От 1 года до 4. Развитие детей в год и четыре месяца. Стараться чувствовать своего малыша

Организм ребенка растет, совершенствуются его функции, увеличивается познавательная и двигательная активность малыша, возрастает потребность в энергии. Все эти причины влияют на рацион ребенка, который уже существенно отличается от питания детей первого года жизни.

Что происходит с организмом ребенка от года до полутора лет?

В этом возрасте у детей продолжает развиваться жевательный аппарат, появляется достаточное количество зубов – к 1,5 годам у малышей должно быть уже 12 зубов. Также нарастает активность пищеварительного сока и ферментов, но их функции все еще не достигают полной зрелости. Увеличивается объем желудка – от 200 до 300мл. Опорожнение желудка происходит в среднем через 4 часа, что позволяет принимать пищу 4-5 раз в день.

Суточный объем пищи (без учета выпиваемой жидкости) для малышей от года до полутора лет равен 1200-1250 мл. Этот объем (в том числе и по калорийности) распределяется по кормлениям примерно в следующем соотношении: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%. Объем разового приема пищи может составлять 250 мл с учетом 5 разового кормления, и 300 мл при 4-х разовом кормлении.

Как кормить ребенка от года?

Для детей 1-1,5-летнего возраста предпочтительными являются блюда кашицеобразной консистенции. Если у ребенка к этому возрасту прорезались жевательные зубы (молочные моляры), ему можно предлагать цельные куски пищи размером не более 2-3 см. У ребенка развивается вкусовое восприятие, начинают формироваться отношение к пище, первые пристрастия и привычки. У малыша начинает вырабатывается условный пищевой рефлекс на время приема пищи, что обеспечивает достаточную, ритмичную секрецию пищеварительных соков и хорошее усвоение пищи. Именно поэтому важно соблюдать режим питания, расширять пищевой рацион введением новых продуктов и блюд.

Увеличивается познавательная и двигательная активность ребенка, а вместе с ней увеличиваются энергозатраты организма. Физиологическая потребность в энергии в возрастной группе от 1 года до 1,5 лет составляет в среднем 102 ккал на 1кг массы тела. При средней массе тела 11 кг она составляет 1100 ккал в сутки.

Главные требования к рациону питания ребенка после года - разнообразие и сбалансированность по основным пищевым веществам (белкам, жирам, углеводам, минеральным веществам, витаминам). Необходимы комбинации блюд из овощей, творога, сыра, молока, мяса животных и птиц, яиц, крупяных и мучных изделий.

Основа пищевого рациона малыша от 1 до 1,5 лет - это продукты с большим содержанием животного белка: молоко, молочные и кисломолочные продукты, мясо, птица, яйца. Блюда из этих продуктов, а также из овощей, фруктов и круп, ребенок должен получать ежедневно.

Молочные продукты для детей от года

В питании малыша в возрасте старше 1 года большая роль принадлежит молоку, молочным и кисломолочным продуктам . В их состав входят легкоусваиваемые белки, жиры, витамины, минеральные вещества. Кисломолочные продукты содержат молочнокислые бактерии, которые регулируют работу желудочно-кишечного тракта, положительно влияют на микрофлору кишечника, улучшают пищеварение, повышают иммунитет ребенка. Молоко, кефир, йогурт должны ежедневно включаться в рацион питания здорового ребенка, а сливки, творог, сметана и сыр могут использоваться через один-два дня.

Для детей с нормальной массой тела не приемлемы продукты с пониженным процентом жирности, в рационе питания используется молоко 3,2% жирности, кефир 2,5-3,2%, йогурты 3,2%, сметана до 10%, творожки, как молочные, так и сливочные - 10%жирности. Общее количество молока и кисломолочных продуктов должно составлять 550-600 мл в сутки с учетом приготовления различных блюд. Из них 200 мл кефира, предназначенного для детского питания, ребенок может получать ежедневно. Малышам с непереносимостью белков коровьего молока лучше всего отложить знакомство с цельным молоком на более поздний срок (до 2-2,5 лет), а вместо этого продолжать использовать смеси для второго полугодия жизни (они производятся из сухого цельного молока без добавления молочной сыворотки).

Годовалые малыши могут получать только специализированный детский молочный (не сливочный) йогурт с умеренным содержанием жиров и углеводов в объеме до 100 мл в день. Творог, как источник белка и кальция, необходим детям в пределах 50 г в день. Сметану или сливки 5-10 г можно использовать для заправки первых блюд, твердые сорта сыра до 5 г в измельченном виде используются в питании малыша второго года жизни через 1-2 дня.

Можно ли детям яйца?

Однозначно да, если нет медицинских противопоказаний, таких как пищевая непереносимость, дискинезия (нарушения сокращений) желчевыводящих путей). Яйца дают малышу сваренными вкрутую или добавляют в различные блюда, в суточном объеме 1/2 куриного яйца или 1 перепелиное. До полутора лет рекомендуется использовать только сваренный вкрутую желток, примешивая его к овощному пюре.

Какое мясо можно ребенку?

С возрастом в рационе питания постепенно увеличивается количество мяса. Мясные консервы, мясное суфле, фрикадельки, фарш из нежирных сортов говядины, телятины, свинины, конины, кролика, курицы, индейки в количестве 100 г можно давать ребенку ежедневно, желательно в первой половине дня, учитывая их длительный период усвоения. Расширение рациона происходит за счет введения субпродуктов – печени, языка и детских сосисок (на упаковках указывается, что они предназначены для детей раннего возраста). Колбасные изделия - не включаются в список «разрешенных» продуктов.

Рыбный день: какую рыбу выбрать для детского меню?

При хорошей переносимости и отсутствии аллергических реакций в рацион ребенка вводятся маложирные морские и речные сорта рыбы (минтай, хек, треска, пикша) в виде рыбных, рыбно-овощных консервовдля детского питания, рыбных суфле по 30-40 г на прием, 1-2 раза в неделю.

Кашу маслом не испортишь

Растительное масло в суточной норме 6 г желательно использовать в сыром виде, добавляя в овощные пюре и салаты. Жиры животного происхождения ребенок получает со сметаной и сливочным маслом (суточная норма до 17 г). Кстати, в питании детей старше года по-прежнему рекомендуется широко использовать безглютеновые каши (гречка, рис, кукуруза), постепенно вводя овсянку. Кашу рекомендуется давать один раз в день в объеме 150 мл. До 1,5 лет не стоит предлагать ребенку богатые углеводами макаронные изделия.

В набор продуктов для детей 1-1,5 лет должен входить хлеб различных сортов из ржаной муки (10 г/сутки) и пшеничной грубого помола (40 г/сутки)Печенье и галеты можно давать 1-2 штуки на прием пищи.

Составляем фруктово-овощное меню для детей

Овощи важны, как источник углеводов, витаминов, минеральных солей, пищевых волокон, и должны широко использоваться в питании детей от 1 до 1,5 лет в виде овощных пюре. Суточный объем овощных блюд из капусты, кабачков, моркови, тыквы с добавлением лука и зелени равен 200 г. А блюд из картофеля – не больше 150 г, т.к. он богат крахмалом, который замедляет обмен веществ. Детям раннего возраста, а также детям с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта не стоит предлагать чеснок, редьку, редис и репу.

При отсутствии медицинских противопоказаний (например, пищевая аллергия) дети должны получать 100-200 г в сутки свежих фруктов и 10-20 г ягод . Им также полезны различные фруктовые, ягодные (желательно без сахара) и овощные соки, отвар шиповника (до 100-150 мл) в день после еды. Не рекомендуется в питании детей раннего возраста использовать кисели, так как они излишне обогащают пищу углеводами, а питательная ценность их низка.

Компот не заменит воду

Не стоит забывать о том, что ребенок должен получать достаточное количество жидкости. Норм объемов дополнительной жидкости не существует, поить малыша нужно по требованию (во время кормления, в перерывах между кормлениями). Лучше всего предлагать ребенку кипяченую воду, детскую питьевую воду, некрепкие чаи или детские чаи. Сладкие напитки – компоты, морсы, соки не компенсируют недостаток жидкости, а сахар, входящий в их состав снижает аппетит, увеличивает нагрузку на поджелудочную железу ребенка . Следите за тем, чтобы жидкость была доступна вашему малышу в перерывах между кормлениями.

Приготовление еды для детей должно быть правильным

И несколько слов об обработке пищи: для ребенка до 1,5 лет. Каши, супы готовятся в протертом виде, овощи и фрукты в виде пюре, мясо и рыба в виде мягкого фарша (пропущенные 1 раз через мясорубку) или в виде суфле, паровых котлет, тефтелей. Все блюда готовятся путем варки, тушения, приготовления на пару, без добавления специй (перца, чеснока и пр.). Кормите малыша из ложечки, а пить давайте из чашки.

Суточный объем пищи – 1200-1250 мл. Калорийность суточного рациона – 1200 ккал.

Завтрак : Каша или овощное блюдо (150 г); мясное или рыбное блюдо, или омлет (50 г); Молоко (100 мл)

Обед : Суп (50 г); мясное или рыбное блюдо (50 г); гарнир (70 г); фруктовый сок (100 мл)

Полдник : Кефир или молоко (150 мл); печенье (15 г); фрукты (100 г)

Ужин: Овощное блюдо или каша, или творожная запеканка (150 г); молоко или кефир (150 мл)

Примерное меню на 1 день:

Завтрак : Молочная каша с фруктами; Хлеб

Обед: Суп-пюре овощной; овощное пюре из цветной капусты с мясом; галеты; Фруктовый сок.

Полдник : Йогурт или биокефир; печенье детское.

Ужин: Творожок или молоко; фруктовое или овощное пюре.

На ночь : Кефир.

Цельное молоко – молоко, при переработке которого не был изменен качественно и/или количественно ни один из его компонентов – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли и пр.

Безглютеновые каши – каши, не содержащие глютен - растительный белок некоторых злаковых: ржи, ячменя, овса, пшеницы (из которой делают манную крупу), способный вызывать у детей раннего возраста поражение клеток тонкой кишки - целиакию и аллергические реакции, поскольку у малышей существует дефицит фермента пептидазы, расщепляющей глютен.

Информация о принципах детского питания полувековой давности, безусловно, будет интересна родителям и врачам как материал для сравнения. Глава, написанная известнейшим российским педиатром, содержит не только основные нормативы и подходы, принятые в то время, но и меню на неделю, и даже раскладку блюд (сколько и какого продукта надо взять, чтобы получилось требуемое кушанье).

При правильно составленном пищевом рационе ребенок к концу первого года жизни получает достаточно разнообразное питание; он уже не только хорошо глотает полужидкую и густую пищу, но умеет и достаточно хорошо жевать. К этому времени значительно нарастает активность ферментов пищеварительных соков желудочно-кишечного тракта ребенка, вкусовые восприятия его становятся более дифференцированными; у детей уже часто имеются свои привычки, свои любимые и нелюбимые блюда. Все эти моменты необходимо учитывать при составлении диеты для детей в возрасте старше одного года.

Пища, получаемая ребенком этого возраста, прежде всего должна покрывать всю его калорийную потребность и быть качественно полноценной, т. е. содержать необходимые ребенку полноценные белки, жиры и углеводы, достаточное количество минеральных солей и витаминов. Пища детей старше одного года должна давать достаточное количество пищевых шлаков, необходимых для поддержания нормальной моторной деятельности кишечника. Следует обращать большое внимание на разнообразие и вкусовые качества пищи. При кормлении ребенка пища должна иметь надлежащую температуру, вид ее должен возбуждать аппетит.

Потребность в основных пищевых ингредиентах. Белков дети в возрасте от 1 года до 4 лет должны получать в количестве 3-3,5 г на 1 кг веса, или около 30-50 г за сутки. За счет белков должно покрываться от 10 до 15% всей калорийной суточной потребности, причем 60% вводимых белков должно быть животного происхождения.

Жиров ребенок должен получать 3,5-4 г на 1 кг веса, или 40-50 г за сутки, причем 75% жиров, получаемых детьми этого возраста, должны быть животного происхождения. До 1,5 лет за счет жиров должно покрываться около 40% всех калорий, после 1,5 лет - несколько меньше, т. е. около 30-35%.

Углеводов дети в возрасте от 1 года до 4 лет должны получать от 10 до 15 г на 1 кг веса, т. е. около 160-200 г в сутки. За счет углеводов должно покрываться около 45-50% калорийности суточного рациона.

В качественно правильно составленной диете детей старше одного года соотношение между белками, жирами и углеводами приблизительно такое: 1:1,2:3,5.

Калорийный коэффициент. Количество необходимых ребенку калорий колеблется от 80 до 100-110, в среднем около 90 на 1 кг веса. Калорийная ценность суточного рациона детей этого возраста составляет около 1 500 калорий нетто или около 1 800 калорий брутто.

Правильно составленный пищевой рацион содержит вполне достаточное для ребенка количество минеральных солей. При однообразном питании легко может возникнуть крайне вредное для детей солевое голодание. Растущий организм ребенка нуждается в несколько больших по сравнению с другими солями количествах натрия и хлора, а потому поваренную соль надо добавлять к пище в количестве, необходимом для обеспечения ее вкусовых качеств, приблизительно не менее 0,05 г на 1 кг веса ребенка.

В суточном пищевом рационе ребенка должно быть некоторое преобладание щелочных радикалов над кислотными.

Относительно высокая потребность детей раннего возраста в жидкости должна полностью покрываться водой, входящей в пищу, и дополнительным питьем кипяченой воды. Последней дети должны быть вполне обеспечены, особенно в жаркие дни.

Правильно составленный пищевой рацион, включающий полноценные продукты, подвергнутые правильной кулинарной обработке, покрывает потребность детей в витаминах. Дети должны получать в день 25-30 мг витамина С, 1 мг витамина А, 1-2 мг витамина B 1 , 2 мг витамина В 2 и 250-500 ИЕ витамина D.

При неполной обеспеченности продуктами, достаточно богатыми витаминами (восстановленное молоко, мясные консервы, растительные масла и т. д. содержат очень мало витаминов), в конце зимне-весеннего сезона, когда овощи и фрукты теряют при хранении витамины, а также в недостаточно благоприятных климатических условиях (мало ультрафиолетовых лучей) или при наличии у детей признаков гиповитаминозов необходимо дополнительно вводить препараты витаминов.

Количество молока в суточном пищевом рационе здоровых детей без проявлений экссудативного диатеза в возрасте от 1 года до 1,5 лет должно быть не менее 600-700 мл, в возрасте от 1,5 до 4 лет - 500-600 мл, но не должно превышать 600-650 мл. Молоко желательно давать частично в виде простокваши или кефира.

Яйца - ценный пищевой продукт; применение их в питании детей желательно, но злоупотребление ими безусловно вредно. Детям до 1,5 лет лучше давать только желтки, причем не более одного в день; детям в возрасте от 1,5 лет можно давать яйца по одному в день или через день.

Детям с явлениями экссудативного и нервно-артритического диатеза яичный белок давать не следует; в большинстве случаев можно разрешать им желтки, хотя и они иногда могут вызывать кожные явления или усиливать их.

Мясо и рыбу необходимо применять в питании детей достаточно широко. В возрасте от 1 года до 1,5 лет дети должны получать мясо 3-4 раза в неделю в количестве около 30-40 г на прием. Детям, имеющим не менее 4-6 зубов и научившимся сравнительно хорошо жевать, можно давать котлеты, при отсутствии достаточного количества зубов и плохом жевании лучше давать мясо в виде фарша или фрикаделек. Детям в возрасте от 1,5 до 2,5 лет количество мяса можно увеличить до 45-50 г на прием и давать его 4-5 дней в неделю. Более 50-60 г мяса в день не следует давать детям даже старшего ясельного возраста; целесообразно сохранить в их диете 1-2 вегетарианских дня.

В пищу ребенка можно употреблять различные сорта мяса - кур, говядину, телятину, дичь и т. д. Жирную свинину, баранину и богатые жиром сорта рыб детям до 2-2,5 лет лучше не давать.

Помимо мяса, дети должны получать достаточное количество овощей.

Супы в диете детей безусловно желательны: они богаты солями и экстрактивными веществами, полезное действие которых бесспорно; с супами легче давать овощи, от которых в другом виде дети нередко отказываются. Однако не следует злоупотреблять супами.

Хлеб - крайне ценный пищевой продукт, но употребление его детьми в неограниченном количестве совершенно недопустимо; это относится и к различным сортам печенья, сухарей, булочек и т. д. Детям от 1 года до 1,5 лет следует давать только белый хлеб; целесообразно давать им иногда и корочку черного хлеба. После 1,5 лет дети получают черный и белый хлеб. При достаточном количестве всех остальных продуктов им вполне достаточно 50-75 г черного и 100-150 г белого хлеба. Часть мучнистых углеводов следует давать в виде блинчиков, булочек, пирожков и т. д.

Овощи, фрукты, ягоды и т. д. надо широко использовать в детском питании: они богаты солями и витаминами, дают значительное количество пищевых шлаков и не способствуют развитию бродильных и гнилостных процессов в кишечнике. Надо обращать внимание на правильную кулинарную обработку овощей, которая обеспечивала бы хорошие вкусовые качества готовой пищи и вместе с тем достаточное сохранение в ней витаминов и солей.

Фрукты, ягоды, морковь, огурцы, редиску и т. д. следует частично давать в сыром виде.

В возрасте старше 1,5 лет дети должны иногда получать небольшие количества неострого сыра, селедки, икры. Однако злоупотребление этими продуктами недопустимо.

Очень острые закуски и соусы, большое количество пряностей и сладостей, алкогольные напитки, крепкий натуральный кофе и крепкий чай детям давать не следует.

Хорошие конфеты, фруктовые и прочие мармелады и т. д. давать детям, конечно, можно и нужно. Шоколад и какао несколько возбуждают нервную систему, и потому злоупотреблять ими не следует. Натуральный мед - ценный и легко усваиваемый продукт, но некоторые дети обнаруживают к нему идиосинкразию.

Число приемов пищи. Детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет надо кормить 4-5 раз в сутки, старше 1,5 лет - 4 раза. Горячую пищу ребенок должен получать не менее 2-3 раз в сутки.

Распределение дневного рациона в течение дня должно соответствовать приблизительно следующим отношениям.

Первый завтрак - около 20
Второй завтрак - около 10-15
Обед - около 35-40
Полдник - около 10-15
Ужин - около 20

Завтрак - около 15-20
Обед - около 40-50
Полдник - около 10-15
Ужин - около 20-30

Часы приема пищи могут изменяться в зависимости от особенностей детского учреждения. Они должны быть тесно увязаны со всем режимом жизни детей и строго соблюдаться, так как в противном случае легко нарушается распорядок жизни детского коллектива, что неизбежно ведет к срыву всей работы.

Прием пищи - важный эмоциональный момент в жизни ребенка, и его надо правильно использовать для воспитания детей, привития им культурных навыков. Детей старше года надо приучать мыть руки перед едой и после нее, пользоваться салфеткой, быть опрятными и дисциплинированными за столом, полоскать рот после еды и т. д.

В деле организации питания детей в яслях, домах ребенка и других учреждениях для детей раннего возраста ведущая роль принадлежит детскому врачу. Врач не может стоять в стороне от этого дела и не должен перепоручать его хозяйственным работникам и работникам кухни.

Установить определенный режим питания удается только при строгом регламентировании всей жизни детского коллектива.

Желательно, чтобы все питание детей в возрасте первого года жизни, особенно в летнее жаркое время, приготовлялось в яслях; соответственно этому необходимо составлять и меню: всю пищу, требующую приготовления, давать в яслях, а матери выдавать на руки для дачи ребенку дома уже приготовленную пищу - смеси в бутылочках, цельное молоко, простоквашу, сухарики и т. д.

В круглосуточных яслях режим устанавливается такой же, как и в доме ребенка.

Примерное меню для круглосуточных яслей и домов ребенка для детей от 1,5 до 3 лет
(В скобках всюду показан номер блюда, указанный в разделе "Раскладки блюд", приводимом ниже)

Первый день

Завтрак
Каша манная (8).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Борщ из рубленой свеклы (16).
Мясные биточки с рисом (19).
Какао (5).

Полдник
Чай с молоком (3).
Домашняя булочка (7).

Ужин
Картофельное пюре (24).
Молоко (1).

На сутки: калорий около 1590, белков 44 г, жиров 39 г, углеводов 255 г.

Второй день

Завтрак
Каша рисовая (10).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Суп-похлебка (17).
Пудинг мясной с картофельным пюре (22).
Пюре фруктовое (37).

Полдник
Молоко (1).
Домашняя булочка (7).

Ужин
Каша манная розовая (9).
Молоко с булкой (1).

На сутки: калорий около 1580, белков 45 г, жиров 40 г, углеводов 245 г.

Третий день

Завтрак
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).
Яйцо с булкой.

Обед
Суп с рисом (15).
Картофельные котлеты с белым соусом (26).
Взбитый творог (38).

Полдник
Какао (5).
Домашняя булочка (7).

Ужин
Оладьи (30).
Молочный кисель (33).

На сутки: калорий около 1600, белков 43 г, жиров 42 г, углеводов 255 г.

Четвертый день

Завтрак
Каша-размазня гречневая (11).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Суп-пюре картофельный с гренками (14).
Запеканка из вермишели с мясом и белым соусом (23).
Компот фруктовый (34).

Полдник
Чай с молоком (3).
Сухари.

Ужин
Сборные овощи (28).
Мусс (36).

На сутки: калорий около 1590, белков 40 г, жиров 37 г, углеводов 263 г.

Пятый день

Завтрак
Картофельное пюре (24).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Суп с фрикадельками (13).
Овощные биточки с белым соусом (27).
Пюре фруктовое (37).

Полдник
Простокваша с сахаром и сухарями (2).

Ужин
Блинчики (29).
Кофе с молоком (4).

На сутки: калорий около 1700, белков 48 г, жиров 38 г, углеводов 294 г.

Шестой день

Завтрак
Каша манная (8).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Суп пюре гороховый с гренками (18).
Котлеты с макаронами и томатным соусом (21).
Кисель (32).

Полдник
Молоко (1).
Домашняя булочка (7).

Ужин
Картофель под бешамелью (25).
Молоко (1).

На сутки: калорий около 1600, белков 50 г, жиров 40 г, углеводов 254 г.

Седьмой день

Завтрак
Яйцо (крутое или всмятку).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Бульон с рисом (12).
Тефтели с овощным соусом (20).
Крем в чашечках (35).

Полдник
Простокваша с сахаром (2).
Булочка.

Ужин
Пирожки с морковью (31).
Кофе с молоком (4).
Булка.

На сутки: калорий около 1550, белков 48 г, жиров 49 г, углеводов 230 г.

Примечания.

  1. Хлеб распределяется между всеми приемами пищи более или менее равномерно.
  2. Количество молока с кофе, с чаем и т. д. может несколько изменяться, в зависимости от использования молока для приготовления пищи.

Раскладка блюд

N Блюдо Кол-во, г
1 Молоко:
порция 100-200
2 Простокваша с сахаром и сухарями:
молоко 150-200
сахар 10
булка 50
3 Чай с молоком:
чай 0,5
молоко 50
сахар 10
вода до 150
порция 160
4 Кофе с молоком:
кофе 3
молоко 40
сахар 10
вода 100
порция 150
5 Какао:
какао 2
сахар 10
молоко 50
вода 100
порция 100
6 Булка с маслом:
булка 50
масло 8
7 Домашняя булочка:
мука (в счет хлеба) 40
сахар 5
жир 2
дрожжи 3
порция 50
8 Каша манная:
манная крупа 20
молоко 40
сахар 5
масло 4
вода 100
порция 150
9 Розовая манная каша:
манная крупа 25
морковь 50
молоко 50
сахар 5
масло 4
вода 100
порция 200
10 Рисовая каша:
рис 25
молоко 40
масло 4
сахар 5
вода 100
порция 150
11 Каша-размазня гречневая:
гречневая крупа 30
молоко 50
масло 4
вода 100
порция 150
12 Бульон с рисом:
рис 15
морковь 20
брюква 10
картофель 50
масло 2
кости от 60 г мяса -
вода 250
порция 200
13 Суп с фрикадельками:
мясо 40
морковь 20
брюква 10
картофель 200
молоко 50
масло 4
вода 200
порция 200
14 Суп-пюре картофельный с гренками:
картофель 200
лук 3
заправка:
яйцо 1/5 шт.
молоко 100
масло 2
вода 200
порция 200
булка (для гренок) 30
масло 3
15 Суп с рисом:
рис 15
морковь 20
брюква 10
картофель 50
молоко 100
томат 5
лук 3
мука 5
сметана казеиновая 10
масло 4
вода 200
порция 200
16 Борщ из рубленой свеклы:
свекла 80
капуста 50
морковь 20
брюква 10
молоко 100
лук 3
вода 200
заправка:
яйцо 1/10 шт.
сметана 10
молоко 20
порция 200
17 Суп-похлебка:
морковь 20
брюква 10
картофель 50
лук-коренья 5
масло 2
вода 150
порция 200
18 Суп-пюре гороховый с гренками:
горох 40
картофель 50
лук 3
мука 5
масло 3
вода 250
порция 200
булка (для гренок) 30
19 Мясные биточки:
мясо (мякоть) 30
булка 10
жир на обжарку 4
рис 25
масло 3
порция: биточки, гарнир 100
20 Тефтели с морковно-брюквенным соусом:
мясо (мякоть) 35
булка 40
мука 5
морковь 100
брюква 150
молоко 30
масло 4
порция: тефтели, гарнир 120
21 Котлеты с макаронами и томатным соусом:
мясо 50
булка 10
жир на обжарку 4
порция 45
макароны 30
вода 150
порция 150
мука 5
томат 5
сметана 10
вода 50
порция 50
22 Пудинг мясной с картофельным пюре:
мясо (мякоть) 30
булка 10
яйцо 1/3
масло 2
порция 40
картофель 200
молоко 30
масло 3
порция 150
сметана 10
вода 50
порция 50
23 Запеканка из вермишели с консервами:
вермишель 40
консервы мясные 25
яйцо 1/5 шт.
жир 3
вода 100
порция 150
масло 2
мука 3
молоко 20
вода 30
порция 50
24 Картофельное пюре:
картофель 250
молоко 50
масло 4
порция 200
25 Картофель под бешамелью:
картофель 250
мука 5
молоко 304
масло 3
сыр 5
порция 200
26 Котлеты картофельные с белым соусом:
картофель 250
мука картофельная 5
яйцо 1/5 шт.
жир на обжарку. 4
порция 2 котлеты по 50-60
масло 2
мука 3
молоко 20
вода 30
порция 50
27 Овощные биточки с белым соусом:
овощи 250
рис 10
молоко 20
масло 5
порция 2 биточка по 50-60
масло 2
мука 3
молоко 20
вода 30
порция 50
28 Сборные овощи:
картофель 100
морковь 100
капуста или брюква 50
мука 5
молоко 50
масло 5
вода 200
порция 200
29 Блинчики:
мука белая 35
молоко 20
сахар 5
яйцо 1/5 шт.
жир 6
порция 80 (3-4 блинчика)
30 Оладьи
мука (в счет хлеба) 40
молоко 30
дрожжи 5
масло растительное 6
порция 2 шт. по 50
31 Пирожки с морковью:
мука 40
дрожжи 5
морковь 100
рис 10
яйцо 1/5 шт.
сахар 2
масло 2
порция 2 шт. по 50
32 Кисель:
сухие фрукты 15
сахар 10
картофельная мука 5
вода 150
порция 100
33 Молочный кисель:
молоко 100
вода 50
сахар 15
картофельная мука 10
порция 150
34 Компот:
сухие фрукты 15
сахар 5
картофельная мука 3
вода 100
порция 100
35 Крем:
молоко 50
сахар 10
яйцо 1/5 шт.
масло 2
порция 50
36 Мусс:
манная крупа 20
клюква 15
сахар 15
вода 200
порция 200
37 Пюре фруктовое:
сухие фрукты 15
сахар 5
картофельная мука 3
вода 50
порция 50
38 Творог соевый (приготовляется из 300-400 г соевого молока):
творог соевый 50
сахар 10
порция 60

С окончанием первого года жизни заканчивается младенческий период и начинается второй очень важный отрезок времени, продолжающийся до 4-летнего возраста ребенка. От этого периода во многом зависит дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка.

Рост тела

Изменения тела в период от года до 4 лет не столь выражены, как в младенчестве. Со снижением темпов роста тела и окружности головы снижается потребность в пище. Исчезает «младенческий жир», меняются пропорции тела, приближаясь к пропорциям взрослого человека. Тело ребенка по сравнению с головой намного быстрее растет. В этом возрасте ребенок подвижен, хорошо ходит, правильно и ловко пользуется руками. На третьем году жизни формируется походка. Очень важны длительные прогулки на свежем воздухе, способствующие закаливанию и укреплению иммунитета. Малышу должны быть созданы все условия для игр и нормального развития.

Важной особенностью этого периода жизни является повышенная предрасположенность к инфекционным заболеваниям. Это нормально, т.к. иммунная система малыша не вполне сформирована. Не следует преувеличивать опасность, ограничивая контакты с окружающей средой и другими детьми. С началом школьного возраста иммунная система становится сильнее.

Развитие речи

В возрасте от 1 до 4 лет ребенок начинает говорить. С года до полутора лет он произносит первые отдельные слова, не составляя предложений. Однако словарный запас малыша быстро пополняется. С двух с половиной лет он уже говорит предложениями (словосочетаниями из 2-3-х слов). Его словарь пополняется от 50-100 до 2 тысяч слов.

Сначала ребенок говорит короткими предложениями, порядок слов может быть неправильным. Он начинает задавать вопросы: «Что это?» и «Где?». По окончании третьего года жизни малыш начинает употреблять придаточные предложения, спрашивать «Когда?» и «Почему?». Для этого периода характерно неправильное произношение слов и слогов, шепелявость, это совершенно нормально. Речь ребенка является своеобразным барометром познавательного и эмоционального развития. Первые симптомы умственной отсталости могут быть незначительными, и обнаружены только по достижении 2-летнего возраста.

При задержке формирования речи необходимо обратиться к врачу, т.к. причиной данного нарушения может являться болезнь.

Развитие поведения, мышления и чувств

На стадии развития ребенка от 1 года до 4 лет формируется восприятие мира. Ребенок мыслит не так, как взрослый. Например, он делит вещи не на живые и неживые, а на подвижные и неподвижные. Для него все вещи - это живые существа, например, чашка перевернута, потому что устала, а стул не может смеяться, потому что у него отсутствуют рот и зубы. Таким образом, мир маленького ребенка необычайно богат и полон чудес. В этот период жизни малыш много фантазирует. Очень часто маленький ребенок не любит или боится идти спать, поэтому отход ко сну иногда превращается в своеобразную церемонию, например, плюшевая игрушка должна находиться в его руках, доброй ночи ему следует пожелать три раза и т.п.

Для формирования правильного мировоззрения ребенку необходим постоянный контакт с окружающей средой, поэтому желательно, чтобы ребенок общался со сверстниками и взрослыми, ходил на прогулки и т.п. В этот период для правильного развития ребенка крайне важно стимулировать его воображение. Ребенок живет в мире фантазий. Взрослые, не мешая ему, должны стремиться устранить из мира его фантазий то, что вызывает у малыша страх, потому что именно в этот период жизни возникают первые зачатки многих психических и физических заболеваний. Именно в этот период родители должны стимулировать эмоциональное развитие ребенка, например, произнося слова, характеризующие его состояние и чувства (например, «ты сердит»). Таким образом, малыш учится употреблять слова для характеристики чувств.

Период строптивости

К периоду развития ребенка 1-4 лет относится и так называемая стадия строптивости, когда малыш с помощью крика отстаивает свои права и стремится получить то, что он хочет. Этот период начинается с осознанием ребенка своего «Я». Малышу следует уступить и проявить терпение, однако необходимо позже объяснить, как следует проявлять свои желания.

Он активно передвигается по комнате, а возможно, даже уверенно ходит. Произносит несколько слов и активно интересуется миром вокруг себя. Пришло время поговорить о навыках и развитии ребенка в период от 1 до 4 лет. Это время приобретения множества умений, овладения основами родного языка и формирования характера малыша. Какие задачи стоят перед ребенком в каждом полугодии, мы рассмотрим ниже, а вы сможете определить зону ближайшего развития по основным направлениям и организовать игры в жизни малыша так, чтобы его способности реализовывались в полной мере.

1 год – 1 год 5 месяцев

Мелкая моторика

  • Хорошо хватает предметы и учится их целенаправленно отпускать, бросать.
  • Умеет перекладывать некрупные игрушки из одной руки в другую.
  • Манипулирует одновременно 2-3 предметами.
  • У малыша сформирован «пинцетный захват». Ребенок берет мелкие предметы большим и указательным пальцами.
  • Умеет вкладывать предметы один в другой (стаканчики, матрешки). Надевает колечки с широкими отверстиями на палочку – основание. При этом размер колечек не учитывает, т.е. собирает пирамидку как придётся.

Развитие речи

  • Имеет достаточно большой пассивный словарный запас.
  • Осознанно произносит до 30 — 40 слов, включая лепетные. Использует их при повышенной заинтересованности (напр. хочет получить игрушку, а взрослый по-другому не понимает).
  • Отдельными звуками выражает свои эмоции.
  • Учится подражать звукам животных.
  • Любит играть в ладушки и другие простые игры. По ходу игры хлопает в ладоши, и выполняет другие знакомые движения о которых говорит взрослый.
  • Выполняет простые просьбы или инструкции, которые сопровождаются жестами.

Физическое развитие

  • Может самостоятельно ходить, или ходить с поддержкой.
  • Самостоятельно поднимается в положение стоя и стоит без поддержки. Многократно меняет положение тела в пространстве (приседает, поворачивается, наклоняется).
  • Умеет слезать с дивана без посторонней помощи.
  • Ползает по наклонной поверхности или по лестнице вверх.
  • Из положения «стоя» наклоняется, достает руками до пола и выпрямляется.

Социальное развитие

  • Протягивает руки к «значимому» взрослому (который ухаживает и проводит с ним больше всего времени, чаще это мама).
  • Удерживает предмет, который пытаются отобрать.
  • Ярко и эмоционально реагирует на появление лица из-за платка (игра «Ку-ку»).
  • Улыбается себе в зеркале и играет со своим отражением.

Развитие логики и мышления

  • Ищет спрятанную игрушку, может пробовать прятать самостоятельно.
  • Складывает кубики в коробку или в большую корзину.
  • Различает предметы по размеру (если разница больше 3 см).
  • Показывает или называем желаемый предмет, чтобы получить его без плача.

Самообслуживание

  • Пьёт из чашки, но все еще может проливать жидкость на себя.
  • Пользуется расческой по назначению.
  • Самостоятельно ест ложкой твердую пищу, уверенно попадает ложкой в рот.
  • Снимает с себя носки, шапку. Подставляет ножки и ручки во время одевания.

1 год 6 мес. – 2 года

Мелкая моторика

  • Активно использует указательный жест.
  • Вынимает предметы из ёмкости и складывает их обратно. Манипулирует мелкими предметами.
  • Одной рукой удерживает два предмета.
  • Перелистывает тонкие странички книг.
  • Получается целенаправленно бросать предметы.

Развитие речи

  • Указывает на знакомые изображения и предметы по словесной инструкции.
  • Повторяет за взрослым отдельные слоги, слова и простые фразы.
  • Строит предложения из 2 слов. В речи использует глаголы.
  • Понимает простой рассказ по картинке и отвечает на вопросы.
  • Понимает запреты, но следовать им не всегда может ввиду высокой эмоциональности.
  • Начинает заменять лепетные слова правильными.

Игры для развития речи малышей читайте .

Физическое развитие

  • Наклонившись, ребенок поднимает предмет с пола.
  • Ходит без поддержки. Может ходить и удерживать равновесие на бруске шириной и высотой 15-20 см.
  • Толкает коляску как большую, так и кукольную.
  • Самостоятельно влезает на стул, диван и кресло.
  • Подставляет стул, чтобы достать желаемые предметы.
  • Учится пятиться назад.

Социальное развитие

  • Показывает свою игрушку по просьбе взрослого или, приглашая поиграть с ним.
  • Помогает одеть себя, приносит одежду, обувь.
  • Хлопает в ладоши и выполняет разученные движения, когда слышит звуки знакомой песенки.
  • При игре целенаправленно откатывает или бросает мяч взрослому.

Развитие мышления

  • Строит простые постройки из кубиков: домик, ворота, башня.
  • Ориентируется в простых формах: куб, шар, кирпичик и т.д.
  • Сортирует предметы по одному из признаков: контрастный цвет (напр. синий и красный), форма, размер.
  • Ориентируется в понятиях: много, мало.

Подробнее об интеллектуальном развитии в 2 года читайте .

Самообслуживание

  • «Помогает» взрослым по уборке дома, копируя их действия.
  • Приносит одежду и обувь. Самостоятельно надевает некоторые вещи с помощью взрослого.
  • Ест ложкой, самостоятельно поднося ее ко рту, как твердую, так и жидкую пищу.
  • Пытается чистить зубы, подражая взрослым.
  • Выбрасывает в корзину мелкий мусор.
  • Помогает загружать и разгружать стиральную машину.
  • Учится чистить яйцо, банан, мандарин.

Как развивать самостоятельность у детей 1,5-3 лет читайте .

2 года – 2 года 5 мес.

Мелкая моторика

  • Чертит карандашом. Учится раскрашивать, но еще часто выходит за контур.
  • Проталкивает мелкие предметы в отверстие. Активно играет с самодельными и покупными сортерами.
  • Правильно складывает пирамидку, матрешку из 4 фигурок.
  • Расстегивает и застегивает липучки, кнопки, пуговицы, фастекс, молнию.
  • Снимает прищепки.
  • Учится совершать шагающие движения пальчиками и другие элементы пальчиковой гимнастики.

Игры для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет смотрите .

Развитие речи

  • Активный словарный запас достигает 200-300 слов.
  • Обобщает простые слова по категориям: одежда, игрушки, животные.
  • Активно выражает свои желания не только жестами и плачем, но и словами.
  • В речи начинает использовать существительные, глаголы, местоимения, прилагательные.
  • Формирует фразу из 3 слов.
  • Называет себя по имени.
  • Появляются вопросы: Куда? Что это?
  • Понимает простые рассказы взрослого о событиях из прошлого. Понимает сюжет сказки без опоры на картинку.

Подробнее о развитии речи в 2 года .

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Физическое развитие

  • Поднимается по лестнице, помогая себе руками. Держится за перила и руку взрослого.
  • Учится поднимать предмет с пола, присев на корточки.
  • Может перешагнуть чередующимся шагом через препятствие высотой 15 см.
  • Учится стоять на одной ноге.
  • Любит активные прогулки на детской площадке: ходит по бордюру, лазает по лесенкам, бегает, подпрыгивает.
  • Любит играть в догонялки.

Подвижные игры для детей 2-3 лет в этой .

Социальное развитие

  • Помогает взрослым в работе по дому: вытирает пыль, подметает, пылесосит.
  • Обнимает и гладит игрушку. Демонстрирует эмоции героев сказок.
  • Говорит, рассматривая картинки. Называет предметы, изображенные на картинках, или озвучивает знакомый по сказке сюжет.
  • Может играть самостоятельно до 30 мин.
  • Радуется и бежит навстречу близким и родным.

Развитие мышления

  • Выполняет цепочку последовательных логических действий.
  • Подбирает по образцу сильно отличающиеся между собой и контрастные предметы.
  • Сортирует по 4 цветам: синий, красный, желтый и зеленый.
  • Ориентируется в трех размерах предметов с ярко выраженной разницей: большой, маленький, средний.
  • Строит башенки из 2-6 кубиков.
  • Собирает пазл из 2-3 кусочков.
  • По словесной инструкции приносит и относит предметы в другую комнату.

Самостоятельность

  • Ребенок может сам раздеться.
  • Моет руки с мылом и вытирает их.
  • Частично одевается: может одеть шапку, носки, штаны, кофту, свитер, платье, юбку.
  • Активно осваивает горшок. Большую часть времени остается сухим.
  • Вытирает тряпкой пролитую воду.
  • Учится выворачивать и складывать свои вещи.

2 года 6 мес. – 3 года

Мелкая моторика

  • Откручивает и открывает/закрывает крышки с разных баночек.
  • Нанизывает крупные бусины на толстую нить с жестким концом.
  • Предпочитает рисовать и раскрашивать рисунки пальцем.
  • Может скопировать вертикальную, горизонтальную линии, крест, круг.
  • Активно играет с песком и с глиной: делает куличики, разыгрывает с песком сюжетные игры (обед, чаепитие, поиск клада и т.п.).
  • Учится пользоваться ножницами. Может разрезать лист А5 на 2 части.
  • Пересыпает крупу из одной ёмкости в другую с помощью ложки.

Развитие речи

  • Заучивает короткие стихи.
  • В речи начинает активно использовать вопросительные слова: Где? Когда?
  • Понимает сложноподчиненные предложения: Когда покушаем, я буду делать…
  • Понимает простые вопросы: Что у тебя в коляске? И может на них ответить.
  • Выполняет двухступенчатую инструкцию: Сначала принеси ведерко, потом налей в него воду.
  • При наличии достаточного словарного запаса говорит сложными предложениями и использует придаточные.

Как развивать речь ребенка в 3 года читайте в .

Физическое развитие

  • Умеет бросать мячик из-за головы.
  • На лестнице ведет себя следующим образом: спускается, придерживаясь за перила, а поднимается самостоятельно без дополнительной опоры.
  • Может играть сидя на корточках.
  • Умеет прыгать на месте на двух ногах.

Социальное развитие

  • Активно играет в сюжетные игры, усложняя их логически последовательными действиями: кормит куклу, умывает, укладывает спать, поет песенку и т.п.
  • Начинает проявлять симпатию к посторонним и другим детям, особенно если раньше был к ним равнодушен.
  • С удовольствием принимает участие в домашних делах, радуется если ему дают «взрослое» поручение.

Развитие мышления

  • Самостоятельно правильно собирает пирамидку и складывает матрешку из 4 фигурок.
  • Строит башенку из 9 кубиков.
  • Собирает пазл из 6 частей.
  • Делает сюжетные постройки из кубиков или конструктора и дает им названия.
  • Подбирает по образцу основные геометрические фигуры и предметы, которые на них похожи.
  • Проводит сортировку предметов по основным цветам в соответствии с образцом.

Самообслуживание

  • Ребенок умеет самостоятельно и достаточно аккуратно кушать ложкой.
  • Пьет из чашки или стакана, не проливая на себя.
  • Самостоятельно раздевается. Правильно надевает вещи. При этом могут быть освоены не все застежки, не завязывает шнурки.
  • Кладет свои игрушки на место.
  • Помогает разбирать покупки, раскладывает по местам овощи, консервы, крупы.
  • Делает бутерброды – раскладывает колбасу, овощи, зелень.
  • Помогает накрывать на стол.

3 года – 3 года 5 мес.

Мелкая моторика

  • Повторяет упражнения пальчиковой гимнастики
  • Может нарисовать по образцу простые фигуры.
  • Рисует достаточно ровные линии, обводит пунктирные.
  • Владеет ножницами. Может порезать лист А5 на несколько полос.
  • Успешно переливает воду из одной чашки в другую с минимальными потерями.
  • Лепит из пластилина шарики, колбаски, делает лепешки, размазывает по листу в пределах контура.
  • Застегивает и расстегивает все виды застежек, в т.ч. и шнурки.

Игры для развития мелкой моторики у детей старше 3 лет .

Развитие речи

  • Разговаривает с игрушками, куклами и воображаемыми героями.
  • Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Часто задает вопросы: Зачем? Почему?
  • Легко запоминает стихи и песенки.
  • Пересказывает короткие рассказы и знакомые сказки.
  • Использует слова во множественном числе. Словообразование происходит не всегда правильно. Период отличается выраженным словотворчеством.

Физическое развитие

  • Может перепрыгнуть с разбега через нарисованную черту.
  • Перешагивает через препятствие высотой 20 см приставным шагом.
  • По лестнице может подниматься и спускаться, не держась за перила.
  • Умеет подбрасывать мяч вверх.
  • Ходит на носках, может пройти на них 3 метра.
  • Учится стоять на 1 ноге.
  • Катается на 3-х колесном велосипеде.
  • Спрыгивает с небольшой высоты обеими ногами.

Подвижные игры для детей 3-4 лет читайте .

Социальное развитие

  • Ребенок говорит о себе в первом лице – «Я».
  • Охотно изображает животных.
  • С радостью выполняет поручения и стремится быть полезным.
  • Помогает складывать покупки в корзину в магазине и раскладывать дома по местам.
  • Любит смешить и веселить окружающих.
  • Здоровается со знакомыми взрослыми и детьми.

Развитие мышления

  • Правильно называет и показывает основные цвета.
  • Различает право/лево. Ориентируется на картинке и в жизни в предлогах: на, над, под, в, спереди, сзади, около.
  • Использует предметы в игре по назначению.
  • Находит одинаковые предметы на изображении, фрагменты картинок.
  • Сравнивает похожие картинки и находит 5 отличий.
  • Находит логические пары.
  • Может продолжить логическую последовательность и выбрать лишний предмет.
  • Классифицирует предметы.
  • Определяет на вкус и на запах разные продукты, знакомые специи.

Самообслуживание

  • Самостоятельно раздевается, может самостоятельно одеваться с небольшой помощью.
  • Умеет пользоваться салфеткой, носовым платком, полотенцем.
  • После еды убирает посуду в мойку, помогает загружать посудомоечную машину.
  • Моет игрушечную посуду.
  • Может сорвать зелень с грядки и мелко нарвать её для салата.
  • Протирает обувь губкой/тряпочкой.
  • Учится подметать, пылесосить, помогает мыть пол.
  • Вытирает пыль, поливает цветы при напоминании.

О развитии самостоятельности у детей старше 3 лет читайте .

3 года 6 мес. – 4 года

Мелкая моторика

  • Ребенок умеет правильно держать карандаш, рисует ровные линии.
  • Копирует и обводит такие фигуры как: шестигранник, звезда и т.п.
  • Рисует пальчиком в воздухе знакомые фигуры/буквы/цифры.
  • Вырезает простые геометрические фигуры, полоски.
  • Играет с мозаикой, складывает счетные палочки/спички по образцу, нанизывает бусины.
  • Сортирует мелкие предметы (крупу, бисер).
  • Завязывает узлы, справляется со всеми видами застежек.
  • Ловко разворачивает конфету.
  • Аккуратно открывает спичечный коробок.
  • Лепит из пластилина/соленого теста/глины сюжетные фигурки по инструкции.

Развитие речи

  • Учится давать определения простым вещам, отвечает на вопросы: Что такое мяч? Что такое карандаш?
  • С удовольствием слушает длинные сказки. Понимает текст без опоры на картинку. Запоминает и может с помощью взрослого пересказать текст или ответить на вопросы по тексту.
  • Знает и называет свое имя и фамилию.
  • Понимает и правильно использует в речи предлоги: на, под, перед, к, сзади.
  • Отвечает на вопросы: Что ты будешь делать, если хочешь спать? А если хочешь кушать?

Физическое развитие

  • Ребенок может прыгать на 20 см в длину и на 5 см в высоту двумя ногами.
  • Может простоять на одной ноге 1 секунду, удерживая равновесие.
  • Хорошо ездит на 3-х колесном велосипеде.
  • Активно лазает по гимнастической лестнице, висит на руках.
  • В игре с мячом: подбрасывает вверх, бросает взрослому, ловит, отбивает от стены, попадает мячом в цель.
  • Проносит чашку с водой на расстояние 3 метра, не расплескав её.
  • Запоминает танцевальные движения и повторяет их, может импровизировать в самостоятельном танце.

Социальное развитие

  • Охотно играет с другими детьми, проявляет эмоциональный интерес при знакомстве.
  • Демонстрирует свои умения, хвастается новыми игрушками, гордится похвалой.
  • Радуется новым покупкам, игрушкам, одежде.
  • Задает много вопросов.
  • Проявляет эмпатию, может пожалеть другого ребенка, который плачет.

Развитие мышления

  • Считает до 5 и обратно, умеет записывать эти цифры.
  • Сравнивает количество предметов (больше, одинаково, меньше).
  • Знает и рисует геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Может сравнивать предметы по ширине, длине и высоте. Устанавливает логические связи.
  • Складывает пазлы из 12-20 частей.
  • Способен запомнить до 8 картинок за 2 минуты.
  • Собирает простую постройку из кубиков по схеме или по образцу.
  • Помнит и рассказывает о событиях прошлого и позапрошлого дня.
  • Правильно определяет последовательность событий.
  • Может объяснить свои действия.
  • Ориентируется в пространстве и на листе бумаги: дальше/ближе, справа/слева, сверху/снизу.

Самообслуживание

  • Самостоятельно одевается под присмотром взрослого.
  • Помогает собирать ягоды с кустов.
  • Помогает с уборкой: вытирает пыль, пылесосит, моет пол.
  • Убирает на место игрушки.
  • Застилает свою кровать.
  • Обращает внимание на опрятность одежды и свой внешний вид.
  • Развешивает на низкой веревке или сушилке свое белье. Активно пользуется прищепками.

Но иногда родители теряются, не зная, все ли правильно и вовремя осваивает их чадо.

Конечно, каждый ребенок развивается по-разному, в свои собственные часовые рамки, но самое важное в развитии навыков речи - говорить с ним. Ребенок изначально черпает словарь и учится говорить, слушая разговоры родителей.

В качестве приблизительного ориентира, по которому можно судить о навыках речи вашего ребенка, ниже представлены по возрастам. Если вас беспокоит, что у ребенка задержка или трудности в развитии, обратитесь за советом к специалисту.

1 год

Ребенок только начинает общаться, не считая плача. В этом возрасте он уже может уметь:

Говорить пару слов. весьма ограничен в этом возрасте, но читая и разговаривая с ребенком каждый день, вы будете его увеличивать. Самые главные слова в этом возрасте - «мама» и «папа» действительно отвечают своему значению, ведь ребенок, произнося их, не имеет в виду собаку или чашку.

Имитировать ваш голос. Даже, если говорить много слов малыш еще не умеет, он много тараторит на «своем» языке, пытаясь изобразить похожие на человеческую речь звуки. К 8-9 месяцам родители уже должны слышать от ребенка бормотание гласных и согласных до того, как бессвязные звуки к 1 году превратятся в слова.

Правильно реагировать. Узнает ли ребенок ваш голос? Поворачивает ли голову на звук? Смеется ли, когда смеется кто-то рядом? - это язык восприятия, который также развивается у ребенка. В таком возрасте малыши общаются своими желаниями и намерениями, просто показывая на предмет или глядя на него. Он должен также уже уметь следить за вашими глазами и смотреть туда, куда вы указываете. Такая реакция намного важнее количества произнесенных малышом слов.

Следовать простым указаниям. Кроме реакции ребенок должен слушать и понимать простые команды и просьбы, например, поднимать ручку, когда вы просите «вверх», отдавать вам игрушку по вашей просьбе, пить молоко, когда вы говорите или соответствующе реагировать, если вы произносите «нет» (хотя, разумеется, он снова попробует сделать то, что вы ему запретили).

2 года

В этом возрасте становится отчетливо видно, своевременно ли развитие речи у ребенка или он отстает. Вероятно, в этом возрасте ваш малыш сможет:

Расширять свой словарный запас. К 2 годам словарный запас постоянно используемых слов у ребенка должен достичь около 50 слов - дай, баба, пить и т.д. Вообще, в отношении языка этот возраст самый захватывающий и смешной, так как ребенок повторяет все, что слышит и запоминает многое из этого разнообразия лексики.

Связывать слова. Уже в этом возрасте ребенок способен связывать смысловые цепочки - мой мяч или машинка едет. Не волнуйтесь, если произношение на этом этапе немного отстает - вам будет понятна лишь половина из того, что тараторит ваше чадо.

Использовать местоимения. К 2 годам ребенок начинает понимать значение слов «я» и «ты», хотя и не всегда правильно ими оперировать. Например, папу он может назвать «она», а себя - «ты». Это нормально, просто требует времени и практики.

Идентифицировать объекты и части тела. Ребенок в таком возрасте уже может указать на нос, глаза, рот и так далее, называя части тела, хотя показывать поначалу проще, чем вербализировать. Малыш также должен уметь указывать на правильные картинки, когда вы спрашиваете его, где мячик или собачка.

3 года

В три года малыш превращается в настоящего болтуна. Ему по силам:

Ясно выражать мысль простыми предложениями. В этом возрасте вы уже должны легко понимать, что говорит ребенок - хотя бы 75 процентов его речи. Вы вполне можете вести диалог, отвечая на его вопросы, и слушая, как прошел его день.

Составлять более длинные ряды слов. Малыш будет поражать вас своим умением соединять в предложении от 3 до 6 слов, при том, что предложения будут оконченными и логическими, например: «Мама сейчас кушает».

Подбирать правильное слово. Дни, когда на желаемый предметы можно было просто указать, прошли. Теперь, малыш знает слово практически для всего, что ему нужно, поэтому с легкостью должен уметь об этом попросить.

Выполнять указания, состоящие из двух частей. Еще одна веха в развитии - понимание и реакция на более сложные команды и запросы. Ребенок должен уметь реагировать на такие команды, как «Сними туфли и положи на полку». То есть, просьбы должны быть достаточно простыми и банальными, чтобы ребенок понял, что ничего нового от него не хотят. А вот, если речь идет о незнакомой задаче, тут может потребоваться объяснение.

4 года

Все, это официально территория больших мальчиков и девочек. Малыш растет не по годам, а по часам, и речь развивается не менее стремительно. Итак, в этом возрасте ребенок способен:

Выражать свои мысли в более сложных предложениях. Теперь ребенок сможет рассказать вам целую историю - например, о приключениях в садике - а вы сможете понять каждое слово (или почти каждое). В 4 года ребенка будут понимать не только члены семьи, но и незнакомцы.

Определять цвета, формы и буквы. Специалисты утверждают, что в этом возрасте ребенок должен знать хотя бы несколько цветов, форм и буков. В любой момент, даже за завтраком, вы можете заняться изучением нового, например, объяснив, что хлеб - это короткое слово, а вот яичница - уже более длинное.

Иметь представление о времени. Вероятно, ребенок еще не умеет называть время, но понимать общую идею (утро - завтрак, день - обед, вечер - ужин) вполне способен. Детям важно обеспечить своего рода рутину, повторяющееся расписание, так как в таком случае они способны сконцентрироваться на изучении новых предметов и слов вокруг себя, а не на ознакомлении с новыми заданиями.

Реагировать на более сложные команды. В 4 года ребенок должен уметь выполнять просьбы или указания, состоящие из 3-4 частей, например «Отложи книгу, почисти зубы и иди в кровать». Он также должен уметь выражать и свои желания более сложным путем, например «На ужин хочу пиццу и потом посмотреть перед сном». Восприятие очень важно, поэтому если ваш ребенок не понимает и не воспринимает то, что вы говорите, возможно, вам следует обратиться к специалисту.