Как узнать какой ребенку кружок нужен. Как выбрать дополнительные занятия по характеру ребенка. Как избежать разочарования

Сентябрь - это не только начало учебного года. Совсем скоро начнутся и занятия в различных кружках и клубах. Редко какой родитель не мечтает приобщить детей к творчеству, спорту, изучению языков…
Но как понять, какие кружки и секции подойдут именно вашему ребенк у?

  • На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия?
  • И что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?
  • А если вообще не хочет ничем заниматься?
  1. Ребенку нужно давать такие задания, с которыми он может справиться, чтобы сохранялся интерес и желание двигаться дальше. Дети разные, и даже дети одного возраста могут иметь разный уровень умений. Это нормально, и, выбирая кружок, нужно сопоставить его соответствие вашему ребенку по возрасту и развитию.
  2. Дополнительные занятия - это и нагрузка, нужно реально смотреть на режим дня, в котором должно быть место и для учебы, и для отдыха , и для кружка. Загружая ребенка развитием, можно незаметно и здоровье подорвать перегрузом. Нормы нагрузки в настоящее время очень расплывчатые, каждый родитель полагается на свою разумность.
  3. Кружки должны соответствовать интересу ребенка, который родитель должен уметь отличать от своего. Порой родители грешат, реализуя свои детские мечты через детей, у которых мечты совсем другие.

Дополнительные занятия и кружки - очень важная составляющая жизни ребенка. Это возможность для него развиваться, заниматься любимым делом, развивать свои способности, расширять знаний и опыт.

На мой взгляд, особенно кружки нужны тому ребенку, который без особого увлечения учится в школе, когда он учится по принципу "надо", а не по принципу "хочу" (при этом не важно, на сколько хорошо он учится).

Отсюда несколько правил выбора дополнительного занятия для ребенка.

1. Опирайтесь на желание и интерес ребенка. Спросите его, куда бы он хотел ходить, чем бы хотел заниматься. Понятно, что первый выбор ребенка может быть довольно случаен - хочу ходить туда, куда ходит мой друг/подружка, или это красиво смотрится по телевизору. Дайте ребенку возможность попробовать на собственном опыте, "его" это или нет.

Безусловно, иногда выбор кружка определяют родители. Например, отдают ребенка в языковой кружок, потому что "в современном мире не обойтись без знания иностранного языка", или отдают в спортивную секцию, т.к. "ребенку важно двигаться, а не сидеть за компьютером". Это совсем не плохо. Важно, чтобы ребенок был согласен с выбором родителей.

Иногда на консультациях я слышу душераздирающие истории о том, на какие ухищрения идет ребенок, чтобы не посещать кружок - прогуливает, говорит родителям, что занятие отменили, жалуется, что у него что-то болит, просто плачет и отказывается идти. Уверена, что при таком поведении ребенка целесообразнее поменять занятие.

2. Предоставляйте возможность пробовать разные кружки, разные увлечения ребенка. Иногда родители уверены, что если ребенок сам выбрал кружок (просил, уговаривал настаивал), то и ходить он должен туда "до конца" (не очень, правда, понятно, что будет критерием это "конца"). Но мы с вами уже выяснили, что выбор ребенка (особенно младшего школьного возраста) может быть довольно случайным, поэтому ему действительно может разонравиться ранее выбранное занятие.

Мне кажется, что родителей пугает частая смена выбора ребенка, т.к. им кажется, что тем самым их ребенок демонстрирует легкомысленность, отсутствие целеустремленности, он боится трудностей. Это не совсем так. Я уже писала, что дополнительные занятия - это возможность развивать способности, возможность заниматься любимым делом, а настойчивость и целеустремленность лучше развивать в тех видах деятельности, в которых ребенок видит смысл и хочет получить какой-то результат.

Представьте, что вас заставят постоянно копать яму, а потом ее засыпать, а потом снова копать. Надолго ли вас хватит? И будет ли ваш отказ выполнять эти бессмысленные действия означать, что у вас нет целеустремленности?

3. Не ставьте возможность заниматься любимым делом в зависимость от успешности учебы в школе: "Если еще раз получишь двойку, то не будешь ходить на футбол!". В этом случае вы лишаете ребенка иногда единственной радости жизни. И несмотря на то, что школьное образование - обязательно, не каждый ребенок обязан быть отличником. Ведь все мы разные, у нас у всех разные интересы и разные способности. И если вашему ребенку не дается математика, а дается футбол, позвольте ему реализоваться именно в футболе! В этом случае именно дополнительные занятия могут стать основой для дальнейшего профессионального выбора вашего ребенка.

Вспоминаю одну консультацию.
Мама рассказывает, что ее сыну всегда трудно давалась учеба, она много сил вкладывала, чтобы его "тянуть" - многочасовое выполнение домашних занятий, репетиторы. Теперь он учится в 8-м классе и категорически отказывается учится! Я спрашиваю: "А чем увлекается ваш сын? Чем он любит заниматься? Ведь скоро он закончит 9 классов, и ему надо будет определяться с выбором профессии ". На что мне мама отвечает: "Нам некогда было ходить в кружки, все время у нас занимала учеба в школе".

И в этот момент мне стало очень жаль этого мальчика: он 8! лет целыми днями занимался нелюбимым делом, более того, его усилия не приносили никаких результатов (учился он неважно)! В свои 15 лет он не знал, что такое успех, радость достижения, увлеченность! И я предложила маме оставшиеся 1,5 года потратить не на "вытягивание" сына в школе, а на поиски его интересов, на развитие его способностей. Скорее всего, это будет что-то, связанное с получением конкретных результатов (ремонт автомобилей, приготовление еды, строительство, работа с деревом).

4. Если ваш ребенок говорит, что ему ничего не интересно, то, по моему опыту, это может быть связано с тремя причинами:

  • Родителям не нравятся интересы ребенка. Например, ребенок любит музыку и хотел бы играть в музыкальной группе, но родители говорят: "Лучше бы делом занялся, чем бренькать на гитаре/бить на барабанах/петь". Здесь задача родителей поддержать интерес ребенка и помочь вывести его на новый, более продуктивный уровень. Например, если ваш ребенок увлекается компьютерными играми, возможно, его может заинтересовать программирование (новых игр) или робототехника.
  • Ребенок "ничего не хочет", если родители все решают за ребенка, не дают возможность выбора, а просто принуждают его к посещению тех или иных занятий. Т.е. его никогда и не спрашивали, а чего он хочет!
  • Отказ чем-либо заниматься может быть связан с опасением негативной оценки. Ребенок размышляет примерно так: "Я сейчас выберу занятие, у меня не будет получаться, и родители будут критиковать меня, мол, сам же выбрал!" или "А что, если не получится? Лучше и начинать!".

Поэтому, если вам кажется, что вашему ребенку "ничего не интересно", понаблюдайте за ним: что он делает с бОльшим усердием, на что у него "загораются глаза", о чем он вас чаще всего просит. Это и есть сфера интересов ребенка. Теперь ваша задача предлагать ребенку более систематичный подход к его увлечению. Ведь даже если ваш ребенок любит просто гонять по улице с друзьями, возможно, он неплохой коммуникатор, значит важно развивать его навыки общения, и он сможет вырасти успешным руководителем.

- На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия для ребенка?

Есть самый распространенный и самый "древний" метод изучения - НАБЛЮДЕНИЕ. Необходимо понаблюдать, что интересно именно Вашему ребенку, к чему он тянется.

Так, если девочка просит бабушку показать ей, как вязать крючком или спицами, то это и надо сделать. Вязание развивает мелкую моторику рук, прививает чувство красоты, позволяет сформировать интересы и к другим видам рукоделия.

Если мальчик тянется к папе в гараж, чтобы ремонтировать машину, надо разрешать ему это. Да, возможно, испачкается ребенок, но он будет знать, как, например, поменять лампочки в фарах...

- Что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?

Надо поддерживать разные интересы, "подогревать" их, но только не переусердствовать.

Например, играть на скрипке ребенку нравится, но вот амбициозные родители, желающие сделать из своего ребенка гениального исполнителя, заставляют его играть часами в ущерб другим занятиям. Вот это уже рискованно. Любому ребенку важно перемежать занятия, разнообразить хобби. Мы вот раньше успевали и в музыкальную школу ходить, и носить то, что сами связали и сами для себя сшили... И редиску в огороде было в кайф посадить, и почитать, а иногда на лавочке с детьми поиграть в "Монах в красных штанах" или на улице поиграть в лапту...

Моя мама никогда не говорила "некогда, отойди, не мешай". Она всегда готова была отложить какие-то свои дела, чтобы научить дочерей чему-то. Я, например, платье на выпускной вечер сама себе сшила, сама вышивку сделала на воланах, поступила на фортепианное отделение музыкального училища и ноты носила в связанной своими руками сумке, пока дипломат не появился (тогда они были в страшном дефиците)...

- А если ребенок вообще не хочет ничем заниматься?

Надо научиться общаться с ним конструктивно, быть ему примером!

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители - пример тому.

Вообще ничего не хотят (и учиться тоже) дети безразличных родителей, не интересующихся внутренним миром своего ребенка. Если родитель сам "горит", у него много интересов, ребенок ходит с ним в кино, обсуждает героев мультиков, вместе учит стихи, вместе пекут печенье, бегают по утрам, плавают по воскресеньям и т.п. (то есть поддерживает ребенка во всех его начинаниях!), то агрессивного, скучного или депрессивного Унылыша из него ну никак не получится!

Скука - это удел ленивых, равнодушных и мало чего умеющих людей, потому что скуку и апатию испытывают те, у кого внутренние ресурсы слабоваты, да еще и внешние возможности отсутствуют.

Тем, у кого "золотые руки", скучно в жизни не бывает. Творческое мышление создает такие яркие образы, которые эти люди готовы и ОЧЕНЬ ХОТЯТ воплотить в жизнь. Это и обеспечивает потом ощущение счастья жить, быть собой, состояться как Личность, повысить экспертность в выбранной профессии ! К тому же хобби и творчество - это колоссальный ресурс для снятия стресса , которым наполнена жизнь современного человека.

Следовательно, сфера хобби - это корабль, который в течение жизни помогает выплыть из трудных жизненных ситуаций.

Коллеги, принявшие участие в этом круглом столе, хорошо и подробно написали, на что можно ориентироваться в поведении ребёнка при выборе дополнительных занятий. Подводные камни и распространенные трудности тоже хорошо осветили. Чтобы не повторяться, об этих темах писать не буду. Остановлюсь коротко на теме, о которой сейчас не упомянули.

Думаю, родители, выбирающие дополнительные занятия для ребёнка (или соглашающиеся с ребёнком в этом вопросе), осознают, что это одно из проявлений контроля и ответственности родителей за текущую и будущую жизнь ребёнка. В связи с этим считаю важным для родителей обратить внимание на 2 фактора:

  1. Информация о дополнительном занятии. То есть ваша задача как родителей - хорошо разузнать особенности и нюансы того вида деятельности, на который пал предварительный выбор. Например, физические требования для того или иного вида спорта, какова будет временная нагрузка через год-два и так далее. Об неинформированность частенько разбиваются надежды детей и родителей через какое-то время, принося боль, горечь и тем, и другим.
  2. Как бы тщательно и идеально вы ни занимались выбором доп.занятия, далеко не факт, что ребенок вас не разочарует. Иногда доп.занятия становятся в дальнейшем профессией и определяют дальнейшую жизнь ребёнка, а иногда вспоминаются, как страшный сон . Как это будет в вашем случае, никто не сможет предугадать. Ограничения наших, родительских, возможностей при формировании будущего наших детей важно учитывать и принимать. Иначе вы рискуете окунуться в яму сожалений и раздражения своей несостоятельностью как родителя, а ребёнка погрузить в чувство вины.

Дополнительные занятия - это новые знания, умения и знакомые.

Многие родители задумываются, в какие кружки и секции записать ребенка. Тут важно не ошибиться с выбором и учесть склонности чада к тем или иным занятиям.

Крайне важно, чтобы нагрузка в кружке или секции соответствовала темпераменту, возрасту и способностям ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы для родителей: как выбрать

кружок или секцию для ребенка

Дополнительные занятия - это новые знания, умения и знакомые.

Многие родители задумываются, в какие кружки и секции записать ребенка. Тут важно не ошибиться с выбором и учесть склонности чада к тем или иным занятиям.

Крайне важно, чтобы нагрузка в кружке или секции соответствовала темпераменту, возрасту и способностям ребенка.

Выбирая кружок или секцию, важно обратить внимание на следующие нюансы:

Шаговая доступность. Учитывайте, что вам придется водить ребенка на занятия и забирать его. Перспектива ехать через весь город не обрадует ни одного родителя. Да и ребенок может сильно устать в пути.

Так же учитывается желания ребенка. Безусловно, важно учитывать желания малыша: если он хочет петь, нет смысла вести его на танцы. Но стоит отметить, что некоторые дети не могут определиться со своими предпочтениями - в принципе они бы были не против занятий и в спортивной секции, и в кружке по актерскому мастерству. Родителям нужно проявить инициативу и помочь ребенку сделать выбор, учитывая его возраст и способности.

Если ребенок, посетив несколько занятий в кружке или секции, отказывается туда ходить, поговорите с ним, расспросите подробности. Не стоит критиковать его и заставлять посещать кружок насильно. Пусть выберет другой вариант.

Нагрузка. Сколько кружков посещать - решать вам, но вы должны помните, что у ребенка должно оставаться время и на занятия, на игры, и на прогулку. Если на один день выпало два занятия в разных кружках, учитывайте, чтобы чередовались разные виды деятельности: умственная, физическая и творческая.

Компания для ребенка. Если процесс адаптации в новом коллективе у ребенка проходит тяжело, найдите ему компаньона. Поговорите со знакомыми: возможно, кто-то тоже захочет отдать ребенка в ту же секцию.

Личное знакомство с педагогом. Но все же непринужденное общение перед занятием не помешает: вы можете задать педагогу все интересующие вопросы.

Спортивные секции

Спортивные секции подходят как для мальчиков, так и для девочек. Спортивные занятия формируют у ребенка позитивное отношение к здоровому образу жизни и укрепляют здоровье.

Они подходят для гиперактивных детей, которым нужно выплескивать бьющую через край энергию на тренировках.

К слову, если ребенок слишком застенчив, отдайте его в секцию футбола, баскетбола или выберите другие варианты командных игр. Занятия помогут чаду раскрепоститься, он научится работать в команде, да и вообще найдет много новых друзей.

Также для здоровья очень полезны занятия плаванием, аэробикой или танцами

Помните, что некоторые спортивные занятия могут быть довольно травмоопасными: например, гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду.

Творческие секции

В таких кружках ребенок может проявить себя, развить творческое мышление. Выбирайте вариант, исходя из склонностей ребенка.

Если ваш малыш эмоционален и артистичен, отведите его в театральную студию или кружок по вокалу.

Усидчивым и спокойным детям подойдут кружки игры на музыкальных инструментах или рисования. Мальчиков могут заинтересовать разнообразные технические кружки, например - судомоделирование или авиакружок. А вот девочки с радостью посещают занятия по рукоделию: это может быть шитье мягких игрушек, бисероплетение, валяние, вышивание.

Детям будет полезно посещение кружка «Юных натуралистов». На занятиях дети не только узнают много полезной информации о представителях флоры и фауны, но и ездят в заповедники, контактные зоопарки, где в прямом смысле прикасаются к миру живой природы.

Кружки и секции - это отличная возможность для ребенка развить свои навыки, научиться чему-то новому, расширить круг общения. Возможно, в будущем простое увлечение перерастет в профессию и станет делом всей жизни.

Главное - сделать правильный выбор.


Продолжаем серию статей, посвященных выбору кружка для ребенка. Сегодня поговорим о наиболее частых заблуждениях родителей при выборе секции и мифах, которые окружают этот выбор. О том, стоит ли лишать ребенка детства, какой кружок самый правильный и могут ли родители заменить педагогов. В мы составили рейтинг самых перспективных направлений дополнительного образования.

Драмкружок, кружок по фото — это слишком много что-то. Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок (Агния Барто)

Занятие в кружке робототехники, Екатеринбург

1. Нельзя лишать ребенка детства

Ошибка номер один, самый вредный и ужасный миф – это «не надо лишать ребенка детства». Результат действия мифа – не выбрать ничего: «Пусть он больше гуляет и играет на свежем воздухе, гоняет мяч во дворе, а нагрузки и в школе огромные» .

«Пусть бегает во дворе, играет и отдыхает!»

Согласно статистике, в 36 % семей дети не посещает дополнительные кружки и секции. Что думают эти родители? 46 % говорят, что ребенку секции не нужны, 5 % отвечают, что «занятия в кружках и секциях не представляют интереса для самого ребенка» . Цифры пугающие. Лишь около 8 % родителей честно признаются, что у них нет возможности водить ребенка на занятия.

«Нельзя лишать детства» – это такая удобная позиция родителя. Сказать, что тебе некогда заниматься ребенком (или хотя бы просто признаться в этом себе), – болезненно для собственной совести и самолюбия. А вот оправдать свое бездействие благими намерениями уже гораздо легче.

«И почему сейчас стало модно лишать детей детства?»

К сожалению, этот миф культивируется многими врачами и психологами. Соматические проблемы часто списываются на большие учебные нагрузки. «Он слишком много учится, вам лучше бросить все дополнительные занятия, у вас и так специализированная школа!» , – сказали мне самой на последнем приеме у врача. «Но ему нравится учиться, он с удовольствием делает уроки и посещает свои секции» , – пыталась возразить я. «Такого не может быть!» , – был вердикт.

У ребенка врожденная жажда познания и развития. Ему интересно учиться, узнавать новое, делать открытия, строить гипотезы и искать им подтверждение. Это и есть развитие. Это и есть детство. Не лишайте своего ребенка детства – помогите ему найти тех, с кем он сможет совершать открытия, учиться и узнавать новое с большей эффективностью и отдачей.

Занятие в школе им. Анатолия Карпова, Москва

2. Выбрать «самый лучший» кружок и бояться его бросить

Противоположность приверженцев первого мифа – те, кто подходит к выбору слишком серьезно, делает это раз и навсегда. «Это действительно лучшая школа, в ней готовят олимпийских чемпионов, мой ребенок тоже станет чемпионом» .

А если не станет? Если вдруг состояние здоровья не позволит, ну или просто рядом окажутся те, кто сильнее и быстрее. Если, наконец, ребенку разонравится? Или если вы поймете, что не такого будущего желаете своему ребенку?

Дети ищут помощи в интернете, не зная что делать с родителями-тиранами

Петя с 5 лет занимался карате, каждый день тренировки, сборы и все такое. Конечно, это была прекрасная школа, в которой действительно приготовили нескольких победителей всероссийских и даже международных соревнований. Когда Пете было 12 лет, он не прошел медицинскую комиссию, его пульс просто не восстановился после нагрузки за положенное время. «Мы больше не будем тренировать вашего ребенка, вы нам не подходите» , – сказал маме тренер.

Кирилл занимался шахматами, занял второе место на всероссийских соревнованиях. Тренер строил большие планы на него. Но однажды папа Кирилла вдруг понял, что вовсе не хочет, чтоб сын стал шахматистом. «Бросай ты это дело, Каспаров такой один, денег шахматами на заработаешь в нашей стране, давай лучше чем-нибудь еще займемся» , – сказал папа. Шахматы Кирилл бросил, а ощущение, что 5 лет, которые он ими занимался, были прожиты зря, осталось еще на многие годы. Заниматься чем-то еще не захотелось.

«Ты занимался в музыкальной школе 3 года, ты столько времени потратил, мы купили тебе дорогущее пианино, а ты бросить решил. Ну как так? Ну давай еще походим, ведь и педагоги говорят, что у тебя отлично получается. Ты уже большой, возьми себя в руки!» Знакомо? Говорили что-то аналогичное своему ребенку, решившему бросить старательно выбранную вами секцию? «Играй сама на своем пианино!» , – наверняка он вам ответил. И он совершенно прав.

Младший и средний школьный возраст – замечательное время, вы можете экспериментировать, выбирать что-то эдакое, бросать и браться за что-то еще. Времени полно и его достаточно, чтобы попробовать все. И музыкалку, и роботов, и немецкий, и даже вышивание крестиком.

Кружок – это не будущая профессия. Не стоит, отдавая ребенка в секцию раз и навсегда, определяя ему готовую траекторию будущего. Напротив, пусть он попробует десяток кружков, самых разных. Тогда шанс выбрать собственную и действительно правильную траекторию, значительно возрастет.

Занятие в кружке робототехники, Пермь

3. Физика с математикой и так есть в школе, зачем этим заниматься еще и в кружке

Вместо физики и математики в формулировку этого мифа можно поставить любой школьный предмет – естественно-научный или гуманитарный. «У нас в школе действуют два отличных кружка по математике» , – говорю я родителям на собрании в математической школе моего сына-пятиклассника, пытаясь привлечь туда учеников. «Но зачем? Ведь у нас и так 6 уроков математики в неделю» , – искренне недоумевают они.

Школьная программа – это очень «сухо», это бюрократически выверено, это то, что оставляет все меньше и меньше места для профессионального творчества.

Когда учитель в школе, талантливый и прекрасный учитель, делает шаг в строну от программы, сразу находятся особо «продвинутые» родители, которые идут жаловаться, что детям задают не то и требуют с них не то.

Подвергаясь мифу о том, что дополнительно заниматься стоит тем, что не включено в школьное расписание, ну или включено в виде одного-двух уроков в неделю, российские родители выбирают: спорт – 30 %, танцы – 17 %, пение и музыкальные школы – по 6 %, рисование – 7 %, театр – 2 %. Не хочу сказать ничего плохого об этом списке, в общем и мой старший сын посетил все из перечисленного в возрасте от 1,5 до 10 лет, но если вы делаете спортивную или танцевальную секцию единственной, выбираете ее не дополнительно к научным и техническим кружкам, а вместо них – ответьте себе честно на вопрос, кем вы ходите видеть вашего ребенка в будущем? И легко ли ему будет выжить в эру научно-технического прогресса с одним лишь умением рисовать?

Для статистики: в научно-технические кружки ходят 2 %, еще 1 % посещают занятия типа «Юный натуралист», биологию и экологию. Гуманитарные научные секции вообще не попали в результаты опроса, видимо количество выбирающих их, совсем ничтожно мало. Вместе с тем, занятия историей, например, – чуть ли не лучший способ научиться анализу фактов, интерпретации текстов, поиску истины.

Статистика ВЦИОМ, 2012

Научные кружки – будь то физика, биология или филология, это невероятно интересно, это то, что вам не даст общеобразовательная школа, это научное творчество, свобода мысли, развитие логики и критического мышления, это увлеченные педагоги (в дополнительное образование вообще редко идут не увлеченные).

Это, наконец, способ дать второй шанс химии, с которой у вашего ребенка не сложилось после двойки за забытую дома тетрадь, или истории, которую ребенок возненавидел из-за «вечно орущей исторички-истерички». Это шанс уйти от полученных в школе штампов, когда вам вынесли «приговор» – физик вы или лирик.

Занятие в кружке робототехники, Москва

4. Секцию ребенок не заслужил

Миша посещал кружок робототехники уже больше года, посещал с большим энтузиазмом, ему нравилось, собранные модели вполне удавались. В школе при этом тройка по информатике и физике (как такое может произойти – смотри последний абзац предыдущего пункта). Когда ситуация в школе стала еще хуже, и даже тройки набирались с трудом, вместо того, чтобы подыскать Мише другую школу, в которой его знания в алгоритмизации и электротехнике будут замечены учителями, родители сказали ему: «Пока не исправишь оценки, про робототехнику забудь» .

Лишить ребенка образовательных занятий, которые ему нравятся из-за неудач в школе, – наверное самая большая ошибка, которую можно совершить. Делая так, родитель рискует, загубить последние капли заложенной природой жажды знаний. А потом этот родитель будет жаловаться, что ребенка ничего не интересует, искренне не понимая почему.

Зачастую родители выступают в роли горе-экспертов, полагая, что «не достоин» , «не дорос» , «не потянет» , «не справится» и т.д. При такой оценке от самых близких людей «дорасти» будет гораздо сложнее, чем без нее.

Мама — горе-эксперт

Более экзотическая вариация этой ошибки — отправить ребенка в секцию в наказание за плохое поведение или учебу. «Ты из рук вон плохо заканчиваешь год, поэтому летом тебе вместо моря будет английский лагерь на целый месяц ». Может ли быть польза от обучения, если оно является наказанием?

5. Дополнительным образованием можно заниматься дома

Можно и даже нужно. Но не достаточно! По трем основным причинам.

Первая. Секции и кружки – это не только обучение, это общение, социализация, умение работать в коллективе, умение принимать оценку окружающих, выигрывать и проигрывать. Дома все это получить невозможно.

Вторая. Думаете, если вы химик, то без проблем обучите химии ребенка? Педагог не только хорошо знает свой предмет. Не менее, а даже более важно, что он владеет методиками донести этот предмет до ребенка с учетом его возраста и особенностей. Общество ведь не зря придумало профессию учителя. Конечно, есть среди родителей уникумы, но их единицы. Не обольщайтесь!

Третья. Ребенок просто не в состоянии воспринимать вас как педагога. Учительство предполагает дисциплину, объективную оценку и множество других аспектов, которые не вяжутся с ролью родителя. «Мама, ты же не учитель» , – сказал мне 5-летний сын, когда я начала объяснять ему что-то, выбрав видимо неправильную интонацию. «Как это не учитель? Я в университете студентов учу?!» , – парировала я. «Вот там и учи, а дома ты мама» .

Кружок робототехники у вас дома

Автор статьи . Все примеры в статье – настоящие, имена детей изменены. Статистические данные с сайта ВЦИОМ. Скриншоты с сайтов woman.ru, forumkharkov.com, otvety.google.ru. Фото: Хабрахабр , Школа 1457 Москвы,

Футбольный турнир детских команд. Финальный матч между командами FC FORA (Кунцево) и «Филевский парк»

Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

1 сентября — не только начало учебного года. В Москве начинают работать тысячи разных кружков и секций. Как выбрать для вашего ребенка подходящее занятие?

Первое и главное, как считают специалисты, определиться в принципе, что вашему мальчику или девочке подходит. Детский психолог Оксана Рябушкина советует прежде всего отказаться родителям от своих амбиций.

— Очень часто сталкиваюсь с ситуацией, когда секцию выбирает не ребенок, а мама или папа. И принцип очень простой — пусть займется тем, чего я в жизни не успел или не добился. Папа, например, в детстве увлекался футболом, но особых высот не достиг. И, конечно, чуть ли не насильно приводит ребенка в секцию. Один мой клиент каждое утро возил сына из Москвы на тренировки в Химки, хотя мальчик не просто не хотел заниматься в секции, но прямо-таки ненавидел выбранный для него отцом вид спорта.

По мнению Оксаны Владимировны, логичнее сначала спросить у ребенка, чем он сам хочет заниматься.

А еще — отталкиваться от индивидуального темперамента ребенка. Так, например, меланхолику не подходят занятия коллективными видами спорта, а холерику такие, где требуется высокая усидчивость — например, шахматы.

Занятие по душе

— Сначала важно понять, кто ваш ребенок: сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик, — убеждена эксперт.

Холерик — активный и решительный. Он храбро идет в темную комнату, несется к улице с оживленным движением, смело лезет на высокое дерево, часто дерется.

В общем, заводной. Для холерика важны занятия, которые направят его энергию в правильное русло.

— Я бы рекомендовала легкую атлетику и командные виды спорта — футбол, хоккей, волейбол. Эти занятия помогут таким детям научиться работать в команде и «чувствовать» другого человека. Еще один хороший вариант для холериков — плавание. Чередование вдохов и выдохов научит ребенка расслабляться и лучше управлять своими чувствами.

А вот в бокс и другие единоборства эксперт советует гиперактивных детей не отдавать: они слишком увлекаются, велика вероятность тяжелых травм.

Ребенок-сангвиник — это заводила, выдумщик, фантазер. Он подвижный и общительный. Его любят взрослые и обожают дети. На детской площадке он всегда в центре внимания.

— Проблема сангвиника — он не терпит рутины. Будьте готовы к тому, что кружки и секции он будет менять часто, — пояснила психолог.

По словам эксперта, сангвинику лучше всего подойдут театральная студия, драмкружок, танцы или пение. В спорте идеальны командные виды: футбол, баскетбол, хоккей — этому ребенку требуется постоянное общение.

Ребенок-флегматик, как правило, уравновешенный, медлительный, терпеливый, рассудительный, часто даже пассивный. Еще одна особенность — он привыкает жить по собственному распорядку дня.

— Для флегматика хороши шашки, шахматы, детская йога. Там не нужно быстро принимать решение, и есть время на обдумывание следующего хода, — пояснила Оксана Рябушкина.

Если рассматривать кружки, то для флегматичных мальчиков хороши моделирование, конструирование, выжигание, резьба по дереву или, скажем, рисование.

Девочки с удовольствием займутся вышиванием, шитьем, бисероплетением, лепкой из глины или пластилина.

Дети-меланхолики обычно очень нежные, тревожные и застенчивые. Они добрые и чувствительные, не полезут в драку, никого не обижают, а если задирают их, зачастую не могут дать сдачи.

— Их не стоит отдавать в командные виды спорта: в коллективе им неуютно, — пояснила психолог. — Единоборства тоже не для них. «Монотонные» виды спорта — вроде лыж, легкой атлетики или гребли — их быстро утомляют. Хороший вариант для этих детей — йога. А еще какие-нибудь кружки юных натуралистов — они обычно любят животных. Также детифлегматики обычно с удовольствием занимаются в художественной и музыкальной школах. Но для них важно выбирать занятия, где они не будут в центре внимания — им от этого неуютно.

Пробуем вместе

Не менее важно, как считает детский психолог, на первые занятия приходить вместе с ребенком.

Если он интроверт — то есть не очень общителен (как правило, это флегматик или меланхолик), то первые тренировки с мамой, папой или близким родственником — обязательны.

— Если вы хотите, чтобы ребенок полюбил секцию или кружок и ходил туда долго, ему должны понравиться не только занятие, но и компания, — считает психолог. — Кстати, именно поэтому я рекомендую приводить ребенка в секцию в начале сентября. Дело в том, что в начале учебного года, как правило, формируются группы новичков. Иными словами, ребенок приходит не в сложившийся коллектив, где все уже опытные, а он «салага», а в новый, где статус занимающихся одинаков. Это очень важно.

А еще, как пояснила Оксана Рябушкина, крайне важно присмотреться к тренеру, поговорить с ним еще до начала занятий.

— Я помню одного «педагога» из секции вольной борьбы, который придумал свой способ отбора в группу. Когда приходил новичок, он ставил его бороться с опытным спортсменом, и тот обычно бросал парня, как тряпичную куклу, — рассказывает психолог. — Расчет был таким: если после этого унижения ребенок придет на следующую тренировку, значит, у него есть характер. Это полная ерунда. Все дети разные. Чье-то самолюбие, я уверена, было настолько уязвлено, что он не захотел нового позора и, возможно, навсегда закрыл для себя дорогу в спорт. Вот таких тренеров нужно избегать.


Работа кружка танцев в Доме культуры района Восточный - Восточного округа столицы. Занятия - для всех желающих

ФОТО: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва» Вечерняя Москва

Психолог также советует обменяться с тренером или руководителем кружка номерами мобильных.

— В первые дни занятий нередко возникают ситуации, требующие вмешательства родителей. Ну, например, конфликт ребенка с кем-то из нового коллектива. Лучше, чтобы вы о нем знали. Потому что нередко случается, что ребенок после пары занятий вдруг наотрез отказывается ходить — мол, ему стало скучно, — рассказывает Оксана Рябушкина. — А на самом деле он из-за ерунды с кем-то поссорился, не смог помириться, и теперь хорошее дело — занятие в спортивной секции — может быстро закончиться. Поэтому важно обо всем знать и вместе с тренером решить проблему. Потом, когда ребенок вольется в коллектив, он научится сам разрешать подобные ситуации.

Поближе к дому

Где найти секцию или кружок по вкусу ребенка?

— Москва — огромный город, поэтому лучшая, на мой взгляд, секция или кружок — это те, что рядом с домом, — убежден урбанист Григорий Мельник. — В Москве и в старых, и в новых районах есть масса муниципальных клубов, где одновременно работают и секции, и кружки, и студии. Самый простой вариант, я считаю, — просто узнать адрес этого клуба, прийти туда и спросить: «А что у вас есть?» Когда моему сыну было три года, я стал водить его в муниципальный клуб в студию танцев. И он там успешно занимался два года.

— Там часто вывешивают расписания различных секций и практически всегда указывают телефоны тренеров, — пояснил Мельник. — В любой момент можно позвонить и узнать подробности.

Также почти в каждом районе столицы есть свой Дом культуры. Как правило, он имеет свой сайт, на котором можно узнать новости работы кружков и секций, а также творческих коллективов.

Но проще всего, пожалуй, зайти на Единый портал госуслуг Москвы — mos.ru — и найти раздел «Запись в кружки, спортивные секции, дома творчества».

Еще один вариант — зайти на сайт столичного Департамента культуры и перейти по ссылке «Запись ребенка в школу искусств».

Подать заявление на прием могут все желающие, главное, чтобы в группе были места. Приоритетное право, в зависимости от организации, к которой относится секция, обычно имеют дети матерей-одиночек, дети-инвалиды, второй и третий ребенок в семье.

Антон Алексеев, директор школы № 1241, пояснил:

— Как правило, принцип тут очень простой: занятия, которые проводят школьные педагоги, совершенно для родителей бесплатны. Труд педагогов оплачивается из бюджета города. А вот кружки и секции, которые ведут специалисты привлеченные, обычно платные. Причем размер этой платы берется не с потолка, а определяется Управляющим советом школы, куда входят, в частности, сами дети, их родители и педагоги.

Антон Григорьевич советует: чтобы выбрать кружок, сначала следует зайти на сайт школы. Там, как правило, есть полный список внеклассных занятий.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Константин Рязанцев, психолог, конфликтолог:

— Когда ребенок приходит в какой-то кружок или секцию, родители часто сталкиваются с ситуацией — не хочет ходить на занятия. И сразу возникает вопрос: что делать — заставлять его или нет? Казалось бы: совершенно очевидно, что он очень много времени проводит в школе и у компьютера. В результате снижается зрение и растет вес. Любой нормальный родитель хочет, чтобы ребенок больше двигался и был здоров. Но сам ребенок мыслит совершенно по-другому. Его мышление инфантильно, т. е. он не видит картину в целом. Он просто не осознает, что продолжит и дальше толстеть. Ему не хочется ходить в бассейн, хотя это и в его интересах. Вот лень, и все тут! И как быть? Заставлять, я уверен, не нужно. Это лишь вызовет стойкое неприятие. Ситуацию, когда «с души воротит». Вы при должном старании просто сделаете ребенка несчастным.

КСТАТИ

Многие известные люди начинали свою карьеру с занятий в кружках и секциях. Так, выдающийся хоккеист, обладатель Кубка Стенли Александр Овечкин, каждое утро, еще до занятий в школе, ездил на тренировку в спорткомплекс «Динамо». Известный джазмен, народный артист России Игорь Бутман начал свою карьеру в 11 лет в музыкальной школе, где учился играть на кларнете. Костя Цзю — чемпион мира по боксу среди профессионалов — в 9-летнем возрасте начал посещать ДЮСШ — детско-юношескую спортивную школу.

СПРАВКА

СТАНДАРТНЫЙ СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ПРИ УСТРОЙСТВЕ РЕБЕНКА В КРУЖОК ИЛИ СЕКЦИЮ:

— запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;

— медицинская справка о состоянии здоровья ребенка;

— 2 фотографии 3х4 см;

— паспорт и копия паспорта гражданина РФ (родителя);

— свидетельство и копия свидетельства о рождении ребенка;

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

По мере взросления ребенка каждый родитель сталкивается с вопросом его разностороннего развития. В наши дни существуют студии, кружки и секции на любой вкус и кошелек. Как сделать оптимальный выбор с учетом возраста, увлечений и склонностей конкретной личности, АиФ.ru рассказала психолог Мария Ефимова.

Время пришло

Наталья Кожина, АиФ.ru: Мария, с какого возраста надо приобщать ребенка к кружкам и секциям?

Мария Ефимова: Психологи рекомендуют возраст 5-6 лет. Это оптимальное время, когда ребенок готов учиться, слушать взрослого и повторять «как надо». До этого же позволяйте малышу самореализоваться в своих творческих стремлениях: рисовать что-нибудь своё, петь, придумывать истории.

— Как понять, что нравится вашему ребенку, и вовремя направить его усилия в нужное русло?

— В раннем возрасте интересы ребенка только начинают зарождаться, поэтому вопрос, что ему нравится, а что нет, не решит проблемы. Большинству детей нравится заниматься самыми разными делами. Более явная склонность к какому-либо направлению проявляется только в подростковом возрасте.

До этого правильным будет такой подход: старайтесь развивать своего ребенка во всех направлениях. Пусть он попробует и лепку, и танцы, и какой-либо вид спорта, и игру на музыкальных инструментах, и шитье мягкой игрушки, и рисование. Подобное разнообразие поможет понять его склонности. Наблюдайте за своим ребенком в процессе игр — возможно, вы заметите ярко выраженную способность к чему-то особенному.

Представьте, перед вами список: виндсерфинг, вейкбординг, скрапбукинг (оформление вручную фотоальбомов, — ред .) — и у вас пытаются узнать, что из перечисленного вам нравится больше? Но вы просто не знаете, что значат эти слова! Именно понимание того, что стоит за каждым понятием, и поможет дать ответ. Следовательно, чтобы разобраться в склонностях своего ребенка, нужно сначала познакомить его с разными видами деятельности и дать в них поучаствовать.

— Что делать, если ребенок вообще не хочет ничем заниматься?

— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, почему подобное происходит. Возможно, ребенок просто не знает, что ему там может быть интересно, или у него нет опыта общения в коллективе. В любом случае, заставлять малыша идти туда, куда вы считаете нужным, — ошибка, которая травмирует его психику.

Следует помнить, что бывают социально активные дети и те, которые комфортно себя чувствуют в привычной обстановке, в окружении знакомых людей. Чтобы не нанести психическому развитию ребенка непоправимый вред, не стоит насильно выводить его «в люди», вовлекать в игры или занятия. Процесс социализации должен быть мягким и постепенным. Вы можете договориться прийти в студию и посмотреть, чем занимаются детки, и если ребенок заинтересуется — принять участие. Возможно, для малыша важно, чтобы во время занятий мама была рядом, а не сидела в коридоре.

Главный постулат: посещение кружка должно приносить ребенку удовольствие!

Не хочу, не буду

— Стандартная ситуация для многих детей: ребенок сначала с азартом чем-то увлекается, а спустя несколько занятий говорит, что ему не нравится ходить в выбранную секцию. Стоит ли уговаривать его остаться там?

— Во-первых, стоит разобраться, почему ребенок изменил свое мнение. Поговорите с ним об этом в спокойной обстановке, узнайте, в чем причина: что-то не получается, не нравится руководитель кружка, задирают другие дети или сами занятия проходят вяло? Вполне может оказаться, что ваш малыш опережает основную группу в развитии, и предложенные задания недостаточно сложные, чтобы вызывать интерес — следовательно, он начинает скучать.

У ребенка школьного возраста обязательно спрашивайте, в какой кружок или секцию ему хотелось бы пойти, не записывайте просто по своему выбору. Помните, нет «правильных» или «неправильных» занятий творчеством. Не стоит заставлять ребенка посещать какую-либо студию только потому, что «все наши знакомые туда ходят» или «это престижно».

Выяснив причину, родители должны или разрешить проблему, или выбрать другое место для занятий. Если ребенок категорически против продолжения учебы, то не стоит заставлять его. Лучше договориться с ним о посещении последнего занятия, чтобы окончательно понять, будете ли вы туда ходить или стоит поискать другой кружок.

— Бывает так, что ребенок очень хочет заниматься, например, балетом, но педагоги уверены, что у него нет для этого способностей. Нужно ли идти на поводу у специалистов, чтобы избежать дальнейших разочарований?

— С одной стороны, наличие таланта — прямой путь к достижению значимых успехов в выбранной области. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг высот, заниматься ему следует тем, к чему не просто лежит душа, но и есть предрасположенность. К тому же, если способностей нет, то в престижные школы и студии ваше чадо вряд ли возьмут, как бы велико ни было желание. Но это относится лишь к тем секциям, где изначально необходимо обладать определенными навыками.

С другой стороны, показательна история знаменитого Карузо , которому в детстве учитель пения сказал, что у того нет голоса. И лишь вера матери в его талант помогла мальчику поверить в свои силы и продолжить занятия. Она сказала: «Не слушай никого. Ты поёшь, как самый прекрасный соловей в мире. Я это точно знаю!».

Ребенку очень важна поддержка родителей. Если он хочет танцевать — пусть танцует, даже если ему не хватает пластики. Да, не факт, что он станет знаменитым танцором, но, по крайней мере, будет счастлив — а это гораздо важнее!

— Какое количество кружков и секций оптимально?

— Их может быть столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас — денег. Главное не теряйте контакт с ним. Перегруженный ребенок становится вялым, сонным, теряет инициативу и интерес к жизни. Обязательно следите за состоянием и настроением своего малыша. Насколько он бодр и активен, хватает ли у него времени на игры? Тревожный звонок — если учителя жалуются, что ребенок спит на уроках, или вы замечаете, что он отказывается играть даже дома, потому что слишком устал и хочет отдохнуть.

Да, всестороннее развитие ребенка — это хорошо и правильно. Но оно должно идти рука об руку с заботой о его физическом и психологическом здоровье!