Как выбрать кружки и секции для ребенка. Как помочь ребенку выбрать кружок или секцию? Какие бывают кружки по интересам

Сентябрь - это не только начало учебного года. Совсем скоро начнутся и занятия в различных кружках и клубах. Редко какой родитель не мечтает приобщить детей к творчеству, спорту, изучению языков…
Но как понять, какие кружки и секции подойдут именно вашему ребенк у?

  • На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия?
  • И что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?
  • А если вообще не хочет ничем заниматься?
  1. Ребенку нужно давать такие задания, с которыми он может справиться, чтобы сохранялся интерес и желание двигаться дальше. Дети разные, и даже дети одного возраста могут иметь разный уровень умений. Это нормально, и, выбирая кружок, нужно сопоставить его соответствие вашему ребенку по возрасту и развитию.
  2. Дополнительные занятия - это и нагрузка, нужно реально смотреть на режим дня, в котором должно быть место и для учебы, и для отдыха , и для кружка. Загружая ребенка развитием, можно незаметно и здоровье подорвать перегрузом. Нормы нагрузки в настоящее время очень расплывчатые, каждый родитель полагается на свою разумность.
  3. Кружки должны соответствовать интересу ребенка, который родитель должен уметь отличать от своего. Порой родители грешат, реализуя свои детские мечты через детей, у которых мечты совсем другие.

Дополнительные занятия и кружки - очень важная составляющая жизни ребенка. Это возможность для него развиваться, заниматься любимым делом, развивать свои способности, расширять знаний и опыт.

На мой взгляд, особенно кружки нужны тому ребенку, который без особого увлечения учится в школе, когда он учится по принципу "надо", а не по принципу "хочу" (при этом не важно, на сколько хорошо он учится).

Отсюда несколько правил выбора дополнительного занятия для ребенка.

1. Опирайтесь на желание и интерес ребенка. Спросите его, куда бы он хотел ходить, чем бы хотел заниматься. Понятно, что первый выбор ребенка может быть довольно случаен - хочу ходить туда, куда ходит мой друг/подружка, или это красиво смотрится по телевизору. Дайте ребенку возможность попробовать на собственном опыте, "его" это или нет.

Безусловно, иногда выбор кружка определяют родители. Например, отдают ребенка в языковой кружок, потому что "в современном мире не обойтись без знания иностранного языка", или отдают в спортивную секцию, т.к. "ребенку важно двигаться, а не сидеть за компьютером". Это совсем не плохо. Важно, чтобы ребенок был согласен с выбором родителей.

Иногда на консультациях я слышу душераздирающие истории о том, на какие ухищрения идет ребенок, чтобы не посещать кружок - прогуливает, говорит родителям, что занятие отменили, жалуется, что у него что-то болит, просто плачет и отказывается идти. Уверена, что при таком поведении ребенка целесообразнее поменять занятие.

2. Предоставляйте возможность пробовать разные кружки, разные увлечения ребенка. Иногда родители уверены, что если ребенок сам выбрал кружок (просил, уговаривал настаивал), то и ходить он должен туда "до конца" (не очень, правда, понятно, что будет критерием это "конца"). Но мы с вами уже выяснили, что выбор ребенка (особенно младшего школьного возраста) может быть довольно случайным, поэтому ему действительно может разонравиться ранее выбранное занятие.

Мне кажется, что родителей пугает частая смена выбора ребенка, т.к. им кажется, что тем самым их ребенок демонстрирует легкомысленность, отсутствие целеустремленности, он боится трудностей. Это не совсем так. Я уже писала, что дополнительные занятия - это возможность развивать способности, возможность заниматься любимым делом, а настойчивость и целеустремленность лучше развивать в тех видах деятельности, в которых ребенок видит смысл и хочет получить какой-то результат.

Представьте, что вас заставят постоянно копать яму, а потом ее засыпать, а потом снова копать. Надолго ли вас хватит? И будет ли ваш отказ выполнять эти бессмысленные действия означать, что у вас нет целеустремленности?

3. Не ставьте возможность заниматься любимым делом в зависимость от успешности учебы в школе: "Если еще раз получишь двойку, то не будешь ходить на футбол!". В этом случае вы лишаете ребенка иногда единственной радости жизни. И несмотря на то, что школьное образование - обязательно, не каждый ребенок обязан быть отличником. Ведь все мы разные, у нас у всех разные интересы и разные способности. И если вашему ребенку не дается математика, а дается футбол, позвольте ему реализоваться именно в футболе! В этом случае именно дополнительные занятия могут стать основой для дальнейшего профессионального выбора вашего ребенка.

Вспоминаю одну консультацию.
Мама рассказывает, что ее сыну всегда трудно давалась учеба, она много сил вкладывала, чтобы его "тянуть" - многочасовое выполнение домашних занятий, репетиторы. Теперь он учится в 8-м классе и категорически отказывается учится! Я спрашиваю: "А чем увлекается ваш сын? Чем он любит заниматься? Ведь скоро он закончит 9 классов, и ему надо будет определяться с выбором профессии ". На что мне мама отвечает: "Нам некогда было ходить в кружки, все время у нас занимала учеба в школе".

И в этот момент мне стало очень жаль этого мальчика: он 8! лет целыми днями занимался нелюбимым делом, более того, его усилия не приносили никаких результатов (учился он неважно)! В свои 15 лет он не знал, что такое успех, радость достижения, увлеченность! И я предложила маме оставшиеся 1,5 года потратить не на "вытягивание" сына в школе, а на поиски его интересов, на развитие его способностей. Скорее всего, это будет что-то, связанное с получением конкретных результатов (ремонт автомобилей, приготовление еды, строительство, работа с деревом).

4. Если ваш ребенок говорит, что ему ничего не интересно, то, по моему опыту, это может быть связано с тремя причинами:

  • Родителям не нравятся интересы ребенка. Например, ребенок любит музыку и хотел бы играть в музыкальной группе, но родители говорят: "Лучше бы делом занялся, чем бренькать на гитаре/бить на барабанах/петь". Здесь задача родителей поддержать интерес ребенка и помочь вывести его на новый, более продуктивный уровень. Например, если ваш ребенок увлекается компьютерными играми, возможно, его может заинтересовать программирование (новых игр) или робототехника.
  • Ребенок "ничего не хочет", если родители все решают за ребенка, не дают возможность выбора, а просто принуждают его к посещению тех или иных занятий. Т.е. его никогда и не спрашивали, а чего он хочет!
  • Отказ чем-либо заниматься может быть связан с опасением негативной оценки. Ребенок размышляет примерно так: "Я сейчас выберу занятие, у меня не будет получаться, и родители будут критиковать меня, мол, сам же выбрал!" или "А что, если не получится? Лучше и начинать!".

Поэтому, если вам кажется, что вашему ребенку "ничего не интересно", понаблюдайте за ним: что он делает с бОльшим усердием, на что у него "загораются глаза", о чем он вас чаще всего просит. Это и есть сфера интересов ребенка. Теперь ваша задача предлагать ребенку более систематичный подход к его увлечению. Ведь даже если ваш ребенок любит просто гонять по улице с друзьями, возможно, он неплохой коммуникатор, значит важно развивать его навыки общения, и он сможет вырасти успешным руководителем.

- На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия для ребенка?

Есть самый распространенный и самый "древний" метод изучения - НАБЛЮДЕНИЕ. Необходимо понаблюдать, что интересно именно Вашему ребенку, к чему он тянется.

Так, если девочка просит бабушку показать ей, как вязать крючком или спицами, то это и надо сделать. Вязание развивает мелкую моторику рук, прививает чувство красоты, позволяет сформировать интересы и к другим видам рукоделия.

Если мальчик тянется к папе в гараж, чтобы ремонтировать машину, надо разрешать ему это. Да, возможно, испачкается ребенок, но он будет знать, как, например, поменять лампочки в фарах...

- Что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?

Надо поддерживать разные интересы, "подогревать" их, но только не переусердствовать.

Например, играть на скрипке ребенку нравится, но вот амбициозные родители, желающие сделать из своего ребенка гениального исполнителя, заставляют его играть часами в ущерб другим занятиям. Вот это уже рискованно. Любому ребенку важно перемежать занятия, разнообразить хобби. Мы вот раньше успевали и в музыкальную школу ходить, и носить то, что сами связали и сами для себя сшили... И редиску в огороде было в кайф посадить, и почитать, а иногда на лавочке с детьми поиграть в "Монах в красных штанах" или на улице поиграть в лапту...

Моя мама никогда не говорила "некогда, отойди, не мешай". Она всегда готова была отложить какие-то свои дела, чтобы научить дочерей чему-то. Я, например, платье на выпускной вечер сама себе сшила, сама вышивку сделала на воланах, поступила на фортепианное отделение музыкального училища и ноты носила в связанной своими руками сумке, пока дипломат не появился (тогда они были в страшном дефиците)...

- А если ребенок вообще не хочет ничем заниматься?

Надо научиться общаться с ним конструктивно, быть ему примером!

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители - пример тому.

Вообще ничего не хотят (и учиться тоже) дети безразличных родителей, не интересующихся внутренним миром своего ребенка. Если родитель сам "горит", у него много интересов, ребенок ходит с ним в кино, обсуждает героев мультиков, вместе учит стихи, вместе пекут печенье, бегают по утрам, плавают по воскресеньям и т.п. (то есть поддерживает ребенка во всех его начинаниях!), то агрессивного, скучного или депрессивного Унылыша из него ну никак не получится!

Скука - это удел ленивых, равнодушных и мало чего умеющих людей, потому что скуку и апатию испытывают те, у кого внутренние ресурсы слабоваты, да еще и внешние возможности отсутствуют.

Тем, у кого "золотые руки", скучно в жизни не бывает. Творческое мышление создает такие яркие образы, которые эти люди готовы и ОЧЕНЬ ХОТЯТ воплотить в жизнь. Это и обеспечивает потом ощущение счастья жить, быть собой, состояться как Личность, повысить экспертность в выбранной профессии ! К тому же хобби и творчество - это колоссальный ресурс для снятия стресса , которым наполнена жизнь современного человека.

Следовательно, сфера хобби - это корабль, который в течение жизни помогает выплыть из трудных жизненных ситуаций.

Коллеги, принявшие участие в этом круглом столе, хорошо и подробно написали, на что можно ориентироваться в поведении ребёнка при выборе дополнительных занятий. Подводные камни и распространенные трудности тоже хорошо осветили. Чтобы не повторяться, об этих темах писать не буду. Остановлюсь коротко на теме, о которой сейчас не упомянули.

Думаю, родители, выбирающие дополнительные занятия для ребёнка (или соглашающиеся с ребёнком в этом вопросе), осознают, что это одно из проявлений контроля и ответственности родителей за текущую и будущую жизнь ребёнка. В связи с этим считаю важным для родителей обратить внимание на 2 фактора:

  1. Информация о дополнительном занятии. То есть ваша задача как родителей - хорошо разузнать особенности и нюансы того вида деятельности, на который пал предварительный выбор. Например, физические требования для того или иного вида спорта, какова будет временная нагрузка через год-два и так далее. Об неинформированность частенько разбиваются надежды детей и родителей через какое-то время, принося боль, горечь и тем, и другим.
  2. Как бы тщательно и идеально вы ни занимались выбором доп.занятия, далеко не факт, что ребенок вас не разочарует. Иногда доп.занятия становятся в дальнейшем профессией и определяют дальнейшую жизнь ребёнка, а иногда вспоминаются, как страшный сон . Как это будет в вашем случае, никто не сможет предугадать. Ограничения наших, родительских, возможностей при формировании будущего наших детей важно учитывать и принимать. Иначе вы рискуете окунуться в яму сожалений и раздражения своей несостоятельностью как родителя, а ребёнка погрузить в чувство вины.

Многие годовалые-полуторагодовалые дети посещают развивающие занятия . Там малыши общаются, играют, получают знания, набираются опыта. Как правило, в таких центрах внимание уделяется всестороннему развитию малышей.

Чем старше становится ребенок, тем серьезнее, познавательнее и объемнее ему требуются занятия. К тому же занимают еще и много времени. Поэтому приходится выбирать одно-два-три направления дальнейшей деятельности ребенка. При этом по возможности нужно учитывать желания, интересы и склонности ребенка. Так, подвижному ребенку подойдет плавание или танцы, а любителю рисовать – кружок по изобразительной деятельности.

Ребенку для смены видов деятельности нужно не более трех кружков с противоположным уклоном, например, музыка или рисование (эстетическое развитие), футбол или плавание (физическое развитие), английский язык и шахматы (интеллектуальное развитие). Такие разносторонние занятия дадут ребенку возможность более полноценно развиваться, а их контраст поможет в дальнейшем понять, каком направление ближе ребенку.

Если, посетив несколько раз кружок, ваш малыш категорически отказывается туда ходить, не настаивайте. Возможно, это не его призвание или что-то ему там не нравится. В любом случае такое насильное «затаскивание» на кружки никому не доставит удовольствия: ни вам, ни ребенку.

Итак, собираясь отдать ребенка на кружки, большинство родителей преследуют следующие цели :

Развитие ребенка;
- Организация досуга;
- Расширение круга общения;
- Смена обстановки;

Воспитание самостоятельности и ответственности.

Занятия рисованием (с 3 лет)

Занятия рисованием развивают творческие способности, воображение, эмоциональность, мышление, внимательность, мелкую моторику, координацию рук, вкус, и, конечно же, художественные навыки. У ребенка вырабатывается усидчивость, терпеливость, умение сосредотачиваться.

Занятия лепкой (с 3 лет)

Занятия по лепке из пластилина, теста, глины совершенствуют мелкую моторику, глазомер, усидчивость, умение доводить начатую работу до конца, знакомят со свойствами пластических масс, формируют интерес к работе с пластилином, помогают освоить приемы лепки.

Занятия музыкой (с 3 лет)

Занятия музыкой прививают любовь к пению, развивают чувство ритма, слух и голос. Во время занятий у детей развивается внимание и вырабатывается навык слаженности действий. Выступления на концертах учат детей держать себя перед родителями и помогут им стать увереннее в себе.

Театральные занятия (с 4 лет)

На занятиях театральной деятельностью дети раскрепощаются, раскрываются и преображаются. Дети учатся выражать свои мысли и чувства, красиво говорить, плавно двигаться. Развивается память, эмоциональность и умение лучше понимать других людей. Ребенок начинает получать удовольствие от выступления на сцене.

Занятия английским языком (с 4 лет)

На занятиях английским языком дети заучивают английские песни и стихи, знакомятся с основами языка и правилами произношения, приобретают навыки разговорной речи.

Занятия шахматами и шашками (с 5 лет)

Дети знакомятся с правилами игры в шашки и шахматы, приобретают навыки игры, учатся решать шахматные задачи. Игра в шашки и шахматы развивает логическое мышление и повышает уровень интеллекта.

Живой уголок (с 4 лет)

На занятиях в живом кружке у детей воспитывается любовь и бережное отношение к природе. Дети учатся ухаживать за растениями и животными, наблюдать и исследовать окружающий мир. Многие дети обретают здесь четвероногих и пернатых друзей. Этот кружок особенно подойдет тем деткам, у которых нет возможности содержать животных дома.

Конечно, с посещением кружков связаны и некоторые трудности для родителей и дете: затрата дополнительного времени, сил и, конечно же, денежных средств.

Перед заботливыми родителями открывается многообразие кружков и секций по видам детских интересов, что зачастую сбивает их с толку, когда они пытаются определиться: как выбрать для ребёнка лучший кружок или спортивную секцию?

Первый вопрос, на который родители должны дать ответ, прежде чем выбрать направление занятий своего чада: зачем они решили это сделать..

1. Кружки и секции для общего развития

Так поступают чаще всего, когда ребенок четко не может решить, чем он хочет заниматься, что интересует его больше всего, а родители не желают (и правильно делают!) «давить» на своего отпрыска. В таком случае ребенок посещает несколько разных кружков одновременно или чередует их в соответствии со своими актуальными интересами на данный момент. Плюс этого похода в том, что в таком поиске ученик может, попробовав разные виды деятельности, найти себя в чём-то одном, проявив талант в той или иной области.

2. Цель – достижения!

Так родители часто реализуют свои несбывшиеся мечты, например - если все свое детство мама бредила танцами, но не посещала танцевальную студию, она запросто может склонять к этому свою дочурку, а когда у школьника есть способности к изучению языков, ему вполне по силам углублённое изучение разных языков (не только популярного английского), так что родители могут запланировать занятия с репетиром по немецкому или французскому языку.

Чтобы подрастающий член общества добился значительного успеха, занятия должны быть регулярными. Нужно быть готовым к тому, что обучение будет отнимать много времени и сил.

3. Решение детских проблем

Третья цель – для преодоления личных особенностей или трудностей ребенка. Так, если школьник имеет слабое здоровье, его записывают на плаванье или в другую спортивную секцию; если у него проблемы с дикцией, отправляют в театральную студию или иной творческий кружок, что не исключает индивидуальные занятия с логопедом, конечно. Такой мотив может перерасти в первый или второй тип в зависимости от отношения ребенка к занятиям.

После предстоит решить, где найти подходящий кружок. Первую цель могут реализовать школьные секции, центры детского творчества, где занятия построены на проектном принципе. Если родители решили вести своего ребенка к публичной деятельности, стоит отдать предпочтение развивающей школе:

  • музыкальной, спортивной или художественной.

Когда цель – преодоление трудностей, то сначала нужно проконсультироваться со специалистом, чтобы не навредить ребенку, а потом, согласно рекомендациям профессионала (врача, психолога, специалиста узкого профиля), выбирать подходящий кружок или секцию.

Последний шаг – запись в выбранную секцию или кружок, но перед тем как записывать туда ребенка, эксперты рекомендуют родителям самим посетить выбранное заведение. Для этого существуют дни открытых дверей, где можно пообщаться с руководителями, педагогами, воспитанниками и их родителями. Это поможет сложить целостную картину и принять окончательное решение.

Надеемся, советы, представленные здесь экспертами, помогут вам сориентироваться с выбором.

Содержание:

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок разносторонне развивался, выберите для него кружок, спортивный или творческий.

После волнений, связанных с первыми днями в школе, настает время выбрать дополнительное интересное занятие для ребенка. Правильный выбор кружка часто оказывает большую помощь родителям.

Важность внеклассных мероприятий для детей неоспорима. Прежде всего, они являются важной частью их социализации. Только в коллективе дети учатся реагировать на непредвиденные ситуации, разрешать конфликты, делить общую радость. Кроме того, хобби помогает ставить цель и добиваться ее. Только выбор нужно сделать так, чтобы развить таланты ребенка, умножить его знания, усовершенствовать способности.

1. Важные моменты

Предварительно нужно обсудить с ребенком выбор кружка. Его планы могут не совпасть с намерениями родителей. Может, он не хочет быть футболистом, а видит себя конструктором самолетов...

Нужно также подумать, насколько выбранный кружок будет соответствовать вашему рабочему графику: ребенку либо придется самостоятельно добираться на занятия, либо родители будут планировать свой день так, чтобы отвезти его. Идеальный вариант, когда занятия кружка проводятся непосредственно в школе.

2. Сколько нужно кружков ребенку

Психологи предупреждают, что внеклассными занятиями можно серьезно перегрузить ребенка. Внимательные родители сразу почувствуют, что появились проблемы. Ребенку нужно свободное личное время, а чем заняться, он сам придумает. Но нужно обратить внимание, чтобы он не проводил свободное время только за компьютерными играми.

3. Все дети разные

Универсальной формулы, способной вычислить, какой кружок выбрать для ребенка, не существует. Каждый маленький человечек индивидуален, у него свои особенные желания, потребности, способности. У кого-то есть предрасположенность к занятиям спорта, у кого-то музыкальный или художественный талант, одни легко управляются с техникой, другим нравится изучать иностранные языки.

Сложно однозначно понять, когда распознаются таланты ребенка. Помощь целесообразно искать в школе. Но это не значит, что нельзя отправить ребенка в спортивную секцию или танцевальный кружок еще в дошкольном возрасте. Некоторые виды спорта, творческие школы, группы обучения иностранному языку часто ориентированы на дошколят.

Талант не всегда проявляется в раннем возрасте, а интерес к каким-то занятиям может с возрастом пройти. Поэтому не стоит бороться за продолжение занятий, не нужно бояться сменить увлечение ребенка. Главное, чтобы это было осуществимо: у городских жителей в этом отношении масса преимуществ, деревенским детишкам сложнее, так как выбор ограничен обычно двумя-тремя вариантами.

4. Как выбрать кружок?

Всегда выбирайте кружок, имеющий официальный адрес, где работают опытные преподаватели, и имеются положительные отзывы, рекомендации. Полезно расспросить родителей детей старших групп, поинтересоваться результатами. Часто в спортивных и творческих школах проводят дни открытых дверей с одновременной записью. Побывайте на таком мероприятии вместе с ребенком, чтобы понять, где он чувствует себя комфортнее. Узнайте у учителей все интересующие вас подробности, обратите внимание, как ведут себя другие дети, проверьте сертификаты.

Конечно, не последнюю роль играет стоимость обучения и его доступность. Если ребенку придется тратить два часа, чтобы добраться до места, лучше найти что-то поближе к дому или школе.

Когда ребенок только начнет посещать кружок, запаситесь терпением, не стоит ждать высоких результатов в первые же дни. Иногда приходится ждать по полгода, чтобы убедиться, что выбор сделан правильно. Одновременно стоит обратить внимание на то, не отвлекают ли ребенка его друзья от дополнительных занятий.

Детям-младшеклассникам рекомендуется посещать два кружка: направленный на двигательную активность и творчески развивающий. Дети постарше могут посещать больше занятий. Но также у каждого должен быть «выходной», день, свободных от кружков.