложить последовательный алгоритм действий, что нужно делать взрослым, если малыш противится еде?

1. Выработайте совместно с воспитателем единую тактику. Четко обозначьте, как поступать сотрудникам детского сада, если ребенок отказывается есть, или не доедает свою порцию. Разумеется, наставить в этом вопросе «кормите любой ценой!» не стоит. Не ест – не насилуйте!

2. Попросите воспитателя задействовать вашего ребенка в сервировке стола к обеду. Обычно дети, которые прикладывают усилия в накрывании на стол, затем с удовольствием поглощают пищу.

3. Дома вместе с ребенком воспроизведите обстановку трапезы в детском саду. Усадите за обеденный стол игрушки малыша или накройте ребенку вместе с друзьями. Пообедав пару раз в компании, ребенок избавится от чувства тревоги и вместе со всеми станет есть предложенные блюда.

4. Измените отношение ребенка к еде. Готовьте вместе с ним разнообразную пищу, чтобы он привык к различным вкусам.

5. Попробуйте уменьшить калорийность домашнего рациона. В перспективе это приведет к улучшению аппетита. Главное, чтобы меню малыша по-прежнему было сбалансированным.

6. Разговаривайте с ребенком, говорите ему о том, как важна для детского организма еда. «Невозможно вырасти большим и сильным, если не ешь кашу» - это закон.

7. Никогда не сопровождайте процесс поглощения пищи нотациями или разговорами о проблемах. Иначе у ребенка может возникнуть плохие ассоциации, когда пища ассоциируется с неприятными моментами жизни, вызывает беспокойство.

8. Проявите терпение! Если ребенок плохо кушает, обыграйте эту ситуацию в сказках и играх. Почитайте с малышом мотивирующие сказки, посмотрите мультфильмы, в которых главные герои все вместе обедают за обеденным столом. Нарисуйте семью зайцев, которая дружно ест морковку и белочек, дружно грызущих орешки. Помните, все в ваших руках.

Приятного аппетита!

Здравствуйте, Юлия!

В случае, когда ребенок не захочет есть не только в садике но и дома, следует обязательно обратиться к врачу педиатру. Это может быть «симптомным» предвестником определенного заболевания

Однако, о приеме пищи в саду:

1) Если ребенок не хочет кушать некие блюда, просто потому что их не любит, можно ПРИ РЕБЕНКЕ сообщить воспитателю, что ваш ребенок не обязан есть все подряд. Вы же понимаете сами, что кормление «из под палки» приведет однозначно к психологическим проблемам как сегодня, так будущем. И не переживайте, что ребенок останется голодным! Лучше небольшой голод, который вы утолите в домашних условиях, чем насилие над ребенком!

2) Целесообразным будет временами (просто иногда) зайти в детский сад пораньше. Пораньше - в часы обеда и посмотрите, что едят дети и как они это едят. Какие именно эти блюда? Холодные (остывшие)? Слегка теплые? Каково качество продуктов? Как часто меняется рацион?

Пообщайтесь на эту тему с другими родителями. Быть может, их дети тоже не хотят есть? Тогда вы правомерно, всем родительским собранием, имеете право востребовать у дирекции качественное столовое обслуживание!

3) Следует заострить внимание и на том, что приносить в сад собственную еду все же не стоит (исключение: аллергии, врачебная диета). Детский сад - это групповое воспитание, поэтому воспитателям будет сложно объяснить остальным детям, что ему можно, а нам нельзя. Такая ситуация спровоцирует скорее зависть, чувство несправедливости и т.д.

4) Подумайте, а не происходит ли с вашим ребенком что-то травматическое. Здесь имеется в виду некие хронические стрессовые ситуации, травмы, лишения, депривации…

Ведь некое происшествие с позиции взрослого может и не иметь травматического влияния на душу ребенка, а для ребенка такая мелочь может восприниматься очень болезненно.

Дети, можно так сказать, чувствуют интуитивно происходящие конфликты и раздоры между своими родителями. И это тоже может отразиться как симптоматическое поведение в виде «саботирования» еды в саду.

5) В этом пункте следует отметить, что дошкольная система в наших регионах далека от совершенства! Поэтому следует смириться с фактом того, что детям уже с ранних лет диктуют, когда они должны испытывать голод, когда они должны ложиться спать, когда, когда, когда,… Без учета индивидуальных потребностей!

Поэтому, дабы на оптимистической ноте закончить данную консультацию помечтаем, к чему нам стремиться! Быть может примером завтраков и полдников по Монтессори будет новым, пусть даже пока далеким, шагом вперед в развитии системы дошкольных учреждений!

Для справки: «По методу Монтессори дети с ранних лет мотивированы к саморегуляции. В случае завтраков и полдников, когда детишки проголодаются, они сами распознают ощущение голода и самостоятельно кушают пищу, дабы утолить чувство голода».

Исходя из вышеизложенного, дети не хотят кушать, потому что не умеют «слышать» свой организм и понимать свои потребности. Так же, это может произойти и тогда, когда родители «запихивают» в ребенка еду и не дают ему возможности почувствовать голод.

Желаю Вам решить ваши семейные сложности в нормативном порядке! А, благополучие и любовь , пусть станут неотъемлемыми спутниками вас и ваших родных!

Виталий Булыга - психолог, семейный психотерапевт (г.Барановичи, РБ)

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Детский организм, как и любой другой, нуждается в регулярном восполнении энергии, которую он получает с пищей и сном. Человек ест, потому что в этом его физиологическая потребность. И как только родители сталкиваются с проблемой отказа ребенка от еды в садике, они впадают в панику и начинают активно бороться с его голодом (то печеньку перед завтраком дадут, то в обед заберут домой, чтобы накормить). Воспитателям приходится несладко, ведь все недовольство они принимают на себя. Давайте разберемся, почему ребенок не ест в детском саду, перестает вместе со всеми принимать вовремя пищу, как на это можно повлиять и приучить детей к правильному питанию, а также узнаем мнение на этот счет доктора Олега Комаровского.

Возможные причины отказа от еды

Выделим основные моменты, которые могут сказаться на желании ребенка принимать пищу в стенах детского сада — почему он может перестать это делать:

  1. Период адаптации. Для малыша, только осваивающего жизнь в новом коллективе, пребывание в нем – всегда стресс. Чувства тревоги, напряжения, растерянности просто вытесняют чувство голода. Даже взрослый человек, когда нервничает, не хочет есть — неудивительно, что в таком случае ребенок не ест в детском саду.
  2. Манипуляция. Если родители в тревоге за голод своего ребенка стараются всегда пораньше его забрать, чтобы дома от души накормить за весь день, да непременно чем-то самым любимым и вкусным, то он быстро «просекает» эту ситуацию. Особенно это бывает часто, когда дети знают, что в семье есть те, кто может его забрать в любое время (бабушки, мамы, еще не вышедшие из декретного отпуска).
  3. Испорченный аппетит. Заботливые родители иногда не в силах отпустить ребенка в садик голодным и дают ему перекусить что-то сладенькое перед выходом, приучая к такой трапезе ежедневно. В итоге создается ощущение, что это повара плохо готовят каши и запеканки для детей по утрам.
  4. Другая еда. Если домашняя пища, которой кормили ребенка, была всегда экзотической, исключительно жаренной или ярко гарнированной, то столкнувшись с новыми для себя запахами, вкусами и внешними видами блюд, ребенок откажется их есть.
  5. Плохое самочувствие. Простуда, несварение, тошнота, о которых детям еще трудно сказать, могут быть связаны с фактором снижения аппетита.
  6. Стеснительность. Малышу может быть очень трудно эмоционально кушать в кругу множества других детей, особенно если дома он приучен кушать один.
  7. Нет привычных «девайсов». Если родители дома включают во время приема пищи телевизор, развлекают ребенка, то в садике он чувствует нехватку всей этой атрибутики и перестает есть. То же самое касается ситуаций, когда дома малыша постоянно кормят с ложечки. Тогда в садике он не может сориентироваться сам и отказывается пользоваться приборами самостоятельно.
  8. Нет аппетита. Взрослые тоже не всегда хотят есть, даже когда приходит время. Возможно, это некая особенность организма. Разным детям требуется разное количество еды, а некоторым – нужно очень мало, и приучить малыша есть больше — иногда настоящая пытка для его желудка.
  9. Низкая активность. Как известно, дети делятся на более и менее активных. Те из них, что много двигаются, играют, не сидят на месте, могут есть чаще и больше, потому что энергия уходит быстрее. А малоактивные ребята могут почти перестать испытывать голод, поскольку не успевают потратить имеющуюся энергию.

Чтобы точно установить, почему ребенок начал отказываться от еды, проанализируйте его поведение. Воспитателю стоит уточнить у родителей, как хорошо их чадо кушает дома. Возможно, ему просто не нравится конкретный продукт питания (картофель, морковь, кефир, хлеб), ведь вкусовые предпочтения не только у взрослых отличаются, но и у детей. Или проблема психологическая – тогда подсказать, что делать, сможет детский врач или психолог.

Ребенок не ест в детском саду: как поступить воспитателю

Физическая активность детей во многом влияет на их чувство голода. Не зря зарядка в садике проходит прямо перед завтраком. Но даже во время упражнений некоторые дети вяло себя ведут, начинают отказываться двигаться в нужном темпе, возможно, вообще стоят и смотрят на остальных. Задача воспитателя – заинтересовать каждого ребенка. Если зарядка проводится для всех групп одновременно, то по возвращении можно провести дополнительное занятие в своем помещении: потанцевать, поприседать, порепетировать будущий спектакль и прочее.

Еще один способ помочь ребенку начать кушать – игровая форма. Особенно это может сработать в присмотре за младшей группой. Например, вы говорите: «Так, ребятки, загружаем паровозики (они набирают ложки) и везем-везем в туннель (кладут ложки в рот)». Можно заинтриговать малышей на будущую игру. Скажем, пообещать, что после завтрака они все вместе отправятся в путешествие к домашним зверям, а после того, как все хорошо покушают, рассказать по картинкам о кошках, собаках, коровах, козах, кроликах.

Покажите детям кухню, где готовится пища, познакомьте с поварами. Так может уйти тревожность и стресс. Рассказывайте о пользе того, что лежит в тарелке. Говорите, как мама и папа похвалят сыночка или дочку, когда вернутся, за то, что все съедено. Но не заставляйте есть, не кричите, не ругайте, не навязывайте. Лучше позже поинтересуйтесь у родителей, в чем может быть причина отказа от еды, порекомендуйте поговорить с малышом о важности обеда, завтрака и ужина.

Ребенок не ест в детском саду: как поступить родителям

Прежде всего стоит помнить, что сбитый утром аппетит может стоит ребенку полноценного питания в течение всего дня. Дав в качестве аперитива конфету, печенье, пряник перед выходом, вы рискуете лишить малыша сначала завтрака, а потом и обеда. Проголодавшийся еще утром ребенок к обеду будет мучиться от коликов в животике и откажется от приема пищи.

Потом плохой сон, капризы и испорченный вечер. Вы досыта накормите его после садика, но слишком загруженный желудок может мешать спать ночью и сказаться на самочувствии. Если вы горите желанием что-то утром дать ребенку (или он уже слишком привык), дайте йогурт или немного кефира. Эти продукты быстро усваиваются, поэтому к завтраку желудок будет готов к новому «пополнению».

Не давайте с собой еду. Некоторые родители, разочаровавшись в установленном садиком меню, пытаются внедрить там свои правила. Помните, что весь рацион питания в детском саду регламентирован – дети получают то, что нужно в их возрасте для качественного пищеварения и здоровья. Если уж блюда действительно плохи (всегда пересоленые, жидкие или слишком густые, просто невкусные), дайте об этом знать заведующему. Возможно, дело в неквалифицированном поваре, и тогда проблема решается на уровне состава персонала учреждения.

Если ребенок не ест в детском саду совсем ничего, может, он напряжен? Поговорите, узнайте, как у него складываются с другими ребятами.

Если причина в микроклимате группы или душевном расстройстве малыша, то стоит обратиться к психологу. Совместные усилия родителей и воспитателей позволят деткам расти здоровыми, хорошо кушать, не капризничать. Пусть они воспринимают пребывание в детском саду как приятный процесс, подразумевающий развитие, игру и, конечно, столь необходимое питание. А напоследок обещанное мнение эксперта в педиатрии — Доктор Комаровский очень доходчиво объясняет в своей передаче, как себя вести при отказе малышей от пищи и почему не стоит настаивать на ее приеме.

Ваш ребенок только пошел в детский сад, или ходит туда уже не первый год? Но вот вы столкнулись с тем, что вечером воспитатель вам жалуется, что малыш отказывается кушать. А может сам ребенок говорит, что не хочет есть в садике? Зато дома на аппетит никто не жалуется? Давайте разберемся в причинах отказа от еды в детском саду и способах их устранения.
Чаще всего дети отказываются принимать пищу в детском саду, когда проходят период адаптации – в первые недели посещения дошкольного образовательного учреждения. Малыши, которые идут в детский сад, не зависимо от их возраста, испытывают сильнейший стресс. И не удивительно, что они могут отказываться кушать в незнакомой для себя обстановке. Еще один момент – для некоторых малышей, особенно тех, кто воспитывается один в семье, прием пищи – процесс интимный. А необходимость кушать в присутствии как минимум десяти сверстников и двоих малознакомых взрослых выбивает из колеи. Потому наберитесь терпения.
Некоторые дети не привыкли к тому, что дают в дошкольных учреждениях. Например, не кормят ребенка дома кашей, а на завтрак в саду только она и бывает. Или суп мама варит без лука, а в первом блюде детского сада этого лука много, и никто убирать его не собирается. К этой пище ребенок тоже должен привыкнуть. И на адаптацию всем детям требуется разное время.
Поговорите с воспитателями. Попросите их не заставлять малыша есть. За 6-8 часов в саду с голода ребенок не умрет, а вот насильственный прием пищи может отбить желание питаться в детском саду надолго.
Пока малыш привыкает – перед детским садом кормите ребенка завтраком. Старайтесь забирать пораньше, например, после полдника. Так и ребенку будет спокойней, и вы не будете волноваться, что ребенок голоден.
Если отказ от еды в детском саду происходит тогда, когда ребенок ходит туда уже не один месяц, а то и год, не поленитесь найти причину. Может у вас сменился воспитатель? А новый акцентирует внимание на том, с какой скоростью кушают дети, и критикует нерасторопных малышей (а ваш как раз из таких)? Возможно, во время еды с ребенком случился какой-то казус, и теперь он чего-то стесняется или боится? Бывает и так, что отказ от еды связан с кризисом определенного возраста. Это может случиться и дома, и в саду. Ребенок взрослеет, его вкусы меняются, сегодня он предпочитает одно, завтра – другое. Подождите, пока этот период пройдет, и все наладится.
Отказ от еды – явление почти всегда временное, будьте терпеливы, и ваш ребенок начнет есть сначала то, что нравится. А потом сработает принцип «коллективизма», и вы не заметите, как малыш будет уплетать в саду даже то, от чего дома отказывается.

Столовая – это общественное место, которое сильно отличается от домашней атмосферы. Ведь в столовой он получает «нейтральную» пищу, приготовленную неизвестными ему людьми. Там существует свой собственный распорядок, к которому, возможно, ребенку нелегко привыкнуть. Следует также учитывать, что, как правило, меню в саду сильно отличается от блюд, которые предлагаются ребенку дома. Многие мамы редко готовят, например, рыбные котлеты или какао. Быть может, для ребенка все эти блюда новые и непривычные, он чувствует себя растерянным, столкнувшись с неизвестными вкусами и запахами. Часто в столовую приводят одновременно несколько групп, и большое количество незнакомых детей и чужих воспитательниц повергает малыша в смущение. Самые маленькие иногда взволнованы присутствием самых старших. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад. И это приводит к растерянности родителей, потому что питание, по их мнению, очень важно для развития ребенка. Знать, что твой ребенок защищен, что он ни в чем не нуждается, что он сыт, – первейшая родительская потребность. Любое отклонение порождает психологический дискомфорт, стремление что-то изменить. Но тут первое, что могут сделать родители, – это избавиться от тревоги.

Ребенок отказывается от еды: ищем причину

Постарайтесь понять, что отказ малыша от пищи не всегда является бедой, а точнее, почти всегда не является такой серьезной проблемой, как это представляется родителям. Спросите себя: почему малыш не ест – потому что не может или не хочет? Ест ли он дома или также отказывается от пищи? Бывает, что малыш всем своим поведением демонстрирует готовность поесть: охотно усаживается за стол, но непосредственно после начала процесса поглощения пищи начинает капризничать, беспокоиться и отказываться от еды. Важно исключить те причины, по которым ребенок хочет, но не может принимать пищу. Причиной тому может быть какая-то болезнь, например заложенный нос, больной или шатающийся зуб, проблема с кишечником или воспалительный процесс во рту. В этом случае надо обратиться за медицинской помощью.

Другой проблемой может оказаться отсутствие аппетита, которое тревожит маму и папу, но не связано с болезнью малыша. Он просто не хочет кушать или очень мало ест.

От чего же зависит аппетит? Не только от нашего понимания того, каким он должен быть у здорового малыша. В первую очередь нужно помнить, что потребность в пище у каждого человека, в том числе у ребенка, сугубо индивидуальна. Другой фактор, влияющий на аппетит, – интенсивность роста, которая зависит от генетических особенностей человека. Если мама и папа невысокого роста, то ребенок, скорее всего, будет есть меньше, чем его товарищ по группе, чьи родители могли бы играть в местной баскетбольной команде. Существуют и сезонные закономерности: зимой, как правило, малыши растут медленней, чем летом, соответственно, и кушают не так много. Ну и, конечно, стоит учитывать уровень энергозатрат маленького едока. Чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше он кушает. А что взять с малыша, который днем из-за дождя или мороза просидел весь день в группе, играя на коврике, а вечером пролежал на диване перед телевизором? Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, что надо использовать, это гимнастику, прохладную воду, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе – вот великолепные помощники в борьбе с плохим аппетитом.

Избирательный аппетит: решаемая проблема

Возможно, ваш малыш еще до посещения детского сада был очень избирателен в еде и никогда не отличался отличным аппетитом. Значит, причина в склонностях и привычках ребенка, с этими привычками он пошел в детский сад, и теперь это мешает ему чувствовать себя комфортно в обстановке, где он не может просить чего-то другого, а должен кушать то, что и все ребята. Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманна, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами. Совет здесь, как правило, один. Например, если вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение не ругать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, – это чувство голода. Важно только, чтоб через 2–3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Единственная сложность для любящего родителя – выдержать такую процедуру и не уступить детскому упорству. Очень часто на третьей попытке мама или папа «ломаются» и ставят на стол требуемые ребенком сосиски с макаронами или картофель фри.

Частный случай избирательного аппетита – перехватывание в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать конфеты, печенье и шоколад, то в интервале между обедом и ужином ваше чадо вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий, для того чтобы исчезла потребность в еде. Если отсутствие аппетита реальная проблема, следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями малыш не мог сам найти еду.

Накормить «любой ценой» - плохой метод

Спросите себя, любили ли вы ходить в детский сад, когда были маленькими? Нет? А почему? Причин может быть много, но на ум чаще всего приходит воспоминание о холодной, невкусной запеканке или каше. Но и это можно было бы пережить, если бы не политика взрослых: все доедай до конца! Случается, что единственной причиной, по которой ребенок никак не может адаптироваться к детскому саду, становится именно то, что там заставляют есть. Решается эта проблема легко и просто: не хочет малыш есть – пусть не ест. Наблюдения врачей показали, что если предоставить малышу свободу выбора и не кормить насильно, предлагая ему полноценный набор продуктов, то ребенок сам выбирает себе вполне сбалансированное меню. Положитесь на своего ребенка. Обычно малыш ест тогда, когда испытывает чувство голода и неосознанно выбирает то, что необходимо его организму.

Мамам и папам следует научиться доверять этим процессам саморегуляции. Постарайтесь вместе с воспитателем выработать единое мнение по этому вопросу. Спросите, как она относится к недоеденным блюдам на тарелках? Бывает так, что работники детского сада уделяют чрезмерно много внимания тому, чтобы дети непременно все съедали. Причем стремятся к этому из усердия, чтобы порадовать родителей, считая, что хороший аппетит ребенка – главный показатель благополучия его в детском саду. В этом случае следует попросить воспитателя не заставлять малыша есть все и дать ему возможность выбрать самому, что он будет есть, – первое, второе или и то и другое.

Дети с удовольствием участвуют в сервировке стола. Спросите воспитателя, можно ли поручить это плохим едокам, представив это как почетную обязанность.

Во всем остальном родителям останется только позаботиться о том, чтобы дома в их холодильниках и шкафах был целый ассортимент полезных и содержащих витамины и минералы продуктов питания. Во-первых, малыш съест дома все, что недополучил в саду, во-вторых, со временем привыкнет к новым блюдам, их вкусовым отличиям от домашней пищи. Познакомится с другими детишками и справится с тревогой, которую вселяет незнакомая среда, освоится и станет кушать за компанию с друзьями.

Дети лучше едят, когда все сидят за обеденным столом. Можно привлечь к обеду других деток (сестренок, братишек, друзей). Можно заменить детей большими игрушками, чтобы приучать кушать в коллективе, как в саду. Покажите, как нужно это делать, чтобы не мешать соседу за столом.

Поменяйте отношение ребенка к еде

Посвятите малышу время утром, приготовив вместе вкусный завтрак. Вечером и на выходных уделяйте приему пищи особое внимание, делая любимые блюда малыша.

Кормите ребенка разнообразной пищей, чтобы он привык есть все. Узнайте вместе с ребенком, чем кормят детей в саду. Спросите, что ему понравилось, предложите приготовить те же блюда дома.

Приучите малыша относиться с уважением к труду тех, кто старался, с любовью готовя это блюдо. Отказаться от пищи – значит проявить неуважение; съесть хоть немного – значит выразить благодарность. Участие в приготовлении пищи самого ребенка поможет этому. Есть то, что приготовил сам, намного интереснее и вкуснее. Не забывайте благодарить малыша за помощь, которую он оказывает вам на кухне.

Вместе с ребенком познакомьтесь с персоналом столовой и, если это возможно, узнайте, как проходит прием пищи. Если на следующий день ребенок отказывается идти в столовую, спросите, не поссорился ли он со своими друзьями. Может быть, ему не нравится еда? Условия питания? Его ругают? Заставляют доедать?

Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. При этом не нужно потакать всем капризам малыша – лучше предложите ему возможность выбора из сбалансированных здоровых продуктов.

Спрашивать ребенка, что он хочет на обед или ужин, - не ошибка, это разумно и даже необходимо. Еда должна предлагаться, а не навязываться (для детей питание – фактор, который легко может стать негативным).

Разговаривайте с малышом, не отмахивайтесь от его проблем, узнайте, что его волнует. Предложите крохе теплый успокаивающий чай (с валерианой, зверобоем, ромашкой, медом). После разговора за чашечкой чая у малыша снимется напряжение, и аппетит появится сам собой.

И если кроха игнорирует обед в детском саду, не стоит паниковать: довольно скоро он решится попробовать то, что ему предлагают. Педиатры сходятся во мнении, что со временем дети начинают есть почти все, что им дают в детском саду, то есть сбалансированную еду. Правила детского сада следует уважать: они ненавязчиво приглашают детей попробовать разные блюда. Это надо поддерживать и в семейном кругу.

Полезные советы родителям ребенка с плохим аппетитом:

  • Исключите во время еды какие бы то ни было насильственные действия с вашей стороны.
  • Во время приема пищи избегайте любых неприятных переживаний, особенно тревоги.
  • Создавайте такую обстановку во время еды, чтобы прием пищи воспринимался как приятный процесс.
  • Проявите понимание и огромное терпение, если ребенок плохо ест. Справиться с психологическими проблемами плохого аппетита поможет рисование, рассказывание сказок, смена обстановки. Предложите ребенку нарисовать обед в семье медведей или белочек. Можно придумать и обыграть историю про щенка или котенка, который не любил кушать. Во время игры постарайтесь научить малыша правилам поведения за столом, помогите почувствовать, что прием пищи может приносить удовольствие, объясните, как важно для человека полноценно питаться.
  • Поиграйте с ребенком в игру «Привередливый малыш за столом», возьмите роль такого ребенка на себя, а малыш пусть будет мамой. При этом не говорите: «Я буду капризничать за столом, так же как это делаешь ты». Игра должна быть смешной, веселой и проигрываться много раз.
  • Попробуйте сломать стандартный стереотип приема пищи. Предложите ребенку сесть на место папы и кушать, как папа. При этом независимо от того, сколько ребенок съел, хвалите малыша и говорите, что «это место волшебное, и тот, кто на нем сидит, всегда хорошо кушает». Можно повторить известную игру «Собираемся в космос». Пусть ребенок представит, как будто он готовится к полету в космос и ему необходим особый режим питания.

Проанализируйте свое поведение за столом

Плохой аппетит у здорового ребенка часто обусловлен психологическими особенностями малыша и принципами воспитания в семье.

Ситуации бывают самые разные, и неправильное поведение родителей может спровоцировать отрицательное отношение ребенка к принятию пищи . Например, если малыш медлителен, ест нерешительно, ковыряется в еде, маму это может раздражать. Она торопит ребенка, заталкивает следующую ложку с едой ему в еще полный рот, и процесс кормления превращается в пытку для обоих. В какой-то момент негативное отношение ребенка к еде захлестывает его и становится непосредственной причиной отказа от пищи.

Бывает, что ребенок отказывается от питания, если ситуация приема пищи сопряжена с отрицательными эмоциями. Такое случается, если мама непрестанно воспитывает ребенка за столом, излишне ограничивает его свободу, требует от него чрезмерной чистоты, упрекает его в неаккуратности, медлительности, неуклюжести и проч. Часто обеденный стол становится местом «выяснения отношений». Случается, что единственное время, когда работающие мама или папа могут поговорить со своим ребенком, это утренние или вечерние часы – за завтраком или ужином.

Нередко это время «сознательные» родители используют не для того, чтобы поинтересоваться жизнью своего ребенка и его проблемами, а исключительно для назидательных и воспитательных разговоров. При этом родители могут критиковать ребенка за дневные ошибки и упущения дома и в саду, в момент приема пищи они раздраженно напоминают о соблюдении хороших манер или отчитывают за вчерашнюю драку с Колей. В такой ситуации дети просто-напросто отказываются от еды из-за конфликта и угнетенного состояния.

Как ребенок может садиться за стол с удовольствием, если прием пищи у него постоянно ассоциируется с чувством стыда, вины, которое ему всякий раз внушается? Прибавьте к этому травмирующую ситуацию, связанную с новым окружением в саду, с питанием в незнакомой обстановке и приемом непривычной пищи. Так что помните золотое правило: никаких отрицательных эмоций за столом!

Прием пищи должен быть приятной процедурой, но не перегните палку: обеденная трапеза не должна превращаться в «шоу», когда малыша развлекают, выплясывая перед ним вприсядку, используют хитрости с ложками-самолетами или невообразимыми скульптурами из каши. Помните: воспитатель в детском саду не будет уделять столько внимания вашему ребенку и придумывать различные уловки, лишь бы только он поел. Также не устраивайте из домашнего обеда конкурс рестораторов или соревнование в изысках. Так вы окажете медвежью услугу своему крохе: утонченный гурман вряд ли снизойдет до неприхотливой детсадовской еды.