Дыхательные психотехники. Интегративные дыхательные практики – это психотехники будущего. Дыхательные психотехники: принципы работы

Введение

На одном из психологических Web-сайтов в глобальной сети Интернет я встретил эту интересную фразу: "Личностное развитие — это величайшее увлечение в мире".

Цель саморазвития очевидна — стать более счастливым и сильным, сконцентрировать свое внимание на тех сторонах своей личности, которые приводят к успеху, внутреннему и профессиональному росту, открыть перед собой пути дальнейшего совершенствования, новые способы видения реальности. Такую возможность дают практики личностного развития, чей широкий диапазон — от религии и философии и до новомодных трансперсональной психологии и танатотерапии.

Человек может изменить и улучшить что-то только тогда, когда у него есть ясное понимание того, что же он желает улучшить. Методики личностного развития в первую очередь учат пониманию себя. Практики личностного развития совершенствуются все время и современные методики ясны и в той или иной мере доступны для изучения.

Техники саморазвития, как правило, затрагивают все аспекты жизни. Они призваны вернуть естественное для человека психическое и душевное равновесие. В своём реферате по аутодидактике я постараюсь проследить возникновение и развитие психотехник Свободного Дыхания.


Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)

Движение "Свободное Дыхание" зародилось в 70-годах и обязано своим появлением трудам Станислава Грофа и Леонарда Орра, которые независимо друг от друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные.

Эти психотехники основаны на вызове изменённого состояния сознания. В этих случаях человек может испытывать необычные состояния, которые кратковременны и физиологичны.

Существует множество способов наведения измененного состояния сознания; в данном случае, используется гипервентиляция. Методики различаются прежде всего из-за различной глубины достигаемой гипервентиляции. Сходство методов заключается в:
— использовании принципа связного дыхания для достижения измененного состояния сознания;
— самих результатах.

    Ребёфинг (rebirthing)

    Автором этой методики явился Леонард Орр. Gрежде чем прийти к технике, названной им "ребёфинг" (англ. Rebirthing — возрождение) и описанной в труде "Rebirthing in the New Age", он сменил много профессий. Несколько лет работы по изучению того, что ему открылось, привели к созданию первого центра ребёфинга. Дыхание, используемое в процессе ребёфинга, следующее:

    — с быстрым, частым и глубоким, активным вдохом и мягким, полностью расслабленным, пассивным выдохом.

    Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов. К последствиям травмы родов относится следующее:

    1. стресс рождения (болевой, связанный непосредственно с процессом рождения, и психологический, связанный с отношением родителей, матери к ожидаемому ребенку — желанный или нежеланный и т.п.);
    2. раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого целого, а как имеющего две независимо существующие составные части, положительную и отрицательную), и как следствие — деление выбора суждений на "плохо" и "хорошо";
    3. болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии "запускающих" какое-то заболевание);
    4. психологические нарушения (например, страхи или тревоги).

    Процессы ребёфинга прошли многие люди. Развитие методики Леонарда Орра продолжили и расширили другие исследователи — например, Сандра Рэй, разработавшая "тренинг любящих отношений" (Loving Relationships) и др. Особо выделяется Джим Леонард, который ввёл в практику Свободного Дыхания понятия "пять элементов" и "интеграция", на основе которых им была создана в 1979 году техника "вайвейшн". Эта техника позволила расширить применение ребёфинга до практически любых психологических ситуаций.

    Вайвейшн (vivation)

    Авторами методики "вайвейшн" являются Джим Леонард и Фил Лаут (США). Слово vivation переводится как "празднование жизни", "бытие более живым", и было введено ими для отражения эффекта, который развивается в результате практики этой формы личностного развития. Вайвейшн разработан в 1975 году. Джим Леонард и Фил Лаут соединили в своём методе опыт применения восточных практик (йога, цигун, у-шу) и развивавшихся дыхательных техник, таких как Rebirthing и Free Breathing.

    Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность, что сделало методику привлекательной для людей, занимающихся личностным и духовным развитием. Методике можно легко обучиться; для освоения техники достаточно участия в одном семинаре или нескольких занятий-тренингов с профессионалом, после чего можно уже заниматься самостоятельно.

    Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются одновременно в ходе исполнения:

    1. Связное дыхание.

      Это дыхание называется связным (или циркулярным), так как в нём нет паузы между выдохом и вдохом (или она минимальна). Интенсивность прорабатываемой ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации регулируется частотой дыхания.

      В процессе "вайвейшн" используются четыре типа дыхания, которые различаются по глубине и частоте. Первый тип — глубокое и медленное дыхание (используется для плавного входа в процесс. Ощущения становятся ярче, тело больше расслабляется и интерес к процессу возрастает). Второй тип — глубокое и частое дыхание. Третий тип — частое и поверхностное дыхание (позволяет глубже чувствовать переживания). Последний, четвёртый тип — поверхностное и медленное дыхание (как бы согласует переход между обыденным состоянием и состоянием в процессе).

      Полное расслабление.

      Хорошей помощью в умении расслабляться служат занятия АТ, йогой, медитацией.

      Внимание к деталям (Объемное внимание).

      Считается, что одним из негативных представлений о внимании является убеждение, что только контролируемое, удерживаемое внимание может дать информацию об окружающем мире. Но постоянный контроль за вниманием утомителен, и свободное внимание иногда даже более эффективно, позволяя как бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.

      Интеграция переживаний (Гибкость контекста).

      Главной особенностью процессов "вайвейшн" является возможность интеграции. Интеграция — это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие.

      Очень часто люди упрощают свои способы восприятия реальности, ограничивая количество вариантов до категорий "плохо" или "хорошо". Естественно, так они резко ограничивают свой выбор реагирования на окружающее.

      В процессе "вайвейшн" люди учатся расширять и менять контекст, как этого хочется, принимать ситуации в новом контексте. То есть важно не связывать себя одной системой, одним контекстом, зная, что любое событие можно описать в другой системе, определить другим контекстом. Считается, что связное дыхание обладает способностью автоматической смены контекста.

      Активное доверие.

      Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в обыденной жизни. Перед занимающимся стоит задача поверить, что в каждом процессе происходит именно то, что необходимо в данный момент данному человеку, и поэтому не бывает неудачных, плохих или пустых процессов. Активное доверие базируется на личной ответственности за все происшедшее в собственной жизни и на открытости к переменам в процессе.

    В процессе "вайвейшн" эти "пять элементов" должны использоваться одновременно.


    Джим Леонард разработал следующий принцип ведения процесса:

    • исследовать тончайшие изменений в своем теле;
    • "вдыхать" через самое сильное чувство;
    • получать удовольствие от этого чувства, как можно сильнее.

    Дыхательные сессии в вайвейшн делятся на "большие" и "малые". Во время "большой" сессии занимающийся лежит в удобном положении и использует все пять элементов, усиливая интенсивность дыхания. Считается, что для заметных результатов достаточно одной "большой" сессии в неделю. Длительность такого процесса может длиться до полутора часов. Длительность же "малых" сессий — до получаса минут. Этот вид практики используется в ситуациях повседневной жизни, когда занимающийся чувствует, что происходящее каким-то образом сложно для него, или когда ему необходимо больше энергии для решения определённой задачи.

    Главной особенностью процессов "вайвейшн" является возможность интеграции. Интеграция — это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие. Каждая сессия ведёт к глубокому проникновению в себя, и по окончании занятия человек обычно чувствует себя свежим и обновленным.

    Заниматься vivation можно во время повседневной активности, это зависит от умения человека и называется "active vivation" или "vivation in action". Эта практика направлена на то, чтобы позволить человеку быть более включенным в то, что он делает, меньше эмоционально реагировать на неприятности, но быть более сконцентрированным и творческим.

    Техника vivation имеет большое практическое значение, вызывая релаксацию, перефокусировку мышления и обновление восприятия, принося естественное чувство удовольствия, охватывая весь прошлый опыт практикующего и помогая посмотреть на жизнь новыми глазами.

    Холотропное дыхание (holotropic breathwork)

    Станислав Гроф (американский психиатр и психотерапевт чешского происхождения) со своей женой Кристиной Гроф разработали методику, названную холотропное дыхание (Holotropic Breathwork). Она является методом глубинной психотерапии. Название переводится как "движение к целостности".

    Эта психотехника считается самой мощной и поэтому имеющей определенные противопоказания к широкому применению. Обычно не рекомендуется заниматься ей чисто индивидуально, без помощи опытного инструктора.

    Тип дыхания, применяемый в методике Грофа, можно так:
    — в два раза чаще и в два раза глубже обычного;
    — без паузы между вдохом и выдохом;
    — с форсированным выдохом (дышащий как бы выталкивает воздух из себя).

    Переживания, возникающие у людей в состоянии измененного сознания разделены на представляют биографический, перинатальный и трансперсональный "уровни переживаний", которые Стэн Гроф описал в своей "картографии сознания". Таким образом, холотропная терапия признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности изменённых состояний сознания. Нередко избавление от эмоциональных или психосоматических симптомов и устойчивые трансформации личности оказываются связанными с переживаниями, не поддающимися рациональному постижению.

    Холотропное дыхание — это метод, синтезированный из разных видов психотерапии Запада и включающий в себя основы восточных философий и шаманства. В течение многих веков было известно, что глубокие изменения сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание. Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних и незападных культурах, охватывают широкий диапазон возможностей. Глубокие изменения в сознании могут быть вызваны обеими крайностями в отношении дыхания — интенсивным дыханием и длительным лишением дыхания, или сочетанием того и другого. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и его задержку, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, в буддийскую (Бирма) и даосскую медитации и т. д.

    Особое место в разработке метода сыграли работы психоаналитически ориентированных ученых, таких как Вильям Райх, Отто Ранк и Карл Густав Юнг.

    С. и К. Гроф пришли к выводу, что специфические техники дыхания менее важны, чем просто тот факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем обычно, полностью сосредоточившись на том, что происходит при этом внутри него. Стратегия холотропного дыхания состоит в том, чтобы доверять внутренней мудрости тела — и здесь можно найти параллель с уже упомянутой мной методикой "вайвейшн".

    Далее, увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению бессознательного материала. То, что происходит во время терапевтического сеанса, использующего интенсивное дыхание, очень различно у разных людей. Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в определенных частях тела и имеют сложную психосоматическую структуру. В дыхательном сеансе напряжения и блокировки проявляются и усиливаются. Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, затем до разрешения и pacслабления.

    Отсюда следует вывод: интегрируя в свою методику элементы телесно-ориентированных психотехник, Станислав Гроф трактует травмирующие воспоминания подобного рода как важные незавершенные психологические гештальты, вносящие впоследствии весомый вклад в психологические проблемы. Их проработка способствует эмоциональному и психосоматическому выздоровлению.

    Рассмотрю процесс проведения сессии холотропного дыхания.

    Дышащему предлагается провести весь сеанс, удобно откинувшись назад или лежа на спине, закрыть глаза и сосредоточиться на эмоциональных и психосоматических процессах, вызванных дыханием и музыкой, полностью им отдаться, не пытаясь их оценивать. Рекомендуется также воздерживаться от намеренного использования техник отреагирования или любых иных попыток вмешиваться в переживания и влиять на них; нужно просто следить за возникающими переживаниями, отмечать их и позволять им происходить.

    Одежда должна быть легкой и удобной. Необходимо снять все, что может помешать дыханию и протеканию внутренних процессов.

    Когда тело расслаблено, можно переходить к успокоению ума и созданию установки, оптимальной для предстоящих переживаний. На этой стадии дышащий по возможности должен сосредоточиться на настоящем моменте, на "здесь и сейчас", отграничиться от воспоминаний прошлого, а также от предвосхищения будущего, оставить всякое программирование предстоящего сеанса. Согласно Грофу, наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь анализировать, полностью довериться мудрости тела и бессознательному процессу.

    Далее предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и эффективнее, чем обычно. Детали процесса — частота и глубина дыхания, дыхание ртом или носом, участие верхних частей легких или диафрагмальных областей живота -оставляются на выбор интуиции человека. Когда дыхание стало достаточно быстрым, ведущий готовит дышащего к появлению музыки, рекомендуя отдаться ее потоку, процессу дыхания и тем переживаниям, которые могут возникнуть, не анализируя их и не пытаясь их изменить, с полным доверием к процессу.

    В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим состояниям музыка. Ритуальная музыка, монотонное пение, барабанный бой и др. использовались в течение тысячелетий как мощное средство изменения сознания.

    Согласно Грофу, в изменённых состояниях сознания музыка помогает мобилизовать старые эмоции и делать их доступными для выражения, интенсифицирует и углубляет процесс, создает значимый контекст переживаний. Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний — агрессии, эмоциональной или физической боли, сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе. В холотропной терапии необходимо полностью отдаться потоку музыки, дать ей отзываться во всем теле, реагировать на нее спонтанным и элементарным образом.

    Последняя составляющая холотропной терапии — "направленная работа с телом". Она используется только в случае необходимости. Основной принцип направленной работы с телом в заключительном периоде холотропного сеанса состоит в том, чтобы проявить различные формы физического дискомфорта, связанного с эмоциональными проблемами, используя ключи, которые предоставляет тело самого дышащего. Какова бы ни была проблема и в каком бы месте тела ни локализовалось ее проявление, занимающемуся предлагается усилить симптом.

    В то время как в определенном участке тела неприятные ощущения усиливаются и напряжение поддерживается, человеку предлагается в остальном выражать своим телом все, что он чувствует. Эти действия следует поощрять и продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосоматический дискомфорт и пока человек не почувствует себя расслабленным и удовлетворенным.

    С точки зрения аутодидактики, важно, что холотропная работа "открыта", являет собой продолжающийся психологический эксперимент. Холотропная терапия — это непрерывный процесс обучения, а не механическое применение законченной системы понятий и правил.

Заключение

Применение техник Свободного Дыхания позволяет принимать свои чувства как благо, как свидетельство того, что жизнь прекрасна во всех проявлениях. Это связано с развивающейся способностью понимать язык ощущений и доверять им.

Н. Коляну в работе "Введение в психотехнику Свободного Дыхания" выделяет следующие этапы применения дыхательных психотехник в жизни:

  1. В начале применения Свободное Дыхание используется для решения своих личных проблем. В её процессе человеку многое открывается, и вступает в противоречие с его жизненными установками и принципами, побуждая пересмотреть прожитое и сделанное, что сопровождается временным психологическим дискомфортом и растерянностью.
  2. Закрепление навыков и расширение сфер их применения. На этой стадии выравнивается эмоциональный фон, постепенно все приходит к какому-то новому состоянию равновесия.
  3. Использование Свободного Дыхания как образа жизни, в творческом процессе.

Как в контексте самоисцеления и самопознания могут оказаться полезными психотехники Свободного Дыхания?

Прежде всего, это — нелекарственные методы. Происходящая при их использовании интеграция эмоций позволяет занимающемуся избавиться от беспокойства и неприятных переживаний. Применение специальных дыхательных техник фокусирует внимание на ощущениях своего тела, что требует полного внимания к настоящему моменту, а во время детального изучения настоящего появляется реальная возможность исследовать предшествующий опыт и найти верное, но прежде не замечаемое решение проблемы. Также внимание к настоящему позволяет отодвинуть создавшиеся модели негативного отношения к людям и видеть их такими, какие они есть. Многие занимающиеся отмечали рост творческой энергии и энтузиазма для достижения целей.


Список использованной литературы

  1. В. Заставный. "Дыхание — Исцеление — Самопознание". М, 1993.
  2. С. Гроф. "Путешествие в поисках себя". М, 1994.
  3. Н. Коляну. "Введение в психотехнику Свободного Дыхания". Переяславль-Залесский, 1992.
  4. Н. Коляну. "Практика использования психотехник Свободного Дыхания". Переяславль-Залесский, 1993.

Дыхательные психотехники

Ребефинг.

"..Я освободил себя от многих "смертельных убеждений",

родовых травм и стереотипов моей семьи прежде,

чем научился дышать осознанно. Мое открытие

Ребефинга можно было бы назвать духовной случайностью,

но более точно - это был ряд специальных подарков

от Бога, непрерывно происходивших в течение

14-лет моей жизни, начиная с 1962 по 1975."

Л.Орр

Ребефинг (Rebirthing) был создан Леонардом Орром и положил начало техникам, которые в последствии были названы - дыхательными психотехниками и еще позднее интегративными психотехниками или психотехнологиями. Эти психотехники активно применяются в трансперсональной психологии, а так же семинарах (тренингах) личностного роста

В 1962 году Леонард Орр находясь долго в горячей воде, пережил состояние, которое распознал, как повторное проживание своего рождения. Это переживание дало ему заметное улучшение психического состояния. Он начал экспериментировать с собой на базе этого переживания и причин его вызвавших, и понял, что его рождение было для него глубокой психической травмой, которая присутствовала в сознании и являлась корнем его страданий.

Переживание заново этой травмы имело сильнейший исцеляющий эффект и тем самым позволило ему чувствовать себя более счастливым, более эффективным и коммуникабельным. Позже, Л.Орр обнаружил, что получить этот глубокий исцеляющий эффект позволяет именно сам процесс дыхания.

Эту технику дыхания он назвал ребефинг (второе рождение) и благодаря ему, ребефинг вышел из воды наружу и стал быстро распространяться по всему миру, уже как дыхательная техника. Связное дыхание без пауз, лежащее в основе ребефинга, легло в основу таких более поздних дыхательных психотехнологий, как вайвейшен, холотропное дыхание, свободное дыхание и нашло активное применение в методах транспесональной психологии, различных тренингах и семинарах личностного роста для быстрого погружения в измененные состояния сознания.

По мнению Леонарда Орра, жизнь любого человека начинается с родовой травмы. При этом «родовой травмой» можно считаются все события, которые переживает ребенок, в процессе родов. А родовой процесс начинается с момента зачатия и заканчивается моментом появления на свет и прикосновением к материнской груди.

Именно Орр придумал, как используя технику ребефинга пережить заново травму рождения, переосмыслить и изменить отношение к ней. В настоящее время, результате использования ребефинга, можно изменить психологический фон жизни человека, состояние здоровья, течение жизни.

Ребефинг успешно применяется для устранения негативных последствий родовой травмы и активизации различных травматических событий, хранящихся в бессознательном. Кроме того для повторного проживания событий жизни, обусловливающих наличие стресса, психологических проблем, психосоматических заболеваний. Во время процесса ребефинга активизируются подавленные когда-то в прошлом эмоциональные реакции на происходящее. И повторное проживание этих реакций приводит к высвобождению подавленных эмоций и возможности их дальнейшей интеграции.

Таким образом, одной из целей ребефинга является освобождение подавленных воспоминаний и изменение отношения к ним на позитивное.

Леонард Орр, развивая и исследуя процесс ребефинга, выявил несколько главных травм в жизни человека, разрешение которых, также стало целью ребефинга:

травма рождения,

синдром родительского неодобрения,

бессознательное стремление к смерти,

карма прошлых жизней.

Вайвейшен – (от лат. vivo - жить), метод, основателем которого является Джим Ленард и Фил Лаут. Джим Он ввел понятие интеграции и основного движения интегративного ребёфинга. В отличии от ребефинга, по мнению создателей вайвейшн, необходимо не только высвобождение энергетических блоков и снятие травм, но и определенные методы работы с переживаниями, происходящими в теле. Таким образом, в этой технике уделяется внимание к ощущениям тела в данный момент, прочувствованию процесса жизни и ее празднованию.

Интеграция (целый) – понятие, введенное в ребёфинг Джимом Ленардом для объяснения цели и содержания процесса связного дыхания. Интеграция - слияние части с целым. При этом частью считается вытесненная на уровень бессознательного структура (конфликт, стресс, негативная идея, табуированное желание и др.), а целым –личность. В процессе связного дыхания происходит осознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение ее энергии к воспринимающей, осознающей личности. Интеграция - это способность к целостному восприятию мира “здесь и сейчас” в каждое мгновение потока жизни. В вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания.

В любом дыхательном процессе важно расслаблять тело и довериться процессу. То есть поверить, что в каждом процессе происходит именно то, что необходимо дышащему в данный момент. Поэтому не бывает неудачных, плохих или пустых процессов. Активное доверие базируется на личной ответственности за все происшедшее в собственной жизни и на открытости к переменам.

Практикум по дыхательным психотехникам

1. Понятие дыхательных психотехник

Дыхательные практики зародились много тысяч лет назад на Востоке: в Индии - Пранаяма, в Китае – Ци-гун, в Средней Азии - суфийские дыхательные практики, в Тибете – дыхательные практики буддизма Ваджраяны. Как правило, они являлись неотъемлемой частью духовных традиций.

В ХХ веке восточные духовные традиции начали проникать на Запад. Увлеченные дыханием, исследователи дополняли и совершенствовали методы, которые стали более ориентированы, на развитие осознания, чем на получение сильных переживаний. Возникло новое понятие - интегративные дыхательные психотехнологии.

В Россию дыхательные техники проникли в конце 80х годов. Сандра Рей, провела первый тренинг по ребефингу в Москве в 1987 году, и с того момента лавина западных дыхательных лидеров обрушилась на российских искателей. Поэтому сейчас в России можно легко найти квалифицированного инструктора и освоить дыхательные техники.

Дыхательные практики можно охарактеризовать как наиболее доступные, понятные и мощные по оказываемому воздействию и последствиям из всех известных энергетических практик, используемых для психофизиологического воздействия на человека. Человек, ничем не владея, на начальном этапе может использовать то, что он знает с детства - дыхание и достичь серьезного результата, в зависимости от поставленной цели.

По сути, весь процесс жизнедеятельности человека контролируется посредством дыхания, даже если мы это и не осознаем. Мы постоянно пользуемся этим механизмом регулирования: решая сложные задачи - подсознательно регулируем мыслительный процесс именно дыханием - его скоростью, глубиной, "тонкостью". Иногда вообще останавливаем дыхание, затихаем, чтобы стабилизировать своё состояние. В зависимости от ситуации либо активизируем, либо замедляем дыхание, даже не отдавая себе в этом отчета.

Цель дыхательных практик состоит в том, чтобы перевести эту регуляцию на осознанный уровень.

2. Разновидности дыхательных психотехник

Ребефинг

Ребефинг (от англ. rebirthing - возрождение, духовное воскресение) - система связного осознанного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего - травмы рождения. Основные задачи ребефинга это:

Научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух;

Разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.

В ребефинге особое внимание уделяется следующим аспектам:

а) высвобождению дыхания, высвобождению энергии;

б) проработке 5 Великих Проблем:

Травмы рождения,

Синдрома родительского неодобрения,

Специфических негативных идей ("Жизнь плоха", "Мир жесток, в нем царит закон джунглей" и т. д.),

Неосознанного стремления к смерти,

Прошлых жизней;

в) концепции "Мысли творят реальность". Мысли типа "Я не могу...", "Это не для меня..." и т. п. сужают сферу возможных решений и ограничивают жизнь. Цель этого аспекта ребефинга - переделать все минусы в плюсы.

Ребефинг имеет яркий духовный оттенок и является частью более широкой системы, которую Л.Орр называл йогой вечной жизни. Система включает 9 основных принципов: очищение Водой, Огнем, Воздухом, Землей, Карма-йогу, Мантра-йогу, Любовь, Милость и Уважение.

Внутри ребефинга разработаны различные форматы: "сухой", "водный" и др. Форма взаимодействия с клиентом - индивидуальная.

Тренинг Любящих Взаимоотношений (LRT)

LRT - тонко и подробно разработанная психотехнология, использующая связное дыхание, элементы коммуникативных тренингов, работу с аффирмациями (глубинными утверждениями). Акцент делается на концепции "Мысли творят реальность".

Система состоит из множества упражнений, техник и процессов, позволяющих прояснить "негативные мысли" и начать улучшать качество отношения к себе, своему телу, родителям, сексу, деньгам, работе, Богу и т. д. "Отношения - это все" (Сандра Рэй).

Вайвейшн

Вайвейшн (от лат. vivation, vivo - жить, vividus - полный жизни, живой, пламенный, сильный), другое название метода - интегративный ребефинг. По мнению создателей вайвейшн, необходимо не только высвобождение, но и определенные методы работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии. Поэтому в вайвейшн существует понятие 5 элементов процесса, которые позволяют быстро и эффективно прийти к интеграции. Этими элементами являются:

1. Циклическое дыхание

1. Полное расслабление

2. Детальное осознание

3. Интеграция в экстаз

4. Делай то, что ты делаешь, желания достаточно.

Интеграция - слияние части с целым. При этом частью является подавленная, вытесненная структура (конфликт, стресс, табуированное желание и т. д.). В процессе связного дыхания происходит осознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение ее энергии к воспринимающей, осознающей личности. Джим Ленард считает, что сам процесс интеграции экстатичен. Интегрированность - способность к целостному, экстатическому восприятию мира здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни.

В вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания. Существуют различные ступени обучения интеграции:

- "сухой" вайвейшн;

- "водный" вайвейшн;

- "амбулаторный" - закрепление навыка интеграции в повседневной жизни (за едой, за рулем автомобиля и т. д.).

Вайвейшн - скромная и тихая дыхательная техника. В ней нет громкой музыки и умопомрачительных путешествий. В ней есть нежное отношение к обыденной реальности, мягкость и внимание к ощущениям тела здесь и сейчас. Целью вайвейшн является не изменение реальности, не открытие новой и даже не воспоминание поворотных моментов биографии, а дружеские и партнерские отношения с реальностью этой.

Холотропное дыхание

Слово "холотропный" буквально означает "стремящийся к целостности" (от греч. holos - целое и trepein - движущийся в определенном направлении). Основными элементами холотропного дыхания являются:

Более глубокое и быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;

Специально подобранная музыка, которая создает "несущую волну" и способствует высвобождению подавленного эмоционального материала;

Помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности - рисование мандал, свободные танцы, лепка из глины и пр. Форма работы в основном групповая.

Холотропная терапия признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности необычных состояний сознания. В этих состояниях психика проявляет спонтанную целительскую деятельность.

Возникновение беспокоящих человека симптомов без какой-либо органической причины может указывать на то, что он достиг критической точки, когда старый, основанный на ложных предпосылках способ существования в мире становится невыносимым. Такого рода срыв может произойти в определенной ограниченной области жизни - семейных и сексуальных отношениях, или в отношении каких-то определенных жизненных целей, а может охватить одновременно всю жизнь человека.

Проявляющиеся симптомы отражают усилия организма, стремящегося освободиться от старого давления и травматических впечатлений и упростить свое функционирование. Одновременно это поиск своей собственной сущности и тех измерений бытия, которые связывают человека с космосом в целом, делают его соизмеримым всему сущему. Это спонтанная терапевтическая активность организма, которую следует поддерживать, а не подавлять. Холотропное дыхание активизирует бессознательное, высвобождает энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах и переводит статическое равновесие этой энергии в поток опыта. При правильной поддержке результатом этого процесса может быть радикальное разрешение проблемы, психосоматическое излечение и эволюция сознания.

Свободное дыхание

Свободное дыхание - более технологизированный, теоретически разработанный российский вариант использования связного естественного дыхания. Это техника интеграции личности, дающая человеку доступ к ресурсам его сознания и освобождающая его психику от груза накопленных стрессов.

Свободное дыхание позволяет радикально изменить ситуацию, резко ускорить терапевтический процесс, обеспечивает непредвзятость подхода, активизирует творческую активность бессознательного. Эта техника запускает механизм, позволяющий преодолеть отказ от творческой поисковой активности и обеспечивает готовность решать проблемы.

На технологическом уровне Свободное дыхание выражается в 5 элементах, два из которых аналогичны соответствующим в вайвейшн, три других отличаются по смыслу и содержанию. Этими элементами являются:

1. Полное расслабление.

1. Связное дыхание.

2. Объемное внимание.

3. Гибкость контекста.

4. Активное доверие.

Каждый элемент имеет глубокое теоретическое обоснование, а их сочетание - системный характер. Большое внимание уделяется технике дыхания и контекстуальному использованию различных классов дыхания. В рамках Свободного дыхания разработаны различные форматы работы: "сухой" и"водный" процессы, процессы с зеркалом и глаза в глаза, контекстуальные процессы, направленные на решение определенного круга проблем.

Интенсивные интегративные психотехнологии - открытое пространство теорий, концепций, умозрительных моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку обрести и поддерживать целостность своей жизни. Это объединяющее название для различных методов работы со связным осознанным дыханием, таких, как ребефинг, свободное дыхание, вайвейшн, холотропное дыхание, а также различных других методов интеграции сознания.

3. Практика использования дыхательный техник и упражнений

Дыхательные психотехники: психотерапия на высоких скоростях.

Мир современной психотерапии является отражением современного мира в целом: скорость и эффективность решают все. Различные психотерапевтические методики соревнуются между собой в скорости, глубине и силе терапевтического эффекта. Одно из первых мест в этой «гонке вооружений» по праву принадлежит дыхательным психотехникам. Их названия несколько странны для русского уха: вайвейшн, Свободное Дыхание, ребёфинг и холотропное дыхание. Иногда их объединяют в одну большую группу – интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ). Сходству и различиям, результатам и возможностям дыхательных психотехник и посвящена эта статья.

Дыхательные психотехники: принципы работы.

Дыхательные психотехники представляют собой группу методов психотерапии и личностного роста, использующих дыхание для достижения изменений в сознании и жизни человека.

Внимание современной психотерапии к осознанной работе с дыханием далеко не случайно. Все традиционные духовно-философские системы, ориентированные на раскрытие внутреннего потенциала человека, обращаются к дыханию как к универсальному инструменту личностной трансформации. Здесь уместно упомянуть и пранаяму в йоге, и ци-гун в даосской традиции, и сосредоточение на дыхании в буддизме, и различные формы работы с дыханием в боевых искусствах, и многое другое.

Но психотерапия не просто берет готовые рецепты прошлого. Современные ученые творчески переосмысливают древние знания, обогащая их последними достижениями наук о мозге и психике.

Влияние дыхания на сознание – одна из «горячих точек» современной науки. Изменения в частоте и глубине дыхания запускают целый каскад биохимических реакций, изменяющих работу нервной системы. Результатом этих изменений становится активизация тех нервных структур, которые ответственны за бессознательную часть психики, эмоциональные процессы и долговременную память. Совокупность этих изменений находит отражение в сознании – формируется так называемое измененное состояние сознания.

Измененное состояние сознания (ИСС) является ключом, отпирающим дверь в мир бессознательного. Действительно глубоко и эффективно работающая психотерапия возможна только с опорой на бессознательные силы психики, в которых заключены одновременно и все психологические проблемы, и способы их исцеления.

Дыхательные психотехники создают уникальную физиологическую основу для психотерапевтических изменений. Ни одна другая психотерапевтическая методика современности не может похвастаться такой близостью и включенностью в бессознательные процессы при сохранении осознанности и активности у самого клиента. Дыхательные психотехники в буквальном смысле активизируют бессознательное, направляя всю его мощь на достижение жизненных изменений. Именно в этом и заключается общий принцип работы всех дыхательных психотехник: вайвейшн, Свободного Дыхания, ребёфинга и холотропного дыхания.

Дыхательные психотехники: отличия от других видов психотерапии.

Измененное состояние сознания (ИСС) и осознанная работа с дыханием – это и есть и ключевое отличие, и залог высокой эффективности дыхательных психотехник в мире современной психотерапии.

ИСС вместе с осознанным дыханием дают возможность каждому найти свою собственную, уникальную дорогу к исцелению, трансформации и изменению жизненной ситуации. Вмешательство специалиста-психолога, его профессиональная роль как руководителя и советчика-наставника минимальна. Вместо этого ведущая роль принадлежит внутренней мудрости организма и творческим силам бессознательного. Иными словами, процесс психотерапии скорее поощряется и поддерживается, чем активно направляется специалистом-психологом. Такое качество дыхательных психотехник получило название «неманипулятивность воздействия».

Такое минимальное вмешательство со стороны профессионала-психолога в ход психотерапии и доверие естественным силам организма – беспрецедентны в психотерапии. Это – совершенно иная философия, теория и практика оказания психологической помощи.

Неманипулятивный подход дыхательных психотехник целиком оправдывает себя и с точки зрения эффективности. Решения и терапевтические инсайты, происходящие в измененном состоянии сознания отличаются крайней актуальностью, ценностью и «ненадуманностью». Они легко находят воплощение в жизни, преображая ее. Иначе и быть не может: ведь такие решения – результат собственной активности, они рождены творческим порывом бессознательного к счастью и благополучию.

Каких изменений можно ожидать от дыхательных психотехник?

Дыхательные психотехники позволяют глубоко проработать психологические травмы и преобразовать их последствия – разного рода напряжения и ограничения (в сознании, жизни, поведении) в конструктивный жизненный опыт. Заблокированные ранее травмой, личностные ресурсы и возможности высвобождаются, становятся доступными к использованию.

Конкретные результаты таких изменений могут быть весьма разнообразными: это и обретение уверенности в себе и своих силах, и повышение стрессоустойчивости, и более активная жизненная позиция, целеустремленность и результативность. С другой стороны, сознание, освобожденное от гнета травматичного опыта, становится более открытым к восприятию всего нового, жизненным переменам, творческой активности и поиску.

Такие изменения в прямом смысле преображают жизнь, так как позволяют обрести новый взгляд на собственный жизненный путь и его траекторию. Причем взгляд этот происходит не из опасений, возникших от «ожога на молоке», заставляющих теперь дуть и на мороженное в зимний день. Новая жизненная позиция ведет по молочным рекам прямо к кисельным берегам, ибо таков осознанный и активный выбор хозяина собственной жизни.

Дыхательные психотехники: различия.

Дыхательные психотехники имеют много общего: это, прежде всего, осознанная работа с дыханием, активизирующая бессознательные процессы. Но из этого общего «корня» происходят различные психотехники, каждая из которых обладает неповторимым своеобразием, направленностью работы, и, самое главное, способами проработки актуализированного дыханием травматичного опыта.

Ключевое различие дыхательных психотехник заключается в самой технологии дыхания, от которой зависит глубина ИСС (измененного состояния сознания), и, соответственно, степень активизации бессознательного. По этому признаку условно можно расположить дыхательные психотехники в порядке усиления активации бессознательных процессов: вайвейшн, Свободное Дыхание, ребёфинг, холотропное дыхание. Таким образом, минимальная активность бессознательного наблюдается при применении вайвейшн, максимальная – при использовании холотропного дыхания.

Разница в степени активности бессознательного объясняет и другие различия дыхательных психотехник. Так, например, «менее активизированный» край спектра дыхательных психотехник (вайвйшн, Свободное Дыхание) подойдет для тех, кто предпочитает решать проблемы эволюционным и осознанным путем, «более активизированный» полюс (ребёфинг и особенно – холотропное дыхание) даст опыт революционной трансформации, прорыва.

Для того чтобы точнее описать различия, существующие между дыхательными психотехниками, кратко рассмотрим каждую из них отдельно.

Холотропное дыхание.

Холотропное дыхание (от греч. «holos» - целый, целостный, «tropein» - ведущий, т.е. «дыхание, ведущее к целостности») – это наиболее активно применяющаяся на российском пространстве дыхательная психотехника. Автор метода – Станислав Гроф – неоднократно бывал в России; в нашей стране действует международная обучающая программа GTT (Grof Transpersonal Training). Причина популярности холотропного дыхания – в глубокой теоретической разработке и высокой терапевтической эффективности этого метода.

Особенность теории холотропного дыхания состоит в том, что Станислав Гроф создал расширенную картографию психики с включением в сферу бессознательного так называемой перинатальной области (от греч. «наталис» – роды). Гроф творчески переработал идеи Вильгельма Райха (ученика З. Фрейда) о влиянии опыта рождения на взрослую жизнь пациента, и предложил оригинальную теорию, согласно которой обстоятельства рождения имеют ключевое значение для дальнейшего развития человека, его психологической судьбы и характера. Сейчас эта теория является частью общепсихологического мировоззрения, но только холотропное дыхание способно работать на этом очень глубоком и древнем уровне, позволяя осуществить революционную трансформацию в сознании и жизни человека.

Другая теоретическая особенность холотропного дыхания (с далеко идущими практическими последствиями) заключается в системном подходе к любому травматичному опыту. Гроф практически доказал, что все психологические травмы объединяются по принципу сходства в особые комплексы, которые он назвал системами конденсированного опыта (СКО). Суть СКО состоит в том, что в одну группу объединяются все ситуации, когда, например, человек чувствовал прессинг со стороны и чувство беспомощности. Тогда в одно СКО войдет широкий класс переживаний – и драматическая ситуация рождения (давление от прохождения родового канала), и непростые отношения со старшим братом или отцом, и давление со стороны авторитарной учительницы в школе и тяжелые отношения с самодуром-начальником. Холотропное дыхание позволяет работать со всей группой в целом, а не с каждой ситуацией по отдельности. Это позволяет существенно сократить время, необходимое для достижения значительных перемен в жизни.

И, наконец, еще одна, уже чисто практическая особенность холотропного дыхания состоит в уникальном союзе действующих психотерапевтических факторов. В холотропное дыхание (помимо самого дыхания) органично вплетены и другие формы психотерапии – телесно-ориентированная, групповая, музыко- и арт-терапия. Такой «коктейль» психотерапевтических методов, с одной стороны, предъявляет высокие требования к специалисту-психологу, а с другой стороны, демонстрирует просто потрясающую эффективность.

Таким образом, если попробовать объяснить суть холотропного дыхания в двух словах, то слова эти будут – скорость и эффективность.

Ребёфинг.

Почти одновременно с Грофом и независимо от него работал Леонард Орр, создавший другую дыхательную технику – ребёфинг (от англ. rebirthing – рождение заново).

Строго говоря, сам ребёфинг как дыхательная психотехника является частью более глобальной философской системы Орра под названием «Йога вечной жизни», что наложило отпечаток на дыхательную психотехнику. Так, дыхание понимается и мыслится в терминах течения энергии (что сближает ребёфинг с одной стороны, с теорией Райха, а с другой стороны – с древними философскими системами Востока), а само «обретение второго рождения» (rebirthing) часто трактуется в символическом и метафорическом смысле, а не как проработка конкретной травмы рождения (у Грофа).

Ребёфинг интересен своими многочисленными практическими приложениями. Так, например, Орр предложил сочетать осознанное дыхание с аффирмациями (позитивными утверждениями), привнося рациональность в работу с бессознательным. Позже аффирмации широко вошли в психотерапевтическую практику, и мало кто помнит, что первоначально они появились у Орра в его концепции «мысли творят реальность».

Еще одним исключительно интересным приложением ребёфинга является его «водная» форма (так называемый водный ребёфинг), когда сам дыхательный процесс происходит в воде (бассейне или природном водоеме), благодаря чему легко возникает переживание внутриутробного состояния и появляется возможность работать с травмой рождения.

Вообще, ребёфинг благодаря такому абстрактному названию и гибкости техники породил множество приложений и продолжений; в настоящее время практически не существует «классического» ребёфинга. Оставшиеся две дыхательные техники – вайвейшн и Свободное Дыхание можно рассматривать как продолжение и эволюцию ребёфинга.

Вайвейшн.

Первоначальное название этого метода – «интегративный ребёфинг», что прямо указывает на происхождение этой дыхательной психотехники. Затем ее создатели – Джим Ленард и Фил Лаут – дали своему детищу другое имя – вайвейшн (vivation, что можно примерно перевести как «жизненность» или «жизнесоздание»).

Вайвейшн отличается от ребёфинга большей теоретической осмысленностью и формализованностью подхода. Так появляются 5 правил вайвейшн, четко описывающих процесс психотерапии, особое внимание уделяется классам дыхания.

Вайвейшн – «скромная и тихая дыхательная техника» (меткое выражение А. Зенгера). В ней нет острых переживаний, драматического прорыва, неистового поиска. Все эти критические переживания и революционная трансформация выпадают на долю холотропного дыхания и, отчасти, ребёфинга. Зато у вайвейшн есть своя, неброская прелесть: ни одна другая дыхательная психотехника не позволяет настолько освоить состояние «здесь и сейчас», работать со всем спектром собственных ощущений, ибо из них и складывается ощущение реальности бытия. Цель вайвейшн – не изменение этой реальности, не создание новой и даже не работа с драматическими эпизодами собственной биографии. Суть вайвейшн состоит в том, чтобы создать партнерские отношения с этой реальностью, ощутить себя живым, созидающим эту жизнь прямо здесь и сейчас со всеми чувствами, которые есть в настоящем моменте.

Для жителей современных мегаполисов оторванность от природной среды, существование в некоем «виртуальном пространстве» создает определенный дефицит подобных состояний. Вайвейшн же дает возможность «праздновать жизнь, которая уже давно идет» (Дж. Ленард). Именно это и обусловило популярность и широкое распространение этого метода.

Свободное Дыхание.

Свободное Дыхание – специфическая российская дыхательная психотехника, созданная в начале 90-х гг. Владимиром Козловым.

Создатель этой техники творчески переработал лучшие идеи, содержащиеся в других дыхательных психотехниках, и создал свою, во многом достаточно эклектичную, но от этого не менее интересную модель. Так, в Свободное Дыхание вошли:

расширенная картография психики, музыкальное и арт-терапевтическое сопровождение дыхательных процессов (от холотропного дыхания);

5 правил дыхания (т.е. собственно техника дыхания) и понятие о классах дыхания (от вайвейшн);

гибкость техники, возможность включать в процесс психотерапии любые элементы, адаптируя дыхательный процесс под конкретные нужды клиента или группы (от ребёфинга).

Результатом такого творческого синтеза стало появление дыхательной психотехники, исключительным качеством которой является поддержание уникального баланса между усилием и его отсутствием, как в ходе собственно психотерапии, так и в гуще повседневной жизни. Свободное Дыхание учит осознавать свои возможности и ограничения, понимать первое и раздвигать рамки второго. Свободное Дыхание, основанное на внимательном отношении к собственным чувствам и ощущениям, превращает внимание («внутреннее созерцание» в терминологии В.В. Козлова) в инструмент личностного роста и психотерапии.

Собирая в единое целое работу с дыханием, вниманием и прогрессивную релаксацию, Свободное Дыхание позволяет развить умение взглянуть на проблемы нетривиальным образом и ощутить доверие к этому миру в широком смысле этого слова.

Все эти качества делают Свободное Дыхание привлекательной психотехникой, создающей очень комфортные условия для внутренней трансформации и развития. Свободное Дыхание – это не борьба с самим собой, не прорыв через кактусы к звездам, но взгляд на себя из глубин себя и честная работа над своими ограничениями и иллюзиями.

Разумеется, в этой краткой статье нет возможности описать дыхательные психотехники во всей их полноте. Тем, у кого эта статья пробудила интерес, требующий дальнейших изысканий, я могу порекомендовать книгу В.В. Козлова «Психотехнологии измененных состояний сознания» (2005). А самым заинтересованным напоминаю старую даосскую мудрость: «Лучше один раз поесть, чем услышать десять разговоров о пище». Я могу вам обещать, уважаемый читатель, что Ваш собственный опыт в дыхательных психотехниках будет в десятки раз интереснее всех статей, которые Вы когда-либо прочтете.

И, как всегда, я с удовольствием отвечу на все Ваши вопросы.

© Ольга Мохина, 2012.

Никакая часть данной статьи не может быть воспроизведена без письменного разрешения автора. Если вы хотите процитировать фрагменты статьи, обратитесь за разрешением (). Ссылка на оригинальную статью обязательна.

Для многих дыхание - всего лишь процесс жизнедеятельности. Однако еще первобытные шаманы установили связь между дыханием и душевным состоянием человека. Осознанный контроль над этим процессом - древнейший .

Наши предки знали о взаимосвязи дыхания, мысли и энергии. Первобытные воины, проходя дыхательные практики, избавлялись от страха перед битвой. А подростков таким образом готовили к обряду инициации. , они готовы были пройти любые испытания. Например, провести ночь в лесу среди диких животных.

Холотропное дыхание - самая известная дыхательная психотехника

На сегодняшний день в мире существует несколько сотен различных дыхательных психотехник. Однако наибольшую популярность приобрели только три-четыре техники, и одна из них - холотропное дыхание. Она разработана в 1970-х годах в США. Психолог Станислав Гроф с помощью этой практики пытался лечить различные душевные заболевания.

В те годы лечение душевнобольных часто производилось с помощью психотропных средств. По сути, наркотиков. А доктор Гроф обратил внимание, что интенсивное дыхание сходно с ними по эффекту. Человек в результате этой практики оказывался в состоянии измененного сознания и мог решать какие-то свои . Вот только в одиночку пользоваться этой техникой нельзя. Это опасно, ведь из состояния измененного сознания самостоятельно сможет вернуться далеко не каждый холонавт.

Ребёфинг - еще одна популярная дыхательная психотехника

Еще одной эффективной практикой считают ребёфинг. Основателем этой психотехники стал Леонард Орр. Он полагал, что каждый индивид при рождении получает родовую травму, и эта негативная информация сопровождает нас всю жизнь. Таким образом, человек сам программирует свои проблемы.

Суть техники очень проста: при помощи определенных упражнений человек спускается в глубины психики и исправляет те надломы, которые там есть. Для этого нужно в первую очередь научиться циклическому дыханию. Это такое дыхание, при котором между вдохом и выдохом пауза практически отсутствует.

Циклическое связное дыхание позволяет . Как правило, в каждом сеансе ребёфинга используются четыре дыхательные фазы. Для начала необходимо расслабиться. Для этого можно сесть в удобное кресло или на пол и начать дышать - глубоко и медленно. Нужно сконцентрироваться на собственном теле.

Как только Вы ощутите полное расслабление, надо переходить ко второй стадии упражнения - быстрому и глубокому дыханию. Человек как бы погружается в глубины своей психики. После этого наступает очередь третьей фазы - быстрое и поверхностное дыхание. Представьте, что Вы дышите по-собачьи. В этот момент все проблемы практикующего дробятся и расщепляются.

Наконец, последняя фаза - это поверхностное и медленное дыхание. С его помощью ребёферы покидают зону бессознательного и возвращаются к реальности. Казалось бы, ничего сложного в этой дыхательной психотехника нет, но эксперты предупреждают: первые десять сеансов должны проходить под наблюдением специалиста. Иначе погружение в подсознание может принести только новые проблемы.

Ни одна из современных дыхательных практик или других психотехник не дает стопроцентного результата. Особенно если мы начинаем экспериментировать самостоятельно. Известны многие случаи, когда людям приходилось обращаться за психологической помощью в результате подобных опытов над собственной психикой.

Вайвейшн - самая современная психотехника дыхания

Тем не менее, с середины 1970-х американские психологи продолжили развивать дыхательные практики. Итогом этих экспериментов стало появление так называемого «вайвейшна». Само это понятие означает «быть более живым». Но как можно стать живее, чем Вы есть на самом деле? Оказывается, можно. Вайвейшн в отличие от ребёфинга не решает застарелые психические проблемы. Однако с его помощью можно и .

Чтобы дыхательные упражнения принесли максимальную пользу, надо помнить о четырех элементах. Во-первых, . Во-вторых, следует применять циклическое дыхание. В-третьих, нужно наслаждаться и принимать те чувства, которые практикующий в данный момент испытывает. В-четвертых, необходимо довериться процессу, ведь ничего плохого с человеком не произойдет.