Закаливание ребенка – с чего начинать? Закаливание детей воздухом, солнцем и водой – с чего начать и как правильно действовать? В какое время года начинать закаливание ребенка

Известно многим, что здоровье ребенка, работа его иммунитета определяется наследственным фактором, но не многие знают, что на 70% оно зависит от образа жизни, который может улучшить состояние малыша либо, напротив – ухудшить его. Именно поэтому закаливание детей раннего возраста (до 1 года) – актуальный и важный вопрос.

Закаливание – действенная альтернатива медикаментам

Специалистами было установлено, что результативность процедур закаливания водой во много раз превышает результат от «укрепления» иммунитета с помощью специальных препаратов. Уже после первого года с закаливанием, ребенок 2 лет в 3,5 раза меньше подвергается заражению ОРВИ даже в условиях холодной зимы. Кроме того, часто к процедуре закаливания нет противопоказаний (кроме острой лихорадки) и нет негативных эффектов, рисков для здоровья. Чего не скажешь об иммуностимуляторах. Ведь они, по сути, – результат деятельности химической промышленности, и неизвестно как может отдельно взятый ребенок отреагировать на их применение.

Практикой было доказано, что часто для гиперактивных, склонных к перевозбуждениям детей является нежелательным применение подобных препаратов, так как они усугубляют психо-эмоциональное состояние ребенка. Таким образом, можно укреплять иммунитет новорожденного с помощью закаливания и не бояться последствий. Главное – знать меру, иметь терпение и внимательно наблюдать, как реагирует организм малыша на такой «тренинг».


Когда лучше начинать процедуру закаливания?

Каждый родитель знает, что закаливание водой полезно, но не каждый знает, когда его можно начать, в каком возрасте и какое время года лучше подойдет для этого? Не поздно ли начинать процедуру после 2 лет? Да, принципы эти важны, но тут все предельно просто, собственно в этом и заключается преимущество закаливания – начать никогда не рано и никогда не поздно. Всегда можно дать начало здоровому образу жизни – как до 1 года, так и намного позже. Единственно, что более комфортно это будет в теплое время года, особенно если речь идет о детях грудного возраста.

При этом помните основные принципы – закаливание должно ассоциироваться с позитивными эмоциями и впечатлениями, поэтому нужно взять во внимание физическое и психологическое состояние малыша. Ошибочным является суждение о том, что закаливание не рекомендовано для детей, состояние здоровья которых не совсем хорошее. Просто в подобной ситуации следует обратиться за консультацией к специалисту и подобрать правильные, подходящие методики.


Основные правила при закаливании детей

  1. Закаливающие процедуры должны быть системными, без длительных перерывов, не зависимо от времени года;
  2. Степень раздражающего воздействия должна увеличиваться равномерно, постепенно (особенно, если речь идет о детях до 1 года);
  3. Нельзя резко переходить к холодной воде;
  4. При выборе методики нужно брать во внимание возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
  5. Проведение всех процедур должно осуществляться на позитивном эмоциональном фоне и не желательно для сильно болеющих детей.

Закаливание детей раннего возраста должно проводится в гармоничном сочетании общих и специальных мероприятий, где общие:

  • Соблюдение правильного режима дня;
  • Сбалансированное и правильное питание;
  • Занятия физкультурой.

Специальные:

  • Закаливание воздухом;
  • Закаливание водой;
  • Солнечные ванны.

Эти основные правила помогут добиться максимального эффекта от закаливания. Закаливающие процедуры имеют различные методы и способы закаливания детей.


Закаливание воздухом

Данный вид закаливания является первой процедурой для грудного ребенка. Для правильной ее организации важно знать, что: новорожденный ребенок должен находиться в комнате, где температура достигает 23 С, в период от 1 до 3 месяцев – 21 С, от 3 месяцев до 1 года – 20 С, от 1 года – 18 С.

Главным правилом здесь является частое проветривание, летом форточка должна быть открыта практически постоянно, а зимой до 5 раз в день по 15 минут. Это должно быть в присутствии ребенка, избегайте сквозняков. Эффекта закаливания можно добиться и с помощью современной техники, которая в автоматическом режиме регулирует температуру и влажность воздуха.

В летний период для детей грудного возраста можно часто устраивать прогулки уже в первые дни жизни. Изначально это 20-40 минут, которые нужно довести до 7-8 часов в день. Здесь, конечно же, все зависит и от климатических условий конкретного региона.

Начиная от 1 месяца, прогулки организовываются и при отрицательных температурных показателях. Главным условием является отсутствие сильного ветра.

Закаливание воздухом начинают проводить еще в роддоме, оставляя новорожденного некоторое время без одежды. Изначальная температура для данной процедуры – 21-22 С, которая постепенно уменьшается и к возрасту 2 лет (при нормальной переносимости организма) доводится до 18-19 С, а старше 2 лет — до 13 С. Если говорить о времени, то изначально – это 1-3 минуты, которые с каждыми 5 днями увеличивается на 2 минуты. Малыши возрастом до 6 месяцев «гуляют» таким образом 15 мин, а после полугода – 30 минут. В 3 года воздушное закаливание детей может длиться до 40 минут. Процедура воздушного закаливания должна сопровождаться физическими упражнениями.


Закаливание водой

Данный тип закаливания является наиболее эффективным ввиду того, что именно вода имеет высокий уровень теплопроводности и теплоемкости. Все виды водных процедур, которые становятся составляющей закаливания, подразделяют на нетрадиционные (интенсивные) и традиционные.

Традиционные процедуры

Они не подразумевают обливание холодной водой. Любая методика разрабатывается с учетом возраста ребенка. Рекомендовано с первых дней его жизни вносить в ежедневные процедуры (подмывание, умывание, купание) и закаливание.

I. С рождения и до 3 месяцев

  1. Ванны, где температура воды не превышает 37 С длительностью в 5 минут. После чего ребенка обливают водой, температура которой на пару градусов меньше.
  2. Умывание, подмывание детей на протяжении 2-х минут водой, температура которой изначально 28 С, а каждые последующие 2 дня снижается и доводится до 21 С.
  3. Обтирание рукавичкой, смоченной в воде температурой 32-36 С. Процедура длится в течении двух минут. Сначала обтирают руки в направлении от кисти к плечу, затем ноги – от ступни к колену. За 5 дней температура снижается на 1 градус и доводится до 28 С.

Важно после данной процедуры вытереть насухо (до появления розового цвета) все участки тела, которые подвергались обтиранию.

II. От 3 до 10 месяцев

  1. Аналогично пункту 1 в предыдущем разделе.
  2. Аналогично пункту 2 в предыдущем разделе.
  3. Влажное обтирание всего тела. Отличием является то, что после рук и ног обтираются грудь и спина. Температура воды соблюдается, как и при местном обтирании. Для достижения лечебного эффекта можно добавить в воду морскую соль (концентрация 2 ст.л. соли на 1 литр воды). Также важно вытереть насухо тело после процедуры обтирания.

III. От 10 месяцев до 1 года

Пункты 1 и 2 аналогичны предыдущим разделам.

3. Обливание. В ходе этой процедуры ребенок может сидеть либо стоять. Струя воды должна направляться с расстояния в 30 см. Очередность следующая: обливается спина, грудь, живот, затем уже pуки. Также тело вытирается до незначительного покраснения. Первая процедура проводится при температуре воды 35-37 С, после каждые пять дней она понижается на 1 градус и сводится к 28 С.

IV. От 1 года до 2 лет (допустимо и до 3-х)

  1. Общее обтирание, при котором температура воды доводится до 24 С.
  2. Общее обливание водой, температура которой составляет 24-28 С. После полутора лет для детей рекомендовано использовать душ длительностью 1,5 минут.

Для болеющих экссудативно-катаральным , как метод закаливания рекомендована травяная ванна, где применяются следующие виды трав: череда, душица, мать-и-мачеха, фиалка, календула в равных пропорциях (40 гр.). Эту смесь необходимо заварить 3-4 литрами кипяченой воды и настоять в течение 3 часов. Профильтрованный настой вливают в ванну, где температура воды достигает 36 С.

Продолжительность первой процедуры не должна превышать 2-х минут, с каждой последующей она увеличивается и составляет 10 мин. Вместе с этим снижается и температура до 24 С. Такие ванны принимают каждые 2 дня.


К нетрадиционным методам закаливания относятся все процедуры, которые подразумевают контакт обнаженного тела со снегом, холодной, ледяной водой и воздухом отрицательных температурных показателей. Данный метод приводит организм в определенный стресс, что обусловлено физиологией детей. А исследования специалистов дают возможность утверждать, что данный вид закаливания является противопоказанным не только для детей грудного возраста, 1 года, 2 лет, но и для малышей постарше.

Это не беда – ведь существует эффективная альтернатива: контрастные ванны для ног, обтирание, сауна, контрастный душ, русская баня и прочие. Выход из ситуации есть всегда, главное, что у родителей малыша существует желание помочь ему в нормальном, правильном развитии, что станет мощным подспорьем в будущем.

Помните, что, даже собирая ребенка на прогулку, можно организовать закаливание детей до года путем не сильного укутывания и уменьшения слоев одежды. Их должно быть столько, сколько у человека, гуляющего с ним. Когда же малыш начнет ходить и проявлять большую активность (как правило, после 1 года), слой можно уменьшить на один, даже при холодной погоде.

Вот и все основные правила, которые помогут расти вашему малышу здоровым и счастливым!

Будьте здоровы, будьте закалены!

Многие родители жалуются, что ребёнок часто простужается. Слабая иммунная защита – основная причина болезней, низкой сопротивляемости организма. Укрепить иммунитет помогут несложные меры. Главное: регулярность занятий, постоянный контроль результатов, консультации у педиатра.

Закаливание ребёнка со слабым иммунитетом проводится разными методами. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, физкультура, здоровый образ жизни – всех способов укрепления организма не перечесть. Узнайте, как закаливать малышей и деток старшего возраста.

Причины слабого иммунитета

Часто болеющие дети имеют слабую иммунную систему. Излишняя чувствительность организма развивается под влиянием многих факторов.

Причины ослабления защитных сил:

  • недостаточное, нерациональное, некачественное питание матери во время беременности;
  • искусственное вскармливание или раннее прекращение кормления грудью;
  • недостаток микроэлементов, витаминов, минералов, скудный рацион;
  • недостаточный уход за малышом;
  • отсутствие у родителей знаний по закаливанию малыша;
  • нежелание родителей заниматься с малышом физкультурой, проводить массаж;
  • недостаточная длительность прогулок на свежем воздухе;
  • продолжительность дневного/ночного сна ниже, чем по норме;
  • хронические болезни, повышенная сенсибилизация организма;
  • наследственные патологии иммунной системы.

Признаки слабого иммунитета:

  • частые простуды (ребёнок болеет более 4–6 раз за год);
  • постоянные жалобы на головную боль;
  • слабость, апатия, сонливость;
  • склонность к аллергии;
  • после болезней ребёнок долго восстанавливается;
  • организм слабо реагирует на проникновение возбудителей, температура редко повышается даже при заболеваниях, которые почти всегда сопровождаются высокими температурными показателями;
  • на коже часто появляются прыщики, красные пятнышки;
  • любой сквозняк вызывает заложенность носа;
  • при малейшем контакте с простуженным человеком начинается кашель, чихание, ухудшается самочувствие;
  • детки отказываются от подвижных игр, тихонечко сидят в сторонке, жалуются, что «нет сил».

Многие взрослые спрашивают: «Как повысить иммунитет у часто болеющих деток?». Методы зависят от причины снижения иммунной защиты. Если проблема приобретённая, максимальный упор делайте на естественные методики: правильное питание, режим дня, витаминотерапию, физкультуру, закаливание. При врождённых иммунных патологиях основное лечебное воздействие оказывают специальные препараты. Доктор назначит иммуностимуляторы, без которых правильный образ жизни не даст заметных результатов.

Общие правила закаливания

После визита к иммунологу и педиатру вы узнали, что серьёзных заболеваний у ребёнка нет, врождённые патологии отсутствуют. Это приятная новость. Для укрепления иммунитета важно наладить питание, сон, отдых, и здоровье станет крепче.

Обязательный пункт для повышения защитных сил организма – закаливание. Обратите внимание на общие требования, которых следует придерживаться в любом возрасте.

10 правил для родителей, начинающих закаливание часто болеющих деток:

  • продумайте методики, остановитесь на одной – двух, посоветуйтесь с педиатром;
  • начните процедуры, когда детки полностью здоровы;
  • действуйте осторожно, постепенно снижайте температуру воды/воздуха, увеличивайте продолжительность воздушных/солнечных ванн;
  • постепенно вводите новые виды оздоровительных процедур;
  • соблюдайте режим адаптации: следующую методику вводите через неделю – другую после спокойной реакции организма на предыдущие сеансы;
  • водные процедуры начинайте летом, в тёплую погоду;
  • для деток, страдающих от частых простуд, температура воды и воздуха должна быть выше на 2–3 градуса;
  • если малыш заболел, отмените обтирания, ванны (в воде или воздушные), после выздоровления начните процесс сначала, с первой стадии;
  • каждые 2 недели делайте перерыв на пару дней, наблюдайте за реакцией организма;
  • совмещайте закаливание с правильным питанием, пребыванием на свежем воздухе, приёмом витаминно-минеральных комплексов, полноценным отдыхом. Только в этом случае иммунная система ребёнка станет крепче.

Методы закаливания детей разного возраста

Педиатр, врач-методист кабинета здоровья подскажет оптимальные виды процедур для оздоровления организма. Большинство методик подходят для применения в домашних условиях. Задача родителей – изучить правила закаливания, получить консультацию специалиста. Важно учесть состояние здоровья конкретного ребёнка.

Водные процедуры

Простые, доступные методы: обтирание, обливание и душ. Покажите малышу пример, как растирать тело полотенцем. Учтите: кожа у деток нежная, сильно тереть тело нельзя. Купите малышу мягкое полотенце.

  • проводите обтирание тела после пробуждения, длительность процедуры – 1–2 минуты. Вначале температура +33…+35 градусов. Также как при других водных процедурах, постепенно понижайте температуру на 1–2 градуса;
  • душ разрешён после полутора лет. Оптимальное время для водных процедур – утром и после проведения лёгкой гимнастики. Температурный режим тот же, что для принятия ванны (от +36 градусов, постепенно «убирайте» по 1 градусу);
  • обливание. Отличный закаливающий эффект, активная тренировка механизма терморегуляции. Процедуры начинайте после того, как малыш привык к обтиранию и душу. Нельзя сразу выливать на ребёнка кувшин холодной воды: простуда обеспечена. Длительность обливания – от 15 до 30 секунд. Начинайте со стандартной температуры (от +35 градусов), на протяжении двух месяцев добейтесь температуры +30 градусов. Вначале обливайте только ножки (от стоп до коленок) и ручки (от кистей до плечиков), позже переходите на всё тело (постепенно). Когда малыш привыкнет, чередуйте тёплую и прохладную воду.

Обратите внимание! Температуру обливания деток регулируйте в зависимости от времени года. Для малышей с года до трёх лет зимой ориентируйтесь на показатели +34…+28 градусов, летом: +33…+24 градуса. С 6 до 8 лет температурные показатели снижаются с +32…+24 градуса зимой до +30…+20 градусов летом.

Плавание

Воздействие прохладной воды на маленький организм, мягкий «волновой» массаж, развивающие физические нагрузки вывели плавание в лидеры процедур по закаливанию деток разного возраста. Примечательно, что плавать с поддержкой младенец может уже с 6–8 недель.

Самым маленьким пловцам держаться на воде поможет надувной круг для новорождённых с удобной фиксацией в области шеи. Вначале ребёнок плавает в ванной, в открытом водоёме разрешено купаться малышам возрастом от года, обязательно, с родителями.

Многие бассейны предлагают специальный курс раннего плавания для мамочек и грудничков. Детки активнее развиваются, реже болеют, становятся более общительными, уверенными, усиливается связь мамы и младенца. Иногда на такие занятия ходят папы: это тоже плюс для воспитания маленького человечка.

Температура в бассейне для грудничков – на уровне +32 С…+34 С, воздух должен прогреться до +26 С. Для комфортного плавания в бассейне постепенно снижайте температуру воды в ванной с 36–37 градусов до +33 С…+34 С. Выполняйте рекомендации инструктора, получите разрешение педиатра на оздоровительное плавание в бассейне для грудничков.

Старшим деткам также рекомендованы занятия для развития силы, ловкости, закаливания организма. Один из положительных моментов: плавание – это активные физические нагрузки с минимальным воздействием на позвоночник и сердечно-сосудистую систему.

Волшебная дорожка

Простой, доступный способ. Во время процедуры ребёнок воздействует на биологически активные точки стоп, массирует подошву, ощущает действие воды на ножки. Пары эфирных масел проникают в дыхательные пути, благотворно влияют на организм. Ходьба по неровной поверхности – это лёгкая зарядка плюс массаж.

Понадобится:

  • массажный коврик;
  • мелкий песок;
  • некрупная галька;
  • морская соль;
  • эфирные масла.

На странице узнайте о том, как правильно вводить прикорм при грудном вскармливании.

Как действовать:

  • налейте в ванну не очень много воды: вначале жидкость должна быть тёплой: +36…+37 градусов;
  • насыпьте морскую соль с концентратом пихты, эвкалипта, сосны;
  • сверху положите массажный коврик;
  • поставьте малыша в ванну. Предложите походить по дорожке. Многие родители и фитотерапевты советуют петь песенки. Чем чаще ребёнок открывает рот, набирает больше воздуха, тем активнее полезные пары хвои или эвкалипта, соляные испарения проникают в дыхательные пути;
  • первая процедура длится 10 минут. Вода понемногу остывает, заметен закаливающий эффект;
  • постепенно снижайте температуру на 1–2 градуса, но в холодной воде держать ноги тоже не стоит;
  • через пару недель доведите длительность процедуры до 20 минут;
  • следите, чтобы ребёнок не замёрз. После процедуры сполосните ножки чистой водичкой, вытрите насухо.

Совет! Полезный сеанс можно провести в большом тазу. Насыпьте песок и мелкую гальку, всыпьте немного морской соли, капните немного хвойного эликсира. Для полезных процедур водичку подогрейте до 36 градусов. Пусть малыш походит в тазике, как по морскому дну. Начните с 5 минут, за 2 недели доведите до 20 минут.

Воздушные ванны

Самый простой, доступный способ закаливания. Раздевайте малыша, пусть полежит голышом в тёплую погоду 2–3 раза за день. Продолжительность процедур – от 2 до 15 минут. Обязательно учитывайте температуру в помещении, чтобы карапуз не замёрз.

На свежем воздухе ребёнок должен гулять без лишней одежды (не кутайте даже самых маленьких) с учётом климатических условий. Начинайте закаливание утром или после дневного сна, понемногу увеличивайте продолжительность сеансов.

Солнечные ванны

Полезный вид оздоровления организма. Главное: не переусердствовать, соблюдать часы, благоприятные для закаливания.

  • груднички должны находиться на солнце не более 1–2 минут, малыши после годика – не более 20 минут;
  • оптимальное время для пребывания на летнем солнышке – до 10.00 и после 16.00. С 11 до 15 малышам (да и деткам постарше) не стоит прогуливаться под палящим солнцем: опасное излучение в пиковые часы провоцирует различные заболевания;
  • как и при других методах закаливания, время пребывания на солнце увеличивайте постепенно. Следите за реакцией организма, не допускайте теплового удара. Всегда надевайте малышу кепку, панамку с козырьком для защиты лица и глаз.

Физкультура, гимнастика, массаж

  • утренняя зарядка – это игра, а не наказание. Малыш будет с удовольствием заниматься, если родители показывают пример. Ребёнок не должен догадываться, насколько серьёзное мероприятие проводится: упражнения должны быть лёгкими, весёлыми;
  • разрешите малышу прыгать, бегать, приседать, наклоняться под бодрую, зажигательную музыку. Родителям также будет полезна разминка;
  • помните: маленькие детки копируют поведение взрослых. Если вы заставляете карапуза делать зарядку, а сами нежитесь под одеялом, толку не будет;
  • массаж – отличный способ укрепления мышц, нормализация функций организма. Проводите полезные сеансы через час-полтора после еды, в дневное время или утром, перед зарядкой;
  • если позволяет площадь детской, купите юному спортсмену уголок для занятий физкультурой. Минимальный набор – турник, шведская лестница, канат, спортивная скамья, качели. В хорошо оборудованном месте занятия физкультурой проходят намного интереснее.

Малыш часто болеет? Врач сказал, что у ребёнка ослаблен иммунитет, нужно закаливать организм? Учтите рекомендации педиатров, продумайте методы, подходящие для вашего малыша. Чем раньше вы начнёте закаливание при слабом иммунитете, тем скорее ребёнок станет крепче, будет активнее сопротивляться инфекциям.

Доктор Комаровский о закаливании детей в следующем видео:

О том, что закаливание полезно, нам всем известно с детства. Но многие родители отказываются закалять своего ребенка, считая, что для этого нужно обязательно обливать малыша ледяной водой, купать в проруби или ходить с ним по снегу босиком. Так ли это? Что такое закаливание на самом деле?

Закаливание – это комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды, и в первую очередь к холоду, так как именно переохлаждение чаще всего становится причиной простудных заболеваний. Для проведения закаливающих процедур используются основные природные факторы — солнце, воздух и вода. В основе методов закаливания лежит постепенная тренировка приспособительных возможностей организма ребенка путем систематического дозированного воздействия на него этими факторами или их сочетанием. В результате происходит постепенная перестройка процессов терморегуляции (улучшается координация процессов выработки и отдачи тепла), позволяющая организму малыша быстрее адаптироваться к изменениям внешних условий без вреда для здоровья.

Чтобы понять, как действует закаливание, необходимо знать, какие процессы происходят в организме человека под воздействием холода. В ответной реакции организма на охлаждение можно выделить 3 стадии:

— на 1-й стадии происходит сильное сужение сосудов кожи и слизистых оболочек верхних дыхательных путей, кожа бледнеет, разница температуры кожи и окружающего воздуха уменьшается, таким образом, снижается отдача тепла;

— на 2-й стадии происходит адаптация организма к холоду — сосуды расширяются, кожа становится теплой, при этом улучшается кровоснабжение и питание тканей, активизируется обмен веществ, мобилизуются защитные силы организма;

— на 3-й стадии при длительном воздействии холода, организм исчерпывает свои защитные возможности – кожа вновь бледнеет, приобретая синюшный оттенок, наступает переохлаждение и ребенок может заболеть (закаливание в этой стадии будет иметь обратный эффект).

У незакаленного или ослабленного ребенка при охлаждении стадия адаптации к холоду может не проявляться совсем, тогда сразу наступает 3-я стадия – переохлаждение, резкое сужение сосудов приводит к плохому кровоснабжению слизистых верхних дыхательных путей, снижается местный иммунитет, и организм становится уязвимым для вирусов и бактерий. В результате тренировки способности сосудов изменять свой просвет, у закаленного ребенка после кратковременного спазма происходит резкое расширение сосудов, благодаря притоку крови активизируются защитные силы, и организм малыша в целом становится более устойчивым к воздействию неблагоприятных факторов, в том числе и различного вида инфекциям.

Закаливание может быть эффективным только при соблюдении следующих принципов:

индивидуальный подход. Выбирая комплекс закаливающих процедур для своего малыша, необходимо учитывать его индивидуальные особенности и возможности, а также его желание заниматься тем или иным видом закаливания.

— систематичность. Закаливающие процедуры нужно проводить ежедневно в любое время года без перерывов. Они должны стать естественной составляющей образа жизни ребенка и выполняться наряду с другими мероприятиями привычного распорядка дня (умывание, прогулки, купание, сон). Тренирующий эффект закаливания достигается за несколько месяцев, а при прекращении процедур исчезает значительно быстрее, в течение 2-3 недель, а у детей 1-го года жизни уже через 5-7 дней, поэтому начиная закаливать своего ребенка, закаливающие мероприятия желательно проводить на протяжении всей его дальнейшей жизни.

постепенность. Интенсивность воздействия закаливающего фактора необходимо увеличивать постепенно, не допуская резких скачков, переходя от мягко действующих процедур к более интенсивным (например, обтирание – обливание – душ – купание). При переходе от слабых закаливающих процедур к более сильным необходимо ориентироваться на состояние ребенка и его реакцию на данное воздействие. Также постепенно следует увеличивать продолжительность процедур и площадь воздействия «раздражителя» на тело малыша.

безопасность. Нельзя допускать переохлаждения или перегрева ребенка от чрезмерно длительного воздействия низких или высоких температур. Начинать закаливающие процедуры можно, только если тело, ручки и ножки малыша теплые, в обратном случае положительного эффекта от закаливания получить не удастся, а ребенок может заболеть от переохлаждения. Кожа малыша во время закаливающих процедур должна быть розовой (не бледной и не синюшной), а сам ребенок — активным и жизнерадостным.

положительный настрой ребенка. Результаты закаливания во многом зависят от того, как ребенок относится к этим процедурам. Закаливающие процедуры должны приносить малышу радость и удовольствие, поэтому детям рекомендуется проводить закаливание в форме игры.

— комплексность. Закаливание может быть эффективным только в комплексе с другими составляющими здорового образа жизни: соблюдением режима дня, полноценным и сбалансированным питанием, адекватными физическими нагрузками. Значительно повышает эффективность закаливания сочетание процедур с массажем и гимнастикой.

В результате правильно проводимого закаливания повышается иммунитет и устойчивость детского организма к резко меняющимся условиям внешней среды, малыш легко и безболезненно переходит из одного сезона в другой, легче адаптируется к новым условиям проживания, и страдает хроническими заболеваниями, у ребенка улучшается сон и аппетит, повышается выносливость к физическим и умственным нагрузкам.

Правильный подход

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Среди детей наблюдается такая тенденция, что чем больше мамы и бабушки с любовью стараются оградить ребенка от воздействия внешних факторов, кутая, не разрешая купаться в реке, ходить босыми ногами по траве, песку или дома по полу, тем чаще ребенок болеет. В этом случае следует отказаться от избранных принципов и начать закаливать ребенка.

Закаливание представляет собой комплекс процедур, основанный на воздействии таких факторов, как вода, воздух, солнце, часто заключающийся в перепаде воздействующих температур или атмосферного давления. В результате организм ребенка становится более устойчивым к воздействию природных раздражителей и способен лучше противостоять инфекциям.

Закаливание естественным образом развивает иммунитет, причем этот метод гораздо эффективнее стимулирования иммунитета из вне, с помощью таблеток.

Если сравнивать количество случаев ОРВИ у незакаленного ребенка и того, который в течение года подвергался закаливающим процедурам, то закаливание примерно в 3 раза снижает риск простудных заболеваний.

Начинать закаливать организм ребенка можно без предварительной подготовки и с любого возраста, чем раньше, тем лучше. У маленького ребенка гораздо активнее развит механизм адаптации, поэтому раннее закаливание дает более выраженный результат.

Принципы закаливания

Закаливание ребенка (с чего начать будет подробно рассказано ниже) должно базироваться на следующих принципах:

  1. Индивидуальный подход. Методики закаливания выбирают с учетом состояния здоровья ребенка и образа жизни семьи. Важно, чтобы процедуры нравились самому ребенку.
  2. Периодичность и постепенность. Закаливающие процедуры должны проводиться систематически, начиная с малого: незначительного изменения температуры, небольшой продолжительности. Этот процесс нельзя форсировать.
  3. Комплексность. Только закаливающие процедуры не позволят поднять иммунитет ребенка на максимальный уровень. Необходимо соблюдать также принципы здорового питания и образа жизни.

Закаливание ребенка в домашних условиях: с чего начать

Затем уже переходят к обтираниям, душу, частичному обливанию, контрастному душу, полному обливанию. Начинают с незначительного понижения температуры воды — +35-36 градусов, постепенно, градус за градусом, понижая ее.

Показания к закаливанию

При следующих показаниях закаливание не просто желательно, оно необходимо:


Правила закаливания

Закаливание ребенка (с чего начать следует, так это с посещения педиатра и иммунолога, чтобы выявить необходимость планируемых мероприятий и узнать, нет ли противопоказаний по здоровью) проводят с учетом следующих правил:

Мнение доктора Комаровского

По мнению доктора Комаровского, ребенок нуждается в закаливающих процедурах с самого рождения. Но что не навредить ребенку, нужно перед началом процедур обязательно проконсультироваться с педиатром. Перед тем как будут разрешены закаливающие процедуры, могут быть назначены анализы и обследование.

Евгений Комаровский советует проводить закаливание каждый день, без пропусков, если здоровье ребенка позволяет это делать. Также он отмечает, что для детей подходят такие процедуры, как контрастный душ, обливание прохладной водой, солнечные и воздушные ванны, но процедуры, связанные с воздействием ледяной воды, например моржевание, для детей не подходят.

Противопоказания

К основным противопоказаниям к закаливающим процедурам относят:


Если заболевание временное, после выздоровления рекомендуется возобновить закаливание с самых щадящих процедур.

Новорожденным

Согласно рекомендациям доктора Комаровского, закаливание в младенческом возрасте должно включать воздушные и водные процедуры. Причем воздействие должно быть умеренным. Использовать экстремальные температуры для закаливания доктор не рекомендует.

Умывание . Начать рекомендуется именно с него, причем в первый же день после выписки из роддома. Температура воды должна быть равна 28 градусам. Закаливание таким образом проводят ежедневно, но температуру воды понижают очень постепенно, процесс понижения температуры на 2-3 градуса должно растянуться на 2-3 месяца.

Обливание . Начинают практиковать в частичного обливания – с ног ребенка. Затем переходят на все тело. Начальная температура – 32-35 градусов. Оптимально проводить закаливающие процедуры после ежедневного купания. Начав с ног, переходят к обливаниям всего тела. В конце концов, обливают постепенно все части тела снизу вверх: ноги, руки, живот, затылок.

Купание . Длительность самих купаний следует также увеличивать: вода будет охлаждаться естественным образом и оказывать закаливающий эффект. Контрастные ванны для младенцев необязательны.

Обтирание . Выполняют с помощью фланелевой рукавицы. Как и обливание, начинают сначала с ног и ими же и ограничиваются. Затем расширяют область обтирания в такой последовательности: руки, спина, грудь и живот. Рекомендовано начинать с 2 месяцев.

Прогулки . Комаровский считает прогулки обязательной составляющей ежедневного распорядка ребенка. Он говорит о том, что не нужно избегать прогулок при неблагоприятных погодных условиях: снеге, дожде. Все что нужно в этом случае – одеть ребенка по погоде.

Длительность прогулок должна также увеличиваться. В летнее время минимальная продолжительность прогулок – 20-30 минут, зимой – 5-7 минут. Но с каждым днем можно увеличивать время минут на 5-10. В зимнее время при особенно низких температурах с детьми 1-3 месяцев гулять не стоит, с детьми более старшего возраста прогулки возможны, но одевать ребенка нужно на один слой больше, чем взрослого.

Воздушные ванны. Комаровский не рекомендует кутать ребенка. В частности он советует оставлять ребенка на несколько минут обнаженным при каждой смене памперсов или пеленок, при переодевании на прогулку. Такая методика позволит поддержать естественный механизм адаптации.

Солнечные ванны. Рекомендованы грудным детям, в частности и потому, что являются профилактикой рахита. Но необходимо соблюдать осторожность – ограничивать попадание прямых солнечных лучей на кожу ребенка, чтобы не возникло ожогов.

Детям от 3 лет и старше

Если закаливание не начато в младенчестве, это вовсе не значит, что время упущено. Процедуры с ребенком можно начать и позже, в 3 года и позднее. Общие принципы будут теми же.

С 2-3 года можно ввести методику контрастного душа , разрешить ребенку ходить летом на свежем воздухе и зимой в помещении в одном нижнем белье. Положительно скажутся на иммунитете занятия в бассейне. С 4-5 лет уже можно практиковать обливания на улице сначала прохладной, затем холодной водой. Но в этом нужно держаться меры.

Водные процедуры

Обтирание с 2 месяцев нужно проводить мягким полотенцем, так как кожа у ребенка нежная. Процедуру проводят после утреннего подъема в течение 1-2 мин. Оно может быть сухим и влажным. Начальная температура воды при влажном обтирании – 35 градусов. Постепенно ее понижают.

Душ рекомендован с 1,5 лет. Его следует принимать после утренней гимнастики. Начальная температура +36. Затем в течение нескольких дней понижают ее на один градус, уменьшая ее таким образом до 26 градусов. Процесс перехода к минимальной температуре должен занять не дни, а месяцы.

Обливание вводят в последнюю очередь, уже тогда, когда организм ребенка полностью адаптировался к обтираниям и душу, независимо от того, в каком возрасте были начаты процедуры. Обливания тренируют сосуды, развивают механизм терморегуляции.

Но, как и в других методиках, нельзя форсировать события: начинают с частичного обливания и с самых высоких температур (+35 градусов). Слишком ранний переход к обливаниям холодной водой спровоцирует простуду. В частности за два месяца рекомендуется снизить температуру с +35 до +30 градусов.

Порядок обливания: сначала нижнюю часть тела до колен, затем руки до плеч, позже – все тело. Расширяют область обливания постепенно. Возможно контрастное обливание: сначала теплой, затем прохладной водой.

Температура воды для обливания – зависимость от времени года и возраста

Длительность обливания постепенно увеличивают с 15 секунд до 30. Контрастные ванны для ног проводят с помощью двух емкостей (ведер или тазиков). В одной из них температура воды должна быть равна 40 градусам, в другой – 32 градусам. 1 минуту ноги держат в горячей воде, затем 20 с – в холодной.

Чередуют 5 раз, заканчивая погружением ног в холодную воду. Постепенно температуру воды понижают и в том и в другом тазике. Полезно во время процедуры делать зарядку для стоп.

Место пребывания (баня-предбанник) нужно чередовать, именно благодаря этому и будет осуществляться закаливание. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок дышал в бане и сауне носом.

Плавание

Плавание оказывает сразу несколько положительных воздействий на организм ребенка: во-первых, это температурное воздействие, которое обеспечивает закаливающий эффект, во-вторых, массажное – волны воды массируют тело, в-третьих, обеспечивается физическое развитие, так как при плавании развиваются все группы мышц.

Положительно сказывается плавание и на эмоциональном состоянии ребенка, так как многим этот процесс нравится.

Купание в открытом водоеме разрешено с одного года, обязательно под контролем взрослым. Плавать в ванной малыш может уже с 6-8 недель. Причем существуют методики обучения не только плаванию в столь раннем возрасте, но и нырянию с головой. Если ныряние не планируется, то удержаться на воде ребенку поможет специальный круг, фиксирующийся на шее.

В грудном возрасте можно практиковать и плавание в бассейне. Перед этим рекомендуется адаптировать ребенка к температуре воды в бассейне. Она находится на уровне 32-34 градуса, поэтому нужно постепенно понизить температуру воды при купании в ванне до этих показателей.

Воздушные ванны

В первую очередь молодым родителям нужно усвоить правило: одевать ребенка нужно по погоде, нельзя кутать даже новорожденных. Но в то же время учитывают и температуру при проведении воздушных ванн – ребенок не должен мерзнуть.

В летнее время процедуру можно проводить 2-3 раза в день по 2-15 минут. Ребенка раздевают и оставляют полежать на свежем воздухе или в помещении, если на улице холодно. Процедуру закаливания желательно проводить либо в утреннее время, либо после дневного сна.

Солнечные ванны

Солнечные лучи способствуют выработке витамина D в организме, поэтому солнечные ванны не просто желательный, а необходимый вид закаливания. Грудным детям рекомендуется находиться на солнце не более 2 минут, детям старше года – не более 20. При этом находиться на солнце необходимо в благоприятного время: с рассвета и до 10 часов утра, и после 16 часов и до заката.


Солнечные ванны при закаливании ребенка также важны как и обливания и обтирания

В это время солнечные лучи не оказывают вредного воздействия. Но даже в это время необходимо защищать голову малыша от прямых солнечных лучей с помощью кепки или панамки.

Если до 3-х лет солнечные ванны рекомендуется проводить при температуре от +26 градусов, то дети более старшего возраста могут принимать солнечные ванны и при температуре от +22 градусов. Продолжительность солнечных ванн увеличивают постепенно.

Физкультура и гимнастика

Гимнастика помогает организму малыша развиваться в правильном направлении, стабилизирует все функции организма. Но заставлять ребенка заниматься гимнастикой насильно не следует. В грудничковом возрасте гимнастику может проводить мама, предварительно получив консультацию у специалиста.

Когда же малыш сможет выполнять упражнения самостоятельно, нужно превратить процесс в игру, чтобы ребенок не заподозрил, насколько необходима эта процедура. Обязательно следует показывать пример ребенку. Для детей постарше рекомендуется оборудовать в детской спортивный уголок, где он сможет заниматься самостоятельно.

Физические упражнения нужно проводить с утра или днем до еды, либо через два часа после приема пищи.

Закаливание горла ребенка

Сочетать общие закаливающие процедуры можно с закаливанием горла, что особенно актуально, если ребенок часто болеет ангиной.


Ходьба босиком

Практикуют с момента, когда ребенок научится ходить. Сначала он может ходить по полу в носках, а затем и босыми ногами, в летнее время ребенку разрешают побегать по траве, песку.
Эта практика способствует не только укреплению иммунитета, но и правильному формированию свода стопы.

Закаливание после болезни

Если ребенок только недавно переболел, следует отказаться от водных закаливающих процедур. Начинают закаливание с непродолжительных воздушных ванн, не забывают про периодическое проветривание помещения и о том, что не нужно надевать на малыша слишком много одежды.

Перегрев грозит повышенным потоотделением, в результате чего ребенка может просквозить. Особенно полезно после простуды проводить полоскания горла с помощью солевого или содового раствора.

Если проводятся процедуры закаливания, это еще не значит, что ребенок не будет болеть вообще. Частота заболеваний снизится, но сама возможность не исключена. Столкнуться с болезнью он может в любом случае, другое дело, что заболевание будет протекать в более легкой форме и выздоровление наступит быстрее.

И чем раньше начать закаливание, тем скорее будет решена проблема низкой сопротивляемости организма к инфекции.

Видео о закаливании ребенка

Закаливание ребенка:

Нужно ли закаливать ребенка: