Уважение к людям – достоинство и одна из основ успеха! Что такое уважение? Уважение к близким людям


Panthermedia, Scanpix

Здоровые отношения в паре строятся прежде всего на любви и уважении друг к другу. Психолог Ирина Чеснова показывает на конкретных примерах, как это уважение можно проявить, пишет Lady.mail.ru.

1. Уважение к потребностям и желаниям

Потребность - это необходимость в чем-то очень хорошем для себя. Потребность во внешнем благе. Любой человек нуждается в пище, безопасности, отдыхе, общении, принятии, любви. Потребности всегда хороши и естественны. Нет ничего стыдного в том, чтобы нуждаться, например, в поддержке. Или в признании. В том, чтобы ощущать себя хорошим и нужным. И в том, чтобы побыть в тишине и одиночестве.

Потребности нельзя оценивать критически, нельзя считать, что у другого человека (или у вас) они “неправильные” или глупые. Они правильны всегда! И относиться к ним нужно со вниманием и бережностью. Потому что из реализованных потребностей и складывается общая удовлетворенность жизнью и ощущение счастья.

Я очень устал/а, мне нужно полчаса, чтобы отдохнуть.
Что вы ответите на это?
- От чего там было уставать? Не мешки же грузил/а!

В этой фразе нет уважения к потребности другого человека.

Конечно, отдохни, тебе надо восстановиться.

А в этой есть. Теперь про желания.
- Очень хочу пиццу с беконом!
- Куда с твоим весом еще пиццу?

Люди, которые уважают друг друга, никогда не будут занимать позицию “над” в общении. Уважение - это прежде всего признание того, что ваша человеческая ценность - равная.

Очень хочу пиццу с беконом! - А я хочу мороженого! Хоть и вредно очень. Ну что, пустимся во все тяжкие или проявим силу воли? - так выглядит разговор двух людей, которые не ставят себя ни выше и ни ниже другого.

2. Уважение к особенностям

Ваша совместная жизнь будет тем более комфортной и счастливой, чем лучше вы сможете видеть и принимать в расчет, какой человек рядом с вами, каковы его психические свойства и особенности характера, на что он способен, а в чем его ограничения.

Я не могу это сделать/решить так быстро, мне нужно больше времени!
- Вот вечно ты тормозишь! Надо соображать быстрее!

Здесь мы видим раздражение и неприятие того, что другой человек менее быстр и сообразителен.

Хорошо, я подожду, когда ты закончишь. И скажи, если я могу тебе в чем-то помочь? - спокойная и уважительная фраза, в которой нет конфронтации, а есть предложение сотрудничества.

3. Уважение к чувствам и переживаниям

Мы все живые люди, не роботы. Иногда нас что-то очень огорчает, выводит из себя, злит.

Я очень расстраиваюсь, когда ты говоришь такое…
- Какие мы нежные! Правда глаза колет?

Это пренебрежение и стремление ударить побольнее.

Я сожалею. Меня тоже вся эта ситуация очень расстраивает.
Так вы показываете: я признаю твои чувства, мы с тобой в одной лодке. И в ваших отношениях не появляются трещины.

4. Уважение к интересам и вкусам

Примеры неуважения:
- Чем на рыбалку свою ездить (с цветочками ковыряться), лучше бы книгу какую-нибудь умную прочитал/а!
- Только недалекие женщины смотрят такие сериалы.
- Как такое вообще можно есть? Выглядит ужасно!

Вкусы и круг интересов любого человека - это личная, совершенно неприкосновенная для других (даже самых близких) территория. Если вам не нравится, что любимый человек слишком много внимания уделяет своим пристрастиям, это можно и нужно обсуждать. Но критиковать, высмеивать его увлечения “вообще” - это удар ниже пояса и абсолютно недопустимые вещи в уважительных отношениях.

5. Уважение к ценностям

Ценности - это то, что имеет для нас огромную значимость, во что мы свято верим, на чем стоим. Это наше отношение к основополагающим вещам в жизни, наши представления о допустимом поведении, наши внутренние обязательства перед самими собой.

Вместо того чтобы к родителям огород копать ехать, мог бы меня на море отвезти! - здесь проявляется неуважение к тому, что важно для мужчины - помогать престарелым родителям, быть хорошим сыном.

Я знаю, что нужно помочь твоим родителям. Но и на море мне тоже хочется. Давай подумаем, как нам это совместить, чтобы все остались довольны.

Признавая ценности своего партнера, вы можете рассчитывать, что и он будет внимательно относиться к тому, что дорого для вас.

6. Уважение к точке зрения/видению/картине мира

Только отставшие от жизни люди могут так рассуждать!
- Ты ничего не понимаешь и жизни не нюхал/а.

Приятно слышать такое в разговоре, когда вы высказываете свою точку зрения? Конечно, неприятно. Никому неприятно. А как можно уважительно выразить свое видение, отличное от видения другого? Очень просто - словами “у меня другое мнение” (далее следует мнение, начинающееся со слов “я считаю, что”, “я верю в то, что”, “мой опыт говорит о том, что”) или “я не согласен/не согласна”.

7. Уважение к планам и устремлениям


- Ты в своем уме? Столько времени и денег на это тратить! Тебе это не нужно!

“Нет у тебя права на свое развитие и свою собственную жизнь, я буду решать, что тебе делать и что хорошо для тебя” - как бы говорит эта фраза. Здесь партнер воспринимается не как отдельный человек со своей свободной волей и правом распоряжаться собой, а как собственность другого.

Я хочу получить второе образование.
- Я не уверен/а, что сейчас подходящее время для этого, но если это твое решение - я его поддержку.

Вам необязательно с восторгом принимать все намерения своего супруга, вы можете сомневаться в их целесообразности и перспективности. Но в любом случае ваш любимый человек - взрослый, и сам способен делать жизненные выборы и нести за них ответственность.

8. Уважение к кругу общения

Что у тебя может быть общего с этими странными личностями, с которыми ты общаешься? Они не стоят твоего времени!

Круг общения, как и вкусы, как и круг интересов, как и взгляды на жизнь - это лично ваше. Никто не может вторгаться в эту зону со своим мнением и советами, если этих советов не спрашивали. Мы дружим, общаемся с кем-то, потому что нам с ними интересно, нас связывает какая-то своя, уникальная история и эмоциональная привязанность. Относиться с уважением к этим историям и эмоциональным привязанностям своего любимого человека - значит с уважением относиться к нему самому, к его личному пространству.

10. Уважение ко времени

Сколько можно этим заниматься?! Ты вообще на часы смотришь?
Если вы понимаете, что в любой момент времени ваш партнер занят чем-то важным для себя, если вы уважаете это его “важно”, вы никогда так не скажете. Вы скажете: “Уже поздно, ты не мог/ла бы отвлечься, мне нужна твоя помощь”.

Если в любом своем взаимодействии вы стремитесь к сотрудничеству, если вы радуетесь друг за друга, бережете, со вниманием и уважением относитесь ко всему, что принадлежит другому (чувствам, мыслям, планам, опыту, взглядам на жизнь), вы создаете то самое вдохновляющее пространство, в котором очень радостно жить - пространство любви.

Одним из самых важных принципов социальной этики является уважение. На самом деле, большинство психологических проблем людей связано в той или иной степени с тем, что они не чувствуют к себе уважения. Поэтому настолько важно понимать, что такое уважение, какова его роль в различных областях деятельности человека. Этим вопросам и посвящена наша статья.

Двойной смысл

Уважением называют признание того, что другие люди обладают достоинствами и заслугами. Именно благодаря этому чувству общение между людьми становится комфортным. Оно помогает нам находить в других что-нибудь хорошее, достойное если не восхищения, то признания. Уважение предусматривает защиту от сознательного нанесения какого-либо вреда другим. На этом чувстве строятся правильные отношения в любом коллективе: на работе, в семье, компании.

Кроме того, уважение понимается и как почтительное отношение к кому-либо или чему-либо. Всех в детстве учили уважать старших, то есть относиться к ним с особым почтением, не как к равным, а как к людям, обладающим большим опытом, словно к старшим по званию.

Чтобы выражать человеку свое уважение, достаточно относиться к нему без пренебрежения, выслушивать, не задевать его чувств, не насмехаться, вежливо говорить с ним, не задевать его честь и т. п.

В чем заключается уважение?

Еще не вступив с человеком в диалог, вы уже можете проявить или не проявить к нему уважение. Например, если перед вами женщина, а вы стоите, убрав руки в карманы, вы проявляете к ней неуважение. Получается, что уважение как почтительное отношение отчасти связано с этикетом.

Иногда уважение заключается в терпимости, снисходительности. Например, если ваш собеседник высказывает точку зрения, отличную от вашей, вы не должны критиковать его. Отнеситесь к нему с уважением, ведь это его взгляды на жизнь, и они имеют право на существование. Постарайтесь высказаться так, чтобы не затронуть его чувств.

Стоит отметить, что уважение необязательно должно быть связано с симпатией. Уважать можно даже своего врага - за какие-то качества или совершенный им поступок.

Уважение в психиатрии

В психиатрии чувство уважение подразумевает, что врач внимательно относится к проблемах пациента, понимая, что, с его точки зрения, это, действительно, проблемы. Основополагающий принцип при работе с такими людьми - это неприкосновенность личности.

Уважение в социальной работе

Наверное, для социального работника уважение - самое важное при работе с людьми. Для этих людей это слово имеет особый смысл. Оно подразумевает, что любой человек достоин уважения. Ни его особенности характера, ни образ жизни, ни социальное положение не могут лишить его права на уважение.

Уважение в правовой сфере

В праве различают уважение к государственному суверенитету и отдельной личности. Первое подразумевает признание другими государствами права на независимость, равноправность, суверенность, выбор вектора развития, как в свой стране, так и на международном уровне.

Вопрос уважения к личности в юридической сфере рассматривается как необходимость уважения достоинств личности, ее прав и свобод. Согласно законодательству РФ, ничто не может стать основанием для умаления достоинства личности.

Узнать, что такое достоинство, можно из статьи .

Мало кто в наше время, особенно представители нового поколения, понимают и в особенности чувствуют – что такое Уважение. Уважение – это важнейшая составляющая достойных и комфортных отношений между людьми. Так же это основа ведения дел в любой сфере. В высших бизнес кругах, достойных кругах, уважение – как воздух, без него невозможно достичь никакой цели.

Кроме того, Уважение – это прекрасное чувство, которое живёт в сердце человека и даёт ему важную составляющую счастья и достоинства. Именно уважение даёт ощущение и состояние Достоинства, уважение к себе и другим людям. Обо всех высших Чувствах – читайте .

Что такое Уважение? Определение и правила

Уважение – форма общения и мотивированное чувство.

Уважение, как форма общения – этика, достойное внешнее поведение по отношению ко всем людям, реализуется через безупречность – “Ни словом, ни взглядом, ни жестом, не задевать честь и достоинство других”.

Уважение, как мотивированное чувство – это признание достоинств и заслуг других людей (уметь ценить лучшее в людях, их достоинства, изучать их, углублять отношение).

Уважение – позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального. Уважение – одно из важнейших требований этики. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие.

Из Википедии

Условия для Уважения – личные качества (этичность, управление собой, способность видеть достоинства других, признавать), принятие иерархии (вышестоящий, нижестоящий, равный), взятие ролей (сотрудник, ученик, друг, руководитель и др.) и выполнение правил уважения .

Основные правила уважения:

1. Общение, изучение других – чтобы понимать, видеть достоинства и недостатки, др.

2. Знаки внимания – высказывать своё отношение (благодарность, комплименты и др.) поздравления, этика, как к старшему (пропускать вперёд, вставать и т.д. – если уместно). Но без перебора – без пафоса, лести (в основе должна быть искренность).

3. Отношение к вышестоящему – внимательность и учтивость: при замечаниях – извиняться, не оправдываться, благодарить, защищать авторитет – не давать злословить, пресекать оскорбления, др., не создавать проблем другим (не подставлять, не подводить тех, кто на тебя надеется и т.п.).

“Никогда не вступай в дружбу с человеком, которого ты не можешь уважать” Чарльз Дарвин

Неуважение к другим – это признак гордыни и высокомерия, показатель неадекватной самооценки человека и его не доброжелательности. Неадекватность – определяется не способностью такого человека справедливо оценить и признать его достоинства, ценить его и относиться к нему в соответствии с тем, как он того заслуживает (по его достижениям и достоинствам).

О том, что такое Дружба – читайте .

Уважение к другим – определяет эффективность и комфортность взаимоотношений между людьми, ведения дел, получения информации, создаёт лучшие условия для развития и самореализации.

Чувство уважения – это очень приятное чувство само по себе и оно является защитником чувства Любви. Любовь без уважения долго жить не сможет.

УДК 316 . 6

Ш. Дж. Ахундова УВАЖЕНИЕ, ЕГО ОСНОВА И ТИПЫ

Цель статьи - определение сути уважения, одного из важных сторон человеческих отношений. Основу уважения к человеку составляет отношение к человеку как к цели сама по себе. На этом базируется первый тип уважения: уважать человека за человеческое достоинство, которое уравнивает людей, за потенциальную возможность развития. Второй тип уважения является оценкой заслуг и достижений человека в разных областях. На этом типе основывается и чувство уважения, которое состоит из чувства восхищения талантом и мастерством другого человека. Дальше в статье рассматривается понятие самоуважения и проводятся параллели между уважением к другому человеку и к себе.

Ключевые слова: Кант, уважение к человеку, достоинство, личностное развитие, самоуважение.

Взаимное уважение всегда было важным связывающим фактором социальных отношений. Как сторона многогранных человеческих отношений это понятие рассматривалось многими философа-ми-классиками. В последние несколько десятилетий уважение стало также объектом исследования социальной психологии.

Что такое уважение, какие типы оно имеет и в чем оно выражается? За что мы уважаем человека? Статья отражает попытку ответить на эти вопросы.

Т. Хилл определяет уважение как «признание ценности или важности чего-то (или кого-то) с какой-то точки зрения (предполагаемая в контексте)» .

По этимологическому словарю русского языка М. Фасмера слово «уважать» имеет одинаковые корень и этимологию со словом «важный» (от немецкого слова Wage, означающего «весы») . Если дальше углубиться в осмысление этого понятия, можно выявить, что человек, которого мы уважаем, является важным или имеет значение для нас. Исходя от немецкого корня, эту мысль можно выразить как «иметь вес». В этой статье словаря автор дает еще одну интерпретацию - «наблюдать», что роднит слово «уважать» по смыслу с его переводами из других европейских языков, хотя они имеют разные происхождения. Существующее во многих европейских языках слово respect происходит от латинского respicere, что означает «оглядываться», «посмотреть снова». Это значение слова Р. Дилон связывает с такой особенностью уважения, как уделить внимание объекту. Другими словами, уважение как поведение предполагает рассмотрение объекта уважения внимательно и его восприятие как он есть на самом деле в отличие от принятия этого объекта через призму наших желаний и целей .

Сущность уважения к человеку, наверное, наиболее точно выразил И. Кант в центральном принципе своей теории морали, категорическом императиве (второе утверждение): «Теперь я утверждаю: человек и вообще всякое разумное существо

существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться также как цель» . Кант не употреблял слово «уважение» в категорическом императиве, это высказывание отражало только его точку зрения на морально правильное отношение к человеку в целом. Несмотря на это, мнение современных философов, психологов и социологов совпадает в том, что это утверждение является основой уважения к человеку . Слово «уважение» И. Кант в большинстве случаев употреблял относительно к «закону». Под понятием «закон» Кант имел в виду главным образом три утверждения категорического императива, особенно: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» .

По мнению многих исследователей, уважение имеет два основных типа, которые в общем можно обозначить так: уважение как признание прав человека и его внутренней ценности и уважение как оценка заслуг и достижений человека.

В первом типе (признание прав человека) уважение граничит с заботой . Мы стараемся не беспокоить отдыхающего человека независимо от его возраста и другого статуса. Также мы избегаем вмешательства в дела занятого человека независимо от того, является он школьником, монтером или начальником организации.

Во втором типе (оценка заслуг и достижений) мы уважаем труд и усердие человека в достижении определенной цели. В этой области уважение граничит с доверием. Мы уважаем коллегу по работе за его профессионализм, что означает, что мы доверяем его знанию, качеству работы, стилю сотрудничества. Также наше уважение за достижения к любому человеку, не связанному с нами профессионально, означает нашу веру в качество его работы.

С. Дарвал в своей статье «Два вида уважения» (1977) предложил теорию об уважении как признании и уважении как оценки. Уважение как оценка (appraisal respect) - это положительная оценка человека и его характерных особенностей, а также заслуг и достижений. Уважение как признание (recognition respect) Дарвал объясняет так: «Это, скорее, способ ценить человека внутренне, в нем самом и ради него самого» . Известно, что, по Канту, внутренняя ценность - это достоинство . То есть уважение как признание - это уважение человека за его достоинство.

Т. Хилл выражает схожую точку зрения: уважение к человеку как к человеку отличается от уважения к человеку как к профессионалу, официальному лицу, члену более специфической группы . Т. Тайлер и С. Блейдер (2000) в своей совместной работе о кооперации в группах рассказывают о персональном уважении и уважении, связанном с работой (work-related respect) .

Д. де Кремер и Л. Малдер выражают двойственность уважения несколько иначе: уважение как средство для целей и уважение как цель сама по себе. В первом случае уважение воспринимается как знак принятия и принадлежности к определенной группе и обладания «позитивным статусом или репутацией в этой группе». Во втором случае уважение рассматривается как врожденная человеческая ценность и моральный долг по отношению к людям . Последняя идея созвучна с взглядом И. Канта на человека как к цели сама по себе.

Как отмечалось ранее, категорический императив И. Канта - это его понятие должного отношения к человеку. В отличие от сегодняшних исследователей он четко не разделял уважение на признание прав человека и оценку его заслуг и достижений . В «Основах метафизики морали» Кант рассказывает об уважении к талантам другого человека таким образом: «уважение к личности есть в сущности только уважение к закону (честности и т. д.), пример которого нам дает эта личность» . Дальше он объясняет свою мысль так: «Так как развитие своих талантов мы также считаем долгом, то в талантливой личности мы усматриваем как бы примерный случай закона (чтобы в этом сделаться подобным ей посредством упражнения), и это создает наше к ней уважение». Дальше в том же произведении, выражая свою главную идею о человеке как цели самой по себе, Кант затем объясняет: «разумные существа называются лицами, так как их природа уже выделяет их как цели сами по себе, т. е. как нечто, что не следует применять только как средство, стало быть, постольку ограничивает всякий произвол (и составляет предмет уважения)» . Это мож-

И. Кант считает уважение чувством, но, по его мнению, уважение отличается от других чувств, вызванных стремлением к объекту и страхом, это чувство мы сами налагаем на себя по своей воле . С другой стороны, Кант считает решение и действие морально правильными, если они продиктованы объективной необходимостью, что превращает действие в долг, обязанность. В своих работах «Основы метафизики морали» и «Метафизика морали» Кант указывает на то, что, как и в случае с практической любовью по отношению к человеку, уважение должно существовать не только как чувство (которое возникает из-за сравнения нас с другим человеком), но и как действие. При обращении с людьми необходимо помнить, что каждый человек имеет внутреннюю ценность, т. е. достоинство, и стараться не уронить их достоинство. Чувства являются стимулами (drive) к действию. С этой точки зрения человек должен вызвать в нас чувство уважения к себе, чтобы мы обращались с ним уважительно. Но в описании Канта морально правильное действие руководствуется не нашими желаниями (в данном случае чувством), а осознанием и принятием долга. Таким образом, морально правильным является уважительное обращение с человеком, не ожидая, что он вызовет в нас чувство уважения к себе.

Б. Колвел (2007) изучил методом открытого интервью внутригрупповые и межгрупповые отношения в исправительных учреждениях Америки. Контингент этих учреждений делится на группы по расе, религии и региону, и отношение заключенного к «своим» и «чужим» четко отличается. В результате анализа Колвел пришел к выводу, что чувство уважения к другому человеку возникает в результате наблюдения у того схожих особенностей и ценностей . Замечание таких сходств вызывает у человека позитивные эмоции и усиливает его убеждение в том, что другой достоин уважения. Исследование, проведенное М. Сигл (1979) в естественных группах (полицейское подразделение, университетские футбольные команды), обнаружило функциональные различия между дружбой, расположенностью и уважением. Результаты показали, что дружба и расположенность являются больше взаимными, чем уважение. Последнее имеет сильную связь с экспрессивным и инструментальным руководством. Совместное проведение

досуга имеет отношение больше к дружбе и расположенности, чем к уважению .

Данные разных исследований позволяют выдвинуть новые гипотезы в этой области. В человеке может возникать чувство уважения к другому человеку тогда, когда он замечает в нем какую-то особенность, которую ему хотелось бы видеть в себе. Здесь уважение граничит с чувством восхищения и завистью (которая, в свою очередь, действует как пусковой механизм к достижению цели). В этом случае то, насколько негативна зависть, имеет отношение к силе чувства уважения. Человек может благодушно относиться к факту наличия желаемого качества у другого человека или он может испытать злость за то, что тот человек обладает этим качеством, а он нет. В любом случае чувство уважения он будет испытывать, но в первом случае сильнее (гипотеза 1). Если человек имеет информацию о характере, особенностях и умениях того человека, эти факты влияют на силу его чувства уважения к нему. Так как, если он замечает в другом человеке какую-то сильно выраженную негативную особенность, которая есть и у него самого, это уменьшает его чувство уважения к тому человеку (гипотеза 2).

То же самое верно и насчет общепринятых негативных особенностей. С. Эш в проведенном в 1946 г. исследовании о формировании впечатления предложил теорию о том, что впечатление, производимое на нас человеком, равно сумме впечатлений от его отдельных особенностей . Эту идею можно перевести на область уважения. Например, человек вызывает уважение как очень талантливый музыкант, но он известен еще своим пристрастием к азартным играм, и этот факт, несомненно, уменьшает чувство уважения к нему. И, наоборот, то, что талантливый музыкант обладает еще и другими позитивными качествами (например, он филантроп, благожелательный и успешный преподаватель) и не имеет явно выраженных негативных особенностей, увеличивает чувство уважения к нему со стороны других. Таким образом, наличие общепризнанных положительных особенностей и отсутствие сильно негативных особенностей у человека может вызвать больше уважения к нему (гипотеза 3).

Последнее предположение верно и в негативном контексте. Например, член криминального мира будет чувствовать уважение к человеку, который обладает более утонченными и успешными методами ограбления, но это чувство уважения может уменьшиться, если второй имеет такую особенность, как мягкосердечие. Таким образом, в негативном контексте наличие высоко ценимых отрицательных особенностей наряду с неодобряемы-ми положительными особенностями может уменьшить уважение к человеку (гипотеза 4). Метод, ис-

пользованный Эшем, может быть применен для проверки последних двух гипотез.

В обществе уважение к другому человеку выражается с помощью принятых знаков (должное приветствие, обращение на вы, обращение с называнием титулов и другие физические, устные и письменные признаки уважения). Такое поведение является важной частью каждодневного этикета. Знаки уважения являются особенно значимыми в корпоративной жизни. Выражение уважения через знаки не всегда подразумевает реальное уважение, но считается необходимым для поддержки иерархии и подчеркивания ее градаций.

Действовать уважительно по отношению к другим означает главным образом не знаки уважения, а непосредственное признание прав окружающих. Например, нарушение очереди в супермаркете вызывает справедливый гнев окружающих, потому что они рассматривают это как выражение неуважения к себе . Мнение многих исследователей совпадает на том (Файнберг, 1970; Гофман, 1971; Бен, 1988), что уважительное обращение включает в первую очередь стремление воздержаться от причинения вреда другим и нарушения их прав .

В работах российских исследователей феномен уважения часто встречается в сочетании с другим необходимым понятием - толерантность. В этих работах исследуется степень обоюдной толерантности и уважения как между людьми разных национальностей и религий (Батарчук, 2010; Булатова и др., 2012) , так и между лицами одной и той же национальности (внутрисемейные отношения, отношения между учеником и преподавателем, возрастные группы) (Гурова, Середина, 2011; Буравлева, 2011) . Результаты этих работ подтверждают необходимость взаимного уважения и толерантности между разными социальными группами для обеспечения внутреннего баланса и здоровья развивающегося общества (Папура, 2010; Буравлева, 2012).

Понятие «самоуважение» ненамного отличается от понятия «уважение к другим». Поскольку то, что человек есть цель сама по себе и имеет внутреннюю ценность, является основой уважения к другим, этот же факт является основой уважения к себе. С этой точки зрения как уважение в смысле признания человечности и человеческих прав других является обязанностью, так же самоуважение является обязанностью каждого человека. Самоуважение тоже имеет два вида: признание своей ценности как человека и оценка своих достижений в разных областях жизни.

Самоуважение включает знание своих высших моральных принципов, ценностных приоритетов и их защиту. Оно также включает осмысленное признание своих сильных и слабых сторон и их благожелательное принятие.

Маргалит объясняет самоуважение как отношение человека к факту его человечности . По мнению некоторых исследователей (Роулс, 1971; Хонет, 1992; Маргалит, 1996), самоуважение члена общества зависит от социальных и политических обстоятельств в этом обществе, и неблагоприятное обращение может нанести ущерб самоуважению человека . Несомненно, для процветания общества каждый его член должен почувствовать свою значимость не только для себя, но и для окружающих и видеть позитивную оценку своего каждодневного труда. И верно то, что неблагоприятное обращение может нанести вред самолюбию, самооценке человека. Возможно, что от такого обращения человек временно потеряет в некоторой степени самоуважение. Но это может произойти оттого, что человек поймет, он мог бы избежать негативной ситуации. Позже, смирившись с обстоятельствами, человек обязательно восстановит самоуважение, потому что это необходимо для его существования. Перефразируя психологов гуманистического направления, можно сказать, что человек теряет самоуважение, оказавшись неспособным отвечать своим стандартам, а не стандартам других.

Самоуважение, как и уважение к другим, тоже должно быть осознанным, рациональным деянием и чувством. То есть мы должны признать свою человечность, свое достоинство и право на развитие и мы можем иметь самоуважение как чувство за наши достижения. Первое из этих понятий постоянное, а второе может меняться в зависимости от ситуации. Когда, стараясь добиться качества в каком-то деле, мы не видим желаемого результата вовремя, мы временно можем потерять чувство самоуважения к себе. И необходимость восстановления этого чувства заставляет нас упорно работать, проявляя настойчивость в стремлении к цели.

Чувства играют роль стимула в нашей жизни. Но проблема со всеми чувствами в том, чтобы ощущаться, они должны быть свежими, например, чтобы чувствовать самоуважение, нам надо поставить новые рекорды в важных для нас областях. Отсюда можно делать вывод, что чувство самоува-

жения, как и чувство уважения к другим, зависит от условий. Можем ли мы сказать то же самое об уважительном отношении к человеку в целом? Какое отношение имеет к уважению условия? Имея в виду двойственную природу уважения, можно ли сказать, что его типы зависят от условий?

Во втором приложении к произведению «Вечный мир: вклад в политическую науку» И. Кант писал, что «И любовь к человеку, и уважение к праву людей есть долг; первое, однако, только обусловленный, второе же - безусловный, абсолютно повелевающий долг» .

На первый взгляд может показаться, что безусловность относится только к уважению как признание (человечности), а уважение как оценка (заслуг) зависит от условий - мы уважаем человека в зависимости от того, каких высот он достиг в определенной области. Условность второго типа уважения особенно ощущается в профессиональной сфере и в рамках организации. Но при близком рассмотрении второго типа уважения возникает вопрос: а небольшие достижения в определенной области недостойны уважения? Каждодневное развитие ребенка, студента или же нового работника, который желает выполнить свою задачу качественно, но, возможно, пока не может. Небольшие достижения могут не вызвать чувство уважения, но на уважительное отношение они имеют право.

Люди не равны в своих талантах и возможностях личностного развития. Они также не равны в возможности принятия морально правильных решений. Факторы, определяющие это неравенство, могут быть внутренними (физиологическими и психологическими) - разный уровень персонального развития, разница в силе воли и внешними -разные условия существования и деятельности. Но люди равны в праве на развитие. С этой точки зрения основу уважительного отношения к человеку и обращения с ним должен составлять не результат сравнения его достижений и заслуг с таковыми других людей, но результат сравнения его нынешнего уровня развития с его условным вчерашним уровнем. Это и есть рассмотрение человека как цели самой по себе.

Список литературы

1. Hill T. E . Jr. Respect for persons // E . Craig (Ed .) . Routledge Encyclopedia of Philosophy. London, 1998. P. 283-287 .

2 . Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1-4 . М., 1964-1973 .

3 . Dillon R . S . Respect and Self-Respect // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: http://piato. stanford . edu/entries/respect, 2003. revised 2006 .

4 . Kant I . Groundwork of the metaphysics of morals . Cambridge, 2008.

5 . Darwall S . The Second Person Standpoint: Morality, Respect, and Accountability. Cambridge, 2006 .

6 . Tyler T. , Blader S . Cooperation in groups: procedural justice, social identity, and behavioral engagement . Philadelphia, 2000 .

7 . De Cremer D ., Mulder L . A Passion for Respect: On Understanding the Role of Human Needs and Morality // Gruppendynamik und

Organisationsberatung 2007 P 439-449

8 . Colwell B . Deference or Respect? Status Management Practices Among Prison Inmates // Social Psychology Quarterly 2007 . V. 70? № . 4 .

9 . Segal M . Varieties of Interpersonal Attraction and their Interrelationships in Natural Groups // Social Psychology Quarterly. 1979 . V. 42, № 3 .

10 . Asch S . E . Forming impressions of personality // J . of Abnormal and Social Psychology. 1946 . P. 258-290 .

11. Miller D . Disrespect and the experience of injustice // Annual Review of Psychology. 2001. February. V. 52 .

12 . Батарчук Д. С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества // Вестн. Томского

гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2010 . Вып. 5 . С. 129-134 .

13 . Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011.

Вып.6 .С. 124-129 .

15 Kant I Perpetual peace Minnesota, 2007

Ахундова Ш. Дж., диссертант.

Институт философии, социологии и права Азербайджанской национальной академии наук.

Пр. Джавида, 31, Баку, Азербайджан, AZ1143.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 31.05.2012.

S. J. Akhundova RESPECT, ITS BASIS AND TYPES

The purpose of this article is to define the essence of respect, one of most important aspects of human relationship.

The basis of respect for people is defined as an attitude towards person as the end in itself. On this first kind of respect it is grounded: respecting persons for their dignity what equalizes all people, for possibility of personal development.

The second kind of respect is recognition of persons’ merits and achievements in different areas. On this type the feeling of respect is based which consists of feelings of admiration for talent and skills of another person. Next in the article the concept of self-respect is discussed and parallels between self-respect and respect towards other person are drawn.

Key words: Kant, respect for persons, dignity, personal development, self-respect.

Institute of Philosophy, Sociology and Law Azerbaijan National Academy of Sciences.

Pr. Javida, 31, Baku, Azerbaijan, AZ1143.

Рене Декарт говорил «Уважение других дает повод к уважению самого себя». И он был прав: эти два проявления уважения поддерживают гармонию, что уберегает нас от изматывающих конфликтов и непонимания. Кто (или что) еще требует уважительного отношения? Как быть, если буквально ощущаешь чужое неуважение? Какими поступками подчеркнуть ценность другого человека? И почему аванс можно получить не только деньгами? Ответы – в статье.

Что такое уважение

Уважение - это способность считаться с границами и интересами других людей, видеть и признавать их достоинства, замечать индивидуальность, соблюдать социально-допустимый формат общения, взаимодействовать, не причиняя морального или физического вреда. Это умение принять без осуждения поступки, поведение, высказывания другого человека, даже если мы не разделяем или не понимаем его мотивов. Уважение – это константа в формуле человеческих взаимоотношений и собственной идентичности.

Почему уважение настолько значимо:

  • Помогает замечать и соблюдать личные границы другого человека, удерживать свои.
  • Служит базой для высокой , чувства собственного достоинства, ощущения личной значимости, самоэффективности, психологического и .
  • Помогает выдерживать чужое осуждение, критику, неприязнь.
  • Дает возможность проявить лучшие качества: , сочувствие, заботу.

Что случится, если мы перестаем уважать друг друга? Люди – не машины, они сразу чувствуют фальшь в показном внимании. Да и играть «в уважение» долго не получается. Невозможно насильно заставить уважать кого-то. Уважение не покупается, не вырабатывается запретами, страхом, кнутом или поощрением. Оно возникает тогда, когда человек замечает в других качества и достоинства, которые считает значимыми и важными, к чему стремится сам.

Слова «уважение» нет в текстах Античности, но рассуждения о понятии «respectus»-«внимание, почтение» встречаются в трудах Аристотеля, Сократа, Демокрита. Слово «уважение» заимствовано из нескольких европейских языков. Так, например, в немецком есть слово «Wage»-«важный», а в польском «uwazny»-«быть внимательным», «uwaga»-«внимание». Однокоренное слово «waga»-«вес» дополнительно раскрывает смысл понятия. Ведь о человеке, который пользуется уважением, влиянием, имеет достойную репутацию так и говорят «имеет вес в обществе».

Есть еще одна теория о происхождении слова: уважение – от слова «важно» . Это значит учиться делать то, что важно для другого человека, стараться уважить его и свои интересы. Чтобы мирно сосуществовать или что-то получить, нужно считаться с желаниями другого, иначе избежать не удастся.

Виды уважения

В трудах античных философов, а позже в работах Р. Декарта, И. Канта, Б. Паскаля речь шла именно об уважении к закону, правам человека, институте гражданства. Уважение прав человека считалось основой правового государства, в центре которого была «уважаемая личность». Постепенно смысл понятия расширился и распространился на другие .

Каким может быть уважение

  • К своему «Я». В мире, где каждый норовит обидеть или обмануть, укрепить чрезвычайно трудно. Но необходимо. Самоуважение означает точное знание, на что ты способен, а на что – нет. Это способность принимать себя целиком и не зависеть от мнения окружающих. Самоуважение – это внутренняя ценность и важность личности для самой себя.
  • К окружающим. Эта способность проявляется на всех уровнях: общении со старшими, с равными, с младшими. Например, это внимательное отношение к родителям, к партнеру, детям, сотрудникам, знакомым и малознакомым, умственно отсталым и пожилым людям. Это толерантное отношение к религиозным верованиям других, к людям иной сексуальной ориентации.
  • К природе. В Ведах есть красивое определение уважения: это принятие во внимание интересов других живых существ. Современная экофилософия дополняет: уважать природу куда важнее, чем любить ее. Это значит сохранять любые формы жизни, осторожно и бережно относиться к природным ресурсам, понимать свою ответственность перед будущими поколениями.
  • К социальным нормам. Это вежливость, приверженность традициям, соблюдение деловой этики, корпоративных норм, правил хорошего тона и требований к внешнему виду. Это внутренняя культура, связанная с правилами приличия и умением соблюдать разумную дистанцию по отношению к людям.
  • К патриотическим символам . Это способность уважать государственную символику: герб, флаг, гимн. Это уважительное отношение к государственным праздникам, историческим ценностям.

Знакомое выражение «уважение надо заслужить» – это тупиковый путь. Право на уважительное отношение каждый человек получает от рождения, просто потому, что живет на свете. Оно дается как аванс и человеку предстоит сделать что-то «плохое», чтобы разубедить в этом окружающих.

Что делать, если не уважают

Неуважение проявляется разными способами. Оно может быть демонстративным или опасно тихим. Возможно, вначале неуважение не будет слишком беспокоить, но со временем оно превратится в проблему. Чтобы не доводить до критической точки, нужно научиться вовремя распознавать сигналы.

Можно уже начинать беспокоиться, если:

  • Вы становитесь любимым объектом для оскорбительных шуток, замечаний, сплетен, обсуждения.
  • О вас вспоминают только тогда, когда кому-то нужна помощь.
  • Вас перебивают, не слушают, демонстративно игнорируют.
  • Ваши слова, выводы, замечания ставят под сомнение.
  • Ваше время не ценят – опаздывают на встречи, не перезванивают, не отвечают на сообщения.
  • О вас «забывают», когда речь заходит о дружеских посиделках.
  • Ваши усилия не принимаются в расчет.
  • Перед вами не извиняются.
  • Вас пристально оценивают.
  • Во время общения вы замечаете презрительные ухмылки, пренебрежительные жесты собеседника.
  • И самое обидное: вы стали тем человеком, о которого принято «вытирать ноги».

Чтобы вернуть уважение, понадобится немало сил. Но результат того стоит. Даем несколько советов, чтобы бороться с неуважением.

Шаг 1. Не пытаться оправдываться

Неважно, по какой причине возникло неуважение, оправдания только заберут силы, но ситуации не исправят. Более того, они будут постоянно напоминать о глупой ситуации. Поэтому лучшее, что можно сделать – сконцентрироваться на следующих шагах.

Шаг 2. Спросить у близких

Разговор с теми, кто знает вас лучше всего и благожелательно настроен, поможет по-новому взглянуть на свое поведение. Можно обратиться к близкому другу, родственнику, опытному коллеге, чтобы получить адекватную обратную связь. Разговор по душам поможет выявить огрехи в действиях, обозначить проблемные стороны в общении, наметить программу само-перевоспитания.

Шаг 3. Контролировать себя

Окружающие уже привыкли к стандартному набору ваших реакций – нужно сломать эту схему. Например, не отвечать грубостью на грубость, сохранять спокойствие в моменты открытого пренебрежения, не плакать, услышав грубую шутку.

Шаг 4. Защищать себя

Когда самоконтроль достигнет высокого уровня, можно приступать к активной защите. Например, выучить стандартные шутки обидчиков и придумать к ним дерзкие ответы. Или заставить наглеца извиниться. А в остальное время – работать над собой, работать над своей самооценкой.

Шаг 5. Не принимать все близко к сердцу

Иногда хамство, пренебрежение, вызывающее поведение – не демонстрация неуважения к вам лично, а манера поведения собеседника. Стоит научиться распознавать таких людей и просто избегать общения с ними. Еще лучше – исключить из жизни энергетических вампиров, нытиков, подхалимов, хамов. А энергию общения направить на адекватных, воспитанных собеседников.

Шаг 6. Учиться проявлять уважение к другим

Иногда неуважение проявляют к тем, кто не признает ценности других людей. Стоит проследить за собой и понять, какие ошибки допускаются во время общения. Например, это могут быть двусмысленные словечки или фамильярные жесты, которым вы не привыкли придавать значения. А для других они могут быть оскорбительны.

Примеры уважительного отношения к другим

Само слово «уважение» христиане используют нечасто. Зато размышления о почтительности, приятии, гостеприимстве, правилах приличия, способности считаться с интересами мужа/жены в христианских текстах встречаются гораздо чаще. В самой миролюбивой религии – буддизме – говорится примерно следующее: «Общество без уважительного отношения к старшим, без заботы о женщинах, детях, духовных людях, обречено на страдание».

Уважительное отношение ко всему воспитывается с детства личным примером родителей. Ребенок научится заботиться об интересах других, если родители:

  • Вежливо здороваются, прощаются, благодарят любого, кто оказал услугу или помог.
  • Просят прощения за совершенные ошибки.
  • Сохраняют спокойствие в .
  • Придерживают за собой дверь.
  • Хранят чужие секреты.
  • Спрашивают разрешения взять чужие вещи.
  • Стучат, перед тем как войти в комнату детей, родителей.
  • Поддерживают чистоту на природе, в общественных местах.
  • Уважают личное пространство и границы другого человека независимо от возраста.
  • Помогают другим, если действительно могут помочь.
  • Уважительно отзываются о чужом мнении, взглядах, пристрастиях.
  • Защищают свои права воспитанно, без агрессии.
  • Не перебивают, чтобы высказать свою точку зрения.
  • Поступками и словами показывают уважение к родителям, друзьям, сослуживцам знакомым и незнакомым людям.

О самоуважении и его важности

Здоровое самоуважение – это важность человека для самого себя. Не для других, а для себя. Как только желание стать важным для других становится слишком сильным, самоуважение истощается. Человек делает то, чего не хочет, ощущает себя жертвой и, как следствие, бессознательно злится на того, кого «должен уважать».

Самоуважение состоит из трех вещей:

  • Адекватная самооценка. Это личное мнение о самом себе, своих талантах, сильных и слабых сторонах, своей внешности, независимое от оценок окружающих. Это одобрение самого себя без дополнительных условий, просто так. Это признание права на ошибку и способность обеспечить внутреннюю стабильность независимо от внешних условий.
  • Знание собственной компетентности. Это не всеобщее признание, а внутреннее знание: я самый лучший, неважно в чем. Это здоровые амбиции, желание показать лучший результат.
  • Гармоничные отношения. Это не любовь с первого взгляда и не лотерея. Это выстраивание четких границ с пониманием, где заканчивается мое и начинается чужое. Это реалистичные ожидания от любви, доверие, забота. Это взаимная договоренность, где два человека берут обязательства работать над собой.

Здесь нет важных или второстепенных – все равны. Например, просевшая самооценка сказывается на отношениях. В свою очередь дискомфорт в отношениях забирает столько сил, что на развитие компетентности уже не остается сил и времени.

Выводы :

  • Уважение – это не добровольное подчинение, не признание статуса, а осознание ценности каждого человека.
  • Личный пример – основа воспитания уважительного отношения к окружающим.
  • Самоуважение это тот самый стержень, тот центр, на котором держится личность.
  • Самооценка, компетенции, гармония в отношениях – три точки опоры самоуважения работают только в сочетании.
  • Если начать открыто и гордо уважать себя – есть шанс, что другие тоже станут.