Деньги средство обмена покупки платежей классный час. Классный час эффективность использования карманных денег. Карманные деньги не нужны

Исследовательская работа «Карманные деньги», Меджидовой Сайиды, Ташдиевой Макки,

учениц 9а класса МБОУ СОШ №4, затрагивает проблему рационального использования карманных денег.

Авторы рассматривают различные источники, изучающие проблему, активно используют Интернет-ресурсы. Авторы рассказывают об истории появления денег. Практическая часть работы построена на проведении социологического опроса и его обработке, выраженной в диаграмме.

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4

Исследовательский проект

Карманные деньги

Меджидова Сайида, ученица 9а класса,
Ташдиева Макка, ученица 9а класса
Руководитель: Байдина Елена Леонидовна,
учитель истории и обществознания.

г. Пыть-Ях, 2015 г.

«Карманные деньги»
Меджидова Сайида, Ташдиева Макка
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

Тюменская область,
г. Пыть-Ях
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
9 а класс

План исследований

Цель исследования: Выяснить что такое деньги, как они появились; обосновать причину необходимости разумного обращения с деньгами.
Задачи исследования:

Исследовать отношение школьников к деньгам;

Изучить наличие карманных денег у учащихся и определить мотивы расходования денег;

Определить, как источники и способы получения карманных денег влияют на выбор возможных вариантов распоряжения ими.

Предмет исследования : карманные деньги.

Объект исследования: отношение школьников к карманным деньгам, структура их расходования.

Гипотеза:

Если мы изучим отношение школьников к деньгам, определим структуру расходования денег школьниками, то сможем увидеть, насколько рационально используются карманные деньги, насколько ответственны могут быть дети.

Источники исследования

Современные журналы; - интернет;- личные наблюдения;

Методы исследования:

Сопоставительный, сравнительный методы;

Социологический анализ; метод количественной обработки данных и анкетирование, собеседование и наблюдения.

Библиография:

1. Мухина Е.А. Люди и деньги «О роли денег в мировой истории» 2006 г.

2. «Уроки финансового благополучия» (для детей и их родителей) Джейн Перл

3. Детская энциклопедия « Я познаю мир «Экономика».

Введение

Когда были изобретены деньги- никто не знает, кто их изобрел, тоже неизвестно. Самые первые деньги на Руси мычали, блеяли и питались травой. За все расплачивались скотом, даже первые монеты потом назывались скотом. Позже для расплаты стали пользоваться шкурками куниц, соболей, белок, а монеты, которые еще нечасто встречались, назывались «кунами» от слова «куница». На смену шкуркам пришло серебро, основной денежной единицей стала гривна- определенного веса. Гривну можно было разрубить на четыре части, отсюда и название- рубль. Рубли уже не рубили, а резали на 50 резней. Позднее, когда серебро перестали резать вручную, а начали чеканить монеты разного достоинства, каждая из них получила свое имя. Самой маленькой была полушка. Говорили, что это цена половины уха куницы. Две полушки были равны одной деньге, две деньги- одной копейке, две копейки составляли грош, 3- алтын, 10 копеек- гривенник, 15- пятиалтынный, 20 копеек- двугривенный.

В конце 10 появились первые русские золотые монеты, сначала их переливали из золотой посуды или чеканили из иностранных монет, так как не было известно ни одного месторождения золота. В 1703г было обнаружено месторождение золота около Екатеринбурга. Петр Первый приказал чеканить монеты из этого золота. Бумажные деньги изобрели в Китае в 8 веке, но в Европу они попали через тысячу лет. В 1769г Екатерина Великая ввела в России бумажные деньги. Ее портрет был на купюре достоинством 100 рублей, эту купюру ласково называли «катенькой». Современные деньги совершенно не обязательно держать в руках. Достаточно иметь деньги на счете и через банковскую карточку распоряжаться ими.

Так что такое деньги?

Де́ньги - специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. При помощи денег выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них.

Функции денег:

    Мера стоимости

    Средства обращения

    Средства платежа

    Средства накопления

    Мировые деньги

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают - деньги позволяют поучить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег. И тут перед родителями встает вопрос – давать ли ребенку деньги, и если давать, то в каком количестве.

Карманные деньги (с англ. pocket money ) - это , выделяемая на их собственные нужды.

Тема взаимоотношения детей и денег привлекает внимание не только родителей, но и экономистов, и психологов. Как, когда и почему дети должны знакомиться с экономической стороной окружающего их мира? На Западе об этом пишутся научные статьи и популярные книги. Последние 40 лет на эту тему неоднократно проводились исследования в США, Англии, Австралии, Канаде, Франции, Германии и Израиле.

Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка, т.е., если 6 лет – 6 долларов в неделю, 10 лет – 10 долларов и т.д.

В Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний ребенок – 1,5 – 2 евро, 10-летний – 10-12 евро, а с 13 лет – уже 20 евро, 15-летний подросток – 25-30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.

А вот в России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег достаточно сложно, официальной статистики нет. И рекомендованных размеров тоже нет. Однако, размер выдаваемых денег засвистит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, его возраста, а также здравого смысла. Как же эти проблемы решают родители учащихся нашей школы? Дают ли своему ребенку деньги? Регулярно? Или время от времени? Сколько? Как и куда тратят ребята выдаваемые деньги.

Мы провели исследование по вопросу «Наши карманные деньги». Были опрошены учащиеся нашей школы. Всего-167 учащихся

Вопросы для исследования.

    Выделяют ли вам родители деньги? 90 % из опрошенных ответили- да.

    С какого возраста дают деньги? В основном- с 7-8лет.

    Сколько (в среднем в неделю?) В среднем- 100-200 рублей в неделю.

    На что вы тратите эти деньги? В основном- на сладости, игрушки, диски.

    Хватает ли вам этих денег? 75% - ответили- да.

Со своим проектом мы выступили на родительском собрании. Родители ответили на наши вопросы и мы сделали выводы, что выдавать деньги детям необходимо, т.к. ребенок учится распределять деньги, соразмерять расходы и доходы, делать выбор между прихотями и распланированными заранее тратами. Карманные деньги учат ребенка самостоятельности, приучают к экономии, к тому, что определенными суммами он может оперировать, а вот больше установленного количества – как правило, нет. Необходимо учить тратить деньги не только на себя, но и дарить подарки близким, родным.

Вывод: Экономическое сознание у современных школьников оказалось не таким уж плачевным, как можно было предположить. Они стараются разумно тратить карманные деньги. Старшеклассники бережливее относятся к тем деньгам, которые заработали сами.

Во все времена было особое отношение к деньгам. Их тратили, дарили, берегли, копили, отдавали в долг. Спустя столетия отношение к ним не изменилось.

А вот свою мудрость в денежном вопросе народ выразил в пословицах и поговорках.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет. Денежки не рожь, и зимой растут; денежки не лед, и зимой тают. Дружба дружбой, а денежки врозь. Из чужого кошелька легко платить. Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому – и тысяч мало. У скупого рубль плачет, а у щедрого и полушка скачет.

И при всем этом мы вам напоминаем, что….

За деньги можно купить часы, но не время.

За деньги можно купить книгу, но не мудрость.

За деньги можно купить телохранителя, но не друга.

За деньги можно купить еду, но не аппетит.

За деньги можно купить дом, но не семью.

За деньги можно купить положение в обществе, но не уважение людей.

За деньги можно купить клоунов, но не хорошее настроение.

За деньги можно купить лекарство, но не здоровье.

За деньги можно купить развлечения, но не счастье.

За деньги можно купить икону, но не веру.

За деньги можно купить целый континент, но не Родину.

За деньги можно купить орден, но не подвиг, не честь.


ОГОБУ СКШИ с.ЛенинскоеКлассный час
«Карманные деньги».
(экономическое воспитание)
Разработала:
классный руководитель
Ефрюшкина Е.В.
2015 год
Направление Экономическое воспитание. 7 класс
Цель: Актуализировать проблему отношения детей и денег. Задачи: 1. Ознакомление учащихся с финансово-экономической стороной жизни человека.
2. Формирование у детей представлений о карманных деньгах.
3. Развитие умения высказывать свою точку зрения. 4.Воспитание культуры поведения дискуссии (умения терпимо относится к различным точкам зрения, уважать людей независимо от их позиции и мнений, уметь слушать). Орг.момент1.Приветствие гостей, детей.
2.Настрой на работу.
3.Вступление.
- Вторая четверть посвящена в нашей школе экономике. С экономикой сталкивается любой человек - рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник.
- Что такое экономика?
Работа со словарем «экономика».
Экономика-это отношения между людьми, которые у них складываются, когда одни создают товар, продают его или покупают.
4.Напутствие.
- Я надеюсь, что наша беседа поможет вам в будущем, когда вы сами станете родителями, у вас будут дети. И поможет в настоящем – лучше понять своих родителей. Слайд 1
Подготовка к сообщению темы. - Пример на собственных детях:
(Ксения – 21 год, Александра 11 лет)
- На кого больше тратим денег?
- Почему? (рассуждения детей).
- О чем рассуждали? (деньги)
- О ком говорили? (о детях)
- Кто дает детям деньги? (родители) Слайд 2
Сообщение темы - Учащимся представляют три термина:
«Родители – Карман - Деньги».
Им предлагается подумать и ответить на следующие вопросы:- О чем сегодня на классном часе пойдет речь? (о деньгах на карманные расходы)
- Работа со словарем «деньги», «карманные деньги».
- Тема нашего занятия «Карманные деньги».
- Какие вопросы мы сегодня сможем рассмотреть- дают ли вам родители карманные деньги?- как часто родители должны вам их давать?- на что их нужно тратить? Слайд 3
На белой доске открываю
Вопросы на доске
Основная часть:
Логическая разминка - Прежде чем мы займемся работой, давайте проведем зарядку для ума.
- Издавна на Руси было особое отношение к деньгам. Их тратили, дарили, берегли, копили, отдавали в долг. Спустя столетия отношение к ним не изменилось.
- Как вы думаете, все ли можно купить за деньги?
(рассуждения детей)
- Давайте обратимся к народной мудрости. Все ли в нашей жизни продается и покупается? Есть ли в мире такие ценности, которые купить невозможно?Группам (дети, взрослые) по очереди задаются вопросы:Все ли можно купить за деньги?За деньги можно купить часы... (но не время).За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).За деньги можно купить телохранителя... (но не друга).За деньги можно купить еду... (но не аппетит).За деньги можно купить дом... (но не семью). За деньги можно купить положение в обществе... (но не уважение людей).За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье).За деньги можно купить поцелуй... (но не любовь).За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).За деньги можно купить икону... (но не веру).За деньги можно купить целый континент... (но не Родину).За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь). За деньги можно купить клоунов... (но нехорошее настроение). Слайд 4
Беседа - Нужны ли вам деньги на карманные расходы?
- Поднимите руки, кому родители дают деньги на карманные расходы?
- Ваши родители не смогли к нам сегодня приехать, но они принимали активное участие в подготовке классного часа. И сейчас у нас есть возможность сравнить ваши ответы с ответами ваших родителей.
Результаты анкетирования по первому вопросу (11 родителей из 11 дают деньги на карманные расходы). Слайд 5
Слайд 6
Исследование -А сейчас я вам предлагаю провести исследование «Наши карманные деньги». Перед вами перечень вещей, которые покупают школьники. Внимательно его рассмотрите, изучите. Поставьте галочку в тех квадратиках, на что именно вы тратите карманные деньги.
- А пока ребята работают, я предлагаю коллегам пройти тест «Любят ли вас деньги» для себя.
- Давайте подведем итог:
(рассматриваем через веб-камеру результаты)
- а теперь узнаем, что думают ваши родители, куда вы тратите деньги.
(итог)
- Итак, мы узнали, что родители дают вам деньги на карманные расходы. Мы узнали, куда вы их тратите. Перечень
Анкета для взрослых
Слайд 7
Физ.минутка«Со всей Россией!» 3.50 Слайд 8
рассуждения - Достаточно дают вам деньги родители?- Хочется больше?
- Давайте порассуждаем, почему родители не могут дать больше.
(мало получают – появляется табличка «доходы»Работа со словарем «доход».
платят за что-то – появляется табличка «расходы»)
Работа со словарем «расход».
- Определите, что является доходами, а что расходами?
(Зарплата, плата за квартиру, пенсия, пособие, плата за свет, стипендия, плата за телефон, премия, плата за детский сад, покупка хозяйственных принадлежностей, покупка одежды, льготные выплаты, покупка обуви, транспорт, алименты, питание, выигрыш, расходы на досуг, наследство, покупка школьных принадлежностей.)- посмотрите на столбиков доходов, оставьте только то, что получает ваша семья постоянно.
- посмотрите на столбик расходов, оставьте только то, на что постоянно тратит ваша семья.
- где получилось больше?
- От чего будет зависеть сумма карманных денег?
От возможностей семьи.
- Если в семье расходы превышают доходы, могут родители давать постоянно деньги на карманные расходы?
- Когда родители могут, они дают вам деньги, а когда их не хватает, карманных расходов не будет и вы должны это понимать. Слайд 9
Карточки
Слайд 9
Проблемные ситуации - Ситуации в семье:
- Почему дети часто обижаются, если родители не дают денег на карманные расходы.
Ситуация 1
Петя просит у мамы денег.
- мама, дай денег
- зачем тебе деньги?
- на нужды
- на какие?
Петя не ответил, мама денег не дала, Петя обиделся и ушел.
- кто прав, кто виноват?
ВЫВОД:
Всегда говорите родителям, зачем вам деньги.
Всегда говорите правду. Родители все равно узнают, куда вы их потратили.
Ситуация 2
Петя захотел новый телефон и просит у мамы денег.
- мама, дай денег
- зачем тебе деньги?
- хочу новый телефон!

- кто прав, кто виноват?
ВЫВОД:
Соизмеряй свои «хочу» и «могу».Помни о возможностях своей семьи.
Ситуация 3
Петя просит у мамы денег.
- мама, дай денег
- зачем тебе деньги?
- я занял у друга на булочку
Мама денег не дала, Петя обиделся и ушел.
- кто прав, кто виноват?
ВЫВОД:
Никогда не занимай денег! Ты не зарабатываешь! Отдавать твоим родителям! Помни об этом. Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
- Если денег не хватает. То можно их…продолжите фразу:
- ЗАРАБОТАТЬ
- СЭКОНОМИТЬ
- Как можно заработать школьникам. Выберите то, что подходит вам.
(мытьё машин; почта; торговля комнатными цветами.временное трудоустройство в летний период;
вскапывание огорода; складывание сена; картофель копать; разведение и продажа аквариумных рыбок, хомячков, морских свинок, мелкий ремонт, выращивание овощей).
- Как можно сэкономить? Выберите то, что подходит вам.
(Ремонт обуви своими руками.Ремонт одежды своими руками.
Можно экономить электроэнергию.
Отказ от курения и спиртного.
Закаливание организма, занятие спортом, отказ от лекарств.
Своевременное утепление окон, балкона, дверей, чтобы было тепло и не было трат на лекарства.
Бережное использование личного имущества, уберегает его от ненужного ремонта и покупки нового.
Заготовка на зиму картошки, лука, квашеной капусты, мяса, солений, варенья, маринадов).-Эти советы вы можете дать дома своим родителям, а некоторые из них и выполнять самим. Слайд 13
Вывод: Давайте подведем итог нашей беседе.
Вернемся к нашим вопросам и попробуем на них ответить.
- дают ли вам родители карманные деньги?
- да дают- как часто родители должны вам их давать?
- от возможностей семьи, от доходов семьи- на что их нужно тратить?
Рефлексия. Заполните таблицу. Если понравилось – красный, если нет – черный.
- тема классного часа
- работа класса
- работа учителя
- своя работа
- участие родителей
- мое настроение карточки
Домашнее задание - Я приготовила для вас памятки.
«Правила обращения с деньгами».- Несколько правил, о которых вы всегда должны помнить:- Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.- Зарабатывай честно.- Соизмеряй свои «хочу» и «могу».- Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.- Старайся не влезать в долги.- Не играй в лотереи, азартные игры.
- Я хочу, чтобы вы подумали и обсудили со Светланой Юрьевной каждое правило. А потом ответили на анкету под правилами. Слайд 14
Правила анкеты
Итог - Закончить я хочу наше занятие такой фразой
«Деньги могут приносить счастье человеку лишь в том случае, если он тратит их не только на себя но и на других людей».
- благодарю за внимание и участие наших гостей
- спасибо вам, ребята, за нашу беседу. «Правила обращения с деньгами».- Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.- Зарабатывай честно.- Соизмеряй свои «хочу» и «могу».- Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.- Старайся не влезать в долги.- Не играй в лотереи, азартные игры.
№ вопрос Если бы у тебя были деньги, на чтобы ты их потратил в первую очередь? На личные нужды и развлечения. На членов своей семьи и друзей. На друзей. На образование, здоровье, расширение кругозора. Что такое счастье? Финансовое положение, деньги. Отношения в семье. Работа. Общество и друзья. Здоровье. Личная свобода. Личные ценности. «Правила обращения с деньгами».- Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.- Зарабатывай честно.- Соизмеряй свои «хочу» и «могу».- Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.- Старайся не влезать в долги.- Не играй в лотереи, азартные игры.
№ вопрос Если бы у тебя были деньги, на чтобы ты их потратил в первую очередь? На личные нужды и развлечения. На членов своей семьи и друзей. На друзей. На образование, здоровье, расширение кругозора. Что такое счастье? Финансовое положение, деньги. Отношения в семье. Работа. Общество и друзья. Здоровье. Личная свобода. Личные ценности.

\ Для классного руководителя

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Классный час на тему: "Карманные деньги"

Цель: развитие у учащихся умений высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитание культуры ведения дискуссии (умения терпимо относиться к различным точкам зрения, уважать людей независимо от их позиций и мнений, уметь слушать и аргументировано отстаивать свою точку зрения), воспитание чувства ответственности за свою семью и своих близких, воспитание чувства ответственности за дело, которым занимаешься и выбор жизненной перспективы.

Подготовительная работа:

1. Создаем инициативную группу, которая вместе с классным руководителем проводит опрос учащихся класса: "Деньги на личные расходы старшеклассник должен заработать

сам или попросить у родителей?"

2. Создаем две группы учащихся, которые на ток-шоу будут представлять разные точки зрения на эту проблему.

3. Выбираем лот каждой группы по одному представителю, наиболее убежденному в правоте своей позиции.

4. Выбираем одного-двух ведущих из класса.

5. Вместе с ведущими и инициативной группой формулируем 4 -5 вопросов для обсуждения.

Например:

Нужны ли старшекласснику карманные деньги и в каком количестве? - Может ли старшеклассник самостоятельно и честно заработать эти деньги? - Можно ли сочетать работу с успешной учебной в школе? - Необходимо ли согласие родителей в решении вопроса о работе старшеклассника? - Можно ли обойтись без карманных денег? Какой их минимум? И т.д.

Технологическая цепочка проведения ток-шоу

1. Ведущий знакомит участников с темой ток-шоу, представляет участников. 2. Ведущий напоминает правила ведения дискуссии. 3. Выдвигается проблема обсуждения (ситуация нравственного выбора). 4. Ведущий предоставляет слово одному из участников дискуссии. 5. Идет обсуждение проблемы, направляемое вопросами ведущих в ходе дискуссии происходит коллективный анализ ситуации (выявление ситуации, анализ их целей, мотиво в поведения, выявление проблемы, анализ различных вариантов и способов решения проблемы, поиск оптимального нравственно обоснованного решения проблемы). 6. Подведение итогов дискуссии.

Цели : Формировать у учащихся умение аргументированно отстаивать свою точку зрения. Воспитывать культуру ведения дискуссии.

Форма : Ток-шоу.

Участники : ученики класса, классный руководитель.

Подготовительный этап:

В ходе подготовки к классному часу классному руководителю необходимо сформировать инициативную группу из учащихся класса, которая проведет анкетирование одноклассников по вопросам:

— Деньги на личные расходы вы зарабатываете сами или просите у родителей?

— Приходилось ли вам зарабатывать деньги самостоятельно?

— Как ваши родители относятся к возможности юношей и девушек самостоятельно зарабатывать деньги на личные расходы?

— Что является для вас главным в оценке человека — его нравственные качества или материальный достаток?

В подготовленном классе в качестве ведущего может выступать и ученик, но после детальной инструкции со стороны классного руководителя.

Ход ток-шоу.

Ведущий : Многие из вас сталкивались с проблемой карманных денег.

Новый сотовый телефон, музыкальный центр, билеты на концерт любимой группы... Так много всего хочется!

Можно, конечно, попросить у родителей. Если ваши родители достаточно обеспечены, это может быть и не проблема (разве что вы сами в результате станете сильно избалованным человеком). А если родители едва сводят концы с концами? Зарабатывать деньги на личные расходы самому, реально ли это? Надо ли уже сейчас учиться тому, как зарабатывать деньги и как правильно ими распоряжаться?

Выяснить ваше отношение к этим непростым проблемам мы попытаемся в ходе ток-шоу. (Ведущий должен подчеркнуть, что в ходе классного часа обсуждается только проблема законных способов зарабатывания денег, а не получение их незаконным путем.)

После подведения итогов анкетирования ведущий знакомит учащихся с вопросами для обсуждения, которые можно оформить на листе ватмана или распечатать для каждого ученика, и предлагает им высказать свое мнение по выдвигаемым проблемам (ситуации нравственного выбора). Примерные вопросы для ток-шоу:

— Должны ли старшеклассники получать деньги на карманные расходы и в каком количестве?

— Где и как старшекласснику можно заработать деньги?

— Денежное вознаграждение за хорошую учебу, помощь по дому — допустимый заработок?

— Можно ли сочетать работу с успешной учебой в школе?

— Необходимо ли согласие родителей в решении вопроса о трудоустройстве сына или дочери?

— Можно ли честным трудом заработать большие деньги?

— Совместимы ли понятия «богатство» и «доброта»?

— Согласны ли вы с утверждением одного подростка: «Когда заработаешь деньги сам, начинаешь уважать себя»?

— Считаете ли вы, что деньги всегда портят человека?

— Могут ли быть деньги мерилом ценности человека?

— Никто не доминирует в дискуссии, каждый имеет возможность высказать свою точку зрения.

— Если хотите высказаться, поднимите руку.

— С уважением относимся друг к другу.

— Порядок выступлений определяет ведущий, который придерживается в дискуссии нейтральной позиции.

— Свое мнение или позицию необходимо аргументировать фактами, примерами из жизни, литературы, СМИ и т.д.

— Участники слушают и слышат друг друга.

После обсуждения вышеперечисленных вопросов ведущий продолжает:

— Итак, допустим, вы нашли способ, как честно заработать деньги. Следующий вопрос: что с ними делать? Согласитесь, что научиться разумно расходовать заработанные деньги очень важно. Задумайтесь, как вы тратите заработанные деньги. Транжирите их на мелочи или копите на какую-то большую покупку? Вносите ли заработанные деньги в семейный бюджет? Умеете ли планировать свои расходы?

Проще всего потратить деньги без толку. Есть много соблазнов, например сигареты, алкоголь (ведь вы деньги заработали сами, а о последствиях задумываться не всегда хочется). А если вы хотите научиться умному расходованию денег, попробуйте примерно в течение двух недель записывать все свои доходы и расходы, вплоть до последней жвачки и порции мороженого. Теперь сделайте пометки перед каждым предметом расхода — «было действительно необходимо» или «просто захотелось». Так вы узнаете, на что уходят ваши деньги и как остановиться в тратах. Если мы сядем и попробуем составить список вещей, которые нам хотелось бы иметь, он, наверное, окажется очень длинным. Но если бы вдруг у нас оказались все желаемые вещи, вполне вероятно, что вскоре мы бы снова почувствовали неудовлетворенность. Наши желания безграничны, а невыполнимое желание приносит много разочарований. Надо учиться соизмерять свои желания с возможностями.

На Западе человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Папа—миллионер, а сын стоит у конвейера и заворачивает гамбургеры, или ремонтирует машины, или торгует газетами, зарабатывая себе на каникулы. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, потому что деньги — воспитательное средство.

Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время простояла за прилавком, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что всего она должна добиться самостоятельно.

В 90-е годы XIX столетия электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с жалкой оплатой в 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечером уединялся в старом сарайчике. Соседи называли его чокнутым. После трех лет упорного труда этот парень выехал из сарайчика в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. А парня звали Генри Форд.

И еще, ребята, хотелось бы остановиться на одном очень важном вопросе.

К сожалению, приметами нашего времени стали богатство и нищета. Сейчас очень распространено мнение, что за деньги можно купить все, а о человеке судят по его материальному положению.

Но стоит ли оценивать человека только по его кошельку или в оценке человека должно быть нечто гораздо более важное? В чем истинная ценность человека? Хотите ли вы, чтобы вас оценивали по марке сотового

телефона или фирменным наклейкам на вашей одежде? Это ли источник вашей истинной ценности и критерий вашей личности? Если друзья общаются с вами только потому, что у вас есть деньги или супермодный мобильный телефон, что это за друзья и что станет с вашей дружбой, если денег не станет? Согласны ли вы с точкой зрения, что истинное достоинство человека измеряется не богатством, а его душевными качествами и характером?

Если деньги — мерило нашей самооценки, может возникнуть зависть к тем, кто имеет больше, а зависть — разрушающее душу человека чувство. Если мы смотрим свысока на тех, кто имеет меньший достаток, тогда прямой путь к злости, жадности, высокомерию, а это не менее опасно для человеческой души.

Важно знать: чем бы вы ни занимались в будущем, — самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравится.

Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение близких, их любовь. Знаменитый американский баскетболист Майкл Джордан как-то заметил: «Говорят, за деньги можно купить все. Ложь. Молодость за деньги не купишь». Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Нужно помнить, что не деньги сами по себе приносят счастье, как считалось на протяжении многих лет, а отношение человека к ним. Общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные, но весьма соблазнительные методы.

Культура общения с деньгами — это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой положительных отношений между людьми, в которых так или иначе используются деньги.

В ходе дискуссии происходит коллективный анализ проблем.

Очень важным этапом классного часа является подведение его итогов.

Предоставьте возможность учащимся высказаться о том, насколько интересен для них был разговор, выслушайте их пожелания. Если у учащихся возникнут сложности, классному руководителю следует им помочь сформулировать основные выводы классного часа.

Примечание для классного руководителя. Дискуссия как форма проведения классного часа не дает единственно верного решения проблемы, однако в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются основные нравственные принципы, соотносятся нравственные ценности участников дискуссии с общечеловеческими. Такая форма обсуждения проблем помогает старшеклассникам преодолевать безразличие и пассивность, формирует их собственный взгляд на сложные жизненные проблемы.

В заключение классного часа можно предложить учащимся следующий тест.

Тест «Ваше отношение к деньгам»

В работе меня привлекает результат, а не процесс. (1б)

Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам. (1б)

Закончив одно дело, я могу без труда взяться за другое. (1б)

Деньги — самое главное в жизни. (7б)

Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе. (1б)

Я могу работать 10-12 часов, даже если работа мне неприятна. (1б)

Если я разбогатею, я решу все свои проблемы. (7б)

Любая компания признает меня лидером. (5б)

Я не вижу в жизни более привлекательной цели, чем богатство. (4б)

Я хочу получить в будущем высшее образование. (2б)

Почти всегда бедность — следствие недостатка способностей. (1б)

Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей. (1б)

Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других. (5б)

Я — хороший организатор. (5б)

Мне не нужно время на «раскачку» перед работой. (1б)

Я никогда не забываю о делах, за которые взялся. (1б)

Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то еще. (5б)

В конфликтах я всегда добиваюсь своего. (5б)

Я не могу сидеть без дела. (1б)

Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна. (1б)

При поражении я тут же начинаю работать на реванш. (1б)

Деньги необходимы для решения любой проблемы. (4б)

Я могу легко завязать разговор с кем угодно. (4б)

Ни одна деятельность не привлекает меня так, как зарабатывание денег. (7б)

Мне легко производить на людей приятное впечатление. (3б)

У меня очень много знакомых. (3б)

Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно. (5б)

Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок. (1б)

Я с интересом изучаю иностранный язык. (1б)

Я почти никогда не опаздываю. (1б)

Интерпретация результатов.

Менее 6 баллов. В бизнесе вас вряд ли ждет успех. Советуем вам все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны не только миллионеру.

6-18 баллов. Ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно, на относительно самостоятельной должности. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности, не кидайтесь в бизнес как в омут — сначала научитесь лучше плавать.

19-50 баллов. Вы можете добиться успеха, если нападете на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.

51-75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток — вас ждет успех.

Более 75 баллов . Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достигнуть. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы хотите за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.

Классный час «Карманные деньги»

Цели: Роль денег в жизни школьника.

Карманные деньги?

Зачем ребенку карманные деньги? Все за и против

Карманные деньги не нужны

Пока ребенок мал, все необходимое ему должны покупать взрослые Ребенок не сможет сделать правильный выбор Деньги могут «испортят» ребенка. Он может их тратить на ненужные вещи Если ему давать деньги регулярно он станет капризным, балованным, не способным сдерживать свои желания

Давать детям карманные деньги надо

Чтобы чувствовать себя личностью, которой неунизительно жить в мире самодостаточных взрослых Хотя бы для того, чтобы он смог удовлетворить свои потребности, которые взрослые не всегда могут предусмотреть Только когда дети получают деньги, они учатся их копить, тратить, рассчитывать

Давать или не давать детям карманные деньги? Каждому родителю придется искать золотую середину в этой дилемме…

· Сколько карманных денег имеют дети?

· Нужны ли тебе карманные деньги? ДА - 85 % НЕТ – 15 %

· Зачем нужны деньги детям?

· Хватает ли тебе карманных денег?

· На что ты тратишь карманные деньги?

· Объясняют ли тебе родители как правильно тратить деньги?

· Если тебя наказывают, то лишают ли тебя карманных денег?

· Дают ли родители тебе деньги за хорошие оценки?

Карманные деньги - это не награда за хорошие оценки и хорошее поведение, не плата за помощь по дому. Главная их цель – научить ребенка тратить деньги, делая различные покупки и не неся ответственности за свой выбор.

Давать деньги можно, если … выдаваемая сумма разумна родители в своих действиях последовательны ребенок имеет возможность получать деньги регулярно не практикуется лишение карманных денег по поводу и без повода карманные деньги не имеют статуса подарка и не являются способом покупки доверия ребенка и его хорошего отношения родители способны доверять своему ребенку в том, что касается траты выданной суммы

Выбор всегда связан с ответственностью и самостоятельностью

Какую сумму давать ребенку?

Сумма зависит от вашего бюджета Начинать нужно с малых сумм, например 100 рублей в неделю Карманных денег не должно быть много Важно определить, сколько денег ребенок сможет потратить «с умом»в соответствии с возрастом Установленная сумма не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил. Все изменения в правилах выплаты карманных денег должны с ребенком согласовываться

Как часто давать деньги?

Как часто давать деньги?

Нерегулярность получения ребенком карманных денег, отсутствие четко оговоренной суммы, на которую ребенок может рассчитывать, приводят к тому, что практика карманных денег оказывается совершенно бесполезной для экономического воспитания ребенка

Советы родителям

Можно давать карманные деньги ребенку с шести-семи лет. С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы ребенка они будут покрывать. Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом. Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц. Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и оценок и не должна отменяться в качестве наказания. Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил. Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору. У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно. Ежегодно (в день рождения ребенка) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.

Система карманных денег эффективная только в том случае, когда она сочетается с обсуждением финансовых вопросов в семье. Смысл выдачи родителями карманных денег должен меняться по мере взросления ребенка и служит для контроля его растущих потребностей. Но главное, необходимо помнить, что деньги, выдаваемые ребенку, это средство обучения, при помощи которого родители помогают ребенку освоить все финансовые навыки, которые понадобятся ему во взрослой жизни.

Советы родителям

С. Харрисон: « Корыстное материалистическое общество постоянно нас обучает, причем учит нас не мышлению, а потреблению. У детей, которым была дана ответственность и свобода эту ответственность реализовать, развито критическое мышление. Они научились сами решать, что приносит им удовлетворение, а что - нет. А тот ребенок, чья проницательность и воля на протяжении многих лет подавлялись... вырастает идеальным кандидатом на роль незадачливого потребителя всего, что поступает в продажу".

Сделать ребенка богатым означает научить его спокойно и рационально оперировать теми средствами, которыми он способен владеть. Деньги - лишь инструмент удовлетворения желаний . А раз так, нужно, чтобы тот, кто их зарабатывает и тратит, имел голову на плечах, то есть умел трезво соизмерять свои потребности и возможности. По сути дела, это одна из важнейших сторон становления личности. Она отнюдь не исчерпывается своим финансовым аспектом, но касается широкого круга психологических механизмов постановки целей и достижения их.

· Умение правильно распоряжаться финансами - не врожденное свойство, а навык, который формируется, как и любой другой . Задача взрослых - помочь детям научиться разумно обращаться с деньгами:

· расходовать, а не сорить ими,

· экономить, но не быть скрягами,

· ценить деньги, а не поклоняться им.