12 месяцев от рождения ребенка. Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам. Календарь развития по месяцам
Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.
Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.
Календарь развития по месяцам
Первый месяц
Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.
Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.
Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.
При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:
- Сосательный (прикасания языка к предмету);
- Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
- Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
- Поисковый (поиск груди матери);
- Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.
Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.
Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .
А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.
В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().
- Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
- Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
- Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
- Действия пока рефлекторны.
- Движения хаотичны, кулачки сжаты.
- Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
- Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
- Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
- Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
- Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
- Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.
Второй месяц
Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.
- Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
- Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
- Способен поднимать и недолго держать головку.
- Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
- Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
- Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
- Успокаивается во время сосания и на руках.
- Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
- Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
- Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
- Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
- Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
- Угасают рефлексы новорожденного.
Третий месяц
На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.
В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.
К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.
- Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
- Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
- Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
- Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
- Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
- Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
- Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
- Легко распознает источник света и звука.
- Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
- Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
- Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
- Движения в целом приобретают произвольный характер.
Четвертый месяц
На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.
- Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
- Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
- Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
- Ползает на животе в кроватке или на коврике.
- Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
- У ребенка появляются любимые игрушки.
- Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
- При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
- На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
- Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
- Разглядывает свое отражение в зеркале.
- Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
- Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
- Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
- Реагирует, когда произносят его имя.
Пятый месяц
Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.
- Рост +2.5, вес + 700 гр.
- Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
- Может сидеть с опорой некоторое время.
- Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
- Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
- Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
- Играет во время еды.
- Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
- С интересом разглядывает лица на картинках.
- У большинства детей начинают прорезываться зубы.
Шестой месяц
В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.
- Рост +2.5 см, вес +700гр.
- Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
- Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
- Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
- Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
- Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
- Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
- С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
- Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
- Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
- Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
- С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
- Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
Седьмой месяц
На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.
Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.
В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.
Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.
К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.
- Рост +2 см, вес + 600 гр.
- Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
- Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
- Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
- Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
- Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
- Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
- С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
- Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
- Начинает копировать поведение взрослых.
- Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
- С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
- Определяет по тону голоса, что значит «нет».
Восьмой месяц
В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.
- Рост +2 см, вес +600 гр.
- Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
- Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
- Свободно перемещается в знакомом пространстве.
- Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
- Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
- Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
- Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
- Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
- Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.
Девятый месяц
Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.
- Рост +2 см, вес +600 гр.
- Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
- Разворачивается во время ползания.
- Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
- Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
- Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
- Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
- Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
- Запоминает названия предметов, может показать их.
- Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
- Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
- Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.
Десятый месяц
В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».
- Рост +1 см, вес +350 гр.
- Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
- Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
- Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
- Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
- Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
- Пользуется преимущественно одной рукой.
- Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
- Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
- Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
- Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
- Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
- Может произносить названия окружающих предметов, животных.
Одиннадцатый месяц
Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.
- Рост +1 см, вес +350 гр.
- Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
- Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
- Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
- Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
- Любит похвалу.
- Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
- Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
- Машет рукой при прощании.
- Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
- Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
- Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.
Двенадцатый месяц
В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.
- Рост +1 см, вес +350 гр.
- Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
- Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
- Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
- Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
- Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
- Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
- Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
- Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
- Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
- Понимает все, о чем ему говорят.
- Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.
Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.
Обобщили:
Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!
Таблица прибавки роста и веса
Открыть таблицу
Возраст | Средняя прибавка в росте | Средняя прибавка в весе |
Месяц 1 | 3 — 3,5 см. | 750 г. |
Месяц 2 | 3 — 3,5 см. | 750 г. |
Месяц 3 | 3 — 3,5 см. | 750 г. |
Месяц 4 | 2,5 см. | 700 г. |
Месяц 5 | 2,5 см. | 700 г. |
Месяц 6 | 2,5 см. | 700 г. |
Месяц 7 | 1,5 — 2 см | 550 г. |
Месяц 8 | 1,5 — 2 см | 550 г. |
Месяц 9 | 1,5 — 2 см | 550 г. |
Месяц 10 | 1 см. | 350 г. |
Месяц 11 | 1 см. | 350 г. |
Месяц 12 | 1 см. | 350 г. | и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Малышу пошел 12-ый - последний месяц младенчества. За первый год жизни ребенок прибавляет в весе около 7 кг и вырастает на 25 см.
Существенные изменения наблюдаются и в психическом развитии ребенка. Масса мозга увеличивается в 3,5 раза по сравнению с новорожденным состоянием. Значительно увеличивается мозжечок, - отдел мозга, отвечающий за координацию и развитие общих движений малютки, моторику пальцев рук. Начинает развиваться активная речь, появляются первые осознанные слова и простейшие обобщения. Малыш уже более понятлив и "управляем" при помощи слов. Вместе с тем, дитя становится и более подвижным, активно учится ходить.
Малыш 12 месяцев. Фото - фотобанк Лори
Увеличивается время бодрствования малютки с 2-х часов (как было в предыдущий микропериод - от 6 до 9 мес.) до 2,5-5 часов. Это связано с тем, что возрастает работоспособность и выносливость его нервной системы. Малыш уже способен заниматься со взрослым, выполняя несложные, но результативные действия с кубиками, шарами, кольцами и пр.. Ребенок, например, снимает и надевает на палочку кольца большого размера; складывает в корзиночку грибочки; вытаскивает из ведерка шарики и скатывает их с лоточка. В режиме дня годовалого ребенка выделяют три периода бодрствования, когда можно организовать игры-занятия: с 6.30 до 9.00 (9.30); с 11.30 до 14.00 (14.30); с 16.00 до 19.00 (19.30) часов.
На протяжении 12-го месяца, в поведении малыша происходят существенные изменения. Значительно возрастает его самостоятельность. Вы почувствуете, что у ребенка возникает потребность проявлять все большую и большую активность.
Родителям следует знать, что в этот период закрепляются и совершенствуются навыки и умения, приобретенные на 10-м и 11-м месяцах жизни. У малыша возникает потребность повторять и повторять все то, что он уже умеет. Например, в 11 месяцев ребенок научился делать первые самостоятельные шаги, держась за опору, а на 12-м - он начинает ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и без нее, самостоятельно.
Малютка уже ориентируется среди предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбирает кольца из груды "кирпичиков" и т.п. Он узнает знакомые игрушки на картинке: показывает пальчиком названный взрослым предмет. Дитя реагирует на просьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: "найти", "принести", "дать", "положить на место" и т.п.
Годовалый малыш запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).
К началу 2-го года лексикон ребенка состоит из 6-10 слов, которые он произносит сознательно. Конечно, это лепетные слова, состоящие из двух одинаковых слогов (например, "ма-ма", "па-па", "ба-ба", "га-га", "ля-ля", "ав-ав", "топ-топ"), а так же короткие звукосочетания типа "дай", "на", "вот".
Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи. Малыш понимает слово "нельзя", если родители употребляют его в нежелательных для ребенка ситуациях. Однако его чувства еще не подчиняются разуму, отсутствует волевое поведение, поэтому часто он бывает непредсказуем в своих действиях для взрослых, непосвященных в тонкости раннего детства. Следует учитывать, что общение с ребенком СТРОИТСЯ на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе. Это значит, что взрослый выводит ребенка из трудных, а порой и опасных ситуаций не уговорами или угрозами, а конкретно, практически оберегая его, наблюдая за его действиями и поведением, прогнозируя ситуацию в целом. Например, если дитя увидит блестящий предмет, будь то зеркальце или утюг, то обязательно сделает попытку схватить его рукой, не представляя последствий. Малыш может стянуть со стола салфетку вместе с чайным прибором, сунуть пальчик в дверную щель, схватить за хвост собаку и т.д. Родители должны оберегать малыша, не наказывать, а отвлекать от нежелательных действий, говорить "нельзя".
Иногда, видя как сын или дочь "расправляются" со всем, что попадает к ним в руки - рвут, мнут, бросают на пол, родители хватаются за голову и помещают неутомимого проказника, в манеж. Кажется, выход найден... Но, не тут-то было! Через 5-7 минут дитя громким плачем заявляет о своем неудовольствии, и вы не знаете, что делать: уступить ему или проявить родительскую волю. Скажем прямо, ни в первом, ни во втором случае ситуация не выигрышная ни для матери, ни для ребенка. Почему? В первом случае вы демонстрируете малютке, что его крик -- самое действенное средство добиться желаемого. Это начало капризов. Во втором -- совершаете не меньшую ошибку, испытывая его нервную систему -- ему действительно не стоит проводить основное время бодрствования в манеже.
Мудрая природа заложила в ребенка сенсомоторную потребность в движении и действиях с предметами, необходимость воспринимать их свойства, эмоционально-чувственно познавать мир и ориентироваться в нем. Вот почему его нельзя лишать радости знакомства с окружающим, ограничивать в движениях и освоении пространства , как бы это не было трудно! Иначе мы, взрослые, посягаем на его здоровье и не обеспечиваем полноценное психическое развитие. Так называемый, кризис ребенка первого года, как раз и связан с недостаточностью двигательной активности, "сенсорным голодом", т.е. отсутствием впечатлений из окружающего мира, скудостью предметно-пространственной среды и отсутствием достаточного общения со взрослыми.
КРИЗИС первого года проявляется в поведении малютки. Он выражается в нервозности ребенка, его крике, неповиновении взрослому, упрямстве и капризах и является, зачастую, следствием неправильно организованной жизни малыша в целом. Дитя проказничает в тех случаях, когда родители оставляют его без внимания. Ведь сейчас он не может обходиться без взрослого, занять сам себя, безропотно сидеть, пережидая, когда мама переделает домашние дела и поиграет с ним.
Следует помнить, что вы его альфа и омега в освоении окружающего мира. От вас зависит физическое и психическое здоровье крохи! Именно поэтому маме дается государственный отпуск по уходу за ребенком.
Положа руку на сердце, скажем маме: в первую очередь занимайтесь ребенком, оставив все другие "неотложные" дела. Уборка, стирка, мытье полов - подождет. Вы успеете это сделать, когда дитя будет спать. А, еще лучше, если вам помогут домашние - все должны быть заинтересованы в психофизическом благополучии малыша, потому что запаздывающее психическое развитие малютки наверстать значительно труднее.
Большое заблуждение считать, что кризис развития ребенка первого года, -- явление неизбежное. Это не так. Кризис происходит только в том случае, если врожденные потребности развития своевременно не удовлетворяются взрослым. Иными словами, кризис возникает, когда потребности малыша вступают в противоречие с его возможностями: хочет что-то сказать, но еще не владеет речью, хочет что-то достать, но не дотягивается; хочет пройти несколько шагов и... падает, и так почти во всем. Невольно задумаешься: легко ли быть маленьким? Вместе с тем, как считают психологи, именно это противоречие между потребностями и возможностями крохи и является движущей силой его психического развития. Ребенок продолжает осваивать мир не смотря ни на что , можно сказать, идет через тернии к звездам! Перед этим упорством мы, взрослые, должны склонить головы. Родителям важно понимать процесс становления психики малыша, потому что страшно не само противоречие между потребностями и возможностями ребенка, а его неразрешенность, отсутствие понимания и помощи со стороны взрослых членов семьи. Вот почему рядом с маленьким тружеником всегда должен находиться мудрый и терпеливый помощник.
Если мама и папа знают, чем и как заниматься с малышом, умеют руководить его поведением и эмоциями, общаться с крохой, доставляя друг другу радость, - в их жизни всё происходит правильно. И никакого кризиса не будет.
На что обратить особое внимание родителям на 12-м месяце жизни ребенка
Обратите внимание насколько более осмысленно и дольше ваш малыш стал наблюдать за стайкой купающихся в луже воробьев или за проезжающим самосвалом. Да, и вы сами, попадаете в "прожектор" детских глаз: дитя наблюдает за вашими реакциями, действиями и эмоциями в той или иной ситуации. Через родительское отношение к тому или иному явлению он начинает понимать и осваивать окружающий его мир, входить в социум.
В этот период жизни малыш еще не отделяет себя от взрослого, ухаживающего за ним, его собственное "я" только начинает складываться. Дитя копирует и действия, и эмоции взрослого, можно сказать "отражает" их.
Следует всячески поощрять и практиковать ситуации наблюдения , когда ребенок замирает, наблюдая действия взрослого, выполняющего какую-либо работу или видит что-то необычное, новое в своем окружающем. В эти моменты не стоит его отвлекать, потому что так начинает формироваться концентрация внимания и самая элементарная самоорганизация, правда, пока что на рефлекторной, ориентировочной основе, т.е. непроизвольном интересе ко всему новому, попадающему на глаза. Когда непроизвольный интерес у малыша проходит, мама, может вновь привлечь его внимание к наблюдению, дать краткие и очень понятные пояснения того, что видит ребенок, называть предметы и действия. Например, "Да, дядя красит... Красит забор" или "Бабушка кормит птичек", или "Мальчик играет в мяч" и т.п.
Необходимо обогащать игровую практику ребенка, инсценируя действия с сюжетными игрушками. Такие показы из одного-двух актов демонстрировались ребенку и ранее, в 10-11 месяцев. Тогда они носили чисто эмоциональный характер (например, куколка едет на лошадке или зайка играет на барабанчике и т.п.). На 12-м месяце эти показы приобретают новый акцент: теперь взрослый старается перевести в игровой план ту или иную ситуацию, которую малыш наблюдал в действительности . Например, он видел как бабушка кормила на улице голубей. Дома мама показывает ему игрушечных птичек, которых "кормят", "поят водичкой", "пускают полетать". В завершение показа можно спеть про них песенку: "птички летели, на головку сели, ладушки запели". В другом случае, после наблюдения за машиной, с которой сгружали кирпичи, дома можно нагрузить кубиками игрушечную машинку, отвезти ее в другую часть комнаты, построить из кубиков башенку. Показы, отражающие реальную практику жизни, формируют отражательную способность мозга, а следовательно, развивают наглядно-действенное мышление, свойственное этому периоду детства.
К сказанному выше следует добавить, что особое значение приобретают показы на кукле последовательности действий человека, раскрывающие и отражающие логику поведения взрослого. Например, если кукла "хочет спать", ее укладывают в кроватку, накрывают одеяльцем, поют колыбельную песенку. Если кукла пришла в гости, ее угощают едой, приглашают играть и танцевать. При купании куколки понадобится мыло и мочалка, ванночка с водичкой, а затем полотенце. Собираясь на прогулку, куклу одевают в пальто, заворачивают в одеяльце, сажают в саночки. Взрослый, в игровых показах отражает жизнь самого ребенка , чем способствует развитию речи и мышления. Такие инсценировки наглядно раскрывают ребенку функциональные действия человека: для еды нужна ложка, для мытья - мыло, для причесывания - расческа.
Развитие речи и ее понимание, по-прежнему остается ведущей линией в этот период. На 12-м месяце жизни взрослый стремится вступить с ребенком в "диалог" , используя все доступные для малютки средства: жесты, мимику, лепетные слова, звукоподражания. Общение с ребенком должно носить "двусторонний" характер. Это значит, что мама не только говорит сама, называет предметы и действия с ними, но и ожидает "ответа" от малыша в любой форме.
Продолжается практика освоения ручных операций с дидактическими игрушками и предметами. Ученые доказали, что эти действия благотворно влияют и на развитие речи малыша. Новым может стать включение в практику предметов быта, например, дитя собирает шарики в маленький бидончик, опускает в водичку дуршлаг, наблюдает как вода убывает через дырочки. Следует практиковать показ, так называемых, орудийных действий, когда малыш учится выполнять какую-либо задачу, воздействуя предметом на предмет, используя при этом подручные средства -- палочки, молоточек, сачок, совочек и т.п. Мама показывает, как из-под дивана можно достать шарик, прикатив его палочкой, подтянуть за веревочку машинку, переместить игрушку-каталку с помощью рукоятки и т.д. Именно в этих действиях ребенок приобретает опыт "человеческого" взаимодействия с окружающим его предметным миром.
К концу 12-го месяца родителям следует начать перестраивать отношения с малышом. Организуйте их так, чтобы не вы делали что-то за малютку, а совместно с ним выполняли то или иное действие, решали задачи. Это, так сказать, каркас, на который вам предстоит настраивать красивое, надежное здание ваших отношений в ближайшем будущем. Как бы ни был мал ребенок, старайтесь не делать за него то, что он уже может выполнить сам. Однако всегда следует помнить о возрастных возможностях крохи.
После любого показа действий, мама предоставляет малышу возможность повторить их. Конечно, помощь взрослого в этих случаях не исключается.
Следует помнить, что эмоциональное общение с малюткой не утрачивает своей актуальности. Не скупитесь на проявления своей любви. Малышу недостаточно того, что его только учат, холят, кормят. Ему нужны ваши любящие глаза, ваши ласковые руки, ваши нежные слова и целующие губы. Ребенку необходимо чувствовать, что он является для вас бесконечной ценностью, не сравнимой ни с какими сокровищами мира. Ваша любовь помогает ему "познать" себя и "утвердить" собственную значимость в этом мире. Так дитя начинает постигать собственное "я" и зарождается его личность. А это, пожалуй, самое главное в развитии малютки в конце младенческого периода детства.
Развитие и воспитание ребенка: 12-й месяц жизни
|
Психологи делят жизнь любого человека (от рождения, а некоторые – и от «до рождения») до старости на основные этапы, характеризующиеся определенными психологическими признаками. В отличие от специалистов, для большинства мамочек эти этапы знаменуются не столько изменениями в самосознании ребенка, сколько определенными событиями, приобретением тех или иных навыков.
Когда ребенок научится держать головку? Когда начнет улыбаться? Когда будет тянуться к игрушке, узнавать маму, переворачиваться, садиться, ползать? Когда мамочка услышит долгожданное первое слово?
Все эти умения, являясь следствием преодоления малышом различных возрастных этапов, для которых у детских психологов есть свои, иногда не известные маме названия, являются знаковыми для родителей, подсказывающими, что ребенок перешел на новый этап своего развития.
Первый год жизни ребенка – важнейшее время для его психического и физического развития. Причем в этом возрасте первично именно физическое развитие, от него зависит развитие нервной системы.
Конечно, разговаривать с ребенком, петь ему песенки, улыбаться, ласкать – обязательно. Но это вовсе не значит, что с трех месяцев надо учить ребенка различать цвета и понимать значение слов «парабола» и «метаморфозы».
Можно помочь ребенку научиться переворачиваться, садиться, ползать, ходить. Ключевое слово здесь – помочь.
То есть не заставлять, например, ползти, переживая, что «соседский мальчик на 3 дня младше, а уже ползает, а наш все никак».
Есть несложные упражнения (информацию о них можно почерпнуть из книг, спросить у педиатра или у опытных родителей), стимулирующие малыша к тем или иным действиям. Ласковые поглаживания маминых рук и легкий общий массаж рекомендуются для большинства здоровых детишек в первые месяцы жизни.
Кроме того, что ребенку эти действия доставляют удовольствие, они приносят еще и пользу – укрепление мышц, стимулирование работы кишечника, предупреждение различных ортопедических и хирургических проблем. Выполняя их ежедневно, мама создает предпосылки для развития двигательной активности ребенка.
Итак, что же должен уметь делать здоровый ребенок в возрасте от рождения до года? Вот основные ежемесячные достижения малыша:
Этапы развития ребенка до 1 года по месяцам
НОВОРОЖДЕННЫЙ. Хаотичные движения рук и ног. Наличие «рефлексов новорожденного». Основной способ выразить желания – плач. В положении на животе малыш пытается приподнять голову.
1 МЕСЯЦ. В положении на животе малыш поднимает и удерживает несколько секунд головку. Следит глазами (без поворота головы) за движущимся предметом, расположенным на расстоянии 40-50 см от глаз. Улыбается в ответ на обращение к нему.
2 МЕСЯЦА. Во время бодрствования ребенок постоянно производит разнообразные движения руками и ногами, пока еще хаотичные. Хорошо удерживает головку, лежа на животе (не менее 5-10 секунд), сосет кулачки. Может сосредоточить взгляд на неподвижном предмете. Появляются звуки начального гуления.
3 МЕСЯЦА. Малыш может свободно удерживать головку в вертикальном положении – до 30 секунд, лежа на животе – до 1 минуты. Удерживает вложенную ему в руку игрушку (3-10 секунд), ощупывает свою одежду. Сосредотачивает внимание на лице разговаривающего с ним взрослого. Рассматривает свои руки, активно гулит. Появляется «комплекс оживления».
4 МЕСЯЦА. Лежа, малыш поднимает руки выше горизонтального уровня. Может поднимать ноги кверху. Тянется к игрушке, хватает, ощупывает ее. Узнает родителей, улыбается. Следит взглядом за игрушкой. Поворачивает голову к источнику звука, находящегося вне поля зрения ребенка. Смеется в голос.
5 МЕСЯЦЕВ. Ребенок может сидеть с опорой. Лежа на животе, поднимает корпус на вытянутых руках. Пытается переворачиваться, тянет в рот свои руки и ноги. Берет и удерживает игрушку. Тянет в рот предметы, попавшие ему в руки.
Начинаются попытки координации движений (ребенок находит предмет взглядом – тянется к нему – хватает – производит с ним действия). Малыш активно гулит и выражает с помощью различных звуков и интонаций свое настроение. Реагирует на щекотку.
6 МЕСЯЦЕВ. Малыш может садиться и вставать на ноги при подтягивании его за руки (пока только в качестве гимнастики). Активно и часто переворачивается с живота на спину и обратно. Может делать первые попытки ползать (по-пластунски, подтягиваясь на руках, раскачиваясь вперед-назад, стоя на четвереньках). Достаточно уверенно сидит без поддержки.
Примерно в этом возрасте ребенок начинает учиться есть с ложки. Хватает игрушки, может держать их обеими руками, машет, стучит, тянет в рот. Реагирует на свое имя. Малыш начинает лепетать – произносить слоги, сочетания звуков, не несущие смысловой нагрузки. При виде незнакомого человека ребенок может пугаться или тревожиться.
7 МЕСЯЦЕВ. В этом возрасте ребенок хорошо сидит без опоры, если его посадить, и даже может садиться сам. Сидя, наклоняет туловище вперед и выпрямляется. Ползает на четвереньках (при этом может менять направление движения).
Хватает игрушки, размахивает ими, стучит, бросает, перекладывает из рук в руку, протягивает взрослому – просит поиграть. Много и активно лепечет. Слоги ма-ма, па-па, ба-ба произносит часто, но это просто сочетания звуков, не соотносимые с понятием «мама» или «папа».
8 МЕСЯЦЕВ. Малыш сам садится, хорошо ползает, пытается вставать, держась за опору. Любит грызть сухарик или корочку хлеба, которую сам держит в руке. Активно манипулирует игрушками (стучит, кидает, достает из коробочки мелкие предметы). Глядя на взрослого, может повторять его движения, играет в «ладушки», «пока-пока».
Часто и помногу лепечет, постоянно может повторять один и тот же слог (де-де-де, ня-ня-ня). Малыш может бояться незнакомых людей, стремится подползти поближе к маме, если видит постороннего человека. Если играет музыка, то ребенок может раскачиваться в такт.
9 МЕСЯЦЕВ. Ребенок хорошо и быстро ползает, уверенно стоит у опоры, может, держась, передвигаться вдоль нее приставными шагами. Малыш может пить из чашки, которую держит взрослый, производит различные действия с игрушками, все более разнообразные по мере взросления.
Малыш начинает понимать значения некоторых слов и предложений – «иди сюда», «где собачка?», «ладушки», «дай», «нельзя». Может показать, где лежит игрушка. Арсенал используемых звуков и слогов расширяется. Малыш может повторять простые слоги (ма-ма, ля-ля) за взрослыми.
Малыш может как играть самостоятельно, так и требовать внимания взрослого, приглашать его к игре. Возникают жесты указания (малыш пальчиком показывает на игрушку, которую он хочет достать).
10 МЕСЯЦЕВ. Малыш может стоять без опоры и без поддержки взрослого, ходить, держась за руку взрослого. Действия с игрушками становятся более сложными (ребенок может открывать и закрыть коробочки, катать мяч, складывать игрушки в коробку, снимать кольца пирамидки).
Выполняет просьбу: «Дай», — дает названную взрослым игрушку. С удовольствием играет с другим ребенком, повторяет за ним некоторые действия. Ребенок может повторять за взрослым звуки и слоги, которых до этого не было в его лепете. Манипулируя предметами, малыш узнает их свойства (жесткое — мягкое, большое — маленькое).
11 МЕСЯЦЕВ. Ребенок длительное время может стоять без опоры и поддержки, приседать. Пытается делать первые самостоятельные шаги. Хорошо ходит, держась за руку взрослого. Некоторые детки уже уверенно могут передвигаться от предмета к предмету без поддержки.
По просьбе взрослого может выполнять действия с предметами (ставит кубики друг на друга, катает мячик, качает куклу, подает игрушку, находит спрятанный на его глазах предмет). Появляются первые слова-обозначения: дай, на, мама, ав-ав и др.
12 МЕСЯЦЕВ. Ребенок ходит самостоятельно, может поднять игрушку с пола, наклонившись из положения стоя или присев. Сам пьет из чашки, держит ложку, пытается есть самостоятельно. Строит «башню» из кубиков (ставит 2-3 кубика друг на друга). Малыш выполняет несложные поручения взрослого: дай куклу, брось мяч, принеси машинку.
К концу первого года ребенок понимает уже много слов, соотносит их значения с определенными предметами и людьми, пытается повторять за взрослым слова и новые слоги. Для обозначения предметов и действий применяет облегченные, лепетные слова (бах, ням-ням, ляля и т.п.).
Эти временные рамки весьма условны. Варьирование в пределах 1-3 месяцев в обе стороны – вариант нормы. Не переживайте, если Ваш ребенок по каким-то показателям не вписывается в приведенные здесь ПРИМЕРНЫЕ возрастные нормы.
Годовалый малыш книжки по развитию ребенка и Интернет не читает. И он вовсе не обязан знать, что, например, к 9 месяцам ребенок должен уметь играть в «ладушки», а к году разбирать и собирать пирамидку.
Замечено, что большинство детей без всяких специальных упражнений (присаживание, подталкивание под ножки и т.п.) и приспособлений (например, ходунков) начинают выполнять все необходимые для их возраста действия.
Рефлекс это, инстинкт, повторение того, что они видят у взрослых, или какое-то врожденное умение — точно ответить на этот вопрос сложно. Скорее всего, играет роль все вышеперечисленное.
Ребенок сядет, поползет и пойдет тогда, когда он будет готов к этому морально и физически.
Вашему карапузу исполнилось 3 месяца. Все его ощущения на этой неделе уже не на уровне инстинкта, а вполне осознанные. Это касается и физического развития, и психического, и осязательных/зрительных ощущений и пр. Кроха улыбается маме, начинает «разговаривать», выражает эмоции с помощью не только крика, но и мимики, движений, различных звуков. Словом, ваш малыш подрос. И это один из самых прекрасных периодов его развития.
Рост, вес, аппетит, сон, стул 12-недельного ребенка
- Сон
В 3 месяца ваша кроха спит уже 16-17 часов. Иногда меньше, иногда больше (индивидуально). По-прежнему мама встает ночью на кормление, и по-прежнему более 4 часов подряд малыш не спит.
Есть и такие чудо-богатыри, что спят беспробудно по 8 часов ночью, но это, скорее, исключение.
Периоды бодрствования становятся все дольше. Сейчас они достигают уже 1,5-2 часов. - Вес
Около 5200-5600 с прибавкой около 800 г за прошедший месяц. - Рост
Около 60-62 см с прибавкой около 2,5-3 см за прошедший месяц. - Прибавка в параметрах окружности головы — плюс 1,5 см.
- Кушает малыш 6 раз в сутки
Норма разовой порции — около 150 мл.
Прикормы пока не рекомендуются. - Кости ребенка пока еще хрупки
Крайне важна предельная внимательность родителей в обращении с чадом. К деформации костей может привести даже несвоевременная и неправильная посадка малыша или тугое пеленание. - Повышенный тонус мышц к 12-й неделе уходит
Движения осознанные, активные. - Прогулки должны стать доброй привычкой
3-6 часов в день положено находиться на улице. Сильный мороз или ливень — исключение.
При непогоде будет достаточно сна в коляске на балконе. Естественно, с учетом правил безопасности малыша. - Купание
По-прежнему, каждый вечер, для особо активных и возбудимых крох — в обед.
С детским мылом купаем дважды в неделю. - Уже работают слезные железы.
Что ощущает, чувствует и как общается ребенок в 3 месяца жизни
Ваш малыш уже совсем большой. Это не тот спящий «комочек» в вышитом уголке, которого только принесли из роддома. Это уже человечек, который способен осознанно двигаться и по-своему разговаривать.
Итак, чему научился маленький человечек к 3-м месяцам?
- С положения «на спинке» поворачивается налево и направо , на животик, с одного бочка на другой.
- Узнает свои ручки , знает, что они принадлежат именно ему, играет ими, изучает.
- Кисти практически открыты , пальчики согнуты лишь немного.
- Сжимает игрушку , которую ему дает мама, держит ее до нескольких минут, тянет в рот.
- Лежа на пузике, поднимает головку и держит ее (угол — 45 градусов).
- Пытается совершать ползающие движения , хотя сил на это пока не хватает.
- Если взять за ручки, подтягивается в положение «сидя».
- В вертикальном положении (у мамы на руках) головка не качается — держится уверенно.
- При поддержке подмышками опирается на стопы.
- Сует в рот только пальчики (не весь кулачок), а также мамин палец или игрушку, которую удается схватить.
- Следит за предметом , который перемещают перед его глазами, за людьми и питомцами.
- Помимо улыбки, сейчас маме приносит радость и смех карапуза. Смеется малыш также осознанно.
- Растет «лексикон» . Появляются, кроме гласных, звуки В, С и Ф. Кроха гулит и лопочет, отвечает маме, зовет ее, поет, воркует.
- Малыш запоминает ощущения от своих движений и пытается их повторить — повороты, ползание и пр.
- Прислушивается к каждому звуку , строя различные гримасы.
- Узнает маму с папой по голосам, лицам, запаху.
- Попадает руками по игрушкам, что мама вешает над кроваткой.
- Изучает все окружающие предметы , особенно его привлекают лица и крупные узоры.
- «Интересуется» музыкой — любит и спокойную классическую, и просто мобиль над кроваткой.
Стоит обратиться к педиатру, если ваша кроха…
- Не может поднять головку на 5 см (с положения на животе) и удерживать ее.
- Находясь в вертикальном положении, не может удержать головку .
- Лежа на пузике, не приподнимается , опираясь на предплечья.
- Не тянется к яркой игрушке, которую видит возле себя.
- Не ищет глазами источник звука и не следит за перемещаемой погремушкой.
- Не улыбается , когда мама с ним разговаривает.
Правила ухода за малышом в 12 недель: как справиться с возникающими проблемами?
Если вы еще не установили для карапуза четкий режим дня, срочно этим вопросом займитесь. Режим сна и питания крайне важен для правильного развития чада (да и маминого спокойствия).
- Лучшее время для отхода к ночному сну
— с 19.00 до 20.30.
Также стоит планировать и дневной сон. Ритуал перед сном должен повторяться изо дня в день, чтобы малыш к нему привык. Важна последовательность и добрая правильная привычка. - С утра обязательно будите свое чадо
В одно и то же время. Особенно, если ребенок спит более 10 часов. - Нерегулярные кормления
Малыши не могут просить есть по расписанию. Они могут просить еду в любое время. И, если первые пару месяцев вы шли крохе навстречу, сейчас пора «перевоспитываться» и укладываться в рамки режима.
Особенно, учитывая тот факт, что между кормлениями ребенок к груди просится от тоски по маме, а не от голода. Отклонения от графика в установленном режиме допустимы лишь на 20-30 минут. - Колики
Увы, пока еще эта проблема не ушла целиком. Поэтому не забываем укладывать малыша перед кормлением на пузико, гладить животик по часовой стрелке, поить специальным чаем и держать «солдатиком» после обеда/ужина. - Протирайте глазки чада по утрам
Делать это следует стерильным ватным тампоном (предварительно смочите в чистой воде).
Направление — от внешнего к внутреннему краю.
Наиболее остро в этот период стоит проблема реакции организма на прививку.
Как раз в 3 месяца (по желанию мамы) здоровому карапузу положена плановая вакцинация (прим. коклюш, дифтерия, столбняк и полиомиелит).
И реакция на нее бывает совершенно разной. Обычно после прививки повышается температура, начинается боль в мышцах и сонливость, возможна и аллергическая реакция.
Симптомы уходят за 2-3 дня. Но маме следует быть внимательной, ведь то, как отреагирует организм, никому неизвестно.
Не помешает также заранее выяснить, что можно и чего нельзя делать до и после прививки.
Развитие трехмесячного новорожденного в игре
Учитывая, что ваш карапуз уже способен хватать игрушки и тянуть их в рот, а также легко переворачиваться, пора немного пересмотреть вопросы безопасности. То есть оградить малыша от опасных предметов и обезопасить от падения с высоты.
А чтобы усовершенствовать полученные навыки, следует добавить в режим дня несколько полезных упражнений .
- Стимулируем перевороты Кроха — в положении «на спине». Поднимаем его правую ножку и нежно ведем налево, «перекидывая» через тело. Данный элемент — самый сложный для карапуза во всем процессе переворота. Поэтому ваша задача — помочь ему в тренировках.
- Стимулируем ползание Тут все просто: укладываем кроху на коврик (на полу) пузиком. Впереди него раскладываем яркие игрушки и помогаем своей ладонью, от которой оттолкнуться гораздо легче. Коврик можно приобрести специальный, развивающий, хотя это и не обязательно. Нежелательно делать это на диване, потому что нужна более твердая поверхность, чтобы малыш имел больше возможностей для отталкивания.
- Игры пока короткие и простые
Достаточно 15 минут. Если малыш устал раньше, «сворачивайтесь», пришло время отдыха. - Речевое развитие
Сейчас важно развивать «словарный запас». Наиболее успешно такие уроки проходят с помощью потешек, прибауток, песенок.
Все фразы произносите четко, чтобы малыш слышал их и видел ваш рот во время произношения. - Массаж
Помимо традиционного массажа, сейчас время наступило для развития мелкой моторики (непрерывно связанной с речевым аппаратом).
Поэтому массажируем стопы и ладошки, делаем пальчиковую гимнастику, трогаем и щупаем различные фактуры.
Используем шарики-ежики, вкладывая в ладошку малышу, поочередно — в левую и правую. Зажимаем такой шарик между его ладошками, и нежно крутим. - Найдите книжку с крупными и схематичными рисунками (либо нарисуйте сами)
Показывайте ребенку эти картинки, в обязательном порядке проговаривая каждую деталь рисунка. - Читайте вашему чаду
Неважно, что это будет — книга о вкусной и здоровой пище, стихи Ахматовой или сказки (малыш пока еще не понимает сути текста). Главное, как именно вы будете проговаривать слова.
Ребенок уже понимает ритм языка, и ваши «чтения» станут еще одним кирпичиком, заложенным в фундамент речевого и психоэмоционального развития. - Закаливающие процедуры
Без них тоже не обойтись, если вы хотите, чтобы малыш рос выносливым и здоровым.
Из наиболее популярных процедур: обтирания влажным полотенцем, воздушные ванны, постепенное снижение температуры воды в ванной на полградуса (до разумных пределов, конечно). - Развиваем координацию движений
Сейчас кроха с удовольствием тянется к игрушкам, развешанным мамой над кроваткой. Вешайте их так, чтобы карапуз мог дотянуться.
Только не простые колечки/шарики, а игрушки, которые издают звуки. Тогда у карапуза будет больше стимула к ним тянуться.
Правильное питание детей в первые месяцы жизни имеет важнейшее значение в поддержании здоровья, влияет на рост и развитие ребенка. Качество питания влияет на процесс пищеварения и прибавку массы тела ребенка. (В первые шесть месяцев жизни ребенок увеличивает массу своего тела в два раза, а в течение первого года жизни она увеличивается в три раза). В этот период жизни роль рационального питания трудно переоценить.
Молоко матери является лучшим питанием для младенцев, т.к. оно содержит все необходимые ребенку пищевые ингредиенты и биологически активные вещества.
Однако, когда грудное вскармливание не возможно, необходимой становится искусственное вскармливание младенцев. При этом необходимо выбрать качественную молочную смесь.
№ | Наименование смеси | Особенности смеси | Производитель | Содержание основных пищевых веществ и энергии в 100 мл готовой смеси | ||||
Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Железо, мг | Ккал | ||||
Смеси отечественного производства | ||||||||
1 | МалюткаНоваяформула | Сухая молочная смесь высокой степени адаптации по всем нутриентам. Содержит: таурин, L-карнитин, селен, йод. Обладает профилактическим эффектом, алиментарно-зависимых состояний, йоддефицитных состояний. | Нутриция, Россия | 1,6 | 3,5 | 7,4 | 10,0 | 68,0 |
2 | Нутрилак 0-12 | Сухая обезжиренная молочная смесь с добавлением деминерализованной молочной сыворотки. Содержание белка понижено. Содержит: таурин, L -карнитин. Низкая осмолярность смеси | Нутритек, Россия | 1,5 | 3,4 | 7,4 | 0,8 | 66,6 |
Смеси зарубежного производства | ||||||||
3 | Беби | Сухая обезжиренная молочная смесь с преобладанием сывороточных белков. Углеводы — в виде лактозы. Содержит: таурин, L -карнитин, железо, селен | Kolinsk, Словения | 1,54 | 3,5 | 7,04 | 0,9 | 66,7 |
4 | Бона | Приготовлена на сухом, частично обезжиренном коровьем молоке, деминерализованной молочной сыворотке. Содержит: таурин | Нестле, Финляндия | 1,5 | 3,5 | 7,3 | 0,73 | 67,0 |
5 | Дамил | Сухая обезжиренная молочная смесь. Содержит: 100% растительные жиры, L-карнитин, таурин, йод, селен | Дания | 1,5 | 3,6 | 6,99 | 0,89 | 66,5 |
6 | Мамекс плюс | Сухая обезжиренная молочная смесь с сывороточным белками и растительными маслами, комплексом витаминов и минералов. Содержит: таурин, селен, B-каротин, олигосахариды, фосфолипиды, нуклеотиды | Интернейшл Нутришнл Ко, Дания | 1,46 | 3,61 | 7,25 | 0,77 | 67,3 |
7 | МДмил | Сухая обезжиренная молочная смесь. Содержит: нуклеотиды, селен, таурин, инозитол. | Франция«Летри де Краон» | 1,6 | 3,6 | 7,5 | 0,6 | 68,9 |
8 | Нан | Сухая обезжиренная молочная смесь, улучшенного состава, с высоким превалированием модифицированных сывороточных белков. Количество белка понижено. Содержит: нуклеотиды, таурин, L-карнитин, железо, селен, йод. Обеспечивает профилактику алиментарно-зависимых состояний, обладает антиоксидашной защитой. | Нестле, Швейцария | 1,2 | 3,6 | 7,5 | 0,8 | 67,0 |
9 | Нестожен | Сухая частично обезжиренная молочная смесь. Белковый компонент преимущественно состоит из казеиновой фракции. Содержит: таурин, L-карнитин, железо. Обеспечивает профилактику срыгиваний, алиментарно-зависимых состояний. Вызывает чувство насыщения | Нестле, Швейцария | 1,7 | 3,4 | 7,4 | 0,8 | 67,0 |
10 | Нэнни | Сухая молочная смесь на основе обезжиренного козьего молока, полностью адаптирована. Содержит: железо, йод, холин, карнитин, таурин. Обладает антиоксидантным эффектом. Назначается с рождения для профилактики алиментарно-зависимых состояний, пищевой аллергии. Противопоказана при лактазной недостаточности, непереносимости белков козьего молока | Голландия Бибиколь | 1,5 | 3,6 | 7,6 | 0,85 | 69,0 |
11 | Пилтти | Приготовлена на коровьем молоке с добавлением деминерализованной молочной сыворотки. Содержит: карнитин, таурин, лактозу, декстрин-мальтозу | Ван ден Берг Фудс, Финляндия | 1,5 | 3,5 | 7,0 | 0,7 | 65,0 |
12 | Симилак | Сухая обезжиренная молочная смесь. Содержит: таурин | Абботт.ЛабораторияСША/Дания | 1,5 | 3,6 | 7,3 | 0,15 | 67,6 |
Участковы педиатр. Профилактическая медицинская помощь/Н. Л. Черная