Как избавиться от эгоизма? Советы и рекомендации. Как самостоятельно избавиться от эгоизма Как избавиться от эгоизма и полюбить себя

Всё счастье, которое есть в мире, происходит от желания счастья другим.
Всё страдание, которое есть в мире, происходит от желания счастья себе

Шантидева

К ак часто мы действительно задумываемся о других? Как часто мы делимся своим теплом, просто отдаём и не требуем ничего взамен? Почему нам кажется, будто человек это что-то особенное, отдельное от всего остального? К сожалению, вряд ли можно найти человека, который искренне ответит на первые два вопроса: «Всегда», и на третий - «Это не так». Причиной этому является эгоизм. В одних он ярко выражен, в других тщательно завуалирован, и отсутствует разве что у бодхисаттв, существование которых у многих вызывает сомнения. В данной статье мы попробуем понять, что такое эгоизм, зачем от него избавляться и рассмотрим несколько методов, позволяющих хоть немного поумерить наше эго.

Эгоизм - это…

Если в двух словах, то эгоизм - противоположность альтруизма. То есть проявление человеческого «мне», «моё», «я» и т.п. Эгоизм произрастает из самоотождествления человека с расой, профессией, какими-то качествами: умный, хороший, классный, дикий и другими ярлыками, приобретаемыми в социуме, а также со своим физическим телом. Когда мы присваиваем себе какой-либо статус, мы сразу наделяем себя определённым набором отличительных признаков, т.е. выделяем себя из общей массы. Нам хочется особого отношения, статуса, или, наоборот, мы можем занижать свои достоинства, что также является в какой-то степени проявлением эгоизма. Ведь не важно, какие этикетки на себя клеить: позитивные или негативные.

На мой взгляд, эгоизм - яркое проявление страха, страха что-то потерять, будь то жизнь, деньги, дети, машина, собака и т. д. и т. п. Это проявление привязанности, желания всё контролировать, жадности, отсутствия сострадания. Эго оно хитрое и может прятаться за помощь неимущим, слабым и обездоленным. Человек сам может этого не осознавать и искренне верить, что он делает добрые дела, но в какой-то момент эго может вылезти в виде «я тут, значит, ради тебя… а ты!» Кто-то может сказать: «Почему я должен избавляться от эгоизма, да и вообще я человек, а человеку присуще эго, никуда от этого не деться!» Действительно человек характеризуется наличием ума и эго, и в некоторых ситуациях без этого не обойтись (по крайней мере, в сансаре). Однако всему есть предел. Попробуем понять, зачем же избавляться от эгоизма.

Что мы упускаем из виду, оставаясь эгоистами?

Самое, пожалуй, сильное и действенное средство от эгоизма - это простирания. Суть простираний заключается в том, что человек мало того, что выказывает своё почтение определённому божеству или бодхисаттве, но при этом указывает на своё смирение и преклонение перед ним, свою, если можно так выразиться, ничтожность. Смирение на уровне тела, речи и ума. В полном варианте простирание выполняется следующим образом: стоя сводим руки в намасте (ладони вместе, как для молитвы) над головой, при этом большие пальцы слегка направлены внутрь ладоней; затем опускаем намасте на макушку - преклонение на уровне тела; затем подносим ко лбу - преклонение на уровне ума; к горлу - преклонение на уровне речи; к середине груди, на уровне сердца; далее ладони, колени и лоб опускаются на пол, руки вытягиваются над головой (на полу) и сводятся в намасте, при этом грудь подаётся вперёд и тело как бы уезжает в позицию лёжа, т.е. мы вытягиваемся на полу; далее есть разные варианты, или остаться так, или руки согнуть в локтях и поднять намасте над затылком, или раскрыть ладони и как бы сделать подношение, потянувшись ими вперёд, или просто поднести намасте к макушке; затем снова ладони, колени, лоб на пол, после чего поднимаемся на ноги, намасте у груди. Желательно делать 108 таких подходов за один раз или любое количество, предпочтительно 9, 27, 54 или 108.

Суть простирания заключается в следующем. Сначала мы проходимся по первым четырём чакрам: сахасрара над макушкой, аджня на лбу, вишудха - горло и анахата - сердце. Таким образом, мы их очищаем и указываем на преклонение на уровне тела, ума и речи. Когда человек кладёт ладони, колени и лоб на пол, он ставит ум ниже сердца. Чем больше ум, тем больше эго, они находятся в прямой зависимости. Во время простирания сначала ум, т.е. эго, ставится ниже сердца, т.е. души. Человек как бы признаёт ничтожность своего «Я» и говорит, что душа, то есть божественное начало, выше. Когда же мы полностью простираемся (ложимся) на земле, мы сравниваем своё тело с землёй, указывая на его бренность, тем самым ставим себя ниже божества, признавая его величие.

На первых этапах может быть тяжело выполнять простирания, поэтому можно начать с обычных поклонов. Возможно, кому-то просто по религиозным соображениям ближе поклоны, нежели тибетские простирания. Поклон выполняется без прохождения по чакрам. Мы просто встаём на колени, соприкасаясь ладонями и лбом с полом. Довольно эффективно при этом представлять перед собой тех, кто больше всего нас задевает, кого мы не любим, тех, на кого наше эго очень бурно реагирует. Для тех, у кого перекос в другую сторону, например, человек не любит себя, можно выполнять эту технику перед зеркалом. Другими словами, кланяться себе. Но это только в том случае, если вы точно знаете, что у вас именно такая проблема, иначе существует опасность взрастить в себе эго ещё больше. В остальном поклоны работают также как и простирания.

Джняна мудра и Чин мудра

Джняна мудра и чин мудра отличаются лишь тем, что в джняна мудре ладонь направлена вверх, тогда как в чин мудре - вниз. Выполнять мудру можно двумя способами: первый, когда соприкасаются подушечки указательного и большого пальца; второй, когда ногтевая пластина указательного пальца упирается в первый суставной изгиб большого. Так как указательный палец выступает символом индивидуальности человека, а большой символизирует универсальное «я», для усмирения эго более эффективно выполнять второй вариант мудры. Мы часто используем указательный палец, чтобы указывать, то есть командовать, распоряжаться. Однако не обязательно непосредственно указывать пальцем, он в любом случае является символом и отражением стремления управлять. И если человеку тяжело даётся второй вариант джняна (чин) мудры, то это явный показатель величины его эго.

Данный жест можно часто встретить на изображениях различных будд и бодхисаттв, например, рука Будды, выполняющая джняна мудру на уровне сердца, является символом открытости по отношению ко всей Вселенной.

Помимо всего прочего, на кончиках пальцев рук находится множество нервных окончаний, а также выходят энергетические каналы, поэтому выполнение мудр позволяет «замкнуть» эти каналы и остановить «утечку» энергии, что благотворно влияет на общее состояние организма. Джняна и чин мудры часто сопровождают медитативные практики, а также асаны и пранаямы, помогают сосредоточиться и успокоить поток мыслей.

Выдохи длиннее вдохов

Считается, что вдох символизирует потребление, а выдох, соответственно, способность отдавать, делиться. Поэтому одной из практик по избавлению от эгоизма, следовательно, развитию альтруизма, является пранаяма, когда мы стараемся сделать выдох длиннее вдоха. Это не простая практика, особенно при добавлении растягивания дыхания. Можно выполнять эту практику в пранаяме (полное осознавание дыхания). в «альтруистичной форме», когда мы стараемся максимально растянуть дыхание, словно цедим воздух носом, медленно-медленно, так, чтобы практически не замечать, как воздух проходит по каналам, при этом добавляем счёт и стараемся, чтобы количество счётов на выдох превышало количество счётов на вдох. При выполнении этой пранаямы в обычной форме вдохи и выдохи равны.

Мантра «Ом»

На мой взгляд, очень хорошо прорабатывается эго в практике . Во-первых, звук «Ом» - это звук, из которого всё появилось и в котором исчезает, звук, содержащийся в каждой частице любого предмета и живого существа. Поэтому, произнося звук «Ом», мы как бы воссоединяемся со своей изначальной природой и со всем сущим - абсолютное равенство и приятие. Во-вторых, здесь также выдох получается длиннее вдоха, так как мы стараемся пропевать четыре звука «А», «О», «У» и «М» как можно длиннее, при этом вдох делается довольно быстро. Кроме того, не все могут петь в кругу, поэтому может быть очень полезным для проработки эго практиковать эту мантру не одному, а в кругу единомышленников. Например, Клуб сайт регулярно проводит практику Мантры «Ом» как в Москве, так и в других городах России. Также можно собрать друзей и попеть с ними.

Перебирание чёток от себя

То, как практик перебирает чётки, тоже его характеризует. Перебирание чёток от себя символизирует отдачу, в то время как на себя - наоборот, желание брать, потреблять. Поэтому, если вы стремитесь к усмирению эгоизма и взращиванию бескорыстия, то чётки нужно перебирать от себя.

Помимо описанных практик можно научиться слушать, безвозмездно помогать другим, жертвовать как что-то материальное, так и время или свой труд, на благо тех, кто стремиться к развитию, попробовать наладить отношения с теми, кто, возможно, вас раздражает, помириться с теми, с кем в ссоре, или просто убрать в подъезде, в общем, взять и искренне от души сделать что-то на благо других, переступить через своё «Я». Если мы ежедневно будем избавляться от гордыни, зависти, злости, ненависти и других негативных качеств, то и мир начнёт проявлять по отношению к нам всё самое лучшее: добрые улыбки и слова, бескорыстную помощь в делах, душевное тепло, понимание - всё то, что не может пробиться через толстую броню эго.

Эгоизм является добровольным умерщвлением всего, что есть в человеке живого и хорошего

Эгоизм (от лат. ego - «я») - ценностная ориентация, поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.

Эгоизм разными личностями воспринимается совершенно по-разному. То, что считается для одного человека нормой, другим человеком это может восприниматься как чрезмерный эгоизм. Нередко именование эгоист используется просто как негативный ярлык, демонстрирующий отрицательное отношение к человеку без серьезных на то оснований.

Эгоизм может быть явным, скрытым и открытым, а также замаскированным. Бывает также осознанным и импульсивным, дальновидным и недальновидным.

Эгоист чаще всего не выходит за рамки материальности . Он хочет для себя комфорта, материального благополучия, удовлетворения своих желаний и амбиций. Заблуждаются те люди, которые думают что эгоизм это любовь к себе. Это не так, далеко не так. Ведь зачастую то, чего хочет для себя эгоист далеко не полезно для него. То есть он вредит себе и всячески саморазлагается, а значит, он не любит самого себя, а скорее, даже, ненавидит.

Эгоизм это, по сути, антипод духовности . Практически все религии и духовные учения учат отрешению от себя, от своих личных эгоистических интересов. Человек же замкнутый на этих эгоистических интересах - это очень ограниченный человек, он как раковая клетка на теле общества, которая стремиться брать, всегда и везде, ничего не давая.

Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр.

Философия эгоиста звучит одним словом - «Дай». Эгоист это тот, кто хочет только получать, и при этом ничего не отдавать взамен. Но наша жизнь устроена таким образом, что трудно получить что-то, не отдав что-то взамен. Ответьте на еще один риторический вопрос: «Человеку главное получить, или отдать?». Вот что главное: получить или отдать? Ну конечно получить, да еще на халяву. Получать - это главный принцип эгоиста. Отдавать - это главный принцип альтруиста. Получать только для себя - это очень плохо.

Эгоисты по сути своей природы являются настоящими разрушителями. Если эгоист создает семью, то он же её и разрушает, во всяком случае его семья никогда не будет счастливой. Если же эгоист является каким-либо начальником, то его подчиненным не позавидуешь, справедливости и заботы к себе они не увидят, а любое предприятие понесёт большие убытки, потому что все эгоисты-начальники как правило - бюрократы и карьеристы, которые не брезгуют ничем лишь бы упрочить свое положение, и любыми путями и средствами, взятками, воровством — материально себя обеспечить. Интересы государства и народа им безразличны. И так всегда, везде и во всём — такие люди всё разрушают и несут только один вред.

Ненасытное эго все время кричит: «мало!», ведь оно не умеет довольствоваться малым, ему неведома скромность. Эгоизм приводит к тому, что ум человека постоянно находится в напряжении, высчитывая собственную выгоду и прибегая к различным хитростям и уловкам. Человек, страдающий эгоизмом, не может по-настоящему любить ни других, ни даже себя самого. Для него самое главное заключается в том, чтобы ему было хорошо и комфортно, а все остальное не имеет значения. Но стремление к покою и комфорту - это вовсе не любовь. Под грудой эгоизма спрятана беспомощная и страдающая личность, которая нуждается в тепле, заботе и внимании, но она не знает, каким образом все это можно легитимно получить.

А вывод из всего вышесказанного каждый должен сделать сам. Ведь никто кроме самого человека не сможет достоверно определить насколько он эгоист, надо ли это ему и в каком направлении ему дальше развиваться. Выбрать ли ему путь личного эгоизма, стимулируя своё низшее "я" или путь частицы Высшего Божественного "Я" (индивидуальности), стремясь открыть это "Я" в себе. Ибо как может быть эгоистом человек, осознающий себя и окружающих его людей частью Единого Целого, понимающий, что делаю добро другим, он делает добро и себе?

Как избавиться от эгоизма:

Начнем с того, что человек должен осознать свою проблему и захотеть от нее избавиться. В противном случае на благоприятный исход дела нечего и надеяться. В первую очередь необходимо найти истоки появления эгоизма. Как правило, за эгоистичным поведением скрывается боязнь неизвестности и огромное недоверие к другим людям. Для того, чтобы избавиться от этого страха и недоверия, необходима сила воли. Если эгоизм перерастает в патологическое стремление к власти и манию величия, то в этом случае может помочь только длительное психотерапевтическое лечение. Однако и в этом случае человек должен четко осознавать, что он эгоист, и хотеть измениться.

Воспользуйтесь нашими полезными советами по избавлению от эгоизма :

1. Старайтесь каждый день делать по одному доброму и бескорыстному делу - переведите старушку через дорогу, бесплатно подвезите голосующего, помогите соседке донести до квартиры сумки, подмените сотрудника на работе, посидите с племянником.

2. Овладейте техникой активного слушания. Она предполагает активное участие в разговоре, поэтому:

  • Задавайте наводящие вопросы;
  • Интересуйтесь чувствами рассказчика;
  • Обращайте внимание на язык жестов;
  • Высказывайте свою оценку услышанного.

3. Помогайте людям, которые вас окружают. Например, поучаствуйте в благотворительной акции - накормите местного бомжа, бросьте пару рублей нищему, отнесите старые вещи и игрушки в детский дом. Вариантов масса! В крайнем случае, сходите в социальную службу, она найдет вашей энергии достойное применение.

4. Заведите домашнего питомца. Со временем он станет настоящим членом вашей семьи. К тому же, животные целиком и полностью зависят от людей, их нужно кормить, мыть, выгуливать, водить к ветеринару. В общем, жить только для себя у вас точно не получится.

5. Избавьтесь от эгоизма и жадности - создайте семью и заведите детей! Чтобы построить хорошие отношения вам придется мало брать и много отдавать, а это лучшее решение проблемы.

6. Станьте членом команды. Запишитесь в любительскую музыкальную труппу, пойдите с сотрудниками в поход, станьте членом родительского комитета, примите участие в командных соревнованиях, попробуйте свои силы в совместном проекте. Чувство коллективизма и общее дело заставят вас усмирить собственное «Я».

7. Меньше говорите о себе. При встрече с друзьями или родственниками не спешите вываливать на них свои горести и печали. Сначала поинтересуйтесь, как они себя чувствуют и как обстоят их дела.

8. Чтобы не быть эгоистом - научитесь сначала отдавать, а потом уже получать.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день мы называем Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения. В этот день принято просить прощения и у своих ближних, друзей и знакомых, даже врагов, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись друг с другом.

На прощение друг друга нас подвигают слова сегодняшнего Евангельского чтения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15). В центре этих слов стоит Бог. Если мы не будем прощать людям их согрешения, мы рискуем услышать от Бога в Оный день страшные слова: «и Я тебя не прощаю! Уйди от Меня во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов…» (см.: Мф. 13: 50; 22: 13).

Известный нам сегодня чин прощения появился в древних православных монастырях. В житии преподобной Марии Египетской мы видим свидетельство палестинской монашеской традиции V–VI веков. Чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к празднику Пасхи, в последний день перед Великим постом монахи уходили в пустыню для уединенной жизни на 40 дней. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то умирал от старости, кого-то могли постигнуть несчастья в суровой безлюдной пустыне. Потому, расходясь, отшельники, как перед смертью, просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды. И, конечно, сами от души всех прощали. Каждый понимал, что их прощание друг перед другом в преддверии Великого поста могло оказаться последним. Для того и появился существующий ныне чин прощения, чтобы примириться со всеми людьми и благодаря этому и с Богом.

Зачем же монахи для поста и молитвы уходили в пустыню? Ведь поститься и молиться можно и у себя дома.

Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Да, ограничения в пище и удовольствиях воспитывают в человеке способность к воздержанной жизни, но это еще не делает из человека настоящего христианина. Пост и молитва практикуются и в других религиях, есть и светские оздоровительные практики по лечению голоданием. В центре отшельнической жизни пустынников лежала другая и очень важная цель. Это – опытное переживание Богооставленности и опытное следование за распятым Христом.

Самый горький вопль человечества – это слова Христа со креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). Когда у человека нет ни родных ни близких, нет ни друзей, ни коллег, у него, по крайней мере, есть надежда на Бога. Но когда и Бог оставляет, человек приходит в состояние полного безутешного одиночества. Близость Бога, Его любовь чувствует чистое сердце человека, но если в сердце у человека грех – значит, там нет места для Бога. Ощущение внутренней пустоты, подавленности, уныния – это знак того, что в сердце есть грех. И если грех заполнит всё сердце, в конечном счете наступит Богооставленность, пустота и холод бездны.

Зная это, аскеты древности уходили в пустыню, чтобы, отрекшись от суеты мира, встретиться один на один с самим собою. Живя в миру, человек окружен суетой. Он может даже не ощущать атаки греха, ему кажется, что во всех проблемах виновны окружающие люди. Но, когда он оказывается в пустыне, ему уже некого винить. Один на один с собой подвижник начинает видеть себя изнутри, словно обнажает свой грех перед собою. Наблюдая за собой, за движением плоти и мыслей, аскет постепенно начинает замечать свои страсти. Опытно переживая голод и холод, он понимает, что, если он не избавится от страстей и не взыщет Бога, злая пустыня станет его вечным селением. Богом покинутая душа по смерти наследует ад.

Подвижники древности были глубокими богословами. Для них Великий пост был не только упражнением в посте и молитве, но и в размышлении о делах Божиих в человеческой истории, о ценности распятия Христова и славного Воскресения.

Когда согрешил Адам, он был изгнан из Рая. Из земли, где течет молоко и мед, он был выслан в пустыню с терниями и волчцами, в ту пустыню, в которой Адам должен был со скорбью питаться полевою травою, добывая себе хлеб в поте лица (см.: Быт. 3: 17–19). Однако это не вразумило детей Адама. И когда Бог послал на землю Христа, люди Его распяли. Сыны Адама распяли Того, Кто мог спасти их от плена греха и смерти. Они распяли Источник света и жизни вечной. Человек снова остался один. Но есть путь возвращения к Богу – последовать за Христом в пустыню, чтобы, отвергнув дела сатаны, взять крест и распять свою плоть со Христом.

Чтобы «упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху», писал апостол Павел, наша плоть со страстями и похотями, наш ветхий человек должен быть распят со Христом (см.: Рим. 6: 5–7). Жизнь в пустыне, в тесноте и лишениях – это практика такого распятия страстей и похотей, когда человек перестает угождать своей плоти и освобождает ум для созерцания вещей Божественных.

Если ощущение одиночества, опустошенности или уныния, в семье или в монастыре, – это признаки Богооставленности, то «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23) – это признаки Богообщения, плоды Святого Духа. К этим дарам, а не к посту и молитве как самоцели, стремились аскеты древности, когда радостно прощались друг с другом в Прощеное воскресенье, чтобы с еще большей радостью собраться вместе перед Пасхой.

О чем же просить прощение в Прощеное воскресенье, если мы не собираемся уходить в пустыню, как иноки древности? Если мы не чувствуем, что кого-либо как-то сильно обидели?

Нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы нередко общаемся с другими людьми ровно настолько, насколько другой человек нам лично может быть интересен или полезен. Нам интересна только наша собственная персона и те люди, которые в данный момент нас слушают или нам угождают. В Прощеное воскресенье полезно почувствовать, какова мера нашего собственного эгоизма.

С точки зрения философии, эгоизм – это себялюбие, такое поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном «Я», собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам других людей. С точки зрения психологии, эгоизм – это проявление интереса человека к самому себе, сосредоточение внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире.

Нередко эгоисты прикрываются заповедью «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19: 19). Но себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны. Себялюбие – это самодовольство, удовлетворенность самим собой, жизнь ради удовлетворения своих желаний. Любовь к себе – это уважение к своей целостности, уникальности личности, примирение со своими недостатками, знание особенностей Богом данного характера своей души. Любовь к себе неотделима от уважения, любви и понимания другого человека как не менее уникального образа Божия.

Апостол Павел все заповеди сводит к одной: «люби ближнего твоего, как самого себя», но здесь же вводит преамбулу: «любовью служите друг другу» (Гал. 5: 13, 14). Человек, который служит другому любовью, тем самым являет, что любит и самого себя. Любящий брата своего, которого видит, способен любить и Бога, Которого не видит (см.: 1 Ин. 4: 20). Напротив, эгоист, себялюбец не любит ни Бога, ни брата и даже с самим собою не имеет мира.

Себялюбец, который стал великим постником и молитвенником, ничего для своей души не приобрел. Самолюбивый постник – это тщеславный простец, который кормит свою ненасытную гордость. Напротив, подвижник, распявший себя со Христом, – кроткий как агнец, готовый пожертвовать собой ради ближнего и голодного, половину завтрака, обеда и ужина своего он готов раздать нищим.

Прося прощения у других людей в сегодняшнее воскресенье, давайте, братья и сестры, тем самым объявим войну своему эгоизму. Признаем свои недостатки перед другими людьми, поищем в Священном Писании и богослужении знания о Боге, постом смирим нашу плоть, оросим душу слезами покаяния, чтобы, очистившись телом и духом, нам встретиться с Воскресшим Христом.

Эту дорогу мы начинаем с того, что прощаем тех, кто обидел нас, и просим прощения у тех, кого вольно или невольно обидели мы. Прося прощения, мы должны упростить, сделать проще наши отношения с Богом и ближними. С этого и начинается борьба с эгоизмом, с этого начинается наше очищение сердца, с этого начинается Великий пост.

Пусть же Господь по молитвам всех, в подвиге поста просиявших, даст нам сил примириться со всеми и через Великий пост в мире пройти к Светлой Пасхе Христова Воскресения.

Такая черта характера человека как эгоизм - это проявление его сущности. Он развивается в раннем детстве и влияет на взрослую жизнь мужчины или женщины. Нужно знать, как избавиться от эгоизма и найти истинную причину привычек, которые нацелены только на помощь самому себе.

Эгоизм как явление

Эгоизм - это часть личности. Она влияет на поведение, привычки, образ жизни. Чем персона больше поддается натуре, тем сильнее проявления этой черты. Эгоистичные намерения сложно скрыть, а сама она иногда даже гордится тем, как себя ведет.

Эгоист всегда ставит себя выше окружающих из-за неправильного восприятия своей личности. Такой человек не может увидеть чужих достоинств. Все, что является его миром - собственное эго, поэтому черта влияет на концентрацию внимания.

По своей сути это создание искусственной, искаженной реальности. Эгоист не видит проблемы, не замечает, что его поведение иррационально и ненормально. Проявляется эта черта в любовных, рабочих и социальных отношениях. В таких связях есть только эгоист и его насущные потребности.

Как он проявляется

Эгоизмом называется не временное явление, а постоянная черта характера. Это - не привычка, а устойчивая модель поведения. Человек привыкает выстраивать собственную жизнь вокруг себя. Эгоист искренне верит в то, что он особенный, а его способности - уникальные и востребованные.

Как определить эгоиста:

  • человек постоянно говорит о себе и не умеет слушать окружающих;
  • личность уверена в себе даже без реальных на это оснований;
  • персона пытается быть лидером, ей кажется, что ее идеи важные и ценные;
  • личность бравирует своими достижениями перед окружающими;
  • человек не принимает и не воспринимает критику;
  • персона вспыльчива (такие люди не бывают терпимыми или терпеливыми).

В отношениях эгоист привык только получать, для него отдача представляет собой нечто неестественное. Он воспринимает свое внимание как ценность, которую нужно заслужить. Эгоист не умеет искренне радоваться за чужие достижения, если в этих отношениях для него нет пользы. Без выгоды любое дело ему быстро надоедает зацикленной на себе личности. Если окружающие люди ему подыгрывают или потакают, эгоист не видит причин для внутренних изменений.

Борьба с эгоизмом

В большинстве случаев близкое окружение человека беспокоится о том, как избавиться от эгоизма. С годами сложные черты характера ухудшаются. Эгоист становится безучастным и черствым. Если в молодом возрасте самовлюбленность и чрезмерная самоуверенность списываются на юношеский максимализм, то с годами безобидные черты характера перерождаются в жестокость и безразличие.

Почему необходимо бороться с эгоизмом:

  • зацикленность на себе исключает правильную адаптацию личности на новом месте;
  • концентрация внимания снижается, человек не может замечать изменения как у чужих, так и у близких людей;
  • эгоистам сложно построить гармоничную семью;
  • людям этим сложно заниматься воспитанием детей.

Победить эгоизм можно, если найти в себе силы признаться, что такая проблема есть. На этом этапе важная роль отведена близким и друзьям. Если же эгоист сам пострадал от собственной зацикленности, ему придется справляться с проблемой самостоятельно. Для борьбы необходима работа с мышлением.

Методы преодоления

В тех случаях, когда развивается эгоизм, избавиться от него можно, посмотрев на собственную жизнь со стороны. Это не просто анализ происходящих ситуаций. Персона должна увидеть, как определенные привычки или модели поведения приводят к негативным результатам.

Для эгоиста, который всегда лучше знает, что ему нужно, мнение окружающих людей малозначимо. Он не верит в то, что может быть несовершенным. Принять вред, исходящий от самого себя, - самая сложная задача для самовлюбленного, эгоистичного человека.

Избавиться от эгоизма можно таким образом:

  • найти причину;
  • пройти курс психоанализа или заняться саморазвитием (эгоисты редко обращаются за помощью к специалистам);
  • развить в себе полезные привычки;
  • изменить образ жизни (изменится модель поведения - преобразится мышление).

Поэтапно эгоист может меняться. Для него эти перемены должны быть естественными. Осознанное решение позволит лишиться сомнений. Если эгоиста заставлять меняться, он превращается в притворщика, и проблема только усугубляется.

Поиск причины

Избавиться от проблемы психологического характера можно только через работу с мышлением. Эгоизм - не поступки, а мысль, способствующая этим поступкам. Причины развития самовлюбленной и равнодушной личности:

  • защитная реакция: в процессе формирования личности ребенок учится понимать мир, формируются устойчивые понятия и модель поведения; родители воспринимают перемены в ребенке как проявления характера, но на деле с помощью зацикленности на себе ребенок отгораживается от происходящего; он может прятаться от неприятных для него ситуаций (так поступают дети, страдающие от насилия в семье); самолюбивыми вырастают и те, чьи семьи не уделяли достаточно времени и любви - через эгоизм взрослый человек компенсирует детскую травму;
  • неправильное воспитание: родители, которые пытаются внушить ребенку ложную самоуверенность, только еще больше ему вредят; малыш не умеет видеть свои истинные силы, он уверен в том, что окружающие люди неспособны оценить все его таланты; когда возникают спорные вопросы, ребенок полагается на убеждения родителей, а не на мнение окружающих, чрезмерная вера в себя, не подкрепленная реальными фактами, превращается в основу эгоизма;
  • плохой пример для подражания: отсутствующее воспитание, когда ребенку не вредят (не занижают самооценку), и не помогают, не внушают самоуверенности, ребенок ищет пример для подражания на стороне; малыш выбирает любого взрослого человека, который кажется ему успешным.

Если найти причину, удастся найти способ, как исправить неправильное мышление.

Признание проблемы

Чтобы избавиться от проблемы, ее нужно увидеть. Эгоисты не пытаются найти в себе уязвимые места (такое поведение продиктовано страхом, а не уверенностью в том, что их нет). Сначала нужно посмотреть на себя как на незнакомца. Понять, что этот человек может ошибаться, неосознанно совершать ошибки.

Допущение, что проблема может существовать, позволяет посмотреть на себя с другой стороны. Какой бы ни была причина эгоизма, необходимо посмотреть, как он негативно сказывается на жизни и отношениях личности. Такой анализ малоприятный, но необходимый.

Психоанализ как вариант избавления

Глубокий психоанализ помогает людям, которые не могут изменить собственное мышление. В большинстве случаев это люди с нарушениями психики, которые до последнего отрицают проблему. Эгоисты очень упрямы, они не хотят допустить (перед врачом или окружающими людьми) такую вероятность.

Когда личность слышит предположение о том, что она зациклена на себе, у нее проявляется не сомнение, а защитная реакция - агрессия или злость. Обращение к психоаналитику позволит исследовать личность, увидеть, сколько бессознательных установок она использует в повседневной жизни и даже не осознает этого.

Развитие эмпатии

Во время психоанализа эгоисту полезно развивать в себе новые навыки, в т. ч. эмпатию. Эмпатами называют людей, которые тонко чувствуют окружающий мир. Это местами слабые и искренние люди. Они внимательно выслушивают собеседника, проникаются его состоянием.

В психологии таких людей называют зеркальным отображением: они получают эмоцию, принимают ее, и отдают с большей силой. Для эгоиста обучиться таким навыкам не просто полезно, но и приятно. Открыв себя миру, другим людям, он получит новый незабываемый опыт.

Выработка полезных привычек

Избавляясь от такого мышления, важно понять, как избавиться от эгоизма в отношениях, на работе и дома. Необходимо отследить, какие поступки огорчают окружающих людей. Изменяются привычки, которые приносят выгоду только эгоисту. Перед каждым важным решением он анализирует, кому еще будет хорошо от будущих действий.

Если ситуация выгодна только эгоисту, ее нужно избегать. Постепенно самолюбивый человек выработает новую стратегию поведения. Побороть неправильные ментальные установки помогут новые занятия, хобби или путешествия. Смена обстановки благоприятно влияет на мышление и восприятие окружающего мира.

Заключение

Эгоизм - не болезнь, а черта характера. Она вредит личности, не позволяет ей строить гармоничные отношения. Чтобы от него избавиться, личность переосмысливает свою жизнь: признает проблему, меняет мышление и образ жизни.

Одним из самых распространенных в наше время грехов является эгоизм. Зачастую это отношение к окружающим воспринимается как черта характера, которая портит жизнь не только ее обладателю, но и окружающим. В дни Великого поста важно уделить внимание искоренению грехов и страстей. Мы собрали изречения афонских святых и старцев, которые помогут победить эгоизм.

«Для того чтобы душа духовно воскресла, человек должен распяться, чтобы умерли его душевные страсти и прежде всего эгоизм – бесчинное дитя гордыни, которое препятствует Божественной благодати и разбивает человеку лицо». (Преподобный Паисий Святогорец).

«В душе человека, не познавшего совершенной любви, две заповеди Христа нередко становятся в резкое взаимное противоречие. Любящий Бога уходит от мира и погружается в некоторый духовный эгоизм, и как бы равнодушный к совершающемуся в мире, спасает свою душу. Страстно любящий человеческий мир, живет его страданиями. Нося в себе скорбь о мире, он восстает на Бога, считая Его виновником тех страданий, которыми залит весь мир; и восстает иногда до сильной вражды». (Преподобный Силуан Афонский).

«Любочестие и эгоизм не имеют ничего общего между собой, так же как раскаяние отличается от покаяния. Иуда раскаялся из-за своего эгоизма. Апостол Петр покаялся и горько плакал из-за своего любочестия». (Преподобный Паисий Святогорец).

«За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность. Такие люди не радуются, а ноют, раздражаются и погружены в самолюбие». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Истинная жизнь человека как личности принуждает человека к умерщвлению его эгоизма. Итак, проблема состоит в том, чтобы найти силы обнаружении способности к преодолению эгоизма и развитии неразрушимого общения личности». (Святитель Григорий Палама).

«Если человек достиг состояния бесстрашия перед смертью, значит, он победил свой эгоизм». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Где налицо холодное слово «мое», там, говорят божественные отцы, нет союза любви и Христос изгнан; те, которыми овладела эта страсть (собственничества), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребролюбие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их». (Святитель Григорий Палама).

«Если у тебя есть страсть эгоизма, ты никак не пройдешь воздушные мытарства». (Старец Дионисий).

«Начало добра есть смиренномудрие, а начало зла – эгоизм». (Старец Ефрем).

«Истинное смирение нельзя стяжать без наставника, особенно сегодня, когда эгоизм всевается еще в младенчестве. Нам нужно повиноваться хорошему наставнику, у которого должна быть благая цель. Одно дело – когда нам кажется, будто мы смиряемся, а другое дело – истина. Истина открывается в искушениях». (Старец Дионисий).

«Не думай, будто те, у кого есть эгоизм, находятся в здравом уме. Нет! Страсть победила их, и они одолеваются ею так, что с ними не найдешь общего языка. Поэтому будем внимательны, чтобы не дать эгоизму возобладать над нами, чтобы мы не стали мнить о себе, будто мы нечто, мол, «я знаю лучше другого» и прочее в том же духе, ибо тогда благодать Духа Святого отступает от нас». (Старец Дионисий).

«Необходимо быть очень внимательными в своих делах, трудиться над искоренением эгоизма, который, как страшный зверь, гложет нас изнутри. Наше «я», непомерно разрастаясь, заставляет нас раздражаться и гневаться, осуждать, смотреть на других людей, как на своих должников, оскорблять и унижать их. Оно подталкивает нас к осуждению, надмевает помысел, наполняет мыслями о величии наших дел, высоте добродетелей». (Старец Ефрем).

«Стоит мне с кем-то повздорить, как тут же во мне поднимает голову эгоизм, помысел говорит мне: «Виноват другой: это ведь он стал на меня гневаться, ведь это он говорил оскорбительные слова - он и должен смириться. Если бы, в конце концов, он говорил со мной по-другому, помягче, то я бы, конечно, перетерпел, не стал бы ему отвечать на оскорбление. Значит точно: виноват не я, а он». Вот тебе и страсть эгоизма!». (Старец Ефрем).

«Ннадо сказать себе так: «Нет-нет, если бы во мне не было эгоизма, то я бы не поддался на искушение. Значит, виноват я, а не брат. Если бы у меня было смирение, то я бы подумал о том, что этот человек для меня – виновник венцов, что этим человеком, как калёным железом, Иисус выжигает мою страсть, чтобы я стал здоровым. Значит, брат оказывает мне благодеяние, потому что выжигает во мне страсть. Он – мой благодетель!». (Старец Ефрем).