Почему современные школьники не хотят учиться. Что делать если ребёнок не хочет учиться? Открываю секреты и раскрываю тайны. Основные причины и формы отказа от учебы

Мотивация учиться во все времена у школьников – разная. Она зависит от активности рынка труда, качества образования, уровня развития гражданского общества и многого другого. EtCetera выяснял, почему у многих современных школьников мотивация отсутствует.

ФАКТ. По словам эксперта в сфере образования и спикера TED Кена Робинсона, в некоторых регионах США старшую школу бросают 60-80% учащихся. При этом Соединенные Штаты остаются одной из стран-лидеров по уровню финансирования сферы образования.

В Украине ситуация несколько иная – многолетние традиции образования и особенности рынка труда в нашей стране не позволяют школьникам бросать учебу. Однако это не отменяет того, что учиться в школе детям не интересно и их мотивация снижается с переходом в каждый следующий класс.

Кен РОБИНСОН , эксперт в области образования:

Раньше школьникам говорили: если будешь хорошо учиться в школе, то поступишь в вуз, получишь диплом и обязательно найдешь работу. Наши дети в это не верят, и правильно делают. С дипломом, конечно, лучше, чем без него, но он уже не дает никаких гарантий.

ЗНАНИЯ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ. По мнению Робинсона, проблема современного образования, по крайней мере, в США (для Украины это тоже актуально, – EtCetera ) – в устаревании тех знаний, которые дети получают в течение учебы. Их уже невозможно применить на практике, потому что мир вокруг изменился. Это приводит к тому, что миллионы детей не видят смысла ходить в школу.

НЕСВОБОДА. Давление и контроль, которые испытывают на себе дети в системе школьного образования, также не прибавляют мотивации. Причем давление на ребенка оказывает не только школа, но и семья – родители ждут от него хороших оценок, примерного поведения, успехов в коммуникации с другими детьми. Все это погружает его в атмосферу несвободы, которая не дает выработаться внутренней мотивации.

Все, что остается в таких условиях – это мотивировать ребенка извне (угрозами, наказаниями или, наоборот, подарками). Однако внешняя мотивация не может работать вечно. Она, например, очень часто исчезает в подростковом возрасте.

Внутренняя же мотивация (самая сильная и значимая в жизни), по мнению российского психолога и лектора проекта «ПостНаука» Екатерины Патяевой, строится, в первую очередь, на свободе действий, помощи педагога и возможности общения со сверстниками в коллективе.

Успех такой мотивации доказал эксперимент американской учительницы Барбары Шил в 1960-х годах. Дав своим ученикам возможность самостоятельно определять для себя спектр работы на день (при этом она помогала им и корректировала их работу в случае необходимости), она добилась того, что ранее неуспевающий проблемный класс начал добиваться хороших результатов в учебе. Детям дали больше свободы и им стало интересно учиться.

ПРОБЛЕМА КАДРОВ . Многие видели видеоролик, в котором учитель математики одной из турецких школ танцует перед классом с каждым учеником, который пришел к нему на урок. Дети в восторге – это позитивный заряд на весь день и мотивация посетить урок математики, в частности.

Вопрос подготовки кадров очень важен. Финляндия, чтобы добиться своих высоких позиций в международных образовательных рейтингах, сделала профессию учителя престижной и высокооплачиваемой. В школу в этой стране идут не те, кому не удалось поступить на прокуроров и экономистов, а те, кто доказал, что достоин учить детей. А это не только знание предмета, но и любовь к детям, креативность, умение вдохновлять своих учеников и находить общий язык с каждым.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ . К сожалению, в Украине сложилось довольно предвзятое отношение к школе. Не без оснований, конечно, но все же. Ребенок постоянно слышит критику в адрес школы, учителя, директора, школьной программы, МОН – всего, что должно быть авторитетным для него в силу возраста. В результате ученики перестают уважать педагогов, а образование в принципе перестает быть для них чем-то важным и требующим усилий.

Екатерина ГОЛЬЦБЕРГ , детский психолог (из интервью Украинской правде):

В обществе обесценены институт школы как таковой и, прежде всего, статус учителя. Когда у ребенка сформирована негативная позиция по поводу школы или учителя, он идет в школу, уже настроенный на то, что там, куда он идет, плохо. Обесцененный учитель не может учить.


ИСКАЖЕННАЯ ЭТИКА.
Еще одна причина, по которой дети разочаровываются в учебе – это размывание этических границ и норм самими взрослыми. Например, детей в школе учат вести себя хорошо, не списывать, вести здоровый образ жизни, уважать собеседников, в то время как взрослые все эти правила все время нарушают, и часто именно это становится залогом их выживания, продвижения по карьерной лестнице и достижения собственных целей. Наблюдая за этим, ребенок чувствует «подвох», как будто его учат утопическим вещам, которые не имеют ничего общего с действительностью и никак не помогут в жизни.

И это одна из тех причин, которые невозможно исправить изнутри системы образования. Ведь школа все делает правильно – воспитывает в детях созидательные черты характера и привычки.

А РАНЬШЕ? Наши родители (а также – бабушки и дедушки) жили в мире, где образование расценивалось как нечто, что делало человека гражданином и достойным членом общества. А высшее образование и вовсе было «путевкой в лучшую жизнь». Поэтому, а также потому, что учитель был главным источников знаний, авторитет школы и мотивация к учебе были очень высокими. Альтернативы школе не было, и это понимали все.

Но времена изменились. И то, что делало школу центром знаний и социальных коммуникаций, уже не работает. Современной школе нужно решать проблему кадров и организовывать учебный процесс по новым принципам, которые отвечают уровню активности детей и их интересам.

14

Счастливый ребенок 24.10.2017

Дорогие читатели, в сентябре наши дети пошли в школу, и уже сейчас у многих появились трудности – ребенок не хочет учиться. И этот вопрос нельзя оставлять открытым, ведь проблема нарастает, как снежный ком. Как правильно объяснить детям необходимость школьного обучения? Почему ребенок не хочет учиться, в чем истинная причина? И как помочь сыну или дочери справиться с этой ситуаций, не скатываясь к назиданиям и эмоциональному насилию?

В нашей рубрике мы предлагаем несколько проверенных советов родителям, чей ребенок не хочет учиться в школе. Выбирайте то, что подойдет вам и вашей семье, пробуйте, практикуйте, и приятной вам учебы! Ведь школьные годы – чудесное время, и оно ни в коем случае не должно стать пыткой для ваших детей и вас самих. Передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Многие из нас вспоминают школу с теплом. Веселое время, тетрадки и учебники, уроки и долгожданные каникулы, дружные одноклассники, совместные походы, экскурсии, олимпиады и экзамены. Сейчас кажется, что все это было просто как дважды два по сравнению с теми задачами, которые порой ставит перед нами взрослая жизнь. И в ней уже не так легко, как прежде, получить пятерку и уж совсем невозможно пересдать неуд.

Поэтому нам часто непонятно и даже досадно сталкиваться с ситуацией, когда наш ребенок совсем не хочет учиться. Ведь вроде вкладываешь в него много времени и сил, стараешься, а он все равно за свое: «Не хочу учиться!» Сразу возникает чувство вины – видно, плохо воспитывали, раз он так себя ведет. Или желание резко все исправить с помощью собственного авторитета: «Вот я сейчас тебе покажу!»

Но, увы, такие методы не помогут и не дадут нужного результата. Ведь сначала надо разобраться с причинами отказа от учебы, а потом уже решать что предпринять.

Разберемся в причинах

Почему ребенок не хочет учиться? Важно понимать, что причина подобного поведения зависит во многом от возраста. Одно дело, когда ребенок 6 лет не хочет учиться, и совсем другое – когда не хочет учиться ребенок 10 лет. Мотивы будут совсем разными.

Сначала рассмотрим основные причины нежелания учиться самых маленьких школьников. Честно и беспристрастно оцените ситуацию и найдите похожие признаки в вашей семье. А дальше можно будет выбрать для себя подходящий вариант решения проблемы.

Избыточный контроль, гиперопека и большие надежды

В последнее время эта причина нежелания ребенка учиться очень часто встречается. Мама с папой контролируют каждый шаг малыша, опекают его, следят за любым словом и действием. И автоматически берут на себя ответственность за учебу.

Ребенок идет в первый класс, потом во второй и в более старшие, а мама все время делает с ним уроки. А по сути, за него. Мама сама собирает портфель сына или дочери, знает обо всех его школьных делах. Сам ребенок от такой гиперопеки перестает думать и что-то делать самостоятельно. Иногда его лишают даже права голоса: мама сказала, что так правильно, значит, так и есть.

Для чего родители так себя ведут? Конечно, не из желания навредить ребенку. Наоборот, они хотят как лучше, пытаются помочь несмышленышу, ведь для них он так и остается маленьким. Отдельный пунктик в жизни современных мам и пап – сделать для детей все, обеспечить их наилучшим.

Также бывают ситуации, когда мама или папа сами не делают за ребенка уроки, но в приказном тоне контролируют его поведение. Тщательно проверяют уроки, усаживают детей за домашнее задание под неусыпным контролем и не в желаемое для них самих время, а когда прикажут. Да еще и приговаривают, каким большим человеком они хотят видеть ребенка в будущем, как они для этого стараются.

Что делает ребенок, когда попадает под такую опеку и контроль? Перестает учиться. Ему становится неинтересно и скучно. Родители, в свою очередь, усиливают давление, начинают ломать волю ребенка. Тот сопротивляется, начинаются конфликты и скандалы. А поскольку возникает ситуация из-за школьных занятий, появляется неприязнь к самой школе.

Сложности в общении с ровесниками

Вторая важная причина нежелания учиться и вообще ходить в школу – конфликт с одноклассниками. Возможно, ребенка обижают или дразнят в школе, с ним не хотят дружить, не принимают в компанию. Или он слишком стеснителен, не умеет общаться и устанавливать контакты с детьми. И из-за этого он страдает, отказывается учиться.

Негативные эмоции, связанные с режимом

Порой дети бунтуют против необходимости соблюдать строгую дисциплину: рано вставать утром, долго сидеть за партой, делать уроки каждый день. А ему хочется, как и раньше, бегать и прыгать, проводить время в игре.

Банальная скука

Нередко дети, которые с раннего детства показывают хорошие результаты в развитии и обучении, приходят в школу и начинают скучать. Родители недоумевают: почему ребенок не хочет учиться? Они так мечтали о его выдающемся будущем!

А ребенок ходит на уроки из-под палки, его успеваемость страдает. И он продолжает лениться делать скучные задания, особенно те, что были пройдены им до школы.

Сложные отношения с учителем

Увы, от ситуации, когда у преподавателя есть любимчики и изгои, никто не застрахован. В итоге ребенок тратит много сил на эту проблему, а на обучение внимания просто не хватает.

Проблемы со здоровьем

Если у ребенка есть какое-то заболевание, чаще всего он получает много внимания и поблажек со стороны родителей, а затем и учителей. Все их жалеют, относятся к ним снисходительно. Увы, дети нередко этим пользуются и симулируют недомогания. Ведь за прогулы никто не наругает, а хорошую оценку поставят и из жалости. Спрашивается, зачем тогда учиться и ходить в школу?

Неумение сосредотачиваться

Взросление – долгий и поэтапный процесс. Нет смысла ругать ученика младших классов за то, что он не хочет учиться. Важно понимать, в этом возрасте дети просто не умеют долго удерживать внимание на чем-либо, кроме игры. Сидеть за партой и слушать учителя – задача не из легких для шестилетки. По утверждению ученых, полноценно учиться и воспринимать всю нужную информацию на уроке ребенок сможет лишь к 10-12 годам.

Родители подростков часто жалуются, что подросшие дети просто перестают учиться и стремиться к знаниям. Даже если в начальных классах учеба шла на ура, в переходный период у сыновей и дочек падает успеваемость, они перестают делать домашние задания, а нередко и просто прогуливают уроки.

Кроме названных выше причин нежелания ходить в школу, в подростковом возрасте появляются новые факторы. Ребенок 12 лет не хочет учиться – почему? Рассмотрим возможные причины подробнее.

Становление личности

Это очень важный период в развитии человека, но он не всегда проходит гладко. В 12-13 лет у детей начинается половое созревание, а с ним и период несогласия с правилами, бунтарства. Также это отражается и на учебе.

Непосильная физическая и эмоциональная нагрузка

Часто бывает, что родители в стремлении дать ребенку лучшее забывают о пределах возможностей. В итоге ребенок ходит на десятки внешкольных занятий и просто не успевает отдыхать и восстанавливаться. Ситуация усугубляется, если в семье напряженные отношения, и даже дома ребенок не может расслабиться.

Отсутствие интереса к какому-то предмету или проблемы с его освоением

Кому-то не дается математика, другим – иностранный язык, третьим – биология с химией. Все мы индивидуальны, и невозможно одинаково любить все предметы и успевать в них.

Перемена условий учебы

Переход ребенка в другой класс или школу, перемена места жительства, смена режима обучения тоже может стать причиной потери интереса к школе. Ведь ребенку приходится подстраиваться под не всегда удобные условия, терять контакты с одноклассниками и привыкать к новому коллективу. А это непростые задачи.

Потеря мотивации, недостаток потребности в познании нового

Бывает, что дети в какой-то момент перестают видеть смысл в учебе. Особенно если видят примеры, когда более образованные взрослые добиваются меньших успехов, чем бывшие двоечники. Возникает закономерный вопрос: а зачем учиться?

Довольно сложно давать какие-то советы, не видя конкретной ситуации. Но в целом можно предложить следующие рекомендации.

В случае чрезмерного контроля

Если имеет место чрезмерный контроль и опека, лучше дать ребенку больше свободы. Да, сначала, скорее всего, успеваемость еще больше упадет, ведь ребенок почувствует волю и станет делать то, что раньше было под запретом. Но потом он поймет, что быть в числе отстающих тоже невесело, и начнет делать шаги к повышению успеваемости. А когда он почувствует вкус успеха, то вряд ли уже сможет от него отказаться.

Скука

Если ребенок явно опережает одноклассников по уровню развития и скучает на уроках, нужно выбрать для него школу с усложненной программой. Так ребенок получит новые знания и перестанет скучать.

Конфликты с одноклассниками и учителями

В случае конфликтов с одноклассниками или учителем мама с папой должны мягко разъяснить ситуацию и продумать варианты решения. Если не получается сделать это самостоятельно, можно обратиться к психологу.

Лучше избегать сравнений ребенка с ровесниками, не нужно приводить ему в пример успехи одноклассников и других ребят.

Важно научиться находить компромиссы. Позволяйте ребенку самому решать, в каком порядке выполнять задания, отводите время для отдыха и приятных ребенку занятий. Ведь школа – не каторга, и жизнь ребенка не должна состоять только из учебы.

Если сын или дочь переживают переходный возраст, важно в это время не наседать на них, а помочь справиться с трудностями. Главная задача родителей – не сделать из детей отличников, а сохранить теплые с ними отношения. При необходимости можно нанять репетитора.

Важно помнить, что дети любого возраста нуждаются в родительской поддержке, внимании и любви.

Успехов вам и вашим детям!

Предлагаю посмотреть видео на тему, как помочь ребенку учиться в школе, если он не хочет.

Анна Кутявина,
психолог, сказочница,
хозяйка сайта Сказочный мир ,
автор книги-тренинга для взрослых Копилка желаний

Я благодарю Аню за такую важную для многих тему. Почти у всех бывают периоды, когда дети с меньшей охотой начинают ходить в школу. И пусть вопрос при этом будет стоять не слишком остро, но конечно, стоит разобраться, из-за чего возникает это нежелание. Все рекомендации Ани прекрасно помогут в этом случае.

А сейчас я предлагаю послушать вам песню Школа . Клип группы Любовные истории .

Смотрите также

14 комментариев

    Марфа
    19 Сен 2018 в 6:32

    Ответить

Тимофей Дрогин рассказал, почему школьники теряют мотивацию в учении и начинают очень не любить школу.

Одиннадцатилетний школьник, спикер конференции «Завтра по имени», высказал свое мнение - почему дети перестают любить школу и не хотят учиться.

1. УЧИТЕЛЬ

Когда вы только приходите в школу, вам тут же пытаются внушить страх. Один из них - это боязнь учителя.

2. СТРАХ ОЦЕНКИ

После первого страха развивается страх оценки. А потом страх наказания родителями, директором школы. В школе не смотрят на то, кем ты являешься, тебя судят только по твоим оценкам.

3. СТРАХ ОШИБКИ

Еще один страх - это страх совершить ошибку. Школа не учит тому, что ошибаться можно и нужно, ведь только так ты можешь научиться чему-то.

4. ТРОЛЛИНГ

Еще одна причины - насмешки однокласснкиов. И часто это вина учителей, которые выставляют детей на посмешище, указывая им, что они делают что-то не так хорошо, как их одноклассники. Для них оценка важнее ученика. Я ходил в детский клуб творчества, я научился плести из бисера, лепить из теста, делать браслеты из кожи и много чего другого. И когда воспитательница из моего кружка пришла в мою школу предложить мастер-класс и рассказала о моих достижениях, то завуч удивилась: «Тимофей? Такого быть не может!».

5. ДУРАЦКИЕ ТЕСТЫ

Эти тесты, которые дают на уроках, невероятно дурацкие, потому что в них нет варианта своего ответа. Ребенок, чтобы получить хорошую оценку, пытается угадать один ответ из предложенных, но ведь у него может быть свое мнение, которое он не может написать. Я не думаю, что настанет время, когда все будут помнить все столицы мира, все, что написал Тарас Шевченко, квадратный корень из пяти. Мне кажется, если человек чем-то заинтересуется, то он узнает больше, чем ребенок за 10 лет школы. И если ему понадобятся знания из других областей, то он с легкостью сможет их получить.

6. ОБЪЕМ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Я читал, что нет никаких доказательств, что домашние задания влияют на успеваемость и образование детей. Однажды мне задали такое количество заданий по английскому, что после трех часов письма я встал и не смог разогнуть шею. Меня отвезли в травмпункт, и целую неделю я ходил в шейном корсете.

7. ЗАПРЕТ НА УНИКАЛЬНОСТЬ

В школах очень не любят, если кто-то отличается от других. Это начинается с учителя, передается ученикам и остается с ними на всю жизнь.

8. ШКОЛА НЕ УЧИТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Я читал, что когда Джон Леннону из The Beatles было пять лет, мама ему сказала, что самое главное в жизни - быть счастливым. Потом он пошел в школу и его спросили там: «Кем ты мечтаешь стать в жизни?». Он ответил: «Счастливым». Ему сказали: «Ты не понимаешь задания». На что он ответил: «Вы не понимаете жизнь».

9. ШКОЛА НЕ УЧИТ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Например, я смотрю канал на YouTube, где учитель физики легко и увлекательно рассказывает материал. Чтение или просмотр таких ресурсов может заменить десятки скучных уроков.

10. ШКОЛА НЕ ГОТОВИТ КО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

Школа - это подготовка ко взрослой жизни. Но она не учит, ни как сохранить и увеличить доход, ни как получить его, ни, вообще, как зарабатывать. Я считаю, что главным предметом в школе мог бы стать предмет, на котором бы нас учили понимать друг друга. Ведь умение общаться - самое важное.

  1. Чтобы научиться выживать в школе, нужно иметь жизнь за ее пределами.
  2. Не бойтесь ошибок и извлекайте из них опыт. Мне нравится пример Томаса Эддисона. Он ошибся 999 раз перед тем, как создать лампочку. Но на самом деле он не ошибался, он просто определил 999 вариантов, которые не работают.
  3. Чтобы развивать свои навыки общения, я бы посоветовал участвовать в конкурсах, мероприятиях, даже зачитать стих в классе - это уже какой-то опыт.
  4. Экспериментируйте, интересуйтесь и учитесь зарабатывать как можно раньше. Это развивает уверенность. Я, например, плету браслеты. Сейчас мне помогают родители, но в будущем я планирую открыть свой маленький онлайн-магазин.
  5. Ищите «свою» школу. Мой совет родителям: прислушивайтесь к ребенку, если он говорит, что в нынешней школе ему не нравится.
  6. И главное, где бы вы сейчас ни учились, кем бы вас ни считали, верьте в себя!

Ваши дети всегда с удовольствием идут в школу? Или порой вам все-таки приходится их заставлять? Нежелание ребенка идти в школу может быть вызвано разными причинами и выражаться в различных формах. Как распознать, что школьник испытывает трудности, связанные с обучением, и как помочь ему справиться с этими трудностями? Об этом поговорим сегодня.

Основные причины и формы отказа от учебы

Нежелание учиться и посещать школьные занятия может выражаться в различных формах. Конечно, ребенок может напрямую заявить родителям, что не хочет этого, но, как правило, так поступают только ученики младших классов, да и то не часто. Чаще всего нежелание учиться можно распознать по следующим признакам:

  1. Ребенок часто болеет. Здесь важно не спутать реакцию протеста со слабым здоровьем. О том, что ученик просто не желает посещать школу, будут свидетельствовать частые болезни (например, болит голова, живот, ребенок постоянно простужается), которые не были характерны для него ранее; усиление симптоматики в учебные дни и улучшение состояния в свободное от учебы время. Важно учесть, что ребенок не притворяется и не придумывает себе болезни – это своеобразная реакция его психики и организма на нежеланную ситуацию.
  2. Ребенок стал замкнутым, подавленным и необщительным или агрессивным и вспыльчивым. Делая то, что ему делать совсем не хочется, ученик будет выдавать эмоциональные реакции, которые ранее были ему несвойственны (например, гнев или замкнутость). Он может винить родителей в том, что его заставляют ходить в школу, и на этом фоне начать общаться с ними неподобающим образом (ругаться, грубить и т.д.) или перестать общаться вовсе (отделываться односложными ответами, никогда не заводить разговор первым и пр.). Также на подобное поведение могут жаловаться учителя.
  3. Ребенок прогуливает занятия. Школьник придумывает различные причины, чтобы не ходить в школу, лжет родителям и учителям, систематически не посещает занятия. Как правило, о частых прогулах родителям сообщают педагоги.

Вот основные причины, по которым ребенок может избегать учебу:

  • Проблемы с учителем
  • Проблемы с одноклассниками
  • Проблемы в обучении
  • Скука и отсутствие интереса
  • Непонимание необходимости учиться
  • Неготовность обучаться в школе
  • Страхи

Проблемы с учителем

Не секрет, что школьные учителя часто выбирают себе наиболее и наименее любимых учеников. Эта «нелюбовь» педагога к ребенку, предъявление неадекватных требований или чрезмерная критика могут обуславливать нежелание школьника ходить на занятия к такому учителю.

Как распознать

Ребенок становится замкнутым и избегает вопросов о занятиях с данным учителем, прямо отказываться ходить на уроки с ним, ругает педагога и нелестно отзывается о нем. Уловить наличие конфликта можно и в прямом контакте ребенка и учителя, наблюдать который можно после занятий, когда Вы забираете ребенка, или на общем родительском собрании.

Что делать

В данном случае необходимо:

  1. Выяснить причину конфликта, поговорив и с ребенком, и с педагогом.
  2. Обсудить со школьником этот конфликт. Важно показать ему, что учитель – это авторитетная фигура, к мнению которой следует прислушаться.
  3. Поговорить с педагогом. Попросить его более лояльно относиться к ребенку, не выказывать излишней критики или использовать более мягкий стиль преподавания (в зависимости от причины конфликта).
  4. Найти компромисс. Важно, чтобы все стороны осознали наличие проблемы и хотели разрешить ее. Если Вы видите, что дело в учителе, который не желает идти навстречу, то лучше всего сменить класс. Если же педагог готов идти на компромисс, то важно донести до ребенка, что ему не желают зла, и при соответствующем поведении с его стороны исчезнет ситуация конфликта.

Проблемы с одноклассниками

Очень часто дети не желают посещать школу именно потому, что не могут найти общий язык с одноклассниками, становятся в классе «изгоями» или имеют конфликты с кем-то из старшеклассников.

Как распознать

Ребенок с такими проблемами будет использовать все способы, чтобы не ходить в школу (лгать, прогуливать, плакать, когда его заставляют, и т.д.), может стать более замкнутым, неохотно отвечать на любые вопросы о школе, избегать упоминаний об одноклассниках/старшеклассниках, часто болеть. При этом друзей в школе у школьника нет совсем или очень мало.

Что делать

Здесь важно выяснить причину конфликтов и напрямую обговорить это с ребенком. В данной ситуации предпринять можно следующее:

  1. Объяснить ребенку, что в происходящем нет ничего обидного/страшного. Это поможет в том случае, если ученик чувствует себя не таким как другие (например, выше/ниже всех ростом); если его дразнят ребята; если просто не складываются отношения с некоторыми одноклассниками. Можно вспомнить и рассказать о похожей ситуации в ваши школьные годы и о том, как с ней справились; объяснить, что невозможно общаться со всеми одинаково хорошо, и это совершенно естественно.
  2. Показать ребенку, как можно постоять за себя. Научить его обороняться, не давать себя в обиду и уметь игнорировать провокации.
  3. Помочь школьнику поверить в свои силы. Совместно с ребенком найдите область, в которой он сможет проявить себя с наилучшей стороны и показать всем, на что он способен. Это поможет поднять самооценку и вызвать уважение у других ребят.

Проблемы в обучении


Школьные неудачи, непонимание учебного материала, отставание по каким-то предметам от своих сверстников – еще одна распространенная причина нежелания ходить в школу.

Как распознать

Об этом родителям скажут плохие отметки, индивидуальная беседа с учителем, совместное с ребенком выполнение домашних заданий (поможет выявить пробелы). Ученики младших классов могут прямо заявлять, что не желают больше ходить в школу, потому что, например, «все умею читать, а я нет».

Что делать

Решить эту проблему помогут:

  1. Дополнительные занятия с учителем или репетитором
  2. Помощь ребенку в выполнение заданий, разъяснение материала
  3. Перевод в другой класс (в крайних случаях, когда ребенок сильно отстает по программе, и нет возможности быстро это подтянуть)

Скука и отсутствие интереса

Иногда причиной нежелания учиться может стать совсем другая ситуация – ребенок уже хорошо освоил все, что ему сейчас преподают, и не испытывает интереса. Это характерная ситуация для одаренных детей, намного опережающих в развитии своих сверстников.

Как распознать

На занятиях ученик скучает и занимается посторонними делами, поэтому может получать плохие отметки и замечания за поведение. При этом весь материал дается ему легко – это видно, если попробовать совместно с ним решить какую-то задачу или попросить что-то объяснить.

Что делать

В таком случае можно:

  1. Объяснить школьнику, что не все дети такие же одаренные как он. Поэтому нужно терпеливо к этому относиться и помогать отстающим при необходимости (роль учителя/помощника может увлечь ребенка и сформировать интерес к школе).
  2. Попросить педагога давать ученику более сложные задания. Например, в то время как весь класс решает какую-то стандартную задачу по алгебре, учитель дает Вашему ребенку задачу на порядок сложнее (олимпиадную, из программы старшего класса и т.д.). Этот же способ могут использовать и родители дома.
  3. Перевести в другой класс. Если ребенок успешно освоил программу своего класса, то совершенно очевидно, что его можно перевести далее. Поговорите об этом с учителями, директором школы.

Непонимание необходимости учиться

Ребенок, не видящий смысла в ежедневном посещении занятий, будет стремиться всеми силами этого избежать.


Как распознать

Школьник прогуливает занятия, напрямую отказывается ходить в школу и выполнять домашние задания, говорит о том, что «все это бессмысленно», «никому не нужно», «я бы лучше сразу пошел работать» и т.д. При этом страдают также отметки и поведение на уроках, могут возникать конфликты с учителями.

Что делать

В этом случае очень важно объяснить ребенку, что школа нужна ему. Например, без нее не поступить в университет, не найти интересную или высокооплачиваемую работу и т.д. Младшим школьникам можно говорить о том, что здесь с ним будут заниматься, давать знания и говорить интересные вещи, учить полезным для жизни вещам и т.д.

Неготовность обучаться в школе

Эта проблема часто возникает у первоклассников, которых слишком рано отдали в школу. Они еще не готовы к данной ситуации психологически, поэтому не испытывают ни малейшего желания посещать незнакомое и неинтересное для них место.

Как распознать

Малыш отказываться подчиняться школьным требованиям, плохо ведет себя, играет на уроках, быстро утомляется, не может усидеть на месте, напрямую отказывается ходить в школу и просится обратно в детский сад.

Что делать

Лучше всего в данной ситуации проконсультироваться с психологом. Если он выявит, что ребенок по разным критериям (психологическая, интеллектуальная, эмоциональная готовность и т.д.) не готов учиться, то стоит переждать еще год. Если же в результате обследования это не выясняется, то, скорее всего, у ребенка просто нет мотивации и работать нужно именно с этим.

Страх нового и неизвестного

Характерен для первоклассников, которые попали в абсолютно новую для них ситуацию и не совсем понимают, как себя вести в ней.

Как распознать

Ребенок просит не оставлять его в школе одного, плачет, откровенно говорит о том, что боится, в школе очень замкнут, ни с кем не общается, «забит».

Что делать

В данном случае следует:

  1. Объяснить ребенку смысл обучения
  2. Показать привлекательные стороны посещения школы (например, узнаешь много интересного, найдешь новых друзей и пр.)
  3. Рассказать, сколько времени ребенок проведет в школе, когда именно вы его заберете
  4. Уходить открыто, с улыбкой и без долгих прощаний на пороге школы
  5. Поговорить с учителем, попросить помочь малышу на первых парах (ориентироваться в здании школы, привыкнуть к новой ситуации и др.)

Трансформируем отказ в желание!

Если ваш ребенок не хочет ходить в школу, то это не означает, что он ленивый или плохо воспитан. Скорее всего, это легко объясняется одной из вышеперечисленных причин. И с этим можно справиться, если родители проявят максимум заинтересованности, внимания, понимания и заботы.

Можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить

Депутаты Госдумы намерены ввести большие штрафы для родителей за прогулы детей-школьников — пять тысяч рублей за прогул. Хулиганство будет стоить еще больше — десять тысяч. Предлагается также отправить в школы судебных приставов, установить в каждом классе камеры, а особо агрессивных подростков превентивно изолировать в колониях.

Столь строгие меры выглядят обоснованными.

Участившиеся случаи подросткового рукоприкладства, насилия, хулиганства на фоне падающих баллов ЕГЭ и жалоб на низкую посещаемость указывают на то, что со школой явно что-то не так.

Но помогут ли штрафы и веб-камеры в классах изменить ситуацию к лучшему? То ли это, что требуется сейчас?

Не хочу и не буду

«Учится у нас в школе молодой человек, Русланом зовут. Ну как учится — ходит. Каждое утро как примерный ученик в школу приходит. С пятого класса о нем вся школа слышит. Уже тогда он всем говорил: «Ну не хочу я учиться, не хочу писать, не буду читать». И тогда он и начал себя «проявлять». Одним зимним днем взял и сбежал из дома. Три дня искали. А он в деревню пешком ушел, в 30 км от города. Пришел к бабушке одинокой и попросился переночевать. Автобус редко в ту деревню ходит. Вот на третий день и решила его бабушка в город отвезти, в милицию сдать: мол, волнуются же родители. А родители и половина учителей школы целыми днями его искала по городу.

Вышли они с бабушкой из автобуса, а он и деру опять. Еще через два дня сняли его с поезда на Сочи.

— Чего сбежал-то?

— Да не хочу я учиться, а батька в школу гонит.

На учет его в полицию по делам несовершеннолетних поставили, на школьный учет и другие «строгие» меры. Штраф, конечно же, родителям выписали. Удалось вовлечь его в лыжную секцию, школа ботинки, лыжи купила. Семье не потянуть, там их трое, братцев-то.

И стало у него получаться. На соревнованиях городских выступал. А учиться так и не хотел, как к нему ни подойди. Зато первым любую физическую помощь готов был школе оказать. Придет, сам возьмет лопату и давай весь снег у школы разгребать, все вычистит. Но только вместо уроков. Скучновато ему в школе. Тянет на подвиги. Весной подбил ребят, убежали с уроков и обкидали машину камнями. Ну и правда, чего она стоит-то.

Полицейские разбирательства, суд, штраф… школе. Ведь сбежали-то в учебное время. Пришлось школе выплачивать пострадавшему.

Виноваты, не могут педагоги найти подход и усадить его за парту. Соцпедагог за ручку на уроки стала водить. Она его в класс, а он окно откроет и на улицу. Да еще и подворовывать стал. Так и прожили еще три года. Дорос до девятого класса. Пошло половое созревание. Спорт забросил, учебу и подавно. Подружился с сигаретой. Но все понимает. В школу приходит, чтобы на родителей не наезжали, а в класс не идет, а если и идет, то все сделает, чтобы его побыстрее удалили. А как только на мелкие его шалости перестали внимание обращать, так начались большие: то стукнет кого, то матом пошлет.

Разок свозили его на разговор к прокурору. Вроде покаялся, наобещал гору, но…

В общем, раза три на комиссию вызывался — родителям штраф, ему нравоучения. Мы ему индивидуальные задания, он не идет, мы его в другой класс, так там ребята завыли: он нам учиться не дает.

— Все, Руслан, заходите ко мне в кабинет. Вот директорский кабинет будет тебе классом. Давай тут учиться, открывай книжку по литературе, давай почитаем рассказ.

— Ну чего ты не читаешь?

— Да не хочу я и не буду.

Ничего не помогает. А он в классе не один. Их 25 сидит, и каждому нужна своя минутка внимания. Даже физрук, который его защищал на педсоветах, и то рукой махнул. А родители не отказываются, по первому звонку приходят в школу, выслушивают.

— Вы ж отец, ну повлияйте как-нибудь.

— А что я могу, он уже вон какой здоровый, не выпороть, а слова никакие не понимает.

А дома все делает. Помогает по хозяйству, за мелким следит, ну вот нет никаких проблем. А учиться не хочет, ну вот совсем.

Весной пошел работать на пилораму, деньги себе зарабатывать. Вот так до экзаменов его и не допустили. Незаконно. Но отчислить без разрешения комиссии по делам несовершеннолетних нельзя, а разрешения никто не даст. Зато в школе пока тихо и спокойно».

Может, не всем нужны косинусы и синусы?

Сергей Валериевич Погодин, рассказавший про Руслана (имя вымышленное, конечно), — директор школы №4 города Нелидова Тверской области.

Нелидово — райцентр. Население — 20 тысяч. Уровень жизни — как везде: одни ездят в Египет отдыхать, другие голодают. На весь город четыре школы. Школа №4 — самая обычная, средняя. Но зато предлагает детям массу дополнительных занятий: баскетбол, авиамоделирование, шахматы, лыжи, биатлон, танцы, походы, турслеты, хор, театр — всего и не перечислишь.

Если ребенок хочет чего-то добиться в жизни, школа дает ему площадку для старта. И одни дети этим пользуются. А другие — такие, как Руслан или девочки из цыганских семей, которые замуж выходят в 14 лет (в школе порядка 5-8% таких детей), — даже не пытаются.

Выходит, дело не в школе?

«Одни дети занимаются биатлоном, танцами, поют и хорошо учатся, а другие просто не хотят ничего, — говорит Сергей Погодин. — Одни добиваются побед на российском уровне, а другие сбегают с уроков, курят и хулиганят. А начальники говорят: виноваты педагоги, не могут найти подход.

То, что надо что-то с посещаемостью делать и как-то влиять, — это несомненно. Только как? Ну выпишут штраф пять тысяч бабушке, которая воспитывает внука одна на пенсию восемь тысяч, и что? Начнет он ходить в школу? Вряд ли.

К тому же большая часть прогулов происходит под прикрытием родителей: то дети заняты, то им этот предмет не нужен, то проспали, то не захотели... Бороться с этим возможно только беседами, других способов нет. Но кто слушает все эти беседы. Беседуешь, беседуешь, и… руки опускаются.

А может, и не нужны некоторым синусы и косинусы? Дать ему диплом столяра: пусть идет и строгает после 9-го класса?»

Сергей Погодин считает: если ребенка в 12 лет, скажем, забрать у матери-алкоголички в военное училище, он станет человеком. А если он еще лет пять-шесть будет жить с ней и видеть все, чем она занимается, то он станет таким же.

«И девочек туда же, только уклон на медицину, ну или какое другое направление. И не нянькаться с ними. Вот у нас был до прошлого года детдом в городе, там тетки с ними нянькались, а они все наркоманили только».

На кого свалить балбесов?

Школа не в состоянии заставить учиться детей, которые этого не хотят. Она может только читать им и их родителям лекции о правилах поведения.

Но кто же тогда в состоянии?

Депутаты исходят из того, что это должны делать сами родители. Предлагаемые ими меры направлены в конечном итоге именно на то, чтоб заставить родителей заставлять учиться детей.

В отличие от депутатов директор школы Сергей Погодин понимает, что это тоже нереально. Он предлагает третий путь: возлагать ответственность за таких детей не на школу и не на родителей, а на специальные военно-учебные заведения с жесткой дисциплиной.

«Всех родителей можно разделить на три группы: 1) «да мне пофиг, что там происходит»; 2) «мой ребенок самый лучший, а все остальные «редиски»; и 3) самая адекватная группа, которая интересуется жизнью ребенка и видит в учителях союзников в воспитании своего ребенка.

Поэтому одни даже не будут смотреть, что на этой камере, вторые посмотрят, но все равно сделают вывод, что прав только их ребенок, а третьим это просто не надо».

Вот в компьютер поиграть, это да

Такие принципиальные «отказники», как Руслан, — достаточно редкое явление. Если бы беда была только в них, ее действительно можно было бы решить кадетскими училищами и поправками к Закону об образовании, позволяющими отчислять их из школы.

Но проблема шире. Учиться на самом деле не хотят очень многие дети. Они просто не сопротивляются так яростно, как Руслан. Их нежелание скрытое, латентное. Кое-как они ходят на уроки, кое-как сдают экзамены. Но систематического, полноценного образования не получают.

«Из 25 человек в каждом классе учатся пять. Остальные бьют баклуши», — поделилась со мной наблюдениями давняя приятельница, москвичка, учительница математики.

Негласно, анонимно, в личных беседах такую же пропорцию называют многие преподаватели. Они ссылаются, например, на то, что перед ГИА в школе обычно проводится пробный экзамен. Так вот за него «двойки» зачастую получают до 70% учеников. Но на ГИА количество двоечников, конечно, опускается до 8%. Потому что если будет 70%, надо увольнять и учителей, и директора.

«Дети стали заметно инертными, многие ничего не хотят, — подтверждает Погодин. — У меня у самого сын, который ничего не хочет: ни спортом заниматься, ни книжки читать, в компе поиграть — это да».

Если к 7 годам у ребенка не сформирована познавательная мотивация, никакой тяги к знаниям не будет

Кандидат психологических наук Елена Волкова всю жизнь проработала с дошкольниками в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, а потом, когда он был разрушен, в НИИ семьи и детства РАО и центре «Дошкольное детство». Нежелание детей учиться она объясняет отсутствием познавательной мотивации.

«В учебниках по педагогике и психологии до сих пор написано, что к 7 годам ребенок должен хотеть узнавать что-то новое и понимать, что учитель в школе даст ему такую возможность. Но на деле все совсем не так.

Мы проводили опросы будущих первоклашек и детей, которые только-только стали ходить в школу.

У первоклашки перед первым сентября чаще всего доминирует социальная мотивация: все идут — и я иду.

Многие дети на вопрос «почему ты хочешь идти в школу?» отвечают: «там днем спать не надо», или «там кушать не заставляют», или даже «там занавески красивые». Кого-то (чаще девочек) привлекает внешняя атрибутика: новая красивая одежда, рюкзак, пенал. Все, что угодно, кроме получения знаний.

Неадекватный настрой на школу имеет свою причину.

Потребность познавать формируется не сама собой, а при такой организации жизни и развития ребенка, когда:

а) он будет иметь возможность столкнуться с чем-то, что вызовет его интерес;

б) его интерес будет замечен;

в) на его вопросы ответят;

г) ответят именно тогда, когда ему будет интересно, а не тогда, когда дойдет очередь по программе;

д) ответят понятно для него, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей;

е) ответят так, что у него возникнут новые вопросы, на которые ему захочется получить ответ.

Такая организация обучения ребенка почти невозможна в массовом масштабе, хотя есть программы для детских садов, которые ее достаточно успешно решают. Но их мало, и погоды они не делают. Тем более что потом ребенок приходит в школу — и все. На этом все кончается, даже если было чему кончаться.

Если же ничего этого не было — то и не будет. И никакой тяги к знаниям ожидать неоткуда. Поэтому дети могут казаться пассивными и лишенными всякого интереса — да они и есть такие в массе своей.

Другая причина того, что у детей нет интереса к обучению, — это, как ни парадоксально, курс на «раннее обучение».

Амбициозные родители стремятся выращивать гениальных детей с пеленок. Учить без всякого представления о возрастных и физиологических возможностях, особенностях нервной системы, специфики развития ребенка.

Детей учат писать с двух лет, требуют чтения и счета, дети сидят за партами во всевозможных «школах юного гения».

В детском саду, где еще существуют какие-то представления о нормах, эти нормы пересматривались столько раз, что время, отведенное для занятий, больше, чем время на игру и прогулки. В старших группах дети преимущественно учатся и учатся. Потому что это — проверяют. Именно по этому показателю оценивается работа педагога. А сколько он там гулял или играл с детьми — не так важно.

Дети не играют, не гуляют, не двигаются и накапливают не просто антипатию, а ненависть к обучению.

С подростками другая картина: они ходят в школу иногда даже относительно охотно. Но опять же не из-за возможности что-то там узнать, а потому что у них там друзья, приятели, общение, интриги, опыт выстраивания социальных взаимоотношений.

Процент тех, кто ходит в школу учиться, удручающе мал. Конечно, если есть чудо-педагог, который смог заинтересовать своим предметом, увлечь чем-то, стимулировать интерес и стремление к знаниям в какой-то области, — таких детей больше. Но мало кому так везет».

«Инертность школьников — результат наших собственных «усилий», — считает Елена Волкова. — Несвоевременно раннее и неадекватное обучение детей, неучет возрастных и индивидуальных возможностей, унифицированный подход в образовании, невозможность формирования познавательных интересов и потребностей и многое другое.

И это невозможно исправить установками видеокамер хоть на каждой парте. Можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить».

В тренде

Ужесточение сейчас в тренде.

Если что-то не получается, первая реакция властей — ужесточать.

Вводить наказания, фиксировать нарушения, устанавливать веб-камеры, следить и контролировать.

Ставить ловушки, чтоб каждый нарушитель знал: мышь не проскочит, наказание неминуемо.

Примечательно, что именно такой подход к решению проблем характерен для людей с неразвитой познавательной мотивацией. Не желающих и не умеющих узнавать новое, учиться и докапываться до сути.

P.S. Камера с установкой стоит порядка 5 тысяч рублей. В России 44 тысячи школ. В школе минимум 10 классных комнат, а если там учатся две или даже три параллели, тогда комнат должно быть 20 или 30.

На все общее образование (то есть на все школы) из федерального бюджета в качестве межбюджетных трансфертов в 2015 году выделяется 16 468 млн руб. Каждый седьмой (а может, и каждый пятый) рубль пойдет на установку видеокамер, если депутаты решат все-таки реализовать эту свою затею. А всего на нее понадобится минимум 220 млн рублей.