Вам нравится лариса голубкина в передаче. Лариса Голубкина: «Я уважаю выбор дочери. «Миронов был за мной, как за стенкой»

Легендарная Шурочка Азарова из «Гусарской баллады» рассказала, как в Киеве совершила большой грех, о том, как сумасшедший выдавал себя за ее мужа, почему отец гордился ею тайно и как она трясется от страха перед выходом на сцену.

- Лариса Ивановна, слышала, что вы влюблены в наш Киев. Расскажите, за что именно.

Ну как можно не любить такой красоты город! Это даже смешно. У меня связаны с вашей столицей очень интересные воспоминания. Когда я была задействована в фильме "Освобождение" и прилетела к вам, мы как раз снимали танковую атаку под Киевом - там постоянно стреляли. Еще была переправа через Днепр, и наши стреляли из пулемета прямо в лодке. В общем, страшно было безумно, ведь все было очень натурально! А я же по фильму медсестра, и во время танковой атаки должна была по-пластунски подползать к раненым. И на меня очень ревностно смотрели солдаты - они служили в армии и снимались у нас в массовке. Все потому, что я мужественно держалась и не показывала страха… Но когда закончилась съемка, я помню, как быстро прибежала в отель: переоделась и помчалась на самолет. И только в самолете заплакала - такое было напряжение от этой киевской атаки. И большой грех у меня там оказался… Никто не успел посмотреть и вышло, что у меня в кадре ногти были накрашены! Актер, конечно, отвечает за свои поступки, но тут и помреж, и художник по костюмам не углядели. Я сама это увидела уже на экране крупным планом. Мне прямо дурно стало. Тогда, когда я перевязку делаю и руку к лицу подношу, так видно! У меня никогда ногти ярко накрашены не были, но все-таки - какой маникюр во время войны у медсестры?! И после этого Киев у меня прямо в голове застрял. Постоянно вспоминаю, как же это я там совершила такой невероятный поступок. А потом мы еще жили в гостинице "Москва" - боже, какой же там вкусный борщ был с пампушками! И, конечно, вспоминаю ваш рынок. Как только мы добирались к вам - сразу же с поезда бежали как оголтелые туда. Ой, а Чернобыль... Вот где грустные воспоминания... Мы приезжали буквально через пару недель после случившегося и какое-то время жили в Киеве, так тогда ездили в Припять к военным на концерты.

- Тринадцатого мая в столице пройдет ваш творческий вечер, чем порадуете киевлян?

О, я давно уже у вас не была с сольными выступлениями. Последний раз мы приезжали со спектаклем, играли с Якубовичем. Так как я всегда пою, думаю "мой" народ вспомнит - придет. Я буду исполнять старинные романсы. У меня недавно прошел такой вечер в Харькове, где очень хорошо и тепло принимали. Так что если меня хуже примут в Киеве, я обижусь (смеется).

Ваш папа изначально не был в восторге от того, что вы выбрали актерскую профессию, но вы говорили, что после "Гусарской баллады" он существенно изменил свой взгляд...

А мне кажется, он никогда не был в восторге. Мы как-то особо его и не переубеждали. А он мне своей страсти по отношению к моей профессии не показывал. Утверждают, что где-то там, среди друзей, он говорил: "Это вот моя дочка!" - значит, гордился. А в открытую никогда не хвалил. Но это и правильно в общем-то - тогда ты всегда находишься в хорошей форме.

- А вы Машу (Мария Голубкина - известная актриса, дочь Ларисы Ивановны. - Авт.) хвалите?

А Маша мне сама не поддается и от меня похвалы особо не требует. В принципе, я так люблю дочку, что мне нравится все, что она делает!

- А почему вы так мало снимались, ведь что ни картина с вашим участием - то колоссальный успех?

Ой, это не у меня надо спрашивать. Это целая корпорация - решения режиссеров, продюсеров, целая история, если копнуть - и не поймешь. Я много работала в театре. К тому же сразу после первых съемок в кино еще училась… Зато с тем небольшим количеством фильмов, которые у меня были, я объездила весь мир! Эти фильмы показывались везде в свое время, и я имела в некотором роде какой-то успех. Но тем не менее не выработала в себе такой безумной страсти - завоевать весь мир своим творчеством. У меня не возникло за все это время ощущения тщеславия.

- А что вы делаете за 5 минут до выхода на сцену?

Трясусь как сумасшедшая от страха! За пять минут до выхода я уже готова - стою на сцене в гриме, повторяю текст, вспоминаю характер, который буду играть, и очень волнуюсь. Безумно! Но как только я выхожу, издаю два-три звука, нахожу свое энергетическое место и начинаю работать - успокаиваюсь. Сахар повышается (смеется).

- Берегите себя! А вы бы согласились сыграть в каком-нибудь проекте серий так на 120?

Ой, не буду лукавить - смотря какая роль. И потом, сейчас же снимаются там, чтобы деньги заработать. Оригинальничать тоже не буду, говоря, что мне не нужны деньги. Может, я бы и согласилась, но если уж сериал - совсем караул, отказалась бы.

- А что за удивительная история о парне, который выдавал себя за вашего мужа после "Гусарской баллады"?

Ой, это был сумасшедший сосед, который возил коляску вокруг нашего дома с куклой и говорил, что это наш с ним ребенок. Папа его несколько раз в милицию сдавал, но там говорили: "Он тихо помешанный, поэтому мы ничего с ним сделать не можем". Ну а потом мы переехали, он пропал и все затихло.

- Наверняка это было не одно безумство, совершенное ради вас поклонниками?

Ой, поклонники у меня были только женщины, в смысле - девочки. Вот знаете, как бегают за звездами шоу-бизнеса? За мной так лет 15 толпы ходили. Толпы! Это я не преувеличиваю. Но дело в том, что я с ними не очень дружила, поэтому они мне мстили: спички засовывали в замки, поджигали мне коврики возле квартиры, следили за мной, за моей личной жизнью. И когда-то я шла в "Лужники" на концерт, а молодые люди рядом запускали кордовую авиамодель (самолет на тросе. - Авт.), которая развивает скорость до 30 км/час. Она, знаете, летает по кругу, а я попала в этот самый круг, и тросом мне разорвало щеку. И тогда я увидела преданность этих девочек - они так заплакали, глядя на меня! А я подумала: какая я все-таки глупая, что их гоняю! Молодые люди тоже были, хоть и мало - очень смешные и странные, не такие, знаете, мужчины разухабистые. Они бегали вместе с этими девочками.

А вы не встречались с Робертом Де Ниро во время открытия его московского ресторана, ведь он общался с Андреем Мироновым (второй муж Голубкиной. - Авт.)?

Ресторан открыл? Не знала. Нет, мы не встречались. Они с Андрюшей действительно были дружны, но виделись лично всего раза два или три, а потом передавали друг другу записки. Мы связывались с Робертом, когда делали фильм об Андрюше, но он любезно ответил, что если бы действительно был хорошо знаком с его творчеством - тогда с удовольствием поучаствовал бы.

- У вас подрастает двое внуков, как любите проводить с ними время?

У меня замечательные внуки! Я с ними уроки делаю, Ваня мне может на скрипке поиграть, а я ему - подпеть. Он с удовольствием аккомпанирует. А Настя у нас играет на пианино.

- Так у вас скоро собственный оркестр будет!

Я думаю, да! Они очаровательные, послушные дети. Любят маму, любят отца. Настя семь лет каталась на коньках, но сейчас перешла на теннис, да еще и в английской школе занимается. Она еще хорошо катается на лыжах, на сноуборде, Ваня тоже на лыжах гоняет. Так что дети спортивные. И с ними всегда можно поговорить о чем-то интересном. Вот тут недавно Ваня интересовался о гражданской войне и революции, спрашивал о товарище Ленине. Рассказала все, как могла.

- А Маша была девочкой шустрой или спокойной?

Маша была уникальным мыслителем. У нее разговорный жанр был невероятно развит. Тут уже она мне рассказывала, кто такой Ленин был. Говорила - "вождь трудящихся" (смеется).

- А современную музыку вообще любите? Может, с кем-то из поп-исполнителей хотели бы спеть дуэтом?

Я люблю, люблю, люблю джаз! И вообще очень музыкальная девушка. Но ни с какой "попой" петь не собираюсь (смеется). Думаю, я уже не в том возрасте - не хочу сказать, что какая-то старуха, - но приходит момент, когда нужно уже быть более... академичной что ли.

- Раз уж заговорили о возрасте: у вас ведь в следующем году юбилей…

Ой, не считайте, сколько будет! Ничего справлять не будем (смеется). Не хочу. Не нравится мне. Я ни один юбилей не справляла. Не потому, что боюсь того, что плохо выгляжу. Думаю, когда я буду в Киеве, зрители смогут оценить, какова я на сегодня. И пока без операций обхожусь. Просто не люблю их.

- А вы подарки вообще любите?

По большому счету, я их, наверное, люблю, но сказать, что мне их дарят, не могу. Да я даже и не мечтаю особо о чем-то таком. Ну разве что бриллиант в пять каратов кто-то подарит и я его положу на зуб, за щеку и буду ходить.

А есть ли такие вещи, о которых вы хотели бы сказать: "А кроме того, что я хорошая актриса, я отлично умею делать…"?

Вот сейчас котлеты вкусные пойду делать. Намесила что-то интересное: мясо, одну молодую картошку натерла, белого хлеба, яйцо, два больших гриба. Еще лучку с чесночком добавлю - и посмотрю, что получится. Ни разу еще такого не делала, но думаю, будет очень вкусно. Угощу вот собаку еще (у Ларисы Ивановны живет йоркширский терьер. - Авт.) - мы с ней только что погуляли, я ее помыла хорошенько, а сейчас пойдем поедим.

- Я знаю, что вы - отличный водитель, любите покататься. Гаишники часто останавливают?

Да я уже 30 лет за рулем. Останавливают время от времени. Недавно один остановил, мне даже интересно стало, почему, говорю ему: "Ну вы что, думаете, что я пьяная?". А он мне так возмущенно отвечает: "А что, женщины не пьют что ли?". Я говорю: "Я не пью. Ну неприлично останавливать даму!". Все-таки я ведь не девчонка какая-нибудь сопливая, еду с сигаретой в зубах. Но ведь я еще застегнута очень странно - держу ремень под мышкой, и они думают, что я не пристегнута. А мне грудь мешает! Но я же не буду им объяснять, что мешает грудь! (смеется)

- А узнают, когда останавливают-то?

Раньше, конечно, все гаишники знали в лицо, а сейчас уже другое поколение пришло. Совсем молодые мальчишки, ну чего я буду с ними разговаривать? Я с ними серьезно, только по делу.

- А чего вы боитесь в жизни больше всего?

Да я трусливая всегда была. После "Гусарской баллады" я очень стала бегать от людей. Сейчас, конечно, я более открытая. А тогда старалась как бы не нарываться на людей, и вместо того чтобы кокетливо общаться, пряталась. Потому что это все было очень неестественно - ты два года назад закончил школу, снялся в кино - и тебя сразу превращают в какую-то непонятную небожительницу и требуют от тебя невесть чего, ждут от тебя каких-то невероятных поступков, как хороших, так и плохих… Это все очень опасно, поэтому я старалась уйти от этого. И об этом нисколько не пожалела. Благодаря такой манере держаться у меня до сегодняшнего дня нет осадка от общения с людьми, а это очень трудно сохранить.

- Вы от пресловутого кризиса еще не пострадали?

А я все время в кризисе живу! (смеется) Вот у меня сейчас есть только 600 рублей - лежат в сумке. А завтра, может, еще где-нибудь найду. И никаких проблем. Я живу сегодняшним днем, и сбережений никаких не держу. Правда, вот бензин может закончиться - надо будет заправиться, но до зарплаты, думаю, доживу.

- А к Маше можете обратиться за финансовой помощью, если нужно будет?

Никогда. И она ко мне не обращается, и я к ней. И не потому, что мы такие принципиальные. Я-то знаю, что она меня в трудную минутку выручит, а сейчас чего дергать?

А кого из публичных людей - политиков, деятелей культуры, артистов - вы можете сегодня назвать настоящим гусаром?

Да я и не знаю, что это такое - гусарство. Но если я была "настоящим гусаром", то пусть все ко мне подтягиваются (смеется). Сейчас время абсолютно не гусарское - глобальное потепление. Нет дуэлей, лошадей, сабель. Честь и доблесть, в принципе, должны быть, но я их тоже пока не вижу. Мне вот кажется, что сейчас потеряно другое очень важное качество - совесть. Это даже на сегодня важнее, чем любовь. Допустим, ты не будешь очень уж любить, но если ты совестливый человек - многого себе не позволишь. А можно изображать любовь и быть абсолютно бессовестным, многое себе позволять, потому что "я люблю". Я считаю, что совестливость - это что-то от Бога, и у многих она растеряна.

ЗВЕЗДНАЯ СЕМЬЯ. Лариса Голубкина ро¬дилась 09.03.1940 г. в Москве. Лариса хотела стать актрисой с раннего детства. Закончила ГИТИС. В начале 70-х Голубкина вышла замуж за оператора и режиссера Николая Щербинского и вскоре родила дочь Машу. Но уже через два года этот брак распался, и отец с дочерью не виделись. К этому времени она уже давно была знакома с Андреем Мироновым, который, еще будучи 22-летним парнем, предлагал Голубкиной выйти замуж, но тогда она "не хотела близких отношений", и они остались хорошими друзьями. А в 1974 году Голубкина и Миронов снова пересеклись. В то время он уже был женат на актрисе Екатерине Градовой ("Семнадцать мгновений весны"), у них тоже была дочь Маша. Но и эта семья распалась. Миронов переехал к родителям. Тогда между актерами снова возникли отношения. Лариса и Андрей прожили вместе 14 лет. А 16 августа 1987 года Миронов умер. После его смерти Голубкина замуж так и не вышла. А две их дочери Маши от первых браков стали также известными актрисами. Мария Голубкина была замужем за известным шоуменом Николаем Фоменко, от которого у нее двое детей: 11-летняя Настя и 6-летний Ваня.

14 ФИЛЬМОВ, НО ЗАТО КАКИХ! Окончив в 1964 году отделение музыкальной комедии ГИТИСа, Голубкина сразу стала актрисой Центрального академического театра Советской Армии (ныне Российской Армии), там Лариса Ивановна работает и сейчас - уже 44 года! Когда юная Голубкина училась на втором курсе, Эльдар Рязанов предложил ей сняться в "Гусарской балладе". После триумфального дебюта Голубкину носил на руках весь Союз. Тогда последовали яркие роли в фильмах "Дайте жалобную книгу!", "День счастья", "Сказка о царе Салтане", "Освобождение", "Трое в лодке, не считая собаки" (единственная совместная работа с супругом Андреем Мироновым) и др. Фильмография актрисы насчитывает всего 14 картин, последняя из которых вышла на экраны всего 2 года назад. Это "Живописная авантюра", где Голубкина сыграла с дочерью.

Лариса родилась в Москве в 1940 году. Ее папа был военным, а мама работала закройщицей. Рассказывая о родителях, актриса всегда употребляет превосходную степень, называя маму поистине волшебной женщиной, а папу, конечно, настоящим мужчиной. После рождения Ларисы он разрешил маме не работать, и она с удовольствием посвящала дочке свободное время.

Лариса буквально с трехлетнего возраста стала грезить сценой. Еще совсем маленькой девочкой, будущая звезда с удовольствием пела и разыгрывала маленькие сценки перед родителями и гостями, всегда немного стесняясь. «Выключите свет и отвернитесь!» — просила девочка, собираясь выступать.

Родители хохотали и поощряли ее увлечение вокалом. Когда Голубникой исполнилось семь, и пришло время пойти в школу, мама предложила записать ее и в музыкальную — по классу вокала. Отец, желающий, чтобы дочь развивалась, не возражал. Его недоверие к профессии артиста появится чуть позже.

К старшим классам стало понятно: Лариса увлечена музыкой больше, чем любым другим предметом. Она всерьез собирается поступать в театральный. Такого бравый военный, считающий лицедейство пустым занятием, вынести не смог.

Строгий папа

Он прямо высказал свое отношение к профессии и не разрешал дочке даже приближаться к музыкантам и артистам. На отдыхе в Сочи, попав в веселую певческую компанию, он не отказывался проводить время с ребятами, но постоянно покрикивал: «На мою дочь даже не смотрите!»

А однажды строгий папа буквально отогнал от юной Ларисы известную актрису на улице, когда та спросила у девочки время. Без стеснения он рассказал актрисе, что считает ее социальный статус более низким, чем статус дочери военного.

Чтобы Лариса и не думала готовиться в театральный, папа принудительно отправил ее на курсы при университете. Науки выбрал естественные — несколько месяцев Голубкина посещала лекции подготовительного курса по физике и химии.

Но сломить решительную девушку было невозможно. Скрывая от отца свое решение, но получив благословение матери, она окончила восемь классов и поступила в Московское музыкальное педагогическое училище.

Еще некоторое время будущей звезде удавалось водить папу за нос, но потом все же пришлось признаться, что она теперь не школьница. Однако папа не терял надежду на то, что после училища дочь наконец-то одумается и поступит в серьезный вуз, чтобы получить хорошую профессию.

Гусар


Дайте жалобную книгу (1965)

Но Лариса не одумалась. Обзаведясь дипломом музыкального училища, она направилась в ГИТИС, куда без особенных проблем сдала экзамены и стала учиться на музыкальном отделении. Еще целый год папа будет негодовать и протестовать, а потом сам Эльдар Рязанов позовет Ларису на одну очень интересую роль…

Играть неоднозначного персонажа — девушку, прикинувшуюся мальчишкой — планировали многие взрослые и опытные актрисы. Но никто из них не мог вписаться в образ органично.

Тем временем в ГИТИСе ставили спектакль «Давным-давно» по тому же произведению. Главную роль там играла второкурсница Голубкина. Рязанов, сбившийся с ног в поисках своей Шурочки, был поражен ее юношеским задором и мастерством.

Актриса вспоминает, что, получив такое предложение от мэтра, не пошла, а в прямом смысле побежала на «Мосфильм». Когда на нее одели мундир, ни у кого не осталось сомнений — перед съемочной группой стояла Шурочка!

Звезда


Самая высокая… (1967)

В своих интервью Голубкина часто рассказывала, что в тот период действительно была настоящей Шурочкой из «Гусарской баллады» — живой и энергичной сорвиголовой, готовой к любым приключениям. Наверное, поэтому образ ей так легко удался.

Кинодебют Ларисы оказался триумфальным. Она тут же стала нарасхват у режиссеров, оказалась занята в театре и постоянно приглашалась на все новые и новые роли в кино.

После ее «Шурочки» к профессии актрисы даже строгий папа стал относиться с пониманием. Что и говорить о многочисленных поклонниках и последовательницах имиджа Шурочки.

Актриса рассказывает, что среди модников столицы сразу появились девушки, отчаянно копировавшие гусарский стиль. В моду вошли обтягивающие брюки и высокие сапоги, короткие стрижки и, к сожалению для Голубкиной, курение.

Актриса всегда протестовала против этой пагубной привычки и считает, что женщину она не красит. Ларисе было очень досадно, что из-за ее персонажа девчонки стали покуривать и говорить специально пониженным голосом.

Появились среди поклонниц и те, которые не могли помириться со своей сексуальностью и бросались из одной крайности в другую. В частности, за Ларисой стали ухаживать девицы — грубоватые и угловатые, как она сама их характеризует. Интересно было то, что когда актриса вышла замуж за Миронова, эти девочки немедленно переключили свое внимание на него!

Андрей

А со своим звездным мужем она познакомилась на дне рождения своей подруги — актрисы Натали Фатеевой. Миронов тогда был страшно влюблен в Фатееву. Та никак не собиралась отвечать взаимностью молодому актеру и познакомила его с Ларисой.

Скоро Голубкина завоевала внимание Миронова. Сегодня актриса не скрывает, что именно он стал ее первым мужчиной. Она хранила невинность до 23 лет — прежде всего, чтобы доказать папе благородство актерской профессии и отсутствие распущенности в этих кругах.

А Миронова она называет настоящей любовью, который оказался достоин ее первой ночи. Страшно пораженный этим обстоятельством, актер немедленно сделал Голубкиной предложение, от которого она отказалась и поразила его еще раз. Ведь за Миронова все хотели замуж, а Лариса — нет.

После того короткого романа их пути разошлись. Голубкина даже стала жить со своим новым возлюбленным — сценаристом Николаем Щербинским-Арсеньевым. Они не поженились, даже когда Лариса забеременела, а спустя несколько лет после рождения Маши, и вовсе разошлись.

В том же году, когда у Голубкиной родилась ее Маша, у Миронова родилась своя Маша — известная сегодня актриса Мария Миронова. А вот брак с Екатериной Градовой, мамой Маши не задался.

Поэтому, когда в середине 70-х судьба снова свела Андрея и Ларису, каждый из них уже жил отдельно от супругов. Сплетники утверждают, что официально женатый Миронов сразу переехал к Голубкиной.

Семья


Грустить не надо (1985)

Но актриса поправляет: он переехал только когда она получила отдельное жилье. Развелся артист действительно позже, чем у них с Ларисой начался последний и самый длинный в его жизни роман.

Они прожили вместе десять лет, которые актриса вспоминает самыми теплыми словами, однако не отрицая, что в их обычной семье так же, как и в других, могли быть и мелкие ссоры. Но она умела замолчать вовремя — любила Миронова и боялась, что уйдет.

Голубкина, конечно, знала, что Миронов живет с диагнозом, не позволяющим такие эмоциональные перегрузки, которые он допускал. Когда супруга не стало, она перенесла это мужественно.

Лариса Ивановна вспоминает, что все вокруг шептались: почему она не бросилась с высотки, не устроила истерики? Но актриса твердо решила не устраивать шоу для зевак и переживала свое горе без чужих глаз, требующих зрелища.

Сегодня Лариса Ивановна много гастролирует, а также порой принимает участие в телепроектах. Так, например, в 2015 году актриса была участницей шоу «Точь-в-точь».



Гусарская баллада (1962)

Лариса Голубкина: «Знаете, есть люди, которые любят вспоминать школьные годы. Я не ностальгирую по школе – я вспоминаю «Гусарскую балладу»

Интерес к Ларисе Голубкиной не утихает со времён триумфа «Гусарской баллады», когда совсем юная актриса ворвалась в советский кинематограф на лихом коне, в гусарском мундире с саблей наперевес. Роль корнета Азарова в комедии Эльдара Рязанова принесла ей славу, любовь зрителей и толпы поклонников. Следом – служба в Театре Советской армии, новые роли и снова успех. Плюс 13-летний брак с народным любимцем Андреем Мироновым, который влюбляться влюблялся, романы крутил со многими красавицами, а руку, сердце и последние годы жизни отдал именно ей. Плюс дочь Маша, которая давным-давно сама популярная артистка… Согласитесь, это всегда любопытно!

Но нынче Лариса Ивановна живёт уединённо: репетиции, спектакли, гастроли, дом. Как многозначительно сказала она по телефону, «последние мужчины, переступившие порог её дома, – строители, которые несколько лет назад делали ремонт». В кино не снимается лет двадцать. Не хочет – неинтересно. Интервью даёт – исключительно по поводу премьер в театре, а их пока не предвидится. («День рождения в марте – это не повод, не круглая же дата!») И строго никаких откровений – свой внутренний мир и прошлое она охраняет как зеницу ока. «В интригах никогда не участвовала, сама себя режиссёрам не предлагала и не предлагаю. Я – кошка, которая гуляет сама по себе» – ещё одна цитата из телефонной беседы. Тем не менее актриса согласилась на откровенный разговор. И добавила несколько весьма неожиданных штрихов к своему, казалось бы, знакомому портрету.

Лариса Голубкина и Георгий Бурков (съёмки киноэпопеи «Освобождение», апрель 1968)


С ТРЁХ ЛЕТ Я ПЕЛА

– Лариса Ивановна, это правда, что в Театре Российской армии у вас звание – полковник?

– Придумываете… В нашем театре у актёров нет воинских званий.

– Значит, нет ни парадных мундиров, ни памятного табельного оружия?

– Если бы было, я бы давно всех перестреляла! (Хохочет.) Я бы выходила с пистолетом, как в «Оптимистической трагедии», и говорила: «Так не доставайся же ты никому!»

– Неожиданное начало… Готовясь к интервью, я нашёл информацию: якобы известный художник Маковский рисовал портрет вашей бабушки Агафьи – выбрав её как типаж исконно русской красавицы. Это так?

– Он, может, и рисовал – я не видела этого рисунка. Знаю только, что в молодости бабушка Агафья действительно славилась своей красотой. У неё был нос с горбинкой, глаза миндалевидные, голубые. «Типаж исконно русской красавицы»? Но подождите! Может, в нашем роду были какие-нибудь турки – кто знает?! В нашей семье все родственные связи были разрушены войной. Кто-то погиб, других жизнь разбросала по свету. Я и бабушку-то видела всего два-три раза… Мне известно, что предки жили в Зарайске Рязанской губернии, где были огороды и сады Голубкиных. Между прочим, там до сих пор есть лес Голубкиных – он так и называется – Голубкин лес. Знаю, что Анна Семёновна Голубкина, скульптор знаменитый мирового значения – папина двоюродная тётка. Но сказать, что я внешне на кого-то конкретно из родни похожа или кто-то на меня сильно повлиял, не могу.

Вот иногда себя спрашиваю: кто из взрослых на меня произвёл впечатление в детстве? У кого я чему научилась? Конечно, большущую роль в моей жизни сыграла и сильно на меня повлияла мама. Ведь упёртостью и упрямством я в отца. Я очень упёртая! И могла бы стать как он – вообще не могла бы ни с чем соглашаться. Но маме каким-то образом удалось смягчить мой характер, самортизировать. Думаю, вот эта упёртость папина передалась и Маше моей. Она тоже ого-го!

– Вы считаете, это не очень хорошая черта?

– Для женщины в упрямстве ничего хорошего нет. Я считаю, что девочку, будущую женщину надо воспитывать женственной, мягкой. Я бы даже сказала послушной – мудро послушной. Сейчас очень мы отпустили женщин в полёт и таким образом много семей разваливаются. Оказывается, сейчас женщины начинают узнавать, что им изменяют. А раньше этого не было? Было всегда! Было и будет, наверное. Если мальчиков воспитывали с мечом в руке, то девочек – у очага с вышиванием…

– Интересно, какая вы были в детстве?

– Мне очень нравится моё детство, которое прошло в Лефортове в Москве. Я там родилась, выросла. Кстати, Лефортовский парк мне до сих пор снится… Какая? Сколько себя помню, я была сама по себе. Притом что всегда очень активная была и якобы общительная, но своими «тайнами» и детскими секретами я не делилась ни с кем.

– Юная Лариса Голубкина была романтическая натура?

– Думаю, да. Знаете, как меня называли родственники в Калужской губернии, куда мы часто ездили всей семьёй? «Московичка, в попе спичка». (Смеётся.) Я вся была такая шустрая… в платьицах, с бантиком… «Приехала московичка…» С трёх лет я пела. Когда приходили гости, на бис исполняла весь репертуар Клавдии Шульженко и все военные песни, которые слышала по радио. И я уже тогда понимала, что во мне что-то есть особенное, потому что взрослые, чтобы послушать, как я пою, были готовы терпеть мои капризы.

– А как вас воспитывали? В «ежовых рукавицах»?

– Да нет… Сначала папа на войне был, а когда вернулся, мы уехали в Германию. Но из десяти лет, которые мои родители там провели, я жила только два года с ними. В гарнизоне, где служил отец, не было школы, поэтому я вернулась и все старшие классы жила в Москве самостоятельно. А знаете, что самое поразительное? Казалось бы, меня одну оставили. Делай что хочешь! Но у меня не было никакой смуты в голове. В девятом классе я поступила в дирижёрско-хоровое училище, позже стала ходить на лекции на биологический факультет МГУ. И никакие глупости мне даже не приходили в голову… То есть, видимо, что-то они заложили в меня вот так крепко. Ни шагу назад, ни вправо, ни влево. Расстрел! Причём я сама понимала, что мне не нужно.

Приведу такой факт. Когда родители вернулись в Москву, я уже снялась в «Гусарской балладе», толпы поклонников ходили за мной по пятам. Но мама с папой мне говорили: «Подумаешь, актриса! В двадцать два ноль-ноль – домой как штык». И я старалась – как штык. Помню, у нас на восьмом этаже было большое окно в коридоре, и мама меня там поджидала. Иду и думаю: «О-о! 15 минут одиннадцатого, а она уже стоит, ждёт». Время другое совсем было! Вот эти нынешние разговоры про секс-шмекс, пиво, всякие энерджайзеры на каждом углу… Сейчас идёшь по улице и – сплошное курение. И кто курит? Женщины! В наше время курили женщины, которые приходили из тюрем и лагерей. В нашем доме жила тётка, мамина сестра двоюродная, которая, отбывая за что-то срок, строила университет на Ленинских горах. Вот она «Беломорканал» курила – одна была на весь наш коридор курящая.

– Вы жили в коммуналке?

– Наш дом был построен в 1930-е годы по принципу американской гостиницы. В двухкомнатной квартире жили две семьи: в большой комнате мы и в маленькой соседка. Конечно, дом был просто роскошный – восьмиэтажный, с большим лифтом из красного дерева. В громадную парадную входишь, поднимаешься по лесенке – там огромное зеркало, а рядом слева сидел швейцар. Там же была парикмахерская, а внизу – прачечная… Я всё время наш дом вспоминаю. Так жалко, что его сломали. Рядом стоял дом военных переводчиков, и можете себе представить, сколько девочек из нашего дома повыходили замуж за этих парней.

1965 г.


ВПЕРВЫЕ ПОЦЕЛОВАЛАСЬ – В 19 ЛЕТ

– Ваш папа был кадровый военный, мама – классная закройщица…

– Я её даже потом называла «Юдашкин в юбке». Она своими руками творила чудеса. А папа вообще много чего умел делать здорово. Например, в преферанс играл как бог. Друзья ему говорили: «Голубкин, дай хоть раз выиграть!» Ещё он был мастер спорта и чемпион ЦСКА по стендовой стрельбе. И охотник был невероятный, заядлый. Мы жили очень небогато – голь переголь. Пальто нет, ничего у нас нет, зато у нас есть четыре дорогущих коллекционных ружья. Вот, понимаете, папа был шикарный – обаятельный, артистичный. Тётки в него влюблялись! Он играл на инструментах, пел под гитару, классно делал степ. И всё ему давалось очень легко, как бы между прочим. Поэтому, когда я вдруг вякнула, что хочу быть артисткой, папина реакция была абсолютно негативной: мол, ну что это за профессия, мы же на раз степ делаем. Захотим – сделаем, захотим – не сделаем. Но это же не профессия!

– Разве родители не видели, что у дочери способности к музыке?

– Видели. Ну и что! Это, как они считали, само собой. Красивые ноги, хорошая фигура, стать, музыкальность должны быть у человека – вот так отец считал. Но это не должно быть возведено в ранг профессии. Поэтому я три раза в неделю исправно ходила на биофак на Моховой, «заметая следы». Это тактический ход был для родителей. У меня же ещё хоровое училище было…

– У кого-то мальчики в голове, а у вас – арии из опер?

– Нет, я не могла так разделить. Что же вы думаете, мне мальчики не нравились? Нравились. И арии из опер мне тоже нравились. Но мальчиков я побаивалась. Потому что, видимо, мама провела хорошую подпольную работу. Накапала мне в мозги, что это такие «очень опасные элементы» и с ними надо быть очень осторожной – на всякий пожарный случай. В первом классе мы учились раздельно. Вдруг пришли мальчики… Мне это было интересно! Они были постарше нас на год-два, такие… бандиты, знаете?! По два-три года в одном классе сидели. Очень смешно один парень сказал: «Если кто-нибудь Ларису тронет, будет иметь дело со мной!» До сих пор храню маленькую статуэточку – Минин и Пожарский – из белого фарфора, которую мне Володя Талалай и Кручев Толя в девятом классе подарили. Ещё был Валера Скрипников, с которым мы пели вместе. К сожалению, его брат убил лет пять тому назад… Это первые мальчики, перешагнувшие порог моего дома. Родители были за границей, а я свой день рождения устраивала. Наготовила, накупила всего: и икра была на столе, и осетрина по пять рублей за килограмм, и салат из крабов… В кондитерском магазине на улице Горького купила огромный торт шоколадный с зайцем. Родители мне присылали много денег. Верили в меня!

– За вами вообще никто не присматривал?

– Иногда приходила мамина приятельница Вера Николаевна, и, видимо, это была «слежка»: не опустилась ли девушка, не дошла ли до какой-нибудь ручки. И, если что, – доносила сразу. Был случай, я уже первый курс театрального закончила, но ещё не снялась, и за мной ухаживал очень симпатичный мужичок, который был постарше лет на восемь. Мы даже не целовались – можете себе представить? Никто не поверит! Мы общались, он меня возил на своём модном мотоцикле «Ява», и, конечно, у него были какие-то планы на меня наверняка. Но они не осуществились по причине того, что нас увидели вместе, и немедленно был выслан донос в Германскую демократическую республику, что, мол, «беда – Лариса пропала». Мама тут же приехала! Они с Верой Николаевной посадили меня около пианино на таком крутящемся стуле – как на суде…

– И какие меры были приняты?

– Мама-то всё равно меня любила, она была мягким человеком. Но меня осудили и выслали за сто километров – в Ступино, к родственникам, на всё лето. Мне бы оттуда этому Мише позвонить, он мог мгновенно сесть на свой мотоцикл и примчаться. Но от страха и ужаса я напрочь забыла его телефон! Самое смешное, что, когда я вернулась в Москву и ему позвонила, он сразу предложил пожениться. А я, как только слышала, что молодой человек хочет на мне жениться, мгновенно исчезала. Мне не хотелось замуж.

– Почему?

– В молодые годы? Ой, не-е-т. Я очень поздняя пташка – в 19 лет только первый раз поцеловалась… Там целая история! Повесть можно писать. Зимой поехала в Ленинград на соревнования по настольному теннису среди студентов творческих вузов, и там мне очень понравился Олев Субби, художник эстонский. Я ему тоже понравилась. После соревнований мы разъехались по разным городам.

– Олев – ваша первая любовь?

– Это любовь, которая сквозной линией прошла через всю мою жизнь. Абсолютно чистая, непорочная – не было ни объятий, ничего! Во многом придуманная, нафантазированная. Как мечта! Как будто бабочка – летящая… И с его стороны тоже, что самое поразительное. После той первой встречи мы виделись всего два раза: однажды совершенно случайно в московском метро и ещё лет через двадцать, когда я приехала в Таллин на гастроли и пригласила его на свой спектакль. Потом в кафе он признался, что любит меня до сих пор! Поинтересовался, замужем ли я? Я ответила, что вышла замуж за Андрея Миронова. «А кто это?» – спросил Олев. В августе 2013-го он умер…

Некоторые люди довольно примитивно мыслят и чувствуют, как мне кажется. Когда не стало Андрюши, мне говорили, мол, ты Олеву позвони, вы будете встречаться. Бред! В этом же вся и прелесть, что всё осталось как бы незавершённым. Обычно о таком люди мечтают всю жизнь и сами же всё потом растаптывают. А во мне это осталось и живёт.

Шурочка


ПОСЛЕ ВОСЬМОГО ДУБЛЯ УНЕСЛИ НА НОСИЛКАХ

– Как вы решились поступать в ГИТИС?

– Абсолютная случайность! Я же в художественной самодеятельности в школе никогда не участвовала – меня она раздражала. Я видела, что это самодеятельность. (С иронией.) Я была выше этого! А получилось так. Накануне выпускного вечера в школе пожилая соседка, бывшая актриса, меня спросила: «Лариса, ты уже решила, куда будешь поступать?» Я рассказала, что хожу на биофак МГУ. «Да какой биофак! – воскликнула она. – Иди в театральный. Гарантирую, что тебя возьмут!» С её лёгкой руки я пошла и поступила на музыкальное отделение ГИТИСа.

– Признайтесь, вы в юности влюблялись в киноактёров?

– Никогда в жизни! Самый первый мужчина-актёр из наших, который мне с экрана понравился, был Слава Тихонов. В фильме «Максимка» он играл военного моряка русской царской армии. Красавец! Но сказать, что я им грезила и он во сне мне снился… Нет. Более того, я потом долгое время даже себя оберегала от компаний мужчин-актёров. Когда после «Гусарской баллады» у нас начались совместные поездки, концерты, я быстро поняла «обстановку» и про себя решила: та-а-к, всё это не для меня. И в театральном институте я всяческих студенческих посиделок сторонилась.

– То есть весёлая бесшабашная студенческая жизнь прошла мимо?

– И не жалею! Помню, на первом курсе была какая-то студенческая пирушка в общежитии. Вместе собрались, выпивали… Мне это так не понравилось, что я больше не ходила на подобные мероприятия. У меня была своя московская компания, где было очень весело.

– Правда, что мама до 25 лет даже на съёмки с вами ездила?

– Правда. Я тут недавно в Доме литераторов Ксюшу Рябинкину (мама популярного актёра театра и кино Евгения Стычкина. – Ред.) встретила. Мы с ней снимались вместе в «Сказке о царе Салтане» – я играла Царицу, она – Царевну Лебедь. Так вот в 1965 году мы с ней приехали в Севастополь на съёмки этой картины, и тут же подъехали наши мамы. Не в качестве надсмотрщиков – мы их сами с собой взяли. Мы жили в гостинице «Севастополь», кормили нас там же в ресторане, причём за столиком сидели мы вчетвером и две актрисы постарше – они параллельно снимались в каком-то другом фильме. И было безумно смешно: на столе стояла четвертинка водки, салатик, лучок нарезанный… А мы не пили ведь с Ксюшей. И наши мамы, чтобы поддержать компанию, выпивали наши рюмки… Между прочим, и отец мой носился на съёмочную площадку «Гусарской баллады» – приставал к Рязанову, чтобы мне меньше стригли волосы и не трогали брови, потому что моя гордость брови были.

У кинотеатра «Россия», июнь 1965


– На главную роль в «Гусарскую балладу» был просто невероятный кастинг. Как думаете, почему Эльдар Рязанов известным артисткам предпочёл вас – дебютантку?

– Пробовались и Светлана Немоляева, и Людмила Гурченко, и Алиса Фрейндлих… Ещё Ольга Забара… Недавно умерла жена Юрия Никулина. Татьяна у нас играла в массовке, но почему-то долгие годы всем навязчиво рассказывала, что именно она должна была играть Шурочку Азарову. Ну очень многим хотелось её сыграть, понимаете? Хотите, я скажу, как было? Многим хотелось, а я согласилась в «Гусарской балладе» играть, потому что поняла: это моя роль. Во-первых, я была девица, а это очень много значило для образа. Я была очень худая – весила 49 кг. Грудь была первого размера. Они же все тётеньки были – а на экране это всё видно. Во-вторых, я пела. В-третьих, темперамент у меня неуёмный был, энергия… Аж брызги летели! Ещё я неплохо умела стихи читать, а там же всё в стихах. Каждый съёмочный день, который проходил на «Мосфильме» в павильонах, – в перерывах я стояла в гусарском костюме около окна, смотрела и думала: «Боже мой! Завтра этот же троллейбус будет ехать мимо этого окна, но это будет завтра…» Мне хотелось остановить время! Потому что вся обстановка на съёмочной площадке была просто потрясающая.

– Постановщик фехтовальных трюков Владимир Балон вспоминал, как на съёмках было весело: зима, подмосковная деревенька, преферанс по ночам, как по просьбе Николая Афанасьевича Крючкова он бегал за водкой – 25 км на лыжах…

– Вот все эти «водочные» моменты меня мало касались. Я помню, что Балон сначала на шпагах меня натаскивал, потом дали настоящую двух с половиной килограммовую саблю образца 1829 года, и в кадре я с этой саблей дралась. Сама скакала на лошади и практически все каскадёрские трюки делала сама. Единственная заминка вышла, когда я должна была со шпагой в руке прыгнуть с балкона.

– Эльдар Рязанов рассказывал, как, чтобы придать вам уверенности, решил сам показать пример.

– Он действительно прыгал…

– А потом в своей книжке написал, что чудом ничего себе не сломал, а «на третьем дубле у Голубкиной подвернулась лодыжка, и её на носилках унесли в медпункт…»

– Всё верно. Только не на третьем, а на восьмом дубле! Тем не менее я же говорю: красотища была! Хотелось бежать, бежать и бежать туда. Знаете, есть люди, которые любят вспоминать школьные годы. Я не ностальгирую по школе – я вспоминаю «Гусарскую балладу». Бум для меня самый главный в жизни – эти съёмки. Квинтэссенция – всё было в кулак собрано именно там.

В роли Царицы в фильме Александра Птушко «Сказка о царе Салтане», 1966

Фото: СЕРГЕЙ ЛИДОВ/«РИА НОВОСТИ»

ЖАЛЕЮ, ЧТО НЕ СТАЛА ОПЕРНОЙ ПЕВИЦЕЙ

– Вы заканчивали музыкальное отделение ГИТИСа… То есть не собирались работать ни в драматическом театре, ни сниматься в кино, мечтали о карьере оперной певицы?

– Конечно! В восьмом классе, ещё когда в Германии училась, помню, танцевала с каким-то молодым человеком, и он говорит: «Ну ты, конечно, будешь артистка, будешь выступать на эстраде…» Я чуть дар речи не потеряла: «На эстраде? Ты что, с ума сошёл?! Я буду только в оперном театре!» Мой педагог – знаменитая оперная певица Мария Петровна Максакова видела меня только на оперной сцене. У меня есть даже её рукописное пожелание: дескать, Лариса, нельзя зарывать в землю талант, который тебе дан природой. Но не учитывалось одно важное обстоятельство: я стала очень известной практически мгновенно. За первые полгода «Гусарскую балладу» посмотрело 49 миллионов зрителей. И отныне я должна была соответствовать этой известности каждый шаг. Если пою, то уж должна переплюнуть «Гусарскую балладу». А для этого мне надо было копытом рыть землю, делать репертуар…

– Что же помешало?

– Ну как вам сказать? Уже прошло много лет, и я теперь понимаю, что, конечно, большая глупость, что я не стала профессионально петь. У меня было меццо-сопрано, красивый тембр, он и сейчас неплохой, кстати говоря. Можете себе представить – на экзамене я пела «Аиду»?! Но для того, чтобы петь в опере, о-ох, это надо быть семи пядей во лбу, я считаю. Мало иметь красивый тембр и диапазон. Ещё должен быть характер, уверенность в себе и внутренняя дисциплина невероятные. Невероятные! А мне уверенности в себе не хватило – я очень боялась своего исполнения и всегда безумно волновалась. Эту мою особенность нужно было побороть в зародыше – в самом начале жизни. А для этого мне надо было, чтобы родители и педагог посеяли во мне это зерно уверенности. Или как Елена Образцова рассказывала… Её педагог закрыл в классе на ключ: «Пока не выучишь вот эту вокальную партию – не выпущу!» Я же наивно думала, что приду в драматический театр с красивым голосом и как драматическая артистка буду петь там на сцене. А когда пришла в театр, во мне никто не был заинтересован – ни режиссёры, ни актёры. «Подумаешь, пришла звезда какая! Сейчас прямо мы для неё будем музыкальные спектакли ставить». Меня взяли на роль Шурочки Азаровой в спектакль «Давным-давно» и только через пять лет возобновили эту постановку. А пять лет я болталась без дела. Ну кто это мог предвидеть?! Это же всё нужно пройти, прожить, понять…

– Какая ирония судьбы: вы дочь кадрового военного, сыграли корнета Азарова в своём кинодебюте и много лет выходите на сцену Театра сначала Советской, а теперь Российской армии. Совпадение?

– Абсолютное. Я же нерешительная сама была молодая. Могла б повыбирать театр-то. Были возможности!

– Может, надо было делать ставку на кино и больше сниматься? После «Гусарской баллады» режиссёры наверняка вас разрывали на части…

– Как только я стала известной, наоборот, стали ко мне придираться: не так встала, не так села, не так спела, не так сказала. «Не надо – обойдёмся без неё». «Не будем её снимать – она и так уже популярная». У меня были сплошные концерты, да? Людям увеличивают ставку, а мне нет. Спрашиваю: почему? «А ты и так в шоколаде!» Понимаете, актёрская профессия требует неуёмного тщеславия, амбиций, фанатического желания первенства. И чем дальше – тем больше, больше, больше… А у меня никогда не было таких желаний. Может, потому что отец всё время талдычил, что это позорище.

– Недавно Никита Михалков забавно высказался о своём делении актёров на настоящих и не очень: «Вот Гурченко – настоящая. Скажи ей: ты получишь эту роль, но надо съесть свою бабушку, – и она, не задумываясь, съест». То есть вы не из тех, кто за хорошую роль душу продаст?

– Наоборот, отдаю с лихвой своё. Вот сделала ремонт, и могу матрас отдать кому-нибудь хороший на кровать. Другой продаст, а я отдаю бесплатно.

– А если серьёзно?

– Надо было с кем-то специально дружить, мелькать, ходить по «Мосфильму» – унижаться… Нет! Если бы был режиссёр, заинтересованный во мне, мы бы могли интересные вещи делать.

– Удивительно, почему за столько лет не появился такой режиссёр? Вы искали?

– Искать и найти можно только ягоды и грибы в лесу… Когда я совсем молодая была, мне казалось, что режиссёр – вообще, как таковой – это уникальный человек, который знает всё. Это клад с несметными сокровищами! А артист – дурак! Он может прикинуться, и под чутким руководством при полном доверии способен делать любые чудеса. А когда тебе встречаются режиссёры, которые толком ничего не знают, только орут, топают и под себя неизвестно что «рубят», мне просто неинтересно.

Лариса Голубкина и Владимир Зельдин в спектакле «Последний пылко влюблённый», октябрь 1981

ОНИ МЕНЯ НЕНАВИДЕЛИ…

– Каждая популярная артистка сталкивается с интригами, сплетнями, завистью. Проходили через это?

– Я никогда не обращала внимания, как ко мне относятся. Но… Был случай в 1974 году, когда я опоздала на дневной спектакль «Давным-давно». Делала ремонт в квартире, поздно уснула и проспала. Спектакль начался с опозданием в 8–10 минут, поскольку мне позвонили, а театр-то рядом. Я прибежала, чуть ли не на ходу переодеваясь в гусарский мундир. Но меня судили. Собрался весь худсовет, старейшины театра, дирижёр… Боже мой! Что они мне говорили, как они на меня покатили бочку. Я стояла, слушала, слушала. Когда все закончили, я воскликнула: «Какое счастье, что я проспала! Я теперь знаю, как вы действительно ко мне относитесь!» Я к каждому из главных «ораторов» обратилась, каждого разложила по полочкам, и ушла.

– Ответили для себя на вопрос: почему они устроили это «показательное шоу»?

– Ненавидели меня. Я всегда как прыщ на носу у них была! Пусть я снималась нечасто, но с 1963 года я ездила со своими фильмами по два-три раза в год куда-нибудь за границу – на фестивали, на Неделю советского фильма. Мне повезло в этом смысле. И это раздражало людей безумно. Мне всячески ставили ножки, какие-то приглашения, которые приходили на моё имя, прятали в стол. Первые годы я ещё говорила, что куда-то поехала, а потом просто уже молчала. Даже если мне удавалось на сэкономленные суточные иногда купить там красивую пару обуви или красивую сумку, я в театр не надевала привезённые новые вещи. Мне не нравились бегающие глаза завистливые. «Ишь, какая! Вон я в Мытищи реже езжу, чем она во Францию или Америку!» «Лариса Ивановна!» – меня в Кишинёве ловил в аэропорту начальник театра, чтобы я не ехала в Париж. «А что происходит? Вы же сами год оформляли эту поездку!» «Я боюсь…» И называет фамилию одной из ведущих в те годы актрис театра. Начальник театра боится актрису! Видимо, она устроит ему такой скандал: почему это Голубкина, такая-сякая, уехала на гастроли в Париж!

– Правда, что советских актрис за «железным занавесом» принимали как королев и был особый ажиотаж?

– Никакого ажиотажа не было – всё придумывают. Если был кинофестиваль, понятное дело, с большим любопытством смотрели на нас. Даже такой комплекс вырабатывался: во что она одета? Что за платье на ней? Помню, мы приехали в Италию в том, что у нас было. То есть… почти в чём мать родила. (Смеётся.) Смешно! Я, конечно, не красилась. Меня спрашивали: «Почему вы не в макияже?» «Да потому, что мне 22 года! – отвечала. – Какой макияж?»

– Были же положительные стороны популярности. Например, верные поклонники, богатые, успешные ценители красоты и таланта…

– Никаких поклонников богатых у меня отродясь не было. У меня были толпы девиц – пятнадцать лет за мной носились как кони девчонки, начиная с 13 и до 20 лет. Сыры так называемые. Наверное, потому, что я сыграла роль в мужском костюме, они рассмотрели во мне своего лирического героя. Это было что-то! Ужас! Единственное – я всегда была в цветах.

– Агрессивные были девушки?

– Я думаю, что это всё построено на сексе. Знаете, половозрелость такая, когда гормоны играют, они не знают, в кого влюбиться, у них ломки происходят. Вы разве видели 15 мужиков, которые будут стоять и смотреть на певца какого-нибудь или на певицу? Засовывать спички в замок, ночевать в подъездах… Да никогда в жизни! Одни девицы, которые неисправимы и непобедимы. При этом они хотели в дом влезть, в душу, они хотели всё знать. Собственно, они всё знали, и это было противно. Встречались просто безумные люди. У нас в доме жил парень на седьмом этаже – тихий сосед моей подруги. А после того, как я снялась, совсем с ума сошёл. Стал ходить к нам, папа его отправлял в милицию, а там говорят: нам нечего ему инкриминировать… Он катал вокруг дома коляску с куклой и всем рассказывал, что у него ребёнок от Голубкиной. Совсем крыша поехала! Однажды звонок в дверь: отец открывает, а он стоит вообще голый…

– Зэки письма писали?

– В основном денег просили. Одному я даже ответила. Мол, если каждый, кто мне пишет письма, положит в конверт десять копеек, я буду миллионерша. И тогда, может быть, я вам буду посылать деньги. Потому что писем было… Миллионы!

На съёмках телевизионной передачи «Бенефис», 1977

ЖИЛИ-БЫЛИ ПРИНЦ И ПРИНЦЕССА

– С каждым годом легенд и мифов об Андрее Миронове всё больше и больше. Написано огромное количество воспоминаний его жён, вдов и просто «его возлюбленных». Как вы к этому относитесь?

– Как раз самое противное, что сочиняют о нём истории, фантазируют, придумывают то, чего и близко не было. В каком-то смысле и я, наверное, в их числе.

– Даже так?! Почему?

– В августе будет 30 лет, как не стало Андрюши. И все эти годы журналисты задают одни и те же вопросы. «Каким он был?» «А правда ли то, было ли это…» «Почему вы больше не вышли замуж?» А я уже давно стараюсь не отвечать на них. Понимаете, всем хотелось бы, чтобы наши отношения были похожи на сказку. Мол, жили-были принц и принцесса, потом он ушёл из жизни, и она тоскует по нему все эти годы. Но это же всё неестественно и цинично! Конечно, страшно, что люди уходят из жизни… Но у нас были совершенно иные отношения. Наша с Андрюшей жизнь протекала интересно, весело, полно. Мы прожили вместе 13 лет. С тех пор прошло времени в два раза больше, чем я с ним прожила. Я рассказала всё, что считала нужным. Вот честно – добавить нечего. Да и не надо!

– Ваша дочь Маша известна как страстная любительница лошадей, ярая защитница дикой природы и автор множества неординарных идей. Это она в вас такая «гусаристая»?

– А у меня нет такой паталогической любви к лошадям, как у Маши. В девять лет она вдруг сказала: «Хочу на лошадь!» Откуда это у неё, я даже не знаю. Но не от меня. Скорее, гены моего отца и его охотничьи замашки как-то вот так проявились в ней. Между прочим, и на актёрскую стезю я её не направляла. Думаете, я хотела, чтобы Маша была артисткой? Нет, конечно. А она в 14 лет снялась в фильме «Ребро Адама», после чего ко мне это уже не имело никакого отношения.

Лариса Голубкина в своей квартире, сентябрь 1996

Фото: ВИТАЛИЙ АРУТЮНОВ/«РИА НОВОСТИ»

– Внуки – Ваня и Настя – уже вас радуют талантами?

– (Перебивает.) Я вам так скажу. Вчера показали фильм о Людмиле Гурченко. Большой, документальный. И там ни слова о Гурченко-артистке. Весь фильм только об одном: сколько у неё было мужей, что по этому поводу сказала эта, что сказала та… Ужасно это! Поэтому внуков моих не трогаем. Я их люблю – это мои драгоценности.

– Стендаль в своём трактате «О любви» утверждал, что в жизни человека два главных двигателя – любовь и тщеславие. Что движет сегодня Ларисой Голубкиной?

– С моим тщеславием-то всё ясно – полная лажа! А любовь? Она всегда присутствует в жизни женщины. Особенно когда есть дочь, внуки. А ещё есть чувство вины – я всё время чувствую себя виноватой. Когда ты дочь, ты виновата перед родителями, что ты им чего-то недодала. Потом ты жена, и опять виновата – на этот раз перед мужем. (Смеётся.) Сейчас уже – перед дочерью, перед внуками.

– В чём на этот раз?

– Недокормила, не обласкала до конца. Да, наверное, самое идеальное, когда бабушка кормит завтраком, обедом, «купается» в них. Но в моей жизни такого нет, поэтому чувство вины постоянно сидит в моей голове. Самое удивительное, что, чем сильнее это чувство, тем больше у меня любви появляется, которую никто не видит, не слышит, не знает… Нет, я не оправдываюсь, не дай бог, а с другой стороны ну хорошо, брось тогда театр, забудь о гастролях, концертах. Нет, я это бросить не могу.

– В вашей жизни есть место мужчинам?

– Нет, у меня нет мужчин никаких. Ну и хорошо! А почему обязательно надо, чтобы кто-то был?! Есть Андрей Малахов, с которым мы созваниваемся. Есть стилист Саша Корниенко, с которым мы в приятельских отношениях… Это позиция! Возьмите Марлен Дитрих – знаменитая кинозвезда, толпы поклонников… До какого-то возраста она ещё хорохорилась, а потом вдруг решила: хватит. Закрыла наглухо двери и прекратила близкое общение. Даже если кто-то в дом заходил, что-то приносил – разговаривала только по домашней рации уоки-токи, и никому не показывалась. Я думаю, что в этом есть здравый смысл.

– Чем наполнена ваша творческая жизнь, помимо театра?

– Один-два раза в месяц обязательно куда-нибудь езжу с концертами – «вечерами старинного романса».

– Когда-то вы романсы считали чем-то несерьёзным, пошловатым.

– Не я так к этому относилась, нас так натаскивали на музыкальном отделении ГИТИСа. А на самом деле романсы – это прелесть и красота. Знаете, что приятно? На моих концертах всегда много молодёжи и военных. А самое главное – как они слушают и как аплодируют. После такого приёма ловлю себя на мысли: господи, значит, ещё могу повлиять на молодёжь каким-то образом.

– Ваш коллега по театру Владимир Зельдин объяснял свою работоспособность тем, что всю жизнь вёл здоровый образ жизни, не пил, не курил, занимался спортом… У вас есть свои собственные секреты, рецепты, как сохранить форму, голос…

– Да никаких особенных секретов у меня нет. Некоторые пьют и курят – и так же живут до ста лет. Мне кажется, что секрет только в генетике. Видимо, и у меня в роду были крепыши, которые передали свои гены. Я езжу в Баварию или Швейцарию и отдыхаю там – хожу в горах, но не на лыжах, а пешком, ножками – в день по нескольку километров. И так – 15 лет.

– Для поддержания формы?

– Не только… Я в юные годы не занималась спортом как сумасшедшая, но неплохо бегала, увлекалась художественной гимнастикой, настольным теннисом. Потом был сильно загруженный работой период, когда я честно делала комплекс аэробики «Workout с Джейн Фондой». По 50 минут каждый день! Андрюша так просто переступал через меня, когда я на полу тренировала растяжку. Кстати, мне это очень помогло! А хождение вообще идеально подходит для моей энергии, темперамента, мировоззрения. В этот момент столько появляется свежих мыслей, всяких планов театральных. Конечно, ничего из них толком не осуществилось. Но фантазия-то живая! Ну и конечно, даёт мне силы. Во всяком случае, никогда не пойду по улице ссутулившись – всегда расправлю плечи.

– У вас есть какие-то тайные увлечения, интересы?

– Я любопытна, активна – меня многое интересует. Например, сейчас особенно – жизненное пространство. Вот эта какая-то невероятная необъятность бытия, которую мы пропускаем, когда несёмся молодые. Меня интересует наша история, наш сегодняшний день, что будет завтра… Как-то я пошла в кинотеатр и посмотрела «Солнечный удар» Никиты Михалкова. Три раза подряд – такое неизгладимое впечатление на меня произвела картина!

– Ну такая грусть, такая обида нахлынула по поводу произошедшего в России в 1917 году. Как раздербанилось всё, как разбросалось. Я понимаю, что менялось время – наверное, должно было что-то произойти. Но не в такой же степени! С 1918 по 1922 год уничтожили 8 миллионов людей. Сажали всяких – и хороших, и плохих, но ведь в основном растаптывались, уничтожались, топились, душились, расстреливались лучшие умы, элита и гордость страны. И на поверхность выходил средненький. В результате оказалось, что это середнячество даёт сейчас негативные плоды. А во время Великой Отечественной скольких миллионов не стало?! Причём уходили из жизни совсем молодые люди, не успевшие завести семей, зачать детей. Я иногда на эту тему размышляю: ведь от них ну хотя бы миллион-то умных, талантливых, мыслящих, у которых руки растут из правильного места – мог родиться. А они не родились, понимаете? Любая война уничтожает генетическую платформу, после чего очень трудно восстанавливаться. И это должно быть понятно нынешнему поколению.+

– «Печально я гляжу на наше поколенье…» Так, Лариса Ивановна?

– Просто так хочется побольше людей правильных, хороших, милых, добрых, талантливых, красивых. Ну хоть бы один век нашей стране прожить без войн – посмотреть, во что это всё может превратиться. А пока безумно грустно смотреть на происходящее вокруг.

Недавно Лариса Ивановна ГОЛУБКИНА скромно, в кругу близких и друзей, отметила свой красивый юбилей (75 лет). Все знают, что в её актёрской карьере определяющую роль сыграл блестящий дебют в комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».

С 1964 года и по сей день знаменитая актриса хранит верность Центральному академическому театру Российской армии. В кино Лариса Ивановна снимается избирательно. Редко, но метко: «Дайте жалобную книгу», «Сказка о царе Салтане», «Освобождение», «Трое в лодке, не считая собаки» и др. От души поздравив с прошедшим юбилеем, обозреватель «АН» (газета "Аргументы недели") задал актрисе несколько вопросов.

- Лариса Ивановна, это правда, что известный художник Константин Маковский рисовал картину «Русская красавица» с вашей бабушки?

- Я слышала об этом. Но свою бабушку Агафью видела от силы два-три раза и ничего толком о ней не знаю, кроме того, что она действительно славилась красотой. У неё лицо было очень интересное: нос с горбинкой, глаза миндалевидные, голубые. К сожалению, ни её фотографии, ни мои детские снимки с ней не сохранились - весь наш семейный архив погиб во время войны.

- Где прошло ваше московское детство?

- В районе Лефортово. Я там родилась, выросла. Лефортовский парк мне до сих пор снится… Сколько себя помню, я росла сама по себе. При том, что всегда активная была, общительная, но, если меня что-то увлекало, я не делилась ни с кем. Например, мне нравился лунный свет - он просто безумно меня притягивал. Помню, мне было лет восемь, я ездила в Калужскую губернию к родственникам. Когда мы ходили в лес за малиной, грибами, я находила там гнилушки, их, никому не говоря, приносила домой и прятала под кровать. А когда все засыпали, я лезла под кровать и смотрела на них: сыроватые гнилушки в темноте светились, как луна. Это был мой детский секрет!

Впервые слава к Ларисе Голубкиной пришла после фильма "Гусарская баллада"

- Ваш папа был кадровым военным. На ваш характер это как-то повлияло?

- Кроме того, папа был мастер спорта и чемпион ЦСКА по стендовой стрельбе. И охотник заядлый. Мы жили очень небогато. Пальто нет, ничего у нас нет, зато есть четыре дорогущих коллекционных ружья… Думаю, папин характер, его упёртость больше передались моей дочке Маше.


Л.И. Голубкина в роли Шурочки Азаровой (фильм "Гусарская баллада")

- Вы считаете, что для женщины упёртость - полезная черта?

- Для женщины в упрямстве ничего хорошего нет. Я считаю, девочку надо воспитывать женственной, мягкой. Я бы даже сказала, послушной - мудро послушной. Сейчас мы отпустили женщин в «свободный полёт», и поэтому множество семей разваливается. Если раньше мальчиков воспитывали с мечом в руке, то девочек - у очага с вышиванием, у плиты в кухонном переднике. И для меня сейчас нет ничего удивительного в том, что «упрямым и непокорным» женщинам их мужчины начинают изменять…

- Тем не менее при всём своём упрямстве ваша дочь Маша продолжила актёрскую династию, что вас, наверное, очень радует?

- Думаете, я хотела, чтобы Маша была артисткой? Нет, конечно. А она в свои 14 лет вдруг снялась в фильме «Ребро Адама»… Понимаете, я специфически отношусь к актёрской профессии. Она требует неуёмного тщеславия, фанатического желания первенства. И чем дальше, тем больше.

Дочь Ларисы Ивановны Маша Голубкина тоже выбрала актерскую профессию

А у меня никогда не было таких амбиций. Может, потому что отец всё время талдычил про нашу работу, что это «такое позорище». Я не из тех, кто дерётся за роли, пробивает лбом любую стену, ставит режиссёрам и коллегам жёсткие условия. Наоборот, я отдаю всем с лихвой своё. Я не только про роли говорю. Вот не так давно сделала ремонт в квартире - и могу матрас отдать кому-нибудь хороший на кровать. Вам не нужно? Другой продаст, а я отдаю бесплатно...

- Недавно в Театре Российской армии была громкая премьера - ваш бенефисный спектакль «Ма-Мурэ». А чем наполнена ваша творческая жизнь помимо театра?

- Один-два раза в месяц обязательно куда-нибудь езжу с концертами. Например, не так давно прилетела из Мурманска - у меня там был вечер старинного романса. Что приятно, в зале было много молодёжи, особенно солдат, моряков. А самое главное - как они слушали!

Обычно военные, когда им неинтересно, начинают зевать, переглядываться, а тут в конце все дружно встали и… Как они аплодировали! Я была в таком восторге! Думаю: Господи, значит, я ещё могу повлиять на молодёжь каким-то образом.

- Отдых в вашем распорядке жизни предусмотрен?

- Я езжу в Баварию или Швейцарию и отдыхаю там. Хожу в горы, но не на лыжах, а пешком, ножками - в день по нескольку километров. И так - 15 лет… В юные годы я не занималась спортом как сумасшедшая, но неплохо бегала, увлекалась художественной гимнастикой, настольным теннисом. Потом был сильно загруженный работой период, и я честно делала комплекс аэробики «Workout с Джейн Фондой». По 50 минут каждый день!

С мужем Андреем Мироновым в фильме "Трое в лодке, не считая собаки"

Андрюша так просто переступал через меня, когда я на полу тренировала растяжку. Кстати, мне это очень помогло! А хождение вообще идеально подходит для моих энергии, темперамента, мировоззрения. Появляется столько свежих мыслей, всяких планов театральных, творческих. Конечно, ничего из них толком не осуществилось. Но фантазия-то живая! Регулярная ходьба даёт мне силы. Во всяком случае никогда не пойду по улице ссутулившись. Всегда расправлю плечи!

Интервью подготовил Александр МАЛЮГИН

Голубкина с Олегом Видовым в фильме "Сказка о царе Салтане"

PS. Лариса Ивановна Голубкина снялась в 13 кинофильмах, на её счету серьезные роли в более чем 20 спектаклях.

Помимо съёмок в кино Лариса Голубкина также появлялась в качестве ведущей телепередач «Артлото» и « Утренняя почта », участницы телепередачи «Точь в точь» (2015).

Принимала участие в телевизионном представлении « Бенефис Ларисы Голубкиной », снятом режиссёром Евгением Гинзбургом по сюжету спектакля «

«Губерния» публикует интервью с народной артисткой России, членом Попечительского совета Проекта «50 ПЛЮС» Ларисой ГОЛУБКИНОЙ.

- Лариса Ивановна, что для Вас сейчас главное в жизни?

Самое главное в жизни любой женщины - семья, дети, внуки… По большому счету уже все продумано, пережито, и если что-то ставить на первое место, то, конечно, это дочь и внуки - Маша, Ваня и Настя. Они живут самостоятельно и время от времени меня к себе зовут, но иногда так получается, что у меня или спектакль, или я в отъезде. Вообще в моем представлении идеальная бабушка - это та, что топчется на кухне и ждет детей из школы. Я не такая. Видимо, это уже вчерашний день. И поэтому мне глубоко симпатичен Проект «50 ПЛЮС». Ведь он ориентирован на активных, позитивных людей, которых радуют все плюсы зрелого возраста! По сути это первый и единственный проект, направленный на данный возрастной сегмент, и я не случайно вошла в его Попечительский совет. Искренне радуюсь успехам команды Марии Салуцкой, ведь за 3 года они развернули такую деятельность - ежегодно проводят Международный Форум-выставку «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста» - беспрецедентное мероприятие, единственное в России, Фестиваль творчества людей зрелого возраста, Фестиваль-Премию «50 ПЛЮС. Новая жизнь» в области достижений людей зрелого возраста. Теперь 2 раза в месяц выходит всероссийская общественно - политическая газета, ориентированная на аудиторию людей зрелого возраста «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста».

- В вашей семье складывается актерская династия. Дочь тоже актриса. Вы хотели бы, чтобы и внуки выбрали эту профессию?

Думаете, мои родители хотели, чтобы я была артисткой? Но я ею стала. Думаете, я хотела, чтобы Маша была артисткой? Конечно, нет. А она в 14 лет снялась в фильме «Ребро Адама», после чего ко мне это уже не имело никакого отношения. Она достаточно самостоятельная, у нее другой взгляд на все, другой темперамент, внутренний мир. И мне кажется, она на сцене более свободна, чем я. Хотя я тоже стараюсь никогда не прикидываться, быть правдивой и органичной, но у нее это лучше получается…

- Вы как-то сказали, что для Вас дом - это творчество, что даже к приготовлению котлет Вы относитесь творчески.

Когда был жив Андрюша (Андрей Миронов - прим. Ред.), в доме всегда были завтрак, обед и ужин, и дверь всегда была открыта для людей, которых он мог в любой момент привести. Андрюша когда-то говорил своей маме: мама, ты делаешь хорошие котлеты, но Лариса лучше. А когда одна осталась … Сейчас я люблю готовить для гостей. Могу сварить борщ, когда приходит подружка детства. Получаю удовольствие, если делаю блинчики с мясом или голубцы для внуков.

- Вы очень рано стали звездой, уже на 2-м курсе института после «Гусарской баллады» проснулись знаменитой. В столь юном возрасте сложно не заболеть звездной болезнью.

Во-первых, тогда такого понятия не было - звезда. Но были знаменитости. Те люди, которым я доверяла, меня не хвалили, папа вообще говорил: ну подумаешь, снялась! А то, что за полгода картину посмотрели 49 миллионов, я не считаю своей заслугой. Хотя после этого почти 50 лет я прожила, что называется, «на поверхности». Меня знали все, и в советское время можно было по блату купить растворимый кофе, сыр «Виолу», вырезку. Это было преимуществом известного артиста в Советском Союзе.

В какой-то момент я от этого устала и подумала: какой кошмар, чтобы мясо купить, надо быть очень известным человеком! Раньше у нас тут был овощной магазин, и время от времени меня пускали «за кулисы» магазина, где было то, чего не было на прилавке. Но даже если ты заходил «со двора», все равно нужно было показывать какие-то фокусы, рассказывать сказки, пройтись по канату, сделать тройное сальто, прежде чем тебе принесут килограмм огурцов…

Это другая жизнь. Нынешнему поколению она не понятна. Сейчас нужны только деньги. А тогда и деньги, и связи, так называемый блат. По блату можно было достать и чешский белый кафель, и кухонный гарнитур… Но актерам не так уж много платили, особенно в драматическом театре. На зарплату можно было купить один унитаз, а потом ждать следующей получки.

- Однако многие ностальгируют по тем временам.

Ностальгируют, потому что внешне были все равны, и это многих устраивало. В нашем доме, где я живу уже 40 лет, машина была только у Олега Табакова, у его жены, и у нас с Андрюшей было по машине. Это было все равно, что иметь «Бентли» по нынешним временам. Но мы были известными артистами, и нам нечего было стесняться.

Вы знаете, сколько было в Москве девочек и мальчиков, закончивших технические вузы? Инженеры тогда были в моде, и всех их загоняли в НИИ закрытого типа. Что они там делали? Вспомните «Служебный роман» Рязанова: продавали сапоги, красились, накручивали волосы, курили, пили кофе до 6 вечера... Что могло им там нравиться? Но зато все были пристроены.

Мы никогда не ставили материальные блага на первое место. И никогда не унывали, всегда были энергичные. И теперь повзрослев, когда дети выросли, многие находят себе новые увлечения - кто-то пишет книгу, кто-то занялся спортом, некоторые путешествуют. Нужно осознавать, что мое поколение небезразлично ко всему новому, нам подавай то, что заставит двигаться, жить! Вот почему мне и моим друзьям интересна информация, которая помогает развиваться, больше узнавать и быть в ногу со временем.

Я это сделала с выходом первого номера. Я с удовольствием прочла статью о Евтушенко, столько песен на его стихи прозвучали в советских кинофильмах, мы все их поем и сейчас… И вообще, газета очень содержательная, информационная - из нее можно узнать много из того, что нас интересует. Финансовые вопросы - как разобраться в них, если банки сегодня столько всего предлагают. Или юридические вопросы - одно дело проконсультирова лся с юристом, что-то запомнил, что-то нет. А тут - написано. Не понял - перечитал. Сейчас ведь как - молодые заходят в Интернет, на любой сайт, любую информацию нашли, прочитали. А нам-то ближе газета, даже если можем зайти на тот сайт, информация не читается, не запоминается... Печатное слово - оно привычнее. Вот в Европе, к примеру, уже переходят назад, к печатным изданиям. Ее можно взять в руки, почитать в метро, на трамвае, да на диване!

- Лариса Ивановна, есть ли в Вашей семье какие-то традиции, кумиры?

Явных, записанных в семейной книге традиций нет. Но тот стиль жизни, который был в детстве, сохраняется. Или кто-то тебе встретился на жизненном пути -другие люди, дом, семья, которые тебя удивили и которым захотелось подражать… Где-то я прочла, что учишься только у тех, кого любишь.

А что касается кумиров… У меня было три Маши - Мария Петровна Максакова, которая была моим педагогом по вокалу, Андрюшина мама Мария Владимировна Миронова и ленинградский режиссер Мария Иосифовна Давыдова.

Когда Андрюша сделал мне предложение, мне было 23 года, и он познакомил меня с родителями. Я с ними даже больше общалась, чем с ним, у меня сложились приятельские отношения с его мамой, у которой я многому научилась. У Марии Петровны Максаковой я научилась профессии, пению, вокалу, манере себя держать на сцене, умению разговаривать... А с Марией Иосифовной Давыдовой, которой я очень благодарна, мы виделись каждый год до самой ее смерти. Стоило мне приехать на гастроли, устроиться в отель и принять душ, я сразу шла к ней на завтрак в прелестный старый ленинградский дом. Эти женщины, конечно, были и остаются для меня кумирами.

- Расскажите, пожалуйста, о своих концертах. Люди слушают Вас, затаив дыхание. Вы сами подбираете репертуар?

Репертуар я уже давно подобрала. Конечно, сама! Я знаю, как звуком можно привлечь зрителя, и этим пользуюсь. В древние времена людей можно было привлечь с помощью обрядов, так же и сейчас - можно завлечь звуком, тембром… Меня провожают аплодисментами, и когда я работаю, слушают внимательно - значит, я их как-то задеваю? В чем тут загадка-то? В моем хорошем исполнении или в энергетике, которая притягивает? Или в моей доверительности, открытости? Мне кажется, дело в энергетическом посыле, именно он затрагивает зрителей.

У меня диплом актрисы музыкального театра. Я пела всегда, выступала с лучшими пианистами эстрады - Давидом Ашкенази, Симоном Коганом, Левоном Оганезовом, пианистом Утесова Леонидом Кауфманом. А с какими музыкантами и дирижерами я работала! И все-таки на протяжении всей жизни надо было больше уделять себе внимания в музыкальном плане. Хотя до сих пор у меня голос «не замыленный», я его сохранила, но если бы пела каждый день, может, спела бы сейчас Чио-Чио-Сан…

- А кто Ваш зритель?

Я играю в театрах - в Пушкинском, Театре Советской Армии и в антрепризе. Смешанный зритель, но в основном это женское крепкое поколение нашей страны. Мужчин очень мало. В консерватории, на классике, в опере их еще можно увидеть, но в театре они редкие гости. Конечно, приятнее всего, когда молодежь приходит.

- Вы говорите - крепкое женское поколение. А ведь сколько у нас женщин, перешагнув определенный возрастной рубеж, боятся в свет выходить! Что Вы можете посоветовать тем, кто теряет уверенность в себе, замыкается на домашних проблемах, погружается в одиночество?

Это происходит подсознательно. Почему-то в нашей стране стоит женщине выйти замуж, родить, сделать карьеру - и в представлении окружающих она уже почти старуха! Даже ее дети могут сказать: все, мама, хватит, ногами не крути…

Давать советы по этому поводу очень сложно. Надо менять в корне отношение общества к людям зрелого возраста. Вот мы были в Америке со спектаклем. Там люди покупают абонементы на целый год, как у нас в Консерваторию, и в выходные из Нью-Йорка выезжают в Атлантик-Сити или еще куда-то. Играют там в казино, читают книги, ходят на море, а вечером идут смотреть представление. Я спросила одну женщину - а где ваши дети, внуки? А она мне: «Там где-то. Мы-то при чем здесь? У нас своя жизнь».

У нас этого нельзя было представить тогда. А теперь все это доступно! Менталитет людей старшего поколения меняется на позитив! Вся информация, куда сходить в выходные, куда поехать отдохнуть есть в доступных источниках, сайтах, газетах - только действуй, не сиди на месте!

С другой стороны, и от самого человека многое зависит. У меня есть приятельницы еще со школьных времен, которых куда-то вытащить из дома - проблема! То прическа не та, то наряда подходящего нет… Это комплексы тех застойных времен… И эти комплексы поддерживаются огромным количеством гламурных журналов, которые появились за последние 20 лет. Они рассчитаны на девушек под 2 метра ростом, с точеной фигуркой, да еще на огромных каблуках…

Для нас и про нас, которые не могут уже на себя все это надеть, нет вообще ничего. Ты как будто на обочине, брошенная всеми. Поэтому Проект «50 ПЛЮС» - очень хорошая задумка. Именно поэтому я его поддерживаю и голосую за его продвижение! Но нужна большая силища и выносливость, чтобы привлечь к себе внимание, побудить людей объединиться вокруг этой замечательной идеи.

13:21 Зеленая гречка и азиатская лапша по-русски: чем еще удивили на выставке «АГРО-2019»?

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер попробовал на сельхозвыставке местную продукцию, а сделанные ему подарки передарил. "Губерния" узнала, что главе региона особенно понравилось, а также кому повезло с "презентом".

08:26 Интернет продлевает жизнь? Почему пенсионерам нужно научиться пользоваться компьютером и завести банковскую карту

В преддверии Дня пожилого человека, который отмечается 1 октября, специалисты дали несколько полезных советов южноуральцам

13:38 Вакцинация - за и против. От гриппа собираются защитить половину южноуральцев

Сегодня участники Сигарного клуба и Челябинского экспертного клуба организовали встречу, посвященную вопросу вакцинации